Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от __30.08.2024___№_9_
Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от ___30.08.2024__ № _109-п_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Мир дизайна»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: с 12 лет
Авторы-составители:
Корнилова Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
Соколова Надежда Павловна
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024
Содержание
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебный план
13
3.
Календарный учебный график
14
4.
Содержание рабочей программы обучения
15
5.
Содержание рабочей программы воспитания
21
6.
Методические материалы
25
7.
Оценочные материалы
31
8.
Организационно - педагогические условия реализации
33
программы
9.
Список литературы
36
2
1. Пояснительная записка
Дизайн - средство создания и развития эстетической среды
существования человека в современном мире.
В процессе обучения у детей развивается чувство цвета, фактуры, умение
и желание украсить свой быт, уважение к народным традициям.
Художественная обработка бумаги, ткани, работа с природным и бросовым
материалом позволяют детям создавать авторские творческие работы,
используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства.
Дизайн является своеобразным проводником между человеком и
искусством. Чувство прекрасного и превосходный стиль поможет детям
раскрыть и подчеркнуть свою индивидуальность.
Стремление человека к прекрасному проявляется у него с детства. Нужно
развивать и поощрять это стремление всеми средствами.
Не каждый может стать художником, но каждый в состоянии научиться
понимать истинную красоту, которая, в свою очередь, преображает, делает
душу человека доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой. И в этом
помогает, прежде всего, общение с живой природой, с ее красотой.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
3
Программа «Мир дизайна» направлена на формирование любви к
природе, ко всему прекрасному, на умение создавать красоту, уют, тепло своего
дома с помощью цветов и поэтому по содержанию относится к социальногуманитарной направленности.
Новизна данной программы в том, что программа дает возможность не
только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и
применить их в повседневной жизни, используя в украшении окружающих
предметов интерьера, своей одежды, подарков для близких людей.
Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной
культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим
фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех
ее составляющих.
Существующая в настоящее время система уроков искусства,
дифференцированных по стандартам учебного плана, не всегда в полной мере
способствует
формированию
потребности
ребенка
в
творческом
самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом самоопределении.
Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и
об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных
характерологических свойств личности растущего человека.
Через занятия дизайном задействуются механизмы интеллектуального,
эмоционального, коммуникативного развития. Успешное общение на занятиях
способствует формированию у детей уверенности в себе в компании
сверстников, успешности в школе, а в дальнейшем и во взрослой жизни.
Программа «Мир дизайна» служит основой для профессионального
самоопределения учащихся. Работа по профориентации и участию в городских,
областных, региональных конкурсах, выставках проводится в течение всего
учебного года.
Программа «Мир дизайна» разработана для реализации содержания
дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества и
носит личностно-ориентированный характер.
Актуальность данной программы в том, что в нашем информационнокомпьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребѐнка с
природой, трудом и искусством.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
позволяет сформировать эстетическую культуру учащихся – совокупность
знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке,
производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.
Целью данной программы является формирование у детей особого стиля
мышления направленного на преобразование окружающей среды, понимание
4
основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое
отношение к миру вещей.
Задачи:
Обучающие (предметные):
познакомить с понятием «дизайн» и принципами декоративной
стилизации;
познакомить с основами цветоведения;
научить технологиям разных видов рукоделия;
научить изготавливать флористические композиции различных видов и
форм из природного материала;
познакомить учащихся с историей садово-паркового искусства, со
стилями в ландшафтном искусстве;
научить составлять и защищать творческие проекты;
научить составлять коллажи с использованием природного материала;
познакомить с основами конструирования и моделирования;
научить изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона в
технике аппликации, оригами, моделирование.
Развивающие (метапредметные):
развивать коммуникативные способности;
развивать мотивацию личности воспитанника к познанию и творчеству;
развивать творческие способности личности, эстетический вкус;
развивать творческие способности личности, эстетический вкус, изучать
проявление личности и индивидуальности учащихся, комплексно
учитывать эти проявления.
Воспитательные (личностные):
прививать любовь, бережное отношение к природе, умение чувствовать и
сопереживать ей;
воспитывать креативное мышление;
формировать у учащихся трудолюбие и базовые трудовые навыки,
чувства причастности и уважения к результатам труда;
обеспечивать духовно-нравственное воспитание учащихся на основе
традиционных российских ценностей через развитие мотивации
личности учащихся к познанию и творчеству;
обеспечивать
гражданско-патриотическое
воспитание
учащихся,
воспитание чувства коллективизма и товарищества.
Отличительная особенность данной программы - интеграция нескольких
областей интересов, что является средством разностороннего развития
способностей детей. Учащиеся имеют возможность получить знания по
5
изобразительному искусству, биологии, экологии, технологии, истории,
черчению и использовать их на практике.
Программа «Мир дизайна» состоит из шести модулей и рассчитана на 3
года обучения по 4 часа в неделю (всего 432 учебных часа).
На каждый модуль учащиеся принимаются по итогам собеседования.
Данная программа рассчитана на учащихся с 12 лет. Для подростков
характерны значительные изменения в мышлении, в познавательной
деятельности, они стремятся понять их сущность, существующие в них
причинно-следственные связи. Развивается абстрактное (понятийное)
мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их
мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации
познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на
придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим
находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитикосинтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее
существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной
работы, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении
заданий. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним
регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила
хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные
принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и
формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно
составлять существенную особенность нравственного воспитания. Подростки,
как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и
совместная деятельность. Существенной возрастной чертой их в этом
отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа
среди товарищей. Основные пути к этому - общественная активность,
проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние
и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в
коллективе, он тяжело переживает свое положение. Возрастающие
интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение
межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков,
возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют
себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о
недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее
взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них
самокритичности и побуждения к самовоспитанию. Существенной
особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация.
6
Задачи первого модуля «Основы дизайна»:
- познакомить учащихся понятием дизайн;
- познакомить учащихся с основами цветоведения;
- познакомить учащихся с видами народных промыслов Нижегородского края;
- научить учащихся правильно пользоваться красками, уметь смешивать их,
знать основные и дополнительные цвета;
- познакомить с основами композиции;
- познакомить учащихся с основами художественной графики;
- развивать творческие способности личности, эстетический вкус и
эстетические потребности;
Задачи второго модуля «Конструирование и оформление плоских и
объемных предметов»:
- познакомить учащихся с техникой изготовления открыток;
- научить конструированию из бумаги и картона;
- научить изготавливать работы в технике квиллинг;
- наиболее полно выявлять индивидуальные особенности учащихся
относительно стратегии здоровья.
Задачи третьего модуля
«Техники, используемых при создании объектов дизайна»:
- познакомить с техникой декупаж;
- научить технике папье-маше и бумажное тесто;
- познакомить с техникой плетения из природных и текстильных материалов;
- научить изготавливать работы в технике скрапбукинг;
- научить изготавливать работы в технике батик;
- воспитывать у учащихся креативное мышление;
-предъявлять к учащимся те нагрузки и требования, которые соответствуют их
стратегии здоровья.
Задачи четвертого модуля «Фитодизайн»:
- познакомить учащихся с флористическим материалом;
- познакомить учащихся с техникой изготовления флористических открыток;
- научить составлять коллажи с использованием природного материала;
- научить составлять основные виды композиций и букетов;
- познакомить учащихся с историей садово-паркового искусства, со стилями в
ландшафтном искусстве;
- познакомить с основными видами цветников и альпинариев;
- научить приемам и методам создания ландшафтных композиций и их
элементов;
7
- познакомить с основными законами и приемами ландшафтной архитектуры;
- научить составлять и защищать творческие проекты;
- познакомить с различными фактурами и способами нанесения фона для работ;
- включать учащихся в осознанный процесс саморазвития.
Задачи пятого модуля «Текстильный дизайн»:
- познакомить учащихся с технологией выполнения декоративных швов;
- познакомить учащихся с видами вышивки;
- научить изготавливать работы в технике пэчворк;
- познакомить учащихся со стилями и аксессуарами одежды;
- включать учащихся в осознанный процесс саморазвития.
Задачи шестого модуля «Предметный дизайн в интерьере»:
- научить изготавливать игрушку своими руками;
- познакомить учащихся со стилями и аксессуарами одежды;
- научить изготовлению куклы-сувенира, куклы-оберега;
- научить конструированию и изготовлению лекал одежды для куклы;
- познакомить со способами и видами дизайна интерьера;
- включать учащихся в осознанный процесс саморазвития.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1)
сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
2)
сформированость толерантного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)
сформированность основ бережного отношения к природе;
4)
сформированость навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
проектной, учебно-инновационной и других видах деятельности;
5)
сформированость эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6)
осознанный выбор будущей профессии;
7)
сформированость основ саморазвития и самовоспитания;
8)
сформированость основ экологического мышления, приобретения опыта
природоохранной деятельности, понимание основ закономерности создания
садово-парковых композиций;
10) сформированость установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
8
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
3)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ решения;
4)
готовность и способность к самостоятельной и ответственной
информационной деятельности, навыкам разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
7)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью; представлять результаты
проектной деятельности, включая составление текста и презентации
материалов с использованием информационных и коммуникационных
технологий;
8)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
учащиеся должны знать:
принципы декоративной стилизации;
виды, направления, история и развитие дизайна;
9
стили в дизайне;
историю развития ландшафтного дизайна;
направления ландшафтного дизайна;
основы, этапы проектирования ландшафта;
основы цветоведения;
виды народных промыслов Нижегородского края;
принципы построения композиций смешанного, линейного, линейномассивного стилей;
принципы построения коллажей;
технику декупаж, квиллинг, скрапбукинг;
основные принципы построения флористических открыток;
основные характеристики цвета (холодные и теплые цвета), контрасты и
гармонию цвета
основные приемы бумажной пластики;
основные принципы работы с соленым тестом;
виды вышивки;
Основные компоненты рисунка. Компоновка. Пропорции.
учащиеся должны уметь:
выполнять работы с тканью в различных техниках;
изготавливать композиции из природного материала;
составлять творческие проекты;
составлять разнообразные виды композиций в стиле «бонсай», линейном,
линейно-массивном;
составлять творческие проекты;
выполнять коллажи в различных техниках;
пользоваться материалами и инструментами для шитья;
подбирать ткань по цвету и фактуре;
изготовлять лоскутные изделия;
выполнять изделия в технике вышивка;
знать направления дизайна;
знать об истории развития дизайна.
Предметные ожидаемые результаты первого модуля «Основы дизайна»:
учащиеся должны знать:
- виды народных промыслов Нижегородского края;
- виды орнамента;
- основы композиции;
10
- основы цветоведения;
- основы художественной графики.
учащиеся должны уметь:
- изготавливать работы в различных видах Нижегородских промыслов;
- правильно пользоваться красками;
- изготавливать работы с применением приемов: штрих, точка, линия, отмывка.
Предметные ожидаемые результаты второго модуля
«Конструирование и оформление плоских и объемных предметов»:
учащиеся должны знать:
- технику плетения из природных и текстильных материалов;
- основные принципы построения флористических открыток;
- приѐмы изготовления работ в технике «Квиллинг»;
- основные приемы работы с бумагой и бросовым материалом.
учащиеся должны уметь:
- работать с цветной бумагой и бросовым материалом;
- изготавливать работы в технике квиллинг;
- изготавливать открытки;
Предметные ожидаемые результаты третьего модуля
«Техники, используемые при создании объектов дизайна»:
учащиеся должны знать:
- технику плетения из природных и текстильных материалов;
- приѐмы изготовления работ в технике «Папье-маше», «Бумажное тесто»;
- принципы изготовления работ в технике декупаж;
- технику изготовления батика;
- основные приемы работы с бумагой и бросовым материалом.
учащиеся должны уметь:
- конструировать в технике «Папье-маше», «Бумажное тесто»;
- декорировать изделия техникой декупаж;
- изготавливать работы в технике скрапбукинг;
- изготавливать работы в технике батик.
Предметные ожидаемые результаты четвертого модуля
«Фитодизайн»:
учащиеся должны знать:
- названия основных растений, используемых в аранжировке цветов;
- способы обработки растительного материала;
- основные принципы построения флористических открыток;
- принципы построения коллажей;
11
- стили ландшафтного искусства.
учащиеся должны уметь:
- изготавливать флористические открытки;
- создавать элементы ландшафтных композиций;
- изготавливать рамки для работ с использованием гипса;
- изготавливать основные виды композиций и букетов;
- составлять и защищать творческие проекты;
- выполнять коллажи в различных техниках.
Предметные ожидаемые результаты пятого модуля
«Текстильный дизайн»:
учащиеся должны знать:
- технологию выполнения декоративных швов;
- способы обработки растительного материала;
- основные виды вышивки;
- основные принципы работы в технике пэчворк;
учащиеся должны уметь:
- изготавливать работы в технике пэчворк;
- выполнять разные виды вышивки;
- составлять и защищать творческие проекты;
- изготавливать работы в технике пэчворк;
- выполнять декоративные швы.
Предметные ожидаемые результаты шестого модуля
«Предметный дизайн в интерьере»:
учащиеся должны знать:
- основные принципы изготовления мягкой игрушки;
- способы конструирования и изготовления лекал одежды для куклы;
- виды дизайна интерьера.
учащиеся должны уметь:
- изготавливать куклу-сувенир, куклу-оберег;
- изготавливать игрушку своими руками;
- составлять и защищать творческие проекты.
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого модуля.
12
2. Учебный план
№
п\п
Раздел программы
1 год
Модуль 1. Основы дизайна
Модуль 2. Конструирование и
оформление плоских и объемных предметов
Модуль 1. Техники, используемые при
2
создании объектов дизайна
Модуль 2. Фитодизайн
Модуль 1. Текстильный дизайн
3
Модуль 2. Предметный дизайн в
интерьере
Итого
1
Год обучения
2 год
3 год
Форма промежуточной
аттестации
Анализ творческой работы
Анализ творческой работы
72
72
72
Защита проекта
72
Анализ творческой работы
Защита проекта
Защита проекта
72
72
432
3. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Мир дизайна»
Год
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
итого
1-й
16
20
16
16
12
16
16
20
12
144
2-й
16
20
16
16
12
16
16
20
12
144
3-й
16
20
16
16
12
16
16
20
12
144
обучения
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
14
4. Содержание рабочей программы обучения
Тематический план модулей первого года обучения
Тема
№
п/п
Теория
(час.)
Практик
а (час.)
1. Основы дизайна
1.1 Что такое дизайн?
Комплектование
групп – 4 часа
8
6
30
1.2 Основы дизайна
6
1.3 Знакомство с русской
народной культурой
18
Всего Формы аттестации
(час.) /контроля
72
12
Наблюдение, наличие
конспектов
36
Анализ творческой работы
24
Анализ творческой работы
(ПА)
72
2. Конструирование и
оформление плоских и
объемных предметов
2.1 Красота и
целесообразность. Дизайн
открытки
2.2 Декорирование бумагой.
Аппликация
2
10
12
Анализ творческой работы
3
12
15
Анализ творческой работы
2.3 Конструирование из бумаги
и картона
3
15
18
Анализ творческой работы
2.4 Квиллинг
4
11
15
Анализ творческой работы
2.5 Мозаика
3
3
6
Анализ творческой работы
2.6 Стилизация предмета
3
3
6
38
102
144
Итого
Анализ творческой работы
(ПА)
Комплектование
групп – 4 часа
1. Модуль «Основы дизайна»
1.1. Тема «Что такое дизайн?»
Комплектование групп
Теория. Теория: понятие «дизайн». Основные этапы истории дизайна.
Направления дизайна. Декоративно-прикладное творчество и дизайн.
1.2. Тема «Основы дизайна»
Теория. Знакомство с основами композиции. Общие понятия и представления о
форме. Основные правила выполнения рисунка. Отличие рисунка от чертежа.
Основы макетирования. Цветоведение. Орнамент. Шрифт.
Практика. Построение орнамента в круге, полосе, квадрате. Стилизация
шрифта. Изготовление и способы применения шаблонов.
1.3. Тема «Знакомство с русской народной культурой»
Теория. История русской народной культуры. Народные промыслы.
Растительный орнамент в народных промыслах Нижегородского края:
Семеновская матрешка, Городецкая роспись, Золотая хохлома. Изучение
элементов росписи гжель, «дымковская игрушка».
Практика. Узоры как отдельные элементы. Роспись (гжель, хохлома) на бумаге.
Роспись матрешки. Лепка павлина в технике дымковской игрушки. Роспись
дымковских игрушек.
2. Модуль « Конструирование и оформление плоских и объемных
предметов»
2.1. Тема «Красота и целесообразность. Дизайн открытки»
Теория. Поздравительная открытка. История открытки. Виды открыток.
Практика. Изготовление открытки в технике аппликация.
2.2. Тема «Декорирование бумагой. Аппликация»
Теория. Освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки.
Декорирование предметов интерьера. Оформление предметов.
Практика. Изготовление открытки, рамки, шкатулки.
2.3. Тема «Конструирование из бумаги и картона»
Теория. Геометрические строения форм предметов. Основные выразительные
средства и внешний вид изделия (стайлинг).
Практика. Разработка эскиза и изготовление упаковки предмета с применением
шрифтов.
2.4. Тема «Квиллинг»
Теория. Знакомство с техникой квиллинг. Приемы, способы наклеивания.
Изготовление отдельных элементов работы.
Практика. Изготовление разного вида цветов в технике квиллинг. Составление
открытки в технике квиллинг. Изготовление объемной работы в технике
квиллинг.
2.5. Тема «Мозаика»
Теория. История развития мозаики. Цветовые сочетания, материалы, технология
изготовления работы.
Практика. Изготовление работы из бросового материала в технике мозаика.
2.6. Тема «Стилизация предмета»
Теория. Основы художественной графики. Виды стилизации.
16
Практика.
предмета».
Изготовление
и
выставка
творческой
работы
«Стилизация
Рабочая программа 2-го года обучения
Тематический план модулей второго года обучения
№
п/п
1
Тема
Теория
Практика
Всего
(час.)
(час.)
(час.)
Техники,
используемые при
создании объектов
дизайна
Формы аттестации
/контроля
72
1.2
Декупаж
5
13
18
Анализ творческой работы
1.2
Скрапбукинг
1
5
6
Анализ творческой работы
1.3
Лепка
3
13
16
Анализ творческой работы
1.4
Плетение, кручение
3
9
12
Анализ творческой работы
1.5
Батик. Принт
2
10
12
Анализ творческой работы
1.6
Декорирование
предмета быта
8
8
Защита проекта (ПА)
2.
Фитодизайн
2.1
Флористический дизайн
6
2
8
2.2
Флористическая
открытка
1
5
6
Наблюдение,
наличие
конспекта
Анализ творческой работы
2.3
Коллаж
3
7
10
Анализ творческой работы
2.4
Свит дизайн
3
3
6
Анализ творческой работы
2.5
Дизайн
интерьера
6
22
28
Анализ творческой работы
2.6
Ландшафтный дизайн
8
6
14
Анализ творческой работы
(ПА)
Итого
41
103
144
предметов
72
1. Модуль «Техники, используемые при создании объектов дизайна»
1.1. Тема «Декупаж»
Теория. Понятие о технике декупаж. Основные приемы работы в технике
декупаж.
Практика. Изготовление подарочной коробки в технике декупаж Украшение
вазы и тарелки в технике декупаж Изготовление рамки в технике декупаж с
использованием яичной скорлупы (псевдокракле).
17
1.2. Тема «Скрапбукинг»
Теория. Искусство оформления открыток и альбомов. Виды, формы открыток.
Материалы и инструменты. Технология составления плоскостной композиции.
Практика. Изготовление рукотворной открытки.
1.3.Тема «Лепка»
Теория. Технология изготовления изделий из пластилина и соленого теста.
Создание фактур и способы скрепления деталей, окрашивание.
Практика. Лепка на плоскости. Лепка объемных форм.
1.4. Тема «Плетение, кручение»
Теория. Знакомство с техникой плетения из природных и текстильных
материалов. Способы оформления гобелена.
Практика: Изготовление гобелена.
1.5. Тема «Батик. Принт»
Теория. История возникновения росписи по ткани. Художественные приемы
оформления, материалы. Печать на ткани по трафарету (принт).
Практика: Изготовление работы в технике батик или принт.
1.6. Тема «Декорирование предмета быта»
Практика: Проект «Декорирование предмета быта в изученных техниках»
2. Модуль «Фитодизайн»
2.1. Тема «Флористический дизайн»
Теория. История возникновения флористического дизайна. Инструменты и
материалы флориста.
Практика. Сбор и засушивание растений.
2.2. Тема «Флористическая открытка. Формы, текстуры используемого
материала»
Теория. История появления открытки. Основные композиционные приемы.
Практика. Изготовление плоскостных и полуобъемных открыток.
2.3. Тема «Коллаж»
Теория. Художественные принципы построения коллажа. Виды, формы и
элементы композиций.
Практика. Изготовление образцов работ с разнообразными фактурами и
фонами.
2.4. Тема «Свит дизайн»
Теория. Подарочная символика. Материалы и инструменты.
Практика. Изготовление работы в технике свит дизайн.
2.5. Тема «Дизайн предметов интерьера»
Теория. Основы композиции. Пропорции. Принципы построения основных
видов композиций.
18
Практика. Изготовление композиций: в восточном стиле, икебана, дерево в
топиарном стиле. Оформление рамок и паспарту.
2.6. Тема «Ландшафтный дизайн»
Теория. Основы архитектурно-ландшафтной композиции. Компоненты
ландшафта. История садово-паркового искусства. Элементы ландшафтного
дизайна. Объекты декорирования. Малые архитектурные формы – их
разновидности и композиционное единство. Регулярный стиль, пейзажный
стиль. Хай-тек, Авангард, Модерн, Постмодернизм.
Практика: Составление и защита эскизного проекта озеленения «Мой райский
уголок».
Рабочая программа 3-го года обучения
Тематический план модулей третьего года обучения
№
п/п
1.
Тема
Теория
Практика
Всего
(час.)
(час.)
(час.)
Текстильный
дизайн
Формы аттестации
/контроля
72
1.1
В мире вещей. Способы
оформления текстиля
6
6
12
1.2
Технология выполнения
декоративных швов
3
15
18
Наблюдение,
наличие
конспекта
Анализ творческой работы
1.3
Вышивка в предметном
дизайне
6
14
20
Анализ творческой работы
1.4
Искусство пэчворка
3
13
16
Анализ творческой работы
1.5
Проектирование
предмета интерьера
3
3
6
Защита проекта (ПА)
2.
Предметный дизайн
в интерьере
2.1
Мастерим игрушку сами
6
12
18
Анализ творческой работы
2.2
Кукла
объект
предметного дизайна
6
16
22
Анализ творческой работы
2.3
Дизайн
одежды
аксессуаров
и
6
14
20
Анализ творческой работы
2.4
Дизайн
интерьера.
Элементы декора
3
9
12
Защита проекта (ПА)
Итого
42
102
144
72
19
1. Модуль «Текстильный дизайн»
1.1. Тема «В мире вещей. Способы оформления текстиля»
Теория. Вещь: единство художественного и функционального смысла. Приемы и
способы текстильного декорирования.
1.2. Тема «Технологии выполнения декоративных швов»
Теория. Виды швов по технике выполнения. Виды ручных швов, стежков,
петель.
Практика. Изготовление творческой работы с применением изученных техник.
1.3. Тема «Вышивка в предметном дизайне»
Теория. История возникновения и развития вышивки. Материалы и
инструменты. Вышивка крестом, гладью. Прорезная вышивка
Практика. Изготовление творческой работы с применением изученных техник.
Вышивание рисунка по схеме.
1.4. Тема «Искусство пэчворка»
Теория. История возникновения искусства пэчворк. Техника лоскутного шитья.
Практика. Изготовление творческой работы в технике пэчворк.
1.5. Тема «Проектирование предмета интерьера»
Практика: Разработка эскиза и подбор материала. Изготовление и защита
проекта «Выполнение работы в масштабе».
2. Модуль «Предметный дизайн в интерьере»
2.1. Тема «Мастерим игрушку сами»
Теория. Создание эскиза игрушки. Технология соединения и набивки изделия.
Практика. Изготовление плоской и объемной игрушки.
2.2. Тема «Кукла - объект предметного дизайна»
Теория. История изготовления куклы. Направления развития изготовления
куклы. Тряпичная кукла, как украшение интерьера.
Практика: Изготовление куклы-сувенира, куклы-оберега. Пошив, сборка
элементов тряпичной куклы.
2.3. Тема «Дизайн одежды и аксессуаров»
Теория. История моды и классификация одежды. Стили и аксессуары одежды.
Практика: Конструирование и изготовление лекал одежды для куклы.
Изготовление творческой работы.
2.4. Тема «Дизайн интерьера. Элементы декора»
Теория. Окно – объект текстильного дизайна. Цвет, стили, модные направления.
Перспектива. Детали интерьера. Зонирование. Построение перспективы
комнаты. Масштабирование.
Практика: Изготовление эскизного проекта «Комната моей мечты».
Презентация проекта «Комната моей мечты».
20
5. Содержание рабочей программы воспитания
5.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации;
- формирование познавательной активности, гражданской позиции,
способности к труду и трудолюбие, ответственного отношения к
профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности, культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
21
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым
ситуациям, природным и социальным условиям;
- экологической культуры, понимания личной ответственности за действия
в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе,
бережливости в использовании природных ресурсов.
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- опыт социально значимой деятельности.
5.2 Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
5.3 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
22
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными
интересами
и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
5.4 Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы
первого года обучения
№
Мероприятие
п/п
1. Городская творческая выставка
«Осенний калейдоскоп».
2. Участие в мероприятиях ко Дню
матери
3. Народные и культурные
традиции в народных
промыслах Нижегородского
края
4. Городская творческая выставка
«Чародейка зима»
5. Традиции народных праздников
на Руси
6. Городская творческая выставка
«Весенние фантазии»
7. «Помни
прошлое
ради
будущего»
Срок
проведения
сентябрь ноябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь –
январь
февраль
март-апрель
март
Результат
Сертификат участника
Анализ
творческой
работы
Выставка
работ
«Народные промыслы»
Сертификат участника
Анализ
творческой
работы
Сертификат участника
Изготовление открыток
ко Дню Победы
23
Календарный план воспитательной работы
второго года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1. Удивительные предметы-то, что
сентябрь
Круглый стол
не дала человеку природа, он
придумал сам
2. Городская творческая выставка
октябрь Сертификат участника
«Осенний калейдоскоп».
ноябрь
3. Мама - самое дорогое слово на
ноябрь
Изготовление сувенира
Земле.
для мамы
4. Новогодние обычаи разных
декабрь –
Анализ творческой
стран
январь
работы.
5. Городская творческая выставка
март-апрель Сертификат участника
«Весенние фантазии»
6. Поздравительный этикет
февраль
Анализ творческой
работы
7. Архитектура родного города
май
Выставка рисунков
«Город – сказка»
Календарный план воспитательной работы
третьего года обучения
№
Мероприятие
п/п
1. «Возраст осени – ты дорог»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Срок
проведения
сентябрь
Городская творческая выставка
«Осенний калейдоскоп»
Новый год семейный праздник
сентябрь ноябрь
декабрь
Какие бывают дизайнеры и что
они делают?
Индустрия моды
Городская творческая выставка
«Весенние фантазии»
Этих дней не смолкнет слава!
январь
март
март-апрель
май
Результат
Изготовление сувенира
для пенсионеров и
пожилых людей
Сертификат участника
Анализ творческой
работы
Презентация
профессии
Беседа
Сертификат участника
Выставка работ «День
Победы»
24
5. Методическое обеспечение программы
1 год обучения
первый модуль «Основы дизайна»
Тема
Форма занятий
1.Что такое дизайн?
2.Основы дизайна
3. Знакомство с
русской народной
культурой
Учебное
занятие
Приемы, методы
Дидактический материал
Беседа
Рассказ
Иллюстративные
методы
Беседа, рассказ,
демонстрация образцов,
практическая работа
Иллюстративный
материал,
образцы
заготовленных
растений
Учебное
Иллюстративный
занятие
материал. Цветовой круг
Оствальда,
схемы
цветовых
сочетаний,
цветовая
палитра,
фотографии. Презентация
«Композиция»,
«Орнаменты
разных
национальностей»
Учебное
Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы и
занятие.
иллюстраций.
образцы готовых работ.
Прогулка
в Практическая работа.
Мультимедийная
художественну
презентация «Промыслы
ю школу.
Нижегородской области»
Техническое
обеспечение
магнитофон
Форма подведения
итогов
Наблюдение, наличие
конспектов
Мультимедийное
оборудование,
интерактивная
доска
Анализ
работы
Мультимедийное
оборудование.
Анализ
творческой
работы (ПА)
творческой
второй модуль «Конструирование и оформление плоских и объемных предметов»
Тема
1.Красота и
целесообразность.
Дизайн открытки
Форма занятий
Учебное
занятие.
Приемы, методы
Дидактический материал
Техническое
обеспечение
Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы и Магнитофон,
иллюстраций.
образцы готовых работ. мультимедийное
Практическая работа.
Мультимедийная
оборудование
презентация «Открытки к
Форма подведения
итогов
Анализ
творческой
работы
2.Декорирование
бумагой. Аппликация
Учебное
занятие.
Практическая
работа.
Беседа,
объяснение,
самостоятельная работа.
3.Конструирование из
бумаги и картона
Учебное
занятие
4.Квиллинг
Учебное
занятие
Практическая
работа
Рассказ, беседа, игра,
показ
иллюстраций.
Практическая работа.
Беседа
Рассказ,
Иллюстративные методы
5.Мозаика
Учебное
занятие.
Практическая
работа
Учебное
занятие
Практическая
работа
6.Стилизация
предмета
праздникам».
Образцы готовых работ, Магнитофон,
литература. Методическое мультимедийное
пособие
оборудование
Анализ творческой
работы
Наглядные материалы и Компьютер,
образцы готовых работ.
принтер
Анализ творческой
работы
Иллюстративный материал
и
образцы
готовых
композиций,
мультимедийная
презентация
«Бумажная
филигрань - в технике
квиллинг»
Беседа,
рассказ, Иллюстративный материал
Наглядные
методы, и
образцы
готовых
схемы
композиций, литература,
фотоматериалы.
Беседа, рассказ, работа с Иллюстративный
литературой,
материал,
литература,
самостоятельная работа. фотографии, схемы.
Магнитофон,
мультимедийное
оборудование,
компьютер
Анализ творческой
работы
Мультимедийное
оборудование.
Анализ творческой
работы
Мультимедийное
оборудование
Анализ творческой
работы (ПА)
2 год обучения
первый модуль «Техники, используемые при создании объектов дизайна»
Тема
1.Декупаж
Форма занятий
Учебное
Приемы, методы
Беседа
Дидактический материал
Рассказ, Иллюстративный
материал
Техническое
обеспечение
и Магнитофон,
Форма подведения
итогов
Анализ творческой
26
занятие
Практическая
работа
Учебное
занятие.
Практическая
работа
Иллюстративные
методы
3.Лепка
Учебное
занятие.
Практическая
работа.
Беседа,
объяснение,
самостоятельная
работа.
4.Плетение, кручение
Учебное
занятие,
практическая
работа
Учебное
занятие.
Практическая
работа.
Беседа,
рассказ, Образцы
работ,
схемы,
иллюстративные
литература,
фотоматериалы,
методы.
мультимедийная
презентация
«Флористический гобелен».
Беседа,
Образцы готовых работ, схемы,
объяснение,
литература, фотоматериалы.
самостоятельная
работа.
Учебное
занятие,
практическая
работа
Беседа,
рассказ, Образцы
работ,
схемы,
иллюстративные
фотоматериалы, литература.
методы.
2.Скрапбукинг
5.Батик. Принт
6.Декорирование
предмета быта
образцы готовых композиций,
схемы,
мультимедийная
презентация «Декупаж».
Беседа,
рассказ, Работа
с
литературой,
иллюстративные
фотоматериалы.
методы.
Иллюстративный материал.
мультимедийное
оборудование,
компьютер
Магнитофон,
мультимедийное
оборудование
Образцы
готовых
работ, Магнитофон,
литература,
фотоматериалы. мультимедийное
Методическое пособие
оборудование
Магнитофон,
компьютер,
мультимедийное
оборудование.
Магнитофон,
мультимедийное
оборудование
работы
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Защита проекта (ПА)
27
второй модуль «Фитодизайн»
Тема
Форма занятий
Приемы, методы
Дидактический материал
1.Флористический
дизайн
Учебное занятие.
Иллюстративный материал,
образцы заготовленных растений
2.Флористическая
открытка
Учебное занятие
Практическая
работа
Беседа
Рассказ
Иллюстративные
методы
Беседа, рассказ,
объяснение.
Иллюстративные
методы.
3.Коллаж
Учебное занятие.
Практическая
работа
4.Свит дизайн
Учебное занятие, Беседа, рассказ,
практическая
иллюстративные
работа
методы.
5.Дизайн
предметов
интерьера
Учебное занятие.
Практическая
работа.
Беседа, рассказ,
иллюстративные
методы, образцы
работ.
Беседа, рассказ,
иллюстративные
методы.
Иллюстративный материал и
образцы готовых композиций,
фотографии. Схемы.
Презентация «Флористическая
открытка».
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийная
презентация
«Флористический
коллаж»,
«Стили коллажей».
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийные
презентации
«Праздникам
навстречу»,
«Подарки».
Иллюстративный материал и
образцы готовых композиций,
литература. Схемы изготовления
работ,
мультимедийные
презентации
«Основы
для
флористических композиций и
панно», «Технологии и приемы
изготовления
букета
в
европейском
стиле»,
Техническое
обеспечение
магнитофон
Форма подведения
итогов
Наблюдение, наличие
конспекта
Мультимедийное
оборудование
Анализ творческой
работы
Мультимедийное
оборудование.
Анализ творческой
работы
Магнитофон,
компьютер,
мультимедийное
оборудование.
Анализ творческой
работы
Компьютер,
мультимедийное
оборудование.
Анализ творческой
работы
28
«Технология
6.Ландшафтный
дизайн
Учебное занятие. Беседа, рассказ,
Практическая
иллюстративные
работа
методы.
Практическая
работа
выполнения
полуобьемных композиций».
Иллюстративный
материал,
мультимедийная
презентации
«Ландшафтный дизайн», «Парки
и ансамбли в регулярном,
пейзажном, хай-тек, модерн
стилях», «Цветники и рокарии»,
схемы цветения растений.
Мультимедийное
оборудование,
структура
творческого
проекта,
Анализ
творческой
работы (ПА)
Техническое
обеспечение
магнитофон
Форма подведения
итогов
Наблюдение, наличие
конспекта
3 год обучения
первый модуль «Текстильный дизайн»
Тема
Форма занятий
Приемы, методы
Дидактический материал
1.В мире вещей. Учебное занятие.
Способы
оформления
текстиля
2.
Технология Учебное занятие
Практическая
выполнения
декоративных швов работа
Беседа
Рассказ
Иллюстративные
методы
Иллюстративный материал,
образцы заготовленных растений
Беседа, рассказ,
объяснение.
Иллюстративные
методы.
Иллюстративный материал и Мультимедийное
образцы
готовых
работ, оборудование
фотографии. Схемы.
Анализ творческой
работы
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийная
презентация
«Виды вышивки»,
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
Мультимедийное
оборудование.
Анализ творческой
работы
Магнитофон,
компьютер,
Анализ творческой
работы
3.Вышивка
предметном
дизайне
4.Искусство
пэчворка
в Учебное занятие.
Практическая
работа
Беседа, рассказ,
иллюстративные
методы, образцы
работ.
Учебное занятие, Беседа, рассказ,
практическая
иллюстративные
29
работа
методы.
схемы.
мультимедийное
оборудование.
Учебное
занятие,
Беседа,
рассказ,
Образцы
работ,
схемы,
Мультимедийное
5.Проектирование
иллюстративные
фотоматериалы, литература.
оборудование
предмета интерьера практическая
работа
методы.
Защита проекта (ПА)
второй модуль «Предметный дизайн в интерьере»
Тема
1.Мастерим
игрушку сами
Форма занятий
Учебное занятие.
Практическая
работа.
2.Кукла - объект Учебное занятие.
Практическая
предметного
работа.
дизайна
3.Дизайн одежды и Учебное занятие
аксессуаров
4.Дизайн
интерьера.
Элементы декора
Приемы, методы
Дидактический материал
Техническое
обеспечение
Беседа, рассказ, Иллюстративный материал и Компьютер,
иллюстративные
образцы
готовых
работ, мультимедийное
методы.
литература. Схемы изготовления оборудование.
работ, выкройки.
Беседа, рассказ, Иллюстративный материал и Компьютер,
иллюстративные
образцы
готовых
работ, мультимедийное
методы.
литература. Схемы изготовления оборудование.
работ,
презентация
«Куклаоберег».
Беседа, рассказ, Иллюстративный
материал, Мультимедийное
иллюстративные
презентация
«Как
создать оборудование.
методы.
настроение в одежде».
Практическая
работа
Учебное занятие, Лекция,
беседа, Иллюстративный
материал, Магнитофон.
практическая
иллюстративные
литература,
фотоматериалы,
работа,
методы.
презентация «Оформление окна».
Форма подведения
итогов
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Анализ творческой
работы
Защита проекта (ПА)
30
6. Оценочные материалы
Формы текущего контроля по программе:
Форма контроля
Наличие
конспектов
Наблюдение
Анализ
творческой работы
Критерий оценки
- соответствие материала изученной теме;
- наличие основных определений и
терминов;
- наличие чертежей и рисунков по
изученной теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов. Максимальная сумма баллов – 6
баллов.
Критерии оценки:
- включенность, внимательность;
- активность;
- ведение конспектов по изученной теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
- техника выполнения работы, качество
оформления;
- композиция;
- оригинальность;
- полнота демонстрации природных
средств, материала.
оригинальность
художественного
замысла;
художественный
эффект
от
использования
в
работе
бросового
материала;
- оригинальность технологии;
- качество выполнения работы.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 16 баллов.
Система оценки
Оценка:
до 2 низкий уровень (< 39
%);
2 - 3 средний уровень
(45%-59%);
4 -5 хороший уровень
(70%-90%);
6
высокий
уровень
(100%).
Оценка:
до 2 баллов - низкий
уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний
уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший
уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий
уровень (100%).
Оценка:
до 5 низкий уровень (< 39
%);
6 – 9 средний уровень
(40%-59%);
10 – 13 хороший уровень
(60%-79%);
14 – 16 высокий уровень
(80%-100%).
Формы промежуточной аттестации по программе:
Анализ
творческой работы
Защита
творческого
проекта
- творческий подход в выполнении работ;
- полнота демонстрации природных
средств, бросового материала;
- композиция;
оригинальность
художественного
замысла;
- оригинальность технологии;
- качество выполнения работы.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3
баллов:
- 0 балл – критерий не отражается;
- 1 балл – представленные материалы
соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы
соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы
полностью соответствуют критериям.
Максимальная сумма баллов – 18 баллов.
1. определение потребности и краткая
формулировка задачи;
2. выработка различных идей;
3. использование в качестве основы самые
удачные эскизы и их детальная
проработка;
4. степень
самостоятельности
в
разработке;
5. эстетичность наглядных элементов
(рисунки, чертежи, фото, графики,
схемы).
6. технология изготовления, испытание и
оценка проекта.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3
баллов.
- 0 баллов – представленные материалы
полностью не соответствуют критериям;
- 1 балл – представленные материалы
соответствуют критериям, но имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы
соответствуют критериям, но имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы
полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3
баллов. Максимальная сумма баллов – 18
баллов.
Оценка:
до 7 низкий уровень (< 39
%);
7 – 10 средний уровень
(40%-59%);
11 – 14 хороший уровень
(60%-79%);
15 – 18 высокий уровень
(80%-100%).
до 7 низкий уровень (< 39
%);
7 – 10 средний уровень
(40%-59%);
11 – 14 хороший уровень
(60%-79%);
15 – 18 высокий уровень
(80%-100%).
32
7. Организационно-педагогические условия реализации программы
Предполагаемый состав групп от 10 до 12 человек.
На каждый модуль учащиеся принимаются по итогам собеседования.
Программа «Мир дизайна» состоит из шести модулей и рассчитана на 3
года обучения по 4 часа в неделю (всего 432 учебных часа):
Модуль 1. «Основы дизайна» – 72 часа;
Модуль 2. «Конструирование и оформление плоских и объемных предметов» –
72 часа;
Модуль 3. «Техники, используемые при создании объектов дизайна» – 72 часа;
Модуль 4. «Фитодизайн» – 72 часа;
Модуль 5. «Текстильный дизайн»– 72 часа;
Модуль 6. «Предметный дизайн в интерьере»– 72 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Используется групповая, парная и индивидуальная формы обучения,
экскурсии. Методы: беседа, объяснение, лекции, демонстрация видеофильмов,
презентаций, иллюстраций, практическая работа.
Формы и методы, используемые на занятии подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Уровень развитии личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения 2 раза в год и фиксируется в карте
развития личностных качеств учащихся объединения.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии
следующих составляющих ее обеспечения:
1) общие требования к обстановке в кабинете по декоративноприкладному творчеству:
оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы,
постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
чистота, освещенность, проветриваемость помещения;
физкультпаузы;
2) организационное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы;
стенды с наглядным материалом;
стеклянные витрины с образцами работ учащихся;
выставочный зал.
3) кадровое обеспечение.
33
Педагог, руководитель объединения «Мир дизайна», реализующий
данную программу, должен обладать следующими личностными и
профессиональными качествами:
умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умение создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;
постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и
повышением уровня квалификации по специальности;
4) методическое обеспечение программы:
методические указания и рекомендации к практическим занятиям,
методические разработки и планы - конспекты занятий схемы, образцы
работ;
зрительный ряд: мультимедийная презентация, видеофильмы,
фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы,
литературный ряд: легенды, стихи, литература;
музыкальный ряд: диски с подбором мелодий, соответствующих темам
занятий и способствующих созданию и поддержанию творческой
атмосферы;
5) техническое и материальное оснащение:
компьютер, мультимедийное оборудование, растительный материал:
сухой и искусственный, сосуды и подставки, крепеж для растительного
материала, различные аксессуары, ножницы, клей, краски, кисточки,
рамки, клеевые пистолеты, цветная бумага, цветной картон, текстиль,
тетради для конспектов, бумага для эскизов, альбомы, ластики, простые
карандаши, цветные ручки или карандаши, бусины, канва, мулине,
шерстяные нитки.
Виды деятельности, предусмотренные программой
Сознательная целенаправленная деятельность
Программа предусматривает каждому обучающемуся свободу для
художественно-творческого решения общей учебной задачи. Постепенно
способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать
критерием художественного развития учащихся.
Обсуждение работ обучающихся
Этот вид чрезвычайно активизирует внимание детей. Обсуждаются и
достоинства, и недостатки. Обучающиеся сами находят слова и образы для
выражения понимания своего эмоционального отношения.
34
Самостоятельная работа
Она вводится для закрепления приобретенных на занятиях навыков и
формирования умений, для расширения представлений о связях творчества с
жизнью.
Восприятие и осмысление работ профессионалов.
Обширность наглядного материала не означает необходимости его полной
демонстрации и запоминания. Важно постепенное и осмысленное расширение
зрительного ряда на примере профессионалов.
Выставка лучших работ.
Лучшие работы итоговых занятий выставляются в течение месяца в
кабинете или выставочном зале. Они создают эстетически богатую среду, дают
радость, ощущение нужности своего труда, вдохновляют на творческую работу.
Работы коллективного творчества.
Выполнение конструктивных заданий и флористических коллажей могут
стать хорошим украшением интерьера учреждения.
Проектная деятельность.
Выполнение проектов обеспечивает качественное и более осознанное
изготовление работы.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
35
8. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. – М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
2. Ландшафтный дизайн от А до Я.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006.
3. Рошаль И.В. Азбука цветов: Сборник. – Санкт-Петербург: Кристалл, Терция,
1998.
4. Сухие цветы: сто идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
5. Стецюк В.Г. Картины из цветов. – М.: Культура и традиции, 1999.
6. Усова Н.Т. Лепестки. Тайны цветов.- Калуга: «Золотая аллея», 1995.
7. Хессайон Д-р Д.Г. Все об аранжировке цветов. - М.: "Кладезь", 1996
8. Чурина Л.С. Поделки из бумаги.- М.: АСТ Полиграфиздат, 2011.
9. Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы:
аранжировка, ассортимент, техника.- М.:ЗАО «Фитон+», 2002.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Астахова Е., Крупа Т., Череватенко М. Ландшафтный дизайн. – Харьков:
Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007.
2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев.- М.:
Эксмо, 2006.
3. Гликина Н.А. Изысканные букеты и цветочные композиции для украшения
одежды и интерьера/ Н.А. Гликина.-М.: АСТ; СПб.:Сова, 2007.
4. Зубков Р.В. Картины из цветов и листьев.- М.: «Культура и традиции», 2005.
5. Золотая книга женского рукоделия/ С.А. Хворостухина.- М.: Вече, 2003.
6. Карписонова Р. Два цвета – две эмоции./ Т.Н. Кузнецова// Цветники.- 2006. № 2. – С. 4-8.
7. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. – М.: АСТ:
Полиграфиздат, 2011.
8. Полунина В.Н. Составление композиций и орнамента/ В.Н.Полунина,
А.А.Капитонова - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
9. Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика.- М.:»ЭКСМО-Пресс»;
СПб.: ВалериСПД, 2002.
10. Суханова Н.П. Цветы и праздник.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
36