Природа и творчество

Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от __30.08.2024_№__9__

Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024_ № __109-п_

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Природа и творчество»
Срок реализации: 4 года
Возраст учащихся: с 7 лет

Автор-составитель:
Соколова Надежда Павловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Виноградова Светлана Валентиновна
педагог дополнительного образования

г. Дзержинск
2024

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

9

3.

Календарный учебный график

10

4.

Содержание рабочей программы обучения

11

5.

Содержание рабочей программы воспитания

20

6.

Методические материалы

25

7.

Оценочные материалы

32

8.

Организационно - педагогические условия реализации
программы
Список литературы

43

9.

45

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Природа и творчество» художественной направленности составлена с учѐтом
новых требований в обществе и в соответствии с Уставом учреждения и
нормативно-правовыми документами:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа «Природа и творчество» призвана помочь детям стать ближе к
природе, пробудить интерес к творчеству, уметь видеть в природе вечную
красоту жизни, формировать у детей познавательный интерес к природе и
потребность к общению с ней. Встречи с природой расширяют представление
детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные
явления, сохранять целостность восприятия при создании работ из природного
материала.
Практические занятия требуют от ребенка ловких действий. В процессе
систематического труда приобретается уверенность, точность, развивается
сенсомоторика.
Работа на занятиях в большой мере удовлетворяет любознательность
детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность
добиваться более совершенных результатов.
3

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время работы, радость
общения в труде, наслаждение, испытываемое во время творчества, очень
важны для общего развития - формируется реальная возможность
контролировать и оценивать собственную деятельность. Дети встречаются с
необходимостью не только анализировать образец и планировать
последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы,
соотносить свой труд с образцом.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое
удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают
психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков
коммуникации, обогащают субъективный опыт ребѐнка, нормализуют
эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Особенность данной программы в том и состоит, что занятия в
объединении способствует развитию навыков, которые используются в
школьных предметах: математика, рисование, история, технологии,
окружающий мир. В процессе освоения программы у детей развиваются
творческие способности, внимание, любознательность, фантазию и через
творчество готовит их к более глубокому изучению ремесел, отвечает
возросшему интересу к дизайну интерьера и его оформлению природным
материалом.
Программа является актуальной вследствие новых требований в
обществе к поддержке культурных традиций и привитию интереса к
декоративно-прикладному творчеству, развитие творческой и деловой
активности учащихся. Необходимо формировать у детей познавательный
интерес к природе и потребность к общению с ней.
Педагогическая целесообразность программы «Природа и творчество»
в том, что реализация программы обучения на основе принципов
природосообразности, культуросообразности, личностно-ориентированного
подхода позволяет организовать творческую трудовую деятельность детей, дает
возможность для самоопределения в социуме, формирует эстетическое
восприятие природы, умения воплощать увиденное в практической творческой
деятельности, развивает творческие способности.
Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет. Познавательная
деятельность, в этом возрасте, преимущественно проходит в процессе
обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо
сформировать или развивать у учащихся, диктуют педагогам строгую
целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.
4

Интерес детей более выражен к предметам эстетического цикла
(рисование, лепка, пение, музыка). По причине возрастного относительного
преобладания деятельности первой сигнальной системы в большей мере
развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. По своей
направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под
влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая
направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективнораспределительной работы учащихся в малых группах, при которой работа
каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не
только за свою личную работу, но и за работу всей группы.
В объединение принимаются все желающие, обучение организуется с
учетом поло - возрастных особенностей учащихся.
Цель программы:
Формирование и развитие творческих способностей учащихся,
эстетического восприятия природы, умения воплощать увиденное в
практической творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 научить детей практическим трудовым навыкам при работе с природным
материалом, бумагой, картоном, пластилином, красками;
 научить принципам изготовления флористической открытки;
 научить составлять проект;
 познакомить учащихся с объектами окружающей природы.
Развивающие:
 формировать общую культуру учащихся через обучение основам
народного и декоративно-прикладного искусства;
 развивать самостоятельное владение основными приѐмами и навыками
работы с природным и подручным материалом;
 развивать индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии.
Воспитательные:
 формировать у детей познавательный интерес к природе и потребности к
общению с ней;
 формировать у учащихся трудолюбия, ответственного отношения к труду
и его результатам;
 приобщить детей к системе культурных ценностей, воспитать чувство
уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов,
через знакомство с народными промыслами.
5

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
3)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ решения;
4)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
5)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
6)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
учащиеся должны знать:
- основные виды домашних и диких животных;
- основы цветоведения;
- виды народных промыслов Нижегородского края;
- приѐмы изготовления работ в технике «Квиллинг», «Папье-маше», «Бумажное
тесто»;
- принципы изготовления флористической открытки.
учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться красками, смешивать их;
- составлять творческие проекты;
- изготавливать флористические композиции и аксессуары;
- работать с природным материалом в технике аппликации;
- уметь изготавливать работы в технике декупаж.

6

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1)
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование
ценностей многонационального российского общества;
2) сформированость толерантного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)
сформированность основ бережного отношения к природе;
4)
сформированость навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
образовательной, общественно-полезной и других видах деятельности;
5)
сформированость основ саморазвития и самовоспитания;
6)
сформированость основ экологического мышления, приобретения опыта
природоохранной деятельности,
7)
сформированость установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Задачи первого года обучения:
- научить учащихся правильно пользоваться красками, уметь смешивать их,
знать основные и дополнительные цвета;
- научить работать с природным материалом в технике аппликации;
- научить навыкам лепки и рисования животных;
- научить основным приѐмам работы с цветной бумагой и бросовым
материалом;
- познакомить с Красной книгой;
- познакомить с основными видами рыб, живущих в аквариуме;
- познакомить с основными видами домашних и диких животных;
- расширить знания по истории нашего города.
Предметные ожидаемые результаты первого года обучения:
Учащиеся должны знать:
- правила пользования красками и способы их смешивания;
- знать основные виды рыб, живущих в аквариуме;
- знать основные виды домашних и диких животных
- основные и дополнительные цвета;
- основные правила личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться красками, смешивать их;
- работать с природным материалом в технике аппликации;
- лепить и рисовать диких и домашних животных;
- изготавливать новогодние открытки и аксессуары;
7

- изготавливать открытки с помощью круп и семян.
Задачи второго года обучения:
- научить конструированию из бумаги и картона;
- познакомить с техникой бобковой керамики;
- знать виды народных промыслов Нижегородского края;
- принципы изготовления новогодних открыток и аксессуаров;
- познакомить с видами перелетных и оседлых птиц.
Предметные ожидаемые результаты второго года обучения:
Учащиеся должны знать:
- виды ядовитых и съедобных грибов
- знать виды народных промыслов Нижегородского края;
- качественные и технологические характеристики некоторых материалов;
- принципы изготовления новогодних открыток и аксессуаров;
- виды перелетных и оседлых птиц.
Учащиеся должны уметь:
- владеть техникой аппликации, бумагопластики, лепки, конструирования;
- экономно и бережно расходовать имеющийся у них материал;
- изготавливать открытки с помощью круп и семян;
- изготавливать работы в технике бобковой керамики;
- планировать и доводить начатую работу до конца.
Задачи третьего года обучения:
- самостоятельное владение основными приѐмами и навыками работы с
природным и подручным материалом;
- дать понятие о строении цветка;
- познакомить с историей освоения космоса и космическими телами;
- научить технике папье-маше и бумажное тесто;
- научить составлять проект.
Предметные ожидаемые результаты третьего года обучения:
Учащиеся должны знать:
- приѐмы изготовления работ в технике «Папье-маше», «Бумажное тесто»;
- строение цветка;
- основные события в истории освоения космоса и иметь понятие о
космическом теле;
- основные приемы работы с бумагой и бросовым материалом;
- технологию работы над проектом.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать в технике «Папье-маше», «Бумажное тесто»;
- работать с цветной бумагой и бросовым материалом;
- принципы изготовления новогодних композиций;
8

- уметь составлять проект с помощью учителя.
Задачи четвертого года обучения:
- познакомить с техникой декупаж;
- познакомить с техникой квиллинг;
- научить принципам изготовления флористической открытки;
- познакомить с принципами изготовления новогодних композиций;
- познакомить с технологией изготовления работы из яичной скорлупы;
- расширить знания о зимующих птицах нашей области;
- познакомить с техникой «айрис-фолдинг».
Предметные ожидаемые результаты четвертого года обучения:
Учащиеся должны знать:
- приѐмы изготовления работ в технике «Квиллинг», «Папье-маше», «Бумажное
тесто»;
- принципы изготовления флористической открытки.
- принципы изготовления работ в технике декупаж.
Учащиеся должны уметь:
- свободно и самостоятельно владеть основными приемами и навыками работы
с природным и подручным материалом;
- изготавливать работы в технике квиллинг;
- самостоятельно составлять проект.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
2. Учебный план
№

Разделы

п/п

программы

1

Модуль 1

2

Модуль 2

3

Модуль 3

4

Модуль 4
Итого:

1-й год

Год обучения
2-й год 3-й год

72

Форма
4-й год промежуточной
аттестации
Викторина
Выставка работ

72
72

72

Презентация
выставочной
работы
Защита проекта

288

9

3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Природа и творчество»

год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

1-й

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

2-й

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

3-й

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

4-й

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.

4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№
Тема
п/п
1
Вводное занятие.

Теория

Практика

Всего

Комплектование
групп – 2 часа

4

Формы
/контроля
Наблюдение

аттестации

2
1

1

2

Викторина

2

8

10

Анализ творческой работы

2

4

6

Анализ творческой работы

2

8

10

Анализ творческой работы

2

4

6

Анализ творческой работы

7

Волшебный праздник Новый год.
Рисуем
отпечатками
пальцев
Праздникам навстречу!

2

6

8

Анализ творческой работы

8

Мир аквариума

2

6

8

Анализ творческой работы

9

Понятие о природных и
растительных материалах.
Красная
книга.
Экологические знаки.
Природа весной.

2

2

4

Презентация
своего
экологического знака

2

6

8

Анализ творческой работы

Город, в котором
живем.
Подведение итогов

2

2

4

Мини-эссе в устной форме

2

2

Викторина (ПА)

2

3
4
5
6

10
11
12

Сбор
материала
для
будущих
работ
в
городском парке.
Разноцветная
палитра
осени.
Аппликация без ножниц

Итого

мы

21
49
Комплектование
групп – 2 часа

72

Тема 1. Вводное занятие (4 часа)
Комплектование групп – 2 часа
Теория. Знакомство с центром. Правила поведения в природе. Экскурсия в
УЖП и выставочный зал.
Текущий контроль: наблюдение.

Тема 2. Сбор материала для будущих работ в городском парке (2 часа)
Теория. Правила поведения в природе. Знакомство с растительным миром
нашего города. Знакомство с разнообразием природных материалов и их
формой Виды растений, их использование и заготовка на воздухе и под
прессом.
Практика. Сбор растений.
Текущий контроль: викторина.
Тема 3. Разноцветная палитра осени (10 часов)
Теория. Разнообразие окраски в мире природы. Правила смешивания красок.
Печатание свежими листьями. Технология изготовления аппликаций с
использованием осенних листьев и семян.
Практика. Работа с палитрой, смешивание основных цветов. Изготовление
аппликации с использованием осенних листьев и семян. Изготовление работы
методом печатания свежими листьями.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 4. Аппликация без ножниц (6 часов)
Теория. Знакомство с цветовой гаммой лета, осени и зимы. Использование
техники рваная бумага в аппликации.
Практика. Работа с цветной бумагой, изготовление аппликации «Осенний
лист», «Краски леса», «Зима пришла».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 5. Волшебный праздник - Новый год (10 часов)
Теория. Традиции праздника. Технология выполнения аппликации из ладошек
«Лишние руки не помешают».
Практика. Изготовление коллективной работы в технике аппликации из
ладошек для украшения интерьера «Ёлка». «Снеговик», «Дед Мороз».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 6. Рисуем отпечатками пальцев (6 часов)
Теория. Знакомство с технологией рисования с помощью отпечатков пальцев
Практика. Изготовление рисунка «Павлин» и «Дерево» с помощью отпечатков
пальцев.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 7. Праздникам навстречу! (8 часов)
Теория. Традиции праздников Поздравительный этикет.
Практика. Изготовление праздничных открыток (День Святого Валентина,
День Защитника Отечества, Международный Женский День).
Текущий контроль: анализ творческой работы.

12

Тема 8. Мир аквариума (8 часов)
Теория. Знакомство с основными видами рыб, живущих в аквариуме, уход за
ними.
Практика. Аппликация из цветной бумаги «Мой аквариум». Использование
техники "Мятая бумага".
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 9. Понятие о природных и растительных материалах. Красная книга.
Экологические знаки (4 часа)
Теория. Функции и назначение Красной книги. Знакомство с видами
экологических знаков.
Практика. Игра «Дерево, кусты, цветы». Изготовление экологических знаков.
Текущий контроль: презентация своего экологического знака.
Тема 10. Природа весной (8 часов)
Теория. Весенние явления в жизни природы. Функции и назначение Красной
книги. Разнообразие зеленых растений. Куда исчезают первоцветы.
Практика. Изготовление Красной книги своими руками и открыток с
использованием растительного орнамента.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 11. Город, в котором мы живем (4 часа)
Теория. Знакомство с историей нашего города. Мой современный Дзержинск.
Практика. Экскурсия по городу. Краеведческая игра «Дзержинск – мой дом
родной».
Текущий контроль: мини-эссе в устно форме.
Тема 12. Итоговое занятие (2 часа)
Практика. Праздник «Очумелые ручки».
Промежуточная аттестация: викторина.

13

Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
Тема
п/п
1.
Прогулка в городской парк
«Наедине с природой».
2.
Дары осени

Практика

Всего

2

2

2

4

6

2

4

6

4.

Аппликация из плодовых
семян и круп.
Бобковая керамика

2

4

6

5.

Животные зимой

2

2

4

6.

Новогодняя фантазия

2

6

8

7.

Из простой бумаги мастерим
как маги

2

8

10

8.

Праздничные подарки

2

6

8

9.

На крыльях весну принесли

2

4

6

10.

В мире красоты: народные
промыслы.
Прогулка «Природа – наш
родной дом».
Итоговое занятие

4

8

12

2

2

2

2

Итого

20

52

72

3.

11.
12.

Теория

Формы аттестации
/контроля
Наблюдение
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы (контроль по
разделу)
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Наблюдение
Выставка
«Мастерская
(ПА)

работ
природы»

Тема 1. Прогулка в городской парк «Наедине с природой» (2 часа)
Практика. Сбор растительного материала.
Текущий контроль: наблюдение.
Тема 2. Дары осени (6 часов)
Теория. Многообразие ягод, овощей, фруктов. Игра «Кто важнее». Знакомство с
ядовитыми и съедобными грибами.
Практика. Работа с бумагой методом аппликации. Аппликация «Гроздь
рябины» и «Грибное лукошко».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
14

Тема 3. Аппликация из плодовых семян и круп (6 часов)
Теория. Технология изготовления аппликаций с использованием круп и семян.
Практика. Изготовление аппликации с использованием круп и плодовых
семян.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 4. Бобковая керамика (6 часов)
Теория. Знакомство с техникой бобковой керамики.
Практика. Изготовление вазы и карандашницы в технике бобковая керамика.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 5. Животные зимой (4 часа)
Теория. Познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом
зимы.
Практика. Изготовление аппликации из ваты «Заяц».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 6. Новогодняя фантазия (8 часов)
Теория. Принципы изготовления новогодних открыток
Практика. Изготовление новогодних открыток, сувениров, аксессуаров.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 7. Из простой бумаги мастерим, как маги (10 часов)
Теория. История бумаги. Оригами. Бумагопластика. Сюжетные аппликации.
Практика. Плетение из бумаги. Закладки. Динамические игрушки (дергунчики,
марионетки).
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 8. Праздничные подарки (8 часов)
Теория. Виды открыток. История и традиции возникновения открытки.
Практика. Изготовление открыток к праздникам. Изготовление открыткисувенира.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 9. На крыльях весну принесли (6 часов)
Теория. Крылатые синоптики. Перелетные и оседлые птицы.
Практика. Изготовление разных видов птиц в технике оригами. Викторина о
птицах.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 10. В мире красоты: народные промыслы (12 часов)
Теория. Растительный орнамент в народных промыслах Нижегородского края:
Семеновская матрешка, Городецкая роспись, Золотая хохлома. Изучение
элементов росписи гжель, «дымковская игрушка».
Практика. Экскурсия в художественную школу. Роспись матрешки. Лепка
павлина в технике дымковской игрушки. Роспись дымковских игрушек.
15

Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 11. Прогулка «Природа – наш родной дом» (2 часа)
Практика: прогулка.
Текущий контроль: наблюдение.
Тема 12. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Подведение итогов.
Промежуточная аттестация: выставка работ «Мастерская природы».
Рабочая программа третьего года обучения
Тематический план модуля третьего года обучения
№
п/п
1.

Теория

Практика

Всего

Все о цветах

4

8

12

2.

Ребятам о зверятах.

2

8

10

Формы
аттестации
/контроля
Наличие
готового
гербария.
Анализ творческой работы

3.

Новый год у ворот

2

8

10

Анализ творческой работы

4.

Зимушка-зима

2

2

4

Анализ творческой работы

5.

Наши руки не для скуки.

3

11

14

Анализ творческой работы

6.

Космические фантазии

2

6

8

Анализ творческой работы

7.

Конструирование
бросовых материалов
Проектная деятельность
Итого

2

4

6

Анализ творческой работы

1
18

7
54

8
72

Защита проекта (ПА)

8.

Тема

из

Тема 1. Всѐ о цветах (12 часов)
Теория. Строение цветка. Цветы в произведениях художников и композиторов.
Цветы в преданиях, мифах, былинах и сказках.
Практика. Изготовление объѐмной аппликации «Букет». Изготовление цветов
в технике оригами. Изготовление букета ирисов из гофрированной бумаги.
Текущий контроль: наличие готового гербария.
Тема 2. Ребятам о зверятах (10 часов)
Теория. Знакомство с домашними и дикими животными.
Практика. Лепка животных из пластилина. Приемы рисования животных на
основе круга (кролик, поросѐнок), на основе квадрата (баран, щенок), на основе
овала (котик, овечка).
16

Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 3. Новый год у ворот (10 часов)
Теория. Принципы изготовления новогодних сувениров и открыток с
использованием природного материала.
Практика. Технология вырезания снежинок. Изготовление новогодних
открыток, масок, сувениров.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 4. Зимушка-зима (4 часа)
Теория. Познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни
растений с приходом зимы. Зимние явления неживой природы.
Практика. Как распознать деревья зимой. Игра «Узнай дерево». Нарисовать
силуэты деревьев.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 5. Наши руки не для скуки (14 часов)
Теория. Знакомство с техникой папье-маше. Основные приемы работы с
бумажным тестом. Техника работы с жатой бумагой.
Практика. Изготовление объемных сувениров "Кроличья семейка",
"Удивительные плоды". Цветы из бумаги: «Весенний букет из нарциссов»,
«Веселый подсолнух». Мягкая игрушка из цветной бумаги.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 6. Космические фантазии (8 часов)
Теория. Дать понятие о космосе, познакомить с основными космическими
телами. История освоения космоса.
Практика. Изготовление аппликации «Космонавт». Игра «Космическое
путешествие». Изготовление космического корабля из подручных материалов.
Текущий контроль: результаты игры.
Тема 7. Конструирование из бросовых материалов (6 часов)
Теория. Ознакомление с проблемой загрязнения нашей планеты. Способ
раздельного сбора мусора.
Практика. Изготовление работ из бросовых материалов.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 8. Проектная деятельность (8 часов)
Теория. Ознакомление с методом проекта. Дать основные материалы к проекту
(сведения о динозаврах).
Практика. Составление проекта «Почему исчезли динозавры?».
Текущий контроль: защита проекта.

17

Рабочая программа четвертого года обучения
Тематический план модуля четвертого года обучения
№
п/п
1.

Тема

Теория

Практика

Всего

Мастерская осени

2

10

12

2.

С заботой о пернатых!

3

3

6

3.

Волшебница-зима

2

8

10

4.

Мозаика
из
яичной
скорлупы
Знакомство
с
техникой
декупаж
Квиллинг
бумажная
филигрань.
Радужное складывание из
бумаги
Проектная деятельность

3

3

6

2

8

10

3

11

14

2

4

6

2

6

8

Итого

19

53

72

5.
6.
7.
8.

Формы
аттестации
/контроля
Наличие
готового
гербария
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
выполнения
аппликации по образцу
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
выполнения
элементов работы
Защита проекта (ПА)

Тема 1. Мастерская осени (12 часов)
Теория.
Виды
растительного
орнамента.
Принципы
изготовления
флористической открытки.
Практика. Сбор растительного материала. Изготовление сувенира "Корзинка».
Изготовление сувенира "Память о лете". Открытка в технике флористики.
Изготовление рамки-паспарту. Использование декоративного орнамента на
ткани в технике "Набойка". Изготовление коллективного панно из природного
материала.
Текущий контроль: наличие готового гербария.
Тема 2. С заботой о пернатых! (6 часов)
Теория. Проблема выживания зимующих птиц. Разновидности кормушек.
Практика. Изготовление эко-кормушки для птиц на основе клейстера и круп.
Изготовление кормушки из упаковки тетра пак.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 3. Волшебница-зима (10 часов)
Теория. Основные принципы изготовления настольной новогодней композиции,
а также композиции на подсвечнике

18

Практика. Изготовление новогодних аксессуаров для украшения интерьера
кабинета. Изготовление настольной новогодней композиции. Изготовление
композиции на подсвечнике.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 4. Мозаика из яичной скорлупы (6 часов)
Теория. Свойства скорлупы, еѐ обработка, приемы работы со скорлупой,
техника безопасности при работе со скорлупой. Технология раскрашивания
скорлупы.
Практика. Изготовление аппликаций «Бабочка», «Рыбка» из яичной скорлупы.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 5. Знакомство с техникой декупаж (10 часов)
Теория. Понятие о технике декупаж.
Практика. Изготовление подарочной коробки в технике декупаж Украшение
вазы и тарелки в технике декупаж Изготовление рамки в технике декупаж с
использованием яичной скорлупы (псевдокракле).
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 6. Квиллинг - бумажная филигрань (14 часов)
Теория. Знакомство с техникой квиллинг. Приемы, способы наклеивания.
Изготовление отдельных элементов работы.
Практика. Изготовление разного вида цветов в технике квиллинг. Составление
открытки в технике квиллинг. Изготовление объемной работы в технике
квиллинг «Подснежники».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 7. Радужное складывание из бумаги (6 часов)
Теория. Знакомство с техникой «Айрис-фолдинг».
Практика. Изготовление работ в технике «Айрис-фолдинг» «Сердце». «Лист
клѐна».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
Тема 8. Проектная деятельность (8 часов)
Теория. Разработка итогового проекта.
Практика. Составление проекта «Моя итоговая работа».
Текущий контроль: защита проекта.

19

5. Содержание рабочей программы воспитания
5.1 .Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- уважение к художественной культуре народов России, мировому
искусству, культурному наследию;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- экологическая культура, понимание влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной
ответственности за действия в природной среде, неприятия действий,
приносящих вред природе, бережливость в использовании природных
ресурсов;

20

- опыт творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в
презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах,
выставках и т. п.;
- восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- опыт социально значимой деятельности.
5.2 Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение, лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации
деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение,
воспитывающие
ситуации);
методы
стимулирования (соревнование,
поощрение), методы контроля, самоконтроля и самооценки.
5.3 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными
интересами
и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
21

решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
5.4 Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы
первого года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Мероприятие
Правила поведения в природе
Разнообразие окраски в мире
природы
Городская творческая выставка
«Осенний калейдоскоп»
Новый год семейный праздник
Городская творческая выставка
«Чародейка зима»
Поздравительный этикет
История моего города
Городская творческая выставка
«Весенние фантазии»
Функции и назначение Красной
книги.
Встречай Лето!

Срок
проведения
сентябрь
октябрь
сентябрь ноябрь
декабрь

Результат
Наблюдение
Анализ творческой
работы
Сертификат участника

ноябрь – январь

Анализ творческой
работы
Сертификат участника

февраль-март
март
март-апрель

Сертификат участника
Беседа
Сертификат участника

апрель

Презентация
экологического знака
Фотоматериалы

май

Календарный план воспитательной работы
второго года обучения
№
п/п
1.
2.

Мероприятие
Правила и безопасность дорожного
движения
Осенние мотивы

Срок
проведения
сентябрь
октябрь
октябрь-ноябрь

4.
5.

Городская творческая выставка
«Осенний калейдоскоп».
Зима. Признаки зимы
Открытка к Новому году

6.

Зимующие и перелетные птицы

март

3.

Народные промыслы
Нижегородского края

ноябрь
декабрь

апрель

Результат
Наблюдение
Аппликация «Дары
осени»
Сертификат участника,
отчет по наблюдениям
Наблюдение
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
22

7.

Городская творческая выставка
«Весенние фантазии»

февраль-май

Сертификат участника

Календарный план воспитательной работы
третьего года обучения
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.

6.

Мероприятие
Цветы в жизни, природе и искусстве
Всемирный день животных
Городская творческая выставка
«Осенний калейдоскоп»
Составляющие Новогоднего
праздника
Какие поступки делают человека
великим? ( О первом полете
человека в космос)
Какой вред может нанести природе
мусор?

Срок
проведения
сентябрь
октябрь

Результат

декабрь

Наблюдение
Выставка рисунков
«Дикие и домашние
животные»
Сертификат участника,
отчет по наблюдениям
Фотоматериалы

апрель

Конструирование ракеты

октябрь-ноябрь

май

Фотоматериалы

Календарный план воспитательной работы
четвертого года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.

Мероприятие
Экскурсия в городской парк
«Краски природы»
Проблемы зимующих птиц
Городская творческая выставка
«Осенний калейдоскоп».
Новый год. Пожарная безопасность
Глубокие художественные традиции
в декоративно-прикладном
искусстве
Городская творческая выставка
«Весенние фантазии»
Здравствуй, Лето!

Срок
проведения
сентябрь
октябрь

Результат
Наблюдение

октябрь-ноябрь

Изготовление экокормушки
Сертификат участника

декабрь
январь-февраль

Наблюдение
Выставка

февраль-май
май

Сертификат участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
Наблюдение

23

6. Методические материалы
1 год обучения
Тема

Форма занятий

Приемы, методы

Дидактический материал

Техническое
обеспечение

Форма
подведения
итогов
Наблюдение

1.Вводное занятие.

Беседа

Рассказ, беседа, игра.

2. Сбор материала
для будущих работ в
городском парке.
3.Разноцветная
палитра осени.

Рассказ,
практическая
работа.
Учебное занятие

Рассказ,
беседа, Гербарий
практическая работа.

Викторина

Рассказ, беседа, показ
иллюстраций,
игра
«Собери
радугу».
Практическая работа.

Анализ
творческой
работы

4.Аппликация без
ножниц

Учебное занятие.

Иллюстрации,
схемы, Магнитофон.
материалы
для
игры,
образцы
работ,
свежие
листья.
Видеофильм
«Почему листья желтеют»
Рассказ, беседа, игра, Иллюстрации,
живые Мультимедийно
наглядные
методы. объекты. Образцы готовых е оборудование.
Практическая работа.
работ.

5.Волшебный
праздник – Новый
Год.

Учебное занятие. Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы и Магнитофон,
Практическая
иллюстраций.
образцы готовых работ. мультимедийно
работа.
Практическая работа.
Мультимедийная
е оборудование.
презентация.

Анализ
творческой
работы

6.Рисуем
отпечатками

Учебное занятие. Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы и Мультимедийно Анализ
Практическая
иллюстраций.
образцы готовых
работ. е оборудование. творческой

Анализ
творческой
работы

пальцев.

работа.

Практическая работа.

7.Праздникам
навстречу!

Учебное занятие.

Рассказ, беседа, показ
иллюстраций.
Практическая работа.

8.Мир аквариума.

Учебное занятие.
Экскурсия
в
уголок
живой
природы.

Рассказ,
беседа,
наблюдение,
показ
иллюстраций.
Практическая работа.

9.Понятие о
природных и
растительных
материалах.
Экологические
знаки.

Учебное занятие

Рассказ, беседа, показ
иллюстраций,
игра
«Дерево,
кусты,
цветы».
Работа
с
литературой.

10.Природа весной.

Учебное занятие. Рассказ, беседа, показ
Практическая
иллюстраций.
работа.
Практическая работа.
Работа с литературой.

11.Город, в котором
мы живем.

Учебное занятие. Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы
Экскурсия
иллюстраций,
игра
«Дзержинск – мой дом
родной».
Праздник.
Материалы для проведения Магнитофон

12.Подведение

25

Мультимедийная
презентация.
Наглядные материалы и
образцы готовых
работ.
Мультимедийная
презентация.
Наглядные материалы и
образцы готовых
работ.
Живые
объекты.
Видеофильм
«Мир
аквариума»
Природный, растительный
материал: (листья, цветы,
кора, кожа, мех, пух тополя,
песок, ракушки, камушки).
Литература. Красная Книга.
Иллюстрации,
схемы,
материалы
для
игры.
Экологические знаки.
Наглядные материалы и
образцы готовых
работ.
Красная книга. Литература.

работы
Магнитофон,
мультимедийно
е оборудование

Анализ
творческой
работы

Мультимедийно Анализ
е оборудование творческой
работы

Магнитофон.

Презентация
своего
экологического
знака

Магнитофон,
Мультимедийно
е оборудование
видеофильм
«Первоцветы».
Магнитофон.

Анализ
творческой
работы

Мини-эссе
устной форме

Викторина (ПА)

в

праздника.
Дидактическая
игра
«Необитаемый остров»

итогов

2 год обучения
Тема

Форма занятий

Приемы, методы

1. Прогулка в
городской парк
«Наедине с
природой»
2. Дары осени

Экскурсия

Рассказ,
беседа,
практическая работа.

Учебное занятие

3. Аппликации из
плодовых семян и
круп

Учебное занятие

Рассказ, беседа, показ
иллюстраций.
Игры
"Узнай гриб", «Кто
важней», "С какой
ветки эти детки".
Практическая работа.
Рассказ, беседа, показ
иллюстраций.
Практическая работа.

4. Бобковая
керамика

Учебное занятие

5. Животные зимой

Учебное занятие

Дидактический материал

Иллюстративный материал.
Натуральные объекты и их
муляжи. Материалы для
проведения игр. Образцы
готовых работ. Таблица
«Грибы»
Иллюстративный материал.
Образцы готовых работ.
Мультимедийная
презентация.
Рассказ, беседа, показ Иллюстративный материал.
иллюстраций.
Образцы готовых работ.
Практическая работа.
Мультимедийная
презентация.
Рассказ, беседа, показ Иллюстративный материал.
иллюстраций.
Образцы готовых работ.
Практическая работа.
Видеофильм
«Животные
зимой»
26

Техническое
обеспечение

Форма
подведения
итогов
Наблюдение

Магнитофон

Анализ
творческой
работы

Магнитофон,
мультимедийно
е оборудование

Анализ
творческой
работы

Магнитофон

Анализ
творческой
работы

Магнитофон,
мультимедийно
е оборудование

Анализ
творческой
работы

6.Новогодняя
фантазия

Учебное занятие.

7. Из простой бумаги Учебное занятие
мастерим, как маги

Рассказ,
беседа, Наглядные материалы и
наглядные методы.
образцы готовых
работ.
Практическая работа.
Интерактивная
игра
«Праздник - Новый год»
Рассказ, беседа, игра,
Наглядные материалы и
показ
иллюстраций. образцы готовых работ.
Практическая работа.
Рассказ,
беседа, Наглядные материалы и
наблюдение,
показ образцы готовых
работ.
иллюстраций.
Открытки. Мультимедийная
Практическая работа.
презентация.
Рассказ,
беседа, Наглядные материалы и
наблюдение,
показ образцы готовых работ
иллюстраций.
Практическая работа.
Игра «Где, чей клюв?»

8. Праздничные
подарки

Учебное занятие

9. На крыльях весну
принесли

Учебное занятие

10. В мире красоты:
народные
промыслы.

Учебное занятие. Рассказ, беседа, показ
Экскурсия
в иллюстраций.
художественную
Практическая работа.
школу.

11. Экскурсия
«Природа – наш дом
родной»
12.Итоговое занятие

Экскурсия

Рассказ, беседа.

Выставка

Рассказ,
беседа
Практическая работа.

27

Магнитофон,
мультимедийно
е оборудование

Анализ
творческой
работы

Магнитофон,
мультимедийно
е оборудование

Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы

Магнитофон.

Анализ
творческой
работы

Наглядные материалы и Мультимедийно Анализ
образцы готовых
работ. е оборудование. творческой
Мультимедийная
работы
презентация
«Промыслы
Нижегородской области»
Наблюдение

Выставка
творческих работ
«Мастерская
природы» (ПА)

3 год обучения
Тема

1. Все о цветах

2.Ребятам о
зверятах.

Форма занятий

Приемы, методы

Дидактический материал

Учебное занятие. Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы и
Практическая
иллюстраций.
образцы готовых
работ.
работа.
Практическая работа
Мультимедийная
презентация. Репродукции
художников. Музыкальные
произведения.
Учебное занятие. Рассказ, беседа, игра, Иллюстрации,
живые
Посещение уголка наглядные
методы. объекты. Образцы готовых
живой природы.
Практическая работа.
работ.
Технологические
карты по изготовлению
рисунков.

3. Новый год у ворот

Учебное занятие.

4. Зимушка-зима

Учебное занятие.

5. Наши руки не для
скуки

Учебное занятие.

6. Космические

Учебное занятие

Рассказ,
беседа,
наглядные
методы.
Практическая работа.
Рассказ,
беседа,
наглядные
методы.
Практическая работа.
Игра «Узнай дерево».
Рассказ,
беседа,
наглядные методы.
Практическая работа.

Магнитофон,
мультимедийно
е оборудование

Форма
подведения
итогов
Наличие
готового
гербария

Мультимедийно Анализ
е оборудование. творческой
работы

Иллюстрации.
Образцы Магнитофон,
готовых работ. Открытки.
мультимедийно
е оборудование
Иллюстративный материал. Магнитофон,
Фотографии картин русских мультимедийно
пейзажистов.
е оборудование
Образцы готовых работ.
Наглядные материалы и Магнитофон.
образцы готовых работ.

Рассказ, беседа, показ Наглядные
28

Техническое
обеспечение

материалы. Магнитофон,

Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Результаты игры

фантазии

7. Конструирование
из бросовых
материалов

Учебное занятие.

8. Проектная
деятельность

Учебное занятие.

иллюстраций.
Практическая работа.
Игра
«Космическое
путешествие»
Рассказ,
беседа,
наглядные методы.
Практическая работа

Мультимедийная
презентация.

мультимедийно
е оборудование

Иллюстративный материал.
Образцы готовых работ.

Магнитофон

Рассказ,
беседа,
наглядные методы.
Практическая работа.
Проект.

Иллюстративный материал. Магнитофон
Образцы
творческих
проектов.
Структура
творческого
проекта

Анализ
творческой
работы

Защита проекта

4 год обучения
Тема

1. Мастерская осени

2. С заботой о
пернатых!

Форма занятий

Приемы, методы

Дидактический материал

Учебное занятие. Рассказ,
беседа, Наглядные материалы и
Практическая
показ иллюстраций. образцы готовых работ.
работа.
Практическая работа Мультимедийная
презентация. Репродукции
художников. Музыкальные
произведения.
Учебное занятие.
Рассказ,
беседа, Иллюстрации,
живые
Посещение уголка игра,
наглядные объекты. Образцы готовых
живой природы.
методы.
работ.
Технологические
29

Техническое
обеспечение
Магнитофон,
мультимедийное
оборудо вание

Мультимедийное
оборудование.

Форма
подведения
итогов
Наличие готового
гербария

Анализ
творческой работы

3. Волшебница-зима

Учебное занятие.

4. Мозаика из
яичной скорлупы

Учебное занятие

5. Знакомство с
техникой декупаж

Учебное занятие

6. Квиллинг бумажная
филигрань.

Учебное занятие.

7. Радужное
складывание из
бумаги

Учебное занятие.

8. Проектная

Учебное занятие.

Практическая
работа.
Рассказ,
беседа,
наглядные методы.
Практическая
работа. Творческая
мастерская
по
изготовлению
новогодней
композиции.
Рассказ,
беседа,
наглядные методы.
Практическая
работа.
Рассказ,
беседа,
показ иллюстраций.
Практическая работа

карты по изготовлению
кормушки.
Иллюстративный
Магнитофон,
материал.
Образцы мультимедийное
готовых работ. Литература. оборудование

Наглядные материалы и Магнитофон,
образцы готовых работ. мультимедийное
Схемы рисунков.
оборудование

Наглядные материалы и
образцы готовых работ.
Мультимедийная
презентация.
Рассказ,
беседа, Иллюстративный
наглядные методы.
материал.
Образцы
Практическая работа готовых
работ.
Мультимедийная
презентация.
Рассказ,
беседа, Иллюстративный
наглядные методы.
материал.
Образцы
Практическая
готовых
работ.
работа. Проект.
Мультимедийная
презентация. Схемы работ.
Практическая
Иллюстративный
30

Магнитофон
мультимедийное
оборудование

Анализ
творческой работы

Анализ
выполнения
аппликации
по
образцу
Анализ
творческой работы

Магнитофон

Анализ
творческой работы

Магнитофон

Анализ
выполнения
элементов работы

Магнитофон

Защита проекта

деятельность

работа.

материал.
Образцы
творческих проектов.
Структура
творческого
проекта

31

7. Оценочные материалы
Первый год обучения:
Текущий контроль
Тема программы «Вводное занятие» предусмотрено наблюдение.
Критерии оценки:
- включенность, внимательность;
- активность;
- ведение конспектов по изученной теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
Оценка:
до 2 баллов - низкий уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий уровень (100%).

по итогам освоения

Тема программы «Сбор материала для будущих работ» - для
подведения итогов проводится викторина.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
0 баллов – ответ не верный; 1 балл – ответ верный.
Максимальная сумма баллов за 10 вопроса– 10 баллов.
Оценка:
до 4 низкий уровень (< 39 %);
5 - 6 средний уровень (40%-59%);
7 – 8 хороший уровень (60%-79%);
9 - 10 высокий уровень (80%-100%).
Темы программы «Разноцветная палитра осени», «Аппликация без
ножниц», «Волшебный праздник - Новый год», «Рисуем отпечатками
пальцев», «Праздникам навстречу!» «Мир аквариума», «Природа весной».
По итогам освоения данных тем программы предусмотрен анализ творческой
работы.
Критерии оценки творческой работы:
1. техника выполнения работы, качество оформления;

2. композиция;
3. оригинальность художественного замысла;
4. качество выполнения работы.
5. соответствие тематике раздела
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов:
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
4– 5 средний уровень (40%-59%);
6– 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).
Тема программы «Понятие о природных и растительных
материалах. Экологические знаки» - по итогам освоения данного раздела
программы предусмотрена презентация экологического знака.
Критерии оценки экологического знака:
1. техника выполнения работы, качество оформления;
2. композиция;
3. оригинальность художественного замысла;
4. оригинальность технологии;
5. качество выполнения работы.
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов:
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
4 – 5 средний уровень (40%-59%);
6 – 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).
Тема программы «Город, в котором мы живем» - по итогам освоения
данного раздела программы предусмотрено мини-эссе в устной форме
33

Критерии оценки мини-эссе:
1. правильно названы достопримечательности родного города;
2. полнота содержания;
3. соответствие мини-эссе заданной теме;
4. логичность высказывания;
5. степень проявления творчества.
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов:
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
3 - 4 средний уровень (40%-59%);
5 – 6 хороший уровень (60%-79%);
7 – 10 высокий уровень (80%-100%).
Промежуточная аттестация по итогам 1 года обучения
Для проведения промежуточной аттестации проводится викторина по
изученным темам.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
0 баллов – ответ не верный;
1 балл – ответ верный.
Максимальная сумма баллов за 24 вопроса– 24 балла.
Оценка освоения программы первого года обучения:
до 9 низкий уровень (< 39 %);
10 - 14 средний уровень (40%-59%);
15 – 18 хороший уровень (60%-79%);
19 - 24 высокий уровень (80%-100%).
Второй год обучения:
Текущий контроль
Тема программы «Прогулка «Природа – наш дом» освоения предусмотрено наблюдение.
Критерии оценки:
- включенность, внимательность;
- активность;
- ведение конспектов по изученной теме.
34

по итогам

Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
Оценка:
до 2 баллов - низкий уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий уровень (100%).
По итогам освоения остальных тем программы предусмотрен анализ
творческой работы.
Критерии оценки творческой работы:
1. техника выполнения работы, качество оформления;
2. композиция;
3. оригинальность художественного замысла;
4. качество выполнения работы.
5. Соответствие тематике раздела
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов:
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
4– 5 средний уровень (40%-59%);
6– 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).
Промежуточная аттестация по итогам второго года обучения
По
итогам
освоения
программы
предусмотрено
проведение
промежуточной аттестации в форме анализа творческой работы на выставке
работ «Мастерская природы».
Критерии оценки материалов выставки:
1. техника выполнения работы, качество оформления;
2. композиция;
3. оригинальность;
35

4. полнота демонстрации природных средств, материала;
5. оригинальность художественного замысла;
6. художественный эффект от использования в работе бросового материала;
7. оригинальность технологии;
8. качество выполнения работы.
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
16 баллов.
Оценка освоения программы второго года обучения:
до 5 низкий уровень (< 39 %);
6 – 9 средний уровень (40%-59%);
10 – 13 хороший уровень (60%-79%);
14 – 16 высокий уровень (80%-100%).
Третий год обучения:
Текущий контроль
Тема программы «Прогулка в городской парк «Наедине с природой» - по
итогам освоения данной темы программы предусмотрено наличие готового
гербария.
Критерии оценки гербария:
- аккуратность;
- информативность материала;
- наличие разнообразия видов растений;
- сохранность растительного материала;
- использование технологии засушивания цветов (бутонов).
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов:
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
4 – 5 средний уровень (40%-59%);
6 – 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).
36

Тема программы «Оформление итоговой выставки «Остров
творчества» - по итогам освоения данной темы программы предусмотрена
презентация выставочной работы.
Критерии оценки:
1. определение потребности;
2. выработка различных идей;
3. полнота демонстрации природных средств, материала;
4. умение объяснить идею творческой работы;
5. обоснованность выводов;
6. культура речи.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов.
- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
18 баллов.
Оценка:
до 7 низкий уровень (< 39 %);
7 – 10 средний уровень (40%-59%);
11 – 14 хороший уровень (60%-79%);
15 – 18 высокий уровень (80%-100%).
Тема программы «Знакомство с проектной деятельностью» предусмотрено проведение контроля в форме защиты проекта.
Критерии оценки защиты проекта:
-определение потребности и краткая формулировка задачи;
-выработка различных идей;
-использование в качестве основы самые удачные эскизы и их детальная
проработка;
-степень самостоятельности в разработке;
-эстетичность наглядных элементов (рисунки, чертежи, фото, графики,
схемы).
-технология изготовления, испытание и оценка проекта.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов.
37

- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
18 баллов.
Оценка освоения программы второго года обучения:
до 7 низкий уровень (< 39 %);
7 – 10 средний уровень (40%-59%);
11 – 14 хороший уровень (60%-79%);
15 – 18 высокий уровень (80%-100%).
По итогам освоения других тем программы предусмотрен анализ
творческой работы.
Критерии оценки творческой работы:
1. техника выполнения работы, качество оформления;
2. композиция;
3. оригинальность художественного замысла;
4. качество выполнения работы;
5. соответствие тематике раздела
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов:
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
4– 5 средний уровень (40%-59%);
6– 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).
Промежуточная аттестация по итогам третьего года обучения
По
итогам
освоения
программы
предусмотрено
проведение
промежуточной аттестации в форме выставки работ «Остров творчества».
Критерии оценки материалов выставки:
38

1. творческий подход в выполнении работ;
2. полнота демонстрации природных средств, материала;
3. композиция.
4. оригинальность художественного замысла;
5. оригинальность технологии;
6. качество выполнения работы.
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 3 балла:
0 балл – критерий не отражается;
1 балл – критерий отражается слабо;
2 балла – критерий не достаточно отражается;
3 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
18 баллов.
Оценка освоения программы третьего года обучения:
до 7 низкий уровень (< 39 %);
7 – 10 средний уровень (40%-59%);
11 – 14 хороший уровень (60%-79%);
15 – 18 высокий уровень (80%-100%).
Четвертый год обучения
Текущий контроль
Тема программы «Прогулка в городской парк «Краски природы» - по
итогам освоения данной темы программы предусмотрено наличие готового
гербария.
Критерии оценки гербария:
- аккуратность;
- информативность материала;
- наличие разнообразия видов растений;
- сохранность растительного материала;
- использование технологии засушивания цветов (бутонов).
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов:
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
39

4 – 5 средний уровень (40%-59%);
6 – 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).
Тема программы «Проектная деятельность» - предусмотрено
проведение контроля в форме защиты проекта.
Критерии оценки защиты проекта:
-определение потребности и краткая формулировка задачи;
-выработка различных идей;
-использование в качестве основы самые удачные эскизы и их детальная
проработка;
-степень самостоятельности в разработке;
-эстетичность наглядных элементов (рисунки, чертежи, фото, графики,
схемы).
-технология изготовления, испытание и оценка проекта.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов.
- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
18 баллов.
Оценка освоения программы второго года обучения:
до 7 низкий уровень (< 39 %);
7 – 10 средний уровень (40%-59%);
11 – 14 хороший уровень (60%-79%);
15 – 18 высокий уровень (80%-100%).
Тема программы «Итоговая выставка «Природа и творчество» - по
итогам освоения данной темы программы предусмотрена презентация
выставочной работы.
Критерии оценки:
-определение потребности;
-выработка различных идей;
-полнота демонстрации природных средств, материала;
-умение объяснить идею творческой работы;
40

-обоснованность выводов;
-культура речи.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов.
- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
18 баллов.
Оценка:
до 7 низкий уровень (< 39 %);
7 – 10 средний уровень (40%-59%);
11 – 14 хороший уровень (60%-79%);
15 – 18 высокий уровень (80%-100%).
По итогам освоения других тем программы предусмотрен анализ
творческой работы.
Критерии оценки творческой работы:
- техника выполнения работы, качество оформления;
- композиция;
- оригинальность художественного замысла;
- качество выполнения работы;
- соответствие тематике раздела.
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальная сумма баллов –
10 баллов.
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
4– 5 средний уровень (40%-59%);
6– 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).

41

Промежуточная аттестация четвертого года обучения
По итогам освоения программы предусмотрено проведение итоговой
аттестации в форме выставки работ «Природа и творчество».
Критерии оценки материалов выставки:
1. Умелое сочетание традиций и новаторства в изготовлении работы;
2. Фантазия в употреблении материалов изготавливаемых изделий, владение
выбранной техникой;
3. Применение новых технологий и материалов, нетрадиционное применение
известных материалов;
4. Аккуратность исполнения;
5. Композиционное решение.
Максимальное количество баллов за каждый критерий – 3 балла:
- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
15 баллов.
Оценка освоения программы четвертого года обучения:
до 6 низкий уровень (< 39 %);
6 - 8 средний уровень (40%-59%);
9 - 11 хороший уровень (60%-79%);
12 - 15 высокий уровень (80%-100%).

42

7. Организационно-педагогические условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся с 7 лет.
Срок реализации – 4 года.
Учебно-тематическим планом предусматривается 1 занятие в неделю
продолжительностью 2 часа.
Всего 288 учебных часов.
Форма обучения – очная.
Приоритетное направление деятельности - стимулирование творческой
активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей,
создание условий для его самореализации.
В основе реализации программы лежат определенные принципы:
-сотворчество и партнерство в творческой деятельности во взаимоотношениях
между взрослыми и ребенком;
-строгий учет психологических и физиологических особенностей детей при
выполнении изделий разной степени сложности в зависимости от уровня
подготовки ребенка, его природных данных (способность, усидчивость, степень
внимательности и наблюдательности, аккуратности и т.д.)
-индивидуальный подход к каждому ребенку; практическая помощь педагога
-создание ситуации успеха, радости на каждом занятии.
На занятиях применяются групповая, парная и индивидуальная формы
работы.
Также используется другие формы занятий, такие как:
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,
альбомов, открыток, таблиц;
- выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
- просмотр видеофильмов;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- мастер – классы.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Широко используется природный, наглядный, раздаточный материалы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание
уделяется диагностике творческого потенциала детей: на вводных,
заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью
определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении,
уровня развития знаний, умений и навыков. Методами диагностики результатов
43

обучения являются викторины, устный опрос, выполнение творческих работ,
участие в выставках и конкурсах.
Выставки могут быть:
- однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью
обсуждения. Оценивать работу начинают сами авторы. Используя критические
замечания, анализируются итоги выполненных работ с соответствующей
характеристикой каждого изделия;
- постоянные – представляет лучшие работы учащихся;
- по итогам года – на которой определяется полнота реализации
образовательной программы по данному направлению.
Наряду
с
традиционными
занятиями
широко
используются
нетрадиционные формы занятий:
- викторина (конкурсы);
- смотр знаний;
- защита творческих работ, проектов;
- творческие отчеты.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки,
навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность,
творческие навыки) определяется методом наблюдения 2 раза в год и
фиксируется в карте развития личностных качеств учащихся объединения.
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага, ножницы и т.п;
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.

44

9. Список литературы
Литература для учащихся и родителей
1. Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2010.
2. Панкеев И.А. Поделки из природных материалов.- М.: ОЛМА ПРЕСС. 2001.
3. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. – М.: АСТ:
Полиграфиздат, 2011.
4. Перевертень Г.И. Мозаика из круп и семян. – М.: АСТ, Сталкер, 2010.
5. Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков. – М.: Сталкер, 2010.
6. Перевертень Г.И. Поделки из яичной скорлупы. – М.: АСТ, Сталкер, 2010.
7. Перевертень Г.И. Поделки из ракушек. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
8. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер,
2005.
9. Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика.- М.:»ЭКСМО-Пресс»;
СПб.: ВалериСПД, 2002.
10.Цветы оригами для любимой мамы Л.В. Иванова.-М.: ООО
«ИздательсвоАСТ»; Донецк: «Сталкер», 2005.
Литература для педагогов
1.
Агапова И., Давыдова М. Аппликация. – М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
2.
Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого - природоведчиские игры и
развлечения с детьми.- М.:ЦГЛ. Ставрополь: Сервисшкола,2002.
3.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя.М.:2004.
4.
Лебедева Е.А., Мосалов А.А. (сост.), 2001.Весенний день птиц. Выпуск
1.М.:Союз охраны птиц России.
5.
Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса – Самара:
«Учебная литература», 2002.
6.
Простые уроки рисования. Ю.А.Майорова - Нижний Новгород: ЗАО
«Издательство «Газетный мир».-2011.-№1
7.
Творчество педагога в системе дополнительного образования детей.
Выпуск 2.-г. Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2004.
8.
Чурина Л.С. Поделки из бумаги.- М.: АСТ Полиграфиздат, 2011.
9.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: учеб. для 3 кл. нач. шк. Т.Я.
Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина.- М.: Просвещение, 2005.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».