Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от __30.08.2024__№_9_
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от ___30.08.2024___ № _109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Аранжировка цветов»
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: с 11 лет
Авторы-составители:
Корнилова Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории;
Соколова Надежда Павловна
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебный план
8
3.
Календарный учебный график
9
4.
Содержание рабочей программы обучения
10
5.
Содержание рабочей программы воспитания
14
6.
Методические материалы
18
7.
Оценочные материалы
22
8.
Организационно - педагогические условия реализации
24
программы
9.
Список литературы
25
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Аранжировка цветов» естественнонаучной направленности составлена с
учѐтом новых требований в обществе и в соответствии с Уставом учреждения и
нормативно-правовыми документами:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни - один из
основных путей активизации образного мышления. Самым действенным и
доступным способом воспитания в наших детях любознательности,
нестандартности, эмоциональности восприятия окружающего мира, любви к
красоте является их приобщение к природе. Животворный контакт с природой,
многообразием растений и еще не до конца истребленной красотой поможет
обучающимся более эмоционально, бережно относиться к окружающему миру.
Творчески работая с природным материалом, учащиеся обретают как бы
второе зрение: в каждом цветке, травинке учатся видеть неповторимую
красоту, образ. Природа одаривает творца неисчислимым количеством
растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми
оттенками, активной динамикой. Этот материал вызывает образные
ассоциации, активизируя творческий процесс.
3
Составление флористических композиций очень увлекательный и
кропотливый труд, эти занятия не только развивают творческие способности
ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики пальцев, что является
очень важной составляющей для полноценного развития детей. Практические
занятия требуют от ребенка ловких действий. В процессе систематического
труда приобретается уверенность, точность, развивается сенсомоторика.
Творческая работа приносит душевное равновесие, радость, свободу
самовыражения, позволяет детям фантазировать.
Особенность данной программы в том и состоит, что занятия в
объединении оказывают психотерапевтическое воздействие на душу
учащегося. Аранжировка позволяет детям соприкоснуться с прекрасным и
удивительным миром природных материалов, способствует успешному
развитию интеллектуальных и творческих способностей. Направленность
программы на взаимодействие разных видов деятельности дает ребенку
возможность получать более глубокие знания. Навыки и знания, полученные на
занятиях, способствуют общему развитию личности ребенка и помогают в
освоении программы среднего образования.
Данная программа рассчитана на учащихся с 11 лет. Программа
составлена на основе знаний возрастных, психолого–педагогических,
физических особенностей детей и их интересов. Период с 11 до 15 лет
характеризуется
становлением
избирательности,
целенаправленности
восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической
памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании
конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Данный этап
можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами
работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности
учащихся. В этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности,
поэтому важно сформировать устойчивый интерес к творчеству и традициям
своего народа.
В объединение принимаются все желающие по предварительному
собеседованию, обучение организуется с учетом поло возрастных особенностей
учащихся.
Программа является актуальной в связи с необходимостью создать
условия для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с
наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных
явлений окружающего мира. Занятия по программе «Аранжировка цветов»
помогают детям обогатить творческие стремления преобразовывать мир,
развивает
нестандартность
мышления,
свободу,
раскрепощенность,
индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Необходимо
4
формировать у детей познавательный интерес к природе и потребность к
общению с ней.
Педагогическая целесообразность программы «Аранжировка цветов» в
том, что реализация программы создает условия для раскрытия творчества
ребенка, его самореализации, способного к творческому труду в любом виде
деятельности.
Приоритетное направление деятельности – усиление социальнопедагогической и инновационной составляющей образования, направленной на
формирование способности личности адаптироваться в современных условиях.
Целью данной программы является формирование основ эстетического
мировоззрения, наблюдательности и мышления ребенка, через приобщение к
декоративно – прикладному искусству – флористике.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с видами прикладного творчества, основанного на
природном материале;
познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной
стилизации, фитодизайна;
познакомить с технологиями заготовки сырья, консервирования, сушки
растений, составления композиций;
научить детей практическим трудовым навыкам при работе с природным
материалом, бумагой, картоном, красками;
научить принципам изготовления флористической открытки;
научить составлять проект;
познакомить учащихся с объектами окружающей природы;
познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
Развивающие:
развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор,
эстетический вкус;
формировать
и
развивать
культуру
труда,
воображения,
наблюдательности, мышления, художественного вкуса, творческих
способностей;
развивать самостоятельное владение основными приѐмами и навыками
работы с природным и подручным материалом;
развивать индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
развивать сенсорные способности восприятия, чувство цвета, ритма,
формы, объема.
5
Воспитательные:
формировать у детей познавательный интерес и бережное отношение к
природе, потребности к общению с ней;
приобщать детей к системе традиционных российских ценностей;
формировать чувство патриотизма, уважение к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимное уважение, бережное отношение к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации через знакомство с народными промыслами;
формировать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, гражданскую позицию, способность к
труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной,
добровольческой (волонтерской) деятельности, культуру здорового и
безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
3)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ решения;
4)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
5)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
6)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
учащиеся должны знать:
- правила сбора, хранения и подготовки природного материала;
6
- основы цветоведения;
- направления флористики;
- виды цветочных композиций: букет, декоративное панно, венок, гирлянда,
декоративное дерево, пот-э-фле;
- принципы изготовления флористической открытки.
учащиеся должны уметь:
- создавать зимние композиции;
- составлять творческие проекты;
- изготавливать флористические композиции с бросовым материалом.;
- работать с природным материалом в технике аппликации;
- уметь изготавливать работы в технике декупаж.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) сформированость толерантного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
2)
сформированность основ бережного отношения к природе;
3)
сформированость навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
образовательной, общественно-полезной и других видах деятельности;
4) сформированость основ саморазвития и самовоспитания;
5) сформированость основ экологического мышления, приобретения опыта
природоохранной деятельности,
6) сформированость установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Текущий контроль осуществляется в конце изучения каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения
7
2. Учебный план
№ Разделы
п/п программы
1
Модуль 1.1
2
Модуль 1.2
Итого
Год обучения
1-й год
2-й год
108
108
216
216
8
Форма
промежуточной
аттестации
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Аранжировка цветов»
Год
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль
март
апрель
май
итого
обучения
1-й
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
2-й
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
4. Содержание рабочей программы
Рабочая программа первого года обучения
№
Содержание по темам
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
История
возникновения
искусства
флористики.
2
Классификация растений. Беседа о
красоте родного края. Изучение
особенностей растений. Техника сбора,
сушки и хранения флористического
материала.
Основные элементы, виды и формы
композиций. Массивный, линейный,
линейно-массивный, смешанный стили.
Основы цветоведения. Основы для
флористических композиций и панно.
Технология выполнения плоскостных
композиций Составление узора в
квадрате,
круге.
Флористическая
открытка. Натюрморт и пейзаж во
флористике.
Художественная обработка соломки
Аппликации из соломки.
Работа
с
бросовым
материалом.
Аппликации из яичной скорлупы,
ракушек.
Технология изготовления коллажа из
старых журналов. Рамки из журнальных
трубочек.
Декупаж.
Салфетная
техника.
Организация
выставки
работ.
Обсуждение результатов выставки.
Итого
3
4
5
6
7
8
9
Количество часов
Формы аттестации
/контроля
теория практика всего
Комплектование
6
групп – 3 часа
3
Наблюдение
4
5
9
Наличие
гербария,
конспекта
6
9
12
Анализ
работы
творческой
5
4
9
творческой
5
16
21
Анализ
работы
Анализ
работы
2
10
12
творческой
2
10
12
Анализ
работы
Анализ
работы
2
7
9
Анализ
работы
творческой
2
16
18
Анализ творческой
работы (ПА)
31
77
Комплектование
групп – 3 часа
готового
наличие
творческой
творческой
108
1. Тема «Вводное занятие. Техника безопасности. История возникновения
искусства флористики»
Комплектование групп
Теория. Вводное занятие. Техника безопасности. История возникновения
искусства флористики.
Текущий контроль: наблюдение.
2. Тема «Классификация растений. Беседа о красоте родного края.
Изучение особенностей растений. Техника сбора, сушки и хранения
флористического материала»
Теория. Изучение особенностей растений. Группы растений,
их
морфологическое строение, функции и произрастание. Техника сбора, сушки и
хранения флористического материала. Знакомство с оборудованием,
инструментами и материалами.
Практика. Сбор растений. Подготовка растений к сушке и хранению.
Текущий контроль: наличие готового гербария, наличие конспекта.
3. Тема «Основные элементы, виды и формы композиций. Массивный,
линейный, линейно-массивный, смешанный стили»
Теория. Закон перспективы при составлении эскиза к работе. Центр
композиции, элементы композиции, главное и второстепенное. Золотое сечение
Категории композиции (органичность и целесообразность формы,
пропорциональность, масштабность, симметрия, цвет и цветовые сочетания,
контраст). Массивный, линейный, линейно-массивный, смешанный стили.
Практика. Изготовление эскиза по правилам золотого сечения. Изготовление
аппликации в разных стилях.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
4. Тема «Основы для флористических композиций и панно. Основы
цветоведения»
Теория. Основы для флористических композиций и панно. Гармоничные
цветовые сочетания.
Практика. Изготовление цветовой звезды и таблицы цветовой гаммы одного
цвета.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
5. Тема «Технология выполнения плоскостных композиций Составление
узора в квадрате, круге. Флористическая открытка. Натюрморт и пейзаж
во флористике»
Теория. История появления открытки. Виды, формы. Технология составления
плоскостной композиции из засушенных цветов и листьев на открытке.
Понятие декоративного панно. Понятие «натюрморт». Технология
изготовления вазы из листьев для натюрморта. Принципы композиционного
построения пейзажа. Понятие перспективы.
Практика. Составление узора в квадрате. Составление узора в круге.
Изготовление рукотворной открытки из флористического материала.
Изготовление вазы из листьев и пейзажа из целых листьев.
Текущий контроль: Анализ творческой работы
6. Тема «Художественная обработка соломки Аппликации из соломки»
Теория. Из истории развития искусства соломки; инструменты и
приспособления.
Практика. Отработка навыков работы с ножницами; выполнение образца
11
плоскостной аппликации Выполнение образцов: геометрические формы,
растительные формы, животные формы. Плоскостная сюжетная аппликация из
соломы.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
7.
Тема «Работа с бросовым материалом. Аппликации из яичной
скорлупы, ракушек»
Теория. Ознакомление с проблемой загрязнения нашей планеты. Свойства
скорлупы, еѐ обработка, приемы работы со скорлупой, техника безопасности
при работе со скорлупой.
Практика. Изготовление аппликации из яичной скорлупы. Изготовление
коллажа «Подводный мир».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
8.
Тема «Технология изготовления коллажа из старых журналов. Рамки
из журнальных трубочек»
Теория. История развития мозаики. Цветопередача и живописные возможности
мозаики.
Практика. Изготовление коллажа из страниц журнала и рамки из журнальных
трубочек.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
9. Тема «Декупаж. Салфетная техника»
Теория. Знакомство с техникой декупаж. Материалы. Техника выполнения
аппликации Практика. Декорирование цветочного горшка, вазы, рамки.
Текущий контроль: анализ творческой работы (ПА).
Рабочая программа второго года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Теория
Практика
Всего
Подготовка
природных
материалов
Символика растений
6
6
12
Формы аттестации
/контроля
Наличие готового гербария
4
8
12
Анализ творческой работы
Технология
выполнения
полуобъѐмных композиций
Зимние композиции
6
6
12
Анализ творческой работы
4
8
12
Анализ творческой работы
Искусство
оформления
работ
Декоративная соломка
2
4
6
Анализ творческой работы
5
13
18
Анализ творческой работы
Виды
произведений
6
15
21
Анализ творческой работы
цветочных
12
8
Составление творческого
проекта. Самостоятельное
изготовление композиции с
использованием
разнообразных техник.
Итого
2
13
15
35
73
108
Защита проекта (ПА)
1. Тема «Подготовка природных материалов»
Теория. Техника безопасности. Особенности и время сбора растений.
Особенности засушивания растений. Хранение растений. Высушивание на
воздухе. Прессование. Обработка влагопоглощающими материалами.
Практика. Сбор растительного материала. Плоская сушка растений. Объемная
сушка; консервация частей растений.
Текущий контроль: наличие готового гербария.
2. Тема «Символика растений»
Теория. Символика растений и аксессуаров Ознакомление с орнаментами
разных национальностей. Орнаменты и их применение в работах.
Практика. Волшебный орнамент. Выполнение орнамента в полосе.
Использование орнаментальных мотивов в построении композиции из
засушенных растений.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
3. Тема «Технология выполнения полуобъѐмных композиций»
Теория. Формы растительного материала Различные формы растительного
материала: контурный, маскировочный, фокусировочный, материал –
наполнитель. Особенности расположения данных материалов в цветочных
композициях. Применение засушенных листьев, соцветий, плодов, семян
поперечных срезов лимона, апельсина.
Практика. Техника крепления полуобъѐмных материалов Изготовление
настенной композиции из сухоцветов. Фон. Подбор материала.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
4. Тема «Зимние композиции»
Теория. Создание флористических пейзажей по зимним сюжетам. Изображение
неба, воды, снега, деревьев. Цветовая гамма композиции.
Практика. Создание флористических пейзажей по зимним сюжетам. Создание
объемных вегетативных композиций по зимним сюжетам.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
5. Тема «Искусство оформления работ»
Теория. Роль фона в панно.
13
Практика. Изготовление рамок для декоративных панно из природного
материала.
Текущий контроль: Анализ творческой работы
6. Тема «Декоративная соломка»
Теория. Техника тональной обработки соломки. Цветоведение Технология
изготовления полуобъемных панно. Техника изготовления рамок. Основы
составления композиции. Орнамент. Аппликации геометрического и
растительного орнамента.
Практика. Изготовление рамок, орнаментов и полуобъемных композиций из
соломки.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
7. Тема «Виды цветочных произведений»
Теория. Знакомство с видами цветочных произведений: букет, декоративное
панно, венок, гирлянда, декоративное дерево, пот–э-флер. История создания
букета. Букеты разных стран. Цветы в древнем мире, в средние века.
Французский, английский, американский букеты. Рассада-принцип ее
выращивания.
Практика. Изготовление венка и гирлянды и декоративного дерева из
природного материала. Посев рассады цветов для клумбы.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
8. Тема «Составление творческого проекта. Самостоятельное изготовление
композиции с использованием разнообразных техник»
Теория. Разработка и оформление творческого проекта.
Практика. Разработка и оформление творческого проекта Изготовление
композиции с использованием разнообразных техник Оформление итоговой
выставки «Природная мастерская».
Текущий контроль: защита проекта (ПА).
5. Содержание рабочей программы воспитания
5.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
14
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- экологическая культура, понимание влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной
ответственности за действия в природной среде, неприятия действий,
приносящих вред природе, бережливость в использовании природных
ресурсов;
- познавательные интересы в разных областях знания, представления о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки
и техники;
- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;
- восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- опыт социально значимой деятельности.
5.2 Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе
15
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
5.3 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными
интересами
и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
5.4 Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы первого года обучения
№
п/п
1.
2.
Мероприятие
Разнообразие окраски в мире
природы
Участие в мероприятиях ко Дню
16
Срок
проведения
сентябрь
ноябрь
Результат
Наблюдение
Изготовление сувенира
3.
4.
5.
6.
матери
Городская творческая выставка
«Осенний
калейдоскоп».
Знакомство с растительным миром
нашей области
Городская творческая выставка
«Чародейка зима»
Поздравительный этикет
Проблема
планеты
загрязнения
нашей
сентябрь ноябрь
Сертификат участника
ноябрь – январь
Сертификат участника
февраль - март
Анализ
творческой
работы.
Изготовление листовки
май
Календарный план воспитательной работы второго года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
Мероприятие
Народные и культурные традиции
разных стран в декоративноприкладном творчестве
Городская творческая выставка
«Осенний
калейдоскоп».
Знакомство с растительным миром
нашей области
Новогодние обычаи разных стран
5.
Городская творческая выставка
«Осенний
калейдоскоп».
Знакомство с растительным миром
нашей области
Новогодние обычаи разных стран
6.
Цветы в жизни, природе и искусстве
7.
Городская творческая
«Весенние фантазии»
4.
выставка
17
Срок
проведения
сентябрь
Результат
Наблюдение
сентябрь ноябрь
Сертификат участника
ноябрь – январь
Анализ творческой
работы.
Сертификат участника
сентябрь ноябрь
ноябрь –
декабрь
март
апрель-май
Анализ творческой
работы.
Наблюдение
Сертификат участника
6. Методические материалы
1 год обучения
Тема
1.
Вводное
занятие. Техника
безопасности.
История
возникновения
искусства
флористики.
2.
Беседа
о
красоте родного
края.
Изучение
особенностей
растений.
Техника
сбора,
сушки и хранения
флористического
материала.
3.
Основные
элементы, виды и
формы
композиций.
Массивный,
линейный,
линейномассивный,
смешанный
стили.
4.
Основы
цветоведения.
Основы
для
флористических
Форма занятий
Приемы, методы
Учебное занятие
Рассказ,
игра.
Дидактический материал
беседа, Мультимедийная
«Флористика»
Техническое
Форма подведения
обеспечение
итогов
презентация Мультимедийн Наблюдение
ое
оборудование.
Прогулка. Учебное Рассказ,
беседа, Иллюстрации,
схемы, Мультимедийн Наличие готового
занятие
практическая работа. материалы для игры, образцы ое
гербария, наличие
работ, живые объекты, свежие оборудование. конспекта
листья.
Гербарий.
Мультимедийная презентация.
Учебное занятие. Рассказ,
беседа, Наглядные
материалы
и Мультимедийн Анализ творческой
Практическая
показ иллюстраций. образцы готовых
работ. ое
работы
работа.
Практическая
Мультимедийная презентация.
оборудование.
работа.
Учебное занятие. Рассказ,
беседа,
Практическая
наблюдение, показ
работа.
иллюстраций.
Практическая
Цветовой
круг
Оствальда, Мультимедийн Анализ творческой
схемы цветовых сочетаний, ое
работы
цветовая палитра, фотографии оборудование
Наглядные
материалы
и
композиций
и
панно.
5.
Технология
выполнения
плоскостных
композиций
Составление
узора в квадрате,
круге.
Флористическая
открытка.
Натюрморт
и
пейзаж
во
флористике.
6.
Художественная
обработка
соломки
Аппликации
из
соломки.
7.
Работа
с
бросовым
материалом.
Аппликации
из
яичной скорлупы,
ракушек.
работа.
образцы готовых работ. Живые
объекты.
Учебное занятие. Рассказ,
беседа, Иллюстративный материал и
Практическая
наглядные методы, образцы готовых композиций,
работа.
показ иллюстраций. фотографии.
Схемы.
Презентация «Флористическая
открытка»,
«Пейзаж
во
флористике»
Мультимедийн Анализ творческой
ое
работы
оборудование.
Магнитофон.
Учебное занятие
Практическая
работа
Беседа,
рассказ, Образцы изделий мастеров и Мультимедийн Анализ творческой
работа
с умельцев; наглядные пособия; ое
работы
литературой, показ литература.
оборудование
иллюстраций.
Практическая работа
Учебное занятие
Практическая
работа
Беседа,
рассказ, Иллюстративный материал и
Анализ творческой
показ иллюстраций. образцы готовых композиций,
работы
Практическая работа фотографии.
Природный,
растительный
материал:
(листья, цветы, кора, кожа, мех,
пух тополя, песок, ракушки,
камушки).
Беседа
Рассказ, Иллюстративный
материал: Мультимедийн Анализ творческой
Работа
с фотографии,
открытки, ое
работы
литературой.
книжные иллюстрации.
оборудование
Мультимедийная презентация
« В дело, а не на свалку»
8.
Технология Учебное занятие
изготовления
Практическая
коллажа
из работа
старых журналов.
Рамки
из
журнальных
трубочек.
19
9.
Декупаж. Учебное занятие
Салфетная
Практическая
техника.
работа
10. Организация Выставка.
выставки работ.
Обсуждение
результатов
выставки.
Беседа
Рассказ,
Иллюстративные
методы,
практическая работа
Беседа, рассказ
Иллюстративный материал и
образцы готовых композиций,
фотографии. Образцы изделий,
салфетки
Фотографии, образцы работ,
видеофильмы.
Мультимедийн Анализ творческой
ое
работы
оборудование
Мультимедийн Анализ творческой
ое
работы
оборудование
2 год обучения
Тема
Форма занятий
1.
Подготовка Экскурсия.
природных
Практическая
материалов
работа
2.
Символика Учебное занятие
растений
3.
Технология Учебное занятие
выполнения
полуобъѐмных
композиций
4.
Зимние Учебное занятие.
композиции.
Практическая
работа
Приемы, методы
Дидактический материал
Беседа, рассказ,
Наглядные методы
Иллюстративный материал,
гербарий, литература.
Инструменты:
секатор,
ножницы, бечевка, картон,
бумага.
Рассказ, беседа, показ Иллюстративный материал.
иллюстраций.
Натуральные объекты и их
Практическая работа.
муляжи. Материалы для
проведения игр. Образцы
готовых
работ.
Таблица
«Орнамент»
Рассказ, беседа, показ Иллюстративный материал.
иллюстраций.
Образцы готовых работ.
Практическая работа.
Мультимедийная
презентация.
Беседа,
рассказ, Иллюстративный материал и
Наглядные методы.
образцы
готовых
Практическая работа
композиций,
литература,
20
Техническое
обеспечение
Мультимедийно
е оборудование
Форма
подведения
итогов
Наличие готового
гербария.
Мультимедийно
е оборудование
Анализ
творческой
работы
Мультимедийно
е оборудование
Анализ
творческой
работы
Мультимедийно
е оборудование
Анализ
творческой
работы
фотоматериалы.
Мультимедийная
презентация «Картины из
цветов: панно, натюрморт,
открытка».
Рассказ, беседа, показ Иллюстративный материал.
Мультимедийно
иллюстраций.
Образцы готовых работ.
е оборудование
Практическая работа.
Анализ
творческой
работы
6. Декоративная Учебное занятие.
соломка
Рассказ,
беседа, Наглядные материалы
наглядные методы.
образцы готовых работ.
Практическая работа.
Анализ
творческой
работы
7.
Виды
цветочных
произведений
Рассада-принцип
ее выращивания.
8.
Составление
творческого
проекта.
Самостоятельное
изготовление
композиции
с
использованием
разнообразных
техник.
Учебное занятие.
Практическая
работа
Беседа,
рассказ, Работа
с
литературой, Компьютер,
Анализ
иллюстративные
фотоматериалы.
интерактивная
творческой
методы.
Иллюстративный материал.
доска. Ящики, работы
грунт, семена.
Учебное занятие
Рассказ,
беседа, Структура
творческого Мультимедийно
наблюдение,
показ проекта. Образцы творческих е оборудование
иллюстраций.
проектов.
Практическая работа.
5.
Искусство Учебное занятие
оформления
работ
21
и Мультимедийно
е оборудование
Защита проекта.
7. Оценочные материалы
Формы текущего контроля по программе:
Форма
контроля
Наблюдение
Наличие
готового
гербария
Наличие
конспектов
Анализ
творческой
работы
Критерий оценки
Система оценки
Критерии оценки:
- включенность, внимательность;
- активность;
- ведение конспектов по изученной теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
- аккуратность;
- информативность материала;
- наличие разнообразия видов растений;
- сохранность растительного материала;
- использование технологии засушивания цветов
(бутонов).
Максимальное количество баллов за каждый
критерий – 2 балла:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
Максимальная сумма баллов – 10 баллов.
- соответствие материала изученной теме;
- наличие основных определений и терминов;
- наличие чертежей и рисунков по изученной
теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
- техника выполнения работы, качество
оформления;
- композиция;
- оригинальность;
- полнота демонстрации природных средств,
материала.
- оригинальность художественного замысла;
- художественный эффект от использования в
работе бросового материала;
- оригинальность технологии;
- качество выполнения работы.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
до 2 баллов - низкий
уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний
уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший
уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий
уровень (100%).
до 3 низкий уровень (< 39
%);
4 – 5 средний уровень
(40%-59%);
6 – 7 хороший уровень
(60%-79%);
8 – 10 высокий уровень
(80%-100%).
Оценка:
до 2 низкий уровень (< 39
%);
2 - 3 средний уровень
(45%-59%);
4 -5 хороший уровень
(70%-90%);
6
высокий
уровень
(100%).
Оценка:
до 5 низкий уровень (< 39
%);
6 – 9 средний уровень
(40%-59%);
10 – 13 хороший уровень
(60%-79%);
14 – 16 высокий уровень
(80%-100%).
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 16 баллов.
Формы промежуточной аттестации по программе:
Анализ
творческой
работы
Защита
творческого
проекта
- творческий подход в выполнении работ;
- полнота демонстрации природных средств,
материала;
- композиция.
- оригинальность художественного замысла;
- оригинальность технологии;
- качество выполнения работы.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов:
- 0 балл – критерий не отражается;
- 1 балл – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью
соответствуют критериям.
Максимальная сумма баллов – 18 баллов.
1. определение
потребности
и
краткая
формулировка задачи;
2. выработка различных идей;
3. использование в качестве основы самые
удачные
эскизы
и
их
детальная
проработка;
4. степень самостоятельности в разработке;
5. эстетичность наглядных элементов (рисунки,
чертежи, фото, графики, схемы).
6. технология изготовления, испытание и оценка
проекта.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов.
- 0 баллов – представленные материалы
полностью не соответствуют критериям;
- 1 балл – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью
соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов.
Максимальная сумма баллов – 18 баллов.
23
Оценка:
до 7 низкий уровень (< 39
%);
7 – 10 средний уровень
(40%-59%);
11 – 14 хороший уровень
(60%-79%);
15 – 18 высокий уровень
(80%-100%).
до 7 низкий уровень (< 39
%);
7 – 10 средний уровень
(40%-59%);
11 – 14 хороший уровень
(60%-79%);
15 – 18 высокий уровень
(80%-100%).
8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Срок реализации – 2 года.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий – 3 часа.
1 год обучения - 108 часа, 2 год обучения – 108 часа, всего 216 учебных
часов.
Форма обучения – очная.
В основу занятий положена технология выполнения творческих проектов.
Используется групповая, парная и индивидуальная формы обучения, экскурсии.
Методы: беседа, объяснение, лекции, демонстрация видеофильмов,
презентаций, иллюстраций, практическая работа.
Формы и методы, используемые на занятии, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки,
навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность,
творческие навыки) определяется методом наблюдения 2 раза в год и
фиксируется в карте развития личностных качеств учащихся объединения.
Материально- техническое обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы;
оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы,
постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
чистота, освещенность, проветриваемость помещения;
стенды с наглядным материалом;
стеклянные витрины с образцами работ учащихся;
выставочный зал;
компьютер, мультимедийное оборудование, растительный материал: сухой и
искусственный, сосуды и подставки, крепеж для растительного материала,
различные аксессуары, ножницы, клей, краски, кисточки, рамки, клеевые
пистолеты.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
24
9. Список литературы
Литература для педагога:
1. Изобразительное искусство 5-9 классы./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.
Колякина В.И., Неретина Л.В., Поровская Г.А.- М.: Просвещение, 2005.
2. Рошаль И.В. Азбука цветов: Сборник. – Санкт-Петербург: Кристалл, Терция,
1998.
3. Сухие цветы: сто идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
4. Стецюк В.Г. Картины из цветов. – М.: Культура и традиции, 1999.
5. Усова Н.Т. Лепестки. Тайны цветов.- Калуга: «Золотая аллея», 1995.
6. Чурина Л.С. Поделки из бумаги.- М.: АСТ Полиграфиздат, 2011.
7. Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы:
аранжировка, ассортимент, техника.- М.: ЗАО «Фитон+», 2002.
Литература для учащихся:
1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев.- М.:
Эксмо, 2006.
2. Золотая книга женского рукоделия/ С.А. Хворостухина.- М.: Вече, 2003.
3. Зубков Р.В. Картины из цветов и листьев.- М.: «Культура и традиции», 2005.
4. Полунина В.Н. Составление композиций и орнамента/ В.Н.Полунина,
А.А.Капитонова - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5. Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков. – М.: Сталкер, 2010.
6. Перевертень Г.И. Поделки из ракушек. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер,
2005.
Литература для родителей:
1.
Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.:Культура и
традиции – 2002. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов 2004.
2.
Евстратова Л. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев,
раковин. - М.: Культура и традиции, 2007.
3.
Малиновцева Т. А. «Букеты из конфет», издание для досуга, серия хобби
Клуб. - М: издательство «Аст - пресс книга», 2015г.
4.
Сергиенко Ю. Цветочные композиции: карманный справочник цветовода.
– Москва: издательство «Эксмо», 2005г.
5.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль,
2015.
6.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2013.
7.
Хворостухина С. А. «Оригинальные поделки для дома». – М.: «Мир
книги», 2009, 200с
8.
Хессайон Д.Г. «Все о букетах и дизайне интерьеров. Искусство
флористики,
составление
композиций
из
цветов».
Москва:
издательство«АСТ», 2014г.
25