Содержание
Стр.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4.
3.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы.
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы.
Список литературы
3
10
11
17
18
18
24
32
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1.
Пояснительная записка
Здоровье
учащихся
относится
к
приоритетным
направлениям
государственной политики в сфере образования. Формирование культуры
здорового и безопасного образа, социальной ответственности, социализация
учащихся являются неотъемлемой частью единого процесса становления
полноценной личности подростка. Поэтому в настоящее время образование детей
и подростков в области здоровьесбережения приобретает особую значимость.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности «Вектор» (далее – программа)
составлена на основе Программы формирования социально-позитивного
поведения у старших подростков «Вектор», разработанной сотрудниками ГБОУ
ДПО «Нижегородский институт развития образования».
Актуальность настоящей программы обусловлена необходимостью
формирования у подростков культуры здоровья, навыков осознанного поведения
в
различных жизненных
ситуациях,
связанных со
здоровьем и
взаимоотношениями в социуме, а также необходимостью вовлечения детей в
практику глобального, регионального и локального развития общества как одного
из приоритетов развития системы дополнительного образования, а также
заинтересованностью общества в формировании социально активной личности,
способной быть конкурентоспособной в современном мире, способной
ориентироваться в социальной действительности и обладающей большим
количеством личных компетенций, позволяющих достигать высокого уровня в
различной деятельности. Поэтому так важно повышать уровень знаний
подростков об аспектах современной социальной жизни, формировать готовность
к участию в социально значимой деятельности.
Программа
имеет
социально-гуманитарную
направленность
и
предполагает формирование у учащихся нравственно-ценностных ориентиров на
здоровый и безопасный образ жизни и на социально ответственное поведение, а
также развитие мотивации на участие в социально значимой деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является формирование
у учащихся экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
и
проведение
соответствующей
просветительской,
методической
и
профилактической работы с участниками образовательного процесса. Программа
включает в себя теоретические и практические занятия. Теория преподается в
сочетании с практико-ориентированными, интеллектуально-познавательными
заданиями и проектно-творческой деятельностью, основанной на реальном
запросе окружающего социума и предполагающей вовлечение учащихся в
общественно-полезную работу.
При реализации программы основным является личностно ориентированный
подход к обучению, который основывается на следующих принципах:
- успеха (формирование позитивного отношения к себе и окружающим,
признание себя и других уникальным составляющим социума, успех каждого
ребенка отмечается педагогом);
- уникальности (каждый ребенок индивидуален, способен к самораскрытию и
творчеству в соответствии с его способностями и возможностями).
Содержание занятий основано на центральной идее ответственности
собственного выбора поведения, а также что социально ответственное поведение
предполагает отказ от вредных разрушительных привычек, стремление человека
достичь высокого уровня своего собственного здоровья и здоровья общества в
целом, а также вовлечение в социально полезную деятельность.
Важным моментом обучения является развитие представлений об
экологическом единстве человека с природой и социумом, о гармонизации этих
взаимоотношений как основы здорового, экологически целесообразного
поведения.
Срок реализации образовательной программы – 2 года, 144 учебных часа
в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 13 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, однако
обучение организуется с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного наращивания
знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой
социальной позиции. Поэтому так важно вовлекать детей в социально значимую
деятельность, в том числе волонтерскую, давать возможность быть успешным в
определенной деятельности.
Характерными новообразованиями подросткового возраста является
способность к анализу и самоанализу, определение склонностей и
профессиональных интересов. В ходе освоения практической составляющей
программы учащиеся учатся видеть свои сильные стороны, пробуют себя в
разных сферах деятельности.
Наполняемость объединения – 8-15 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.201 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ(включая
разноуровневые
программы)»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
- Уставом МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержден
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальными нормативными актами МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующими образовательную деятельность.
Цель программы: формирование у подростков ценностей здорового и
безопасного образа жизни и приобретение ими социальных компетентностей для
выбора и реализации социально-позитивного поведения.
Задачи программы
Обучающие:
1. Формировать у учащихся систему знаний и представлений о здоровье и
ЗБОЖ, а также о проблемах, связанных с социальными рисками поведения.
2. Формировать у учащихся навыков самостоятельной деятельности,
самооценки, целеполагания, самостоятельного познания и мышления.
3. Формировать навыки эффективного общения, умениями выходить из
конфликта в рамках коммуникативной компетентности.
4. Формировать представление об основах волонтерской деятельности,
направлениях деятельности волонтеров, а также мерами поддержки волонтеров в
России.
Развивающие:
1. Развивать важнейшие социальные навыки, способствующие успешной
социальной адаптации учащихся к жизни в обществе, а также профилактике
употребления психоактивных веществ.
2. Развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, коммуникативные навыки.
3. Формировать у учащихся гражданскую позицию, способность к труду и
трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой
(волонтерской) деятельности, культуру здорового и безопасного образа жизни.
Воспитывающие:
1. Формировать целевые и ценностные установки подростков с ориентацией
на здоровый и безопасный образ жизни, сохранение собственного здоровья и
здоровья окружающих, а также «здоровья» планеты Земля.
2. Формировать социально-позитивных жизненные установки, мотивацию к
волонтерской деятельности.
3. Формировать трудолюбие и ответственное отношение к труду, патриотизм
и гражданскую позицию.
Ожидаемые результаты
получение учащимися теоретических знаний о здоровье, здоровом и
безопасном образе жизни и практических навыков его сохранения;
формирование знаний о развитии волонтерского движения в Российской
Федерации, мотивации к участию в волонтерской деятельности;
овладение учащимися умениями принимать решения в сложных жизненных
ситуациях, руководствуясь отношением к здоровью как одной из высших
ценностей человеческого бытия;
формирование у учащихся целевых и ценностных установок с ориентацией
на здоровый и безопасный образ жизни;
овладение учащимися навыками эффективного общения, решения
конфликтов;
развитие
навыков
самостоятельной
деятельности,
самооценки,
целеполагания;
осознание собственной системы ценностей: позитивного отношения к
Родине, формирование ценности многонационального российского общества,
осознание значения семьи в жизни человека, бережного отношения к природе,
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Воспитательный потенциал программы
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- установка на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе,
поддержку нуждающихся в помощи;
- установка на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя,
наркотиков и др.), понимание их вреда;
- приобретение опыта социально значимой деятельности и готовность к
гражданскому участию в жизни образовательного учреждения, города, страны.
1. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными
к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля,
самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
2. Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп Сентябрь Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь Сертификат участника,
отчет по наблюдениям
3
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко Дню
Ноябрь
Фотоматериалы
матери
5
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
Всемирному дню волонтера
Новый год в кругу друзей
6
Всероссийская перепись воробьев
7
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
выпускных групп)
4
5 декабря
Фотоматериалы
Январь
Фотоматериалы
Апрель
Сертификат участника,
отчет по наблюдениям
Фотоматериалы
Май
1.2. Учебный план
№
Раздел программы
п/п
1. Модуль 1
2.
Год обучения
1
2
144
Модуль 2
144
Итого:
288
Формы
аттестации
Круглый стол
«Философия
здоровья»
Проект
«Индивидуальна
я программа
здорового и
безопасного
образа жизни»
1.3.
№
Тема
программы
Модуль 1. Твоя жизнь
1.1 Твой жизненный
.
выбор
Содержание учебного плана
Первый год обучения
Теория
Практика
Комплектование
групп – 4 часа
24
34
8
18
Всег
о
62
Формы аттестации/
контроля
26
Игра «Да – нет –
может быть»
Тест «Правила
общения»
1.2 Общение и
.
конфликты
16
16
32
Модуль 2. Твоя
ответственность
2.1 Ответственность за
.
свою жизнь или
курение?
2.2 Поделись знаниями
.
22
28
50
10
10
20
Тест «Курение и
здоровье»
12
18
30
Творческая работа
«Антиреклама
курения»
Модуль 3. Твой выбор твое будущее
3.1 Твой выбор – твое
будущее
12
20
32
12
20
32
Самостоятельная
работа «Стратегия
принятия решения»
Промежуточная
аттестация: круглый
стол «Философия
здоровья»
Итого
58
82
144
Комплектование
групп – 4 часа
Тематический план модуля первого года обучения
Модуль 1. Твоя жизнь (62 часа)
Комплектование групп – 4 часа
1.1. Тема «Твой жизненный выбор» (26 часов)
Теория: Знакомство с планом работы объединения на учебный год,
формами проведения занятий, настрой группы на предстоящую работу,
инструктаж по технике безопасности. Кто Я. Карта моей жизни. Потребности
человека. Ценности, определяющие жизнь. Здоровье как ценность. Здоровое
11
поведение. Счастье. Позитивное мышление. Социальные риски. Ты не один.
Альтернатива и прогноз. Смысл жизни, цель жизни, выбор пути.
Практика: Работа с иллюстрацией «Пирамида потребностей»
А.Х.Маслоу», «Позитивное мышление, негативное мышление». Гистограмма
«Моя жизнь». Просмотр и обсуждение отрывков фильмов, направленных на
формирование позитивного мышления: «Полианна», «Доживем до
понедельника», мультфильм «Летучий корабль». Прогнозирование притчи о
китайском императоре.
Текущий контроль: игра «Да – нет – может быть».
1.2. Тема «Общение и конфликты» (32 часа)
Теория: Общение людей, правила взаимодействия. Понимание людьми
друг друга: типы восприятия. Мосты понимания между мальчиками и
девочками. Словесные способы общения. Ненормативная лексика в
молодежной среде. Невербальное общение. Развитие навыков невербального
общения: мимика, жесты, пантомимика. Общение в социальных сетях. Что
такое толерантность? «Свой» или «чужой»? Конфликты и их причины.
Способы поведения в конфликте. Как выти из конфликта. Семейные
конфликты. Внутренние конфликты. Как помочь конфликтующим.
Практика: Просмотр и обсуждение видеороликов «Общение: вербальное
и невербальное», «Все оставляет след», «Притча о счастливой семье», «Ералаш:
выпуск 235». Мозговой штурм. Упражнения на развитие мимики, жестов,
пантомимики.
Текущий контроль: тест «Правила общения».
Модуль 2. Твоя ответственность (50 часов)
2.1. Тема «Ответственность за свою жизнь или курение?» (20 часов)
Теория: Психоактивные вещества. Механизм возникновения зависимости.
Причины приобщения к психоактивным веществам. История распространения
табака. Табакосодержащая продукция. Секреты манипуляции: табак. Портрет
курильщика. Как влияет курение на организм человека. Курильщик и общество:
пассивное курение.
Практика: Просмотр и обсуждение видеороликов «О вреде алкоголя и
курения», мультфильма «Команда Познавайлова: Тайна едкого дыма»; фильмов
«Пять секретов настоящего мужчины», «О вреде алкоголя и курения»;
«Эксперимент Галилео: курение», «Секреты манипуляции: табак». Решение
проблемных ситуаций. Самоанализ. Мозговой штурм по теме «Портрет
курильщика».
Текущий контроль: тест «Курение и здоровье».
2.2. Тема «Поделись знаниями» (30 часов)
12
Теория: Основные понятия волонтерства. История волонтерской
деятельности. Волонтерство на современном этапе. Личная книжка волонтера.
Социальное волонтерство. Патриотическое волонтерство. Волонтерство в сфере
культуры. Событийное волонтерство. Волонтерство в сфере образования, в том
числе профилактические мероприятия. Медиаволонтерство: пост в социальной
сети, инфоплакаты, инфографика, видеоролики.
Практика: Просмотр и обсуждение видеороликов. Работа с сайтом
https://dobro.ru. Создание антирекламы курения.
Текущий контроль: творческая работа «Антиреклама курения».
Модуль 3. Твой выбор – твое будущее (32 часа)
1.4. Тема «Твой выбор – твое будущее» (32 часа)
Принять себя. Способности человека. Творчество – уникальная
способность. Движение к достижениям. Преодолевая трудности. Мотивация.
Управление временем. Приемы управления временем. Как управлять эмоциями.
Как управлять своей жизнью. Стратегии принятия решения. Профориентация и
выбор профессии. Мой выбор – здоровье.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Цирк бабочек». Самоанализ.
Анализ по теме «Мой выбор – здоровье» с использованием метода «Шесть
шляп мышления».
Текущий контроль: самостоятельная работа «Стратегия принятия
решения».
Промежуточная аттестация: круглый стол «Философия здоровья».
13
Второй год обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
Тема
Теория
программы
Модуль 1. Твоя жизнь
34
1.1. Здоровье и
20
алкоголь/наркотики
1.2. Взрослая жизнь – это
14
ответственность
Модуль
2.
Твоя
20
ответственность
2.1. Ты и природа
8
Практика
Всего
42
22
76
42
20
34
30
50
12
20
2.2. Поделись знаниями
12
18
30
Модуль 3. Твой выбор –
твое будущее
3.1. Твой выбор – твое
будущее
6
12
18
6
12
18
60
84
144
Итого
Формы аттестации/
контроля
Тест «ПАВ и
здоровье»
Тест «Что ты знаешь
о ВИЧ-инфекции?»
Круглый стол
«Экологические
проблемы моего
города»
Экологический
проект «Чистая
планета»
Рисуночный тест
«Карта моего пути»
Промежуточная
аттестация: проект
«Индивидуальная
программа здорового
и безопасного образа
жизни»
Модуль 1. Твоя жизнь (76 часов)
1.1. Тема «Здоровье и алкоголь/наркотики» (42 часа)
Теория:
Факторы
здоровья:
физический,
эмоциональный,
интеллектуальный, личностный, социальный, духовный. Зависимость.
Причины наркотизации общества. Алкогольная зависимость. Алкогольные
напитки и энергетики: мифы и реальность. Наркотическая зависимость.
Последствия отказа от употребления ПАВ. Давление среды. Ты в борьбе за
самого себя. Жизненные альтернативы: как не приобщиться к употреблению
ПАВ.
Практика: Создание коллажей в рамках изучения темы «Социальное
здоровье». Написание синквейна по теме «Духовное здоровье». Просмотр и
14
обсуждение видеороликов «Как убивает алкоголь», «Трасса 60», «Мы можем!»,
«Быть здоровым». Интеллектуальная игра. Выполнение практических заданий
по теме «Физическое здоровье». Мозговой штурм по теме «Факторы здоровья»,
«Последствия отказа от употребления ПАВ». Тесты «Алкоголь. Курение»,
«Наркотическая зависимость». Мероприятия по профилактике употребления
ПАВ.
Текущий контроль: тест «ПАВ и здоровье».
1.2. Тема «Взрослая жизнь – это ответственность» (34 часа)
Теория: Какой Я? Моя родословная. Что делает людей родными. Твой
настоящий дом. Твой будущий дом (родители, муж/жена, дети). Мои таланты.
Мои желания. Я взрослею. Влюблѐнность. Чем влюблѐнность отличается от
любви. Любовь и ответственность. Взросление и ответственность. Искушение
любопытством. Опасности взрослой жизни. ВИЧ – инфекция: пути передачи,
определение ВИЧ-инфекции, ответственность ВИЧ-позитивного человека,
ответственность за свое здоровье, способы защиты. Мероприятия по
профилактике распространения ВИЧ-инфекции.
Практика: Создание и представление своего генеалогического древа.
Просмотр видеоролика «История привязанности». Изготовление и игра с
«Картами Пассаторе». Создание и представление проекта–самопрезентации «Я
знакомый
и
незнакомый».
Игра
«Калейдоскоп»
на
выявление
информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. Просмотр и обсуждение
видеоролика «ВИЧ. СПИД». Участие в реализации образовательного проекта
«ВИЧ: знать, чтобы жить».
Текущий контроль: тест «Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции?».
Модуль 2. Твоя ответственность (50 часов)
2.1. Тема «Ты и природа» (20 часов)
Теория: Экология. Природные экологические катастрофы. Антропогенные
экологические катастрофы. Экологические кризисы, пути их решения.
Природоохранная деятельность. Заповедные места Нижегородской области.
Как жить экологично: экопривычки, экодизайн.
Практика: Просмотр видеороликов «Моя планета», «Улыбка природы»,
«Человек, который сажал деревья». Виртуальная экскурсия «Дендропарк
им.И.Н.Ильяшевича».
Текущий контроль: круглый стол «Экологические проблемы моего
города».
2.2. Тема «Поделись знаниями» (30 часов)
Теория: Экологическое волонтерство. Современные экологические
инициативы: сбор отходов, переработка отходов, фудшеринг, экономия
15
ресурсов, биоразлагаемые материалы, сокращение потребления. Окружающая
среда и твоя ответственность. Экологические проекты: от идеи до реализации.
Практика: Просмотр видеороликов «Моя планета», «Улыбка природы»,
«Человека, который сажал деревья». Разработка экологического проекта.
Текущий контроль: экологический проект «Чистая планета».
Модуль 3. Твой выбор – твое будущее (18 часов)
3.1. Тема «Твой выбор – твое будущее» (18 часов)
Теория: Образ жизни. Ценность здоровой жизни. Молодежь в
современном мире. Проблемы современной молодежи. Ценности современной
молодежи. Кумиры молодежи и здоровье. Преодоление кризиса. Свобода.
Управление своей жизнью.
Практика: Работа с кубиком «Здоровье». Просмотр и обсуждение
социальной рекламы по теме здорового и безопасного образа жизни.
Упражнения и игры самопознание. Просмотр и обсуждение видеоролика «Все в
твоих руках». Работа над проектом «Индивидуальная программа здорового и
безопасного образа жизни».
Текущий контроль: рисуночный тест «Карта моего пути».
Промежуточная аттестация: проект «Индивидуальная программа
здорового и безопасного образа жизни».
16
2. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Вектор»
год обучения
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
итого
1-й
18
18
18
18
10
14
16
18
14
144
2-й
18
18
18
18
10
14
16
18
14
144
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
2.2. Формы аттестации
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Формы проведения текущего контроля – устный опрос, наблюдение,
рефлексия в конце изучения каждой темы, тестирование, викторины, игры по
итогам изучения раздела программы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз в год (в мае) в виде письменного
тестирования.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития
личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год.
2.3. Оценочные материалы
Текущий контроль первого года обучения
Игра «Да – Нет – Может быть»
Учащимся предлагаются высказывания, с которыми они могут быть
согласны, не согласны или в которых могут сомневаться. Их задача:
аргументированно высказать свое мнение.
Критерии оценки:
1 критерий – уверенность оценивается от 0 до 2 баллов:
0 баллов – учащийся высказывается неуверенно;
1 балл – учащийся высказывается уверенно, но доводы оппонента сбивают
его;
2 балла – учащийся высказывается уверенно.
2 критерий – аргументация от 0 до 2 баллов:
0 баллов – аргументация отсутствует;
1 балл – аргументация присутствует, но новые доводы оппонента приводят
его в тупик;
2 балла – ответ аргументирован.
3 критерий – логичность от 0 до 2 баллов:
0 баллов – логика в высказывании отсутствует, учащийся путается в
доводах;
1 балл – приводятся логичные доводы;
2 балла – ответ логически выстроен, приводятся логичные доводы.
18
Уровень оценки:
0-1 балл – низкий уровень.
2-3 балла – средний уровень.
2-4 балла – хороший уровень.
5-6 баллов – высокий уровень.
Тест «Правила общения»
Учащимся предлагается вопрос, к нему - три ответа, один из которых
правильный. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ
учащиеся получают по одному баллу. Максимальная сумма – 8 баллов.
Уровень оценки:
0-2 балла – низкий уровень.
3-4 балла – средний уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
7-8 баллов – высокий уровень.
Тест «Курение и здоровье»
Учащимся предлагается вопрос, и к нему - три ответа, один из которых
правильный. Нужно выбрать правильный ответ. Всего в тесте 8 вопросов. За
каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Максимальное
количество набранных баллов – 8.
Уровень оценки:
7-8 баллов – высокий уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
3-4 балла – средний уровень.
0-2 балла - низкий уровень.
Творческая работа
Учащимся необходимо подготовить творческую работу по теме
«Антиреклама курения».
Критерии оценки:
- оригинальность, нестандартность идеи, отражающая собственный взгляд
автора;
- уровень новизны;
- логика и последовательность изложения при защите работы;
- ответы на вопросы при защите творческой работы.
Критерии оцениваются от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – критерий не
соблюдается; 1 балл – критерий соблюдается частично; 2 балла – критерий
соблюдается полностью. Максимальное количество – 8 баллов.
Уровень оценки:
7-8 баллов - высокий уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
19
3-4 балла – средний уровень.
0-2 балла – низкий уровень.
Самостоятельная работа «Стратегия принятия решения»
Учащимся предлагается разработать собственную стратегию принятия
решения.
Критерии оценки:
2 балла – стратегия предусматривает глубокий системный подход к
принятию решения.
1 балл – нет системности и глубины в подходах к решению проблемы, но
прослеживается логичность размышлений по принятию решений.
0 баллов - отсутствие логичности, системности в подходе к принятию
решения.
Уровень оценки:
7-8 баллов - высокий уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
3-4 балла – средний уровень.
0-2 балла – низкий уровень.
Промежуточная аттестация первого года обучения:
Круглый стол «Философия здоровья»
Учащимся предлагаются высказывания в рамках изученных тем. Их задача
аргументировано выразить свое мнение относительно предлагаемого
высказывания.
Критерии оценки:
1 критерий – уверенность оценивается от 0 до 2 баллов:
0 баллов – учащийся высказывается неуверенно;
1 балл – учащийся высказывается уверенно, но доводы оппонента сбивают
его;
2 балла – учащийся высказывается уверенно.
2 критерий – аргументация от 0 до 2 баллов:
0 баллов – аргументация отсутствует;
1 балл – аргументация присутствует, но новые доводы оппонента приводят
его в тупик;
2 балла – ответ аргументирован.
3 критерий – логичность от 0 до 2 баллов:
0 баллов – логика в высказывании отсутствует, учащийся путается в
доводах;
1 балл – приводятся логичные доводы;
2 балла – ответ логически выстроен, приводятся логичные доводы.
Уровень оценки:
20
0-1 балл – низкий уровень.
2-3 балла – средний уровень.
4-5 баллов – хороший уровень.
6 баллов – высокий уровень.
Текущий контроль второго года обучения
Тест «ПАВ и здоровье»
Учащимся предлагается вопрос, и к нему - три ответа, один из которых
правильный. Нужно выбрать правильный ответ. Всего в тесте 8 вопросов. За
каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Максимальное
количество набранных баллов – 8.
Уровень оценки:
7-8 баллов – высокий уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
3-4 балла – средний уровень.
0-2 балла - низкий уровень.
Тест «Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции?»
Учащимся предлагается вопрос, и к нему - три ответа, один из которых
правильный. Нужно выбрать правильный ответ. Всего в тесте 8 вопросов. За
каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Максимальное
количество набранных баллов – 8.
Уровень оценки:
7-8 баллов – высокий уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
3-4 балла – средний уровень.
0-2 балла - низкий уровень.
Круглый стол «Экологические проблемы моего города»
Учащимся предлагается сделать доклад о результатах собственной
поисковой деятельности на тему «Экологические проблемы моего города».
Критерии оценки:
- соответствие содержания заданной теме;
- глубина раскрытия темы;
- анализ существующих способов решения данной проблемы;
- предложения по решению выявленной проблемы.
Каждый критерий оценивается от 0 до 4 баллов. Максимальная сумма –
16 баллов.
- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы частично соответствуют критериям;
21
- 2 балла – материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 3 балла – материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 4 балла – представленные материалы полностью соответствуют
критериям.
Уровни оценки:
0-4 балла – низкий уровень.
5-8 баллов – средний уровень.
9-13 баллов – хороший уровень.
14-16 баллов – высокий уровень.
Экологический проект «Чистая планета»
Учащимся предлагается разработать и представить собственный
экологический проект.
Критерии оценки:
- актуальность идеи и соответствие содержание проекта теме;
- глубина и раскрытие темы проекта;
- форма представления: оригинальность, соблюдение требований к
оформлению проекта.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма – 9
баллов.
0 баллов – проект не соответствует;
1 балл – проект соответствует частично;
2 балла – проект соответствует, но имеются недостатки;
3 балла – полностью соответствует критериям.
Уровни оценки:
0-2 балла – низкий уровень.
3-4
балла – средний уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
8-9 баллов – высокий уровень.
Рисуночный тест «Карта моего пути»
Учащимся предлагается нарисовать «Карту моего пути», на которой будет
отражено прошлое, настоящее и планируемое будущее учащегося.
Критерии оценки:
2 балла - рациональное и глубокое отражение каждого момента.
1 балл - каждый момент отражен, но поверхностно.
0 баллов - отсутствие определенного момента.
Уровни оценки:
1-3 балла – низкий уровень.
22
4-5 балла – средний уровень.
6-7 балла – хороший уровень.
8-10 балла – высокий уровень.
Промежуточная аттестация второго года обучения:
Проект «Индивидуальная программа здорового образа жизни»
Учащимся предлагается разработать и представить проект индивидуальной
программы здорового и безопасного образа жизни.
Критерии оценки:
- соответствие теме;
- глубина и раскрытие темы;
- практическая направленность.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма – 6
баллов.
0 баллов – проект не соответствует;
1 балл – проект соответствует частично;
2 балла – полностью соответствует критериям.
Уровни оценки:
0-1 балла – низкий уровень.
2-3 балла – средний уровень.
4-5 баллов – хороший уровень.
6 баллов – высокий уровень.
23
2.4. Условия реализации программы
Методические материалы первого года обучения
Тема
программы
Твой
жизненный
выбор
Общение
конфликты
Форма занятий
Приѐмы и методы
Дидактический
материал
Модуль 1. Твоя жизнь
Беседа,
Игры и упражнения на
Кубик «Здоровье»;
дискуссия,
самопознание и
иллюстрации
практикум,
самоанализ; беседа;
«Пирамида
занятие с
рассказ; обсуждение;
потребностей»
элементами
анализ притчи;
А.Х.Маслоу,
тренинга,
самостоятельная работа; «Позитивное
самостоятельная работа с
мышление,
работа
мультимедийной
негативное
презентацией; просмотр мышление»; отрывки
видеоматериалов с
фильмов
последующим
«Полианна»,
обсуждением; работа с
«Доживем до
иллюстративным
понедельника»;
материалом,
мультфильм
индивидуальная работа
«Летучий корабль»,
презентации
«Потребности»,
«Притча о китайском
императоре»
и Беседа,
Рассказ; беседа;
Видеоролики «Все
дискуссия,
групповая работа;
оставляет след»,
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Канц.товары,
компьютер,
мультимедийное
оборудование,
ручной мяч, доска
(флип-чарт)
Игра «Да – Нет –
может быть»
Канц.товары,
ручной мяч,
Тест «Правила
общения»
24
практикум,
занятие
с
элементами
тренинга,
самостоятельная
работа,
просмотр
фильма
с
последующим
обсуждением
индивидуальная работа;
игры и упражнения на
самопознание; мозговой
штурм; просмотр и
обсуждение фильмов;
упражнения на развитие
мимики, жестов,
пантомимики.
«Общение:
вербальное и
невербальное»,
«Притча о
счастливой семье»,
«Ералаш: выпуск
235»; мультфильм
«Конфликт»,
презентации
«Конфликт»,
«Толерантность»;
памятка «Как
избавиться от
сквернословия»
Модуль 2. «Твоя ответственность»
Ответственность Беседа,
Рассказ; беседа;
Кубик «Здоровье»,
за свою жизнь
дискуссия,
групповая работа;
видеоролики «О
или курение?
практикум,
индивидуальная работа; вреде алкоголя и
занятие
с игры и упражнения на
курения», «Секреты
элементами
самопознание; мозговой манипуляции:
тренинга,
штурм; письмо
табак»; мультфильм
самостоятельная сверстнику; просмотр и
«Команда
работа,
обсуждение фильмов
Познавайлова: Тайна
просмотр
едкого дыма»; фильм
фильма
с
«Пять секретов
последующим
настоящего
обсуждением
мужчины»;
иллюстрации
«Графики кайфа»,
компьютер,
мультимедийное
оборудование
Канц.товары,
ручной мяч,
компьютер,
мультимедийное
оборудование
Тест «Курение и
здоровье»
25
«Эмоциональная
динамика
зависимого»;
мультимедийная
презентация
«Влияние рекламы»
Поделись
знаниями
Твой выбор –
твое будущее
Беседа, занятие
с
элементами
тренинга,
просмотр
фильма
с
последующим
обсуждением
Рассказ; беседа;
групповая работа;
индивидуальная работа;
мозговой штурм;
просмотр и обсуждение
фильмов
Презентации
«История развития
волонтерства»,
«Направления
волонтерства»,
материалы для
выполнения заданий,
видеоролик
«Волонтер»
Модуль 3. Твое будущее
Беседа,
Рассказ; беседа;
Кубик «Здоровье»;
дискуссия,
групповая работа;
иллюстрации
практикум,
индивидуальная работа; «Теория разбитых
занятие
с игры и упражнения на
окон», «12 правил
элементами
самопознание; мозговой эффективного
тренинга,
штурм; «шесть шляп
таймменеджмента»,
самостоятельная мышления»; просмотр и «12 факторов,
работа,
обсуждение фильмов
влияющих на
просмотр
мотивацию»,
фильма
с
«Квадрат Декарта»;
последующим
фильм «Цирк
Канц.товары,
ручной мяч,
компьютер,
мультимедийное
оборудование
Творческая
работа
«Антиреклама
курения»
Канц.товары,
ручной мяч,
компьютер,
мультимедийное
оборудование
Самостоятельная
работа
«Стратегия
принятия
решения»
Промежуточная
аттестация:
круглый стол
«Философия
здоровья»
26
обсуждением,
презентация
бабочек»
Методические материалы второго года обучения
Тема программы
Форма занятий
Приѐмы и методы
Дидактический
материал
Модуль 1. Твоя жизнь
Здоровье и
Беседа,
Рассказ; обсуждение; Плакаты и
алкоголь/наркотики дискуссия,
беседа; групповая и
видеоролики,
практикум,
индивидуальная
направленные на
занятие с
работа; просмотр и
формирование
элементами
обсуждение фильмов; здорового и
тренинга,
оформление
безопасного образа
самостоятельная рекламной
жизни, позитивных
работа,
профилактической
ценностей,
просмотр
продукции и ее
видеороликов «Как
фильма с
представление,
убивает алкоголь»,
последующим
создание синквейна;
«Трасса 60», «Мы
обсуждением,
мозговой штурм;
можем!», «Быть
защита
практическая работа; здоровым», тесты
творческих
интеллектуальная
Алкоголь. Курение»,
работ
игра; работа с
«Наркотическая
иллюстративным
зависимость»
материалом; работа с
мультимедийной
презентацией;
создание коллажа;
тестирование
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Беседа, дискуссия, Тест «ПАВ и
практикум,
здоровье»
занятие с
элементами
тренинга,
самостоятельная
работа, просмотр
фильма с
последующим
обсуждением,
защита творческих
работ
27
Взрослая жизнь –
это
ответственность
Ты и природа
Беседа, занятие
с
элементами
тренинга,
просмотр
видеофильма с
обсуждением
Игры и упражнения
на самопознание и
самоанализ; беседа;
рассказ; обсуждение;
анализ притчи;
самостоятельная
работа; просмотр
видеоматериалов с
последующим
обсуждением;
практическая работа
Фильм «Перед
классом»;
видеоролики «ВИЧ:
миф и реальность»,
«История
привязанности»,
«Песня-притча
«Богатый и бедный»;
мультфильмы «Как
сбываются мечты»,
«Смешарики: Горы и
конфеты»;
иллюстрации
«Генеалогическое
древо»; презентация
«Любопытство и
любознательность»
Модуль 2. Твоя ответственность
Беседа,
Рассказ; беседа;
Кубик «Здоровье»;
дискуссия,
групповая работа;
фильмы «Человек,
практикум,
индивидуальная
который сажал
занятие
с работа; игры и
деревья», «Улыбка
элементами
упражнения на
природы»; таблица
тренинга,
самопознание;
«Как долго
самостоятельная мозговой штурм;
разлагается мусор»
работа,
«шесть шляп
просмотр
мышления»; просмотр
фильма
с и обсуждение
последующим
фильмов
Канц.товары,
ручной мяч,
компьютер,
мультимедийное
оборудование
Тест «Что ты
знаешь о ВИЧинфекции?»
Канц.товары,
ручной мяч,
компьютер,
мультимедийное
оборудование
Круглый стол
«Экологические
проблемы моего
города»
28
обсуждением
Поделись знаниями Беседа, занятие
с
элементами
тренинга,
просмотр
фильма
с
последующим
обсуждением
Рассказ; беседа;
групповая работа;
индивидуальная
работа; мозговой
штурм; просмотр и
обсуждение фильмов
Иллюстративный
материал,
презентация,
видеоролики«Моя
планета», «Улыбка
природы», «Человек,
который сажал
деревья».
Виртуальная
экскурсия
«Дендропарк
им.И.Н.Ильяшевича»
Модуль 3. Твое будущее
Твой выбор – твое Беседа,
Рассказ; беседа; игры Кубик «Здоровье»;
будущее
дискуссия,
и упражнения на
видеоролики «Все в
практикум,
самопознание и
твоих руках»
занятие с
самоанализ; групповая
элементами
работа;
тренинга,
индивидуальная
самостоятельная работа над проектом;
работа,
выступление
просмотр
учащихся
фильма с
последующим
обсуждением
Канц.товары,
ручной мяч,
компьютер,
мультимедийное
оборудование
Экологический
проект «Чистая
планета»
Канц.товары,
компьютер,
мультимедийное
оборудование,
ручной мяч, доска
(флип-чарт)
Рисуночный тест
«Карта моего
пути»
Промежуточная
аттестация:
проект
«Индивидуальная
программа
здорового и
безопасного
образа жизни»
29
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага и т.п.
Мультимедийные презентации:
- «Конфликт».
- «Любопытство и любознательность».
- «Толерантность».
- «Потребности».
- «Притча о китайском императоре».
- «Физическое здоровье: практикум».
Видеоролики:
- «Жизнь в движении».
- «Здоровое питание».
- «Все в твоих руках».
- «Общение: вербальное и невербальное».
- «Все оставляет след».
- «Притча о счастливой семье».
- «Ералаш», выпуск 235 («Ненормативная лексика»).
- «Эксперимент».
- «О вреде алкоголя и курения».
- «Секреты манипуляции: табак».
- «ВИЧ: Знать, чтобы жить».
- «Знаки».
- Серия роликов «Как убивает алкоголь».
- «Песня-притча «Богатый и бедный».
- «Мы можем!».
- «Быть здоровым».
- «Улыбка природы».
Мультфильмы:
- «Конфликт»
- «Смешарики: Горы и конфеты».
- «Смешарики: Смысл жизни».
- «Смешарики: Элексир молодости».
- «ВИЧ. СПИД».
- «История привязанности».
30
- «Как сбываются мечты».
- «Команда Познавалова: Тайна едкого дыма».
- «Летучий корабль».
Иллюстрации:
- «Факторы здоровья».
- «Родословное древо».
- «Мимика и жесты».
- «Графики кайфа».
- «Эмоциональная динамика зависимого».
- «Теория разбитых окон».
- «12 правил эффективного таймменеджмента».
- «12 факторов, влияющих на мотивацию».
- «Квадрат Декарта».
- «Как долго разлагается мусор».
- «Пирамида потребностей».
- «Позитивное мышление, негативное мышление».
- Плакаты «Мы такие разные», «Выбираем активную жизнь», «Раскрась мир
вокруг себя», «Если рядом верный друг», «Хорошие манеры», «На что ты
тратишь жизнь», «Живи ярко».
Фильмы:
- «Сила улыбки».
- «Перед классом».
- «Полианна».
- «Пять секретов настоящего мужчины».
- «Человек, который сажал деревья».
- «Цирк бабочек».
- «Трасса 60».
- «Доживем до понедельника», отрывок.
31
3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Вектор. Формирование социально – позитивного поведения у старших
подростков. Методическое пособие / авт.-сост. Гладышева О.С., Абросимова
И.Ю., Алексеева Е.В., Кузоватова, Шамина Е.В., Шуклина М.Н. – Нижний
Новгород: ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2016.
2. Гладышева О.С., Кузоватова Е.Е., Еделева Е.Г. Организация
профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системнодеятельностный подход. – Нижний Новгород: ГБОУ ДПО «Нижегородский
институт развития образования», 2015.
3. Здорово быть здоровым. 5-6 классы : учебное пособие для
общеобразоват.организаций / [Э.А.Зюрин и др.]; под ред. Г.Г.Онищенко. – М.:
Просвещение, 2019.
4. Здорово быть здоровым. 7-9 классы : учебное пособие для
общеобразоват.организаций / [Э.А.Зюрин и др.]; под ред. Г.Г.Онищенко. – М.:
Просвещение, 2019.
5. Здорово быть здоровым. 10-11 классы : учебное пособие для
общеобразоват.организаций / [Э.А.Зюрин и др.]; под ред. Г.Г.Онищенко. – М.:
Просвещение, 2019.
6. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Г.А. Основы индивидуального
здоровья человека. – М.: Владос, 2000.
7. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы.
– М.: ВАКО, 2009.
8. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические
занятия / авт.-сост. К.Е.Безух. – Волгоград: Учитель, 2011.
9. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.
7-8 классы / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013.
10. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.
9 класс / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
11. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.
10-11классы / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
12. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма
школьников: Пособие для учителя: В помощь образовательному учреждению /
А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2004.
13. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и
профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П.Кучегашева,
Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина; под.ред. Ю.В.Науменко. – М.: Глобус, 2008.
14. Профилактика ВИЧ – инфекции и наркомании у подростков средствами
образования/ О. С. Гладышева, Н. Н. Носов, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева, Ю.
В. Помазова, И. Э. Борисов, И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, Е. Ф. Горьева.
– Н. Новгород: НГЦ, 2004.
15. Системная модель деятельности образовательного учреждения по
сохранению и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство/ под
ред. О. С. Гладышевой. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития
образования, 2008.
32
16. Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир.
курсу: 7-й год обучения/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина. –
Н.Новгород: НИРО, 2011.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Настольная книга медиаволонтера. – М.: ГБУ города Москвы
«Мосволонтѐр»,
2018.
–
82с.
URL:https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/07adb07f22a16440fe
5c70c599fa18e840e984a5.pdf (дата обращения: 26.08.2084)
2. Килина А.Г., Кондаранцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства. – М.:
ГБУ города Москвы «Мосволонтѐр», 2018. – 112с. — URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/d603ae123f4de2d191f84a
70ba70dc08cab60604.pdf (дата обращения: 26.08.2084)
3. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для школьника: Как Федя Забывакин
учился временем управлять. – М: ООО «Альпина Паблишер», 2015.
33
34