Администрация г. Дзержинска Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» Принята на заседании Педагогического совета МБУ ДО «Эколого-биологический центр» протокол от _30.08.2024__№_9_ Утверждена приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр» от _30.08.2024__ № __109-п_ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Экологический практикум» Возраст учащихся: 13-15 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Морозова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г.Дзержинск 2024 Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 Пояснительная записка Учебный план Календарный учебный график Содержание рабочей программы обучения Содержание рабочей программы воспитания Методические материалы Оценочные материалы Организационно-педагогические условия реализации программы Список литературы 2 3 7 8 9 15 18 21 24 26 1. Пояснительная записка В настоящее время чрезвычайную сложность и актуальность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьезной проблемой стало возможное и к тому же быстрое истощение запасов полезных ископаемых, пресной воды, сокращение биоразнообразия растительного и животного мира, загрязнение окружающей среды. Следует помнить, что охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему формирование личности человека включает в себя как необходимую составную часть воспитания в нем правильного отношения к природе. Все люди в производственной и повседневной жизни сталкиваются с природой, воздействуют на нее. И нужно сделать так, чтобы природа при этом не истощалась, а становилась разнообразнее. Добиться этого можно путем перестройки нашего отношения к окружающему миру, формирования у каждого человека осознанного экологического мышления. И в этом важная роль отводится учреждениям дополнительного образования, которые, вооружают детей современными знаниями и жизненным опытом. Направленность программы: естественнонаучная. Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование учащихся – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Она предполагает развитие у учащихся наблюдательности, любознательности, креативного мышления, принципа разумного потребления ресурсов, умения анализировать и делать выводы, творчески подходить к решению научных задач и актуальных проблем современности в области биологии и экологии. Поэтому сейчас, как никогда, актуально создание условий для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с полевыми (экспедиционными) исследованиями, наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира, обеспечение междисциплинарного подхода в части интеграции с различными областями знаний, содействование формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды. Новизна программы заключается в том, что: - современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного края для решения проблемных ситуаций эколого-биологического плана; - проектно-исследовательская деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой; - изучение животных и растений проходит в естественных условиях во время походов и экскурсий, а также на базе уголка живой природы, а все это помогает 3 не только закрепить полученные теоретические знания, но и поддерживает интерес к изучаемой теме; – учащемуся предлагается межпредметная (биология, география, физика, химия, технология) интеграции знаний в изучении экологии; - на занятиях ребята получат не только экологические знания, но и выступят в роли лаборантов, инженеров-экологов, эко-дизайнеров, ведь они смогут работать со специальным оборудованием - цифровым микроскопом и набором для проведения экологического мониторинга. Активизация творческой деятельности обучающихся происходит через использование современных педагогических технологий. Чаще всего это интерактивные технологии обучения, при которых учащийся определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, учащийся открывает новые знания – педагог рекомендует источники знаний, педагог создает условия для проявления активности учащегося. Технология исследовательского (проблемного) обучения, реализуется через решение конкретных экологических задач, выполнение индивидуальных исследовательских и проектных работ. Широко применяются информационные технологии, реализующиеся через виртуальные экскурсии, работы со специализированными программами. Все теоретические занятия по программе проводится в сопровождении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, демонстрационных карточек. Для актуализации полученных знаний и умения работать в команде применяется кейс-технология - разбор и решение учебных актуальных ситуаций. В процессе рассмотрения этих ситуаций учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные управленческие решения. Программа разработана с учетом требований: - Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 4 - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Цель программы: способствование формированию личности ребенка с осознанным экологическим мышлением посредством создания развивающей образовательной среды и реализации творческой, исследовательской и экспериментальной деятельности. Основные задачи программы: Обучающие: - сформировать у учащихся понятийный аппарат и познакомить с основными закономерностями общей экологии; - углубить научные знания о современных экологических проблемах, научить выявлять последствия воздействий человека на природу; - способствовать развитию системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности. Воспитательные: - воспитывать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение экологически целесообразного и здорового образа жизни. Развивающие: - развивать способность к анализу экологических ситуаций; - развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - развивать и поддерживать учащихся, проявивших выдающиеся способности; - прививать убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды; - развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности, формировать у учащихся культуру здорового и безопасного образа жизни. 5 Задачи 1 года обучения: 1.Расширять представления детей о единстве и взаимосвязи всех природных явлений и процессов. 2.Развивать умение видеть и устанавливать причинно-следственные связи. 3. Расширять знания детей об экологических проблемах и возможные пути их решения. 4. Знакомить детей с видеоэкологией, урбоэкологией. 5. Знакомить с простейшими методами экологических исследований. 6. Учить создавать и защищать проектные работы. 7. Воспитывать чуткое отношение к природе. Ожидаемые результаты первого года обучения: Учащиеся должны: 1. Знать о единстве и взаимосвязи всех природных явлений и процессов, протекающих на Земле. 2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. 3. Знать причины возникновения экологических проблем и возможные пути их решения; основные понятия и законы экологии и уметь применять эти знания при анализе различных видов хозяйственной деятельности. 4. Знать понятие визуальной среды и способы создания комфортной визуальной среды, методы и способы урбоэкологических исследований. 5. Проводить простейшие экологические исследования. 6. Уметь создавать и защищать проектные работы. 7. Уметь решать простейшие экологические задачи. 6. Уметь работать с микроскопом. 7. Знать методы биоиндикации загрязнений окружающей среды. 8. Уметь выявлять следы антропогенной деятельности на объекты окружающей среды. Задачи 2 года обучения: 1.Углублять знания детей по естественнонаучной и художественной направленности. 2.Знакомить детей с основами экологических знаний и методами защиты окружающей среды. 3. Формировать основы экологически оправданного поведения и влияние экологии на здоровье человека. 4. Систематизировать знания детей о особо охраняемых природных территориях. 5.Учить создавать исследовательские проекты и защищать их. 6. Знакомить с понятием экодизайна и экологизации интерьера. 6 Ожидаемые результаты второго года обучения: Учащиеся должны: 1. Знать учение В.И. Вернадского об эволюции биосферы, основные закономерности существования биосферы, место и роль человека в биосферных процессах, основные загрязнители биосферы. 2. Знать методы защиты окружающей среды. 3. Объяснить влияние различных факторов на здоровье человека. 4. Знать особо охраняемые территории России и области. 5. Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее для написания проектных и исследовательских работ. 6. Знать принципы экологического дизайна. Промежуточная аттестации и текущий контроль Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы. Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Разделы программы 1 Модуль 1 2 Модуль 2 Год обучения 1-й год 2-й год 144 144 Итого: 288 7 Форма промежуточной аттестации Анализ тестирования Анализ тестирования 3. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экологический практикум» год сентябрь октябрь обучения 1-й 18 18 2-й 18 18 ноябрь декабрь январь февраль март апрель май итого 18 18 18 18 10 10 14 14 16 16 18 18 14 14 144 144 Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ. 4. Содержание программы обучения Рабочая программа 1-го года обучения Тематический план модуля первого года обучения № Тема программы 1. Модуль «Эко-мир» 1.1 Комплектование группы 1.2 Основы общей экологии Количество часов Теория Практика Всего часов 72 15 5 4 20 1.3 Среда обитания и экологические факторы 1.4 Взаимодействие живых организмов 2. Модуль «Эко-дом» 2.1 Экология визуальной среды 16 14 30 10 8 18 8 16 36 24 2.2 Экодизайн 8 4 12 14 22 36 36 71 69 140+4 3. Модуль «Эко-лаб» 3.1 Экологический мониторинг и охрана окружающей среды Всего часов Формы аттестации/ контроля Решение экологических задач Практическая работа Лабораторная работа Практическая работа Презентация творческой работы Практическая работа Промежуточная аттестация (анализ тестирования) 1. Модуль «Эко-мир» 1.1. Комплектование группы (4 часа) 1.2. Основы общей экологии (20 часов) Теория: Знакомство с программой курса, правила техники безопасности. История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения жизни на Земле. Живые организмы. Признаки жизни. Что такое Экологическое мировоззрение? Введение в экологию. История возникновения и становления науки. Связь с другими науками. Основные законы и принципы экологии. Экологические проблемы современности. Экологическая ситуация в России. 9 Практика: Игра на сплочение коллектива, выбор актива. «Законы экологии» Б.Коммонера. Профессия – эколог. Чем занимаются экологи? Сферы деятельности экологов. Текущий контроль: Решение экологических задач. 1.3. Среда обитания и экологические факторы (30 часов) Теория: Взаимодействие организма и среды. Среда обитания и экологические факторы. Типы сред обитания. Общие закономерности действия факторов среды на живые организмы. Классификация факторов среды. Обзор основных экологических факторов: температура, влажность, свет. Биотические, абиотические факторы и антропогенные факторы среды. Антропогенные факторы. Воздействие человека на живую и неживую природу. Экологические проблемы (региональные и глобальные). Загрязнения природной среды. Закон оптимума. Взаимодействие экологических факторов. Правило лимитирующих факторов. Значение лимитирующих факторов и суть закона толерантности. Стенобионты и эврибионты. Основные среды жизни. Распределение организмов по средам жизни. Водная среда. Общая характеристика. Абиотические факторы водной среды. Экологические группы гидробионтов: планктон; нектон; бентос. Адаптивные особенности водных растений и животных. Наземно-воздушная среда. Общая характеристика. Воздух. Атмосферные осадки. Климат и микроклимат. Почва как среда обитания. Свойства почвы как экологического фактора. Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Роль микроорганизмов, высших растений и животных в почвообразовательных процессах. Экологические группы почвенных организмов. Понятие адаптации. Биологические механизмы адаптации. Цель и значение адаптации. Практика: Экскурсия «Живой организм, его среда обитания и условия существования». Сбор растений, семян, плодов для творческих работ. Лабораторная работа «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп по отношению к свету». Лабораторная работа «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп с разным отношением к влаге» Лабораторная работа «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром» Лабораторная работа «Изучение растений различных экологических групп по отношению к разным свойствам почв». Эксперимент «Условия прорастания семян». Текущий контроль: Практическая работа «Приспособление организмов к разным средам обитания». 10 1.4. Взаимодействие живых организмов (18 часов) Теория: Влияние живых организмов друг на друга. Различные формы взаимодействия между организмами. Конкуренция. Растения-паразиты. Взаимное влияние животных и растений. Растительноядные животные. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Цепи питания. Растения-хищники. Практика: Ярусность фитоценоза смешанного леса. Лабораторная работа «Взаимодействие лиан с другими растениями» (с помощью натуральных объектов и гербарных экземпляров, например гороха или плюща изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании). Решение задач на составление цепей питания. Текущий контроль: Лабораторная работа «Способы распространения плодов и семян» (с помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными). 2. Модуль «Эко-дом» 2.1. Экология визуальной среды (24 часа) Теория: Знакомство с видеоэкологией. Видимая среда как экологический фактор. Понятие о комфортной визуальной среде. Формирование комфортной визуальной среды. Практика: «Экология городского ландшафта» (визуальное определение объектов, относящихся к гомогенной, агрессивной и комфортной средам, их анализ). Составление фототеки. Значение рекреационных зон в жизни городов. Роль озелененных пространств в оптимизации визуальной среды. Рекреационные зоны города. КТД «Экогород». Визуальная среда внутренних помещений. Текущий контроль: Практическая работа «Изучение визуального восприятия учебного кабинета». 2.2. Экодизайн (12 часов) Теория: Обустраиваем пространство: интерьерное озеленение. Виды озеленения. Подбор растений для разных типов помещений. Растения в интерьерных стилях. Обустраиваем пространство: свечи в качестве декора. Практика: изготовление эко-игрушки «Травянчик». Изготовление декоративной свечи. Текущий контроль: Презентация творческой работы. 3. Модуль «Эко-лаб» 3.1. Экологический мониторинг и охрана окружающей среды (36 часов) Теория: Городская среда как антропогенная экосистема. Город как урбоэкосистема. Отличие от природных экосистем. Факторы формирования 11 городской среды. Растительный и животный мир города. Адаптация животных и растений к городской среде. Синантропные животные. Рекреационные зоны города. Качество городской среды. Загрязнители городской среды. Мониторинг окружающей среды в городе. Проблема чистого воздуха и чистой воды. Город и образование бытовых отходов. Практика: Изучение основных промышленных предприятий города, их воздействие на окружающую среду. Изучение неблагоприятных факторов жилой среды на примере своего микрорайона. Составление экологического паспорта учебного кабинета. Практическая работа «Воздействие человека на растительность». Оценка экологического состояния атмосферы методом лихеноиндикации. Экологическое описание водоема. Викторина «Как жить экологично в мегаполисе». История вещей и экономика будущего. Текущий контроль: Практическая работа «Жизненный цикл товара». Промежуточная аттестация Тестирование Рабочая программа 2-го года обучения Тематический план модуля второго года обучения № Тема программы Теория 1. Модуль «Эко-мир» 1.1 Биосфера как глобальная экосистема 1.2 Экология человека 1.3 Информационный проект «Экология и здоровье» 2. Модуль «Эко-дом» 2.1 Экология дома 2.2 Экодизайн 3. Модуль «Эко-лаб» 3.1 Воздействие человека на живую и неживую природу Всего часов Количество часов Практика Всего часов 19 7 72 26 20 4 18 4 38 8 12 6 12 6 36 24 12 14 22 36 36 75 69 144 12 Формы аттестации/ контроля Решение экологических задач Круглый стол Защита проекта Защита проекта Презентация творческой работы Практическая работа Промежуточная аттестация (анализ тестирования) 1. Модуль «Эко-мир» 1.1. Биосфера как глобальная экосистема (26 часов) Теория: Знакомство с программой курса, правила техники безопасности. Биосфера – оболочка жизни. Учение Вернадского о биосфере. Устойчивость и саморегуляция. Ритмичность. Биоразнообразие. Место человека в природной экосистеме и биосферных процессах. Общие принципы рационального природопользования. Лучший мир для всех. Практика: Игра на сплочение коллектива, выбор актива. Экологический манифест Н.Ф. Реймерса. Охрана видов. Красная книга. Заповедные острова. Экологические кризисы, пути их решения. Текущий контроль: Решение экологических задач. 1.2. Экология человека (38 часов) Теория: Приспособленность человека к жизни в разных климатических зонах. Воздействие условий окружающей среды на здоровье человека. Что такое здоровье? Кодекс здоровья. Факторы, формирующие здоровье населения. Биологические ритмы человека, их адаптивная роль. Нутрициология – зачем мне это. Проблема загрязнения продуктов питания человека химическими веществами. Взаимосвязь гигиены и здоровья человека. Отдаленные последствия вредных привычек. Практика: Антропогенные факторы загрязнения окружающей среды. Практическая работа «Окружающая среда и здоровье человека». Определение стрессоустойчивости организма. Тестовое определение состояния иммунитета человека. Составление графиков своих биологических ритмов. Микробы – наши маленькие помощники. Лабораторная работа «Почему надо чистить зубы». О чем может рассказать упаковка продукта. Текущий контроль: Круглый стол «Разрушители мифов о здоровье». 1.3. Информационный проект «Экология и здоровье» (8 часов) Теория: Причины ухудшения здоровья? Иммунитет и ЗОЖ. Практика: Изготовление листовок «Экология и здоровье». Текущий контроль: Защита проекта. 2. Модуль «Эко-дом» 2.1. Экология дома (24 часа) Теория: Экодизайн как новое направление в интерьере. Принципы экологического дизайна. Бионика в архитектуре и дизайне. Ландшафтные формы экологического дизайна. Гигиенические основы экодизайна. Стилевые особенности интерьеров. Практика: Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Оценка эстетического оформления помещения. Изучение комфортности зрительной 13 среды квартиры. Мини-проект «Разработка экоинтерьера помещения». Текущий контроль: Защита проекта. 2.2. Экодизайн (12 часов) Теория: Эфирные масла как основа ароматерапии. Применение эфирных масел в быту. Эко упаковка – изящное решение экологических проблем. Практика: Свойства эфирных масел и их воздействие на организм человека. Изготовление ароматизатора для дома. Экоупаковка для подарка своими руками. Текущий контроль: презентация творческой работы. 3. Модуль «Эко-лаб» 3.1. Воздействие человека на неживую природу (36 часов) Теория: Атмосфера. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Смог, «парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди». Водные ресурсы планеты. Проблема дефицита чистой пресной воды. Основные источники загрязнения водных объектов: добыча и транспортировка нефти, угля, руды; промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки. Воздействие загрязнителей на гидросферу: закисление, эвтрофикация, нарушение процесса самоочищения. Почва и ее функции. Утилизация бытовых отходов. Защита биосферы от антропогенного воздействия. Рекультивация нарушенных территорий. Практика: Эксперимент «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха». Изучение загрязнения атмосферы по загрязненности снежного покрова. Значение воды в жизни человека. Практикум «Лаборатория чистой воды». Лабораторная работа «Определение некоторых химических и физических свойств воды». Какие антропогенные процессы приводят к деградации горных пород? Практическая работа «Проблема захоронения отходов производства и потребления. Чистый город начинается с тебя. Викторина «Кто такой экотурист и зачем ему смартфон». Текущий контроль: Практическая работа «Рекультивация почв». Промежуточная аттестация Тестирование 14 5. Содержание рабочей программы воспитания 1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: - усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; - формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; - приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в ходе занятий и практических мероприятий; - формирование бережного отношения к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность; - формирование патриотизма, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Целевые ориентиры воспитания детей по программе: - понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности (идентичности); - ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества; - экологическая культура, понимание влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливость в использовании природных ресурсов; 15 - познавательные интересы в разных областях знания, представления о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники; - навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности; - опыт социально значимой деятельности. 2. Формы и методы воспитания Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля, самоконтроля и самооценки. 3. Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных действий. В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами (целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, 16 терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.). Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы родителей (законных представителей) и других участников образовательных событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых результатов воспитания детей. 4. Календарный план воспитательной работы № Мероприятие Срок п/п проведения 1 День первокурсника (для групп Сентябрь первого года обучения) 2 Всемирные дни наблюдения Октябрь птиц 3 Городские конкурсы Сентябрь-май творческих, проектных и исследовательских работ (индивидуально по желанию) 4 Учебные соревнования по Апрель спортивной орнитологии (индивидуально по желанию) 5 Участие во всероссийских Сентябрь-май акциях, субботниках, марафонах, (индивидуально по желанию) Участие во всероссийских Сентябрь-май уроках 6 7 Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для выпускных групп) Участие в профильной смене лагеря дневного пребывания «Школа полевых исследований» 17 Результат Фотоматериалы Сертификат участника, отчет по наблюдениям Наградной документ Наградной документ, отчет по наблюдениям Май Наградной документ, фотоматериалы, публикации в группе в социальной сети ВК Наградной документ, фотоматериалы, публикации в группе в социальной сети ВК Фотоматериалы Июнь Фотоматериалы 6. Методические материалы Название темы Формы занятий Основы общей Учебное занятие, правила экологии техники безопасности Среда обитания Учебное занятие, и экологические экскурсия, лабораторная факторы работа, эксперимент, виртуальная экскурсия, дискуссия Взаимодействие Учебное занятие, живых экскурсия, практическое организмов занятие, лабораторная работа, виртуальная экскурсия, дискуссия 1 год обучения Методы и приемы Дидактический материал Техническое оснащение Модуль «Эко-мир» Игра на сплочение Иллюстративный коллектива, беседа, материал, презентация рассказ педагога, просмотр учебного видеофильма Беседа, практическое Иллюстративный занятие, практическая материал, презентация, работа, выполнение учебный фильм творческих заданий Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, учебная доска Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, учебная доска Раздаточные карточки Ноутбук, «Цепи питания», мультимедийное гербарные материалы, оборудование, учебный фильм экран, учебная доска, лупы Экология визуальной среды Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие, виртуальная экскурсия, дискуссия Беседа, практическое занятие, практическая работа, выполнение творческих заданий, решение задач на составление цепей питания. Модуль «Эко-дом» Беседа, практическое Иллюстративный занятие, практическая материал, презентация, работа, КТД карточки для практической работы Экодизайн Учебное занятие, практическое занятие, творческое занятие Беседа, практическое занятие, практическая работа, 18 Иллюстративный материал, презентация, материалы для творческой работы Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, учебная доска, фотоаппарат Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран Формы подведения итогов Решение экологических задач Практическая работа Лабораторная работа Практическая работа Презентация творческой работы Экологический мониторинг и охрана окружающей среды Название темы Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие, виртуальная экскурсия, дискуссия, игровое занятие, викторина Формы занятий Биосфера как глобальная экосистема Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие, дискуссия Экология человека Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие, дискуссия Информационн Учебное занятие, ый проект экскурсия, практическое «Экология и занятие, здоровье» Модуль «Эко-лаб» Беседа, практическое Иллюстративный занятие, практическая материал, работа, выполнение презентация, творческих заданий, материалы для исследование исследований, карточки для игрового занятия, бланки тестов 2 год обучения Методы и приемы Дидактический материал Модуль «Эко-мир» Беседа, практическое Иллюстративный занятие, практическая материал, работа, выполнение презентация, творческих заданий материалы для выполнения заданий Беседа, практическая Иллюстративный работа, исследовательская материал, работа, составление презентация, графиков, тестирование материалы для выполнения заданий Беседа, практическая Иллюстративный работа материал, презентация, материалы для выполнения заданий 19 Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, цифровая лаборатория по экологии, цифровой микроскоп, набор для проведения экологического мониторинга, набор препаратов учебная доска, лупы Техническое оснащение Практическая работа Тестирование Формы подведения итогов Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран Решение экологических задач Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран Круглый стол Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран Защита проекта Экология дома Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие, дискуссия Экодизайн Учебное занятие, практическое занятие, творческое занятие Воздействие Учебное занятие, человека на экскурсия, практическое живую и занятие, эксперимент, неживую лабораторная работа, природу дискуссия Модуль «Эко-дом» Беседа, практическая Иллюстративный работа, выполнение материал, творческих заданий, презентация, мини-прект, материалы для исследовательская работа выполнения заданий Беседа, практическое Иллюстративный занятие, практическая материал, работа презентация, материалы для творческой работы Модуль «Эко-лаб» Беседа, практическая Иллюстративный работа, выполнение материал, творческих заданий, презентация, исследовательская работа материалы для выполнения заданий, бланки тестов 20 Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран Защита проекта Ноутбук, мультимедийное оборудование, экран Презентация творческой работы Практическая Ноутбук, работа мультимедийное оборудование, экран, Тестирование Цифровая лаборатория по экологии (полевая), цифровой микроскоп, набор для проведения экологического мониторинга, набор препаратов учебная доска, лупы 7. Оценочные материалы Формы подведения итогов освоения программы и оценка результатов Форма контроля Анализ решения экологическ их задач Критерий оценки Оценка результатов Оценка «неудовлетворительно» – ответ на вопрос задачи дан не правильный, объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, ответы на дополнительные вопросы неправильные или отсутствуют. Оценка «Удовлетворительно» - ответ на вопрос задачи дан правильный, Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием, ответы на дополнительные вопросы недостаточно четки, с ошибками в деталях. Оценка «хорошо» - ответ на вопрос задачи дан правильный, объяснение хода решения ее подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании, ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие. Оценка «Отлично» - ответ на вопрос задачи дан правильный, объяснение хода решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическим обоснованием, ответы на дополнительные вопросы четкие, верные. Выступлени 0 баллов - учащийся не может е на круглом сформулировать проблему, не может столе проанализировать ее с различных точек зрения, не может решить ее; 1 балл – учащийся может сформулировать проблему, но не может проанализировать ее с различных точек зрения, не аргументировано и четко излагает точку зрения, не способен видеть разные подходы к решению проблемы; 2 балла – учащийся может сформулировать проблему, но не 21 Оценка «Неудовлетворительно» – низкий уровень освоения темы; Оценка «Удовлетворительно» – средний уровень освоения темы; Оценка «Хорошо» - хороший уровень освоения темы; «Отлично» – высокий уровень освоения темы 0 – низкий уровень освоения темы; 1 балл – средний уровень освоения темы; 2 балла – хороший уровень освоения темы; 3 балла – высокий уровень освоения темы достаточно четко анализирует ее с различных точек зрения, не достаточно четко и аргументировано излагает точку зрения, способен видеть лишь один подход к решению проблемы; 3 балла – учащийся может четко сформулировать проблему, проанализировать ее с различных точек зрения, способен аргументировано и четко излагать точку зрения, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться решить ее Защита Требования к содержанию и проекта презентации проекта: - самостоятельность работы над проектом; - раскрытие актуальности и значимости темы, полнота раскрытия темы; - оригинальность решения проблемы; - артистизм и выразительность выступления при защите проекта; - ответы на вопросы. Критерии оцениваются от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – критерий не соблюдается; 1 балл – критерий соблюдается частично; 2 балла – критерий соблюдается полностью. Лабораторна 0 баллов – отсутствие знаний, умений, я работа и навыков (далее – ЗУН) у учащегося, 1 балл – владение ЗУН с значительной помощью педагога; 2-3 – владение ЗУН с незначительной помощью педагога, 4-5 – самостоятельное владение ЗУН Практикум, практическа я работа 0 баллов – отсутствие знаний, умений, и навыков (далее – ЗУН) у учащегося, 1 балл – владение ЗУН с значительной помощью педагога; 2-3 – владение ЗУН с незначительной помощью педагога, 4-5 – самостоятельное владение ЗУН Презентация Критерии оценки творческой работы: творческой - Оригинальность, нестандартность работы идеи, отражающая собственный взгляд автора; - Уровень новизны: комбинация ранее известных способов деятельности при 22 0-1 балл – низкий уровень освоения темы; 2-4 балла – средний уровень освоения темы; 5-7 балла – хороший уровень освоения темы; 8-10 баллов – высокий уровень освоение темы. 0 баллов – низкий уровень освоения темы; 1 балл – средний уровень освоения темы; 2-3 балла – хороший уровень освоения темы; 4–5 баллов – высокий уровень освоения темы 0 баллов – низкий уровень освоения темы; 1 балл – средний уровень освоения темы; 2-3 балла – хороший уровень освоения темы; 4–5 баллов – высокий уровень освоения темы 0-1 балл – низкий уровень освоения темы; 2-4 балла – средний уровень освоения темы; 5-7 балла – хороший уровень освоения темы; решении новой проблемы 8-10 баллов – высокий уровень /преобразование известных способов освоение темы. при решении новой проблемы/новая идея; - Логика и последовательность изложения при защите работы; - Ответы на вопросы при защите творческой работы; - Эстетичность оформления. Критерии оцениваются от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – критерий не соблюдается; 1 балл – критерий соблюдается частично; 2 балла – критерий соблюдается полностью. Формы промежуточной аттестации: тест Качество обученности учащегося определяется по схеме: < 40% - низкий уровень обученности; 40-59 % - средний уровень обученности; 60-79 % - хороший уровень обученности; 80-100% - высокий уровень обученности. 23 8. Организационно-педагогические условия реализации программы Программа объединения «Экологический практикум» ориентирована на учащихся в возрасте с 13 лет. Срок реализации программы – 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 2 часа. 1 год обучения - 144 часа, 2 год обучения – 144 часа, всего 288 учебных часов. Форма обучения – очная. В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий. Принципы, лежащие в основе работы по программе: - Принцип добровольности. В объединение принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно. - Принцип взаимоуважения. Учащиеся уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях; - Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу. - Принцип доступности материала и соответствия возрасту. - Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося. - Принцип вариативности. Количество материала и формы проведения занятий можно менять в зависимости от интересов и потребностей учащихся. - Принцип соответствия содержания запросам учащихся. В работе необходимо опираться на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации. - Принцип дифференциации и индивидуализации. Учащиеся выбирают задания или темы исследовательских работ в соответствии с запросами и индивидуальными способностями. Программой предусмотрены как теоретическая, так и практическая часть. Теория преподается в сочетании с наблюдениями, опытами, интеллектуальнопознавательными заданиями, работой с литературой, художественно-творческой деятельностью. Педагогом учитываются возрастные особенности учащихся. Обязательным условием при проведении занятий является использование педагогом наглядных пособий, технических средств обучения, ресурсов уголка живой природы. В программу включены такие формы организации учебно-воспитательной 24 работы, как исследовательская, проектная деятельность, анализ проблемных ситуаций, мини-конференции учащихся, индивидуальные и подгрупповые практические задания, экскурсии, деловые экологические игры, участие в КТД, экологические практики. В изучении предлагаемых педагогом материалов учащиеся проявляют себя в различных видах деятельности. Развитие творческой активности подростков способствуют формированию универсальных способностей, творческой направленности в трудовом процессе, т. е. таких качеств личности, которые потребуются выпускникам школы и в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались. Проведение опытов и наблюдений на занятиях и во время экскурсий приобщают детей к исследовательской деятельности. Индивидуальная работа с литературными источниками и составление творческих отчѐтов способствуют развитию познавательных интересов. Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год. Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и удовлетворяют их познавательный запрос. Материально- техническое обеспечение: - кабинет, столы, стулья; - доска, магниты; - мультимедийное оборудование, телевизор; - ноутбук педагога, ноутбук ученика; - канцтовары: краски, карандаши, бумага и т.п.; - Цифровая лаборатория по экологии (полевая), цифровой микроскоп школьный «Эврика» с видеоокуляром, набор для проведения экологического мониторинга, набор препаратов «Зоология», «Ботаника», Микромед №80; - природные коллекции, определители растений и животных, животные Уголка живой природы, гербарные папки, чучела животных; - книги, компьютерные презентации, учебные фильмы, записи аудио, видеофильмы; - туристское снаряжение, спортивный инвентарь, бинокли, лупы, фотоаппарат. 25 9. Список литературы Список литературы для педагога 1. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. - Н.Новгород, 2008. 2. Бровкина Е.Т. Животные леса (твой первый атлас определитель)/Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – М. Дрофа, 2006. 3. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере. Методическое пособие (Авторы-составители – О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселева). – Н.Новгород: Поволжье, 2015. 4. Меженский В.Н.М43 Растения-индикаторы / В.Н. Меженский. — М.: ООО ≪Издательство ACT≫; Донецк: ≪Сталкер≫, 2004 5. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций/Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. 6. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. - М.: Устойчивый мир, 1999. 7. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. Пособие для вузов, средних школ и колледжей. — 3-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005, 8. Ушакова М.М. Экологическая игротека. Методическое пособие для педагогов. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2010. 9. Ушакова М.М., Ушаков В.А., Ушаков А.В. Организация и проведение экологических лагерей. Методическое пособие для педагогов. Издание 2, перераб. и доп. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2011. 10. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб.пособие для студентов высших учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Список литературы для учащихся и родителей 1. Арди Ф. Растения и животные/Перс. С фр. А.Карманова, Оформл. Серии А. Кузнецова; ил. Натали Локост. – М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000. 2. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога. – Москва «Педагогика», 1986. 3. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. Пособие для вузов, средних школ и колледжей. — 3-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 4. Пимон М.-Р. Твоя первая энциклопедия: Жизнь леса. – М.: Махаон, 2005. 5. И.В. Фуфаева. Спасем от свалок свой город. Брошюра для школьников об обращении с отходами и их минимизации. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2012. 6. И.В. Фуфаева. Трава у дома. Информационно-методическая брошюра. - Н. Новгород: Экоцентр ―Дронт‖, 2013. 7. Мой чистый город. Брошюра о раздельном сборе мусора и переработке отходов. – М.: ООО «РЕМОНДИС», 2011. 26