Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9__
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от __30.08.2024_ № __109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Основы ландшафтного дизайна»
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: с 13 лет
Автор-составитель:
Корнилова Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Оглавление
Стр.
3
1.
Пояснительная записка
2.
Учебный план
10
3.
Календарный учебный график
11
4.
Содержание рабочей программы обучения
12
5.
Содержание рабочей программы воспитания
21
6.
Методические материалы
22
7.
Оценочные материалы
27
8.
Организационно - педагогические условия реализации
30
программы
9.
Список литературы
33
2
1. Пояснительная записка
Чтобы жить, нужны солнце,
свобода и маленький цветок.
Г.Х. Андерсен
Самым действенным и доступным способом воспитания в наших детях
любознательности,
нестандартности,
эмоциональности
восприятия
окружающего мира, любви к красоте является их приобщение к природе.
Животворный контакт с природой, многообразием растений и еще не до конца
истребленной красотой поможет учащимся более эмоционально, бережно
относиться к окружающему миру.
Общественное значение результатов декоративно - прикладной
деятельности детей играет определяющую роль в их воспитании - формируется
сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии
интереса и творческих возможностей детей. Творческое начало рождает в
ребенке живую фантазию, живое воображение, стремление вперед, к лучшему,
к прогрессу, к совершенству.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
3
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Направленность программы: естественнонаучная.
Отличительная особенность данной программы - тесное переплетение
нескольких областей интересов. Учащиеся получают не только основы
профессии ландшафтного дизайнера, но имеют возможность получить знания
по биологии, экологии, истории, черчению и использовать их на практике.
Актуальность программы обусловлена вспыхнувшим интересом
населения к дизайну участков и жилых помещений. Данная программа
ориентированна на профессиональное самоопределение учащихся, даѐт
возможность одаренным детям проявить себя творчески. Также создаѐт условия
для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с
наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных
явлений окружающего мира, обеспечить междисциплинарный подход в части
интеграции с различными областями знаний.
Данная программа рассчитана на учащихся с 13 лет. В объединение
принимаются все желающие по предварительному собеседованию, обучение
организуется с учетом половозрастных особенностей учащихся.
В этот период у подростков происходит интеллектуализация таких
психических функций, как восприятие и память; развитие воображения.
Продолжают развиваться все виды мышления: переход от мышления,
основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению
теоретическому рефлексивному. С общим интеллектуальным развитием
связано развитие воображения, которое дает мощный импульс для развития
творчества: многие начинают писать стихи, заниматься разного рода
конструированием. Характерными новообразованиями подросткового возраста
есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность
склонностей и профессиональных интересов.
Программа предоставляет учащемуся возможность творчески развиваться
познавать и проявлять свои способности, которые смогут стать основой для
профессионального самоопределения.
Основная цель данной программы - способствовать формированию у
детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать
им место и значение художественного проектирования при создании объектов
ландшафтного дизайна, научить их понимать основные закономерности
создания садово-парковых композиций, ознакомить с основами проектной
деятельности.
4
Задачи:
формировать устойчивый интерес к профессии и способствовать освоению
учащимися определенных профессиональных знаний, умений и навыков в
данном виде творчества;
расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
научить составлять и защищать творческие проекты;
изучить основные законы и приѐмы ландшафтной архитектуры;
изучить основы дендрологии и цветоводства;
развивать мотивацию личности воспитанника к познанию и творчеству;
развивать творческие способности личности, эстетический вкус;
развивать коммуникативные способности;
развивать и обогащать практический опыт детей;
формировать трудолюбие, ответственное отношение к труду и его
результатам;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать базовые трудовые навыки, чувства причастности и уважения к
результатам труда;
развивать память, логическое мышление, воображение, творческие
способности, волевые качества.
Задачи первого года обучения:
- познакомить учащихся с историей садово-паркового искусства, со стилями в
ландшафтном искусстве;
- познакомить учащихся с основами цветоведения;
- научить приемам и методам создания ландшафтных композиций и их
элементов;
- научить составлять флористические открытки и настольные композиции из
природного материала для оформления внутреннего интерьера дома;
- познакомить учащихся с растительным миром нашего края;
- познакомить с основными законами и приемами ландшафтной архитектуры;
- познакомить с особенностями комнатных растений;
- научить составлять и защищать творческие эскизные проекты;
- познакомить с основами архитектурной дендрологии;
- развивать творческие способности личности, эстетический вкус и
эстетические потребности;
- развивать коммуникативные навыки.
5
Задачи второго года обучения:
-познакомить с ассортиментом и особенностями выращивания цветочных
культур и газонных растений;
- познакомить с основными видами цветников и альпинариев;
- дать понятие о составе и особенностях почвы;
- освоить методику современного ландшафтного проектирования;
- научить основам проектирования цветника;
-познакомить с разновидностями искусственных водных систем и водных
растений;
- познакомить с основными приѐмами размножения и посадки растений;
- научить воплощать на практике элементы созданных проектов;
- воспитывать у учащихся креативное мышление;
- прививать любовь, бережное отношение к природе, умение чувствовать и
сопереживать ей.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1)
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2)
сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3)
сформированость толерантного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
сформированность основ бережного отношения к природе;
5)
сформированость навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
проектной, учебно-инновационной и других видах деятельности;
6)
сформированость эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7)
осознанный выбор будущей профессии;
8)
сформированость основ саморазвития и самовоспитания;
9)
сформированость основ экологического мышления, приобретения опыта
природоохранной деятельности, понимание основ закономерности создания
садово-парковых композиций;
6
10) сформированость установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
3)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
собственные возможности еѐ решения;
4)
готовность и способность к самостоятельной и ответственной
информационной деятельности, навыкам разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
7)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью; представлять результаты
проектной деятельности, включая составление текста и презентации
материалов с использованием информационных и коммуникационных
технологий;
8)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
7
Предметные результаты освоения программы:
учащиеся должны уметь:
- определять стили ландшафтного искусства;
- составлять творческие проекты;
- изготавливать флористические композиции и аксессуары;
- распознавать в окружающем мире основные виды деревьев и кустарников
города;
- подбирать комнатные растения для конкретного помещения.
- составлять разнообразные виды ландшафтных проектов;
- воплощать элементы проекта в практической работе на приусадебном участке.
учащиеся должны знать:
- основные этапы развития садово-паркового искусства;
- основы цветоведения;
- принципы построения ландшафтных композиций;
- основы архитектурной дендрологии;
- виды цветников и альпинариев;
- основные приѐмы размножения и посадки растений;
- ассортимент и особенности выращивания цветочных культур и газонных
растений;
- технологию изготовления пасхальных композиций;
Предметные ожидаемые результаты первого года обучения:
учащиеся должны уметь:
- определять стили ландшафтного искусства;
- составлять творческие проекты;
- распознавать в окружающем мире основные виды деревьев и кустарников
города;
- изготавливать композиции из природного материала;
- подбирать комнатные растения для конкретного помещения.
учащиеся должны знать:
- основные этапы развития садово-паркового искусства;
- компоненты ландшафта (рельеф, вода, растительность);
- основы цветоведения;
- принципы построения ландшафтных композиций;
- основы архитектурной дендрологии;
- видовой состав деревьев и кустарников нашего края;
- основные законы и приемы ландшафтной архитектуры;
- названия основных изучаемых комнатных растений;
- виды цветников и альпинариев;
8
- основные приѐмы размножения и посадки растений.
Предметные ожидаемые результаты второго года обучения:
учащиеся должны уметь:
- составлять разнообразные виды ландшафтных проектов;
- создавать проект цветника;
- изготавливать новогодние композиции и аксессуары;
- определять вид почвы;
- воплощать элементы проекта в практической работе на приусадебном участке.
учащиеся должны знать:
- ассортимент и особенности выращивания цветочных культур и газонных
растений;
- основные группы болезней растений и общие меры борьбы с ними;
- виды цветников и альпинариев;
- состав и особенности почвы;
- основные принципы изготовления новогодних композиций и аксессуаров;
- технологию изготовления пасхальных композиций;
- разновидности искусственных водных систем и водных растений;
- наиболее часто используемые растения открытого грунта;
- основные приѐмы размножения и посадки растений.
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
9
2. Учебный план
№
Разделы программы
п/п
Год обучения
1-й год
1.
Модуль 1
2.
Модуль 2
2-й год
Защита проекта
108
108
Итого:
Форма
промежуточной
аттестации
Тест
216
10
3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Основы ландшафтного дизайна»
Год
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль
март
апрель
май
итого
обучения
1-й
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
2-й
12
12
12
15
9
12
12
15
9
108
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля первого года обучения
Тема
Теория Практика Всего
№п
/п
1.
1.1
1.2
1.3
Модуль «Принципы
ландшафтного дизайна»
Знакомство с профессией
История садово-паркового
искусства
Стили в ландшафтном
искусстве
72
Комплектование групп 3 часа
3
15
6
Наблюдение
15
Проверка
конспектов
Анализ
выполненного
макета
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
6
6
1.4.
Основы цветоведения
2
1
3
1.5.
Основы аранжировки
цветов
Создание ландшафтных
композиций
Элементы ландшафтного
дизайна (плоскостные
сооружения и малые
архитектурные формы)
Биологические
и
экологические особенности
комнатных растений
Модуль «Основы
архитектурной
дендрологии»
Основы архитектурной
дендрологии.
Красивоцветущие деревья и
кустарники. Лианы.
Видовой состав деревьев и
кустарников нашего края
Эскизный проект,
вариантное проектирование
3
12
15
6
6
12
1.6.
1.7.
1.8.
2
2.1.
2.2.
2.3.
Итого
Формы
аттестации
/контроля
6
6
3
6
9
Защита проекта
9
Анализ творческой
работы
Проверка
конспектов
Проверка
конспектов
Защита проекта (ПА)
36
9
3
6
9
3
15
18
59
46
Комплектование групп
- 3 часа
108
Модуль «Принципы ландшафтного дизайна»
1.1.Тема «Знакомство с профессией» (6 часов)
Комплектование групп
Теория: Введение в образовательную программу, знакомство с правилами
поведения в ЭБЦ, правилами ТБ и ППБ. Знакомство с профессией
ландшафтного дизайнера. Прогулка по Эколого-биологическому центру. Игры
на знакомство. Тестирование. Диагностика.
Текущий контроль: наблюдение.
1.2. Тема «История садово-паркового искусства» (15 часов)
Теория: Античные сады, топиарное искусство, испано-мавританский стиль;
регулярные сады допетровской эпохи, пасторальные мотивы; англо-китайский
стиль, регулярные дворцовые парки; садово-парковое искусство Европы,
России, Америки 19-нач.20 века. Современное ландшафтное искусство. Парки
культуры и отдыха.
Практика: Прогулка «Парки и скверы нашего города». Оформление выставки
фотографий современного и старого города.
Текущий контроль: проверка конспектов.
1.3. Тема «Стили в ландшафтном искусстве» (6 часов)
Теория: Регулярный стиль, пейзажный стиль. Хай-тек, Авангард, Модерн,
Постмодернизм.
Практика: Изготовление макета пейзажного стиля.
Текущий контроль: анализ выполненного макета.
1.4. Тема «Основы цветоведения» (3 часа)
Теория: Цветовой круг Освальда. Символика цвета. Примеры цветовых
сочетаний.
Практика: Упражнения на цветовые сочетания.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
1.5. Тема «Основы аранжировки цветов» (15 часов)
Теория: Принципы построения композиций, флористических открыток.
Особенности изготовления некоторых композиций.
Практика: Изготовление плоскостной и полуобъемной открытки; изготовление
вертикальной и горизонтальной композиций, а также в виде треугольника.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
13
1.6. Тема «Создание ландшафтных композиций» (12 часов)
Теория: Основы архитектурно-ландшафтной композиции. Компоненты
ландшафта (рельеф, вода, растительность). Анализ природных компонентов.
Основы архитектурно-ландшафтной композиции. Основы проектирования.
Практика: Прогулка «Городские ансамбли». Основные проекции. Организация
рельефа. Функциональное зонирование участка. Фиксация достоинств и
проблем участка.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
1.7. Тема «Элементы ландшафтного дизайна (плоскостные сооружения и
малые архитектурные формы)» (6 часов)
Теория: Малые архитектурные формы – их разновидности и композиционное
единство. Устройство и конструкции плоскостных сооружений. Подпорные
стенки и откосы.
Практика. Практическая работа «Изучение малых архитектурных форм на
площадях и улицах города».
Текущий контроль: анализ творческой работы.
1.8. Тема «Биологические и экологические особенности комнатных
растений» (9 часов)
Теория: Видовое разнообразие комнатных растений. Правила ухода за
комнатными растениями. Знакомство с разными способами размножения
растений.
Практика: Работа с литературой по изучению комнатных растений; подбор
комнатных растений для каждого кабинета Центра. Размножение комнатных
растений для озеленения Центра. Проект: «Подбор комнатных растений по
группам: ядовитые растения, лекарственные растения, растения для детских
учебных учреждений».
Текущий контроль: защита проекта.
Модуль «Основы архитектурной дендрологии»
1.1. Тема « Основы архитектурной дендрологии. Красивоцветущие деревья
и кустарники. Лианы» (9 часов)
Теория: Геометрические формы древесных растений. Солитеры. Цветовая
гамма растений. Компоновка растений по декоративному признаку, времени
цветения, размерам, форме кроны. Красивоцветущие, декоративно-плодные,
декоративно-лиственные деревья и кустарники. Разновидности лиан,
особенности ухода за ними.
14
Практика: Составление рисунка.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
1.2. Тема. Видовой состав деревьев и кустарников нашего края.
Теория: Виды и разновидности хвойных, ассортимент и выращивание
лиственных растений. Общая характеристика, особенности выращивания
деревьев и кустарников нашего края. Плодовые деревья и кустарники.
Практика: Экскурсия в парк-дендрарий. Игра: «С какой ветки эти детки?».
Кроссворд: «Растения парка-дендрария».
Текущий контроль: проверка конспектов.
1.3. Тема «Эскизный проект, вариантное проектирование» (18 часов)
Теория: Регулярная, пейзажная и современная планировочная композиция.
Ландшафтные сооружения. Геопластика.
Практика: Составление эскизного проекта в стиле: регулярном, пейзажном,
хай-тек, модерн.
Текущий контроль: проверка конспектов.
Промежуточная аттестация: защита проекта.
№
п/
п
1.
1.
2.
3.
4.
5.
Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля второго года обучения
Тема
Теория Практика Всего
Модуль «Оформление сада
и жилых интерьеров»
Ассортимент и выращивание
цветочных культур и
травянистых растений.
Защита растений.
Основные виды цветников и
альпинариев
Состав и особенности почвы
Разновидности
искусственных водных
систем, водные растения.
Дизайн жилых и
общественных помещений к
Новогодним праздникам
Формы
аттестации
/контроля
72
3
6
9
Тест «Свойства
луковиц разных видов
растений»
12
3
15
1
2
3
Анализ творческой
работы
Проверка конспектов
7
2
9
Анализ творческой
работы
3
15
18
Анализ творческой
работы
15
6.
7.
2.
2.1
2.2
2.3
Формирование образа сада
(фен-шуй, модульный
огород, теневой сад)
Флористическое
оформление праздников.
Пасха.
Модуль «Создание образа
сада»
Проект цветника
Основные приѐмы
размножения и пересадки
растений
Проект « Мой любимый
цветник»
6
Итого
41
3
9
6
Проверка конспектов
12
Анализ творческой
работы
36
3
3
18
3
21
6
Защита проекта
Анализ творческой
работы
9
9
Защита проекта
Тест по изученному
материалу (ПА)
67
108
1. Модуль «Оформление сада и жилых интерьеров»
1.1. Тема «Ассортимент и выращивание цветочных культур и
травянистых растений. Защита растений» (9 часов)
Теория: Характеристика цветочных культур открытого грунта. Растения для
контейнерного озеленения. История возникновения газонов. Виды газонов.
Изучение ассортимента и особенностей газонных трав. Особенности
культивирования луковичных растений. Основные группы болезней растений и
общие меры борьбы с ними. Характеристика экологических групп и основных
видов вредителей растений. Организация защиты растений на объектах
озеленения.
Практика: Мини исследование: «Разнообразие использования контейнерного
озеленения во дворах и на улицах», «Сравнение газона и дикорастущих трав на
пустырях». Поход в магазин «Многообразие удобрений и инсектицидов».
Текущий контроль: Тест «Свойства луковиц разных видов растений».
1.2. Тема «Основные виды цветников и альпинариев» (15 часов)
Теория: Виды цветников: регулярные (партер, клумба, бордюр, рабатка,
модульный цветник, солитер) и ландшафтные (группа, миксбордер). История
возникновения альпийских садов, этапы сооружения альпинария. Растения для
альпинария. Виды альпинариев: мозаика, плоский, миниатюрный, каменистая
стенка, альпийская горка, рокарий.
Практика: Прогулка «Цветники нашего города». Зарисовка видов цветников.
Игра.
16
Текущий контроль: анализ творческой работы.
1.3. Тема «Состав и особенности почвы» (3 часа)
Теория: Механический и химический состав почвы. Подготовка почвы на
объектах озеленения. Основные виды удобрений.
Практика: Практическая работа «Изучение свойств почвы», «Определение
вида почвы».
Текущий контроль: проверка конспектов.
1.4. Тема «Разновидности искусственных водных систем, водные
растения» (9 часов)
Теория: Искусственные водные системы. Водоѐм декоративный, речка, ручей,
водопад, каскад, фонтан. Дизайн и инженерное оборудование. Системы
орошения. Ассортимент и выращивание водных растений. Группы растений по
образу жизни и режиму.
Практика: Разработка эскиза водоѐма по своему замыслу. Изучение водных
растений аквариумов уголка живой природы.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
1.5. Тема «Дизайн жилых и общественных помещений к Новогодним
праздникам» (18 часов)
Теория: История празднования Нового года и Рождества. Традиции, новогодняя
символика и аксессуары.
Практика: Изготовление новогодних аксессуаров: шишки, ежики, подарочки,
бантики. Изготовление композиции со свечой, креативной ѐлки, новогодних
венков, новогоднего коллажа и гирлянды.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
1.6. Тема «Формирование образа сада (фен-шуй, модульный огород,
теневой сад)» (6 часов)
Теория: Основные принципы фен-шуй в саду. Восьмиугольник БАГУА.
Ассортимент растений. Основные принципы создания модульного огорода.
Аптекарский огород. Формовой плодовый сад, плоские и объѐмные формы
деревьев и кустарников. Особенности создания теневого сада. Группы растений
по отношению к световому режиму. Приспособление растений к условиям
тени. Ассортимент растений для создания теневого сада.
Практика: Отчет «Особенности растений по отношению к свету на примере
комнатных растений».
Текущий контроль: проверка конспектов.
17
1.7. Тема «Флористическое оформление праздников. Пасха» (12 часов)
Теория: Оформление дома к праздникам и торжествам. Атрибуты и символы
отдельных праздников. Изучение традиций праздника Пасхи.
Практика: Изготовление контейнеров с использованием природного
материала. Изготовление пасхальной композиции в виде гнезда и композиции с
вербой.
Текущий контроль: анализ творческой работы.
2. Модуль «Создание образа сада»
2.1. Тема «Проект цветника» (21 час)
Теория: Принципы распределения растений по высоте, растения для заднего,
среднего и переднего плана. Анализ сезонной декоративности цветника. Уход
за цветником. Особенности многолетних и однолетних цветочных культур.
Растения для контейнерного озеленения.
Практика: Составление плана цветника в различных стилях. Принципы
распределения растений в цветнике. Разработка и оформление проекта
цветника по выбору.
Текущий контроль: защита проекта.
2.2. Тема «Основные приѐмы размножения и пересадки растений» (6
часов)
Теория: Основные приѐмы размножения древесных, кустарниковых и
травянистых растений. Пересадка растений, сроки посадок и пересадок.
Пересадка крупных растений. Подготовка посадочных ям.
Практика: Прививка древесных растений. Подготовка грунта и посев семян.
2.3. Тема. Проект «Мой любимый цветник»
Практика. Самостоятельное составление творческого проекта реального
участка. Перенос плана цветника на местность. Воплощение элементов проекта
на приусадебном участке.
Текущий контроль: защита проектов.
Промежуточная аттестация: тест.
18
5. Содержание рабочей программы воспитания
5.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к
стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям;
- экологической культуры, понимания личной ответственности за действия
в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе,
бережливости в использовании природных ресурсов.
19
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- опыт социально значимой деятельности.
5.2 Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
5.3 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными
интересами
и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
20
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
5.4
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы
первого года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Мероприятие
Городская
творческая
выставка
«Осенний калейдоскоп».
Знакомство с растительным миром
нашей области
Какие бывают дизайнеры и что они
делают?
Городская
творческая
выставка
«Чародейка зима»
Традиции народных праздников на Руси
Городская
творческая
выставка
«Весенние фантазии»
«Помни прошлое ради будущего»
Срок
проведения
сентябрь ноябрь
ноябрь
январь
ноябрь –
январь
февраль
март-апрель
март
Результат
Сертификат участника
Анализ
творческой
работы
Презентация профессии
Сертификат участника
Анализ
творческой
работы
Сертификат участника
Изготовление открыток ко
Дню Победы
Календарный план воспитательной работы
второго года обучения
№
п/п
1.
Мероприятие
3.
Человек-созидатель и разрушитель
памятников архитектуры и скульптуры
Городская творческая выставка
«Осенний калейдоскоп».
Мама - самое дорогое слово на Земле.
4.
Новогодние обычаи разных стран
5.
6.
Городская творческая выставка
«Весенние фантазии»
Поздравительный этикет
7.
Архитектура родного города
2.
Срок
проведения
сентябрь
октябрь ноябрь
ноябрь
декабрь –
январь
март-апрель
февраль
май
Результат
Круглый стол
Сертификат участника
Изготовление сувенира
для мамы
Анализ творческой
работы.
Сертификат участника
Анализ творческой
работы.
Выставка рисунков
«Город – сказка»
21
5. Методические материалы
Первый год обучения
Модуль 1 «Принципы ландшафтного дизайна»
Тема
Форма занятий
Приемы, методы
Дидактический материал
Техническое
обеспечение
1. Знакомство с
профессией
Учебное занятие
Иллюстративный материал
Мультимедийное
оборудование
2. История садовопаркового искусства
Учебное
занятие,
экскурсия,
выставка.
Учебное занятие
Беседа,
рассказ,
иллюстративные
методы.
Экскурсия
Беседа,
демонстрация
образцов, работа с
литературой.
Беседа,
рассказ,
иллюстративные
методы.
Практическая
работа
Беседа, рассказ,
работа с
литературой, показ
иллюстраций.
Практическая
работа.
Беседа, рассказ,
Иллюстративный
3. Стили в
ландшафтном
искусстве
4. Основы
цветоведения
Учебное
занятие,
практическая
работа
5. Основы
Учебное
Формы
подведения
итогов
Наблюдение
Иллюстративный
материал, Мультимедийное
презентация «Регулярные сады оборудование
Российской империи»
Проверка
конспектов
Иллюстративный
материал,
презентация «Парки и ансамбли
в регулярном, пейзажном, хайтек, модерн стилях»
Анализ
выполненного
макета
Мультимедийное
оборудование,
интерактивная
доска
Цветовой круг Оствальда, схемы Таблица
цветовых сочетаний, цветовая палитры
палитра, фотографии, наглядные
пособия
материал
цветовой Анализ
творческой
работы
и Мультимедийное
Анализ
22
аранжировки цветов
занятие,
практическая
работа
объяснение.
Иллюстративные
методы.
6. Создание
ландшафтных
композиций
Учебное
занятие,
практическая
работа, прогулка
7. Элементы
ландшафтного
дизайна (плоскостные
сооружения и малые
архитектурные
формы).
8. Биологические и
экологические
особенности
комнатных растений
Учебное занятие
Практическая
работа
Учебное
занятие,
практическая
работа.
образцы готовых композиций, оборудование
фотографии. Схемы.
Презентация «Флористическая
открытка».
Беседа,
рассказ, Иллюстративный
материал, Компьютер
работа
с литература, фотографии, схемы,
литературой,
методическое пособие.
самостоятельная
работа.
Консультация.
Беседа,
рассказ, Иллюстративный
материал, Магнитофон,
иллюстративные
мультимедийная презентация: мультимедийное
методы.
«Малые архитектурные формы оборудование,
Консультация.
и дорожки»
компьютер
Объяснение,
рассказ,
беседа,
работа
с
литературой.
Консультация.
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
Иллюстративный
материал: Микроскоп
Защита проекта
фотографии,
открытки, школьный«Эврика»
книжные
иллюстрации, с видеоокуляром в
мультимедийная
презентация кейсе,
цифровая
«Зимние сады»
лаборатория
по
экологии (полевая),
компьютер
Модуль 2 «Основы архитектурной дендрологии»
Тема
Форма занятий
Приемы, методы
Дидактический материал
Техническое
обеспечение
Формы
подведения
итогов
23
1. Основы
архитектурной
дендрологии. Лианы.
Красивоцветущие
деревья и кустарники.
2. Видовой состав
деревьев и
кустарников нашего
края
Учебное занятие
3. Эскизный проект,
вариантное
проектирование
Учебное
занятие.
Практическая
работа.
Учебное занятие
Прогулка
Объяснение, беседа,
рассказ,
иллюстративные
методы
Иллюстративный
материал,
фотографии, открытки, книжные
иллюстрации, схемы цветения
растений.
Набор препаратов
«Ботаника»,
компьютер,
интерактивная
доска.
Беседа,
рассказ, Иллюстративный
материал: Магнитофон,
работа
с фотографии, открытки, книжные компьютер
литературой, игра, иллюстрации.
наблюдение.
Практическая
работа
Объяснение,
Схемы, фотографии, литература, Компьютер,
рассказ,
беседа, методическое пособие, образцы мультимедийное
работа
с творческих
проектов, оборудование
литературой.
мультимедийная
презентация Структура
Консультация.
«Парки
и
ансамбли
в творческого
регулярном, пейзажном, хай-тек, проекта
модерн стилях»
Анализ
творческой
работы
Проверка
конспектов
Проверка
конспектов
Защита проекта
(ПА)
Второй год обучения
Модуль 1 «Оформление сада и жилых интерьеров»
Тема
1. Ассортимент и
выращивание
цветочных культур и
травянистых
растений.
Защита
Форма занятий
Приемы, методы
Дидактический материал
Техническое
обеспечение
Учебное
занятие,
практическая
работа.
Беседа, лекция,
Иллюстративный материал, гербарий, Микроскоп
наглядные методы. литература, фотографии.
школьный
Консультация.
«Эврика»
с
видеоокуляром
в
кейсе,
Форма
подведения
итогов
Тест
24
растений.
2 Основные
цветников
альпинариев
виды Учебное
и занятие,
экскурсия.
3
Состав
и Учебное
особенности почвы
занятие,
практическая
работа.
Беседа,
рассказ,
наглядные методы,
игра.
Практическая
работа.
Беседа,
рассказ,
наглядные методы.
Иллюстративный материал и образцы
готовых композиций, литература,
фотоматериалы.
Мультимедийная
презентация
«Цветники и рокарии».
Иллюстративный
материал
литература, фотоматериалы
Карточки для практической работы.
материал,
компьютер.
Мультимедийн
ое
оборудование,
интерактивная
доска.
Цифровая
лаборатория
по
экологии
(полевая),
компьютер.
Мультимедийн
ое
оборудование
видеофильм
«Аквариум».
Мультимедийн
ое
оборудование.
Анализ
творческой
работы
Проверка
конспектов
4.
Разновидности
искусственных
водных
систем,
водные растения
Учебное
занятие,
практическая
работа.
Беседа,
рассказ, Иллюстративный
иллюстративные
литература.
методы.
5. Дизайн жилых и
общественных
помещений
к
Новогодним
праздникам
6.
Формирование
образа сада (фен-шуй,
модульный
огород,
теневой сад)
7.
Флористическое
оформление
праздников. Пасха.
Учебное
занятие.
Практическая
работа
Беседа,
рассказ,
иллюстративные
методы.
Консультация.
Учебное
занятие.
Беседа,
рассказ, Иллюстративный
материал, Магнитофон,
иллюстративные
литература, фотоматериалы.
компьютер.
методы.
Проверка
конспектов
Учебное
занятие,
практическая
работа.
Беседа,
объяснение,
самостоятельная
работа.
Анализ
творческой
работы
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийная презентация «Новый
год - волшебный праздник».
Образцы готовых композиций, схемы,
литература,
фотоматериалы,
методическое
пособие
мультимедийная
презентация
Магнитофон,
мультимедийн
ое
оборудование.
Анализ
творческой
работы
Анализ
творческой
работы
25
Консультация.
«Весенние
композиции».
и
пасхальные
Модуль 2 «Создание образа сада»
Тема
1. Проект цветника
Форма занятий
Приемы, методы
Учебное
занятие,
практическая
работа.
Беседа,
рассказ, Фотографии, образцы работ.
работа
с Структура творческого проекта
литературой.
Консультация.
Компьютер
Лекция,
беседа, Иллюстративный
материал,
иллюстративные
литература,
фотоматериалы,
методы.
мультимедийная
презентация
«Пересадка
кустарников
и
крупномеров».
Ветки
плодовых
растений.
Беседа,
Фотографии, образцы работ. Семена и
самостоятельная
рассада растений
работа.
Консультация.
Цифровая
Анализ
лаборатория
творческой
по
экологии работы
(полевая),
компьютер
2. Основные приѐмы Учебное
размножения
и занятие,
пересадки растений
практическая
работа,
3.
Проект
«Мой Практическая
любимый цветник»
работа.
Дидактический материал
Техническое
обеспечение
Структура
творческого
проекта,
компьютер.
Форма
подведения
итогов
Защита проекта
Защита проекта
Тест (ПА)
26
6. Оценочные материалы
Формы текущего контроля
1. Наблюдение
Критерии оценки:
- включенность, внимательность;
- активность;
- ведение конспектов по изученной теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
Оценка:
до 2 баллов - низкий уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий уровень (100%).
2. Проверка конспектов
Критерии оценки:
- соответствие материала изученной теме;
- наличие основных определений и терминов;
- наличие чертежей и рисунков по изученной теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
Оценка:
до 2 баллов - низкий уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий уровень (100%).
3. Анализ творческой работы
Критерии оценки:
-техника выполнения работы, качество оформления;
-композиция;
-оригинальность художественного замысла;
-качество выполнения работы;
27
-соответствие тематике раздела.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов:
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий недостаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 10 баллов.
Оценка:
до 3 баллов - низкий уровень (< 39 %);
4– 5 баллов - средний уровень (40%-59%);
6– 7 баллов - хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 баллов - высокий уровень (80%-100%).
4. Защита проекта
Критерии оценки:
- обоснование выбора;
- формулировка целей;
- выработка одной идеи и ее детальная проработка;
- собственные выводы;
- творческий подход, изобретательность в создании наглядных элементов.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
15 баллов:
- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью соответствуют критериям.
Оценка:
до 4 баллов - низкий уровень;
5– 9 баллов - средний уровень;
10– 12 баллов - хороший уровень;
13 – 15 баллов - высокий уровень.
5. Тестирование
Тест состоит из 10 вопросов. Максимальное количество баллов – 10 баллов:
0 баллов – ответ не верный;
1 балл – ответ верный.
Оценка:
до 3 низкий уровень (< 39 %);
4– 5 средний уровень (40%-59%);
28
6– 7 хороший уровень (60%-79%);
8 – 10 высокий уровень (80%-100%).
Промежуточная аттестация
1.Защита творческого проекта по итогам освоения программы
первого года обучения.
Критерии оценки:
1. определение потребности и краткая формулировка задачи;
2. выработка различных идей;
3. использование в качестве основы самые удачные эскизы и их детальная
проработка;
4. степень самостоятельности в разработке;
5. эстетичность наглядных элементов (рисунки, чертежи, фото, графики,
схемы).
6. технология изготовления, испытание и оценка проекта.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов.
- 0 баллов – представленные материалы полностью не соответствуют
критериям;
- 1 балл – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальная сумма баллов –
18 баллов.
Оценка:
до 6 баллов - низкий уровень;
7– 10 баллов - средний уровень;
11– 14 баллов - хороший уровень;
15 – 18 баллов - высокий уровень.
2.
Тест «Основы ландшафтного дизайна» по итогам освоения
программы второго года обучения.
Тест состоит из 30 вопросов. Максимальное количество баллов – 30 баллов:
0 баллов – ответ не верный; 1 балл – ответ верный.
Оценка:
до 11 низкий уровень (< 39 %);
12 – 17 средний уровень (40%-59%);
18 – 23 хороший уровень (60%-79%);
24 – 30 высокий уровень (80%-100%).
29
7. Организационно-педагогические условия реализации программы
Данная программа рассчитана на два года обучения, возраст учащихся с
13 лет. На занятия отводится 3 часа в неделю.
В результате изучения данной программы у учащихся должен
сформироваться комплекс знаний, позволяющий ориентироваться в
теоретических аспектах садово-паркового дизайна, а также практические
навыки, которые будут полезны при работе в садоводстве и уходе за
насаждениями на приусадебных участках.
В основу занятий положена технология выполнения творческих проектов.
Среди ключевых направлений развития общего образования – направление
системы поддержки талантливых детей. Проектно-исследовательская
деятельность учащихся в рамках программы прекрасное проявление таланта
юных ландшафтных дизайнеров.
Используется групповая, парная и индивидуальная формы обучения,
экскурсии. Методы: беседа, объяснение, лекции, демонстрация видеофильмов,
презентаций, иллюстраций, практическая работа.
Методами диагностики результатов обучения являются защита рефератов
и творческих проектов, самостоятельное изготовление работ. Ежегодно
воспитанники принимают участие в конкурсах и конференциях различного
уровня: городских, областных, федеральных.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки,
навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность,
творческие навыки) определяется методом наблюдения 2 раза в год и
фиксируется в карте развития личностных качеств учащихся объединения.
Методические рекомендации:
В основу программы взяты такие методы и формы занятий, как
мотивация и стимулирование, когда педагог формирует интерес обучающихся к
занятиям и к самому себе, используя при этом:
словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия;
методы эмоционального стимулирования;
творческие задания;
анализ, обобщение, систематизацию полученных знаний и умений;
поисковые формы занятий;
выполнение работ под руководством педагога, дозированная помощь,
самостоятельная работа;
контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции; взаимоконтроль,
самоконтроль;
30
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцента с
репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные, с фронтальных на
групповые и индивидуальные.
В основу всех форм занятий заложены общие характеристики:
каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные
методы организации учебно-педагогической деятельности;
любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных
взаимосвязанных этапов;
для каждого занятия разработаны методические комплексы, состоящие
из: информационного материала и конспектов, схем и таблиц; фотоальбомов с
изображениями объектов ландшафта, специальной литературы, видеофильмов.
Материально- техническое обеспечение:
Данная программа может быть реализована при взаимодействии
следующих составляющих ее обеспечения:
1)
общие требования к обстановке в кабинете по декоративноприкладному творчеству:
оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы,
постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
чистота, освещенность, проветриваемость помещения;
физкультпаузы;
2)
организационное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы;
стенды с наглядным материалом;
приусадебный участок;
выставочный зал.
3)
кадровое обеспечение.
Педагог, руководитель объединения «Основы ландшафтного дизайна»,
реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными
и профессиональными качествами:
умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умение создать комфортные условия для успешного развития личности
обучающихся;
умение увидеть и раскрыть творческие способности обучающихся;
постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и
повышением уровня квалификации по специальности;
4)
методическое обеспечение программы:
методические указания и рекомендации к практическим занятиям,
методические разработки и планы- конспекты занятий схемы, образцы работ;
31
зрительный ряд: мультимедийная презентация, видеофильмы,
фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы,
литературный ряд: легенды, стихи, литература;
музыкальный ряд: диски с подбором мелодий, соответствующих темам
занятий и способствующих созданию и поддержанию творческой атмосферы;
5)
техническое и материальное оснащение:
телевизор, DVD плеер, магнитофон.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
32
8. Список литературы
Список литературы для учащихся и родителей
1.
Астахова Е., Крупа Т., Череватенко М. Ландшафтный дизайн. – Харьков:
Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007.
2.
Беланина В.А. Павловск. – Л.: Лениздат, 1988.
3.
Викторов А. С. Рисунок ландшафта: Анализ геометрических свойств
ландшафта и его практическое применение. А. С. Викторов. – Санкт-Петербург:
Ленанд, 2021.
4.
Волшебные краски тени. Т.Н. Кузнецова Мои любимые цветы
(спецвыпуск).- 2007.
5.
Карписонова Р. Два цвета – две эмоции. Т.Н. Кузнецова. Цветники.- 2006.
- № 2. – С. 4-8.
6.
Рубинина А. Гейхера и еѐ свита. Т.Санчук. Цветок.- 2007. - № 10. – С. 2.
7.
Рындина М.Н. Пушкин. Дворцово-парковый ансамбль. – Л.:
Внешторгиздат, 1990.
8.
Хессайон Д.Г. Всѐ о декоративноцветущих кустарниках. – М.: КладезьБукс, 2003.
9.
Царицыно. А.Жаркова. Дворцы и усадьбы.- 2011. - № 7.
Список литературы для родителей
1.
ВороноваО.В. Красивый сад. Легко ухаживать. Легко
отдыхать/ О.В. Воронова. – Москва: Эксмо, 2019.28.
2.
Ивахова Л.И., Фесюк С.С., Самойлов В.С. Современный ландшафтный
дизайн: Иллюстрированная энциклопедия. –М., 2005
3.
Кочережко О.И., Кочережко Н.В. Ландшафтный дизайн вашего
приусадебного участка. – М., 2003.
4.
Шиканян Т. Сады вдохновения: 25 лучших идей ландшафтного дизайна
Т. Шиканян. –Москва : Эксмо, 2020.
Список литературы для педагога
1. «Бочкова И.Ю. Создаем красивый цветник: Принципы подбора растений.
2. Основы проектирования; учебное пособие. – М.: ЗАО «Фитон+», 2006.
3. Данилина Н.Н. Тюльпаны. – М.: Кладезь-Букс, 2006.
4. Кустарники как украшение сада. Ландшафт. Коттедж. Интерьер.- 2010. - №
20. – С. 6-9.
5. Ландшафтный дизайн от А до Я. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006.
33
6. Маланкина Е. Лекарства с каменистой горки. Т.Н. Кузнецова. Мои
любимые цветы.- 2007. - № 4. – С. 12.
7.
Оформляем приствольные круги. Ландшафт. Коттедж. Интерьер.- 2011. № 21. – С. 4-8.
8.
Петренко Н. Внимание – красивые листья. Т.Н. Кузнецова. Мои любимые
цветы.- 2005. - № 11. – С. 10.
9.
Садовый калейдоскоп. Ландшафт. Коттедж. Интерьер.- М.: 2010. - № 21.
– С. 6-9.
10. Хессайон Д.Г. Всѐ о газоне. – М.: Кладезь-Букс, 2010.
34