Администрация г.Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Современные информационные технологии»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: с 10 лет
Автор-составитель:
Шальнов Алексей Станиславович
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно - педагогические условия реализации программы
Список литературы
3
11
15
16
22
24
27
31
33
2
1. Пояснительная записка
Современные требования к учащимся предписывают использование
различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи,
интерпретации информации, в том числе в открытом учебном информационном
пространстве, в сети Интернет. Немаловажно и актуальное использование
речевых средств и средств информационных и компьютерных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач, а так же овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, в том
числе мире информационных технологий.
Актуальность данной программы обусловлена следующими причинами:
- необходимость получения навыка работы с компьютером;
- необходимость решения практических и творческих задач, выходящих
за пределы преподаваемых в рамках информатики в школе знаний;
- необходимость ориентации в мире цифровых профессий;
- возможность реализации творческих навыков с использованием ПК;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мышления и коммуникативных навыков в рамках творческого
общения со сверстниками и педагогом.
В современном мире и в будущем наиболее востребованы будут
узкопрофессиональные специалисты, поэтому ранняя профориентация
учащихся является важным шагом к формированию успешной, духовно
развитой и целенаправленной личности. Все большее количество современных,
динамично развивающихся и востребованных обществом профессий связано с
миром цифровых технологий. Такие профессии получили названия цифровых
или диджитал-профессий (англ. Digit-цифра). Поэтому ранняя профориентация
и базовое освоение учащимся digital-специальности может стать важным шагом
к выбору будущей профессии. Правительство РФ крайне заинтересовано в
появление высокопрофессиональных и патриотично настроенных специалистов
в области компьютерных технологий, ведь digital-профессии это неотъемлемая
часть цифровой экономики.
Новизна программы обусловлена тем, что она помимо изучения базовых
знаний работы с компьютером, охватывает многие основные области
применения современных компьютерных технологий, в том числе
используемых для решения творческих и повседневных задач: начиная от
изучения основных принципов функционирования компьютера и операционной
системы, заканчивая работой с компьютерной графикой. Также она не только
ориентирует учащегося в мире современных цифровых профессий, но и
позволяет освоить базовые навыки некоторых из них.
3
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
по мере ее освоения ребята проявляют не только алгоритмическое, но и
творческое, художественное мышление. В результате чего, полученные на
занятиях знания и практические навыки осмысленно и всесторонне могут быть
использованы для решения актуальных задач.
Направленность программы: техническая.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Цель: формирование активной, творческой личности, обладающей
информационной культурой и умеющей целенаправленно и рационально
работать с информацией при помощи компьютерных технологий.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать и расширить информационную грамотность.
Развивающие:
- развить логический и алгоритмический способы мышления;
развить познавательную активность учащихся, и их творческие способности;
- развить устойчивый интерес к компьютерным технологиям;
- сформировать общие навыки работы с компьютером;
- сформировать навыки планирования результативности действий с учетом
4
заданного набора средств;
-сформировать информационно-поисковые навыки с целью нахождения
обработки и хранения необходимой информации;
-развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности.
Воспитывающие:
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности;
- формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие,
ответственное
отношение
к
профессиональной,
добровольческой
(волонтерской) деятельности, формировать у учащихся культуру здорового и
безопасного образа жизни.
Отличительной особенностью данной программы является охват более
широкого круга задач по сравнению с традиционными методиками, развитие
творческого и художественного мышления, наличие профориентационного
блока.
Задачи и ожидаемые результаты реализации программы (по годам
обучения).
Задачи 1-года обучения:
1. Обучабщие:
- познакомить учащихся с основными элементами компьютерной системы;
- познакомить детей с операционной системой Windows;
- познакомить с текстовым редактором Word;
- познакомить учащихся с табличным редактором Exel.
2. Развивающие:
- развивать интерес и стремление к осознанному использованию компьютерных
технологий;
- развивать навыки самостоятельного мышления.
3. Воспитывающие:
- воспитать информационную культуру учащегося;
- воспитать чувство ответственного и рационального обращения с
компьютером;
- воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества, воспитывать
бережное отношение к природе и собственному здоровью, воспитывать
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
1. Предметные:
1.1 Учащиеся должны знать:
5
основные элементы компьютерной системы;
назначение и главные характеристики компьютера;
устройства ввода, вывода и хранения информации;
что такое ОС Windows, ее объекты и основные элементы управления;
понятие об организации информации: файл, каталог, файловая структур;
текстовый редактор Word, основные режимы работы (ввод, редактирование,
печать, орфография, поиск и т.д.);
табличный редактор Exel, основные функции программы.
1.2 Учащиеся должны уметь:
Предметные
соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;
владеть основными навыками работы с компьютером (вкл., выкл., работать с
носителями информации, выполнять основные операции с файлами в среде
Windows);
с помощью программы Word уметь набирать, редактировать, выполнять
основные операции над текстом;
табличный редактор Exel, работать с ячейками, владеть основными
функциями программы.
Метапредметные:
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные:
уметь отвечать за свои поступки, быть самостоятельными, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
бережно относиться к природе;
6
уметь использовать основы эстетического образования, включая
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа
жизни.
Задачи 2-года обучения:
1. Обучающие:
- познакомить с сетью Интернет, ее основными возможностями;
- познакомить детей с программой для редактирования видеоданных Mpeg
Video Wizard;
- дать представления о программе для создания электронных презентаций
Power Point;
-познакомить с программой PhotoShop как основой для редактирования
цифровых изображений.
2. Развивающие:
- развивать мышление детей: анализ, синтез, логику;
- развивать интерес детей к различным формам работы с информацией с
помощью
компьютерных технологий.
3. Воспитательные:
- продолжать воспитывать информационную культуру детей;
- воспитание ответственного и серьезного отношения к информационным
технологиям;
- продолжать воспитание самостоятельности, навыков сотрудничества. - ---- воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью,
- воспитывать эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения
1. Учащиеся должны знать:
историю развития сети Интернет, базовые возможности интернет-браузеров
и поисковых систем, способы безопасной работы в сети;
основы работы с видеоинформацией с помощью программ Mpeg Video
Wizard;
основы работы Power Point, как правильно создавать презентации и
демонстрировать их;
знать, как редактировать цифровые изображения в программе Photoshop.
2. Учащиеся должны уметь:
Предметные:
7
работать в сети Интернет с помощью браузера Mozilla FireFox,
самостоятельно осуществлять поиск информации;
редактировать видеоматериал: добавлять видеофайлы в редактор Mpeg
Video Wizard,
создавать видеопроект, с использованием базовых
возможностей Mpeg Video Wizard;
проводить монтаж фрагментов видеоряда,
накладывать эффекты,
сохранять файл в нужном формате;
работать с цифровой фотографией, применять фильтры и эффекты,
сохранять исходный проект в нужном формате.
Метапредметные:
осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет;
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Личностные:
уметь отвечать за свои поступки, быть самостоятельными, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
бережно относиться к природе;
уметь использовать основы эстетического образования, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
принимать ценности здорового и безопасного образа жизни.
Задачи 3-года обучения:
1.Обучающие:
- познакомить с современными цифровыми профессиями;
- познакомить с редактором векторной графики Corel Draw;
- дать представления о трехмерной графике.
- познакомить детей с программой Bryce5;
- познакомить c редактором объемной графики Blender.
8
2. Развивающие:
- развивать мышление детей: анализ, синтез, логику;
- развивать интерес детей к различным формам работы с информацией с
помощью компьютерных технологий.
3. Воспитательные:
- продолжать воспитывать информационную культуру детей;
- воспитание ответственного и серьезного отношения к информационным
технологиям;
- продолжать воспитание самостоятельности, навыков сотрудничества;
- воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью;
- воспитывать эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений.
Ожидаемые результаты 3-го года обучения
Предметные:
1. Учащиеся должны знать:
мир современных цифровых профессий;
базовые приемы работы в программе Corel Draw;
основы работы с трехмерной графикой при помощи программы Bryce5;
основы работы в программе Blender.
2. Учащиеся должны уметь:
уметь рисовать простые формы при помощи программы Corel Draw,
модифицировать их, создавать макеты печатной продукции;
создавать и работать с трехмерными объектами в программе Bryce;
создавать и редактировать объекты сцены в программе Blender.
Предметные
работать с программой Corel Draw;
работать и создавать объекты 3d-графики;
выполнять необходимые операции программе Blender.
Метапредметные:
владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать языковые средства,
обсуждаемой проблеме, представлять
составление текста и презентации
адекватные
результаты исследования, включая
материалов с
использованием
информационных и коммуникационных технологий, в дискуссии;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
9
задач и средств их достижения.
Личностные:
уметь отвечать за свои поступки, быть самостоятельными, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
уметь использовать основы эстетического образования, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа
жизни;
владеть основами экологического мышления, осознавать влияния
общественной нравственности и социально-экономических процессов
на состояние природной среды.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
10
2. Учебный план
№
Разделы
п/п
программы
1
Модуль 1
2
Модуль 2
3
Модуль 3
Итого:
Год обучения
1-й год
2-й год
3-й год
108
Форма
промежуточн
ой
аттестации
Тестирование
Тестирование
108
108
Тестирование
324
11
3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Современные информационные технологии»
Год
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль
март
апрель
май
итого
обучения
1-й
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
2-й
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
3-й
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
12
4. Содержание рабочей программы
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№
Тема программы
В том числе
Всего
Формы
часов
аттестации/
Теория Практик
контроля
а
Модуль 1. Основы
Комплектование
72
компьютера
групп - 3 часа
23
46
1.1. Основные элементы
Тест.
компьютера
9
Практическая
3
6
работа.
1.2. Основы ОС
9
18
27
Тест.
Windows
Практическая
работа
1.3. Знакомство с
5
10
15
Тест.
Microsoft Exel
Практическая
работа
1.4. Текстовый редактор
6
12
18
Тест.
Word
Практическая
работа
Модуль 2. «Видео,
12
24
36
интернет и
компьютерная графика»
2.1. Знакомство с
12
24
36
Тест.
Интернет
Практическая
Промежуточная
работа
аттестация
Подведение итогов
Итого:
36
72
108
Комплектование
групп – 3 часа
Модуль 1. «Основы компьютера» (72 часа)
Комплектование групп (3 часа)
Тема 1.1. Основные элементы компьютера (9 часов)
Теория
Инструктаж по технике безопасности
в
компьютерном
классе.
Противопожарная
безопасность,
правила
дорожного
движения.
Практика
Экскурсия по Эколого-биологическому
центру. Работа с ЭОР «Основные
устройства и их назначение». Набор
простых текстов. Выполнение базовых
13
Изучение
основных
элементов упражнений
на
компьютерном
компьютера
(системный
блок, клавиатурном тренажере. Работа с ЭОР
монитор,
устройства
ввода «Устройство ввода «Клавиатура».
информации,
периферийные
устройства). Изучение основных
видов клавиш, их назначения,
базовых сочетаний.
Тема 1.2. Основы ОС Windows (27 часов)
Теория
Практика
Изучение базовых понятий ОС
Windows. Рабочий стол. Панель
задач.
Запуск
приложений
(программ).
Понятие
"Ярлык".
Работа с папками и файлами с
помощью основного меню и панели
инструментов.
Работа с окнами
графического
интерфейса.
Параметры файла и действия над ним
Параметры папки и действия над ней.
Программа. Проводник. Поисковая
система ОС Windows. Графический
редактор – Paint. Знакомство с
программой
Paint.
Настройка
инструментов Paint.
Включение и выключение элементов
рабочего стола и панели задач. Запуск
программ
различными
способами.
Создание ярлыков программ и операции
с ними. Создание, копирование,
перемещение и удаление файлов и
папок. Создание папок и файлов в
программе. Проводник, копирование,
вырезание, удаление, переименование
файлов и папок методами данной
программы. Поиск файлов и папок с
помощью инструментов ОС Windows.
Рисование в программе Paint пейзажа с
помощью
основных
примитивов.
Рисование
с
помощью
кривых,
добавление цветов в палитру, изменение
размеров объекта и его копирование.
Работа с ЭОР «Файловая система»,
«Поиск информации».
Тема 1.3. Знакомство с Microsoft Exel (15 часов)
Теория
Знакомство
основными
программы.
с
Практика
интерфейсом
и Заполнения ячеек, оформление данных
возможностями таблиц, операции с ячейками.
14
Тема 1.4. Текстовый редактор Word (18 часов)
Теория
Практика
Microsoft Word
- текстовый
процессор, общие данные. Настройка
пользовательского интерфейса MS
Word. Шрифт, начертание, размер.
Абзацные отступы и интервалы.
Таблицы.
Объекты
WordArt.
Рисование в документе Word.
Диаграммы. Работа со списками.
Стили в документе. Форматирование
документа. Изучение настроек печати
готового документа.
Создание и редактирование текстового
документа. Набор и редактирование
текстового документа. Создание и
форматирование таблиц. Выполнение
вычислений по табличным данным в
MS Word. Вставка символа, дробные
числа, автозамена. Вставка рисунка.
Работа с ClipArt. Редактирование
готового
рисунка.
Создание
и
заполнение
диаграмм.
Создание
титульного
листа.
Макетирование
страниц. Изменение регистра символов.
Использование
гиперссылок
в
документах. Нумерация страниц. Печать
готового документа. Использование
ЭОР «Технологии работы с текстом».
Модуль 2. «Видео, интернет и компьютерная графика» (36 часов)
Тема 2.1. Знакомство с Интернет (36 часов)
Теория
Практика
История
развития
Интернет,
знакомство с интернет-браузерами,
на
примере
Mozilla
FireFox.
Поисковые
системы
Yandex.
Повторение изученного материала.
Обобщающая беседа.
Подведение итогов.
Открытие, обновление, сохранение
интернет страниц с помощью FireFox.
Сохранения элементов страниц и
интернет-контента
при
помощи
встроенного
загрузочного
модуля.
Работа с дополнениями для браузера.
Интерактивная
обобщающая
игра
«Спасем планету Компьюнариум».
Тестирование. Диагностика.
Промежуточная аттестация.
15
Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
Тема программы
В том числе
Всего
Формы
аттестации/
Теория Практика часов
контроля
Модуль 1. «Видео, интернет
24
48
72
и компьютерная графика»
1.1. Знакомство с Интернет
5
10
15
Тест.
Практическая
работа
1.2. Основы работы с
5
10
15
Тест.
цифровым видео
Практическая
работа
1.3. Компьютерная графика
5
10
15
Тест.
и создание презентаций
Практическая
Power Point
работа
1.4. Компьютерная графика
9
18
27
Тест.
Практическая
и редактирования
творческая
цифрового изображения
работа
в программе Adobe
Photoshop
Модуль 2. «Стартап и
12
24
36
современные цифровые
профессии»
2.1. В мире современных
5
10
15
Тест.
Практическая
цифровых профессий
работа
2.2. Современный стартап
Ч1.
Промежуточная
аттестация
Итого:
7
14
21
36
72
108
Практическая
работа
Тест
Модуль 1. «Видео, интернет и компьютерная графика» (72 часа)
Тема 1.2. Знакомство с Интернет (15 часов)
Теория
Практика
История
развития
Интернет,
знакомство с интернет-браузерами, на
примере Mozilla FireFox. Поисковые
системы Yandex и Google. Личная и
Открытие, обновление, сохранение
интернет страниц с помощью FireFox.
Сохранения элементов страниц и
интернет-контента
при
помощи
16
компьютерная безопасность работы в встроенного загрузочного модуля.
сети Интернет.
Работа с дополнениями для браузера.
Поиск текстовой и графической
информации в поисковых системах.
Тема 1.2. Основы работы с цифровым видео (15 часов)
Теория
Практика
Видео ресурсы в сети Интернет.
Общее знакомство с цифровой
видеоинформацией. Представление
программы Mpeg Video Wizard.
Интерфейс программы. Основные
операции.
Общие
правила
видеомонтажа. Mpeg Video Wizard
Знакомство
с
интерфейсом
программы.
Функция
конвертирования из одного формата в
другой.
Работа с ЭОР «Цифровое видео».
Создание видеофильма средствами
Mpeg Video Wizard. Редактирование
видеоряда. Добавление эффектов и
переходов.
Оцифровка
проекта,
сохранение в различных форматах.
Запись проекта на диск. Создание
видеофильма средствами Mpeg Video
Wizard.
Монтаж
видео
без
перекодирования.
Тема 1.3. Компьютерная графика и создание презентаций Power Point (15
часов)
Теория
Практика
Мультимедиа ресурсы в создании
презентаций. Знакомство с внешним
видом
программы.
Базовыми
функциями программы. Основные
правила
создания
презентаций.
Создание эффектной презентации.
Создание презентаций. Добавление
кадров в презентацию, эффекты
анимации и переходы. Вставка
диаграмм, графики, видео, звука.
Демонстрация презентации.
Тема 1.4. Компьютерная графика и редактирование изображений в
программе Adobe Photoshop (27 часов)
Теория
Практика
Adobe
Photoshop.
Общие Работа со слоями, работа с масками.
представления о цифровом фото. Применение фильтров. Применение
Растровое и векторное изображения. эффектов
слоя.
Использование
17
Интерфейс
PS.
Инструмент
выделения PS. Форматы фотографии.
Холст и операции с ним. Повторение
изученного материала. Обобщающая
беседа.
инструментов
выделения
для
изменения деталей изображения.
Работа с ЭОР «Работа с программой
Adobe Photoshop». Тестирование.
Итоговое задание
Модуль 2. «Стартап и современные цифровые профессии» (36 часов)
Тема 2.1. В мире современных цифровых профессий (15 часов)
Теория
Практика
Современный рынок профессий, Тестирование. Практическое задание.
профессии будущего.
Карта цифровых профессий Шаг 1:
- управление;
- аналитика;
Повторение изученного материала.
Обобщающая беседа.
Тема 2.2. Современный стартап Ч1 (21 час)
Теория
Практика
Карта цифровых профессий Шаг 2:
Профориентационный тест MBTI.
- смм;
Тестирование. Практическое задание.
- дизайн;
- программирование.
Современный стартап Ч1.
Повторение изученного материала.
Обобщающая беседа.
18
Рабочая программа третьего года обучения
Тематический план модуля третьего года обучения
№
Тема раздела
В том числе
Всего
Формы
аттестации/
теория практика часов
контроля
Модуль 1. «Видео,
24
48
72
интернет и компьютерная
графика»
8
16
24
Тест. Творческая
1.1. Компьютерная
графика и векторный
работа
редактор Corel Draw
8
16
24
Тест.
1.2. Компьютерная
графика и основы 3D.
Практическая
Программа Bryce 5
работа
8
16
24
Тест.
1.3. Компьютерная
Практическая
графика и редактор
работа
Blender.
Модуль 2. «Стартап и
12
24
36
современные цифровые
профессии»
12
24
36
Тест.
2.1. В мире современных
Практическая
цифровых профессий
работа
Современный стартап
Ч2.
Промежуточная
аттестация
Итого
36
72
108
Модуль 1. «Видео, интернет и компьютерная графика» (72 часа)
Тема 1.1. Компьютерная графика и векторный редактор Corel Draw (24
часа)
Теория
Практика
Рабочее пространство программы.
Система основных меню. Панель
инструментов. Докеры программы.
Рисование и настройка простых
фигур.
Эффекты.
Работа
с
растровыми
изображениями.
Создание составных сложных форм.
Работа с текстом.
ЭОР «Основы цвета и композиции».
Рисование простых объектов: фонарь,
дерево, знака радиации. Рисование
составных форм: шестеренка, цилиндр,
колесо, наушники и др. Создание
объектов с наложением эффектов
программы. Разработка и рисование
рекламы: визитка, флаер, листовка,
буклет.
19
Тема 1.2. Компьютерная графика и основы 3D. Программа Bryce 5 (24
часа)
Теория
Практика
Основы 3D. Программа Bryce 5.
Интерфейс
программы.
Интерфейс
программы. Инструменты программы.
Метаболы. Булевы операции, Изучение
редактора возвышенностей. Рисование
рельефных карт в программе Photoshop.
Анимация
объектов.
Изучение
источников света. Импорт объектов
разного формата.
Работа с объектами. Рисование
алмаза, сложных природных сцен.
Текстурирование.
Создание
рельефных
карт
–
рисование
возвышенностей заданного типа.
Анимация движения мяча, взлета
космического корабля. Создание
объемных надписей. Работа со светом
– рисуем магическую башню, рисуем
фонарь. Импорт объектов.
Тема 1.3. Компьютерная графика и редактор Blender (24 часа)
Теория
Практика
Blender-назначение
и
возможности
программы.
Рабочее
окно.
Ознакомление с интерфейсом. Система
главных меню. Основные клавиши и
клавиатурные сочетания.
Создание
главных
фигур.
Модификаторы.
Перемещение,
вращение, изменение размера объектов.
Вершины, ребра, грани и анимация.
Экструдирование. Булевы операции.
Текстурирование. Подготовка к проекту
«Маяк».
Запуск программы. Включение и
выключение элементов рабочего
пространства. Перемещение, смена
вида. Создание объектов: молекула
воды, капля, космический корабль,
нанесение текстур на геометрические
фигуры,
Создание
объектов
с
зеркальной
и
прозрачной
поверхностью. Анимация простых
объектов.
Модуль 2. «Стартап и современные цифровые профессии» (36 часов)
Тема 2.1. В мире современных цифровых профессий. Современный
стартап Ч2 (36 часов)
Теория
Практика
Современный стартап Ч2.Повторение Выявление проблемы информационного
изученного материала. Обобщающая проекта, выдвижение гипотезы их
беседа.
проверка с помощью HADI и CastDev.
20
5. Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- ориентация на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- познавательные интересы в разных областях знания, представлений о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки
и техники;
- понимание значения науки и техники в жизни российского общества,
гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении
безопасности народа России и Российского государства;
- опыт участия в технических проектах.
21
2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение, лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации
деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение,
воспитывающие
ситуации);
методы
стимулирования (соревнование,
поощрение), методы контроля, самоконтроля и самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными
интересами
и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
22
4. Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
п/п
проведения
1
День
первокурсника
(для
Сентябрь
групп первого года обучения)
2
Викторина
ко
Дню
14 (13)
программиста
сентября
3
Беседа ко Дню Народного
31 октября
единства
4
Беседа ко Дню Российской 20 февраля
армии
5
Городской
конкурс
Май
компьютерной графики и
презентаций «Компьютер и
творчество»
6
Беседа ко Дню Победы
Май
7
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
выпускных групп)
Май
Результат
Фотоматериалы
Участие группы
Участие группы
Участие группы
Сертификат
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
Фотоматериалы
23
6. Методические материалы
1 год обучения
Тема
Форма занятий
Основные элементы
компьютера
Учебное занятие.
Практическое
занятие.
Основы ОС Windows.
Учебное занятие.
Практическое
занятие.
Знакомство с Microsoft Учебное занятие.
Exel.
Практическое
занятие.
Текстовый редактор
Учебное занятие.
Word.
Практическое
занятие.
Приемы и методы
Дидактический
материал
Модуль 1. Основы компьютера
Рассказ, демонстрация,
Детали системного
наблюдение.
блока. Карточки с
Практическая
заданиями.
деятельность.
Клавиатура.
Самостоятельная работа. Тренажер «Веселые
пальчики».
Рассказ, демонстрация.
Карточки с
Практическая
заданиями,
деятельность.
электронный
тренажер.
Рассказ, демонстрация.
Карточки с
Практическая
заданиями.
деятельность.
Рассказ, демонстрация.
Карточки с
Самостоятельная работа. заданиями.
Оборудование
Формы
подведения
итогов
Доска, маркер, компьютер с Практическая
доступом к Интернет.
работа.
Тест.
Доска, маркер, компьютер с Практическая
доступом к Интернет.
работа
Тест.
Доска, маркер, компьютер.
Практическая
работа.
Тест.
Доска, маркер, компьютер с Практическая
доступом к Интернет.
работа.
Тест.
Модуль 2. Видео, интернет и компьютерная графика
Карточки с
Знакомство с интернет. Учебное занятие.
Рассказ, демонстрация.
Компьютер.
Практическая
заданиями.
Промежуточная
Практическое занятие. Самостоятельная работа.
работа.
Тестовое
задание
в
аттестация.
Практическая
Тест.
электронном
виде
Подведение итогов
деятельность.
24
2 год обучения
Тема
Форма занятий
Приемы и методы
Дидактический
Оборудование
материал
Модуль 1. Видео, интернет и компьютерная графика
Знакомство с Интернет Учебное занятие.
Рассказ,
Карточки с заданиями. Маркер, доска,
Практическое
демонстрация.
компьютер с доступом
занятие.
Самостоятельная
в Интернет, антивирус
работа.
AVG Free.
Основы работы с
Учебное занятие.
Рассказ,
Примеры фильмов
Мультимедийная
цифровым видео
Практическое
демонстрация.
прошлых лет.
установка, маркер,
занятие.
Практика.
Карточки с заданиями. доска, компьютер.
Компьютерная графика и Учебное занятие.
Рассказ, демонстрация. Схемы,
Маркер, доска,
создание презентаций
Практическое
Самостоятельная
рисунки,
компьютер,
Power Point
занятие.
работа.
иллюстрации,
мультимедийная
карточки.
установка
Компьютерная графика и Учебное занятие.
Рассказ, демонстрация. Схемы,
Маркер, доска,
редактирование
Практическое
Самостоятельная
рисунки,
компьютер,
цифрового фото в
занятие.
работа.
иллюстрации,
мультимедийная
программе Photoshop
фотографии, карточки. установка
Модуль 2. Стартап и современные цифровые профессии
В мире современных
Учебное занятие.
Рассказ,
Схемы,
Маркер, доска,
цифровых профессий
Практическое
демонстрация.
рисунки,
компьютер с доступом
занятие.
Самостоятельная
иллюстрации,
в Интернет, антивирус
работа.
карточки.
AVG Free.
Современный стартап Ч1 Практическое задание Практическая
Карточки с заданиями. Компьютер.
Промежуточная
деятельность
аттестация.
Формы
подведения итогов
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
25
Тема
Форма занятий
3 год обучения
Приемы и
Дидактический
методы
материал
Оборудование
Модуль 1. Видео, интернет и компьютерная графика
Компьютерная графика Учебное занятие.
Рассказ, демонстрация, Примеры работ,
Доска, маркер,
и редактор Corel Draw Практическое
практическая
выполненных в Corel мультимедийная
занятие.
деятельность.
Draw, карточки.
установка, компьютер
Карточки с заданиями. с доступом к сети
Цифровые
изображения.
Компьютерная графика Учебное занятие.
Рассказ, демонстрация, Примеры работ,
Доска, маркер,
и основы 3D.
Практическое
практическая
выполненных в Bryce мультимедийная
Программа Bryce 5.
занятие.
деятельность.
5. Карточки с
установка, компьютер
заданиями.
Цифровые
изображения.
Компьютерная графика Учебное занятие.
Рассказ,
Примеры работ,
Доска, маркер,
и редактор Blender
Практическое
демонстрация,
выполненных в
мультимедийная
занятие.
практическая
Blender (видео
установка, компьютер
деятельность.
примеры). Карточки с
заданиями.
Цифровые
изображения.
Модуль 2. Стартап и современные цифровые профессии
В мире современных
Учебное занятие.
Рассказ, демонстрация, Карточки с заданиями. Доска, маркер,
цифровых профессий. Практическое
практическая
мультимедийная
Современый стартап
занятие.
деятельность.
установка, компьютер
Ч2. Промежуточная
с доступом к сети
аттестация.
Формы
подведения
итогов
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
Практическая работа.
Тест.
26
7. Оценочные материалы
В качестве контроля и оценки уровня освоения учащимися
образовательной программы используются следующие оценочные материалы:
1 год обучения
Текущий контроль
Тема 1.1 «Основные элементы компьютера»: Тестирование 10 вопросов.
Практическое задание: «Расшифруй скрытые слова», «Исправь ошибки в
текстовом документе».
Тема 1.2 «Основы ОС Windows»: Тестирование 10 вопросов. Практическое
задание: «Контрольная работа на тренажере ОС».
Тема 1.3 «Знакомство с Microsoft Exel»: Тестирование 10 вопросов.
Практическое задание: «Составь прайс-лист по образцу».
Тема 1.4 «Текстовый редактор Word»: Тестирование 10 вопросов.
Практическое задание: «Применение объектов WordArt», «Афиша».
п/п
Тема программы
1.
Основные
элементы
компьютера
Основы ОС
Windows
Знакомство с
Microsoft Exel
Текстовый
редактор Word
2.
3.
4.
Форма
контроля
Тестирование
10 вопросов.
Практичес
кое задание
Критерий оценки
Тестирование
1 балл – менее двух правильных
ответов
2 балла – 3–4 правильных ответа
3 балла – 5–6 правильных
ответов
4 балла – 7–8 правильных
ответов
5 баллов – 9–10 правильных
ответов
Практическое задание
Не соответствует требованиям:
0–2 балла;
Частично соответствует: 3 балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
Уровень освоения
0–2 балла – низкий
уровень освоения
программы;
3 балла – средний
уровень освоения
программы;
4 балла - хороший
уровень освоения
программы
5 баллов – высокий
уровень освоения
программы.
Промежуточная аттестация
Тест из 10 вопросов. Практическая работа «Формулы. Изображения. Текст»
п/п
Аттестация
1.
Промежуточная
аттестация
Форма
проведения
Тест из 10
заданий.
Практическая
работа
Критерии оценки
Тестирование
1 балл – менее двух правильных
ответов
2 балла – 3–4 правильных ответа
3 балла – 5–6 правильных ответов
4 балла – 7–8 правильных ответов
5 баллов – 9–10 правильных
ответов
Практическое задание
Не соответствует требованиям:
0–2 балла;
Уровень
освоения
0–2 балла – низкий
уровень освоения
программы;
3 балла – средний
уровень освоения
программы;
4 балла - хороший
уровень освоения
программы
5 баллов – высокий
уровень освоения
27
Частично соответствует: 3 балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
программы.
2 год обучения
Текущий контроль
Тема 1.1 «Знакомство с Интернет»: Тестирование 10 вопросов.
Тема 1.2 «Основы работы с цифровым видео»: Тестирование 10 вопросов.
Практическая работа «Визитная карточка нашей планеты».
Раздел 1.3 «Компьютерная графика и создание презентаций Power Point»:
Тестирование 10 вопросов. Практическая работа «Новогодняя презентация».
Тема 1.4 «Компьютерная графика и редактирования цифрового фото в
программе Photoshop»: Тестирование 10 вопросов. Практическая работа
«Ретуширование изображений».
Тема
программы
Знакомство с
Интернет
Форма
контроля
Тестирование
10 вопросов.
1.2
Основы работы с
цифровым видео
1.3
Компьютерная
графика и
создание
презентаций
Power Point.
Компьютерная
графика и
редактирования
цифрового фото
в программе
Photoshop .
Тестирование
10 вопросов.
Практическое
задание
п/п
1.1
1.4
1.5
В мире
современных
цифровых
профессий
Заполнение
карты
1.6
Современный
стартап Ч1.
Разработка
идеи стартапа
Критерий оценки
1 балл – менее двух правильных
ответов
2 балла – 3–4 правильных ответа
3 балла – 5–6 правильных
ответов
4 балла – 7–8 правильных
ответов
5 баллов – 9–10 правильных
ответов
Тестирование
1 балл – менее двух правильных
ответов
2 балла – 3–4 правильных ответа
3 балла – 5–6 правильных
ответов
4 балла – 7–8 правильных
ответов
5 баллов – 9–10 правильных
ответов
Практическое задание
Не соответствует требованиям:
0–2 балла;
Частично соответствует: 3 балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
Практическое задание
Не соответствует требованиям:
0–2 балла;
Частично соответствует: 3 балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
Практическое задание
Не соответствует требованиям:
0–2 балла;
Уровень
освоения
0–2 балла – низкий
уровень освоения
программы;
3 балла – средний
уровень освоения
программы;
4 балла - хороший
уровень освоения
программы
5 баллов – высокий
уровень освоения
программы.
28
Частично соответствует: 3 балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
Промежуточная аттестация:
Тест из 10 вопросов. Практическая работа «Город-миниатюра»
п/п
Аттестация
1.
Промежуточная
аттестация
Форма
проведения
Тест из 10
заданий.
Практическая
работа
Критерии оценки
Тестирование
1 балл – менее двух правильных
ответов
2 балла – 3–4 правильных ответа
3 балла – 5–6 правильных ответов
4 балла – 7–8 правильных ответов
5 баллов – 9–10 правильных
ответов
Практическое задание
Не соответствует требованиям:
0–2 балла;
Частично соответствует: 3 балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
Уровень
освоения
0–2 балла – низкий
уровень освоения
программы;
3 балла – средний
уровень освоения
программы;
4 балла - хороший
уровень освоения
программы
5 баллов – высокий
уровень освоения
программы.
3 год обучения
Текущий контроль
Тема 1.1 «Компьютерная графика и векторный редактор Corel Draw»:
Тестирование 10 вопросов. Практическая работа «Создание этикетки».
Тема 1.2 «Компьютерная графика и основы 3D. Программа Bryce 5»:
Тестирование 10 вопросов. Практическая работа «Новогодняя сцена с
анимацией».
Тема 1.3. «Компьютерная графика и редактор Blender»: Тестирование 10
вопросов. Практическая работа «Модель опытного стола».
п/п
1.
2.
3.
Тема
программы
Компьютер
ная графика и
векторный
редактор Corel
Draw
Компьютерная
графика и
основы 3D.
Программа
Bryce 5
Компьютерная
графика и
редактор
Blender
Форма
контроля
Тестирование
10 вопросов.
Практичес
кое задание
Критерий оценки
Тестирование
1 балл – менее двух правильных
ответов
2 балла – 3–4 правильных ответа
3 балла – 5–6 правильных
ответов
4 балла – 7–8 правильных
ответов
5 баллов – 9–10 правильных
ответов
Практическое задание
Не соответствует требованиям:
0–2 балла;
Частично соответствует: 3 балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
Уровень
освоения
0–2 балла – низкий
уровень освоения
программы;
3 балла – средний
уровень освоения
программы;
4–5 баллов –
высокий уровень
освоения
программы.
29
Промежуточная аттестация:
Тест из 10 вопросов. Практическая работа «Моделирование дома с
заданными параметрами»
п/п
Аттестация
1.
Промежуточная
аттестация
Форма
проведения
Тест из 10
заданий.
Практическая
работа
Критерии оценки
Уровень
освоения
Тестирование
1 балл – менее двух правильных
ответов
2 балла – 3–4 правильных ответа
3 балла – 5–6 правильных
ответов
4 балла – 7–8 правильных
ответов
5 баллов – 9–10 правильных
ответов
0–2 балла – низкий
уровень освоения
программы;
3 балла – средний
уровень освоения
программы;
4–5 баллов –
высокий уровень
освоения
программы.
Практическое задание
Не соответствует
требованиям:
0–2 балла;
Частично соответствует: 3
балла;
Полностью соответствует: 4–5
баллов.
30
8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная
образовательная
программа
«Современные
информационные технологии» рассчитана на учащихся с 10 лет.
Срок реализации программы 3 года.
Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительность занятия 1-2 часа с
перерывом.
Программа составлена с учетом государственного стандарта новых
действующих программ общеобразовательных учреждений, на основе
авторских идей, с помощью учебных пособий для школьников по информатике,
а также актуальных Интернет ресурсов. Данная программа направлена на
развитие у учащихся осмысленных и творческих навыков работы с
компьютером.
Формы организации занятий:
Занятия проводятся в форме теоретических занятий и практической
работы на компьютере.
Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме
(выполнение индивидуальных работ).
К основным формам занятий относятся:
- учебные занятия;
- контрольные занятия;
- игры, конкурсы.
Программа адаптирована для обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и предполагает использование специальных методов
обучения, индивидуальный подход, создание специальных образовательных
условий с учетом особенностей психофизического развития учащихся.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки,
навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность,
творческие навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте
развития личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год.
Материально - техническое обеспечение:
1. Специальный кабинет.
2. Столы, стулья.
3. Компьютеры.
4. Специальное ПО: Тренажер «Веселые пальчики», Интерактивный
самоучитель «Изучаем Windows», Bryce, Blender, IDLE Python.
31
5. Доска, маркеры, магниты.
6. МФУ.
7. Проектор.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
32
9. Список литературы
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (действующая редакция).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в
Минюсте России 26.09.2022 N 70226) (вступает в силу с 1 марта 2023 г. и
действует по 28 февраля 2029 года)) 4. Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
9. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р <Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р>
(вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года»).
11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
33
12. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
13. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ1898/06
«О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по
приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в
образовательных
организациях
различных
типов
для
реализации
дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках
региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и
результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
15. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
17. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 №
1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
18. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
19. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы (к экспертизе в НМЭС ГБОУ ДПО НИРО).
20. Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
21. <Письмо> Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 О направлении
методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
34
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей)> Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей.
22. Методические рекомендации по разработке (составлению) адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
программы
(адаптированной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) с
применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных
технологий (ДОТ) (авторы-составители: преподаватели кафедры теории и
практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО,
кафедры общей и специальной психологии, центр электронного обучения
(учебно-методический).
23. Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»
(Москва, 2022).
24. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.01.2022
№ ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций»: Методические
рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
24. Методические рекомендации по разработке (составлению) АДОП с
применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных
технологий (ДОТ), от 29.11.2022 ГБОУ ДПО НИРО.
26. Устав и нормативно-локальные акты МБУ ДО «Эколого-биологический
центр».
Литература для педагога
1. Самоучитель Adobe Photoshop. - М.: CD-ROM «КомпактБук», 2019.
2. Самоучитель фотография, реклама, дизайн на компьютере. - Спб.: «Питер»,
2018.
3. Информатика. Расширенный курс. - М.: СГУ, 2021.
4. Intel. Обучение для будущего. - М.: CD-ROM «Intel», 2015.
5. Практический курс Windows. - М.: CD-ROM «Кирилл и Мефодий».
6. Переводной тьюториал Bryce 6 (перевод Шальнов А.С.).
35
Литература для учащихся и родителей
1. Вавилов С. Современный самоучитель работы на компьютере в Windows 10.
– СПб: Питер, 2018.
2. Информатика. Базовый курс. - М.: СГУ, 2001.
3. Информатика. Базовый курс. М.: СГУ, 2001.
4. Конструктор 3d игр. М.: CD-ROM «ДОКА», 2004.
5. Конструктор 3d игр. М.: CD-ROM «ДОКА», 2004.
6. Лебедев А.Н. Windows 7 и Office 2010. Компьютер для начинающих. Завтра
в работу. – СПб: Питер, 2010.
7. Лебедев А.Н. Windows 10 и Office 2020. Компьютер для начинающих. СПб: Питер, 2021.
8. Леонтьев Б. Windows не для профессионалов. - М.: CD-ROM «БукПресс»,
2019.
9. Основы работы на ПК. - М.: CD-ROM «Intel», 2009.
10. Основы работы на ПК. М.: CD-ROM «Intel», 2009.
11. Программа Intel «Путь к успеху». Технологии и местное сообщество. - 2006.
12. Программа Intel «Путь к успеху». Технологии и местное сообщество. Intel,
2006.
13. Эрик Фримен, Элизабет Фримен - Изучаем HTML, XHTML и CSS, 2-е
издание. – СПб: Питер, 2020.
36