Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГиЯ»
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: с 13 лет
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Виноградова Вера Викторовна
педагог – психолог,
высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебный план
11
3.
Календарный учебный график
12
4.
Содержание рабочей программы обучения
13
5.
Содержание рабочей программы воспитания
19
6.
Методические материалы
22
7.
Оценочные материалы
27
8.
Организационно- педагогические условия реализации
32
программы
9.
Список литературы
34
2
1. Пояснительная записка
Одной из основных целей образования детей является создание
психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и
личностное развитие каждого ребенка, подростка. Личностный рост каждого
связан с овладениями навыками общения, азбукой чувств и эмоций, умением
адекватно оценивать себя и других. Познание самого себя, одна из наиболее
важных и сложных задач для человека. На каждом возрастном этапе развития
мы ищем ответы на разные вопросы. Особенно актуальна проблема познания
себя в подростковом возрасте.
Основные новообразования психологического развития подростка в этот
период:
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях,
поступках, формирование привычных навыков самоанализа;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, определение
круга устойчивых интересов;
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого
внимания;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев
самооценки;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
способов взаимопонимания;
- развитие навыков личностного общения в группе сверстников, способов
взаимопонимания и толерантности;
- развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим
людям.
Основные проблемы подросткового возраста:
- неуверенность, неадекватная самооценка,
- завышенный уровень притязаний,
- несформированность навыков общения,
- неадекватные способы самовыражения,
- проблемы с самоопределением,
- проблемы отклоняющегося поведения, как способа ухода от действительности
- низкий уровень ответственности за свою жизнь,
- обесценивание взрослых, родителей.
Актуальность программы состоит в том, что в ней представлены такие
отрасли психологии, значение которых в большей степени удовлетворяют
потребности подросткового возраста. Предлагаемая программа позволит
подросткам лучше узнать себя, свои возможности, понять родителей, друзей,
3
понять мотивы, интересы, чувства и потребности окружающих людей,
приобрести умения строить свои отношения с окружающими.
Педагогическая целесообразность
Психологическое образование ориентировано на помощь учащимся в
открытии и осознании внутреннего мира, его уникальности и ценности, в
пробуждении интереса к другим людям, в осознании своих реальных
возможностей, в ответственном подходе к определению своего места в жизни.
Что оказывает непосредственное влияние на психическое здоровье, которое в
свою очередь влияет на развитие личности. Поэтому в современном мире
преподавание основ психологических знаний актуально в образовании и
воспитании детей.
Особенно важна помощь взрослого в подростковом возрасте, когда идет
бурное развитие сознания и самосознания, происходит обращение внутрь себя,
растет автономия, а отношения со сверстниками занимает центральное место и
существенно влияет на его самооценку и эмоциональное благополучие.
Новизна
Данная программа включает в себя теоретические занятия и практические
занятия. Решению практических задач в программе отводится большее
количество времени. Что дает детям знания и умения, необходимые в жизни.
В рамках данной программы представляется целесообразным проведение
занятий, посвященных формированию социальных и поведенческих навыков у
детей в ситуациях выбора, стимулированию активности растущей личности в
работе над собой, формированию потребности осознания себя и своей позиции
в социуме.
Направленность программы: социально – гуманитарная.
Программа «ПСИХОЛОГиЯ» разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
4
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
При составлении программы использованы:
- программа для старшеклассников «Я и мой внутренний мир» Вачков
И.В., Битянова М.Р. СПб, 2009 г.;
- программа психологической работы с учащимися 7-8 классов
«Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В.
Цель:
формирование
психологической
культуры
подростков,
способствующей сохранению психологического здоровья учащихся и их
успешной социализации и адаптации к жизни в обществе.
Задачи:
Обучающие (предметные):
сформировать представление о психологии, как науке;
сформировать представление о Я-концепции и ее ключевых компонентах;
познакомить с основными психологическими процессами, состояниями и
свойствами личности;
познакомить с теоретическими основами психологии общения;
рассмотреть особенности межличностных отношений;
способствовать получению учащимися знаний, направленных на сохранение
и укрепление здоровья.
Развивающие (метапредметные):
развивать потребность в самопознании и самосовершенствовании;
развивать адекватную самооценку и уверенность в себе;
развивать познавательные процессы;
развивать навыки эффективного общения;
развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение
чувств других;
развивать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях,
создавать условия, способствующие выработке личной стратегии поведения в
различных ситуациях и осмыслению полученного опыта;
развивать умение выступать перед аудиторией.
Воспитательные (личностные):
5
воспитывать толерантность (терпимости) к мнению другого;
повышать уровень рефлексивности;
способствовать формированию социальной инициативности подростков;
воспитывать способность к саморегуляции и эмпатийности;
создавать
условия
для
сплочения
подростков,
формирования
доброжелательности, взаимоуважения, творческого взаимодействия;
воспитывать способность подростка для социального и профессионального
самоопределения;
содействовать повышению мотивации в практическом использовании
полученных знаний;
воспитание активной жизненной позиции, препятствующей формированию
асоциального поведения;
формирование у учащихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и
его результатам.
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- условия формирования и развития личности;
- основные психологические понятия (темперамент, характер, мотив,
мотивация, память, мышление, внимание, воображение и т.д.);
- структуру, функции и методы развития внимания, памяти, воображения,
мышления;
- понятия эмоции и чувства, психические состояния и их свойства;
- структуру и средства общения;
- виды конфликтов, стратегии поведения в конфликте;
- социальные роли и межличностные отношения;
- понятие здоровье, что значит быть здоровым, проблемы современного
общества;
- классификацию профессий, мотивы выбора профессии;
- методику работы с психодиагностическим материалом.
Учащиеся должны уметь:
- осмысленно и правильно использовать основные психологические понятия;
- работать с несколькими психодиагностическими методиками;
- применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные
навыки;
6
- уметь взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь
определенных результатов, находить новые решения поставленных задач;
- уметь планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные;
- уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты освоения программы:
- уметь анализировать, обобщать имеющиеся данные и соотносить их с
собственными знаниями;
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- уметь адекватно относиться к себе, анализировать свои сильные и слабые
стороны;
- развивать личностные ресурсы, самостоятельно развивать внимание, память,
воображение, образное и логическое мышление;
- уметь работать в группе, принимать единое решение, уметь работать в паре,
выслушивать мнение партнѐра и высказывать свое мнение;
- владеть приемами саморегуляции, средствами коммуникации для выражения
своих чувств, эмпатийного отношения к другим;
- разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
- уметь вести полемику, участвовать в дискуссии;
- приобретение опыта публичных выступлений. Умение представлять
результаты проектной деятельности, включая составление текста и презентации
материалов с использованием информационных и коммуникационных
технологий.
Личностные результаты освоения программы:
- высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и
позицию другого человека;
- анализировать собственные поступки, ситуации межличностного
взаимодействия;
-проявлять активное участие подростка в мероприятиях, конкурсах, проектах и
т.п.;
- доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил работы
группы;
- уважительно относиться к труду;
- активно использовать полученные знания и опыт, делиться ими со своими
сверстниками;
- осознание собственной системы ценностей: позитивного отношения к Родине,
формирование ценности многонационального российского общества, осознание
7
значения семьи в жизни человека, бережного отношения к природе, осознание
ценности здорового и безопасного образа жизни.
- бережное отношение к имуществу организации, осуществляющей
образовательную деятельность, поддержание в ней чистоты и порядка.
Задачи первого года обучения:
1.
Формировать у учащихся представление о себе, как о целостной
личности.
2.
Развивать познавательную активность к себе и овладение технологиями
эффективного познания мира.
3.
Научить подростков оценивать себя, свои сильные и слабые стороны,
принимать их и стремиться к самовоспитанию и саморазвитию.
4.
Показать подросткам важность эмоциональности, как составляющей
внутреннего мира человека.
5.
Содействовать оптимизации эффективного общения подростков.
6.
Способствовать рефлексии процесса общения подростков.
7.
Мотивировать подростков к осознанию своих поступков и поведения
других людей, в пользу здорового и безопасного образа жизни.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
Учащиеся должны знать:
- сущность понятий индивид, личность, индивидуальность;
- что такое самооценка и еѐ составляющие;
- познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление,
воображение;
- что такое эмоции и чувства, их роль в жизни человека, связь эмоций с
психофизиологическими процессами, влияние эмоций и чувств на здоровье
человека, управление эмоциями;
- что такое общение, функции общения, вербальные и невербальные средства
общения, методы распознавания состояний других людей по интонации, темпу
и громкости речи, форме изложения;
- базовые понятия из области психологии общения
- как осуществляется восприятие человека человеком, эффекты восприятия;
- виды межличностных отношений;
- факторы, влияющие на возникновение симпатии;
- барьеры в общении;
- состояние здоровья, вредные привычки.
Учащиеся должны уметь:
- адекватно оценивать себя, свои ресурсы, возможности и способности;
8
- владеть методиками развития познавательных процессов;
- понимать свои чувства и эмоции, адекватно выражать их и владеть
методами эмоциональной саморегуляции;
- вести диалог, пользуясь техниками вербализации;
- воздействовать на людей, избегая прямой критики;
- эффективно общаться, совершенствуя средства невербального общения;
- анализировать собственные поступки, ситуации межличностного
взаимодействия;
- осознавать свои цели и стремления, уметь выбирать средства для их
достижения;
-брать на себя ответственность за себя и свои поступки;
- делать осознанный выбор в пользу здорового и безопасного образа жизни.
Задачи второго года обучения:
1.
Развивать познавательную активность к себе и овладение технологиями
эффективного познания.
2.
Сформировать навыки самоуправления и самоконтроля.
3.
Сформировать
у
учащихся
стремление
к
гармоничным
взаимоотношениям с самим собой, другими людьми и окружающим миром.
4.
Дать понятие конфликта, обучить способам бесконфликтного поведения,
навыкам саморегуляции.
5.
Способствовать формированию у учащихся внутрисемейных ценностей.
6.
Научить подростков планировать свою деятельность, строить свою
жизнь, видеть свою перспективу, понимать свое предназначение.
7.
Предоставить
опыт
реализации
проектно-исследовательской
деятельности в области психологии.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
Учащиеся должны знать:
- особенности подросткового возраста;
- типы темперамента, становление характера, его акцентуации;
- понятие «стресс», его симптомы, фазы развития стресса, влияние на
психофизиологическое здоровье, методы управления стрессом;
- понятие «конфликт», виды и фазы конфликтов, стратегии управления
конфликтом;
- социальные роли, принципы построения гармоничных взаимоотношений с
другими людьми;
-классификацию профессий, мотивы выбора профессий, базу данных
профессий востребованных на рынке труда;
9
- этапы разработки исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самоанализ развития своей личности, выделять свои сильные и
слабые стороны;
- правильно использовать знание о своем типе темперамента в различных
сферах жизни;
- владеть навыками саморегуляции в состоянии стресса, оценивать свою
стрессоустойчивость;
- устранять препятствия в общении, разрешать конфликтные ситуации, быть
посредником в конфликте;
- анализировать собственные поступки, ситуации межличностного
взаимодействия;
- проявлять активность в работе над собой и выборе своей позиции в жизни
общества;
- решать вопросы профессионального самоопределения;
- проводить и оформлять исследовательские работы.
10
2. Учебный план
№
Разделы программы
п/п
Год обучения
1-й год
1
Модуль 1
2
Модуль 2
2-й год
викторина
144
144
Итого:
Форма контроля/
аттестации
защита реферата
288
11
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«ПСИХОЛОГиЯ»
год обучения
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
итого
1-й
16
18
18
16
12
16
16
18
14
144
2-й
16
18
18
16
12
16
16
18
14
144
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные календарным учебным
графиком МБУ ДО ЭБЦ.
4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№
п/п
1
1.1
1.2
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Название
темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
23
45
Модуль 1
"Самопознание и Комплектование групп
саморазвитие"
– 4 часа
Человек и его миры
9
11
72
Познавательные
процессы
В мире эмоций
7
21
28
7
13
20
Модуль 2
Эффективное
взаимодействие и
ответственный
выбор
Коммуникативные
умения и навыки
Межличностные
отношения
Мой выбор
26
46
72
11
15
26
10
18
28
5
9
14
Заключительная
часть
0
4
4
Итого:
49
91
Комплектование групп
– 4 часа
20
Формы аттестации /
контроля
Творческая работа
(сочинение, эссе)
Карта
самоисследования
Опрос
Задание практикум
Опрос
Задание практикум
Решение ситуативных
задач
Тест
Викторина
(промежуточная
аттестация)
144
Модуль 1 «Самопознание и саморазвитие»
Комплектование групп - 4 часа
Тема 1.1 Человек и его миры (10 занятий)
Теория: Знакомство. Правила работы в группе. Психология- это о чем?
Тематический обзор. Индивид, личность, индивидуальность. Два мира (внешний
и внутренний). Загадки внутреннего мира. Образ Я(телесное, социальное,
духовное). Наша сознательная и бессознательная жизнь. Я-концепция (что такое
Я-концепция, еѐ функции, структура, как она развивается). Самооценка. Уровень
притязаний. Самооценка, как регулятор поведения.
Практика: Игры на знакомство и сплочение коллектива. Выделение своей
индивидуальности. Анализ подростками событий своей жизни. Самоисследование
«Какой Я?». Мое лучшее «Я». Исследование самооценки и уровня притязаний.
Мои сильные и слабые стороны. Повышение самоэффективности. Формирование
адекватной самооценки.
Текущий контроль: творческая работа (сочинение, эссе).
Тема 1.2 Познавательные процессы (14 занятий)
Теория: Как люди познают мир? Восприятие (органы чувств и необходимость их
совершенствования). Внимание (виды, свойства, для чего необходимо). Память и
еѐ виды. Как работает наша память. Закономерности запоминания, сохранения
информации, воспроизведение, забывание. Рациональные приемы заучивания.
Мышление (виды мышления, мыслительные операции). Воображение и
творчество.
Практика: Развитие восприятия. Определение роли ощущений в познавательной
деятельности. Иллюзия восприятия. Исследование внимания. Тренируем
внимание. Решение психологических задач по определению вида памяти.
Индивидуальные особенности памяти. Апробация мнемотехник. Диагностика
творческого мышления. Как развивать свой ум. Определение особенностей
творческого воображения. Как раскрыть свой творческий потенциал. Развитие
творческого мышления. Обобщение темы. Наши возможности.
Текущий контроль: карта самоисследования.
Тема 1.3 В мире эмоций (занятий 10)
Теория: Эмоции. Виды эмоций. Эмоции в жизни человека. Чувства. Как оказывать
поддержку. Влияние эмоций на здоровье человека. Управление эмоциями.
Сильные эмоциональные переживания. Эмоции и наследственность.
Практика: Тренинговые упражнения, позволяющие подростку обратить
внимание на важность эмоциональной сферы. Осознание своей эмоциональной
сферы. Понимание эмоций и чувств окружающих. Как оказывать поддержку.
Практические упражнения по аутотренингу, визуализации и самовнушению.
Развитие эмоциональной сферы.
Текущий контроль: опрос, задание, практикум.
Модуль 2 «Эффективное взаимодействие»
Тема 2.1. Коммуникативные умения и навыки (13 занятий)
Теория: Общение и его роль в жизни человека. Средства общения, факторы
успешного общения. Невербальные средства общения: позы жесты, мимика,
походка, межличностное пространство. Навыки активного слушания. Речевые
средства общения: интонация, темп, громкость речи. Модальности общения.
14
Манипуляции. Самопрезентация в современном обществе. Умение начинать,
поддерживать и прекращать разговор. Критика и еѐ виды. Умение критиковать,
хвалить и принимать похвалу.
Практика: Развитие коммуникативных качеств. Демонстрация искажения
информации при еѐ передаче от человека к человеку, овладение навыками
эффективного слушания. Умение распознавать и задавать вопросы. Определение
модальности общения. Отработка навыка продуктивного действия, когда тобой
пытаются манипулировать. Самопрезентация учащихся. Тесты на уверенное
поведение. Отработка приемов уверенного поведения и содействие чувству
уверенности в себе. Как сообщить в услужливой форме то, что вас не устраивает.
Как реагировать на критику с уверенностью в себе. Отработка умений хвалить и
принимать похвалу. Обобщение темы.
Текущий контроль: опрос, задание, практикум.
Тема 2.2. Межличностные отношения (14 занятий)
Теория: Как мы получаем информацию о человеке. Впечатление, которое мы
производим, из чего оно складывается. Положительное и отрицательное влияние
группы на человека. Дружба. Четыре модели общения. Дружба и манипуляция.
Взаимоотношения между юношами и девушками. Романтические отношения и
влюбленность. Любовь. Что помогает, а что мешает любви. Стратегии
взаимодействия в процессе общения. Формы подросткового и юношеского
общения. Психологические эффекты
Практика: Жесты, отражающие состояние человека. Как произвести впечатление.
Понимание причин поведения людей. Привлекательность человека. Виды
привлекательности и как проявить симпатию? Способы понимания социальной
информации. Выделение качеств друга. Освоение алгоритма отказа. Решение
психологических задач. Ролевое проигрывание ситуаций. Диагностика этапов
половой идентичности. Психологические эффекты.
Текущий контроль: решение ситуативных задач.
Тема 2.3 Мой выбор. (7 занятий)
Теория Ценности, дающие смысл жизни. Что значит быть здоровым? Состояние
здоровья и красивая внешность. Вредные привычки. Здоровье - необходимая база
для достижения жизненных целей.
Практика: Ранжирование своих ценностей. Осознание себя личностью,
отвечающей за свои поступки. Самоанализ. Принятие решения в пользу здоровья.
Отстаивание своей точки зрения при принятии решений. Отстаивание своей
точки зрения при принятии решений. Место, которое ты хочешь занять в
обществе и вредные зависимости.
Текущий контроль: тест.
15
Тема 2.4 Заключительная часть (2 занятия)
Практика: Промежуточная аттестация. Итоговое занятие.
Текущий контроль: викторина.
Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название
темы
Модуль 1
"Самопознание и
саморазвитие"
Человек и его миры
Количество часов
Теория Практика
Всего
72
6
2
8
Самопознание и
саморазвитие
В мире эмоций
8
8
16
8
12
20
Коммуникативные
умения и навыки
12
16
28
Модуль 2
"Эффективное
взаимодействие и
ответственный выбор"
Межличностные
отношения
Мой выбор
Индивидуальная
исследовательская работа
Формы аттестации /
контроля
Творческая работа
(сочинение, эссе)
Опрос
Карта самоисследования
Решение ситуационной
задачи
Опрос
Решение ситуационной
задачи
72
14
20
34
Ролевая игра
6
14
20
2
12
14
Составление карты
профессионального
самопознания
Защита реферата
(промежуточная
аттестация) -
Тема 1. Человек и его миры (4 занятия)
Теория: Субъективный мир человека. Человек и его возможности. Из чего
состоит наша жизнь. Особенности подросткового возраста.
Практика: События моей жизни. Мой путь от 13 к 16 годам.
Текущий контроль: творческая работа (сочинение, эссе).
Тема 2. Самопознание и саморазвитие (8 занятий)
Теория: С чего начинается самопознание? Самоуважение. Самоконтроль.
Самоэффективность. Характер. Темперамент. Способности. Кто такие успешные
люди. Мотивация. Две поведенческие стратегии: мотив достижения успеха,
мотив избегания неудач. Обобщение темы. Обзор литературы.
16
Практика: Расширение самосознания подростков. Самоанализ черт характера.
Диагностика темперамента. Самоисследование. Ориентация на свои ресурсы. Мы
хозяева своих действий. Какая мотивация доминирует. Мотивация помощи и
альтруистического поведения. Обсуждение и выбор темы для реферата.
Текущий контроль: опрос, карта самоисследования.
Тема 3. В мире эмоций (10 занятий)
Теория: Психические состояния и их свойства. Настроение и его влияние на
поведение человека. Что такое напряжение. Стресс. «Полезные» и «вредные
стрессоры». Как легче пережить стресс. Состояния подросткового возраста.
Трудности и их преодоление. Обобщение темы. Обзор литературы.
Практика: Осознание своей эмоциональной сферы. Подвержены ли вы стрессу.
Осознание своей эмоциональной сферы. Методы прогрессивного расслабления.
Саморегуляция, освоение методов. Осознание трудных ситуаций и возможностей
их преодоления. Как я справился с беспокойством (Моя правдивая история).
Правила, которые помогут обрести душевное спокойствие. Обсуждение и выбор
темы для реферата.
Текущий контроль: решение ситуационной задачи.
Тема 4. Коммуникативные умения и навыки (14 занятий)
Теория: Стереотипы. Предрассудки. Конфликт. Корни конфликта. Виды
конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Введение в посредничество.
Качества хорошего посредника. Условия посредничества. Сотрудничество при
посредничестве. Открытые и закрытые вопросы в посредничестве. Взаимные
интересы участников конфликта. Принципы «мозгового штурма» в
посредничестве. Решение, выработанное на сеансе посредничества. Обобщение
темы. Обсуждение и выбор темы для реферата.
Практика: Определение сходств и различий людей. Разные лица предрассудков.
Иллюстрирование собственного представления о конфликте. Конфликты вокруг
тебя. Как выбрать линию поведения в конфликте. Самоисследование. Развиваем
качества посредника. Внимание к жестам, мимике, поведению и речи. Развиваем
качества посредника. Использование открытых и закрытых вопросов. Выявление
схожих мнений участников. Практическое использование
«Мозгового штурма». Резюмирование соглашений. Обобщение этапов
посредничества. Обзор литературы.
Текущий контроль: опрос, решение ситуативных задач.
Тема 5. Межличностные отношения (17 занятий)
Теория: Человек становиться человеком, только среди людей. Моя социальная
роль. Личностные особенности мужчин и женщин. Дом, в котором я живу. Какие
роли мы играем в семье? Люди значимые для меня. Я и мои родители.
Взаимопонимание. Одиночество - одна из причин жизненных затруднений.
17
Любовь и опасности. Обобщение темы. Обзор литературы.
Практика: Осмысление своего места в мире. Освоение черт поведения.
Психологические различия юношей и девушек. Поддержание оптимистической
атмосферы в семье. Моя роль в семье. Уважение окружающих. Формирование
умения понять и принять родителей. Помощь семье в преодолении трудностей
Развитие доверия, открытости, умения слушать. Из трудностей в одиночку не
выйти. Любовь в художественных произведениях. Воспитание самого себя.
Выбор темы для реферата.
Текущий контроль: ролевая игра.
Тема 6. Мой выбор (10 занятий)
Теория: Мои ценности, что самое главное в жизни. Планирование. Как научиться
планировать. Профориентация. Профессиограммы. Готовность к неожиданным
изменениям в жизни, к активным действиям. Обобщение темы. Обзор
литературы.
Практика: Понимание личностных ценностей. Проектирование будущего.
Определение жизненной позиции. Определение предпочтительного типа будущей
профессии. Мои профессиональные склонности. Мои профессиональные
способности. Личностные особенности и профессии. Жизнь по собственному
выбору. Требования к самому себе. Жизнь по собственному выбору. Выбор темы
для реферата.
Текущий контроль: составление карты профессионального самопознания.
Тема 7. Индивидуальная исследовательская работа (7 занятий)
Теория: Требования, предъявляемые к структуре и содержанию реферата, к
выступлению. Исследовательская часть.
Практика: Выдвижение гипотез, исследование предположений. Постановка
целей и задач. Подбор диагностических методик. Исследовательская часть.
Оформление реферата. Работа над рефератом корректировка и редактирование
текста. Репетиция выступления. Промежуточная аттестация по итогам освоения
программы.
Текущий контроль: защита реферата.
Тема 8. Заключительная часть (2 занятия)
Практика: Подведение итогов.
18
5. Содержание рабочей программы воспитания
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных Российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания учащихся по программе:
- узнать нормы, традиционные Российские духовно-нравственные ценности,
традиций через информирование детей, организацию общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- развить личностное отношение к учебной и практической социально
значимой волонтерской деятельности, к собственным нравственным позициям и
этике поведения в объединении Центра;
- приобрести опыт поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в ходе
занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- установка на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе,
поддержку нуждающихся в помощи;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей),
соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в
информационной среде;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым
ситуациям, природным и социальным условиям;
- навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;
- приобретение опыта социально значимой деятельности и готовность к
19
гражданскому участию в жизни образовательного учреждения, города, страны.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными
к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля,
самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности учащихся объединения в Центре и правилами работы Центра, а
также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях
с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Учащиеся обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены
их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными
качествами (целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью,
способностью к самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе,
желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка учащихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
20
Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп Сентябрь Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат участника,
отчет по наблюдениям
3
Участие
в
инновационной
Ноябрь
Фотоотчет,
деятельности (с использованием
Апрель
аналитическая справка
технологии "равный - равному"
4
День матери
Ноябрь
Фотоматериалы
5
Большой этнографический диктант
Ноябрь
Сертификат участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
6
Городской конкурс проектных и
Январь
Сертификат участника
исследовательских работ
Урок в рамках всемирного дня
Февраль
фотоматериалы
безопасности в сети Интернет.
7
Занятия в рамках проекта "Мосты Февраль- Фотоматериалы
понимания"
март
8
Экологические
акции
"Зелѐная
Апрель
Фотоматериалы
весна"
9
Игра в рамках международного дня
Май
Фотоматериалы
детского телефона доверия
10 Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
Май
Фотоматериалы
выпускных групп)
21
6. Методические материалы
1 год обучения
Тема
Форма
занятий
Дидактический
материал
Лекции, практические
задания
Беседа,
командообраз. игры,
психотехнические
упражнения,
анкетирование, тесты,
работа со сказкой
Бланки анкет
Методика Дембо -Рубинштейна.
Вариант для подростков и
старшеклассников
Лекции, практикум
Беседа, диагностики,
психотехнические
упражнения
Бланки методик, наборы
небольших предметов, наборы
карточек, рисунки.
Методика «Корректурная проба»
Методика «Красно – черная
таблица»
Методика Мюнстерберга
Определение объема
кратковременной памяти
Диагностика типа памяти
Тест Торренса. Диагностика
творческих
Методика «Исключение
понятий»
Методика «Закономерности
числового ряда»
Человек и его
миры
Самопознание,
саморазвитие
Приемы, методы
Техническое
обеспечение
Фотоаппарат,
магнитофон,
бейджи,
фломастеры,
бумага, ручной
мяч, мягкие
игрушки
Мультимедийное
оборудование,
магнитофон,
ручки, карандаши,
линейка, цветная
бумага, часы с
секундной
стрелкой
Форма
подведения
итогов
Анализ
высказываний
по теме,
творческая
работа
(сочинение)
Анализ
практических
достижений
Опрос
Карта
Самоисследова
ния
Лекции, практикум
Беседа,
самоисследование,
психотехнические
упражнения,
творческие задания
Презентации,
иллюстрированный материал
Карточки «Пойми меня»
Карточки «Калейдоскоп эмоций»
Мультимедийное
оборудование,
магнитофон,
краски, кисточки,
бумага.
Лекции,
тренинговыезадания
Ролевые игры,
диагностики,
психотехнические
упражнения
Иллюстрированный материал,
Карточки «Разговор через
стекло»
Тест «Какой я в общении»
Тест «Умеете ли вы слушать»
Тест «Как вы относитесь к
критике?»
Мультимедийное
оборудование,
магнитофон,
видеокамера,
фотоаппарат
Лекции, тренинговые
задания
Психологические
задачи, ролевые игры,
«мозговой штурм»,
психотехнические
упражнения,
моделирование
ситуаций., разработка
социальных прогнозов
Бланки анкет, набор слайдов
презентаций.
Карточки «Два полюса, два
материка»
Карточки "Психологические
эффекты"
Мультимедийное
оборудование,
магнитофон,
компьютер,
бумага, карандаши,
Видеоролики
Метафорические карты «Путидороги»
Методика М. Рокича
«Ценностные ориентации»
Анкеты, ручки.
Магнитофон,
мультимедийное
оборудование,
бумага, ватман,
ручки, карандаши
В мире эмоций
Коммуникативны
е умения и
навыки
Межличностные
отношения
Лекции, тренинговые
задания
Мой выбор
Заключительная
часть
Практические задания
Анализ
самоисследова
ния
Решение
ситуационной
задачи
Опрос
Задание
Практикум
Анализ
навыков
общения в ходе
игр
Проведение
опросов
Задание
Практикум
Решение
ситуационных
задач
Тест
Викторина
23
2 год обучения
Тема
Форма
занятий
Лекции, практические
задания
Рассказ, работа с
притчей,
самонаблюдение
Лекции, практикум,
Упражненияактиваторы, «минилекции», просмотр и
анализ
видеоматериалов,
диагностика
Лекции, практикум,
ролевая игра
«Мини-лекции»,
дискуссии,
упражнения,
диагностика,
тренинговые задания
Лекции, тренинговые
задания
Беседа, упражненияактиваторы, игра,
психодрамма, ролевые
игры, диагностика.
Человек и его
миры
Самопознание,
саморазвитие
В мире эмоций
Коммуникативные
умения и навыки
Приемы, методы
Дидактический
материал
Притчи
Бланки тестов, видеоролик
«Темперамент»
Тест – опросник Айзенка
(подростковый вариант)
Типы акцентуации характера и
особенности их проявления
(А.Е.Личко)
Бланки тестов, записи
музыкальных произведений.
Бланки анкет, тексты сценок.
Томас Климен
«Доминирующая модель
поведения в конфликтной
ситуации»
Форма
подведения
итогов
Магнитофон,
Анализ
бумага, карандаши. практического
упражнения,
наблюдение,
дискуссия,
творческая работа.
Мультимедийное
Наблюдение,
оборудование,
решение
карандаши
психологических
задач, опрос, карта
самоисследования
Техническое
обеспечение
Мультимедийное
оборудование,
магнитофон,
бумага, краски,
кисти
Мультимедийное
оборудование,
видеокамера,
карандаши, бумага
Анализ
практического
упражнения,
наблюдение, анализ
рисунков, анализ
дискуссии, решение
ситуационной
задачи
Анализ ролевой
игры, наблюдение,
тесты, опрос,
решение
ситуационных
задач.
24
Лекции, тренинговые
задания,
практикум
Межличностные
отношения
Лекции, практикум,
беседа
Упражненияактиваторы, ролевые
игры, диагностика,
психотехнические
упражнения,
дискуссия, «мозговой
штурм»
моделирование
ситуаций., разработка
социальных прогнозов.
Беседа, упражнения,
диагностика, игра.
Бланки тестов, презентации.
Психологическая игра
«Поддержка»
Диагностика мотивации (А.
Мехрабиан)
Мультимедийное
оборудование,
компьютер,
карандаши
Анализ
практического
упражнения, тесты,
беседы, дискуссии,
ролевая игра.
Бланки анкет, карточки.
Тест «Мои склонности»
Анкета «Мои способности»
Карта интересов
Фотоаппарат,
карандаши, ручки
«Мини-лекция»,
«мозговой штурм»,
диагностика,
исследовательская
работа.
Мозговой штурм
Психологическая литература
Компьютеры,
фотоаппарат,
ручки, бумага
Анализ таблицы
«Хочу, могу, надо»,
тестирование,
наблюдение,
Планирование
профессионального
саморазвития.
Защита реферата
Презентации, анкеты.
Мультимедийная
установка
Мой выбор.
Индивидуальная
исследовательская
работа
Заключительная
часть
Лекции, практические
задания, беседа
Дисскуссия
-
25
Перечень диагностических материалов, необходимых для реализации
программы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Диагностические методики
Методика изучения мотивации самооценки личности
старшеклассника
Методика Дембо -Рубинштейна. Вариант для подростков и
старшеклассников
Диагностика мотивации (А. Мехрабиан)
Методики изучения темперамента и характера
Тест –опросник Айзенка (подростковый вариант)
Типы акцентуации характера и особенности их проявления (А.Е.Личко)
Методики изучения познавательных и творческих способностей
Методика «Корректурная проба»
Методика «Красно –черная таблица»
Методика Мюнстерберга
Определение объема кратковременной памяти
Диагностика типа памяти
Тест Торренса. Диагностика творческих
Методика «Исключение понятий»
Методика «Закономерности числового ряда»
Методики изучения коммуникативных навыков
Тест «Какой я в общении»
Тест «Умеете ли вы слушать»
Тест «Как вы относитесь к критике?»
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
Томас -Климен «Доминирующая модель поведения в конфликтной
ситуации»
Диагностика профессиональной направленности
Тест «Мои склонности»
Анкета «Мои способности»
Карта интересов
7.Оценочные материалы
Критерии оценки знаний учащихся в данной программе являются
достаточно сложной задачей. Сами знания и навыки должны приобретать
личностный смысл для каждого учащегося, что усложняет оценивание.
Формы текущего контроля и критерии оценки
Форма контроля
Уровень
освоения
Критерии оценки
Творческая работа
высокий
- правильное понимание поставленных задач при
выполнении творческой работы;
- соответствие содержания выбранной тематике
творческой работы;
- отслеживается смысловая целостность работы;
- отражение в творческой работе знаний учащегося;
- примеры приведены аргументировано;
- работа выполнена последовательно;
- творческий подход в создании работы;
- оформление работы (оригинальность, аккуратность,
эстетичность).
- правильное понимание поставленных задач при
выполнении творческих работ;
- соответствие содержания выбранной тематике
творческой работы;
- отслеживается смысловая целостность работы;
- отражение в творческой работе знаний учащегося;
-- приведенные примеры не достаточно аргументированы;
- работа выполнена последовательно;
- творческий подход в создании работы;
- незначительные отклонения в оформлении
(аккуратность, эстетичность, исправления).
- понимание поставленных задач при выполнении
творческой работы;
- соответствие содержания выбранной тематике
творческой работы;
- отлеживается замысел учащегося;
- в работе можно обнаружить ошибки;
- творческий подход недостаточно реализован;
- поставленные задачи выполнены частично.
- поставленные задачи не выполнены.
учащийся обладает теоретическими знаниями,
без ошибок самостоятельно демонстрирует выполнение
практических умений.
-учащийся обладает теоретическими знаниями,
самостоятельно демонстрирует выполнение практических
умений, допускает некоторые ошибки, которые может
самостоятельно исправить.
учащийся обладает удовлетворительными знаниями,
демонстрирует выполнение практических умений,
допуская некоторые ошибки, может их исправить, при
совместной деятельности с педагогом.
учащийся не обладает достаточным уровнем знаний, и /или
не может самостоятельно продемонстрировать
практические умения и допускает грубые ошибки.
(сочинение, создание
памятки)
хорошо
средний
Практические задания
низкий
высокий
хороший
средний
низкий
27
Опрос устный
высокий
хороший
средний
низкий
Решение
психологических задач,
ситуационных задач
высокий
хороший
средний
Карта самоисследования
низкий
высокий
хороший
средний
Карта профессионального
самопознания
низкий
высокий
хороший
учащийся полно излагает материал (дает ответ на вопрос),
может обосновать свои суждения, привести необходимые
примеры, излагает мысль последовательно.
учащийся полно излагает материал (дает ответ на вопрос),
может привести необходимые примеры, но не все
суждения аргументированны.
у учащегося есть знание и понимание данной темы, но
излагает материал неполно и допускает неточности в
понятиях, не может достаточно обосновать свои суждения
и привести примеры.
учащийся не знает большую часть вопроса, беспорядочно и
неуверенно излагает материал, допускает ошибки в
терминах.
понимает суть психологической задачи, применяет
психологические знания, владеет изученной
терминологией, умеет спрогнозировать решение задачи,
может аргументировать свой ответ, способен творчески
применять теоретические знания
учащийся понимает суть ситуационной задачи, применяет
психологические знания, владеет изученной
терминологией, старается прогнозировать решение задачи,
в аргументации допускает ошибку, которую сам может
исправить.
учащийся формулирует проблему, использует бытовой
язык, прогнозирует решения задачи, не аргументируя и не
обосновывая его, не ориентируется в изученном материале.
учащийся не формулирует проблему.
- выполнены все предложенные диагностические
методики;
- проведен анализ полученных результатов;
- выбрана цель;
- составлен план действий для саморазвития .
- выполнены все предложенные диагностические
методики;
- проведен анализ полученных результатов;
- выбрана цель;
- составлен план действий для саморазвития. В плане
имеются неаргументированные пункты.
- предложенные диагностические методики выполнены
частично;
- проведен частичный анализ полученных результатов;
- цель не конкретная;
- трудности в составлении плана действий.
все требования к работе не выполнены
-выполнены все предложенные диагностические методики;
- проведен анализ полученных результатов;
- выделена профессиональная сфера, предмет труда и вид
деятельности;
- составлен примерный перечень рассматриваемых
профессий;
- выделены предпочитаемые профессии;
- составлена профессиограмма;
- составлена траектория получения профессии.
- выполнены все предложенные диагностические
методики;
- проведен анализ полученных результатов;
- выделена профессиональная сфера, предмет труда и вид
28
средний
Тесты
низкий
высокий
Деловая игра
хороший
средний
низкий
высокий
хороший
средний
низкий
деятельности;
- составлен примерный перечень рассматриваемых
профессий;
- выделены предпочитаемые профессии;
- составлена профессиограмма;
- составлена траектория получения профессии, но в ней не
учтены некоторые пункты.
- предложенные диагностические методики выполнены
частично;
- проведен анализ полученных результатов;
- выделена профессиональная сфера, предмет труда и вид
деятельности;
- составлен примерный перечень рассматриваемых
профессий;
- выделены предпочитаемые профессии;
- профессиограмма составлена не полностью и имеет
неточности;
- траектория получения профессии недоработана.
все требования к работе не выполнены
80%-100% верных ответов
60% - 80% верных ответов
40%-60% верных ответов
< 40% верных ответов
принимает активное участие в работе группы,
предлагает собственные варианты решения проблемы,
умеет вести дискуссию, умеет работать с
аргументами, приводит доводы, демонстрирует
предварительную информационную готовность к
игре.
принимает активное участие в работе группы,
участвует в обсуждениях, работает с аргументами,
высказывает типовые рекомендации по
рассматриваемой проблеме; демонстрирует хорошую
информационную готовность к игре
принимает участие в обсуждении, высказывания не
всегда аргументированы; демонстрирует слабую
информационную подготовленность к игре.
не принимает участия в работе группы, не
высказывает никаких суждений; демонстрирует
полную неосведомленность по сути изучаемой
проблемы.
29
Промежуточная аттестация учащихся по итогам
первого года обучения по программе «ПСИХОЛОГиЯ»
Промежуточная аттестация проходит в форме викторины.
Каждый участник викторины получает по 3 вопроса (2 вопроса на знание
теории и 1 практическое задание), которые оцениваются по 3 балльной системе.
Если у учащегося нет ответа на представленный вопрос, у других учащихся
есть 1 возможность ответить и получить дополнительный балл.
Вопросы составлены по пройденным темам (Приложение 2).
Критерии оценки:
3 балла – ответ верный и полный,
2 балла – ответ верный, но не полный,
1 балл – ответ получен, но содержит неточности,
0 баллов – ответ неверный или отсутствует.
8-9 баллов – 80%-100% - высокий уровень;
5-7 баллов – 60% - 79% - хороший уровень;
3-4 балла – 40%-59% - средний уровень;
0-2 балла - <39% - низкий уровень.
30
Промежуточная аттестация учащихся по итогам освоения
программы «ПСИХОЛОГиЯ»
По итогам освоения программы предусмотрено проведение аттестации в
форме защиты реферата.
ЗАЩИТА
ДОКУМЕНТ
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА НА АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«ПСИХОЛОГиЯ»
ФИО учащегося
Дата____
Объект оценки
критерии
баллы
Введение
Наличие обоснования выбора темы, еѐ
актуальность
Наличие сформулированной цели
Формулировка задач в соответствии с целью
работы
Основная часть
Выделение основных понятий, терминов, их
толкование
Разносторонность в изложении материала
Наличие примеров, иллюстрирующих
теоретические положения
Заключение
Наличие выводов по результатам анализа
Выражение своего мнения по проблеме
Используемая
Полнота использования источников
литература
Оформление
Полнота изложения
документа
Структурирование материала по разделам,
параграфам, абзацам
Наличие в тексте таблиц, рисунков
Правильность использования ссылок на
используемую литературу
Компетентность
Аргументированность изложения материала
Владение терминологией, использование
научных фактов
Достоверность выводов и результатов
Креативность
Использование наглядности
Умение сориентироваться в сути задаваемого
вопроса и найти ответ
Коммуникативность Логичность изложения материала
Точная, выразительная речь
Отбор информации
3 балла - полно,
2 балла – есть неточности,
1 балл – частично,
0 баллов - отсутствует.
MAX балл – 63
Высокий уровень - 80%-100% -50-63 балла
Хороший уровень – 60%-79% - 38 -62 балла
Средний уровень- 40%-59% - 25-37 баллов
Низкий уровень - <39% - 0-37 баллов
31
8.Организационно-педагогические условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся с13 лет.
Срок реализации – 2 года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 2 часа.
1 год обучения - 144 часа,
2 год обучения – 144 часа.
Всего 288 учебных часов.
Форма обучения – очная.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
Занятия проходят в режиме активных методов обучения:
- словесные (дискуссия, рассказ, «мозговой штурм», «мини-лекции»,
информационные блоки);
- игровые (ролевые игры, упражнения–активаторы, тренинговые упражнения,
психогимнастика);
- наглядные (просмотр и анализ видео материалов, презентаций);
- исследовательские (творческие задания, исследовательские работы,
практикумы);
диагностические
(тестирование,
анкетирование,
наблюдение,
самонаблюдение);
- практические (упражнения, тренинговые задания, элементы сказкотерапии,
элементы арт-терапии).
На
занятиях
применяются
различные
формы
организации
образовательного процесса (индивидуальная, групповая и парные формы
работы). Объем материала и уровень сложности определяется с учетом
личностных особенностей учащихся.
Принципы проведения занятий
Доверие и сотрудничество: такие отношения не ущемляют чувств
взрослости подростка.
Активность и самостоятельность учащихся: учащиеся вовлекаются в
специально разработанные действия. Собственный выбор и решения являются
гарантией того, что подросток будет им следовать и не откажется от них при
первой же трудности.
Исследовательская творческая позиция: в ходе занятий учащиеся
осознают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а
также свои личные ресурсы, возможности и особенности.
32
Диалогичность: организация такого общения, при котором учитываются
интересы других участников, а также их чувства, эмоции, переживания.
Эмоциональность: занятия желательно проводить в помещении, где
много комнатных растений, возможно музыкальное сопровождение приятной
классической музыкой.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки,
навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность,
творческие навыки) определяется методом наблюдения 2 раза в год и
фиксируется в карте развития личностных качеств учащихся объединения.
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага и т.п;
- игрушки: мягкие игрушки, мяч.
33
9.Список литературы
Литература для педагога
1. Александровская Э.М. Современная девушка: как стать успешной и
счастливой. Программа развития социальных навыков у девочек подростков. 811 классы.-М.: ВАКО, 2014.-144 с.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.-СПб.: Питер. 2007.-271
3. Вачков И.В. Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для
старшеклассников»: Питер; Спб.; 2009.
4. Грецов А. Тренинг развития с подростками: Творчество, общение,
самопознание.
5. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. –
СПб.:Питер, 2007.-208 с.: ил.
6. Дейл Карнеги – Екатеринбург: Изд-во – «АРД ЛТД». 1999. – 720 с.
7. Демидова И.Ф. Рабочая книга психолога в старших классах. - Р-н-Д: Феникс,
2009.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики – СПб.: «Детствопресс», 2000.-96 с.
8. Кипнис М. Тренируем умение влиять на людей в любом режиме общения. 59
лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями.- М.:
АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.-192 с.
9. Коломенский Я. Беседы о тайнах психики: для ст. школьн. возраста. / Мн.:
Юнацтва, 1990.-192 с.
10. Косенко З., Ремезова А. Рассказы о жизни мозга. / для среднего и старшего
возраста. –М.: Изд. «Детская литература», 1964
11. Мельникова, Н.Н. Практикум по общей психологии. Часть 1: Методы
изучения ощущений и восприятия: учебное пособие / Н.Н. Мельникова, И.М.
Марковская. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 53 с.
12. Нейдхард Дж., Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. - СПб.: Питер
Пресс, 1997.
13. Полетти Розет. Как развить уверенность в себе и повысить самооценку.
Экспресс- тренинг. - М.: Эксмо, 2014-64 с.
14. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов.
Средних. Пед.учеб. заведений / Авт.- сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.
Дубровиной.-2 изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2000.-160 с.
15. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин.тов/ В.В. Богословский; под. Ред. А.И. Щербакова.-М: Просвещение, 1979.-302
16. Психолого-педагогическое
сопровождение
ЕГЭ:
профилактика
экзаменационной тревожности / сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова.-
34
Волгоград: Учитель, 2012.
17. Психологическая
помощь
подростку
в
кризисных
ситуациях:
профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост.
М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
18. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из
опыта работы)/авт.- сост. Е.Д. Шваб.- Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель,2011.-167 с.
19. Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск
8. Конспекты учебных занятий и психолого-педагогических тренингов для
дополнительного образования / под ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 2013.66с.
20. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников:
диагностики, рекомендации, занятия / сост. М. Ю. Михайлина, М.А. Павлова –
Волгоград: Учитель, 2009.-283с.
21. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со
старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки
занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие.М.: Издательство «Глобус», 2009. – 256 с.
22. Федосеенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для
психологов, педагогов, родителей.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.-320 с.
23. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с
подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы.
Школа и учеба. Работа и досуг/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2008. - 208 с.
24. Фопель К. На пороге взрослой жизни/Планирование жизни, решение
проблем, сотрудничество. - Москва, 2008.
25. ФопельК. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и
упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.
Литература для учащихся и родителей
1. Анн Л.Ф. Саморазвитие личности. - СПб. «Питер», 2010.
2. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. - СПб.: Питер, 2006.
3. Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков.- СПб.:Питер, 2006.
4. Зинченко В.П. Как построить свое я. - Москва, 2010.
5. Леви В. Искусство быть собой. - СПб.: Питер, 2004.
6. Маленкова Л.И. Человековедение. Я – человек / Старшеклассникам о
самопознании и самовоспитании. - Москва, 2009.
7. Селевко Г.К., Бабурина Н.Н., Левина О.Г. Познай себя. - Москва, 2009.
8. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Найди себя. - Москва, 2007.
9. Шапарь В.Б. Занимательная психология. Р-н-Д: Феникс, 2006.
10. Человек//Энциклопедия для детей. Т. 18, ч.ч. 1-3/ гл. редактор В.Володин Москва, 2005.
35