Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Химия вокруг нас»
Возраст учащихся: с 14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Бажаева Анастасия Петровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Список литературы
2
Стр.
3
9
10
11
14
18
21
22
23
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Химия вокруг нас» естественнонаучной направленности составлена с
учѐтом
новых
требований
к
общеобразовательным
программам
образовательных
организаций,
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования, рассчитана на учащихся 8
- 9 классов, срок реализации – один год.
Актуальность содержания данной программы обусловливается
интересом учащихся к веществам и химическим явлениям, происходящим в
природе и быту.
Экологическое состояние окружающей среды – одна из наиболее
актуальных проблем современности. Загрязнение окружающей среды в основе
своей по большей мере является химическим. Поэтому школьников с юных
лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные
богатства родного края, для этого они должны научиться разумно,
использовать научные и технические достижения на благо природы и
человека.
Новизна программы заключается в практической направленности при
изучении учебного материала. Предполагается, что еѐ содержание должно
отвечать на вопросы «почему?» и «как?», развивая тем самым творческий
потенциал учащихся. В программе предусмотрено выполнение расчѐтных
задач, упражнений по составлению формул веществ и уравнений реакций,
характеристика элементов и веществ исходя из современных представлений о
строении атома, периодическом законе и периодической системе химических
элементов. Знакомство с наиболее распространѐнным лабораторным
оборудованием и правилами работы при их использовании. Получение и
качественное определение простейших веществ. Приготовление растворов
различных концентраций и т.д.
При составлении программы обращалось внимание на психологопедагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для
учащихся.
Организация практических и экспериментальных работ предусматривает
строгое соблюдение техники безопасности. Важным условием является
воспитание учащихся в уважительном отношении к правилам техники
безопасности и дисциплине труда. Согласно наименованию программы для
проведения практических и экспериментальных работ планируется
использовать оборудование и реактивы, не требующие особых правил
хранения и применения.
3
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 "Об образовании в
Российской Федерации";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа ориентирована на профессиональное самоопределение
учащихся.
Отличие данной программы от уже существующих в том, что она не
повторяет школьные программы, а базируется на знаниях, полученных в
школе, раскрывает значение химии для природы и в жизни человека,
дополняет их практическим применением.
Программа предполагает самые различные формы проведения
занятий: беседы, практические занятия, практикумы, интеллектуальные игры
и другие активные формы.
Цель: создание и обеспечение необходимых условий для личностного,
интеллектуального развития, профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
Познавательные
- Повышать степень активности учащихся в приобретении знаний, умений и
навыков используя активные методы обучения (частично-поисковый,
самостоятельная работа творческого характера, самостоятельная работа по
интересам и др.).
4
- Через повышение воспитанности, сознательности, любознательности,
волевых качеств используя адаптивные технологии обучения активизировать
учебную деятельность учащихся.
Обучающие
- На ознакомительном уровне представить науку химию, помогающую нам
познавать окружающий мир;
- На основе знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно
существующих связей и зависимостей между природой, обществом и
человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира,
его противоречивости;
- Расширить экологическое мышление, формировать экологическую
грамотность;
Развивающие
- Формировать умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу,
осмысливать прошлое в его значимости для настоящего и будущего, добывать
информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками,
самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать
обобщения и выводы;
- поддерживать и развивать у детей интерес к познанию природы,
Воспитательные
- Воздействовать на развитие эмоционально – волевых, нравственных качеств
личности.
- Формировать в процессе осуществления педагогической деятельности у
учащихся чувство патриотизма.
- Формировать у учащихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства
причастности и уважения к результатам труда.
Оздоровительная
- Систематически изучать проявления личности и индивидуальности
учащихся и комплексно учитывать эти проявления.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) сформированность любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом
будущем на основе научных достижений отечественной науки и учѐных своей
Родины;
2) сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного,
активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и
5
правопорядок, способного противостоять социально опасным явлениям в
общественной жизни;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе
общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектноисследовательской, коммуникативной и др.);
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебноинновационной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе
сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
9) сформированность основ бережного отношения к природе;
10) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни:
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению
алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное
отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному,
так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь,
знание основных оздоровительных технологий;
11) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния
общественной нравственности и социально-экономических процессов на
состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной
деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая
приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную
деятельность с учѐтом предварительного планирования;
2) умение продуктивно общаться и эффективно разрешать конфликты;
6
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания для
изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной
информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации;
5) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой
проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста
и презентации материалов с использованием информационных и
коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
6) владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные ожидаемые результаты:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о
веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических
веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление
представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать
и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в
целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире,
объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава
и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
По итогам освоения программы учащиеся:
Должны иметь представление
7
- о веществах, их превращениях и практическом применении;
- об объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания;
- о химических превращениях неорганических и органических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы;
- о материальном единстве мира;
- о значении химической науки в решении экологических проблем;
Должны знать понятийный аппарат и символический язык химии;
Должны владеть - основами химической грамотности:
способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации,
связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни;
- умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в
целях сохранения здоровья и окружающей среды;
Должны уметь устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире,
объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава
и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
Применять знания: о химических веществах на практике;
Наблюдать:
за превращениями веществ при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
Составлять схемы уравнений химических реакций;
Осуществлять группировку: элементов и веществ;
Систематизировать знания об элементах и веществах;
Определять вещество по качественным признакам;
Соблюдать: правила техники безопасности.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- Беседы на каждом занятии, тестовые проверки, практические работы,
практикумы, решение расчѐтных задач.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- Тестовые проверки.
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется 4 раза в год по пройденным темам
(допускается объединять темы). Формы контроля – тестирование.
Промежуточная аттестация – в конце года.
8
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
1.
Темы
Год обучения Форма промежуточной аттестации
первый
Модуль 1
72 часа
Тест
Итого:
72
9
2.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Химия вокруг нас»
год обучения
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
итого
1-й
10
8
6
8
6
8
10
8
8
72
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
1.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа обучения
Количество часов
Тема программы
Тео- Прак- Всего
рия тика
2
Комплектование объединения
2
2.
Вводное занятие
2
3.
4
4
8
4
4
8
4
4
8
6
4
10
7.
Тема 1. Химический язык.
Первоначальные химические
понятия.
Тема 2. Периодический закон и
периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома.
Тема 3. Химическая связь.
Строение веществ.
Тема 4. Важнейшие классы
неорганических веществ.
Тема 5. Неметаллы.
8
6
14
8.
Тема 6. Металлы.
6
6
12
2
4
6
Тест
2
2
Тест
№
п/п
4.
5.
6.
Тема 7. Общие закономерности
химических реакций.
10. Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация.
Итого:
9.
1.
38
Формы
аттестации
(контроля)
2
34
Тест
Тест
Тест
72 (2)
Комплектование объединения (2 часа)
2. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Ознакомление с техникой безопасности. Ознакомление с ПДД, ППБ,
техника безопасности и правила поведения в центре и на улицах города.
Сообщение плана работы объединения. Предмет и методы химии. История
химии. Значение химии.
3. Тема 1.
Химический язык. Первоначальные химические понятия (8 часов)
Теория: Знаки химических элементов. Атомы. Молекулы. Простые и сложные
вещества. Смеси.
Практика: Химическая посуда. Расчѐтные задачи: Определение массовой
доли вещества в растворе. Вычисление относительной молекулярной массы
вещества по его формуле. Вычисление массы данного количества вещества.
Определение массовых долей элементов в соединении. Расчѐты по химическим
уравнениям масс веществ.
4. Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 часов)
Теория: Строение атома. Структура периодической системы. Составление
электронных формул элементов. Химические формулы. Химические реакции.
Практика: работа на аналитических весах.
Расчѐтные задачи:
Расчѐты по химическим уравнениям масс веществ.
5. Тема 3. Химическая связь. Строение веществ (8 часов)
Теория: Современные представления об образовании химической связи.
Полярная и неполярная ковалентная связь. Понятие о диполе. Ионная связь как
крайний случай ковалентной полярной связи. Комплексные соединения.
Сущность химических реакций в свете теории строения атомов.
Химические реакции с изменением и без изменения степени окисления.
Типы кристаллических решѐток (атомная, металлическая, ионная,
молекулярная).
Практика: Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций.
6. Тема 4.
Важнейшие классы неорганических веществ (10 часов)
Теория: Оксиды. Классификация. Способы получения оксидов. Способы
получения кислорода и его применение. Водород. Получение и свойства
водорода. Растворитель и растворѐнное вещество.
Кристаллизация веществ. Кристаллогидраты. Кристаллы в природе и их
применение.
Растворимость
веществ.
Ионы.
Образование
ионов.
Электролитическая диссоциация. Основания (вода, растворы, основания).
Кислоты. Классификация кислот по различным признакам.
Соли. Способы получения солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Тепловой эффект химических реакций.
Практика: Расчѐтные задачи:
Расчѐт массы вещества для приготовления раствора заданной концентрации.
12
Вычисление относительной плотности газов. Вычисление по химическим
уравнениям объѐма газов по известному количеству одного из вступающих или
получающихся в реакции веществ. Расчѐт объѐмных отношений газов по
химическому уравнению.
Расчѐты по термохимическим уравнениям.
7. Тема 5. Неметаллы (14 часов)
Теория: Подгруппа кислорода. Общая характеристика.
Кислород. Строение атома. Электроотрицательность. Аллотропические
изменения кислорода. Озон. Оксид водорода – вода. Строение молекулы.
Водородная связь. Структура льда. Значение воды и растворов в
промышленности, сельском хозяйстве, быту. Вода и здоровье. Круговорот воды
в природе. Охрана водоѐмов от загрязнения.
Сера. Строение атома. Степени окисления. Сера в природе. Аллотропия серы.
Физические и химические свойства. Сульфиды. Сероводород. Оксиды серы.
Сульфиты. Сульфаты. Серная кислота.
Общая характеристика подгруппы азота. Азот, фосфор.
Азот и его
физические и химические свойства. Нитриды Аммиак, аммиачная вода.
Образование иона аммония. Донорно-акцепторное взаимодействие. Соли
аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотная
кислота. Нитраты, качественная реакция на нитрат-ион.
Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод. Строение атома и
аллотропия углерода. Адсорбция. Оксиды углерода. Угольная кислота и еѐ соли.
Кремний.
Подгруппа галогенов.
Практика: Расчѐтные задачи:
Вычисление массы или объѐма продукта реакции по указанному объѐму и
плотности раствора исходного вещества. Взаимосвязь способов выражения
содержания растворѐнного вещества в растворе.
Вычисление объѐма газообразного продукта, полученного из вещества,
содержащего примеси.
Вычисление массы или объѐма продукта реакции по известной массе или
объѐму исходного вещества, содержащего примеси.
8. Тема 6. Металлы (12 часов)
Теория: Общая характеристика металлов главных подгрупп периодической
системы. Щелочные металлы. Строение их атомов, энергия ионизации атомов.
Физические и химические свойства. Оксиды щелочных металлов, их свойства.
Щѐлочи и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.
13
Кальций. Строение атома, энергия ионизации. Оксид и гидроксид кальция, их
свойства. Соли кальция в природе. Жѐсткость воды и способы еѐ устранения.
Применение кальция и его соединений.
Алюминий. Строение атома, энергия ионизации. Характеристика
восстановительных свойств алюминия по отношению к простым и сложным
веществам. Объяснение различия в восстановительных свойствах алюминия,
щелочных металлов и кальция. Взаимодействие алюминия с растворами
щелочей. Строение комплексного соединения – тетрагидроксоалюминат натрия:
внутренняя,
внешняя
сферы,
комплексообразователь
и
лиганды,
координационное число. Оксид алюминия, его важнейшие физические и
химические свойства. Получение гидроксида алюминия, амфотерные свойства
гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов
Металлы побочных подгрупп. Общая характеристика d-элементов.
Биологическая роль d-элементов. Общая характеристика металлов d-элементов.
Применение их в промышленности, современной технике. Железо. Природные
соединения железа. Хром, строение атома. Взаимодействие хрома с соляной
кислотой. Марганец. Строение атома и характерные степени окисления,
взаимодействие с соляной кислотой. Манганаты и перманганаты.
Практика: Расчѐтные задачи: Вычисление массовой доли выхода продукта
реакции от теоретически возможного.
9. Тема 7. Общие закономерности химических реакций (6 часов)
Теория: Энергетика химических реакций. Расчѐт теплового эффекта реакции
по теплотам образования веществ. Скорость химических реакций. Зависимость
скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации,
температуры. Катализ. Смещение химического равновесия. Принцип Ле
Шателье. Применение закономерностей химических реакций в быту и на
производстве.
Практика: Расчѐтные задачи: Направление химических реакций.
10. Итоговое занятие (2 часа)
Промежуточная аттестация.
14
5.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Целью воспитания является создание и обеспечение необходимых
условий для личностного, интеллектуального развития учащихся.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей,
организацию общения между ними на содержательной основе целевых
ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- экологическая культура, понимание влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной
ответственности за действия в природной среде, неприятия действий,
приносящих вред природе, бережливость в использовании природных
ресурсов;
- познавательные интересы в разных областях знания, представления о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой
науки и техники;
- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;
- опыт социально значимой деятельности.
15
Формы и методы воспитания.
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
различные методы воспитания. Методы формирования сознания (рассказ,
объяснение, разъяснение, лекция, инструктаж, практикум, доклад, пример).
Методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации). Методы
стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля, самоконтроля
и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии
с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению
к изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам
собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными
интересами
и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка учащихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
16
Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
п/п
проведения
1
День первокурсника
Сентябрь
2
3
4
5
6
7
8
Всемирные дни наблюдения
птиц
Октябрь
Участие в профильной смене
лагеря дневного пребывания
«Школа
полевых
исследований»
Июнь
Результат
Фотоматериалы
Сертификат
участника, отчет по
наблюдениям
Городской
конкурс Декабрь-март Сертификат
проектных
и
участника
исследовательских работ
Марш парков
Апрель
Сертификат
участника, отчет по
наблюдениям
Участие во всероссийском
Май
Фотоматериалы,
субботнике «Зеленая весна»
публикации в группе
в социальной сети ВК
Участие в международной
Май
Сертификат
акции «Сад памяти»
участника,
фотоматериалы
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ
Май
Фотоматериалы
17
Фотоматериалы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема
Форма
Приѐмы и
Дидактический
Оборудование и
Формы
занятий
методы
материал
реактивы
подведения
итогов
Первый год обучения
Беседа
Рассказ,
Вводное занятие
демонстрация,
Беседа,
Рассказ,
Таблица
Д.И. Компьютер,
Тема 1.
практическое демонстрация, Менделеева, карточки с Химическая посуда
Первоначальные
выполнение
заданиями,
(пробирки, колбы,
Химические понятия. занятие,
практикум
упражнений
информативные
пипетки,
и решение
карточки.
химические
задач.
стаканы,
цилиндры,
воронки, бюксы и
т.д.). Цифровая
лаборатория по
экологии (полевая).
Тест
Лекция,
Рассказ,
Таблица
Д.И. Компьютер.
Тема 2.
беседа,
демонстрация, Менделеева, карточки с Аналитические
Периодический
практическое выполнение
заданиями,
весы.
закон и
занятие.
упражнений.
информативные
периодическая
карточки.
система химических
элементов Д.И.
Менделеева.
Строение атома.
Тема 3.
Химическая связь.
Строение веществ.
Тема 4.
Важнейшие классы
неорганических
веществ.
Тема 5. Неметаллы.
Беседа,
практическое
занятие,
практикум.
Рассказ,
дмонстрация,
выполнение
упражнений
.
Таблица
Д.И.
Менделеева,
ряд
напряжений,
карточки с заданиями,
информативные
карточки.
Беседа,
Рассказ,
Таблица
Д.И.
практическое демонстрация, Менделеева,
таблица
занятие,
выполнение
растворимости
практикум.
упражнений и гидроксидов и солей в
решение задач. воде,
карточки
с
заданиями,
информативные
карточки.
Компьютер.
Модель
кристаллической
решѐтки.
Лекция,
беседа,
практическое
занятие,
практикум,
семинар.
Компьютер.
Коллекция
минералов и
горных пород.
Пробирки.
Карбонаты,
Хлориды и соли др.
Рассказ,
демонстрация,
выполнение
упражнений
и решение
задач.
Таблица
Д.И.
Менделеева,
ряд
электроотрицательности
неметаллов, карточки с
заданиями,
информативные
карточки.
19
Компьютер.
Цифровая
лаборатория по
экологии (полевая).
Лабораторный
штатив, пробирки с
газоотводными
трубками, раствор
перекиси водорода.
Тест
важнейших кислот
Тема 6. Металлы.
Лекция,
беседа,
практическое
занятие,
практикум,
семинар.
Рассказ,
демонстрация,
выполнение
упражнений
и решение
задач.
Тема 7.
Общая
характеристика
химических
реакций.
Беседа,
практическое
занятие,
практикум.
Рассказ,
демонстрация,
выполнение
упражнений
и решение
задач.
Итоговое занятие.
Промежуточная
аттестация.
Таблица
Д.И. Компьютер.
Менделеева, карточки с Коллекция
заданиями,
металлов
Электрохимический
и сплавов.
ряд
напряжений
металлов,
информативные
карточки.
Таблица
Д.И. Компьютер.
Менделеева, карточки с
заданиями,
информативные
карточки.
Тест
Тестовые задания.
Тест.
20
Тест
6. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Содержанием текущего контроля является содержание изученных тем
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Содержанием
промежуточной аттестации является содержание программы за год в рамках
реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Текущий контроль осуществляется 4 раза в год по пройденным темам
(допускается объединять темы). Формы контроля – тестирование.
Тестирование
80 – 100 % правильных ответов – высокий уровень;
60 – 80 % правильных ответов – хороший уровень;
30 – 60 % правильных ответов – средний уровень;
менее 30 % правильных ответов – низкий уровень.
Промежуточная аттестация – в конце года обучения.
Форма аттестации – тестирование.
Тестирование
80 – 100 % правильных ответов – высокий уровень;
60 – 80 % правильных ответов – хороший уровень;
30 – 60 % правильных ответов – средний уровень;
менее 30 % правильных ответов – низкий уровень.
7. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной
направленности рассчитана на учащихся с 14 - 15 лет, срок реализации –
один год.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в день по 45 мин. 1 раз в
неделю.
Занятия в объединении могут проводиться по группам, индивидуально
или всем составом объединения.
Программа предполагает самые различные формы проведения
занятий: лекции, практические работы, практикумы по решению задач,
консультации.
В содержании программы уделяется внимание фактам, отражающим
современное состояние науки, истории науки, биографиям учѐных-химиков.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки,
навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность,
творческие навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в
карте развития личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: карандаши;
- химическая посуда;
- микроскоп, лабораторное оборудование;
- цифровая лаборатория по экологии (полевая);
- простейшие реактивы.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине
болезни программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
22
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации.
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты от
01.03.2012г.
4. Врублевский А.И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Теоретические
основы химии. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. – 288 с.
5. Врублевский А.И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Химия элементов. М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. – 256 с.
6. Габриелян О.С. Химия, 8 класс: учебник/О.С. Габриелян. -7-е изд., испр.М.; Дрофа, 2018. – 287 с.
7. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник/ О.С. Габриелян -7-е изд., испр.
М.: Дрофа, 2019. – 319 с.
8. Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс:
учеб. пособие для общеобразоват. учреждений /О. С. Габриелян, Г. Г.
Лысова, А. Г. Введенская. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. – 303 с.
9. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и
занимательные опыты /Пер. с нем. Л. Н. Исаевой (гл. 1-3) и А. Б. Томчина
(гл. 4-8). – 3-е изд., стереотипное (с изд. ГДР, 1974). – Л.: Химия, 1987. – 392
с.
10. Кузьменко Н. Е., Ерѐмин В.В. Химия. Пособие для 8 – 11 классов средней
школы. /Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерѐмин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Экзамен,
2002 – 448 с.
11. Кузьменко Н. Е., Ерѐмин В.В. Химия. Ответы на экзаменационные
билеты 9 класса: Учебное пособие / Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерѐмин – М.:
Издательство «Экзамен», 2003. – 128 с.
12. Лидин Р. А. Химия: Руководство для подготовки к экзаменам/ Р. А.
Лидин, В. Б. Маргулис. – М.: М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. -207 с.
13. Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия: Справочник для школьников и
поступающих в вузы /Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: АСТ – ПРЕСС
КНИГА, 2014. – 512 с.
14. Маршанова Г. Л. 500 задач по химии – М. «Издат-школа XXI век»- 112 с.
23
15. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений /И.И Новошинский, Н.С. Новошинская, 5–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, - 256 с.
16. Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. Изд. 2е, переработ. М., «Просвещение», 1970.
17. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого
уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /Под ред. В. Н.
Доронькина. – Изд. 4-е, перераб. И дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 275
с.
18. Химия. 11 класс: В 2 ч. Ч. II: Настольная книга учителя /О. С. Габриелян,
Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003. – 320 с.
19. Хомченко Г.П., Хомченко И. Г.Задачи по химии для поступающих в
вузы: Учеб. пособие. – 2-е изд., исправ. И доп. – М.: Высш. шк., 1996. – 302 с.
20. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми
количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
24
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Биографии великих химиков: Пер. с нем./Под ред. К. Хайнига; Перевод
Крицмана В. А.; Под ред. Г. В. Быкова, С. А. Погодина. – М.: Мир, 1981. –
386 с.
2. Врублевский А.И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Теоретические
основы химии. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. – 288 с.
3. Врублевский А.И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Химия элементов. М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. – 256 с.
4. Габриелян О.С. Химия, 8 класс: учебник/О.С. Габриелян. -7-е изд., испр.М.; Дрофа, 2018. – 287 с.
5. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник/ О.С. Габриелян -7-е изд., испр.
М.: Дрофа, 2019. – 319 с.
6. Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс:
учеб. пособие для общеобразоват. учреждений /О. С. Габриелян, Г. Г.
Лысова, А. Г. Введенская. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. – 303 с.
7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и
занимательные опыты /Пер. с нем. Л. Н. Исаевой (гл. 1-3) и А. Б. Томчина
(гл. 4-8). – 3-е изд., стереотипное (с изд. ГДР, 1974). – Л.: Химия, 1987. – 392
с.
8. Задачи всероссийских олимпиад по химии /Под общей ред. Академика
РАН, профессора В. В. Лунина – М.: Издательство «Экзамен», 2003 – 480 с.
9. Кузьменко Н. Е., Ерѐмин В.В. Химия. Пособие для 8 – 11 классов средней
школы. /Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерѐмин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Экзамен,
2002 – 448 с.
10. Кузьменко Н. Е., Ерѐмин В.В. Химия. Ответы на экзаменационные
билеты 9 класса: Учебное пособие / Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерѐмин – М.:
Издательство «Экзамен», 2003. – 128 с.
11. Лидин Р. А. Химия: Руководство для подготовки к экзаменам/ Р. А.
Лидин, В. Б. Маргулис. – М.: М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. -207 с.
12. Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия: Справочник для школьников и
поступающих в вузы /Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: АСТ – ПРЕСС
КНИГА, 2014. – 512 с.
13. Маршанова Г. Л. 500 задач по химии – М. «Издат-школа XXI век»- 112 с.
14. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений /И.И Новошинский, Н.С. Новошинская, 5–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, - 256 с.
15. Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. Изд. 2е, переработ. М., «Просвещение», 1970.
25
16. Соловьѐв Ю.И. и др. История химии: Развитие основных направлений
соврем. Химии. Кн. для учителя /Ю. И. Соловьѐв, Д. Н. Трифонов, А. Н.
Шамин.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
17. Становление химии как науки. Всеобщая история химии.- М.: Наука,
1983.
18. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого
уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /Под ред. В. Н.
Доронькина. – Изд. 4-е, перераб. И дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 275
с.
19. Химия. 11 класс: В 2 ч. Ч. II: Настольная книга учителя /О. С. Габриелян,
Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003. – 320 с.
20. Хомченко Г.П., Хомченко И. Г.Задачи по химии для поступающих в
вузы: Учеб. пособие. – 2-е изд., исправ. И доп. – М.: Высш. шк., 1996. – 302 с.
21. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми
количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
26
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Биографии великих химиков: Пер. с нем./Под ред. К. Хайнига; Перевод
Крицмана В. А.; Под ред. Г. В. Быкова, С. А. Погодина. – М.: Мир, 1981. –
386 с.
2. Врублевский А.И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Теоретические
основы химии. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. – 288 с.
3. Врублевский А.И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Химия элементов. М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. – 256 с.
4. Габриелян О.С. Химия, 8 класс: учебник/О.С. Габриелян. -7-е изд., испр.М.; Дрофа, 2018. – 287 с.
5. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник/ О.С. Габриелян -7-е изд., испр.
М.: Дрофа, 2019. – 319 с.
6. Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс:
учеб. пособие для общеобразоват. учреждений /О. С. Габриелян, Г. Г.
Лысова, А. Г. Введенская. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. – 303 с.
7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и
занимательные опыты /Пер. с нем. Л. Н. Исаевой (гл. 1-3) и А. Б. Томчина
(гл. 4-8). – 3-е изд., стереотипное (с изд. ГДР, 1974). –Л.: Химия, 1987. –392 с.
8. Задачи всероссийских олимпиад по химии /Под общей ред. Академика
РАН, профессора В. В. Лунина – М.: Издательство «Экзамен», 2003 – 480 с.
9. Кузьменко Н. Е., Ерѐмин В.В. Химия. Пособие для 8 – 11 классов средней
школы. /Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерѐмин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Экзамен,
2002 – 448 с.
10. Кузьменко Н. Е., Ерѐмин В.В. Химия. Ответы на экзаменационные
билеты 9 класса: Учебное пособие / Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерѐмин – М.:
Издательство «Экзамен», 2003. – 128 с.
11. Лидин Р. А. Химия: Руководство для подготовки к экзаменам/ Р. А.
Лидин, В. Б. Маргулис. – М.: М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. -207 с.
12. Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия: Справочник для школьников и
поступающих в вузы /Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: АСТ – ПРЕСС
КНИГА, 2014. – 512 с.
13. Маршанова Г. Л. 500 задач по химии – М. «Издат-школа XXI век»- 112 с.
14. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений /И.И Новошинский, Н.С. Новошинская, 5–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, - 256 с.
15. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого
уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /Под ред. В. Н.
Доронькина. –Изд. 4-е, перераб. И дополн. –Ростов н/Д: Легион, 2013. –275 с.
27