Администрация города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Гид по миру»
Возраст учащихся: с 11 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень: ознакомительный
Автор-составитель:
Умняшкина София Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Дзержинск
2024
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Список литературы
3
6
7
8
13
15
21
22
23
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гид по
миру» (далее - программа) направлена на расширение географического,
культурологического и исторического кругозора учащихся, освоение новых знаний в
области туристического и экскурсоводческого дела и имеет туристско-краеведческую
направленность. Обучаясь по программе, учащиеся приобретут знания об основах
туристско-экскурсионной деятельности, основных культурных и природных
достопримечательностях мира, страны, родного края, а также навыки, необходимые для
путешественников, научатся составлять туристические маршруты, проводить экскурсии.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629
<Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам> (вместе с «Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) <Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р> (вместе с
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»).
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р
<Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи> (вместе с «Санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания> (вместе с «Санитарные правила и
нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»).
Актуальность программы «Гид по миру» обусловлена тем, что вопросы
патриотического воспитания детей в последнее время находится в центре особого
внимания государства и общества, а занятие туризмом и краеведением становится
важным педагогическим средством формирования любви к Родине и чувства
гражданской идентичности подрастающего поколения.
3
Педагогическая целесообразность программы в том, что туризм во всех его
формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлен на
совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития,
способствует изучению истории, природного разнообразия, географии родного края,
страны и мира.
Отличительная
особенность
программы
состоит
в
изучении
достопримечательностей, культурных и природных объектов родного города проходит в
естественных условиях во время походов и экскурсий, что помогает не только закрепить
полученные теоретические знания, но и поддерживает интерес к изучаемой теме.
Новизна программы заключается в том, что учащимся предлагается практическое
участие в созидательной деятельности краеведческого характера, разработке творческих
проектов.
Срок реализации образовательной программы - 2 года, 108 учебных часов в год,
Всего 216 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 11 до 13 лет.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со
сверстниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление
нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Поэтому
программа предполагает групповую и командную работу, где дети будут учиться
взаимодействовать, отстаивать и презентовать собственную точку зрения, находить
компромиссы. Также индивидуальные задания и творческая проектная деятельность
позволит учащимся реализовать возрастающую самостоятельность, почувствовать
удовлетворение от самореализации.
Принимаются в объединение все желающие, проявившие интерес к изучению
программы, а также не имеющие медицинских противопоказаний по здоровью для
осуществления экскурсионно-туристической деятельности, которая может быть связана
с длительной физической активностью.
Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Цель программы: развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение
средствами туристско-краеведческой деятельности.
Форма обучения: очная.
Занятия проводятся в основном в групповой форме, но также может
использоваться индивидуальная форма при разработке творческих проектов. Формами
проведения занятий являются: учебное занятие, практическое занятие, экскурсия.
Уровень программы: ознакомительный.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить с основами туристической деятельности, краеведения, топографии.
2. Сформировать знания о туристическом богатстве и многообразии, об основных
достопримечательностях, значимых природных и культурных объектах, флоре и фауне
мира, страны и родного края.
4
3. Обучить технологии разработки туристических маршрутов, а также правилам
безопасного нахождения в природной и городской среде во время походов, экспедиций,
экскурсий.
Развивающие:
1. Сформировать навыки разработки туристического маршрута.
2. Способствовать развитию навыков безопасного нахождения в природной и
городской среде во время походов, экспедиций, экскурсий.
3. Стимулировать познавательную активность учащихся посредством включения
их в различные виды проектной и туристической деятельности.
4. Развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность
к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению туристического потенциала и природы мира,
страны, области, родного города.
2. Воспитывать патриотизм посредством краеведческой деятельности.
3. Развивать общую культуру личности учащихся через ознакомление с
культурными и природными достопримечательностями мира, страны, родного края,
овладение туристско-экскурсоводческими навыками.
4. Формировать у учащихся трудолюбие и базовые трудовые навыки, чувства
причастности и уважения к результатам труда.
Результаты реализации программы:
1. Учащиеся познакомятся с основами туристической деятельности, краеведения,
топографии.
2. У учащихся будут сформированы знания о туристическом богатстве и
многообразии, об основных достопримечательностях, значимых природных и
культурных объектах, флоре и фауне мира, страны и родного края.
3. У детей будут сформированы навыки разработки туристического маршрута в
рамках города, области, страны, мира, а также знания и умения безопасного
нахождения в природной и городской среде во время походов, экспедиций,
экскурсий.
4. У учащихся повысится общий уровень культуры, включая информационный,
технологический, трудовой и патриотический компонент.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения. Результаты текущего
контроля анализируются по следующим уровням:
- высокий уровень;
- хороший уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
5
2.Учебный план
№
Разделы
п/п
программы
1
Модуль 1
2
Модуль 2
Итого:
Год обучения
1 год
2 год
108
108
Формы текущего
контроля/ промежуточной
аттестации
Проект
Проект
216
6
3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Гид по миру»
год обучения
сентябрь
октябрь
Ноябрь
декабрь
Январь
февраль
март
апрель
май
итого
1
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
2
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным учебным
графиком МБУ ДО ЭБЦ.
4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
№
Разделы программы
1.
Гид по миру
1.1
Основы туристско-экскурсионной
деятельности
Культурный туризм по миру
Природные достопримечательности
мира
Проект «Гид по миру»
Туристические возможности
России
Культурный туризм по России
Природные достопримечательности
России
Экологический туризм
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
Проект «Дружи с заповедными
островами»
Край родной как туристический
объект
Культурный туризм по городу и
области
Природные достопримечательности
города и области
Практика туристско-экскурсионной
деятельности
Проект « Туристический маршрут
по родному городу »
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Итого
Теория Практика
9
21
Комплектование
групп – 3 часа
3
3
Всего
Формы
аттестации/
контроля
33
6
Мини-тест
Викторина
Практическая
работа
Проект
3
3
6
6
9
9
9
6
24
6
33
3
3
6
6
9
9
Викторина
Игра
3
3
6
-
9
9
Практическая
работа
Проект
9
33
42
3
6
9
Игра
3
6
9
Квест
3
6
9
-
15
15
Практическая
работа
Проект (ПА)
27
81
Комплектование
групп – 3 часа
108
Комплектование групп – 2 часа
Раздел 1. «Гид по миру» (33 часа)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (6 часов)
Теория: Виды туризма. Азбука топографии и туристского ориентирования.
Практика: Работа с картой и компасом.
Текущий контроль: мини-тест «Основы туристско-краеведческой деятельности».
Тема 1.2. Культурный туризм по миру (9 часов)
Теория: Великие путешественники. Достопримечательности: музеи, памятники,
архитектура.
Практика: Мини-конференция «Чудеса света».
Текущий контроль: викторина «Экологическая кругосветка».
Тема 1.3. Природные достопримечательности мира (9 часов)
Теория: Природные комплексы. В мире флоры и фауны.
Практика: Путешествие по коралловому рифу.
Текущий контроль: практическая работа «Животные и растения – рекордсмены».
Тема 1.4. Проект «Гид по миру» (6 часов)
Практика: разработка и оформление проекта.
Текущий контроль: проект «Гид по миру».
Раздел 2. Туристические возможности России (33 часа)
Тема 2.1. Культурный туризм России (9 часов)
Теория: Россия – родина моя.
Практика: Золотое кольцо России. Крым – жемчужина России.
Текущий контроль: викторина «Путешествие по России».
Тема 2.2. Природные достопримечательности России (9 часов)
Теория: Природа России: на горных вершинах, водные просторы, ископаемые –
прошлое земли, сокровища земли.
Практика: Практикум «Открываем Антарктику». Практикум «Моря России».
Текущий контроль: игра «Сохраним Волгу».
Тема 2.3. Экологический туризм (6 часов)
Теория: Законы и традиции туризма.
Практика: Практическое занятие «Кто такой экотурист?». Охрана природы – дело
каждого.
Текущий контроль: практическая работа «Разработка Кодекса туриста».
Тема 2.4. Проект «Дружи с заповедными островами» (9 часов)
Практика: Практикум «Дружи с заповедными островами».
информационных карточек.
Текущий контроль: проект.
Разработка
Раздел 3. Край родной как туристический объект (42 часа)
Тема 3.1. Культурный туризм по городу и области (9 часов)
Теория: История Нижегородской области и города Дзержинска.
Практика: Экскурсия на площадь Героев и аллею Памяти. Экскурсия на крыльцо
И.Извицкой.
Текущий контроль: Игра «Путешествие из прошлого в настоящее».
Тема 3.2. Природные достопримечательности города и области (9 часов)
Теория: ООПТ нашей области и города.
9
Практика: Экскурсия «Дендрарий – жемчужина нашего города». Виртуальная
экскурсия в Керженский заповедник.
Текущий контроль: квест «По родным просторам».
Тема 3.3. Практика туристско-экскурсионной деятельности (9 часов)
Теория: Основы безопасности в природной среде.
Практика: Туристическое снаряжение и его использование. Игра «Бивак».
Текущий контроль: практическая работа «Новые Робинзоны».
Тема 3.4. Проект «Туристический маршрут по родному городу» (15 часов)
Теория: Разработка туристического маршрута.
Практика: разработка и оформление проекта.
Промежуточная аттестация: защита проекта «Туристический маршрут по
родному городу».
Рабочая программа второго года обучения
№
Теория
Практика
Всего
36
39
75
3
3
6
Мини-тест
1.2
Основы туристскокраеведческой деятельности
Подготовка к путешествию
3
6
9
Игра
1.3
Путешествие в Африку
6
6
12
Викторина
1.4
Путешествие в Европу
6
6
12
Викторина
Путешествие в Азию
6
6
12
Викторина
Путешествие в Австралию
6
6
12
Викторина
Путешествие в Северную и
Южную Америку
Путешествие по
Нижегородской области
Путешествие по
Нижегородской области
История города Дзержинска
6
6
12
Викторина
9
24
33
6
3
9
Мини-тест
3
6
9
Викторина
Проект «Туристический
маршрут по родному городу»
-
15
15
Защита
проектов (ПА)
1.
1.1
1.5
1.6
1.7
2.
2.1
2.2
2.3
Итого
Разделы программы
Формы
аттестации/
контроля
Гид по миру
45
63
108
10
Раздел 1. «Гид по миру» (75 часов)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (6 часов)
Теория: Основы туризма: кто такой турист, что такое туризм, кто такой
экскурсовод? Азбука топографии и туристского ориентирования.
Практика: Работа с картой и компасом.
Текущий контроль: мини-тест «Основы туристско-краеведческой деятельности».
Тема 1.2 Подготовка к путешествию (9 часов)
Теория: Готовимся к путешествию.
Практика: игра «Собираем чемодан».
Текущий контроль: игра «Проверяем готовность к отправке».
Тема 1.3. Путешествие в Африку (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Африки.
Культура и история Африки.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Африки».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Африке».
Тема 1.4. Путешествие в Европу (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Европы.
Культура и история Европы.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Европы».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Европе».
Тема 1.5. Путешествие в Азию (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Азии. Культура
и история Азии.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Азии».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Азии».
Тема 1.6. Путешествие в Австралию (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Австралии.
Культура и история Австралии.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Австралии».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Австралии».
Тема 1.7. Путешествие в Северную и Южную Америку (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Северной и
Южной Америки. Культура и история Северной и Южной Америки.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Северной и Южной
Америки».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Северной и Южной Америке».
11
Раздел 2. Путешествие по Нижегородской области (33 часа)
Тема 2.1. Путешествие по Нижегородской области (9 часов)
Теория: Географическое положение, реки, озера, климат. Культура и история
Нижегородской области.
Практика: Практическая работа Интересные города Нижнего Новгорода.
Текущий контроль: мини-тест «Нижегородская область»
Тема 2.2. История города Дзержинска (9часов)
Теория: «прогулка по городу Дзержинску» виртуальная экскурсия по городу
Дзержинску.
Практика: Практическая работа «Экскурсия по городу Дзержинск».
Текущий контроль: викторина «Почувствуй себя краеведом».
Тема 2.3. Проект «Туристический маршрут по родному городу» (15 часов)
Теория: Разработка туристического маршрута.
Практика: разработка и оформление проекта.
Промежуточная аттестация: защита проекта «Туристический маршрут по
родному городу».
12
5.
Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию общения
между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в
ходе занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- экологическая культура, понимание своей личной ответственности за действия в
природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливость в
использовании природных ресурсов;
- деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию
народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам,
памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам,
защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;
- уважение к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;
- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
разных областях познания, в исследовательской деятельности.
2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному
выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации в ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
13
метапредметным содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция,
инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта
поведения (упражнение,
поручение,
воспитывающие
ситуации);
методы
стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля, самоконтроля и
самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному
материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их
индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами
(целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять
заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных событий и
мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых
результатов воспитания детей.
4.
Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп
Сентябрь
Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Участие в городском квесте
Сентябрь
Фотоматериалы,
«Лесные тропинки»
дипломы
3
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат
участника
4
Городской конкурс проектных и Декабрь-март Сертификат
исследовательских работ
участника
7
Викторина ко «День рождение
Март
Участие группы
родной Дзержинск»
8
Экскурсия на площадь Героев
Май
Фотоматериалы
9
Участие в «Большой Георгиевской
Май
Фотоматериалы
игре»
10 Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
Май
Фотоматериалы
выпускных групп)
14
6.Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№
Раздел
программы
1.1 Основы
туристскоэкскурсионной
деятельности
1.2 Культурный
туризм по миру
1.3 Природные
достопримечатель
ности мира
1.4 Проект «Гид по
миру»
Форма занятий
Приемы и методы
Дидактический материал
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт), компас
Мини-тест
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт)
Ролик
«ООПТ»,
ролик Канцелярские
«Коралловый
риф»,
ролик принадлежности,
«Царство живой природы»
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт)
Викторина
Раздел 1. «Гид по миру»
Учебное занятие, Рассказ, «мозговой штурм» Карта
мир,
географические
практическое
по
выработке
правил карты, глобус, ролик «Зачем
занятие
работы в группе, игры на нужны карты и планы», ролик
знакомство и сплочение «Город
и
окрестности»,
группы, работа в группах, видеоурок «Ориентирование на
просмотр видеороликов с местности», ролик «Стороны
последующим
горизонта»
обсуждением, практическая
работа с картами, компасом
Учебное занятие, Рассказ,
беседа, Мультимедийная
презентация
практическое
самостоятельная
работа, «Великие
путешественники»,
занятие
сообщения учащихся
презентация «Семь чудес света»
Учебное занятие,
практическое
занятие,
экспонаты «музея
биоразнооразия»
Рассказ, беседа, просмотр
видеороликов
с
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа
презентация Канцелярские
Учебное занятие, Беседа,
рассказ, Мультимедийная
практическое
самостоятельная
работа, раздаточный материал для работы принадлежности,
в группе, видеоматериалы о
занятие
презентация проекта
мультимедийное
оборудование,
Практическая
работа
Проект
компьютер,
(флип-чарт)
2.1 Культурный
Учебное занятие,
туризм по городу практическое
и области
занятие
2.2 Природные
Учебное занятие,
достопримечатель практическое
ности города и занятие
области
2.3 Экологический
туризм
Учебное занятие,
практическое
занятие,
экспонаты «музея
биоразнооразия»
2. Туристические возможности России
Беседа,
рассказ, Ролик «Крым: не курорт, а
демонстрация видеоролика уникальное место на Планете
с
его
последующим Земля», ролик «История Крыма»,
обсуждением, работа в онлайн-экскурсия «Прогулка по
группах, индивидуальная Золотому кольцу России»
работа,
групповая
дискуссия
Рассказ,
просмотр Интерактивная игра «Человека в
видеороликов
с Антарктиде», ролик «Человек в
последующим
Антарктиде», игровые карточки
обсуждением, игра, беседа, «Арктика и Антарктика», ролик
выполнение
заданий «Северное сияние», учебный
интеллектуальной
игры, ролик
«Окаменелости»,
демонстрация
коллекция окаменелостей, ролик
коллекционных объектов, «Моря
России»,
ролик
работа с раздаточными «Сохраним
Волгу»,
карточками
анимированная презентация с
заданиями
Рассказ,
просмотр Ролик «Воздействие человека на
видеороликов
с природу»
последующим
обсуждением,
решение
проблемных ситуаций
2.4 Проект «Дружи с Учебное занятие, Рассказ,
беседа, Анимированная
заповедными
практическое
самостоятельная
работа, «Дружи
с
островами»
занятие
презентация проекта
островами»
доска
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт)
Викторина
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт)
Игра
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
презентация Канцелярские
заповедными принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Практическая
работа
Проект
16
3. Край родной как туристический объект
3.1 Культурный
Учебное занятие, Рассказ, беседа, просмотр Книги «Зеленый друг родного
туризм по городу практическое
видеороликов
с города»
Н.М.Лапутина,
и области
занятие
последующим
«Дзержинск»
С.М.Шальнова,
обсуждением, работа с анимированная
презентация
литературой, экскурсия
«Путешествие из прошлого в
настоящее», ролик «МультиРоссия
–
Нижегородская
область»
3.2 Природные
Учебное занятие, Рассказ, беседа, просмотр Презентация
«ООПТ
достопримечатель практическое
видеороликов
с Дзержинска», ролик «Дзержинск
ности города и занятие,
последующим
– мой любимый город», ролик
области
экспонаты «музея обсуждением,
экскурсия, «Керженский заповедник»
биоразнооразия»
квест
3.3 Практика
туристскоэкскурсионной
деятельности
3.4
Учебное занятие, Рассказ, беседа, практикум
практическое
занятие
Проект
Учебное занятие,
«Туристический
практическое
маршрут
по занятие
родному городу»
Инструктивные карты, палатка,
веревка,
рюкзак,
коврик
туристический, компас
Рассказ,
беседа, Памятка
по
разработке
самостоятельная
работа, туристических маршрутов, карта
работа
с
картой, города
презентация проекта
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Игра
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), компас
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Квест
Практическая
работа
Проект
17
Методические материалы второго года обучения
№
Раздел
программы
1.1 Основы
туристскоэкскурсионной
деятельности
Форма занятий
Учебное занятие,
практическое
занятие
1.2 Подготовка
путешествию
к Учебное занятие,
практическое
занятие
1.3 Путешествие
Африку
в Учебное занятие,
практическое
занятие
1.4 Путешествие в
Европу
Учебное занятие,
практическое
занятие
Приемы и методы
Дидактический материал
1. Гид по миру
Рассказ, «мозговой штурм» Карта
мир,
географические
по
выработке
правил карты, глобус, ролик «Зачем
работы в группе, игры на нужны карты и планы», ролик
знакомство и сплочение «Город
и
окрестности»,
группы, работа в группах, видеоурок «Ориентирование на
просмотр видеороликов с местности», ролик «Стороны
последующим
горизонта»
обсуждением, практическая
работа с картами, компасом
Рассказ,
беседа, Презентация
«Важные
самостоятельная
и документы для путешествия»;
групповая работа, просмотр видеоролик
«как
правильно
видеороликов
с собрать вещи в путешествие»,
последующим
игра «собираем чемодан», : игра
обсуждением, выполнение «Проверяем
готовность
к
заданий интеллектуальной отправке»
игры
Рассказ, беседа, просмотр Ролик
«Материк
Африка»,
видеороликов
с презентация «Путешествие в
последующим
Африку»;
презентация
обсуждением,
«интересные места Африки»;
самостоятельная
работа, викторина-игра
«Путешествие
творческая
практическая по Африке»
работа, работа с картами
«Материк
Европа»,
Рассказ, беседа, просмотр Ролик
«Путешествие
в
видеороликов
с презентация
Европу»;
презентация
последующим
«интересные
места
Европы»;
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт), компас
Мини-тест
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт)
Игра
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип-чарт),
карта
Африки
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
Викторина
Викторина
18
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа, работа с картами
1.5 Путешествие
в Учебное занятие, Рассказ, беседа, просмотр
Азию
практическое
видеороликов
с
занятие
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа, работа с картами
1.6 Путешествие
в Учебное занятие, Рассказ, беседа, просмотр
Австралию
практическое
видеороликов
с
занятие
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа, работа с картами
1.7 Путешествие
в Учебное занятие, Рассказ, беседа, просмотр
Северную
и практическое
видеороликов
с
Южную Америку занятие
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа
викторина-игра «Путешествие по оборудование,
Европе»
компьютер,
доска
(флип-чарт),
Карта
Европы
Ролик
«Материк
Азии», Канцелярские
презентация «Путешествие в принадлежности,
Азию»; презентация «интересные мультимедийное
места Азии»; викторина-игра оборудование,
«Путешествие по Азии»
компьютер,
доска
(флип-чарт),
Карта
Азии
Ролик «Материк Австралия», Канцелярские
презентация «Путешествие в принадлежности,
Австралию»;
презентация мультимедийное
«интересные места Австралии»; оборудование,
викторина-игра
«Путешествие компьютер,
доска
по Австралии»
(флип-чарт),
карта
Австралии
Ролик «Материки Серная и Канцелярские
Южная Америка», презентация принадлежности,
«Путешествие в Северную и мультимедийное
Южную Америку»; презентация оборудование,
«интересные места Северной и компьютер, доска
Южной Америки»; викторина- (флип-чарт), Карта
игра «Путешествие по Северной Северной и Южной
и Южной Америки»
Америке
2. Путешествие по Нижегородской области
2.1 Путешествие по Учебное занятие, Рассказ, беседа, просмотр Видеоролик «интересные места Канцелярские
Нижегородской
практическое
видеороликов
с Нижнего
Новгорода», принадлежности,
области
занятие
последующим
презентация
«Удивительная мультимедийное
обсуждением,
Нижегородская
область», оборудование,
самостоятельная
работа, презентация «Интересные места компьютер, доска
творческая
практическая Нижегородской области»
(флип-чарт), карта
Викторина
Викторина
Викторина
Практическая
работа
19
работа
2.2 История
города Учебное занятие, Рассказ, беседа, просмотр Презентация
«история
Дзержинска
практическое
видеороликов
с Дзержинска», ролик «Дзержинск
занятие
последующим
– мой любимый город»
обсуждением,
экскурсия,
квест, поход
2.3
Проект
Учебное занятие,
«Туристический
практическое
маршрут
по занятие
родному городу»
Рассказ,
беседа, Памятка
по
разработке
самостоятельная
работа, туристических маршрутов, карта
работа
с
картой, города
презентация проекта
Нижегородской
области
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Викторина
Защита
проекта
20
7.Оценочные материалы
Формы
контроля
Минитестирование
Викторина
Практическая
работа
Защита
проекта
Игра
Квест
Критерий оценки
Оценка
результатов
1 балл – 1 правильный ответ;
0–1 балл – низкий уровень;
2 балла – 2 правильных ответа;
2 балла – средний уровень;
3 балла – 3 правильных ответа;
3 балла – хороший уровень;
4 балла – 4 правильных ответов;
4–5 баллов – высокий
5 баллов – 5 правильных ответов.
уровень.
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий уровень;
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 балла;
2 балла – средний уровень;
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 балла;
3
балла
–
хороший
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 балла. уровень;
4 балла – высокий уровень.
0 баллов – отсутствие знаний, умений, и 0 баллов – низкий уровень;
навыков (далее – ЗУН) у учащегося,
1 балл – средний уровень;
1 балл – владение ЗУН с значительной помощью 2-3 балла – хороший
педагога;
уровень;
2-3 – владение ЗУН с незначительной помощью 4–5 баллов – высокий
педагога,
уровень.
4-5 – самостоятельное владение ЗУН)
Критерии оценки проекта:
0-1 балл – низкий уровень;
- самостоятельность работы над проектом;
2-4 балла – средний
- раскрытие актуальности и значимости темы,
уровень;
полнота раскрытия темы;
5-7 балла – хороший
- оригинальность решения проблемы;
уровень;
- артистизм и выразительность выступления при 8-10 баллов – высокий
защите проекта;
уровень.
- ответы на вопросы.
Критерии оцениваются от 0 до 2 баллов, где
0 баллов – критерий не соблюдается;
1 балл – критерий соблюдается частично;
2 балла – критерий соблюдается полностью.
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий уровень;
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 балла;
2 балла – средний уровень;
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 балла;
3
балла
–
хороший
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 балла. уровень;
4 балла – высокий уровень
освоения темы.
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий уровень;
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 балла;
2 балла – средний уровень;
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 балла;
3
балла
–
хороший
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 балла. уровень;
4 балла – высокий уровень.
21
8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Объем и срок освоения программы. Срок реализации образовательной
программы 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия –
3 часа, 108 часов в год. Всего 216 учебных часов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11 – 13 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Наполняемость объединения – 10-15 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных
технологий.
Программа предполагает различные виды проведения занятий: беседа,
практикум, самостоятельная работа, экскурсия.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос. Определяющими в программе являются
личностно ориентированные деятельностные технологии, имеющие выраженный
здоровьесберегающий потенциал, такие как обучение в сотрудничестве, игровые
технологии, проблемное обучение, в том числе проектный метод.
Программой предусмотрены как теоретическая, так и практическая часть.
Теория преподается в сочетании с решением проблемных ситуаций, выполнением
практических заданий, интеллектуально-познавательными заданиями, работой с
литературой, экскурсионной, проектной и художественно-творческой деятельностью.
Программа в большей степени предполагает проведение занятий в диалоговой
форме, с использованием наглядности (видеоматериалалов, мультимедийных
презентаций, иллюстративного материала) и специального оборудования.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие навыки)
определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития личностных
качеств учащихся объединения 2 раза в год.
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет;
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага;
- туристическое снаряжение: рюкзак, компас, спальный мешок, пенка туристическая,
палатка;
- экспонаты Музея биоразнооразия.
22
9. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории
Нижегородской области. Аннотированный перечень. - Н.Новгород, 2008.
2. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л.
Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. — М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014.
3. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. ЗигернКорн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
4. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. – 3-е изд., стер. –
М.: ФЛИНТА, 2013.
5. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. И90 Ю.С. Путрик.
— М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
6. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. — М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014.
7. Практика активного туризма: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов.
— Орел: МАБИВ, 2020.
8. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
детей: инновационные подходы / авт.-разраб. О.С. Гладышева, В. А. Малинин. –
Н.Новгород: НИРО, 2012.
9. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. –
Нижнийновгород, 2009.
10. Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир. курсу: 5-й
год обуч./ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина.–Н.Новгород: НИРО, 2011.
11. Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1. Растения. –
Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического центра «Дронт», 1995.
Список литературы для учащихся
1. Мой город Дзержинск: книга-альбом в 2-х томах / гл.ред. Н Никифорова. - М.:
«РИК «АСС», 2010.
2. Мабел Джордж. История великих географических открытий в картинках /
Мабел Джордж; перевод с английского [Муравьев С.В.]. – М.: Аванта, 2014.
3. Сковилль Сэмюэль. Скауты в лесах: для среднего и старшего школьного
возраста: 12+ / Сэмюэль Сковилль-мл.; перевод с английского [П. А. Вязникова]. –
Москва: ЭНАС-КНИГА, 2018.
4. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
5. Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья. Были и
небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
6. Чуковский Н.К. Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях /
Николай Чуковский; перевод с английского [Л. Эристави; Худож. Д. Кавлашвили]. Тбилиси: Накадули, 1987.
7. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
23
энциклопедия, 1993.
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы для родителей
Горнева Р.Н. Город Дзержинск: Экскурсионный очерк. – Горький: ВолгоВятское книжное издательство, 1985.
Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья. Были и
небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 1993.
Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1. Растения.
– Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического центра «Дронт»,
1995.
24