Маленький эколог

Администрация города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_

Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Маленький эколог»
Возраст учащихся: с 5 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный

Автор-составитель:
Морозова Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Дзержинск
2024

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Список литературы

3
7
8
9
13
16
19
22
24

2

1. Пояснительная записка

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.
Знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя
Человеком - частью природы. Освоение этого представления в дошкольном
возрасте помогает ребенку утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает
возможность выразить себя в общении с окружающим.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть
умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает
нравственно - ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности
гуманный характер.
При составлении программы обращалось внимание на психологопедагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для этого
возраста учащихся.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Направленность программы: естественнонаучная.
Программа «Маленький эколог» основана на учебных изданиях С.Н.
Николаевой «Юный эколог», программы экологического воспитания
дошкольников и О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Парциальной
3

программы работы по формированию экологической культуры у детей
дошкольного возраста».
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий
для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с
наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных
явлений окружающего мира, обеспечением междисциплинарного подхода в части
интеграции с различными областями знаний (природопользование, экология и
др.). Необходимо содействовать формированию у обучающихся навыков,
связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды.
Отличие данной программы в комплексном изучении окружающей нас
природы: растения, животные и человек изучаются во взаимосвязи друг с другом.
Новизна программы заключается в том, что в программе предусмотрено
знакомство с широким спектром явлений окружающего мира, а изучение
животных и растений проходит в естественных условиях во время походов и
экскурсий, а также на базе уголка живой природы, а все это помогает не только
закрепить полученные теоретические знания, но и поддерживает интерес к
изучаемой теме.
Образовательная программа изучается 2 года, состоит из двух модулей.
Объѐм каждой части модулей составляет 72 часа. Каждый модуль носит
ознакомительный характер. Занятия проводятся два раза в неделю,
продолжительность занятия - 35 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 5 до 7 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая.
Цель программы: формирование представлений детей о разнообразии
окружающего мира и взаимосвязях человека с природой.
Задачи программы:
1.Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека.
2. Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в
природе.
3. Развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, гражданскую позицию, способность к труду
и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой
(волонтерской) деятельности, культуру здорового и безопасного образа жизни.

4

Задачи 1-го года обучения
1. Обучающие:
- формировать общие понятия о живой и неживой природе;
- познакомить с сезонными изменениями в природе, в поведении животных и
растений;
- формировать представления детей о классификации животных и растений:
домашние – дикие, хищные и травоядные;
- формировать представления о связи человека с природой.
2. Развивающие:
- развивать стремление, желание общаться с природой;
- развивать умение сравнивать и анализировать изменения в природе в
зависимости от сезонов года;
- развивать творческое воображение детей, через практические задания;
- развивать монологическую и диалогическую речь на занятиях.
3. Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к природе и основы безопасности.
- воспитывать ответственное отношение к животным и растениям, через
экскурсии и игровые формы занятий.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
- основы безопасного поведения в природе;
- различие понятий живой и неживой природы;
- признаки сезонных изменений в природе по временам года;
- изменения в поведении животных и растений в разные сезоны года;
- понятие царства грибов, растений и животных;
- животных Нижегородской области.
Учащиеся должны уметь:
- называть объекты живой и неживой природы;
- называть представителей животного и растительного мира;
- соотносить изменения в поведении животных и растений с изменениями
сезонов года;
- выражать свое отношение к природе, природным объектам в беседе, своем
творчестве, на практических занятиях;
- корректировать свои действия согласно требованиям безопасной
жизнедеятельности.

5

Задачи 2-го года обучения
1. Обучающие:
- формировать представления об объектах неживой природы: вода, воздух,
почва и их свойствах;
- познакомить детей с планетами солнечной системы, планетой Земля, еѐ
историей;
- учить детей определять стороны света;
- обогащать знания детей по объектам животного и растительного мира через
обучающие занятия;
- формировать понятия о человеке, как живом существе;
2. Развивающие:
- формировать ценностное отношение к объектам живой и неживой природы
и ее значение для жизни человека;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, в
процессе наблюдения за объектами природы;
- развивать эстетический взгляд на окружающий мир, через выполнение
творческих заданий;
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природным объектам;
- формировать навыки личной гигиены у детей, через блок практических
занятий;
- формировать умение работать в группах для создания творческих работ;
- Воспитывать желание общаться с природой и узнавать новое.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения
Учащиеся должны знать:
- теоретические свойства неживой природы;
- причины смены дня и ночи, сезонов года;
- Что человек - это представитель живого и социального мира;
- о необходимости соблюдения гигиенических правил в целях сохранения
своего здоровья.
Учащиеся должны уметь:
- проводить элементарные опыты с водой, воздухом, почвой, использовать их
свойства в своей жизни;
- определять стороны света;
- уметь отличать представителей животного мира и мира растений по
признакам внешнего вида;
- применять гигиенические требования в повседневной жизни;
- объяснять значение животных и растений для человека.
6

- вступать в диалогическую речь, общаться друг с другом;
- вести себя, согласно правилам поведения в центре;
- выражать свое отношение к природе в беседе и своем творчестве.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
- Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
- Промежуточная аттестация в конце каждого года обучения.

2. Учебный план
№
п/п
1
2

Разделы программы
Модуль 1 «Мой дом за
окном»
Модуль 2 «Хочу все
знать»
Итого

Год обучения
1-й год
1-й год
72
72

Форма промеж
аттестации
Игра «Экологический
светофор»
Викторина «Знаешь ли
ты?»

144

7

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Маленький эколог»
Год
обучения
1-й

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

8

10

8

8

6

8

8

10

6

72

2-й

8

10

8

8

6

8

8

10

6

72

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуется в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.

8

4.Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля «Мой дом за окном»
первого года обучения
№

Тема

1.

Земля – наш общий дом

2.

Как устроен город

3.

Удивительный мир
живой природы

10

24

34

4

Человек и природа»

7

7

14

Итого

Теория

Практика

Комплектование групп -2 часа
5
8
4
5

26
44
Комплектование групп 2 часа

Всего
15
9

Форма
аттестации
Игра «Живая – не
живая природа»
Рисуночный тест
«Правила
дорожного
движения»
Викторина
«Природа – наш
друг
Изготовление мини
книжки «Загадки и
отгадки»
Промежуточная
аттестация: игра
«Экологический
светофор»

72 часа

Модуль 1. Мой дом за окном» (72)
Тема 1. Земля – наш общий дом (15 часов)
Комплектование групп – 2 часа
Теория: Планета Земля. Самая яркая звезда. Почему происходит смена времен года.
Почему происходит смена дня и ночи. Живая и неживая природа.
Практика: аппликация. «Солнечная система» - Рисование «Восход – Закат». Опыт
«Звезды светят постоянно». Опыт «Передача солнечного зайчика». Просмотр
мультфильма «Астрономия для маленьких».
Текущий контроль: игра «Живая не живая природа».
Тема 2. Как устроен город (9 часов)
Теория Что такое город? Осторожно дорога. Я пассажир. Где можно играть. Почему
нельзя ходить на стройку. В музее, библиотеке и кафе. В поликлинике. Я люблю
порядок.
Практика. Рисунок «Мой дом». Прохождение лабиринта. Рисунок «Сделай парк
красивым». Игра «В библиотеке».
Текущий контроль: рисуночный тест «Правила дорожного движения».
9

Тема 3. Удивительный мир живой природы (34 часа)
Теория: Признаки осени в живой природе. Природные явления: листопад
Изменения в состоянии растений осенью. Животные осенью. Зима в природе.
Признаки зимы в живой природе. Зимующие птицы. Значение снега для живой
природы и человека. Уют в снегу. Весна в природе. Признаки весны. Живая вода.
Первые вестники весны - птицы. Изменения в состоянии животных. Изменение в
состоянии растений. Первоцветы, их значение. Деревья весной. Лето в природе.
Признаки лета. Летние месяцы. Лесная самобранка. Изменения в состоянии
животных летом. Изменения в состоянии растений летом. Люби и охраняй природу.
Краски весны».
Практика: Экскурсия «Знакомство с обитателями уголка живой природы».
Прогулка по экологической тропе эколого-биологического центра. Сбор осенних
листьев и их подготовка к засушиванию. Аппликация из осенних плодов и семян.
Игра «Съедобное - не съедобное». Поделка «Гриб». Игра «Лесная поляна». Игра
«В гости к Лесовичку». «Осенние забавы». Изготовление кормушек для птиц. Акция
«Покорми птиц зимой». Акция «Ёлочка - зеленая иголочка». Целевая прогулка «Зима
в природе». Изготовление искусственного снега. Оригами «Птица». Поделка
«Снежинка». Следы на снегу. Изготовление макета «Зима». Экологические загадки и
задачи. Игровое занятие «Звуки весны». Практическая акция «Зеленая планета».
День птиц. Акция «Внимание, первоцветы». Поделка «Верба». Рисунки «Весна
пришла».
Текущий контроль: викторина «Природа наш друг».
Тема 4. Человек и природа (14 часов)
Теория: Откуда взялись в лесу фантики? Куда пропал голос у соловушки? Отчего
заболела березка? Почему исчезли цветы? Какая опасность угрожает животным?
Почему плакала пчелка? Кто испортил воду в реке? Куда пропал лес? Как спасти
природу?
Практика: опыт «Как очистить воду». Мусор и его сортировка. Рисование знаков
«Опасности леса». Рисование «Правила поведения в лесу». Посев семян цветов.
Рисование «Соловушка» Рисование « Живая планета».
Текущий контроль: изготовление мини книжки «Загадки и отгадки».
Промежуточная аттестация: игра «Экологический светофор».

10

Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля «Хочу все знать»
второго года обучения
№ Тема программы

теория практика Всего

Формы аттестации/контроля

1.

Земля – наш общий дом

5

15

20

Рисунок «Космос»

2.

5

15

20

Игра «Маленькие помощники»

3

Удивительный мир
живой природы
Живущие в воде

6

4

10

4.

Домашние питомцы

4

10

14

Рисуночный тест «Найди
лишнее»
Фенологическое раскрашивание
«Морские свинки»

5

Я человек

4

4

8

24

48

72

Итого

Рисунок «Мой лучший друг»
Промежуточная аттестация:
викторина «Знаешь ли ты»

Тема 1. Земля – наш общий дом (20 часов)
Теория: Далекий космос. Что мы знаем о погоде? Вода, воздух и почва. Камни
орудия труда древних людей. Простые и ценные камни в природе.
Практика: Игровое занятие «Наша Вселенная». Практическая работа «Планеты
солнечной системы». Виртуальная экскурсия «Мир созвездий». Глобус – модель
планеты Земля. Целевая прогулка «Неживая природа вокруг нас». Какие бывают
облака. Свойства воды. Лабораторная работа «Как очистить воду». Свойства
воздуха. Свойства почвы. Что у нас под ногами. Полезные ископаемые. Сравнение
песка и глины. Путешествие в прошлое Земли. Как не заблудиться в лесу.
Текущий контроль: рисунок «Космос».
Тема 2. Удивительный мир живого (20 часов)
Теория: Что мы знаем о растениях. Комнатные растения. Зеленая аптека. Растенияхищники и путешественники. Кто главный в лесу?
Практика: Экспериментальная деятельность «Условия, необходимые для жизни
растений». Практическая работа «Мой огород». Вершки и корешки. Практическое
занятие «Мое необычное дерево». Бумагопластика «Птица». Оригами «Звери».
Аппликация «Стрекоза». Поделка «Игуана». Игровое занятие «Крылья, лапы и
хвосты». О чем поют птицы? Насекомые – шестиногие малыши. Жизнь в
муравейнике. Секреты бабочек. Все—все на свете нужны! Рисование
природоохранных знаков «Бережное отношение к животным».
Текущий контроль: игра «Маленькие помощники».
11

Тема 3. Живущие в воде (10 часов)
Теория: Рыбы. Почему рыбы не сталкиваются в воде. Пресноводные рыбы наших
рек. Животные, живущие в воде. Что мы знаем о лягушках? Кто живет в океане?
Практика: Мини-макет «Мой аквариум». Поделка «Лягушонок». Оригами
«Китята». Игровое занятие «Загадки мудрой Кикиморы».
Текущий контроль: рисуночный тест «Найди лишнее».
Тема 4. Домашние питомцы (14 часов)
Теория: Какие бывают домашние животные. Как домашние животные помогают
человеку. Что ты знаешь о хомячках? Умеют ли плавать морские свинки?
Практика: Наблюдения за различными группами животных в уголке живой
природы. Как домашние животные воспринимают мир. Четыре лапы, хвост и не
только. Как правильно выбрать домашнего питомца. Просмотр мультфильма с
обсуждением «Почему ушел котенок». Оригами «Кошка». Фенологическое
раскрашивание «Хомячки». Необычные питомцы. Поделка «Черепаха».
Текущий контроль: фенологическое раскрашивание «Морские свинки».
Тема 5. Я человек (8 часов)
Теория: Человек живое существо. Зачем человеку язык, этика общения. Зачем мы
едим и пьем? Нужна ли человеку природа.
Практика: Распорядок дня. Практическая работа «Что у человека длиннее руки
или ноги». Органы чувств. Практическая работа «Здоровое питание».
Текущий контроль: рисунок «Мой лучший друг».
Промежуточная аттестация: викторина «Знаешь ли ты».

12

5. Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
- формирование гражданской позиции, трудолюбия, ответственного
отношения к профессионально деятельности, культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- экологическая культура, понимание влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной
ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих
вред природе, бережливость в использовании природных ресурсов;
- познавательные интересы в разных областях знания, представления о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и
техники;
13

- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;
- опыт социально значимой деятельности.
2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными
к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля,
самоконтроля и самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных

14

событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
4. Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Всемирные дни наблюдения
Октябрь
Сертификат участника,
птиц
отчет по наблюдениям
2
Участие
в
конкурсах Сентябрь-май Наградной документ
творческих,
проектных
и
исследовательских
работ
(индивидуально по желанию)
3
Участие во всероссийских Сентябрь-май Наградной документ,
акциях, марафонах,
публикации в группе в
(индивидуально по желанию)
социальной сети ВК
4
Участие во всероссийских Сентябрь-май Наградной документ,
уроках
фотоматериалы,
публикации в группе в
социальной сети ВК

15

6. Методические материалы 1год обучения
№

Тема

1.

Земля – наш общий
дом

2

Как устроен город

Форма занятий

Приемы и методы

Занятие-Беседа,
практическая
деятельность, игровое
занятие

Рассказ, демонстрация,
наблюдение,
проблемные вопросы,
худ литература

Беседа, практикум,
игровое занятие

Игра, рассказ, работа с
карточками, чтение
художественных
произведений и
обсуждение

Презентация педагога,
иллюстративный
материал, карточки с
правилами дорожного
движения.

Компьютер,
бумага, цв
карандаши для
творческой
деятельности

Презентация или
видеоматериалы по теме
растения, животные,
красная книга
Нижегородской области,
Иллюстрации растений,
животных, модели грибов,
животные уголка живой
природы,
комнатные
Иллюстрации
по теме
растения
видеоматериалы,
человек. Гигиена
д/и
человека.

Интерактивная
Викторина
доска,
«Природа наш
канцелярские
друг»
товары, природный
материал

3.

Удивительный мир
живого

Беседа, практические
занятия, игровое занятие,
театрализованная
деятельность, просмотр
видеофильмов

Практическая
деятельность, беседа,
демонстрация,
наблюдения, худ.
литература

3.

Человек и природа

Беседа, рассказ,
практические занятия,
игровое занятие,
просмотр мультфильмов

Рассказ, беседа,
демонстрация,
наблюдения,
практическая
деятельность

Дидактический
материал и живые
объекты
Иллюстрации планет
солнечной системы,
карточки к игре «Живое
не живое» Карточки
«Времена года»

Оборудование

Компьютер,
канцелярские
товары

Интерактивная
доска,
канцелярские
товары, природный
материал,
бросовый материал

Формы
подведения
итогов
Игра «Живая не
живая природа»

Рисуночный тест
«Правила
дорожного
движения

изготовление мини
книжки «Загадки и
отгадки»,
Пром. ат. Игра
«Экологический
светофор»
16

2 год обучения
№

Тема

Форма занятия

Методы и приемы

Дидактический материал

Техническое
оснащение

1.

Земля – наш
общий дом

Беседа, виртуальная
экскурсия, просмотр
мультфильма,
практическая
деятельность.

Словесный, вопросы,
работа с карточками,
игровой, Наглядный,
наблюдения

2.

Удивительный
мир живого

Беседа, целевая
прогулка, подвижные
игры, просмотр
фильмов, игра,
практическая
деятельность,
презентация,
художественноэстетическая
деятельность

Словесный вопросы,
дискуссии, игровые,
практическая
деятельность
проектный,
наблюдения, худ.
литература.

Канц. товары,
компьютер,
оборудование для
опытнической
деятельности:
колбы, пробирки,
краситель, соль.
Материал для
творчества,
компьютер.
природный
материал.

3.

Живущие в воде

Беседа, практические
занятия, игровое
занятие

Рассказ,
демонстрация,
наблюдение,
практическая
деятельность

Иллюстрации с
изображением планет
солнечной системы,
карточки планет, глобус,
образцы почвы: песок,
глина образцы камней,
мел, уголь.
Иллюстративный
материал по теме:
домашние животные,
дикие животные,
растения леса, растения
луга, лекарственные
растения, деревья,
дидактические игры,
разрезные картинки,
раскраски, животные
уголка природы,
презентация/ видео
материалы
Иллюстрации по блоку о
гигиене человека,
презентация
или
видеоматериал

4

Домашние
питомцы

Учебное занятие,
практические занятия,

Рассказ, беседа
демонстрация,

Компьютер,
столы, стулья,
карточки с тестом
по количеству
детей, цветные
карандаши
Иллюстрации по теме Компьютер для
домашние
животные, просмотра

Формы
подведения
итогов
Рисунок
«Космос»

Игра «Маленькие
помощники»

Рисуночный тест
«Найди лишнее»

Фенологическое
раскрашивание
17

5

Я человек

просмотр мультфильма, наблюдение,
лото
просмотр презентации. творческая
животные»
деятельность
выполнение заданий по
карточкам.

«Домашние презентации и
мультфильма,
столы, стулья,
бумага для
рисования,
цветные
карандаши.
Иллюстрации
по
теме
«Я
Столы, стулья,
Рассказ педагога по
теме, беседа с детьми, – человек» презентация компьютер,
педагога
бумага для
изобразительная
рисования,
деятельность
цветные
(выполнение рисунка)
карандаши

«Морские
свинки»

Учебное занятие,
игровое занятие,
творческая
деятельность детей

Рисунок «Мой
лучший друг»
Промежуточная
аттестация:
викторина
«Знаешь ли ты»

18

7. Оценочные материалы
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз в год в виде игры на первом году и в
форме викторины на втором году обучения по программе.
Контрольные материалы 1 года обучения:
Детям (испытуемым) раздаются
листы с изображением природы для
раскрашивания и дается задание
раскрасить цветными карандашами
только то, что относится к живой
природе.
5 баллов Ребенок правильно и
аккуратно выполнил задание.
3 балла Ребенок допустил ошибки:
раскрасил объекты неживой природы
или пропустил некоторые объекты
живой природы
2балла Ребенок разукрасил всю
природу или только то, что ему
нравится.
0-1 балл ребенок не выполнил
задание
5 баллов - Ребенок самостоятельно
Рисунок «правила
правильно и аккуратно выполнил
дорожного
задание.
движения»
4- балла работа выполнена не
аккуратно
3 балла Ребенок выполнил работу с
помощью педагога
1 -2 балла работа выполнена не
аккуратно с множеством ошибок со
значительной помощью педагога.
Викторина «Природа 6 вопросов, каждый правильный
ответ 2 балла.
наш друг»
Ответ с подсказкой 1 балл
Рисуночный тест
«Живая – не живая»

Творческая работа
мини-книжка
«Загадки-отгадки»

5-4 балла - высокий
уровень (4-5).
3балла-хороший уровень
2 балла средний уровень
0-1 балл низкий уровень

5-высокий уровень
4- хороший
3 - средний уровень
1-2 - низкий уровень

10- 12 баллов - высокий
уровень
7-9 баллов хороший
уровень
4-6 баллов - средний
уровень
менее 3 - низкий уровень
0-баллов - работа не выполнена
0 – низкий
1 балл – выполнение работы со 1 – средний
значительной помощью педагога
2-3 хороший
2-3 балла – выполнение работы с 4-5 - высокий
небольшой помощью педагога
4-5балла выполнение работы
самостоятельно

19

Промежуточная
аттестация: игра
«Светофор»

Все участники игры получают
5-4 Высокий уровень
листы с изображением четырех
3-балла – хороший
поступков детей на природе и по три уровень
цветных
карандаша:
красный,
2 балла средний
желтый, зеленый. Участники игры уровень –
должны оценить этот поступок и
0-1 балл - низкий
закрасить
кружок
рядом
с уровень – 1
изображением данного поступка
соответствующим цветом - включить
тот или иной сигнал экологического
светофора.
5-4 балла ребенок правильно оценил
все поступки детей на природе и
аккуратно их раскрасил).
3 балла ребенок допустил одну-две
ошибки в оценке поступков детей
2балла допущены 3 ошибки в оценке
поступков детей
0-1 балл ребенок не смог оценить
поступки детей .
2 год обучения

Рисунок «Космос»

Игра «Мамины
помощники»

Рисуночный тест
«Найди лишнее»

5 баллов - Ребенок самостоятельно
правильно и аккуратно выполнил
задание. Сам придумал сюжет, в
рисунке соблюдены пропорции
объектов. Использовано правильное
цветовое изображение.
4- балла работа выполнена не
аккуратно
3 балла Ребенок выполнил работу с
помощью педагога
1 -2 балла работа выполнена не
аккуратно с множеством ошибок со
значительной помощью педагога.
Игра проводится в форме
решения
игровых
проблемных
ситуаций, в которые попадает
игровой персонаж, а дети помогают
ему.
1 балл – менее 2 правильных ответов
2 балла – 3-4 правильных ответа
3 балла – 5-6 правильных ответов
4 балла – 7-8 правильных ответа
5баллов 9-10 правильных ответа
5 баллов Ребенок правильно и
аккуратно выполнил задание.
3 балла Ребенок допустил ошибки:
раскрасил не те объекты или

5-высокий уровень
4- хороший
3 - средний уровень
1-2 - низкий уровень

1 балл- низкий уровень
освоения темы
2балла – средний уровень
освоения программы
3балла – хороший уровень
усвоения программы
4-5баллов – высокий
уровень освоения
программы
5-4 балла - высокий
уровень (4-5).
3балла-хороший уровень
2 балла средний уровень
20

Творческая работа
фенологический
рисунок

Рисунок «Мой
лучший друг»

Итоговая
аттестация:
викторина «Знаешь
ли ты?»

пропустил некоторые объекты.
2балла Ребенок разукрасил все
объекты или только то, что ему
нравится.
0-1 балл ребенок не выполнил
задание
5 баллов Ребенок правильно и
аккуратно выполнил задание.
Рисунок соответствует
наблюдаемому объекту, соблюдены
пропорции, соответствует цветовое
решение
3 балла Ребенок допустил ошибки:
цветовое исполнение передано не
верно.
2балла Ребенок выполнил работу с
помощью педагога.
0-1 балл ребенок не выполнил
задание
5 баллов - Ребенок самостоятельно
правильно и аккуратно выполнил
задание. Сам придумал сюжет, в
рисунке соблюдены пропорции
объектов. Использовано правильное
цветовое изображение.
4- балла работа выполнена не
аккуратно
3 балла Ребенок выполнил работу с
помощью педагога
1 -2 балла работа выполнена не
аккуратно с множеством ошибок со
значительной помощью педагога.
Выполнили до39% заданий – 1 балл
Выполнили от 40-59% заданий – 2
балла
Выполнили от 60-79 % заданий -3
балла
Выполнили от 80-100% заданий - 4
балла

0-1 балл низкий уровень

5-4 балла - высокий
уровень (4-5).
3балла-хороший уровень
2 балла средний уровень
0-1 балл низкий уровень

5-высокий уровень
4- хороший
3 - средний уровень
1-2 - низкий уровень

1балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень

21

8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Программа предполагает различные виды проведения занятий: беседа,
просмотр фильма с последующим обсуждением, практическая работа.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития
личностных качеств учащихся объединения два раза в год.
Материально- техническое обеспечение:
- Кабинет.
- Столы, стулья.
- Доска, маркеры, магниты.
- Ноутбук, мультимедийное оборудование.
- Канцтовары: краски, карандаши, клей, цветная бумага, пластилин.
- Приборы: увеличительные стекла, микроскоп, лупы, лабораторная посуда из
стекла, пластмассы, зеркала.
Мультимедийные презентации:
- Домашние животные
- О пользе снега
- Кто как кусает
- Зачем животным хвост
- Опасности леса
Мультфильмы:
1. «Птичка Тари».
2. «Ромашки».
3. «Уроки тетушки Совы».
4. «Почемучка» 1-5 серии «Все о космосе», «Почему дует ветер», «Что такое
воздух», «Планеты солнечной системы».
5. «Смешарики».
6. Мультики детям «Береги воду».
7. Мультики детям «Про одуванчик».
22

Иллюстрации:
- Планеты солнечной системы.
- Домашние животные.
- Дикие животные.
- Растения леса.
- Растения луга.
- Деревья.
- Лекарственные растения.
- Как правильно мыть руки.
- Строение тела человека.

23

9. Список литературы для педагога
1. Алексеев В.А. Триста вопросов и ответов о насекомых. - Ярославль,
Академия развития, 2001.-256с.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры
младших школьников. – М., ВЛАДОС, 2005.-192с.
3. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету
«Окружающий мир».- Волгоград: Панорама, 2006.-128с.
4. Касаткина В.Н. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11
классов/ В.Н. Касаткина, Л.А. Шеплягиной. Ярославль: Аверс Плюс, 2007.
2-е изд. Доп. и испр. - 448 с.
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от шести
до девяти лет. – М., Гном и Д, 2000.- 64с.
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн.: Асар, 1996.128с.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 128с.
8. Праздники в начальной школе / С.В. Савинова - Волгоград: Учитель, 2005.102с.
9. Разумовская О.К. Встреча с растениями (познавательная ботаника с
викторинами и кроссвордами)/ Разумовская О.К., Козловский Е.Г.- М.:
Грамотей, 2005. - 144с.
10.Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и
праздники. – М.: Линка-Пресс, 2002. - 192с.
11.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Природоведение/ Т.И. Тарабарина, Е.И.
Соколова. – Ярославль: Академия развития,2000. - 240с.
12.Твоя первая энциклопедия: Жизнь леса. – М.: Махаон, 2005. - 127с.
13.Ушакова М.М. По страницам экологического календаря. - Н.Новгород:
Экоцентр «Дронт», 2005. - 52 с.
14.Ушакова М.М. Экологические сказки как средство воспитания
экологической этики. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. - 48 с.
15.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –
Ярославль: Академия развития, 2000. - 192с.
16.Шинкарук М. Животные/ М. Шинкарук, М. Аксѐнова, Д. Володухин и др.М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. - 232с.
17.Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных
мероприятий/Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 266с.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Акимушкин Н.И. Мир животных.- М.: Молодая гвардия, 1986.- 267с.
2. Биология: Научно-популярная энциклопедия. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2006.-560 с.
3. Большая энциклопедия «почемучек» / перевод с англ. Е.В. Комисарова. – М.:
ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.-200с.
24

4. Животные/ ред. Группа: М. Шинкарук, М. Аксѐнова, Д. Володухин и др.- М.:
Мир энциклопедий Аванта+, 2007. - 232с.
5. Никоноров А.М. Экология / А.М. Никоноров, А.М. Хоружая. - М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2000. - 289с.
6. Паркер С. Детская энциклопедия животных / перевод с англ. И.Н. Чаромской. –
М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006. - 96с.
7. Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей / Г.П. Шалаева, О.М.
Журавлева, О.Г. Сазонова. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо,
2006. - 160с.
8. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия/ил. А. Воробьѐва,
Ю.
Золотарѐвой, Ю. Школьник. - М.: Эксмо, 2007. - 256с.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».