Администрация города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9__
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Шаг навстречу»
Возраст учащихся: с 14 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Демченко Светлана Георгиевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Кузнецова Оксана Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Список литературы
3
8
9
10
15
18
21
23
25
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шаг
навстречу» (далее – программа) разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа актуальна в контексте современной образовательной политики,
обозначившей в числе приоритетных задач формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни (ЗБОЖ) у учащихся и с точки зрения перспективы развития
волонтерского движения как ресурса системы дополнительного образования в
формировании ЗБОЖ у подростков.
Актуальность программы подтверждается и на уровне города Дзержинска. В городе
немного организаций, предполагающих вовлечение учащихся в социальные практики.
Опыт проведения конкурсов по социальному проектированию в городе Дзержинске
свидетельствует о низком уровне социальной активности подростков. Однако
потребность подростков в самореализации и самоактуализации достаточно высока.
Отсюда вытекает необходимость создания программы подготовки учащихся к
социально – ориентированной деятельности, в рамках которой они могли бы выявить
склонности, развить лидерские и творческие способности, освоить разные социальные
роли, самореализовываться.
Следует отметить, что потенциал МБУ ДО «Эколого – биологический центр»
позволяет достичь значительных результатов в этой области, поскольку на базе Центра
действует Ассоциация волонтерских объединений образовательных учреждений города
Дзержинска.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на
подготовку волонтеров для работы по формированию культуры здорового и безопасного
образа жизни включая профилактику заболеваний, связанных с социальными рисками
3
поведения у подростков по принципу «сверстник - сверстнику».
Отличительной особенностью данной программы является то, что учащиеся,
овладевая знаниями и навыками, определенными программой, становятся
трансляторами опыта волонтерской деятельности.
Теоретическая и практическая значимость программы «Шаг навстречу»
определяется отсутствием теоретических и методологических разработок по проблемам
волонтерства как ресурса дополнительного образования.
Новизна программы определяется комплексным подходом к подготовке
волонтеров, состоящим из следующих компонентов:
1. Информационная подготовка. Предполагает усвоение учащимися различных
аспектов проблемы
формирования
ЗБОЖ, профилактики
злоупотребления
психоактивными веществами, ВИЧ/СПИДа; знание возрастных особенностей младших
школьников и подростков; знание особенностей работы с группой. Информация,
предлагаемая учащимся, является необходимой и достаточной для проведения
мероприятий по формированию здорового образа жизни и не противоречит
Федеральному закону 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Методическая подготовка. Предполагает овладение волонтерами технологией
проектирования занятий и мероприятий для аудитории разных возрастных и
социальных групп; овладения навыками работы с группой; овладение навыками
самооценки и анализа работы.
3. Личностная подготовка. Предполагает формирование сферы ценностного
ориентирования; собственных позиций в отношении проблемы формирования навыков
ЗБОЖ, профилактики злоупотребления психоактивными веществами, ВИЧ/СПИДа;
формирование моделей поведения, способствующих сохранению здоровья.
Также новым является то, что содержание программы предполагает освоение
волонтерами современных форм здоровьесберегающей деятельности, таких как:
флэшмоб, интерактивное занятие и др.
Программа «Шаг навстречу» разработана в контексте системы непрерывного
дополнительного образования здоровьесберегающей направленности, которая
осуществляется по возрастным ступеням: для учащихся 5-7 лет реализуется программа
«Ступеньки здоровья»; для учащихся 7-11 лет реализуются программы «Расти
здоровым»; для учащихся 12-13 лет предлагается программа «Планета волонтерства».
Стратегическая цель программы - мобилизация личностных ресурсов подростков,
обеспечивающих развитие социально – нормативного жизненного стиля с
доминированием ценностей здорового и безопасного образа жизни, установки на отказ
от приема психоактивных веществ.
Цель программы: подготовка волонтеров для работы по формированию здорового
и безопасного образа жизни в среде сверстников.
Задачи
Обучающие:
4
1. Формировать систему знаний учащихся по вопросам здорового и безопасного
образа жизни и социально-позитивного поведения.
2. Обучать приемам и методам ведения работы по пропаганде здорового
жизненного стиля среди сверстников.
Развивающие:
1. Формировать коммуникативные навыки, творческие способности, навыки
публичных выступлений, организаторские способности.
2. Развивать лидерский потенциал учащихся.
3. Развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность
к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой
(волонтерской) деятельности, культуру здорового и безопасного образа жизни.
Воспитательные:
1. Формировать мотивацию у волонтеров к здоровому образу жизни, к
личностному росту и ведению профилактической работы среди сверстников.
2. Стимулировать
развитие
ответственности,
отзывчивости,
чувства
сопереживания, сопричастности окружающей действительности
3. Формировать активную социальную и гражданскую позицию.
Задачи первого года обучения:
1. Формировать понятия «волонтер», «волонтерская деятельность».
2. Дать представление о концептуальных основах, истории, современном этапе
развития волонтерской деятельности.
3. Формировать представление учащихся о здоровье как обеспечение гармонии и
качества жизни человека, о факторах здоровья.
4. Формировать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
5. Дать представление о понятии «общение», «коммуникативная компетентность»,
о процессах общения.
6. Развивать коммуникативные навыки, навыки уверенного поведения.
7. Формировать знания о никотиновой и алкогольной зависимости, особенностях
профилактической работы с учащимися разного возраста.
8. Формировать навыки организации разных форм здоровьесберегающих и
профилактических мероприятий, а также акций в сфере милосердия.
Ожидаемые результаты первого года обучения.
Учащиеся должны знать:
- сущность понятий «волонтер», «волонтерская деятельность», «здоровье»,
«здоровый и безопасный образ жизни», «никотиновая зависимость», «алкогольная
зависимость»;
- сущность волонтерской деятельности;
- механизмы эффективного общения;
- особенности профилактики табакокурения и алкоголизма в среде учащихся
начального, среднего, старшего звена;
- формы и особенности организации здоровьесберегающих мероприятий: опрос,
5
мини-лекция, кинолекторий, флэшмоб, акция;
- приемы создания социальной рекламы и антирекламы;
- особенности организации досуговых и праздничных мероприятий для
воспитанников детских домов.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать цели и задачи;
- говорить правильно и эмоционально;
- использовать механизмы эффективного общения;
- создавать рекламные плакаты, профилактические листовки, видеоролики;
- организовывать профилактические мероприятия для учащихся начального,
среднего, старшего звена, используя разные формы работы; досуговые и праздничные
мероприятия для воспитанников детских домов.
Задачи второго года обучения:
1. Формировать знания о принципах организации волонтерской деятельности,
организации волонтерского объединения, управления волонтерской организации.
2. Формировать понятия «социальная поддержка», «стресс», «стрессоры»,
«конфликт», «толерантность».
3. Развивать стратегии преодоления стрессовых ситуаций.
4. Формировать знания учащихся о конфликтах, причинах их возникновения и
способах разрешения.
5. Формировать знания о проблеме ВИЧ/СПИД, особенностях профилактической
работы с учащимися разного возраста.
6. Формировать навыки организации разных форм здоровьесберегающих и
профилактических мероприятий, а также акций в сфере милосердия.
Ожидаемые результаты второго года обучения
Учащиеся должны знать:
- о конфликтах, причинах их возникновения и способах разрешения;
- правила общения и продуктивного взаимоотношения людей;
- понятия «ВИЧ/СПИД», пути передачи, механизмы защиты;
- основы гигиенического и нравственного просвещения молодежи;
- особенности профилактической работы;
- методы социального проектирования;
- особенности организации досуговых и праздничных мероприятий для
воспитанников детского дома и детей с ограниченными возможностями.
Учащиеся должны уметь:
- планировать деятельность волонтера, волонтерского объединения;
- уметь избегать конфликтных ситуаций, решать конфликтные ситуации, быть
посредником в разрешении конфликтной ситуации;
- просить и оказывать социальную поддержку;
- разрабатывать социальные проекты;
- планировать и проводить здоровьесберегающие мероприятия; досуговые и
праздничные мероприятия для детей социально - незащищенных групп.
6
Результаты реализации программы:
1. Овладение учащимися системой знаний в области здорового и безопасного
образа жизни и профилактики социально – значимых заболеваний.
2. Овладение волонтерами приемами и методами работы по пропаганде здорового
и безопасного образа жизни.
3. Формирование активной гражданской позиции, коммуникативных навыков,
креативности, организаторских способностей, уважения к труду и результатам трудовой
деятельности.
4. Включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по
формированию здорового и безопасного образа жизни в детской, подростковой и
молодежной среде.
Анализ личностных изменений учащихся осуществляется с привлечением
педагога-психолога с использованием следующих диагностических методик:
1. Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных
ориентаций (составлен Е.Хмелевым).
2. Методика
изучения
мотивов
участия
учащихся
в
деятельности
Л.В.Байбородовой.
3. Методика диагностики личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанова,
Д.В.Григорьева.
4. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации
А.М.Прихожан.
5. Методика изучения удовлетворенности учащихся волонтерской деятельностью
(модификация
изучения
удовлетворенности
учащихся
школьной
жизнью
А.А.Андреева).
Формы проведения текущего контроля – устный опрос, наблюдение, анализ
работ, письменное тестирование в конце изучения каждой темы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная аттестация,
которая проходит один раз год в виде письменного эссе.
7
2.Учебный план
№
Разделы
п/п
программы
1
Модуль 1
2
Модуль 2
Итого:
Год обучения
1-й год
2-й год
144
144
Форма
промежуточной
аттестации
Эссе
Эссе
288
8
3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Шаг навстречу»
год обучения
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
итого
1-й
16
18
18
16
14
16
16
16
14
144
2-й
16
18
18
16
14
16
16
16
14
144
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным учебным
графиком МБУ ДО ЭБЦ.
4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№
1.
Тема программы
Модуль 1 «Я волонтер»
1.1 Основы волонтерской
деятельности
1.2 Философия здоровья
1.3 Эффективное общение
2.
Модуль 2 «Мы вместе»
2.1 Профилактика социально –
значимых заболеваний
2.2 Акции милосердия как
форма социального
служения
Итого
Теория
Практика
24
44
Комплектование групп
– 4 часа
6
10
Всего
Формы
аттестации/
контроля
72
16
Тест
8
12
20
Тест
10
22
32
Тест
22
50
72
16
32
48
Тест
6
18
24
Тест
Эссе (ПА)
46
94
Комплектование
групп – 4 часа
144
Модуль 1 «Я – волонтер»
Комплектование групп – 4 часа
1.1. Тема «Основы волонтерской деятельности» (16 часов)
Теория: Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Чтение
отрывка из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Понятия «волонтер»,
«волонтерская деятельность». История добровольчества в мире, в России. Роль
волонтерства в решении социальных проблем и в развитии личности. Всеобщая
декларация добровольчества. Государственные программы поддержки волонтеров –
Личная книжка волонтера. Потребности человека. Волонтерство как способ
удовлетворения потребности человека в самореализации, личностном развитии.
Качества волонтера. Мораль как основа поведения человека в обществе.
Ответственность волонтера.
Практика: Упражнения на знакомство и сплочение группы. Создание правил
групповой работы. Выяснение ожиданий группы от работы объединения. Изучение
мотивации волонтеров: методика «Лавка талисманов», ценностный анализ. Мозговой
штурм «Сферы деятельности волонтеров». Упражнения на развитие социальных ролей.
Текущий контроль: тест «Волонтер».
10
1.2. Тема «Философия здоровья» (20 часов)
Теория: Понятие «Здоровье» как комплекс физических, социальных,
интеллектуальных, эмоциональных, личностных и духовных свойств. Факторы,
влияющие на здоровье человека. Мотивация здоровья. Образ жизни как система
индивидуального поведения человека. Типология образа жизни. Поведение и здоровье.
Стратегии здоровьесбережения.
Практика: Создание и представление индивидуальной программы здорового и
безопасного образа жизни.
Текущий контроль: тест «Поговорим о здоровье».
1.3. Тема «Эффективное общение» (32 часа)
Теория: Понятие «коммуникативная компетентность», «общение». Основные
процессы общения: коммуникация, интеракция и перцепция. Манера общения, стиль.
Искусство речи: голос, дикция, интонация. Бессловесные элементы поведения:
мимика, жесты, походка. Я глазами других. Уверенное поведение. Самоуверенность
как антипод уверенности. Мои цели. Искусство ставить цели.
Практика: Упражнения на формирование уверенного поведения. Упражнения на
целеполагание. Изучение позиции субъекта в построении отношений с окружающим
миром. Упражнения на развитие коммуникативных навыков. Самоанализ «Карта моего
пути».
Текущий контроль: тест «Общение».
Модуль 2 «Мы вместе»
3.1. Тема «Профилактика социально – значимых заболеваний:
профилактика табакокурения и алкоголизма» (48 часов)
Теория: Наркотические вещества. «Легальные» и «нелегальные» наркотики.
Понятие зависимости. Никотиновая зависимость. Пассивное курение. Алкогольная
зависимость. Механизмы возникновения зависимостей. Влияние наркотических
веществ на здоровье человека. Причины наркотизации общества. Мифы об
употреблении наркотических веществ. Социальные последствия наркотизации
общества. Созависимость. Ценности и приоритеты. Групповое давление. Умение
сказать «Нет!». Аспекты профилактической деятельности.
Социальная реклама здорового образа жизни: листовки, профилактические
плакаты, видеоролики. Формы профилактических мероприятий: опрос, мини-лекция,
кинолекторий, флэшмоб, акция.
Понятия «наркотики», «психоактивные вещества», «токсические вещества».
Наркотическая зависимость. Причины приобщения к наркотикам. Особенности
поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотические вещества. Влияние
наркотических веществ на здоровье человека. Социальные последствия наркотизации
общества. Реклама асоциальных явлений в средствах массовой коммуникации.
Особенности профилактической работы с учащимися младшего, среднего и старшего
звена.
Технология проведения интерактивного занятия.
11
Практика: Игры на выявление способов влияния, принципов аргументации
мнения, умение противостоять негативному влиянию группы. Создание социальной
рекламы. Проектирование и проведение здоровьесберегающих мероприятий для
учащихся младшего, среднего и старшего звена. Проектирование и проведение
здоровьесберегающих мероприятий для учащихся младшего, среднего и старшего
звена: интерактивное занятие.
Текущий контроль: тест «Курение. Алкоголизм».
3.2. Тема «Акции милосердия как форма социального служения» (24 часов)
Теория: Нуждающиеся и социально незащищенные категории граждан. Проблема
сиротства в мире и в России. Образ сиротства в творчестве Ч.Диккенса, М.Ю.
Лермонтова. Воспитательные учреждения для детей – сирот. Особенности развития
детей, оставшихся без попечения родителей. Потребности детей – сирот.
Практика: Проектирование и организация мероприятий для воспитанников
детского дома.
Текущий контроль: тест «Социальная деятельность».
Промежуточная аттестация: Эссе.
12
Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
Тема программы
Теория
Практика
Всего
Формы
аттестации/
контроля
1.
Модуль 1 «Я волонтер»
1.1 Основы волонтерской
деятельности
1.2 Философия здоровья
26
8
46
12
72
20
Тест
8
12
20
Тест
1.3 Эффективное общение
10
22
32
Тест
2. Модуль 2 «Мы вместе»
2.1 Профилактика социально –
значимых заболеваний
2.2 Акции милосердия как
форма социального
служения
Итого
22
16
50
32
72
48
Тест
6
18
24
Тест
Эссе (ПА)
48
96
144
Модуль 1 «Я волонтер»
1.1. Тема «Основы волонтерской деятельности» (20 часов)
Теория:
Знакомство с планом работы объединения на учебный год.
Принципы организации волонтерской деятельности. Организация волонтерского
объединения. Основы планирования деятельности добровольческого объединения.
Управление волонтерской деятельностью. Мотивация на волонтерскую деятельность.
Привлечение волонтеров. Технология построения проекта.
Практика:
Актуализация правил групповой работы. Выяснение ожиданий группы от работы
объединения. Упражнения на сплочение группы. Планирование деятельности
добровольческого объединения на учебный год.
Текущий контроль: Эссе.
1.2. Тема «Философия здоровья» (20 часов)
Теория:
Жизненные
трудности
и
их
преодоление.
Оценка
ситуации.
Проблеморазрешающее поведение. Социальная поддержка. Поддерживающее и
подавляющее поведение. Стресс. Стрессоры. Стрессоустойчивость. Стратегии
избегания стрессовых состояний. Метод «Ключ» Х.Алиева.
Практика:
Создание стратегии проблеморазрешающего поведения и преодоления стрессовых
ситуаций. Упражнения на развитие навыков поиска, оказания и восприятия социальной
поддержки.
Текущий контроль: тест «ЗОЖ и Я».
13
1.3. Тема « Эффективное общение» (32 часа)
Теория:
Толерантность. Понятие «толерантность» в разных языках. Всемирная декларация
прав человека. Качества толерантной личности. Интолерантность. Проявление
толерантности к себе. Национальные качества. Стереотипы. Конфликт. Причины
конфликтов. Виды конфликтов. Деструктивный конфликт. Конструктивный конфликт.
Внутренние конфликты. Управление конфликтами. Стратегии поведения в конфликте:
уход, приспособление, подавление, компромисс, сотрудничество.
Практика:
Упражнения на развитие толерантности. Упражнения по управлению
конфликтами. Создание стратегии регулирования конфликтов.
Текущий контроль: тест «Общение и сотрудничество».
Модуль 2 «Мы вместе»
2.1. Тема
«Профилактика
социально
–
значимых
заболеваний:
профилактика ВИЧ/СПИД» (48 часов)
Теория:
Понятия «ВИЧ – инфекция», «СПИД». История, открытие вируса. Биология ВИЧ.
Пути передачи ВИЧ. Группы риска. Безопасное поведение как основной механизм
защиты от ВИЧ-инфекции. Диагностирование ВИЧ/СПИД. Мифы о ВИЧ/СПИДе.
Особенности профилактической работы. Основы гигиенического и нравственного
просвещения молодежи. Социальное проектирование. Интернет - технологии в
социальном проектировании.
Практика:
Здоровьесберегающие мероприятия для учащихся старшего звена. Подготовка и
реализация проектов.
Текущий контроль: тест «ВИЧ. СПИД».
2.2. Тема «Акции милосердия как форма социального служения» (24 часа)
Теория:
Нуждающиеся и социально незащищенные категории граждан. Дети, попавшие в
сложную жизненную ситуацию: состоящие на внутришкольном учете, в инспекции по
делам несовершеннолетних. Наставничество, переписка, привлечение к досуговым
мероприятиями занятиям в учреждениях дополнительного образования как способы
социальной поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Практика:
Проектирование и организация мероприятий для детей, попавших в сложную
жизненную ситуацию.
Текущий контроль: тест «Социальная незащищенность».
Промежуточная аттестация: Эссе.
14
6. Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций через
информирование детей, организацию общения между ними на содержательной основе
целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в ходе занятий
и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой
дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам, проявлений экстремизма;
- установка на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе,
поддержку нуждающихся в помощи;
- установка на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное
неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.),
понимание их вреда;
- приобретение опыта социально значимой деятельности и готовность к
гражданскому участию в жизни образовательного учреждения, города, страны.
2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному
выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации в ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программы.
15
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля, самоконтроля и
самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному
материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их
индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами
(целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять
заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных событий
и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых
результатов воспитания детей.
4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы первого года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Городской марафон «За здоровье и
Октябрь Сертификат участника,
безопасность наших детей»
ноябрь
публикации в группе в
социальной сети ВК
3
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
5 декабря
Фотоматериалы
Всемирному дню волонтера
4
Городская акция «Мы за чистоту
Февраль
Сертификат участника,
речи»
публикации в группе в
социальной сети ВК
5
Городской марафон «За здоровый Март - апрель Сертификат участника,
образ жизни»
публикации в группе в
социальной сети ВК
16
6
Участие в мероприятии МБУ ДО
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
7 апреля
Фотоматериалы
Календарный план воспитательной работы второго года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Городской марафон «За здоровье и
Октябрь Сертификат участника,
безопасность наших детей»
ноябрь
публикации в группе в
социальной сети ВК
2
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
5 декабря
Фотоматериалы
Всемирному дню волонтера
3
Городская акция «Мы за чистоту
Февраль
Сертификат участника,
речи»
публикации в группе в
социальной сети ВК
4
Городской марафон «За здоровый Март - апрель Сертификат участника,
образ жизни»
публикации в группе в
социальной сети ВК
5
Участие в мероприятии МБУ ДО
7 апреля
Фотоматериалы
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
6
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ
Май
Фотоматериалы
17
6. Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№
Раздел
программы
Форма
занятий
1
Основы
волонтерской
деятельности
Учебное
занятие,
практическое
занятие
2
Философия
здоровья
Учебное
занятие,
практическое
занятие
3
Эффективное
общение
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Приѐмы и методы
Дидактический материал
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Рефлексия,
самоанализ,
тестирование
Рассказ, «мозговой штурм» по выработке
правил работы в группе, игры на
знакомство
и
сплочение
группы,
демонстрация фильма с его последующим
обсуждением, «мозговой штурм», работа в
группах,
психогимнастические
упражнения, работа с нормативными
документами, индивидуальная работа,
коммуникативная
методика
изучения
мотивов
деятельности
«Капуста»,
диагностическое
упражнение
«Лавка
талисманов»
Рассказ, игры на сплочение группы,
демонстрация фильма с его последующим
обсуждением, «мозговой штурм», работа в
группах,
групповая
дискуссия,
психогимнастические
упражнения,
индивидуальная работа, методы развития
критического
мышления
(«Зигзаг»,
«Инсерт», «Шесть шляп мышления»)
Игры сплочение группы, ролевые игры,
тренинговые
коммуникативные
упражнения, демонстрация фильма с его
последующим обсуждением, «мозговой
штурм», работа в группах, рассказ,
индивидуальная
работа,
психогимнастические упражнения
Флаеры
и
буклеты
Ассоциации
волонтерских
объединений
Всемирная
декларация
Добровольчества,
фильм
«Всѐ в твоих руках»,
раздаточный материал для
работы
в
группе,
видеоматериалы
о
деятельности волонтерских
объединений,
Личная
книжка волонтера
Кубик «Здоровье», таблица
«Мишень
мотивации»,
видеофильмы, таблицы для
работы по методике Э.Берна
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Таблица
«Мишень
мотивации»,
мультимедийная
презентация
«Общение»,
видеоматериалы
«Стиль
общения»
Канцелярские
Рефлексия,
принадлежности,
самоанализ,
мультимедийное
тестирование
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Канцелярские
Рефлексия,
принадлежности,
тестирование
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
4
Профилактика
социально
значимых
заболеваний
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Игры на сплочение группы, ролевые игры,
психогимнастические
упражнения,
рассказ, демонстрация фильма с его
последующим обсуждением, работа с
нормативными
документами,
индивидуальная
работа,
«мозговой
штурм», работа в группах, работа с
литературой
5
Акции
милосердия
как
форма
социального
служения
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Игры
на
сплочение
группы,
психогимнастические
упражнения,
рассказ, групповая дискуссия, работа в
группах,
индивидуальная
работа,
«мозговой штурм», работа с литературой,
изучение материалов реализованных акций
№
Тема
программы
1
Основы
волонтерской
деятельности
Учебное
занятие,
практическое
занятие
2.
Философия
здоровья
Учебное
занятие,
практическое
Образцы
рекламной
продукции, видеофильмы по
профилактике табакокурения
и алкоголизма, Конституция
РФ, Конвенция ООН о
правах
ребенка,
короткометражные фильмы,
методическое пособия по
организации
профилактической работы
Литературные источники по
работе с детьми социально
незащищенных
групп,
художественная литература,
социальные
проекты
Ассоциации
волонтерских
объединений
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Рефлексия,
организация и
анализ
мероприятия,
создание
социальной
рекламы,
тестирование
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Рефлексия,
организация и
анализ
мероприятия,
тестирование
Методические материалы второго года обучения
Форма
занятий
Приѐмы и методы
Беседа, рассказ, игры на сплочение
группы, «мозговой штурм», работа в
группах, индивидуальная работа, работа с
нормативными документами, просмотр
мультимедийных презентаций, лекция,
тестирование
Дидактический материал
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Канцелярские
План работы
принадлежности,
волонтера,
мультимедийное
план
работы
оборудование,
объединения
компьютер, доска на
учебный
(флип-чарт)
год,
тестирование
Мультимедийная презентация
«Нормативно
правовое
обеспечение
деятельности
волонтерского объединения»,
таблица
«Пирамида
потребностей», раздаточный
материал для работы в группе,
видеоматериалы
о
деятельности
волонтерских
объединений
Беседа, рассказ, игры на сплочение Кубик
«Здоровье», Канцелярские
группы, демонстрация фильма с его видеофильмы
принадлежности,
последующим обсуждением, «мозговой
мультимедийное
Рефлексия,
тестирование
19
занятие
3.
Эффективное
общение
Учебное
занятие,
практическое
занятие
4.
Профилактика
социально
значимых
заболеваний
Учебное
занятие,
практическое
занятие
5.
Акции
милосердия
как
форма
социального
служения
Учебное
занятие,
практическое
занятие
штурм», работа в группах, индивидуальная
работа, групповая дискуссия, ролевые
игры, самоанализ
Игры сплочение группы, ролевые игры,
демонстрация фильма с его последующим
обсуждением, «мозговой штурм», работа в
группах, индивидуальная работа, рассказ,
беседа,
самоанализ, метод
«Ключ»
Х.Алиева.
Игры на сплочение группы, ролевые игры,
рассказ, лекция, беседа,
«мозговой
штурм», демонстрация фильма с его
последующим обсуждением, работа в
группах,
индивидуальная
работа,
индивидуальные консультации, работа с
учебной и методической литературой,
анализ
существующих
социальных
проектов
Таблица
«Пирамида
потребностей»,
видеоматериалы
Видеоматериалы по теме,
плакаты
«ВИЧ
не
передается»,
раздаточные
буклеты,
действующие
проекты по профилактике
ВИЧ/СПИД,
презентация
«Разработка и оформление
социальных
проектов»,
реализованные
и
действующие
социальные
проекты»,
методические
пособия по организации
профилактической работы
Групповая дискуссия, беседа, «мозговой Литературные источники по
штурм», работа в группах, индивидуальная работе с детьми социально
работа, работа с литературой, изучение незащищенных
групп,
материалов реализованных акций
социальные
проекты
Ассоциации
волонтерских
объединений
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт),
компьютер
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Рефлексия,
самоанализ,
тестирование
Рефлексия,
организация и
анализ
мероприятия,
создание
социального
проекта,
тестирование
Рефлексия,
организация и
анализ
мероприятия,
тестирование
20
7.Оценочные материалы
Форма аттестации
Критерии оценки
Текущий контроль
1 год обучения
Раздел 1. Основы волонтерской деятельности
5 б – 100% (высокий уровень)
Тест «Волонтер – это»
4 б – 80% (хороший уровень)
За каждый правильный ответ – 1 балл
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
Раздел 2. Философия здоровья»
10-9 б – 100% (высокий уровень)
Тест «Поговорим о здоровье»
7-8 б – 80% (хороший уровень)
За каждый правильный ответ – 1 балл
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)
Раздел 3. Эффективное общение
Тест «Общение»
За каждый правильный ответ – 1 балл
5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
10-9 б – 100% (высокий уровень)
7-8 б – 80% (хороший уровень)
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)
5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
Раздел 4. Профилактика социально-значимых
заболеваний
Тест «Курение. Алкоголизм»
За каждый правильный ответ – 1 балл
Раздел 5. Акции милосердия как форма социального
служения
Тест «Социальная деятельность»
За каждый правильный ответ – 1 балл
2 год обучения
Раздел 1. Основы волонтерской деятельности
5 б – 100% (высокий уровень)
Тест «Волонтер, волонтерская деятельность и Я»
4 б – 80% (хороший уровень)
За каждый правильный ответ – 1 балл
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
Раздел 2. Философия здоровья»
5 б – 100% (высокий уровень)
Тест «ЗОЖ и Я»
4 б – 80% (хороший уровень)
За каждый правильный ответ – 1 балл
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
Раздел 3. Эффективное общение
Тест «Общение и сотрудничество»
За каждый правильный ответ – 1 балл
Раздел 4. Профилактика социально-значимых
заболеваний
Тест «ВИЧ. СПИД»
За каждый правильный ответ – 1 балл
Раздел 5. Акции милосердия как форма социального
служения
Тест «Социальная незащищенность»
За каждый правильный ответ – 1 балл
5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
10-9 б – 100% (высокий уровень)
7-8 б – 80% (хороший уровень)
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)
5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
21
Промежуточная аттестация
1, 2 года обучения
Эссе
10-9 б – 100% (высокий уровень)
Критерии оценки письменной творческой работы
7-8 б – 80% (хороший уровень)
(эссе):
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)
Высокий уровень
- содержание работы полностью соответствует теме;
- стройное по композиции, логическое и
последовательное изложение мыслей;
- написано правильным литературным языком и
стилистически соответствует содержанию;
достигнуто
смысловое
единство
текста,
дополнительно использующегося материала.
заключение
содержит
выводы,
логично
вытекающие из содержания основной части.
Хороший уровень
- достаточно полно и убедительно раскрывается
тема с незначительными отклонениями от нее;
- логическое и последовательное изложение текста
работы;
- написано правильным литературным языком,
стилистически соответствует содержанию;
имеются
незначительные
нарушения
последовательности в изложении мыслей;
заключение
содержит
выводы,
логично
вытекающие из содержания основной части.
Средний уровень
- в основном раскрывается тема;
- дан верный, но односторонний или недостаточно
полный ответ на тему;
- обнаруживается недостаточное умение делать
выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но
имеются отдельные нарушения последовательности
выражения мыслей;
- выводы не полностью соответствуют содержанию
основной части.
Низкий уровень
- тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о
поверхностном знании;
- состоит из путаного пересказа отдельных событий,
без вывода и обобщений;
- характеризуется случайным расположением
материала, отсутствием связи между частями;
- выводы отсутствуют.
22
8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Объем и срок освоения программы. Срок реализации образовательной
программы 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 2
часа, 144 часа в год. Всего 288 учебных часов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 14 – 17 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая.
В
случае
наступления
неблагоприятной
санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных
технологий.
Программа предполагает различные виды проведения занятий: беседа, дискуссия,
практикум, занятие с элементами тренинга, просмотр видеофильма с последующим
обсуждением, самостоятельная работа.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом особенностей
психофизиологического развития и потребностей учащихся и удовлетворяют их
познавательный запрос.
Особенности каждого занятия обусловлены темами, которые рассматриваются.
Определяющими в программе являются личностно ориентированные деятельностные
технологии, имеющие выраженный здоровьесберегающий потенциал, такие как
обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проблемное обучение (в том числе
проектный метод), технологии развития критического мышления.
Программа в большей степени предполагает проведение интерактивных занятий с
элементами тренинга. Интерактивные методы обучения способствуют активному
включению учащихся в работу, позволяют через общение более глубоко осознать
истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развивать навыки работы с
людьми, выработать индивидуальные способы поведения, адекватные той или иной
жизненной ситуации.
Методологические основы программы: в теоретической части программы
описывается технология подготовки волонтера. Практическая часть программы является
логическим продолжением теоретической части и дает возможность учащимся принять
активное участие в организации и проведении мероприятий, пропагандирующих ЗБОЖ.
В целях наиболее технологичного проведения занятий определены необходимые
структурные компоненты:
1. Адаптивный компонент. Предполагает проведение в начале каждого занятия
упражнения – разминки, направленного на снятие эмоциональной напряженности и
способствующего раскрепощению участников.
2. Целеполагающий компонент. Предполагает формирование целей и задач занятия.
Формулирование целей и задач занятия самими участниками активизирует мотивацию
участников, создает ощущение личностной причастности ко всему, что происходит на
занятиях
23
3. Конструктивно – практический компонент. Содержит собственно обсуждение
вопросов, ситуаций; используются игровые технологии, отрабатываются поведенческие
навыки, происходит формирование личностной позиции участников группы по теме
занятия через высказывания, формулирование собственных мнений.
4. Рефлексивный компонент. Включает оценивание каждого занятия, своего вклада
в общий результат занятия, актуальности и необходимости поступающей информации.
5. Эмоционально – завершающий компонент. Предполагает окончание занятия
упражнением, способствующим эмоционально положительному впечатлению от
занятия. Данный компонент придает завершенность конкретному занятию и
предполагает дальнейшую встречу участников.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие навыки)
определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития личностных качеств
учащихся объединения два раза в год.
Программа предполагает проведение занятий с использованием традиционных
форм, когда учащиеся слушают рассказ педагога, работают в тетрадях, выполняют
письменные задания, а также с использованием игровых тренинговых технологий, когда
учащимся необходимо в ходе игровых ситуаций свободно двигаться, садиться в круг
или микрогруппы. Таким образом, кабинет для занятий по программе должен иметь две
зоны:
- зону с письменными столами;
- игровую зону, где можно свободно перемещаться, ставить стулья в круг или
организовывать в пространстве работу микрогрупп.
Программа предусматривает работу с видеоматериалами, мультимедийными
презентациями. Соответственно, кабинет для работы по программе должен быть
оснащен компьютером (ноутбуком).
Для ведения записей педагогом в ходе проведения занятий, а также закрепления
наглядных материалов в кабинете должна быть доска или флип-чарт, маркеры.
Для организации видеопросмотров на занятии необходим фонд видеоматериалов:
художественных и документальных фильмов духовно-нравственной
направленности, по формированию позитивного мировоззрения;
- фильмов по профилактике зависимостей, ВИЧ-инфекции;
- социальных видеороликов.
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага и т.п.
24
9.Список литературы
Список литературы для педагога
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установки. – М.: Академия, 2001.
2. Взросление. Любовь. Семья/ авт.-разраб. Е.Е. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2016.
– 215 с.
3. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного
образования. – М.: Перспектива, 2011.
4. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики/ авт.-разраб. Г.С. Чеснокова,
А.В. Зякина, Е.В. Чикалова, Л.А. Мазухина. – Волгоград, 2009.
5. Выпуск 2. Соловьев А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики
химической зависимости для детей 9-12 лет. – М., 2000.
6. Выпуск 3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. первичная профилактика наркозависимости:
концепция программы организации и развития подросткового добровольческого
движения. – М., 2000.
7. Выпуск 4. Программа «Путешествие во времени». Методические рекомендации по
курсу профилактических знаний для подростков. – М., 2000.
8. Выпуск 5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. программа формирования здорового
жизненного стиля. – М., 2000.
9. Выпуск 6. Без секрета всему свету… - М., 2000.
10. Выпуск 7. Терентьев А.В., Ивашин О.И., Москвичев О.И. «Перекресток»:
реабилитационная программа. – М., 2000.
11. Гладышева О.С., Кузоватова Е.Е., Еделева Е.Г. Организация профилактической
работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход. –
Нижний Новгород: ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»,
2015.
12. Грибанова О.В. Информационные технологии профилактики наркомании. –
Волгоград.: Учитель, 2016. – 265 с.
13. Здоровая Россия – общее дело: программа для проведения интерактивных
занятий/сост.: А.А. Дягтярев, М.А. Дегтярева, Я.В. Ковалевский, А.И. Ковалевская. –
М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015. – 33 с.
14. Конфликт и общение. Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. –
Кинишэу: ARS, 1997.
15. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9 класс /
А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
16. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 1011классы / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
17. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика
ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П.Кучегашева, Ю.В.Науменко,
И.В.Федоскина; под.ред. Ю.В.Науменко. – М.: Глобус, 2008.
25
18. Профилактика ВИЧ – инфекции и наркомании у подростков средствами образования/
О. С. Гладышева, Н. Н. Носов, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева, Ю. В. Помазова, И. Э.
Борисов, И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, Е. Ф. Горьева. – Н. Новгород: НГЦ,
2004.
19. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без
табака. 5-11 классы, ПТУ. – М.: ВАКО, 2004.
20. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и
укреплению здоровья учащихся: методическое руководство/ под ред. О. С.
Гладышевой. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.
21. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
детей: инновационные подходы/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, В. А. Малинин. –
Н.Новгород: НИРО, 2012. – 219 с.
22. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. – Нижнийновгород,
2009. – 80 с.
23. Тренинги с подростками/ авт.-разраб. Ю.А. Григорьева, Т.Ф. Илларионова, О.В.
Расулова, А.В. Семенченко, К.П. Сулимова. – 3-е издание – Волгоград: Учитель,
2016. – 196 с.
24. Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир. курсу: 7-й год
обучения/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина. – Н.Новгород: НИРО, 2011.
– 142 с.
Список литературы для учащихся
1. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. – СПб.: Питер, 2008.
2. Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим
мужчиной. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2001.
3. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов – самоисследований. – СПб, Питер Пресс, 1996.
4. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А. Практическая психология для подростков, или Вся
правда о наркотиках. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2008
5. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Кострома.: Вариант,
2000.
Список литературы для родителей
2. Выбойщик Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своѐм
ребѐнке - М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 320с.
3. Дакко П. Новое искусство жить. Институт практической психологии для школьников
- М.: 2009. – 256с.
4. Зеланд В. Пространство вариантов. Трансерфинг реальности. Ступень 1 - СанктПетербург: ИГ Весть, ГлазГора, 2009. – 224с.
5. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов – самоисследований. – СПб, Питер Пресс, 1996.
6. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения – Екатеринбург: АРДЛТД,
2012.
26