Путешественники

Администрация города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_

Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Путешественники»
Возраст учащихся: с 7 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: базовый

Автор-составитель:
Умняшкина София Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Дзержинск
2024

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Список литературы

3
6
7
8
12
14
19
20
21

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Путешественники» (далее - программа) направлена на расширение географического,
культурологического и исторического кругозора учащихся, знакомство с профессиями
в области туристического и экскурсоводческого дела и имеет социальногуманитарную направленность. Обучаясь по программе, учащиеся приобретут
знания основных культурных и природных достопримечательностях России и родного
края, а также навыки, необходимые для путешественников, научатся составлять
туристические маршруты, проводить экскурсии.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 <Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам> (вместе с
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) <Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р> (вместе с
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»).
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи> (вместе с «Санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания> (вместе с «Санитарные правила
и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»).
Актуальность программы «Путешественники» обусловлена тем, что вопросы
патриотического воспитания детей в последнее время находится в центре особого
внимания государства и общества, а занятие краеведением становится важным
педагогическим средством формирования любви к Родине и чувства гражданской
идентичности подрастающего поколения.
3

Педагогическая целесообразность программы в том, что изучение истории,
природного разнообразия, географии родной страны и малой родины способствует
развитию личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального и духовного
развития.
Отличительная
особенность
программы
состоит
в
изучении
достопримечательностей, культурных и природных объектов родного города проходит
в естественных условиях во время походов и экскурсий, а также в проведении
виртуальных экскурсий и привлечении детей к разработке собственных маршрутов,
что помогает не только закрепить полученные теоретические знания, но и
поддерживает интерес к изучаемой теме.
Новизна программы заключается в том, что учащимся предлагается практическое
участие в созидательной деятельности краеведческого характера, разработке
творческих проектов.
Срок реализации образовательной программы - 2 года, 74 учебных часа в год,
всего 148 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 7 до 11 лет.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, но
умение учиться у детей только формируется, внимание преобладает непроизвольное и
неустойчивое, поэтому в ходе занятий педагог использует игровые и практические
приемы, наглядный материал, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес и
внимание учащихся. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для
оформления мотивации достижения успехов, поэтому педагог предлагает детям
развивающие, но посильные задания, создает ситуации успеха для каждого ребенка
путем анализа выполненных заданий и выявления достижений каждого ребенка. В
процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Поэтому программа предполагает
групповую и командную работу, где дети будут учиться взаимодействовать, отстаивать
и презентовать собственную точку зрения, находить компромиссы. Также
индивидуальные задания и творческая проектная деятельность позволит учащимся
реализовать возрастающую самостоятельность, почувствовать удовлетворение от
самореализации.
Принимаются в объединение все желающие, проявившие интерес к изучению
программы, а также не имеющие медицинских противопоказаний по здоровью для
осуществления экскурсионно-туристической деятельности, которая может быть
связана с физической активностью.
Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Форма обучения: очная.
Занятия проводятся в основном в групповой форме, но также может
использоваться индивидуальная форма или работа с мини-группами при разработке
творческих проектов. Формами проведения занятий являются: учебное занятие,
практическое занятие, экскурсия.
4

Уровень программы: ознакомительный.
Цель программы: развитие общей культуры личности учащихся через
ознакомление с культурными и природными достопримечательностями страны и
родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить с основами туристической деятельности, краеведения.
2. Сформировать знания о туристическом богатстве и многообразии, об основных
достопримечательностях, значимых природных и культурных объектах, флоре и фауне
России и родного края.
3. Обучить правилам безопасного нахождения в природной и городской среде во
время походов, экспедиций, экскурсий.
Развивающие:
1. Сформировать представление о туристско-экскурсионной деятельности.
2. Способствовать развитию навыков безопасного нахождения в природной и
городской среде во время походов, экспедиций, экскурсий.
3. Стимулировать познавательную активность учащихся посредством изучения
природных и культурных особенностей страны и родного края, а также включения их в
различные виды деятельности.
4. Развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной
деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению туристического потенциала и природы
страны, области, родного города.
2. Воспитывать патриотизм посредством краеведческой деятельности.
3. Формировать у учащихся трудолюбие и базовые трудовые навыки, чувства
причастности и уважения к результатам труда.
Результаты реализации программы:
1. Учащиеся познакомятся с основами туристической деятельности,
краеведения.
2. У учащихся будут сформированы знания о туристическом богатстве и
многообразии, об основных достопримечательностях, значимых природных и
культурных объектах, флоре и фауне страны и родного края.
3. У детей будут сформированы знания и умения безопасного нахождения в
природной и городской среде во время походов, экспедиций, экскурсий.
4. У учащихся повысится общий уровень информационной культуры, культуры
труда и отдыха, интерес к изучению родного края.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения. Результаты текущего
5

контроля анализируются по следующим уровням:
- высокий уровень;
- хороший уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.

2.Учебный план
№

Разделы

п/п

программ

Год обучения
1-й год
2-й год

ы
1

Модуль 1

2

Модуль 2
Итого:

Формы текущего
контроля/
промежуточной
аттестации
Викторина

74
74

Игра

148

6

3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Путешественники»

год обучения

Сентябрь

октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

февраль

Март

апрель

май

итого

1

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

2

8

8

8

8

6

8

8

8

8

72

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным учебным
графиком МБУ ДО ЭБЦ.

4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№

Разделы программы

1.

Основы туристскокраеведческой деятельности

Теория

Практика

6
14
Комплектование
групп – 2 часа
2
6

1.1

Основы туристскокраеведческой деятельности

1.2

Виды туризма

2

1.3

Природный потенциал России

2.

Всего

Формы
аттестации
/ контроля

22
8

Игра

4

6

Игра

2

4

6

Викторина

10

20

30

2

4

6

Викторина

2

4

6

Викторина

2.3

Туристический потенциал
России
Путешествие в столицу нашей
Родины
Путешествие по Золотому
кольцу
Путешествие в Сибирь

2

4

6

Игра

2.4
2.5

Путешествие на Юг
Путешествие на Урал

2
2

4
4

6
6

Викторина
Игра

3.

Родной край

6

14

22

3.1

Путешествие по
Нижегородской области
Природные
достопримечательности
города и области
Путешествие по родному
городу

2

4

6

Викторина

2

4

6

Игра

2

6

8

Викторина
(ПА)

2.1
2.2

3.2

3.3

Итого

22
48
Комплектование
групп – 2 часа

72

Комплектование групп – 2 часа.
Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности (22 часа)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (8 часов)
Теория: Основные понятия в туризме: «туризм»; «турист»; «экскурсовод»; «музей».
Практика: практическая работа Интересные музеи мира
Текущий контроль: игра «Посвящение в туристы».
8

Практика: игра «Юные картографы».
Тема 1.2. Виды туризма (6 часов)
Теория: Виды туризма: культурный, спортивный, экологический.
Практика: практическая работа «Туристический транспорт».
Текущий контроль: игра «Новые Робинзоны».
1.3. Природный потенциал России (6 часов)
Теория: Флора и Фауна России
Практика: игра «Лесная опушка».
Текущий контроль: викторина «Туристическая кругосветка».
Раздел 2 Туристический потенциал России (30 часов)
Тема 2.1. «Путешествие в Столицу нашей Родины» (6 часов)
Теория: Путешествие в Столицу нашей Родины.
Практика: практическая работа «Достопримечательности Москвы».
Текущий контроль: викторина «Прогулка по Москве».
Тема 2.2. Путешествие по Золотому кольцу России (6 часов)
Теория: Путешествие по Золотому кольцу России.
Практика: практическая работа «Ремесла России».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Золотому кольцу России».
Тема 2.3. Путешествие в Сибирь (6 часов)
Теория: Путешествие в Сибирь.
Практика: практическая работа «Северная экспедиция».
Текущий контроль: игра «Человека в Антарктиде».
Тема 2.4. Путешествие на Юг России (6 часов)
Теория: Путешествие на Юг России.
Практика: Практическая работа «Моря России».
Текущий контроль: викторина «Путешествие на Юг России».
Тема 2.5. Путешествие на Урал (6 часов)
Теория: Путешествие на Урал.
Практика: практическая работа «Горы России».
Текущий контроль: игра «Покорение вершин».
Раздел 3. Родной край (22 часа)
Тема 3.1. Путешествие по Нижегородской области (6 часов)
Теория: История Нижегородской области.
Практика: практическая работа «Достопримечательности Нижегородской области».
Текущий контроль: викторина «прогулка по Нижнему Новгороду».
Тема 3.2. Природные достопримечательности города и области (6 часов)
Теория: ООПТ нашей области и города.
Практика: экскурсия «Дендрарий – жемчужина нашего города».
Текущий контроль: игра «По родным просторам».
Тема 3.3. Путешествие по родному городу (10 часов)
9

Теория: История родного края.
Практика: практическая работа «Мой любимый город».
Текущий контроль: игра «Из настоящего в прошлое».
Промежуточная аттестация: викторина «Большое путешествие».
Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
Разделы программы

Формы
аттестации/
контроля

Теория

Практика

Всего

6

14

20

2

6

8

Игра

1.2

Основы туристско-краеведческой
деятельности
Мир Флоры

2

4

6

Игра

1.3

Мир Фауны

2

4

6

Игра

2.

10

20

30

2.1

Туристический потенциал
России
Путешествие в Санкт-Петербург

2

4

6

Викторина

2.2

Путешествие в Карелию

2

4

6

Викторина

2.3

Жизнь и быт народов Севера

2

4

6

Игра

2.4

Казань – третья столица России

2

4

6

Викторина

2.5

Кавказ

2

4

6

Игра

3.

Родной край

6

16

22

3.1

Загадки Нижегородской области

2

4

6

Викторина

3.2

Краеведение

2

4

6

Игра

3.3

Флора и Фауна Дзержинска

2

8

10

Игра (ПА)

20

52

72

1.
1.1

Итого

Основы туристскокраеведческой деятельности

Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности (20 часов)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (8 часов)
Теория: Тропою следопытов.
Практика: практическая работа «Лесные тропинки», практическая
«Запутанная история». Учимся вязать узлы.
Текущий контроль: игра «Стань отважным следопытом».

работа

10

Тема 1.2. Мир флоры (6 часов)
Теория: растения Красной книги России.
Практика: практическая работа «Собери корзинку».
Текущий контроль: игра «Компот».
1.3. Мир фауны (6 часов)
Теория: животные Красной книги России.
Практика: практическая работа «Сохрани вымирающих животных».
Текущий контроль: игра «Звериное царство».
Раздел 2. Туристический потенциал России (30 часов)
Тема 2.1. Путешествие в Санкт-Петербург (6 часов)
Теория: путешествие в Санкт-Петербург.
Практика: практическая работа «Достопримечательности Санкт-Петербурга»
Текущий контроль: викторина «Прогулка по Питеру».
Тема 2.2. Путешествие в Карелию (6 часов)
Теория: Путешествие в Карелию.
Практика: практическая работа «Карельские леса».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Карелии».
Тема 2.3. Жизнь и быт народов Севера (6 часов)
Теория: жизнь и быт народов севера.
Практика: практическая работа «Юрта».
Текущий контроль: Игра «Народы Севера».
Тема 2.4. Казань – третья столица России (6 часов)
Теория: Казань – третья столица России.
Практика: практическая работа «Достопримечательности Казани».
Текущий контроль: викторина «Чак-Чак».
Тема 2.5. Кавказ (6 часов)
Теория: путешествие на Кавказ.
Практика: практическая работа «Удивительные виды Кавказа».
Текущий контроль: игра «Горы и человек».
Раздел 3. Родной край (22 часа)
Тема 3.1. Загадки Нижегородской области (6 часов)
Теория: известные люди Нижегородского края.
Практика: практическая работа «Кулибины».
Текущий контроль: викторина «загадки Нижегородской области».
Тема 3.2. Краеведение (6 часов)
Теория: город Дзержинск как туристический.
Практика: практическая работа «Мой любимый город».
Текущий контроль: игра «Юные краеведы».
Тема 3.3. Флора и Фауна Дзержинска (10 часов)
Теория: флора и фауна Дзержинска
Практика: практическая работа «правила поведения в природной зоне»
Текущий контроль: игра «Экологи».
Промежуточная аттестация: игра «Великие путешественники».

11

5.Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, традиций через информирование детей, организацию общения между ними
на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в ходе занятий
и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой
дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам, проявлений экстремизма;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в
сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной
безопасности, в том числе в информационной среде;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям,
природным и социальным условиям;
- экологической культуры, понимания личной ответственности за действия в
природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в
использовании природных ресурсов.
- деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию
народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам,
памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам,
защите их прав на сохранение российской культурной идентичности.
12

2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному
выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации в ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля, самоконтроля и
самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному
материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их
индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами
(целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять
заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных событий
и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых
результатов воспитания детей.
4. Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп Сентябрь Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат участника, отчет
по наблюдениям
3
Беседа/викторина ко Всемирному
7 апреля
Фотоматериалы
дню здоровья
4
Викторина ко «День рождение
Март
Участие группы
родной Дзержинск»
5
Экскурсия на площадь Героев
Май
Фотоматериалы
6
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
Май
Фотоматериалы
выпускных групп)
13

6. Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№

Раздел программы

Форма занятий

Приемы и методы

1.1

Основы туристско- Учебное
занятие, Рассказ, «мозговой штурм» по
краеведческой
практическое
выработке правил работы в
деятельности
занятие
группе, игры на знакомство и
сплочение группы, работа в
группах,
просмотр
видеороликов с последующим
обсуждением, практическая
работа с картами, компасом
Виды туризма
Учебное
занятие, Рассказ,
беседа,
практическое
самостоятельная и групповая
занятие
работа,
просмотр
видеороликов с последующим
обсуждением,
выполнение
заданий
интеллектуальной
игры, творческая деятельность
Природный
Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
потенциал России
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма
подведения
итогов

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), компас

Игра

«Виды
туризма»; Канцелярские
«туристический принадлежности,
игра
«Новые мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), материалы для
игры
Видеоролики «дикие животные», «О Канцелярские
растениях»; презентация «Флора и принадлежности,
Фауна России»; викторина
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), материалы для
игры и викторины

Игра

Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности

1.2

1.3

Карта мир, географические карты,
глобус, ролик «Зачем нужны карты
и
планы»,
видеоурок
«Ориентирование на местности»,
ролик «Стороны горизонта»

Презентация
мастер-класс
транспорт»;
Ромбинзоны»

Викторина

Раздел 2. Туристический потенциал России
2.1

Путешествие в две
столицы нашей
Родины

Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр Видеоролик «Код Петербурга», Канцелярские
практическое
видеороликов с последующим «Столица – Москва»; презентация принадлежности,
занятие
обсуждением,
мультимедийное
«Две столицы»;

Викторина

14

2.2

Путешествие
по Учебное
занятие,
Золотому кольцу
практическое
занятие

2.3

Путешествие
Сибирь

2.4

Путешествие на Юг Учебное
занятие,
России
практическое
занятие

2.5

Путешествие
Урал

в Учебное
занятие,
практическое
занятие

на Учебное
занятие,
практическое
занятие

самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа,
Рассказ, беседа, просмотр
видеороликов с последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа
Рассказ, беседа, просмотр
видеороликов с последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа
Рассказ, беседа, просмотр
видеороликов с последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа
Рассказ, беседа, просмотр
видеороликов с последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа

Презентация
«Золотое
кольцо
России»;
видеоролик
«Золотое
кольцо
России»;
практическая
работа «Золотое кольцо России»
Презентация «Холодные край»;
видеоролик «Сибирь»; материал для
пратикума

Презентация
«Теплый
край»;
видеоролик
«Черное
море»;
материал
для
практикума
и
викторина
Презентация
«Теплый
край»;
видеоролик
«Черное
море»;
материал
для
практикума
и
викторина

оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)

Викторина

Игра

Викторина

Игра

Раздел 3. Родной край
3.1

Путешествие
Нижегородской
области

по Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа

Видеоролик «интересные места
Нижнего Новгорода», презентация
«Удивительная
Нижегородская
область», презентация «Интересные
места Нижегородской области»,

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), карта

Викторина

15

3.2

Природные
Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр Презентация «ООПТ города и
достопримечательно практическое
видеороликов с последующим области», ролик «Дзержинск – мой
сти
города
и занятие
обсуждением, экскурсия
любимый город»,
области

3.3

Путешествие
по Учебное
занятие, Рассказ,
беседа, Презентация «Любимый город –
родному городу
практическое
самостоятельная
работа, Дзержинск» ; материалы для игры и
занятие
творческая и практическая викторины
работа

Нижегородской области
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)

Квест

Игра
Викторина
(ПА)

Методические материалы второго года обучения
№

Раздел программы

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма
подведения
итогов

Картинки следов, звуки птиц,
картинки узлов

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт),

Игра

Презентация «Растения красной
книги России» видеоролик
«Растения Росии»;
интеллектуальная игра; картинки
растений

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), материалы для

Игра

Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности
1.1

1.2

Основы туристско- Учебное
занятие, Рассказ, «мозговой штурм» по
краеведческой
практическое
выработке правил работы в
деятельности
занятие
группе, работа в группах,
просмотр видеороликов с
последующим обсуждением,
практическая
работа
с
раздаточным материалом
Мир Флоры
Учебное
занятие, Рассказ,
беседа,
практическое
самостоятельная и групповая
занятие
работа,
просмотр
видеороликов с последующим
обсуждением,
выполнение
заданий
интеллектуальной

16

1.3

Мир Фауны

игры, творческая деятельность
Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа

игры
Видеоролики «дикие животные», Канцелярские
презентация «Животные красной принадлежности,
книги
России»;
видеоролик мультимедийное
«Животные красной книги»;
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), материалы для
игры

Игра;

Раздел 2. Туристический потенциал России
2.1

Путешествие в
Санкт-Петербург

2.2

Путешествие
Карелию

2.3

Жизнь
и
быт Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
народов Севера
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа
Казань – третья Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
столица России
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа

2.4

Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа,
в Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа

Презентация
«Путешествие
в Канцелярские
Санкт-Петербург»;
Видеоролик принадлежности,
мультимедийное
«Код Петербурга»; викторина
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт); материалы
Презентация
«Путешествие
в Канцелярские
Карелию»; видеоролик «Карелия»; принадлежности,
практическая работа «Карельские мультимедийное
леса», викторина «Путешествие по оборудование,
Карелии».
компьютер, доска (флипчарт),
раздаточный
материал
Презентация «Жизнь и быт народов Канцелярские
Севера»; практическая работа
принадлежности,
«Юрта»; Игра «Народы Севера»
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт)
Презентация: «Казань – третья
Канцелярские
столица России»; Практическая
принадлежности,
работа «достопримечательности
мультимедийное
Казани»; викторина «Чак-Чак»
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт) материалы для игры

Викторина

Викторина

Игра

Викторина

17

2.5

Кавказ

Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа

Презентация: «Путешествие на
Кавказ»; Практическая работа
«Удивительные виды Кавказа» ;
игра «Горы и человек»

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), материалы для
игры

Игра

Раздел 3. Родной край
3.1

Загадки
Нижегородской
области

Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая и практическая
работа

3.2

Краеведение

Учебное
занятие, Рассказ, беседа, просмотр
практическое
видеороликов с последующим
занятие
обсуждением, экскурсия

3.3

Флора и Фауна Учебное
занятие, Рассказ,
беседа,
Дзержинска
практическое
самостоятельная
работа,
занятие
творческая и практическая
работа

Презентация: « Известные люди
Нижегородского края»;
практическая работа «Кулибины»;
Викторина «загадки Нижегородской
области»

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), карта
Нижегородской области
Презентация «город Дзержинск, как Канцелярские
туристический»;
Практическая принадлежности,
работа «Мой любимый город»; игра мультимедийное
«Юные краеведы».
оборудование,
компьютер, доска (флипчарт), материалы для
игры
Презентация « Флора и фауна
Канцелярские
Дзержинска»; практическая работа
принадлежности,
«правила поведения в природной
мультимедийное
зоне»; игра «Экологи»; викторина
оборудование,
«Великие путешественники»
компьютер, доска (флипчарт), материалы для
викторин и игры

Викторина

Игра

Игра
Викторина
(ПА)

18

7.Оценочные материалы
Формы
контроля
Викторина

Практическая
работа

Игра

Квест

Критерий оценки

Оценка результатов

Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 освоения темы;
балла;
2 балла – средний
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 освоения темы;
балла;
3 балла – хороший
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 освоения темы
балла.
4 балла – высокий
освоения темы.
0 баллов – отсутствие знаний, умений, и 0 баллов – низкий
навыков (далее – ЗУН) у учащегося,
освоения темы;
1 балл – владение ЗУН с значительной 1 балл – средний
помощью педагога;
освоения темы;
2-3 – владение ЗУН с незначительной 2-3 балла – хороший
помощью педагога,
освоения темы;
4-5 – самостоятельное владение ЗУН)
4–5 баллов – высокий
освоения темы
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 освоения темы;
балла;
2 балла – средний
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 освоения темы;
балла;
3 балла – хороший
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 освоения темы
балла.
4 балла – высокий
освоения темы.
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 освоения темы;
балла;
2 балла – средний
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 освоения темы;
балла;
3 балла – хороший
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 освоения темы
балла.
4 балла – высокий
освоения темы.

уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень

19

8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Объем и срок освоения программы. Срок реализации образовательной
программы 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия
– 2 часа, 72 часов в год. Всего 144 учебных часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 11 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Наполняемость объединения – 10-15 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
Программа предполагает различные виды проведения занятий: беседа,
практикум, самостоятельная работа, экскурсия.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос. Определяющими в программе являются
личностно ориентированные деятельностные технологии, имеющие выраженный
здоровьесберегающий потенциал, такие как обучение в сотрудничестве, игровые
технологии, проблемное обучение, в том числе проектный метод.
Программой предусмотрены как теоретическая, так и практическая часть.
Теория преподается в сочетании с решением проблемных ситуаций, выполнением
практических заданий, интеллектуально-познавательными заданиями, работой с
литературой, экскурсионной и художественно-творческой деятельностью.
Программа в большей степени предполагает проведение занятий в диалоговой
форме, с использованием наглядности (видеоматериалалов, мультимедийных
презентаций, иллюстративного материала) и специального оборудования.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития
личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год.
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага;
- компас;
- палатка туристическая;
- спальный мешок;
- пенка туристическая;
- рюкзак.

20

9. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории
Нижегородской области. Аннотированный перечень. - Н.Новгород, 2008.
2. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л.
Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. — М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014.
3. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В.
Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
4. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. – 3-е изд., стер. –
М.: ФЛИНТА, 2013.
5. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. И90 Ю.С.
Путрик. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
6. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. —
М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
7. Практика активного туризма: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю.
Махов. — Орел: МАБИВ, 2020.
8. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
детей: инновационные подходы / авт.-разраб. О.С. Гладышева, В. А. Малинин. –
Н.Новгород: НИРО, 2012.
9. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. –
Нижнийновгород, 2009.
10. Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир. курсу: 5й год обуч./ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина.–Н.Новгород: НИРО,
2011.
11. Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1. Растения. –
Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического центра «Дронт», 1995.
Список литературы для учащихся
1. Мой город Дзержинск: книга-альбом в 2-х томах / гл.ред. Н Никифорова. - М.:
«РИК «АСС», 2010.
2. Мабел Джордж. История великих географических открытий в картинках /
Мабел Джордж; перевод с английского [Муравьев С.В.]. – М.: Аванта, 2014.
3. Сковилль Сэмюэль. Скауты в лесах: для среднего и старшего школьного
возраста: 12+ / Сэмюэль Сковилль-мл.; перевод с английского [П. А. Вязникова]. –
Москва: ЭНАС-КНИГА, 2018.
4. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
5. Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья. Были и
небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
6. Чуковский Н.К. Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях / Николай
Чуковский; перевод с английского [Л. Эристави; Худож. Д. Кавлашвили]. Тбилиси: Накадули, 1987.
7. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 1993.
Список литературы для родителей
1. Горнева Р.Н. Город Дзержинск: Экскурсионный очерк. – Горький: ВолгоВятское книжное издательство, 1985.
21

2. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
3. Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья. Были и
небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
4. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 1993.
5. Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1. Растения.
– Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического центра «Дронт»,
1995.

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».