Планета волонтерства

Администрация города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от __30.08.2024__№__9_

Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Планета волонтерства»
Возраст учащихся: с 11 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: ознакомительный

Автор-составитель:
Кузнецова Оксана Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Дзержинск
2024

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Список литературы

3
9
10
11
14
16
18
21
23

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планета
волонтерства» (далее - программа) разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Актуальность программы. С 2015 года на базе МБУ ДО «Эколого-биологический
центр» была реализована общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаг
навстречу» для учащихся 14-17 лет. Планомерная работа в данном направлении дала
положительные результаты. Параллельно с учебными занятиями руководителем
программы было организовано включение ребят в практическую деятельность.
Одним из критериев результативности реализации программы стало создание
волонтерского объединения «Шаг навстречу» и высокая оценка участия учащихся в
социально значимых акциях. Все вышеизложенные факты создали благоприятные,
педагогически целесообразные условия для написания программы «Планета
волонтерства» системного обучения подростков (11-13 лет) в освоении добровольческой
деятельности.
Добровольческая (волонтерская) деятельность является одной из важных и
актуальных задач социального становления личности подростка. От того, какие
ценности будут сформированы у молодого поколения сегодня, от того насколько они
будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего
общества. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация
деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития
их социальной активности.
В настоящее время добровольчество (волонтерство) стало национальной идеей
государства, которая поддерживается на уровне Президента и Правительства
Российской Федерации. Добровольческие (волонтерские) объединения есть практически
в каждом муниципальном районе и городскомокруге.
В связи с этим приобретает особую значимость деятельность тех
3

общеобразовательных учреждений, на базе которых создаются или уже функционируют
различные волонтерские организации (объединения). В соответствии с социальным
заказом современное учреждение дополнительного образования обеспечивает
формирование личности в контексте решения общенациональных задач (формирование
социально-активной личности, ее социализация, реализация национального идеала,
формирование базовых национальных ценностей и др.).
Дополнительная общеобразовательная программа «Планета волонтерства» имеет
социально-гуманитарную направленность и ориентирована на подготовку
волонтеров (12-13 лет) для работы по формированию культуры здорового и безопасного
образа жизни включая профилактику заболеваний, связанных с социальн6ыми рисками
поведения у подростков по принципу «сверстник-сверстнику».
Давыдов В.В. в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественнозначимую деятельность. Посредством собственного участия в реализации социальнозначимых видов деятельности учащийся подросткового возраста вступает в новые
социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с
окружающими. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Планета волонтерства» предполагает включение обучающихся в социально-значимую
деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию
инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт, умению
взаимодействовать и включаться в проект, умению получать и передаватьинформацию.
Работа в волонтерском движении поможет учащимся поменятьсявнутренне, и даже
внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время
научится проявлять толерантность и уважение кокружающим.
Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности
молодого человека, улучшению морально-психологического состояния подростков,
решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему
развитию личности, профессиональной ориентации.
Отличительные особенности программы
Отличительная
особенность программы
заключается
в
развитии
добровольческого движения, получении подростками новых знаний, развитии навыков
общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной
гражданской позиции.
Базовый уровень включает подготовку волонтеров для реализации социальных
инициатив. Подростки знакомятся с историей добровольчества, изучают технологию
организации и проведения коллективного творческого дела, учатся работать в командах
и реализовывать свои первые инициативы. В разнообразной деятельности формируется
субъектная социальная инициативностьучащихся.
Также учащиеся получают знания по: технологии командной работы, методике
подготовки и проведения социальных акций, реализации социальных проектов,
созданию информационной продукции: пресс-релизов волонтерских мероприятий,
газетных статей.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
4

«Планета волонтерства» имеет ряд особенностей:
- знакомит с понятиями добровольческой (волонтерской) деятельности;
- позволяет сформировать гражданскую идентичность, нравственные ценности и
мировоззренческую позицию учащегося;
- помогает получить опыт различных форм и методов работы добровольца
(волонтера), навыки общественной деятельности, а также навыки социального
проектирования и конструирования социальных акций.
Программа имеет отличия в целевом, содержательном, технологическом, и
методическом аспектах.
В целевом аспекте
Целевым ориентиром программы является вовлечение подростков в разнообразные
виды социально значимой и общественно одобряемой деятельности, которые развивают
у учащихся компетентности в сфере личного самоопределения и способствуют
самореализации их личности.
В содержательном аспекте
Содержание программы состоит из инвариантной и вариативной частей, имеющих
специфическую структуру, связанную с поэтапным освоением подростками
теоретических и практических аспектов добровольческой (волонтерской) деятельности,
предполагающей активное включение учащихся в организацию и проведение социально
значимых мероприятий различного уровня и направленности.
В технологическом аспекте
Реализация содержания программы предполагает использование проектных
технологий. Предполагается использование проектно-интерактивных и PR-технологий.
Проекты носят социальную направленность, связанную с реализацией социальнозначимых мероприятий и общественно полезнойдеятельности.
В методическом аспекте программа обеспечена авторскими методическими
пособиями и рекомендациями, разработанными группой авторов МПГУ: к.п.н. Т.Н.
Арсеньевой, к.и.н. Х.Т. Загладиной, к. соц. н. А.В. Коршуновым, В.Е. Менниковым,
научных трудов Г.П. Бодренковой, президента Национального центра добровольчества,
члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.
Отличительная особенность данной программы заключается также в системном
подходе к организации занятий, когда на базе теоретических знаний о традиционных и
современных социальных акциях идет подготовка к волонтерской деятельности в
повседневной жизни и учащиеся в ходе обучения включаются в решение конкретных
проблемных ситуаций.
Вопросы, рассматриваемые в учебном плане программы, тесно примыкают к
обязательному содержанию образования по добровольческой деятельности. Суть
данной программы состоит в том, чтобы найти привлекательные и интересные пути
развития добровольчества, способы привлечения новых людей и создание таких
возможностей, которые помогут им реализоваться в данной сфере.
Программа нацелена на создание комфортной среды для подростка, включенного в
различные виды деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, акции и
5

формы повседневной организации общественно полезной работы в совместной
деятельности учащихся, педагогов и представителей добровольческих организаций.
В ходе реализации программы предусмотрены неформальные встречи, которые
будут включены в план воспитательной работы. Также, в плане работы, предусмотрены
как аудиторные занятия, так и выезды за пределы аудитории, работа на различных
городских проектах и базах социальных партнеров.
Новизна программы в том, что она реализует идеи личностно ориентированного
подхода в обучении, органично учитывая преимущества именно сферы дополнительного
образования.
Так же в программу введен обширный блок добровольческой практической
деятельности, направленный на интеграцию учащегося в социально-значимую
деятельность и его личностную самореализацию.
У участников объединения расширится возможность взаимодействия, обмена
опытом, создания и проведения совместных проектов, реализации учащимися своего
творческого потенциала путем формирования навыков познания, ценностей и мотивов
нравственного поведения, активной жизненной и гражданской позиции в социально
полезной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что
поставленные в ней цели и задачи отвечают социальному заказу общества и
современным тенденциям развития образования.
Ознакомление с принципами волонтерской деятельности, организация и
проведение мероприятий различного уровня будет способствовать решению
важнейшей на сегодняшний день задачи формирования у подростков социального
опыта, морально-нравственных ценностей, воспитания гуманности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей подростка, которые не всегда удается
рассмотреть в образовательных учреждениях, развитию интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель программы: создание оптимальных условий для подготовки волонтеров за
счет расширения спектра знаний в области добровольческой деятельности и
возможности получения необходимых навыков через участие в социально полезной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать базовые компетенции учащихся, способствующие воспитанию и
развитию личности, и формирующие структуру общечеловеческих ценностей:
уважительное отношение к человеку, взаимопомощь, милосердие и др.;
формировать представления о различных формах, методах, технологиях работы
добровольца (волонтера) в области проведения социально-значимых мероприятий и
общественно полезной деятельности;
обучать навыкам социального проектирования и конструирования социальных
6

акций;
формировать систему практических знаний, умений и навыков в области работы с
людьми различных социальных категорий в условиях социально значимой
деятельности;
обучать основам работы с различными видами информации.
Развивающие:
создавать оптимальные условия для распространения волонтерского движения и
активизации участия школьников в социально значимых акциях, проектах;
развивать организаторские умения и навыки, коммуникативные способности,
умение работать в команде;
развивать положительную мотивацию к участию в общественной работе;
формировать опыт взаимодействия с участниками социально значимых
мероприятий, опыт участия в общественно полезной деятельности, с людьми различных
социальных категорий;
развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие,
ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской)
деятельности, культуру здорового и безопасного образа жизни.
Воспитательные:
формировать потребность и способность к улучшению окружающей жизни;
воспитывать толерантные
качества
личности, милосердия,
доброты,
отзывчивости; милосердие;
воспитывать активную социальную и гражданскую позицию.
Ожидаемые результаты первого года обучения.
Учащиеся должны знать:
- сущность понятий «волонтер», «волонтерская деятельность», «здоровье»,
«здоровый и безопасный образ жизни», «никотиновая зависимость», «алкогольная
зависимость»;
- сущность волонтерской деятельности;
- механизмы эффективного общения;
- формы и особенности организации здоровьесберегающих мероприятий: опрос,
мини-лекция, кинолекторий, флэшмоб, акция.
Учащиеся должны уметь:
- планировать деятельность волонтера, волонтерского объединения;
- говорить правильно и эмоционально;
- использовать механизмы эффективного общения;
- создавать рекламные плакаты, профилактические листовки, видеоролики;
- организовывать профилактические мероприятия для учащихся начального,
среднего, используя разные формы работы; досуговые и праздничные мероприятия для
воспитанников детских домов.
- о конфликтах, причинах их возникновения и способах разрешения;
- правила общения и продуктивного взаимоотношения людей;
7

- методы социального проектирования;
- особенности организации досуговых и праздничных мероприятий для
воспитанников детского дома и детей с ограниченными возможностями.
Результаты реализации программы:
1. Овладение учащимися системой знаний в области здорового и безопасного
образа жизни и профилактики социально – значимых заболеваний.
2. Овладение волонтерами приемами и методами работы по пропаганде здорового
и безопасного образа жизни среди учащихся младшего, среднего.
3. Формирование коммуникативных навыков, креативности, организаторских
способностей, уважения к труду и результатам трудовой деятельности.
4. Включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по
формированию здорового и безопасного образа жизни в детской, подростковой и
молодежной среде.
Анализ личностных изменений учащихся осуществляется с привлечением
педагога-психолога с использованием следующих диагностических методик:
Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных
ориентаций (составлен Е.Хмелевым).
Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности Л.В.Байбородовой.
Методика диагностики личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанова,
Д.В.Григорьева.
Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации
А.М.Прихожан.
Методика изучения удовлетворенности учащихся волонтерской деятельностью
(модификация
изучения
удовлетворенности
учащихся
школьной
жизнью
А.А.Андреева).
Промежуточная аттестация и текущий контроль
 Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела.
 Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.

8

2.Учебный план
№

Разделы

Год обучения

1

Модуль 1

36

Форма
промежуточной
аттестации
Эссе

п/п

программы

1-й год

2

Модуль 2

36

Эссе

Итого:

72

9

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Планета волонтерства»

год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

1-й

8

8

6

10

6

8

10

8

8

72

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.

4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№

Темы программы

1.

Модуль 1. «Путешествие
в мир волонтерства»

1.1

Возникновение и развитие
волонтерского движения

1.2

2.2

Навыки конструктивного
общения
Мое здоровье – здоровье
нации
Модуль 2. «Волонтерский
труд: нужный,
интересный, твой!»
Лидер в современном мире
От твоей идеи к твоему
проекту

2.3

Волонтерство и твоя
будущая профессия

1.3

2.
2.1

Теория

Практика

12
24
Комплектование групп
– 2 часа
4
6

Всего

Формы
аттестации/
контроля

36
10

Тест

4

10

14

Тест

4

8

12

Тест

14

22

36

4
6

6
10

10
16

4

6

10

Эссе «Я – лидер»
Защита
совместного
проекта
Эссе «Кем я хочу
быть»
Эссе (ПА)

72
Итого

Комплектование
групп – 2 часа

Комплектование групп – 2 часа
Модуль 1. «Путешествие в мир волонтерства» - 36 часов
Тема 1. Возникновение и развитие волонтерского движения (10 часов)
Теория: История становления отечественного добровольческого (волонтерского)
движения. Зарубежный опыт волонтерской (добровольческой) деятельности. История
современного добровольчества в Москве. Перспективы участия в добровольческом
(волонтерском) движении. Понятие и сущность явления добровольчества,
волонтерского движения: история становления, современные тенденции.
Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Виды, сферы и области
добровольческой (волонтерской) деятельности. Природа, философия, базовые
ценности. Добровольчество и благотворительность. Примеры успешных людей, в
жизни которых свою роль сыграло участие в добровольческом (волонтерском)
движении. Добровольчество (волонтерство) как институт формирования и развития
социальной активности молодежи. Детские и молодежные добровольческие
(волонтерские) организации. Общие принципы добровольческой (волонтерской)

деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость.
Концепция развития добровольчества(волонтерства) в России.
Практика: Деловая игра «Бюрократ». Тренинг на выявление качеств и
способностей каждого участника группы, выработка принципов существования
группы. Определение прав и обязанностей добровольцев (волонтеров). Создание
кодекса добровольцев (волонтеров) волонтерского отряда. Разработка системы
признания и поощрения добровольческого (волонтерского) труда. Определение
структуры добровольческого (волонтерского) формирования. Организационная
культура добровольческого (волонтерского) формирования (создание девиза,
эмблемы, традиций, и др.). Определение содержания деятельности (направления,
проектные линии, проекты). Создание сайта или группы в социальных сетях.
Текущий контроль: тест «Волонтер».
Тема 2. Навыки конструктивного взаимодействия (14 часов)
Теория: Понятие «коммуникативная компетентность», «общение». Основные
процессы общения: коммуникация, интеракция и перцепция. Манера общения, стиль.
Искусство речи: голос, дикция, интонация. Бессловесные элементы поведения:
мимика, жесты, походка. Я глазами других. Уверенное поведение. Самоуверенность
как антипод уверенности. Мои цели. Искусство ставить цели.
Практика: Упражнения на формирование уверенного поведения. Упражнения
на целеполагание. Изучение позиции субъекта в построении отношений с
окружающим миром. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Текущий контроль: тест «Общение».
Тема 3. Мое здоровье – здоровье нации (12 часов)
Теория: Понятие «Здоровье» как комплекс физических, социальных,
интеллектуальных, эмоциональных, личностных и духовных свойств. Факторы,
влияющие на здоровье человека. Мотивация здоровья. Образ жизни как система
индивидуального поведения человека. Типология образа жизни. Поведение и
здоровье. Стратегии здоровьесбережения.
Практика: Создание и представление индивидуальной программы здорового и
безопасного образа жизни.
Текущий контроль: тест «Поговорим о здоровье».
Модуль 2. «Волонтерский труд: нужный, интересный, твой!»
Тема 1. Лидер в современном мире (10 часов)
Теория: Получение детьми знаний и понятий «лидер», «команда», качества
лидера, взаимоотношения лидера и его команды. Развитие лидерских качеств.
Изучение взаимодействия работы лидера и группы.
Практика: Тест А.Н. Лутошкина «Я – Лидер». Игры и тренинги на выявление и
развитие лидерских качеств. Дискуссия «Хочу – могу быть лидером». Деловая игра
«Лидерами не рождаются». КТД «Портрет лидера», проведение коллективно 12

творческого дела.
Текущий контроль: Эссе «Я – лидер».
Тема 2. От твоей идеи к твоему проекту (16 часов)
Теория: Проект и проектная деятельность, специфика, правила работы по
проекту, оформление работы, понятие «Социальный проект».
Практика: Работа с литературой. Создание и реализация социального проекта.
Текущий контроль: Защита совместного проекта.
Тема 3. Волонтерство и твоя будущая профессия (10 часов)
Теория: Обсуждение связи профессиональной деятельности (в рамках
выбранной профессии) и добровольчества. Профессиональное волонтерство —
безвозмездное оказание профессиональных услуг (переводчики, юристы, врачи и т.
д.). Знакомство с программами привлечения подростков к общественно полезным
практикам.
Практика: Тренинг по профессиональному самоопределению, обсуждение
направлений
волонтерской
деятельности,
непосредственно
связанных
с
профессиональным ростом; выполнение заданий в блокноте волонтера.
Текущий контроль: Эссе «Кем я хочу быть».
Промежуточная аттестация: Эссе «Волонтер – звучит гордо».

13

5. Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в
ходе занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой
дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам, проявлений экстремизма;
- установка на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе,
поддержку нуждающихся в помощи;
- установка на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное
неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.),
понимание их вреда.
2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному
выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
14

творческой самореализации в ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля, самоконтроля
и самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих
площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному
материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их
индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами
(целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять
заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных событий
и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых
результатов воспитания детей.
4. Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп
Сентябрь
Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат участника
3
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
5 декабря
Фотоматериалы
Всемирному дню волонтера
4
Городская акция «Мы за чистоту
Февраль
Сертификат участника,
речи»
публикации ВК
5
Участие в мероприятии МБУ ДО
7 апреля
Фотоматериалы
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
15

6. Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№

Раздел
программы

Форма
занятий

1

Возникновение
и
развитие
волонтерского
движения

Учебное
занятие,
практическое
занятие

2

Навыки
конструктивно
го
взаимодействи
я

Учебное
занятие,
практическое
занятие

3

Мое здоровье Учебное
–
здоровье занятие,
нации
практическое
занятие

Приемы и методы

Дидактический материал

Модуль 1. «Путешествие в мир волонтерства»
Рассказ, «мозговой штурм» по выработке Флаеры
и
буклеты
правил работы в группе, игры на Ассоциации
волонтерских
знакомство
и
сплочение
группы, объединений
Всемирная
демонстрация фильма с его последующим декларация
обсуждением, «мозговой штурм», работа в Добровольчества,
фильм
группах,
психогимнастические «Все в твоих руках»,
упражнения, работа с нормативными раздаточный материал для
документами, индивидуальная работа, работы
в
группе,
коммуникативная
методика
изучения видеоматериалы
о
мотивов
деятельности
«Капуста», деятельности волонтерских
диагностическое
упражнение
«Лавка объединений,
Личная
талисманов»
книжка волонтера
Игры сплочение группы, ролевые игры, Таблица
«Мишень
тренинговые
коммуникативные мотивации»,
упражнения, демонстрация фильма с его мультимедийная
последующим обсуждением, «мозговой презентация
«Общение»,
штурм», работа в группах, рассказ, видеоматериалы
«Стиль
индивидуальная
работа, общения»
психогимнастические
упражнения,
индивидуальная работа в блокноте
волонтера
Рассказ, игры на сплочение группы, Кубик «Здоровье», таблица
демонстрация фильма с его последующим «Мишень
мотивации»,
обсуждением, «мозговой штурм», работа в видеофильмы, таблицы для
группах,
групповая
дискуссия, работы по методике Э.Берна
психогимнастические
упражнения,

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Тест

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Тест

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска

Тест

1

Лидер
современном
мире

Учебное
занятие,
практическое
занятие

2.

От твоей идеи Учебное
к
твоему занятие,
проекту
практическое
занятие

3.

Волонтерство
Учебное
и твоя будущая занятие,
профессия
практическое
занятие

индивидуальная работа с заданиями
Модуль 2. «Волонтерский труд: нужный, интересный, твой!»
Беседа, рассказ, игры на сплочение Мультимедийная презентация
правовое
группы, «мозговой штурм», работа в «Нормативно
обеспечение
деятельности
группах, индивидуальная работа, работа с
нормативными документами, просмотр волонтерского объединения»,
«Пирамида
мультимедийных презентаций, лекция, таблица
потребностей»,
раздаточный
тестирование, индивидуальная работа в
материал для работы в группе,
блокноте волонтера
видеоматериалы
о
деятельности
волонтерских
объединений
Игры сплочение группы, ролевые игры, Таблица
«Пирамида
интерактивное
занятие,
работа
с потребностей»,
литературой, индивидуальная работа в видеоматериалы
блокноте волонтера
Беседа, рассказ, игры на сплочение Кубик
группы, демонстрация фильма с его видеофильмы
последующим обсуждением, «мозговой
штурм», работа в группах, индивидуальная
работа, групповая дискуссия, ролевые
игры, самоанализ, индивидуальная работа
в блокноте волонтера

(флип-чарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
«Здоровье», Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Эссе

Защита
проекта

Эссе

17

7.Оценочные материалы
Форма аттестации
Текущий контроль
1 модуль
Раздел 1. Возникновение и развитие волонтерского движения
Тест «Волонтер»
За каждый правильный ответ – 1 балл
Раздел 2. Навыки конструктивного взаимодействия
Тест «Общение»
За каждый правильный ответ – 1 балл
Раздел 3. Мое здоровье – здоровье нации
Тест «Поговорим о здоровье»
За каждый правильный ответ – 1 балл
2 модуль
Раздел 1. Лидер в современном мире
Эссе «Я - лидер»
Критерии оценки письменной творческой работы (эссе):
Высокий уровень
- содержание работы полностью соответствует теме;
- стройное по композиции, логическое и последовательное
изложение мыслей;
- написано правильным литературным языком и стилистически
соответствует содержанию;
- достигнуто смысловое единство текста, дополнительно
использующегося материала.
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из
содержания основной части.
Хороший уровень
- достаточно полно и убедительно раскрывается тема с
незначительными отклонениями от нее;
- логическое и последовательное изложение текста работы;
- написано правильным литературным языком, стилистически
соответствует содержанию;
- имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей;
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из
содержания основной части.
Средний уровень
- в основном раскрывается тема;
- дан верный, но односторонний или недостаточно полный
ответ на тему;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются
отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- выводы не полностью соответствуют содержанию основной
части.

Критерии оценки

5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
10-9 б – 100% (высокий уровень)
7-8 б – 80% (хороший уровень)
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)
5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
10-9 б – 100% (высокий уровень)
7-8 б – 80% (хороший уровень)
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)

18

Низкий уровень
- тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о
поверхностном знании;
- состоит из путаного пересказа отдельных событий, без вывода
и обобщений;
- характеризуется случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями;
- выводы отсутствуют.
Раздел 2. От твоей идеи к твоему проекту
Защита совместного проекта
Требования к содержанию и презентации проекта:
- самостоятельность работы над проектом;
- раскрытие актуальности и значимости темы, полнота
раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- артистизм и выразительность выступления при защите
проекта;
- ответы на вопросы.
Критерии оцениваются от 0 до 2 баллов, где 0 баллов –
критерий не соблюдается; 1 балл – критерий соблюдается
частично; 2 балла – критерий соблюдается полностью.
Раздел 3. Волонтерство и твоя будущая профессия
Эссе «Кем я хочу быть»
Критерии оценки письменной творческой работы (эссе):
Высокий уровень
- содержание работы полностью соответствует теме;
- стройное по композиции, логическое и последовательное
изложение мыслей;
- написано правильным литературным языком и стилистически
соответствует содержанию;
- достигнуто смысловое единство текста, дополнительно
использующегося материала.
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из
содержания основной части.
Хороший уровень
- достаточно полно и убедительно раскрывается тема с
незначительными отклонениями от нее;
- логическое и последовательное изложение текста работы;
- написано правильным литературным языком, стилистически
соответствует содержанию;
- имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей;
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из
содержания основной части.
Средний уровень
- в основном раскрывается тема;
- дан верный, но односторонний или недостаточно полный
ответ на тему;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются
отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

0-1 балл – низкий уровень;
2-4 балла – средний
уровень;
5-7 балла – хороший
уровень;
8-10 баллов – высокий
уровень.

10-9 б – 100% (высокий уровень)
7-8 б – 80% (хороший уровень)
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)

19

- выводы не полностью соответствуют содержанию основной
части.
Низкий уровень
- тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о
поверхностном знании;
- состоит из путаного пересказа отдельных событий, без вывода
и обобщений;
- характеризуется случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями;
- выводы отсутствуют.
Промежуточная аттестация
Эссе «Волонтер – звучит гордо»
Критерии оценки письменной творческой работы (эссе):
Высокий уровень
- содержание работы полностью соответствует теме;
- стройное по композиции, логическое и последовательное
изложение мыслей;
- написано правильным литературным языком и стилистически
соответствует содержанию;
- достигнуто смысловое единство текста, дополнительно
использующегося материала.
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из
содержания основной части.
Хороший уровень
- достаточно полно и убедительно раскрывается тема с
незначительными отклонениями от нее;
- логическое и последовательное изложение текста работы;
- написано правильным литературным языком, стилистически
соответствует содержанию;
- имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей;
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из
содержания основной части.
Средний уровень
- в основном раскрывается тема;
- дан верный, но односторонний или недостаточно полный
ответ на тему;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются
отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- выводы не полностью соответствуют содержанию основной
части.
Низкий уровень
- тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о
поверхностном знании;
- состоит из путаного пересказа отдельных событий, без вывода
и обобщений;
- характеризуется случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями;
- выводы отсутствуют.

10-9 б – 100% (высокий уровень)
7-8 б – 80% (хороший уровень)
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)

20

8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Объем и срок освоения программы. Срок реализации образовательной
программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 2
часа, 72 часа в год. Всего 72 учебных часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12 – 13 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Наполняемость объединения - 9-10 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая.
Программа предполагает различные виды проведения занятий: беседа,
дискуссия, практикум, занятие с элементами тренинга, просмотр видеофильма с
последующим обсуждением, самостоятельная работа.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Особенности каждого занятия обусловлены темами, которые рассматриваются.
Определяющими в программе являются личностно ориентированные деятельностные
технологии, имеющие выраженный здоровьесберегающий потенциал, такие как
обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проблемное обучение (в том числе
проектный метод), технологии развития критического мышления.
Программа в большей степени предполагает проведение интерактивных занятий
с элементами тренинга. Интерактивные методы обучения способствуют активному
включению учащихся в работу, позволяют через общение более глубоко осознать
истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развивать навыки работы
с людьми, выработать индивидуальные способы поведения, адекватные той или иной
жизненной ситуации.
Методологические основы программы: в теоретической части программы
описывается технология подготовки волонтера. Практическая часть программы
является логическим продолжением теоретической части и дает возможность
учащимся принять активное участие в организации и проведении мероприятий,
пропагандирующих ЗБОЖ.
В целях наиболее технологичного проведения занятий определены необходимые
структурные компоненты:
1. Адаптивный компонент. Предполагает проведение в начале каждого занятия
упражнения – разминки, направленного на снятие эмоциональной напряженности и
способствующего раскрепощению участников.
2. Целеполагающий компонент. Предполагает формирование целей и задач
занятия. Формулирование целей и задач занятия самими участниками активизирует
мотивацию участников, создает ощущение личностной причастности ко всему, что
происходит на занятиях
3. Конструктивно – практический компонент. Содержит собственно обсуждение
вопросов, ситуаций; используются игровые технологии, отрабатываются
поведенческие навыки, происходит формирование личностной позиции участников
21

группы по теме занятия через высказывания, формулирование собственных мнений.
4. Рефлексивный компонент. Включает оценивание каждого занятия, своего
вклада в общий результат занятия, актуальности и необходимости поступающей
информации.
5. Эмоционально – завершающий компонент. Предполагает окончание занятия
упражнением, способствующим эмоционально положительному впечатлению от
занятия. Данный компонент придает завершенность конкретному занятию и
предполагает дальнейшую встречу участников.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие навыки)
определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития личностных
качеств учащихся объединения два раза в год.
Программа предполагает проведение занятий с использованием традиционных
форм, когда учащиеся слушают рассказ педагога, работают в тетрадях, выполняют
письменные задания, а также с использованием игровых тренинговых технологий,
когда учащимся необходимо в ходе игровых ситуаций свободно двигаться, садиться в
круг или микрогруппы. Таким образом, кабинет для занятий по программе должен
иметь две зоны:
- зону с письменными столами;
- игровую зону, где можно свободно перемещаться, ставить стулья в круг или
организовывать в пространстве работу микрогрупп.
Программа предусматривает работу с видеоматериалами, мультимедийными
презентациями. Соответственно, кабинет для работы по программе должен быть
оснащен компьютером (ноутбуком).
Для ведения записей педагогом в ходе проведения занятий, а также закрепления
наглядных материалов в кабинете должна быть доска или флип-чарт, маркеры,
магниты.
Для
организации
видеопросмотров
на
занятии
необходим
фонд
видеоматериалов:
художественных и документальных фильмов духовно-нравственной
направленности, по формированию позитивного мировоззрения;
- фильмов по профилактике зависимостей, ВИЧ-инфекции;
- социальных видеороликов.
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага и т.п.

22

9.Список литературы
Список литературы для педагога
1. Арсеньева Т.Н. Инновационные проекты системной поддержки молодежного
добровольчества. / Т.Н. Арсеньева, Н.В. Виноградова, И.М. Пелевина, А.А.
Соколов. – СПб. - Тверь, 2009. – 116 с.
2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установки. – М.: Академия, 2001.
3. Взросление. Любовь. Семья/ авт.-разраб. Е.Е. Смирнова. – Волгоград: Учитель,
2016. – 215 с.
4. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного
образования. – М.: Перспектива, 2011.
5. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики/ авт.-разраб. Г.С. Чеснокова,
А.В. Зякина, Е.В. Чикалова, Л.А. Мазухина. – Волгоград, 2009.
6. Выпуск 2. Соловьев А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики
химической зависимости для детей 9-12 лет. – М., 2000.
7. Выпуск 3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. первичная профилактика
наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового
добровольческого движения. – М., 2000.
8. Выпуск 4. Программа «Путешествие во времени». Методические рекомендации по
курсу профилактических знаний для подростков. – М., 2000.
9. Выпуск 5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. программа формирования здорового
жизненного стиля. – М., 2000.
10. Выпуск 6. Без секрета всему свету… - М., 2000.
11. Выпуск 7. Терентьев А.В., Ивашин О.И., Москвичев О.И. «Перекресток»:
реабилитационная программа. – М., 2000.
12. Гладышева О.С., Кузоватова Е.Е., Еделева Е.Г. Организация профилактической
работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход. –
Нижний Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2015.
13. Грибанова О.В. Информационные технологии профилактики наркомании. –
Волгоград: Учитель, 2016.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования,
Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация "Развивающее обучение". – М.:
ИНТОР, 1996. – 544 с. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/DTe/DTe-001.htm
15. Здоровая Россия – общее дело: программа для проведения интерактивных
занятий/сост.: А.А. Дягтярев, М.А. Дегтярева, Я.В. Ковалевский, А.И.
Ковалевская.–М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело»,
2015.
16. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9 класс
/ А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
17. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 1011классы / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
23

18. Методические рекомендации по работе с волонтѐрами (добровольцами) для
руководителя организации. / Авт.-сост. А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев.
/ Под ред. Т.Н. Арсеньевой. – М., 2017.
19. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика
ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П.Кучегашева, Ю.В.Науменко,
И.В.Федоскина; под.ред. Ю.В.Науменко. – М.: Глобус, 2008.
20. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера: учебнометодическое пособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и
др. – Барнаул: АлтГПУ, 2018.
21. Профилактика ВИЧ – инфекции и наркомании у подростков средствами
образования/ О. С. Гладышева, Н. Н. Носов, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева, Ю. В.
Помазова, И. Э. Борисов, И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, Е. Ф. Горьева. – Н.
Новгород: НГЦ, 2004.
22. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа
без табака. 5-11 классы, ПТУ. – М.: ВАКО, 2004.
23. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и
укреплению здоровья учащихся: методическое руководство/ под ред. О. С.
Гладышевой. – Н. Новгород: НИРО, 2008.
24. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
детей: инновационные подходы/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, В. А. Малинин. –
Н.Новгород: НИРО, 2012. – 219 с.
25. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. –
Нижнийновгород, 2009. – 80 с.
26. Тренинги с подростками/ авт.-разраб. Ю.А. Григорьева, Т.Ф. Илларионова, О.В.
Расулова, А.В. Семенченко, К.П. Сулимова.– Волгоград: Учитель, 2016.
27. Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир. курсу: 7-й
год обуч./ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина.–Н.Новгород: НИРО, 2011.
28. Федоров А.С. Методическое пособие «Модель школьного добровольческого
отряда» / А.С. Федоров, В.А. Зотова, А.П. Метелев. – М.: Изд- во «Перо», 2018.
Список литературы для учащихся
1. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. – СПб.: Питер, 2008.
2. Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим
мужчиной. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2001.
3. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А. Практическая психология для подростков, или
Вся правда о наркотиках. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2008
Список литературы для родителей
1. Выбойщик Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о
своѐм ребѐнке - М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 320с.
2. Дакко П. Новое искусство жить. Институт практической психологии для
школьников - М.: 2009. – 256с.
3. Зеланд В. Пространство вариантов. Трансерфинг реальности. Ступень 1 - СанктПетербург: ИГ Весть, ГлазГора, 2009. – 224с.
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».