Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Программирование и 3d моделирование»
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: с 12 лет
Направленность: техническая
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Шальнов Алексей Станиславович
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Содержание
Пояснительная записка 1.
2.
Учебный план
3.
Календарный учебный график
4.
Содержание рабочей программы
обучения
5.
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы 6.
7.
Оценочные материалы
8.
Организационно - педагогические
условия реализации программы
9.
Список литературы
3
9
10
11
17
19
21
22
23
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Программирование и
3dмоделирование» имеет техническую направленность и направлена на развитие
у учащихся осмысленных предпрофессиональных и творческих навыков работы с
компьютером.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
"Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года";
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
В современном мире и в будущем наиболее востребованы будут
узкопрофессиональные специалисты, поэтому ранняя профориентация учащихся
является важным шагом к формированию успешной, духовно развитой и
целенаправленной личности. В связи с этим немаловажно и актуально познание
учащимися речевых, информационных и компьютерных технологий для решения
профессиональных, коммуникативных и познавательных задач, а также развитие
навыков адаптации в динамично изменяющемся мире, в коллективе, в мире
информационных технологий. Актуальность данной программы обусловлена
следующими причинами:
- необходимость решения практических и творческих задач в сфере
информационных технологий, выходящих за круг знаний, преподаваемых в
рамках информатики в школе;
- необходимость профессиональной ориентации подростков;
- возможность реализации творческих навыков с использованием ПК;
3
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мышления и коммуникативных навыков в рамках творческого
общения со сверстниками и педагогом.
Все большее количество современных, динамично развивающихся и
востребованных обществом профессий связано с миром цифровых технологий.
Такие профессии получили названия цифровых или диджитал-профессий (англ.
Digit-цифра). Поэтому ранняя профориентация и базовое освоение подростком
digital-специальности может стать важным шагом к выбору будущей профессии.
Правительство РФ крайне заинтересовано в появление высокопрофессиональных и
патриотично настроенных специалистов в области компьютерных технологий, ведь
digital-профессии это неотъемлемая часть цифровой экономики. На Петербургском
международном экономическом форуме президент Владимир Путин отметил, что
Россия намерена кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой
экономики, добиться всеобщей цифровой грамотности. «Цифровая экономика это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать
качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет
формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между
людьми, а, следовательно, задает новую парадигму развития государства,
экономики и всего общества», - заявил президент.
Новизна данной программы состоит в том, что она не только ориентирует
учащегося в мире современных цифровых профессий, но и позволяет освоить
базовые навыки некоторых из них.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что по
мере ее освоения ребята проявляют не только алгоритмическое, техническое, но и
творческое, художественное мышление. В результате чего, полученные на
занятиях знания и практические навыки осмысленно и всесторонне могут быть
использованы для выбора будущей профессии, решения актуальных задач.
Цель: формирование активной, творческой личности, обладающей
информационной культурой, ориентирующейся в мире современных цифровых
профессий.
Задачи:
Обучающие:
- расширить информационную грамотность;
Развивающие:
- развить логический и алгоритмический способы мышления;
- развить познавательную активность учащихся, и их творческие способности;
- развить устойчивый интерес к миру цифровых профессий;
- сформировать специальные навыки работы с компьютером в заданных областях;
4
- сформировать навыки планирования результативности действий с учетом
заданного набора средств;
- развить информационно-поисковые навыки с целью нахождения обработки и
хранения актуальной информации;
- развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной,
добровольческой (волонтерской) деятельности, культуру здорового и безопасного
образа жизни;
Эстетические:
- развить аккуратное и бережное отношение к компьютерной технике, к
информации;
- развить культуру поведения с компьютерными устройствами и программным
обеспечением;
Оздоровительные:
- сформировать здоровьесберегающие навыки при работе с компьютером, навыки
гигиены осанки и зрения, соблюдения правил ТБ;
Мотивационные:
- создать комфортную обстановку сотрудничества и общения с коллективом и
педагогом;
- включить в активную деятельность путем создания ситуации успеха с помощью
постановки последовательных и посильных задач разного уровня сложности;
Воспитывающие:
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
профориентационная направленность и формирование специальных навыков.
Задачи 1-года обучения:
1.Обучающие:
- Познакомить учащихся с разнообразием современных цифровых профессий.
- Познакомить детей с основами 3d моделирования в программе Blender.
- Познакомить детей с основами 3dанимации.
- Познакомить учащихся с игровым и физическим движком Blender.
- Познакомить с современной методикой создания стартапов.
2. Развивающие:
- Развивать интерес и стремление к осознанному использованию компьютерных
технологий в профессиональном самоопределении и развитии.
- Развивать навыки самостоятельного творческого мышления.
5
- Развивать навыки в работы в команде.
3. Воспитывающие:
- Воспитать информационную культуру учащегося.
- Воспитать чувство ответственного и рационального обращения с компьютером.
- Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества, воспитывать бережное
отношение к природе и собственному здоровью, воспитывать эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
В ходе успешной реализации данной дополнительной образовательной
программы 1 года обучения можно ожидать следующих результатов:
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
1.Предметные :
1.1 Учащиеся должны знать:
Ориентироваться в мире современных цифровых профессий, знать основные
направления и тенденции в профессиях будущего.
Основы 3d редактора Blender.
Основы 3d анимации в редакторе Blender.
Основы игрового движка BGE.
Ключевые этапы создания стартапа.
Знать такие технологии как:HADI, CastDev.
1.2 Учащиеся должны уметь:
1.Предметные
Соблюдать правила ТБ при работе с компьютером.
Работать с 3d сценой и объектами.
Анимировать объекты внутри сцены.
При создании игрового проекта выявлять проблемы, выдвигать гипотезы и
проверят их с помощью HADI и CastDev.
Создавать простые игры с логикой на движке BGE.
2. Метапредметные:
Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
3. Личностные:
Уметь отвечать за свои поступки, быть самостоятельными, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах.
6
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Бережно относиться к природе.
Уметь использовать основы эстетического образования, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений.
Принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни.
Задачи 2-года обучения:
1. Обучающие:
Познакомить
учащихся
с
разнообразием
современных
языков
программирования и профессиональными направлениями в данной области;
Познакомить детей с основами гипертекстовой разметкиCSSиHtml (frontи
backend разработка), созданием сайта на платформахWix и Tilda.
Познакомить с основами языка Python.
Продолжить освоение метода создания командных стартапов, созданием
лендинга продукта.
2. Развивающие:
Развивать мышление детей: анализ, синтез, логику.
Продолжить развивать интерес и стремление к осознанному использованию
компьютерных технологий в профессиональном самоопределении и
развитии.
Развивать навыки самостоятельного творческого мышления.
Развивать навыки работы в команде: выдвижение собственной точки зрения
на проблему, ее обсуждение, аргументированная критика.
3. Воспитательные:
Продолжать воспитывать информационную культуру детей.
Воспитание ответственного и серьезного отношения к информационным
технологиям.
Продолжать воспитание самостоятельности, навыков сотрудничества.
Воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью,
воспитывать эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений.
7
Ожидаемые результаты 2-го года обучения
1. Учащиеся должны знать:
Разнообразие современных языков программирования и профессий,
связанных с ними.
Что представляет из себя front и backend разработка.
Основы html5 и CSS.
Основы работы на языке Python.
Продолжение знакомства с современной методикой создания стартапов.
2. Учащиеся должны уметь:
1.Предметные:
Разрабатывать структуру простейшего сайта.
Рисовать сайт в графическом редакторе.
Проводить разметку страниц сайта на html5.
Работать над оформлением сайта с помощью CSS.
Осуществлять основные операциина языке Python.
Создавать простейшие алгоритмы игровой логики Pythonв среде Blender.
Создавать MVP и прототип продукта.
Создавать сайты на платформах Wix и Tilda.
2.Метапредметные:
Осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет.
Фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки.
Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением.
Соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
3.Личностные:
Уметь отвечать за свои поступки, быть самостоятельными, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Бережно относиться к природе.
8
Уметь использовать основы эстетического образования, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений.
Принимать ценности здорового и безопасного образа жизни.
2. Учебный план
№
Разделы программы
п\п
1. Модуль 1
Год обучения
1 год
2 год
108
2. Модуль 2
Итого
108
Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование
Тестирование
216
9
3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Программирование и 3d моделирование»
Год
сентябрь
октябрь
ноябрь декабрь январь февраль март апрель
1-й
12
12
12
15
9
12
12
2-й
12
12
12
15
9
12
12
май
итого
15
9
108
15
9
108
обучения
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки,
установленные годовым календарным учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
10
4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№
Тема программы
Модуль 1. «Программирование
и игровые проекты в Blender»
1.1
Blender: основы 3d
моделирования
1.2
Blender: основы 3d
анимации
Blender Game Engine:
основы игрового и
физического движка
Создание 2d игровых
проектов
1.3
1.4
Модуль 2. «Стартап и
современные цифровые
профессии»
2.1
2.2
В мире современных
цифровых профессий
Современный стартап Ч1.
Промежуточная
аттестация
Подведение итогов
Итого:
В том числе
Теория
Практика
Всего
часов
Комплектование
групп - 3 часа
23
46
7
14
72
Формы
аттестации/
контроля
21
Тест. Практическое
задание
Тест. Практическое
задание
Тест. Практическое
задание
5
10
15
8
16
24
3
6
9
9
27
36
3
9
12
Тест. Практическое
задание
6
18
24
Тест. Практическое
задание.
35
70
Комплектование
групп – 3 часа
Тест. Практическое
задание
108
11
Модуль 1. Программирование и игровые проекты в Blender» (72часа)
Комплектование групп (3 часа)
Тема 1.1 Blender: основы 3d моделирования (21 час)
Теория
Blender – современный мощный
инструмент создания 3d графики и
анимации.
Интерфейс
программы:
настройка окон и панелей. Цифровая
клавиатура и смена вида. Элементы
сцены: куб, камера, лампа, оси,
3dкурсор. Модификаторы движения,
скалирования,
поворота.
Режимы
объектный
и
редактирования.
Составные части фигуры: вершины,
ребра и грани их преобразование.
Сложные
модификаторы:
экструдирование, булевы операции,
подразделение
и
другие…
Текстурирование
объекта:
цвет,
прозрачность, отражение. Наложение
внешних
текстур
и
встроенные
текстуры Blender.Моделирование по
точным
параметрам,
понятие
пропорции и соотношения.
Практика
Ориентирование
в
интерфейсе
программы: настройка окон и смена
вида. Перемещение, создание и
удаление элементов сцены. Создание
простых геометрических объектов:
куб, цилиндр, сфера, monkey. Их
перемещение, вращение, уменьшение
и увеличение на заданную величину.
Моделирование
объекта
робообезьяна. Создание модели молекулы
воды
и
химической
колбы.
Выдавливание фигуры по заданным
параметрам,
создание
модели
космического
корабля,
объектов
интерьера и спортивного инвентаря.
Моделирование сцены с зеркалами и
прозрачными стеклами. Придание
цвета объектам. Имитация материалов
– дерево, металл, кирпич, вода с
помощью
встроенных
текстур.
Создание макета коттеджа по точным
размерам. Создание модели роботасобаки.
Тема 1.2 Blender: основы 3d анимации (15 часов)
Теория
Практика
Настройка
объектов
сцены: Создание скульптуры. Моделирование
редактирование
мэш-объектов, местности и маяка. Создание окон в
настройка материала, Halo, текстуры, маяке.
Назначение
материалов
использование
и
создание
в ландшафту.
Назначение
текстур
графическом редакторе jpeg текстур, ландшафту и маяку. Добавление
displacementmapping.
Использование окружения к ландшафту. Практическое
Цвета, Звезд и Тумана. Создание 3d задание:
«Зажгите
ваш
маяк».
фона облаков. Настройка Камеры и Рендеринг и сохранение изображения
12
Рендера. Трассировка лучей (зеркальное
отображение,
прозрачность,
тень).
Синхронность, Движение, Вращение и
масштабирование. Рбота в окне кривых
IPO. Анимирование Материалов, Ламп,
настроек Окружения. Добавление 3d
текста. Основы Nurbs. Работа с
ограничителями. Арматура - кости и
скелет. Физика объектов, система
мягких и жидких тел.
Ландшафт.
Raytracing.Анимация
маяка. Создание дождя в сцене с
маяком. Создание анимированного
тумана в сцене с маяком. Создание
роботизированной руки. Создание
камеры,
следящей
за
рукой.
Следование объекта по траектории.
Создание удивленной обезьянки и
основы лицевой анимации. Симуляция
жидкости-всплеск.
Создание
и
анимирование червячной передачи.
Тема 1.3 BlenderGameEngine (BGE): основы игрового и физического движка (24
часа)
Теория
Практика
Определение BGE, свойства, типы Симуляция поведения объектов со
объектов.
Сенсоры,
контроллеры, свойствами Static, Dynamic, Rigid Body
активаторы. ФизикавBlender: Активатор и Soft Body на примере сфер.
Motion, Localtransformation и Rigidbody, Создание стрелки, движение вперед,
влияние массы объекта, роль центра повороты,
создание
мини-игры
объекта при движении. Взаимодействие «Вытолкни противника». Создание
объектов с разными физическими объекта с воздействием параметра
свойствами.
Отображение
курсора Force, создание юлы и изменение ее
мыши в режиме игры. Управление точки вращения. Создание симулятора
камерой: связь родитель – потомок. игры бильярд. Создание «кирпичной»
Создание нескольких игровых сцен. стены и столкновение с ней объектов с
Переход между ними. Имитация разными физическими свойствами.
стрельбы. Гравитация и ее свойства. Написание скрипта для Blenderна
Текстуры работа с UVImage Editor. Python. Взаимодействие курсора с
Преследователи.
объектами сцены. Игровая сцена
«Лабиринт». Создание виртуальной
лаборатории. Игровая ситуация –
защити базу. Симулятор земной,
лунной и космической гравитации.
Создание модели земного шара и дома
на другой планете. Игра PumpkinRun.
Игра «Футбол».
13
Тема 1.4. Создание 2d игровых проектов в программе AppSaluteCreator
(9 часов)
Теория
Практика
Введение в AppSaluteCreator. Экраны и Анализ работы машины состояний для
сцены. Редактор проекта. Создание персонажа
«Слон».
Изучение
нового проекта, свойства проекта, возможностей редактора на примере
проигрывание
проекта.
Редактор демо-проекта.
ресурсов.
Редактирование
сцены.
Изменение
положения
объектов.
Модификаторы. Порядок, удаление
объектов сцены. Виды объектов.
Модуль 2. «Стартап и современные цифровые профессии» (36 часов)
Тема 2.1.Знакомство с современными цифровыми профессиями (12 часов)
Теория
Практика
Просмотр и обсуждение видеоролика Тестирование MBTI для определения
Энтони Голдбрума «Рабочие места, потенциальной
профессиональной
которые мы уступим машинам».
направленности учащегося. Работа с
Обзор
направлений
современных картой digital-профессий.
цифровых
профессий:
интернет
маркетинг, аналитика, управление,
дизайн и UX, программирование. Связь
программирования и 3d моделирования
с каждым из направлений.
Тема 2.2. Современный стартап Ч1: этапы, технологии (24 часа)
Теория
Практика
Стартап-определение, задачи, значение. Определение и отбор волнующих
Стартап и проект. Почему умирают учащихся тем. Объединение в команды
стартапы. Идея. Гипотеза. Продукт. для работы над своим цифровым
Выбор идеи и ресурсов с помощью продуктом.
Игра
на
сплочение
метода HADI. Примеры реализации команды. Генерация идей о своем
метода. Целевая аудитория проекта
цифровом
продукте
по
плану.
Выдвижение и проверка гипотез по
методу HADI. Определение целевой
аудитории цифрового проекта
14
Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
Название раздела
В том числе
теория практика
Всего
часов
Модуль 1 «Программирование и
игровые проекты в Blender»
1.1
Python: основы языка
24
48
72
24
48
72
Модуль 2 «Стартап и современные
цифровые профессии»
12
24
36
12
24
36
36
72
108
2.1
Современный стартап Ч2:
этапы, технологии
Промежуточная аттестация
Итого:
Формы аттестации/
контроля
Тест. Практическое
задание
Тест. Практическое
задание
Итоговое
тестирование
Модуль 1. Программирование и игровые проекты в Blender» (72часа)
Тема 1.1. Python: основы языка (72 часа)
Теория
Практика
Языки программирования. Основная Решение задач с переменными:
информация о Python. Типы данных. присвоение значений, конкатенация.
Переменные.Ввод и вывод данных. Написание программы с вводом и
Логические выражения и операторы. выводом данных, решением числового
Ветвление.
Условный
оператор. примера.
Написание
программы,
Ошибки и исключения. Обработка которая рекомендовала фильмы в
исключений.
Множественное зависимости от возраста пользователя.
ветвление:
if-elif-else.
Циклы
в Создание программа на сравнение
программировании.
Цикл
while. данных. Вызов функций. Программа
Функции
в
программировании. для вычисления площади цилиндра.
Локальные и глобальные переменные. Умножение чисел с заданными
Возврат
значений
из
функций. условиями. Написание программы,
Оператор
return.
Параметры
и которая измеряет длину введенной
аргументы
функций.
Встроенные строки. Написание программы –
функции
генератора псевдослучайных чисел.
Модули. Генератор псевдослучайных Создание словаря.
чисел – random. Списки. Цикл for.
Строки. Кортежи. Словари
15
Модуль 2. «Стартап и современные цифровые профессии» (36 часов)
Тема 2.1. Современный стартап Ч2: этапы, технологии (36 часов)
Теория
Практика
Python в BlenderGameEngine: модули, Написание скриптов на Python для
скрипты, создание и добавление BlenderGameEngine в виде мини-игр.
логических блоков, вьювер событий.
Создание собственного командного
Повторение «Современный стартап цифрового мини-стартапа: выработка и
Ч1». Минимально жизнеспособный проверка идеи HADI. Командная игра
продукт (MVP): определение, задачи, на
понимание
ЦА
стартапа,
ценность. Методика создания.
определение ЦА и представление
Прототип: виды, задачи, примеры.
бумажного
прототипа
цифрового
Лендинг, примеры лендингов.
стартапа. Создание MVP и его
представление командой с помощью
лендинга.
16
5. Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний
в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой
дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам, проявлений экстремизма;
- ориентация на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- познавательные интересы в разных областях знания, представлений о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и
техники;
- понимание значения науки и техники в жизни российского общества,
гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении
безопасности народа России и Российского государства;
- опыт участия в технических проектах.
2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к
нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы.
17
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля,
самоконтроля и самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в
организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом,
в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому
учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их
индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами
(целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием
проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее
значимых результатов воспитания детей.
4. Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп первого Сентябрь
Фотоматериалы
года обучения)
2
Викторина ко Дню программиста
14 (13)
Участие группы
сентября
3
Беседа ко Дню Народного единства
31 октября Участие группы
4
Беседа ко Дню Российской армии
20 февраля Участие группы
5
Городской
конкурс
компьютерной
Май
Сертификат
графики и презентаций «Компьютер и
участника
творчество»
6
Беседа ко Дню Победы
Май
7
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
Май
Фотоматериалы
выпускных групп)
18
6. Методическое материалы
Методическое обеспечение 1-го года обучения
Тема
Blender: основы 3d
моделирования
Blender: основы 3d
анимации
BlenderGameEngine:
основы игрового и
физического движка
Создание 2d игровых
проектов в
программе
AppSaluteCreator
В мире современных
цифровых
профессий
Современный
стартап Ч1: этапы,
технологии
Форма занятий
Приемы и
методы
Дидактический
материал
Оборудование
Модуль 1. Программирование и игровые проекты в Blender»
Учебное занятие.
Рассказ,
Карточки с
Доска, маркер,
Практическое
наблюдение.
заданиями. ЭОР.
компьютер с
занятие.
Самостоятельная
доступом к
работа.
Интернет.
Учебное занятие.
Рассказ,
Карточки с
Доска, маркер,
Практическое
демонстрация.
заданиями, ЭОР.
компьютер с
занятие.
Практическая
доступом к
деятельность.
Интернет.
Учебное занятие.
Рассказ,
Схемы,
Доска, маркер,
Практическое
демонстрация.
рисунки,
компьютер.
занятие.
Практическая
иллюстрации,
деятельность.
карточки, ЭОР.
Учебное занятие.
Рассказ,
Карточки с
Доска, маркер,
Практическое
демонстрация.
заданиями, ЭОР.
компьютер с
занятие.
Самостоятельная
доступом к
работа.
Интернет.
Модуль 2. «Стартап и современные цифровые профессии»
Учебное занятие.
Рассказ,
Карточки с
Доска, маркер,
Практическое
наблюдение.
заданиями. ЭОР.
компьютер с
занятие.
Самостоятельная
доступом к
работа.
Интернет.
Учебное занятие.
Рассказ,
Карточки с
Компьютер с
Практическое
демонстрация.
тестовыми
доступом к
занятие.
Практическая
заданиями. Игра.
Интернет.
деятельность.
Мультимедийная
Формы
подведения
итогов
Практическое
задание, тест.
Практическое
задание, тест.
Практическое
задание, тест.
Практическое
задание, тест.
Практическое
задание, тест.
Практическое
задание, тест.
19
установка.
Методическое обеспечение 2-го года обучения
Тема
Форма занятий
Приемы и методы
Дидактический
Оборудование
материал
Модуль 1. Программирование и игровые проекты в Blender»
Python: основы
Учебное занятие.
Рассказ,
Презентация с
Мультимедийная
языка
Практическое
демонстрация.
видеоматериалами. установка, маркер,
занятие.
Практика.
Схемы,
доска, компьютер с
Самостоятельная
рисунки,
доступом к сети
работа.
иллюстрации,
карточки. Примеры
программ,
ЭОР.
Модуль 2. «Стартап и современные цифровые профессии»
Учебное
занятие.
Рассказ,
Карточки с
Мультимедийная
Современный
демонстрация.
заданиями, рисунки, установка,
стартап Ч2: этапы, Практическое
занятие.
Самостоятельная
иллюстрации,
компьютер с
технологии
работа.
электронный
доступом к
Практическая
материал, ЭОР.
Интернет.
деятельность.
Формы
подведения итогов
Практическое
задание, тест.
Практическое
задание, тест.
20
7. Оценочные материалы
В качестве контроля и оценки уровня освоения образовательной
программы используются следующие оценочные материалы:
1 год обучения:
Тема 1.1 «Blender: основы 3dмоделирования»: Тестирование 10 вопросов.
Практическое задание «Модель стола для опытов с оборудованием».
Тема 1.2 «Blender: основы 3d анимации»: Тестирование 10 вопросов.
Практическое задание: анимированная сцена «Маяк».
Тема 1.3 «BlenderGameEngine: основы игрового и физического движка»:
Тестирование 10 вопросов. Практическое задание: мини-игра «Подводное
приключение».
Тема 1.4 «Создание 2d игровых проектов в программе AppSaluteCreator»:
Тестирование 10 вопросов. Практическое задание: мини-игра «Автогонка».
Тема 2.1 «Знакомство с современными цифровыми профессиями»:
Практическое задание: заполнение индивидуальной карты цифровых профессий.
Тема 2.2 «Современный стартап Ч1: этапы, технологии»: Тестирование 10
вопросов. Практическое задание: выработка идеи командного стартапа и
проверка ее жизнеспособности.
Промежуточная аттестация 1 год обучения:
Тест из 10 вопросов. Практическая работа: анимационная модель «Флаг».
2 год обучения:
Тема 1.1 «Python: основы языка»: Тестирование 10 вопросов. Практическая
работа.
Тема 2.1 «Современный стартап Ч2: этапы, технологии»: Тестирование 10
вопросов. Практическое задание: создание MVPкомандного цифрового проекта
и его защита.
Промежуточная аттестация 2 год обучения:
Тест из 10 вопросов. Составное практическое задание.
21
8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Программирование и 3d
моделирование».
Программа рассчитана на учащихся с 12 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительность занятия 1-2 часа с
перерывом.
Формы организации занятий:
Занятия проводятся в форме теоретических занятий и практической работы
на компьютере.
Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме
(выполнение индивидуальных работ).
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития
личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год.
Материально - техническое обеспечение:
1. Специальный кабинет.
2. Столы, стулья.
3. Компьютеры.
4. Специальное ПО: Интерактивный самоучитель «Изучаем Windows», Bryce,
Blender, IDLE Python.
5. Доска, маркеры, магниты.
6. МФУ.
7. Проектор.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
22
9. Литература.
Нормативно правовая база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (действующая редакция).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
10. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании
президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
11. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ1898/06 «О
направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по
приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в
образовательных
организациях
различных
типов
для
реализации
дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках
23
региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и
результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года.
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
17. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
18. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
19. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы (к экспертизе в НМЭС ГБОУ ДПО НИРО).
20. Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
21. <Письмо> Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 О направлении
методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей)> Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей.
22. Методические рекомендации по разработке (составлению) адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
программы
(адаптированной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) с
применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных
24
технологий (ДОТ) (авторы-составители: преподаватели кафедры теории и
практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО,
кафедры общей и специальной психологии, центр электронного обучения
(учебно-методический).
23. Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (Москва,
2022).
24. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 №
ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций»: Методические
рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
24. Методические рекомендации по разработке (составлению) АДОП с
применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных
технологий (ДОТ), от 29.11.2022 ГБОУ ДПО НИРО.
26. Устав и нормативно-локальные акты МБУ ДО «Эколого-биологический
центр».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Литература для педагога
Blender: 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих. СПб.: БХВ-Петербург, 2019.
Дакетт Джон. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов. - М.: Эксмо,
2019.
Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. - М.: Издательство «МИФ»,
2018.
Ларсон Томас. Введение в написание скриптов на Python для Blender 2.5x. М.: «Бук-ПРЕСС», 2021.
Компьютерная анимация. - М.: КУДИЦ-Образ, 2020.
МакГрат Майк. Программирование на Python. Программирование на
Python. - М.: Эксмо, 2018.
Прахов Андрей. Самоучитель Blender 2.7. - М.: БХВ-Петербург, 2019.
Феррации Кейт. Никогда не ешьте в одиночку. - М.: ЛКИ, 2020.
Фитцпатрик Роб. Спроси маму. - М.: Альпина Паблишер, 2021.
25
Литература для учащихся и родителей
1. Вордерман К.. Программирование на Python: Иллюстрированное
руководство для детей. - М.: DK Children, 2022.
2. Кронистер Джим. Основы Blender 2-5-е издания. Central Dauphin High
School, 2011-2017. - URL: avidreaders.ru__osnovy-blender.pdf (дата
обращения: 30.09.2024).
3. Лоусон Б.. Р. Шарп. Изучаем HTML 5. - М.: ЛитРес, 2018.
4. Основы Python. Моя первая книга по программированию. - М.: Наука и
Техника, 2018.
5. Программирование для детей на языке Python. - М.: АСТ, 2019.
6. Томашевский П. Привет, Python! Моя первая книга по программированию.
- М.: ЛитРес, 2018.
7. Эрик Фримен, Элизабет Фримен. Изучаем HTML, XHTML и CSS, 2-е
издание. – СПб: ПИТЕР, 2018.
Ссылки на электронные образовательные ресурсы
1. Самоучитель Рython. URL: https://pythonworld.ru/samouchitel-python (дата
обращения: 30.09.2024).
2. 172+ бесплатных уроков в Blender: обучение 3d с нуля. URL:
https://videoinfographica.com/blender-tutorials/#show_titles_by_style_5838 (дата
обращения: 30.09.2024).
26