Академия природы

Администрация г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
протокол от _30.08.2024__№_9_

Утверждена
приказом МБУ ДО «Экологобиологический центр»
от _30.08.2024__ № __109-п_

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Академия природы»
Возраст учащихся с 7 лет
Срок реализации: 4 года
Направленность: естественнонаучная
Уровень: базовый

Автор-составитель:
Белицкая Эльвира Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

г.Дзержинск
2024

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание рабочей программы обучения
Содержание рабочей программы воспитания
Методические материалы
Оценочные материалы
Организационно - педагогические условия реализации
программы
Список литературы

3
10
11
12
17
20
26
29
31

2

1. Пояснительная записка
В системе экологического образования важным звеном является начальная
школа. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент
отношений человека с окружающим миром. Этому возрасту свойственна
высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир.
Актуальность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы «Академия природы» в том, что она направлена на формирование
понятия о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству
человека; на воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся
сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой.
Направленность программы: естественнонаучная.
Особенностью программы «Академия природы» является изучение
взаимосвязей в природе через практическую, проектную, исследовательскую и
игровую деятельность и на основе краеведческого материала. Краеведение,
проектная и исследовательская деятельность несут нравственно-эстетический,
мыслительный развивающий потенциал, поскольку предполагает изучение
близлежащего природно-социального окружения.
Новизна программы состоит, прежде всего, в ее комплексности. Впервые
осуществлена идея предложить учащимся изучение основ экологии на трех
уровнях (локальном, региональном и глобальном) в совместном рассмотрении с
экологией современного человека и социальной экологией. Это дает
возможность учащимся сделать осознанный выбор экологической программы
для изучения предметов естественнонаучного цикла.
Образовательная программа состоит из двух модулей, каждый модуль
состоит из двух частей. Модуль 1 «Дом под крышей голубой» включает модули
1.1 и 1.2. Модуль 2 «Я познаю мир» включает модули 2.1 и 2.2. Объѐм каждой
части модулей составляет 72 часа, рассчитан на год и реализуется
соответственно в первый, второй, третий и четвѐртый год изучения программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-11 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, однако
обучение организуется с учетом поло-возрастных особенностей учащихся, а
именно удовлетворяется их потребность в познании окружающего мира и
межличностном общении через организацию обучения в игровой и практической
форме, выполнение индивидуальных и групповых лабораторных и творческих
работ, а также способствует совершенствованию познавательных процессов.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
3

27.07.2022г. №629 <Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам> (вместе с «Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023)
<Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р> (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года»).
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи> (вместе с «Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания>
(вместе с «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»).
Поскольку экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношении
организмов друг с другом и окружающей средой, акцент программы делается на
развитие у детей элементарного представления о существующих в природе
взаимоотношениях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные
компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды
обитания. Дети, проявившие выдающиеся способности, имеют возможность
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей в проектной и
исследовательской деятельности.
Цель программы: Формирование у детей основ экологической культуры
посредством накопления знаний об окружающем мире на основе практической
творческой и природоохранной деятельности.
4

Задачи программы:
Обучающие:
1. Сформировать систему элементарных научных знаний у учащихся об
окружающем мире.
2. Сформировать знания о науке экологии и экологической организации нашего
города.
3. Формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного
поведения в природе.
Развивающие:
1. Развивать навыки общения со сверстниками, педагогами в процессе учебной
деятельности.
2. Развивать способность к анализу экологических ситуаций.
3. Развивать
потребности в изучении окружающего мира и взаимосвязи
природы и человека.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброе отношение к объектам природы.
2. Воспитывать морально волевые качества и культуру ответственного
отношения к животным, через вовлечение учащихся в реальную деятельность по
уходу за домашними питомцами.
3. Формировать активную жизненную позицию у учащихся через участие в
конкурсах, праздниках, природоохранных акциях.
4. Формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие,
ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской)
деятельности, культуру здорового и безопасного образа жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование устойчивых знаний, навыков и умений экологической
культуры учащихся, через проработку тематических занятий:
 о планете Земля;
 о факторах живой и неживой природы;
 о воде, воздухе, почве;
 о мире животных и о мире растений;
 о природные сообщества - лес, луг, поле, водоем и др.
2. Социализация и адаптация учащихся к жизни в окружающей среде, через
проработку тематических занятий о:
 о взаимосвязи человека и окружающей среды (ООПТ, Красная Книга);
 об истории родного города, области (экологическая обстановка, стратегия
устойчивого развития).

5

3. Формирование экологически целесообразного поведения учащиеся через
проработки взаимосвязи человека и животного, растительного мира.
4. Учащиеся воспитанные нравственно и эстетически благодаря изучению
мира природы (приспособления живых организмов к жизни на планете).
5. Выявление и развитие талантов учащихся через проектную и
исследовательскую деятельность.
6.Развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, формирование их гражданской позиции, способности к труду,
ответственного
отношения
к
профессиональной,
добровольческой
(волонтерской) деятельности, формирование у учащихся культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Задачи первого года обучения
 изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
 познакомить с историей Земли, еѐ образованием, особенностями планеты;
 разграничить понятия «живое» и «неживое», раскрыть их признаки,
особенности, отличия;
 расширить представления о сезонных изменениях в природе;
 расширить и закрепить знания о воде, круговороте воды в природе;
 познакомить с водными и околоводными растениями;
 расширять знания об обитателях водоемов: рыбы, насекомые,
млекопитающие;
 расширять знания о значении воздуха в жизни живой природы;
 научить работать с картами, схемами, таблицами;
 развивать чувство любви и бережного отношения к животным.
Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения:
Учащиеся должны знать:
 правила безопасного поведения;
 планеты солнечной системы, историю Земли;
 признаки живой и неживой природы;
 различия живых организмов от неживых;
 свойства и агрегатные состояния воды;
 основные этапы круговорота воды в природе;
 роль воды, в жизни животных, растений и человека;
 обитателей пресноводных водоемов;
 основные особенности растений и животных в связи с жизнью в воде;
 что такое воздух и его значение для живых организмов;
 знать, различать и называть домашних животных.
6

Учащиеся должны уметь:
 схематично изображать расположение небесных объектов (планет)
солнечной системы;
 называть объекты «живой» и «неживой» природы;
 рисовать схему круговорота воды в природе;
 применять народные приметы в жизни;
 видеть различия и особенности живых организмов наземных и водных;
 вести наблюдение и оформлять их в дневник наблюдений;
 работать с картами, схемами, таблицами;
 уметь различать основных пресноводных животных по внешним
признакам.
Задачи второго года обучения
 формировать и расширять знания о видах, особенностях почвы, ее составе
и значении для живых организмов и человека;
 познакомить с полезными ископаемыми Нижегородской области;
 формировать знания о причинах загрязнения почв;
 формировать представления о факторах живой и неживой природы;
 расширить и закрепить знания о растениях: форма, группа, строении;
 дать элементарные знания о размножении и распространении семян, с
целью их выращивания;
 раскрыть понятия о взаимодействии человека с животным и растительным
миром;
 научить основам ухода за домашними питомцами.
Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения:
Учащиеся должны знать:
 типы почв и ее значение для всех живых организмов;
 что такое «природные богатства»;
 живых обитателей почв и их приспособленность к среде обитания;
 факторы живой и неживой природы;
 значение солнечного света для животных и растений;
 значение температуры в жизни животных и растений;
 сезонные биоритмы у растений;
 суточные биоритмы у растений и человека;
 виды размножения и способы распространения семян у растений;
 виды
домашних
животных;
сельскохозяйственные,
животные
компаньоны;
 правила ухода за грызунами в домашних условиях;
7

Учащиеся должны уметь:
 классифицировать растения;
 называть и различать растения по месту произрастания;
 различать животных по основным признакам: среда обитания, питание;
 создавать условия для роста и развития комнатных растений:
 сравнивать части дыхания растений и органы дыхания у животных;
 различать диких и домашних животных и их функционалу в системе
природных отношений;
 ухаживать за хомячками, морскими свинками и другими грызунами;
 составлять рацион питания, включая необходимые элементы для жизни;
 своими действиями показать готовность помогать животному и
растительному миру.
Задачи третьего года обучения
 познакомить детей с экосистемой лес;
 познакомить с деревьями и кустарниками;
 расширять представления об обитателях леса: животные, птицы,
насекомые;
 познакомить с зеленой растительностью леса;
 продолжать расширять представления о домашних животных на примере
обитателей живого уголка;
 формировать интерес к изучению природы родного края, города;
 учить самостоятельно, работать с дополнительными источниками;
 познакомить с проектной деятельностью.
Ожидаемые результаты освоения программы третьего года обучения:
Учащиеся должны знать:
 что такое лес;
 наиболее распространенные деревья и кустарники Нижегородской
области;
 основных обитателей леса;
 травянистые растения леса;
 что такое этажи леса;
 правила безопасного поведения в лесу.
 правила сбора растений для гербария;
 этапы проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
 различать и называть деревья и кустарники;
 классифицировать животных по среде обитания;
8

 различать и называть лекарственные и ядовитые растения леса;
 составлять цепь питания;
 самостоятельно вести дневник наблюдения за объектом живой природы;
 составить отчет о выполненном проекте или практической работе;
 собирать гербарий из растений.
Задачи четвертого года обучения
 познакомить детей с понятием чрезвычайная ситуация (далее ЧС);
 расширять и закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
 формировать знания и умения по автономному существованию в природе;
 закрепить умения работать с компасом;
 закреплять в практической деятельности правила поведения в природе;
 познакомить учащихся с растениями парка дендрария;
 познакомить с этапами проектной деятельности;
 расширять знания о домашних животных и уход за ними;
 формировать представления об индивидуальности каждого человека.
Ожидаемые результаты освоения программы третьего года обучения:
Учащиеся должны знать:
 основные отличия ЧС и правила поведения в случаях возникновения;
 правила поведения при ЧС (Пожар, взрыв, обрушение);
 опасности леса;
 запасы леса;
 способы обеззараживания и фильтрации воды;
 значение природы в жизни человека;
 основные правила экологически обоснованного поведения.
Учащиеся должны уметь:
 провести наблюдения за объектами природы;
 правильно вести себя в лесу;
 пользоваться картой, компасом;
 ориентироваться в лесу по доступным объектам;
 проводить простейшие исследования и практические работы;
 придерживаться безопасного поведения в городе.
Текущий контроль осуществляется в конце изучения каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.

9

2.Учебный план
№ Разделы
п/п программы
1
2
3
4

Модуль 1.1
Модуль 1.2
Модуль 2.1
Модуль 2.2
Итого

Год обучения
1-й
2-й
3-й
год
год
год
72
72
72

4-й
год

72

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

288

10

3.
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Академия природы»
год

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

1-й

8

10

8

8

6

8

8

10

6

72

2-й

8

10

8

8

6

8

8

10

6

72

3-й

8

10

8

8

6

8

8

10

6

72

4-й

8

10

8

8

6

8

8

10

6

72

обучения

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.

11

4. Содержание рабочей программы обучения
Рабочая программа первого года обучения
Тематический план модуля 1.1 первого года обучения
№
1

Темы
программы
Вселенная:
далекая и близкая

2

Волшебница вода

3

Воздух
невидимка
Человек и
животные

4

Итого

Теория

Практика Всего

Комплектование
групп – 2 часа
5
5
18
8

12

26

16

6

22

6

6

12

45
25
Комплектование
групп – 2 часа

Формы
аттестации/контроля
Кроссворд «Космос»
Схема круговорота
воды в природе
«Зашифрованное
письмо»
Мини-тест «Про
воздух»
Фенологическое
рисование «Хомячки».
Промежуточная
аттестация: тест
«Живая планета»

72

Модуль 1.1 «Дом под крышей голубой» (72 часа)
Комплектование групп – 2 часа
Тема 1. «Вселенная далекая и близкая» (12 часов)
Теория: Инструктаж. Знакомство с центром. Космические объекты. Образование
Земли. Горы, реки и моря – это все Земля моя. Живое и неживое. Тайны за
горизонтом.
Практика: Игры на сплочение коллектива. Великая Вселенная. Рисунок «Мир
созвездий». Путешествие по карте мира «Чего больше на планете?». Игра
«Живое не живое».
Текущий контроль: кроссворд «Космос».
Тема 2. «Волшебница вода» (26 часов)
Теория: Вода вокруг нас. Растения и вода. Круговорот воды в природе. Водные и
околоводные растения. Кто живет в воде? Почему нужно беречь воду? Реки и
водоемы нашего города.
Практика: Прогулка к водоему. Опыт «Круговорот воды в природе».
Практикум «Сколько нужно человеку воды в день». Опыты «Волшебница вода».
12

Текущий контроль: схема круговорота воды в природе «Зашифрованное
письмо».
Тема 3. «Воздух невидимка» (22 часа)
Теория: Значение воздуха в жизни живой природы. Уши и носы. Растения и
ветер. В мире птиц. Летающие животные. Им воздух строить и жить помогает.
Вот труба над нею дым. Как создать безопасную среду в доме и возле него.
Практика: Как увидеть и услышать воздух. Растения и ветер. Изготовление
летающих игрушек.
Текущий контроль: мини - тест «Про воздух».
Тема 4. «Человек и животные» (12 часов)
Теория: Кто такие домашние животные. Зачем человеку сельскохозяйственные
животные. Кто такие животные компаньоны. История кошек. Морские свинки.
Хомячки.
Практика: Анкетирование. Мой домашний питомец – рисунок. Морская свинка
– фенологическое раскрашивание. Практическая работа, наблюдения в Уголке
живой природы.
Текущий контроль: фенологическое рисование «Хомячки».
Промежуточная аттестация: тест «Живая планета».
Рабочая программа второго года обучения
Тематический план модуля 1.2 второго года обучения
№
1
2
3
4
5
6

Темы
программы
Почва

Теория

Практика Всего

4

6

10

Факторы неживой
природы
Факторы живой
природы
Мир животных
Мир Растений

6

4

10

8

8

16

6
6

8
8

14
14

Человек и
животные

4

4

8

34

38

72

Итого

Формы
аттестации/контроля
Практическая работа
«Лепим слои почвы»
Лабораторная работа
«Живая коробка»
Игра «Определи тип
отношений»
Игра «Мемори»
Творческая деятельность
«Украсим мир цветами»
Устный опрос.
Промежуточная
аттестация: тест
«Воздух, вода, почва».

13

Модуль 1.2 «Дом под крышей голубой» (72 часа)
Тема 1. « Почва» (10 часов)
Теория: Что такое почва. Значение почвы для живых организмов. Почва в жизни
растений. Кто живет в почве. От чего разрушается и загрязняется почва. Мусор,
почва и человек.
Практика: Состав почвы. Тип почвы. Игра «Кто спрятался?».
Текущий контроль: практическая работа «Лепим слои почвы».
Тема 2. «Факторы неживой природы» (10 часов)
Теория: Значение солнечного света и тепла в жизни животных. Смена времен
года. Солнечный свет в жизни растений. Суточные биоритмы. Сезонные
биоритмы.
Практика: Лабораторная работа «Солнечный свет в жизни растений» Игра
«Времена года» Дневник наблюдений за температурой воздуха. Определение
влажности воздуха и загрязнения.
Текущий контроль: лабораторная работа «Живая коробка».
Тема 3. «Факторы живой природы» (16 часов)
Теория: Язык животных. Забота о потомстве. Взаимосвязь между растениями и
животными. Хищники. Как животные защищаются. Паразитизм. Как дружат
животные. Нахлебники и квартиранты. Адаптация живых организмов к
окружающей среде.
Практика: Лото «Факторы природы». Ирга «Определи отношение между
организмами». Игра «Хищники и жертвы». Просмотр видеофильма «Хищники и
жертвы».
Текущий контроль: игра «Определи тип отношений».
Тема 4. «Мир Животных» (14 часов)
Теория: Многообразие животных. Зачем нужны хвосты. Кто как кусает.
Животные океана. Насекомые. Кто как передвигается.
Практика: Просмотр фильма о животных и беседа по нему. Игра «Парные
картинки» (животные и детеныши). Наблюдения в УЖП.
Текущий контроль: игра «Мемори».
Тема 5. «Мир Растений» (14 часов)
Теория: Удивительный мир растений. Растения первоцветы. Лекарственные
растения. Деревья, кустарники и травы. Комнатные растения. Мир кактусов и
суккулентов.
14

Практика: Уход за комнатными растениями. Виртуальная экскурсия по парку
дендрарию. Целевая прогулка по эко тропе Центра. Творческая деятельность.
Текущий контроль: творческая деятельность «Украсим мир цветами».
Тема 6. «Человек и животные» (8 часов)
Теория: Кто такие животные-компаньоны. Дегу. Черепашки.
Практика: Наблюдения и работа в УЖП. Чтение и обсуждение рассказа.
Фенологическое раскрашивание. Ребусы.
Текущий контроль: устный опрос.
Промежуточная аттестация: тест «Воздух, вода, почва».
Рабочая программа третьего года обучения
Тематический план модуля 2.1 третьего года обучения
№ Темы программы

Теория

Практика

Всего

1

Малая Родина

12

12

24

2

Мир леса

10

18

28

3

Человек и
окружающая среда

6

4

10

4

Человек и
животные

6

4

10

34

38

72

Итого

Формы
аттестации/контроля
Мини сочинение
«Мой микрорайон»
Викторина «Знатоки
леса»
Викторина «Этот
удивительный мир
природы»
Кроссворд
«Насекомые»
Промежуточная
аттестация: тест
«Природная Азбука».

Модуль 2.1 «Я познаю мир»
Тема 1. «Малая родина» (24 часа)
Теория: Мой дом за окном. Зеленые соседи. Растения в городе. Животные в
городе. Дом, в котором мы живем. Археология пустыря. Где работают люди.
Практика: Целевая прогулка по улицам микрорайона. Заполнение карт схем.
Фантазии на тему «Археология пустыря». Подготовка к выполнению мини
проекта «Наш микрорайон». Выполнение проекта. Игра «Путешествие по
микрорайону».
Текущий контроль: мини- сочинение «Мой микрорайон».

15

Тема 2. «Мир леса» (28 часов)
Теория: Что такое настоящий лес. Этажи леса. Мир деревьев. Сбережем елочку.
Мир кустарников. Мир трав. Для чего деревьям листья. Насекомые и деревья.
Паутина пауков. Что делают в лесу птицы? Сеть пищевых отношений в лесу.
Человек и лес.
Практика: Игра «Узнай дерево по контуру». Игра «С какой ветки детки».
Творческая работа «Новогодний праздник». Игра-пазл «Пищевые цепочки».
Уборка парка. Рисунок «Пролетают паутинки с пауками в серединке».
Текущий контроль: викторина «Знатоки леса».
Тема 3. «Человек и окружающая среда» (10 часов)
Теория: Нужна ли человеку природа. Как человек влияет на природу. Красная
книга Нижегородской области. Роль болот.
Практика: Мини-сочинение «Вымершие животные». Рисунок «Эко город».
Листовка «Береги электричество».
Текущий контроль: викторина «Этот удивительный мир природы».
Тема 4. « Человек и животные» (10 часов)
Теория: Насекомые УЖП. Социальные насекомые. Экзотические животные.
Практика: Наблюдение за животными в УЖП. Просмотр учебного фильма
«Великие маскировщики».
Текущий контроль: кроссворд «Насекомые».
Промежуточная аттестация: тест «Природная Азбука».

Рабочая программа четвертого года обучения
Тематический план модуля 2.2 четвертого года обучения
№ Темы программы

Теория

Практика

Всего

1
2

Мир безопасности
Познай себя

14
10

22
8

36
18

3

Человек и
животные

10

8

18

34

38

72

Итого

Формы
аттестации/контроля
Тест «ОБЖ»
Мини сочинение
«Моя будущая
профессия»
Тест «Мы – твои
друзья»
Промежуточная
аттестация: тест
«Знатоки природы».

16

Модуль 2.2 «Я познаю мир»
Тема 1. «Мир безопасности» (36 часов)
Теория: Правила дорожной безопасности ЧС природного характера. Правила
поведения. ЧС техногенного характера: пожары, взрывы, обрушения, аварии на
очистных сооружениях. Меры безопасности. Правила поведения. Опасности
леса. Автономное существование в природе. Приборы для ориентирования.
Карты и условные обозначения. Поиск воды и пищи. Обеззараживание и
фильтрация воды. Добыча огня. Режим движения. Скорость движения, привал.
Обязанности направляющего и замыкающего. Укрытия в природе.
Инфекционные заболевания людей, животных, растений.
Практика: Рисуем карту схему с условными обозначениями. Сигналы. Приборы
для ориентирования. Определение сторон света по компасу. Способы
фильтрации воды – практическая работа. Зеленая аптека и походная аптечка.
Текущий контроль: тест «ОБЖ».
Тема 2. «Познай себя» (18 часов)
Теория: Человек и общество. Какой я дома, какой в школе. Желания и
возможности. Волевые качества. Самовоспитание. Внешность и общительность.
Мое здоровье. Профессии. Моя индивидуальность.
Практик: Рисунок «Мое здоровье». Школьный этикет (практическая работа).
Мини сочинение «Моя будущая профессия».
Текущий контроль: мини-сочинение «Моя будущая профессия».
Тема 3. «Человек и животные» (18 часов)
Теория: Как выбрать себе питомца. Как ухаживать за своим питомцем. Почему
важно понимать язык животных. Как правильно воспитывать и дрессировать
собак и кошек. Можно ли наказывать своего питомца. Как вести себя при
встрече с незнакомыми собаками и кошками.
Практика: В какие игры можно играть со своим домашним питомцем.
Составление правил для своего питомца «6 нельзя». Правила поведения с
незнакомыми животными в рисунках-схемах.
Текущий контроль: тест «Мы - твои друзья».
Промежуточная аттестация: тест «Знатоки природы».

17

5. Содержание рабочей программы воспитания
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний
в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- экологическая культура, понимание влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной
ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих
вред природе, бережное использование природных ресурсов;
- познавательные интересы в разных областях знания, представления о
современной научной картине мира, достижениях науки и техники;
- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности.
2. Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации в
ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
18

содержанием программы. В воспитательной деятельности с детьми по программе
используются методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ,
объяснение, разъяснение, лекция, инструктаж, доклад, пример); методы
организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение,
поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование,
поощрение), методы контроля, самоконтроля и самооценки.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом,
в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому
материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены
их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
терпеливостью,
способностью
к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
4. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
3

4

Мероприятие
Участие
во
Всероссийских
экологических уроках
Всемирные дни наблюдения птиц
Виртуальные экскурсии:
- по улицам Дзержинска
– парки города Дзержинска
– Дендрарий им. И.Н.Ильяшевича
- дубовая роща пос.Желнино
Календарные народные традиции

Срок
проведения
Сентябрь май
Октябрь
Март
1г.о.
2г.о.
3г.о.
4г.о.
Март - май

Результат
Фотоматериалы
Отчет по наблюдениям
Фотоматериалы,
публикации в группе в
социальной сети ВК
Фотоматериалы

19

6.Методические материалы
Первый год обучения
Тема

Форма занятий Приемы и методы

1. Вселенная:
далекая и
близкая

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность

2.
Волшебница
вода

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
опыты

3.Воздух
невидимка

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
опыты

Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.
Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.

Дидактический материал

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

Иллюстрационный
материал
небесных
объектов
по
книге
«Астрономия».
Презентация «Звезда по имени
Солнце».
Видеофильм «Голубая планета»
(BBC)
Глобус, карта мира.

Учебные
столы,
стулья, компьютер,
мультимидийное
оборудование

Кроссворд
«Космос»

Загадки о воде.
Игры «Водные слова», «Вода – не
вода».
Практическая работа и демонстрация
опытов по теме «Свойства воды».
Презентация «О жизни Капы».
Практическая работа рисуем
схему«Круговорот воды в природе».
Демонстрационные картинки
животных, птиц, живущих у воды и
живущих в воде.
Беседа,
опрос, Презентационный
и
рассказ, вопросы.
информационный материал по теме
Демонстрация.
«Воздух».
Использование
Презентация «Что такое ветер»,
художественной
Мультфильм «Почему дует ветер.
литературы.
Наблюдение «Как летают семена

Учебные
столы, Схема круговорота
стулья, компьютер,
воды в природе
оборудование
для «Зашифрованное
проведения опытов
письмо»
для изучения свойств
воды.
Бумажная
коробка.

Учебные
столы,
стулья, компьютер,
оборудование
для
проведения опытов
для изучения свойств
воздуха, воздушные

Мини-тест «Про
воздух»

20

Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.

4. Человек и
животные

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
наблюдения

разных растений».
Изготовление детьми коллекции
«Крылатые семена и плоды».
Игры
«Воздушные
шарики»,
«Следствие ведут знатоки».
Презентация «Про птиц».
Демонстрационный
материал:
картинки птиц, летающих животных.
Беседа,
опрос, Презентация «Домашние животные».
рассказ, вопросы.
Лото «Домашние животные».
Демонстрация.
Демонстрационные картинки
Использование
«Домашние животные».
художественной
Рабочие тетради по программе «Мы литературы.
твои друзья».
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.
Наблюдение.

шарики
по
количеству
детей,
мультимедийное
оборудование.

Учебные столы,
стулья, компьютер

Фенологическое
рисование
«Хомячки»
Промежуточная
аттестация: тест
«Живая планета»

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

Второй год обучения
Тема
1. Почва

Форма занятий Приемы и методы
Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
творческая
деятельность

Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.

Дидактический материал

Презентационный
и
Учебные столы,
Творческая работа
информационный материал по темам стулья, компьютер, «Лепим слои
«Почва», «Факторы живой природы»,
оборудование для
почвы»
«Факторы неживой природы».
исследования состава
Презентации: «Ветер», «Воздух»
почвы.
«Ветер и растения», «Что такое
почва», «Камни, глина и песок»,
«Значение
почвы
для
живых
организмов», «Обитатели почвы»,
21

2. Факторы
неживой
природы

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
опыты

3.Факторы
живой
природы

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
опыты

4. Мир
животных

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,

«Растения и почва».
Экспресс
исследование
через
наблюдение
«Почва и жизнь
растений», «От чего разрушается и
загрязняется почва».
Сказка об образовании почвы «Как
медведь пень потерял»( из книги
Н.А. Рыжовой «Не просто сказки».)
Опыты с почвой.
Беседа,
опрос, Презентационный
и
рассказ, вопросы.
информационный материал по теме
Демонстрация.
«Факторы неживой природы».
Использование
Материалы
для
проведения
художественной
практической работы погодоведение.
литературы.
Презентация «Почему происходят
Игровые приемы.
суточные изменения у растений и
Выполнение
животных и в чем они выражаются».
творческих работ.
Видеоролик
«Приспособления
животных к недостатку или избытку
солнечного света и тепла»
Беседа,
опрос, Материалы для игр - таблички
рассказ, вопросы.
креативных названий животных.
Демонстрация.
Кроссворды «Хищники».
Использование
Карточки к игре «Хвосты».
художественной
Сказка «Чей нос лучше?».
литературы.
Учебные видеофильмы:
Игровые приемы.
«Взаимовыгодные отношения»,
Выполнение
«Моллюски и крабы». «Нахлебники
творческих работ.
и квартиранты», «Паразитизм», «
Кому нужны деревья в лесу».
Беседа,
опрос, Презентация «Удивительный мир
рассказ, вопросы.
животных».
Демонстрация.
Лото «Животные».
Использование
Демонстрационные картинки «Дикие

Учебные столы,
стулья, компьютер,
бумажная коробка, 23 клубня картофеля

Учебные столы,
стулья, компьютер

Учебные столы,
стулья, компьютер

Лабораторная
работа «Живая
коробка»
Белько «ВНО»
стр.4

Игра «Определи
тип отношений»

Игра «Мемори»

22

наблюдения.

5. Мир
растений

6. Человек и
животные

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
наблюдения.

Практическая
деятельность.
Наблюдения

художественной
литературы.
Игровые приемы.
Наблюдение.
Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы:
стихи,
рассказы, загадки.
Игровые приемы.
Наблюдение.
Рассказ.
Демонстрация.
Игровые приемы.
Наблюдение

животные».

Презентация «Мир Растений». Лото Учебные столы,
«Травянистые
растения». стулья, компьютер
Демонстрационные
картинки
травянистых растений, кустарников,
деревьев.
Игра «Лес, поле, луг».
Карточки для определения деревьев.

Творческая работа
«Украсим мир
цветами»

Презентация «Животные
компаньоны»

Учебные столы,
стулья, компьютер.
Животные: Черепахи,
Дегу

Устный опрос
Промежуточная
аттестация:
тест
«Воздух,
вода,
почва»

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

Третий год обучения
Тема
1. Малая
Родина

Форма занятий

Методы и
приемы

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность,
виртуальная
экскурсия

Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.

Дидактический материал
Презентация «Мой город».
Иллюстрации, фотографии
достопримечательностей города.
Карточки – схемы районов города.

Учебные столы,
стулья, компьютер

Мини сочинение
«Мой
микрорайон»

23

Выполнение
творческих работ.
2. Мир леса

Учебное занятие,
игровое занятие,
практическая
деятельность

3. Человек и
окружающая
среда

Учебное занятие
игровое занятие,
практическая
деятельность.

4. Человек и
животные

Наблюдение,
практическая
деятельность,
учебное занятие

Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.
Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.
Беседа, опрос,
рассказ, вопросы,
демонстрация, работа
с атласом–
определителем,
работа с
микроскопом.

Сказка «Настоящий лес» в теме Учебные столы,
«Этажи леса».
стулья, компьютер
Видеоролик «Кто как в лесу живет»,
«Что делают в лесу птицы».
Видеоролик
«Паутина
пауков»,
презентация «Насекомые и деревья».

Викторина
«Знатоки леса»

Презентации по темам: «Как человек
изменил землю», «Экологические
последствия деятельности человека».
Иллюстрации «Правила поведения в
природе».
Художественные произведения
русского фольклора: пословицы,
поговорки, приметы, сказки о
животных.
Презентация «Охраняемые растения
Нижегородской области»
Информационный материал:
«Почему так называются
«Насекомые»,
Видеоролики «Стрекоза. Кузнечик.
Муравьи. Бабочки». Презентация
«Насекомые вредители,» Ядовитые
насекомые».Нижегородской
области».

Учебные столы,
стулья, компьютер

Викторина «Этот
удивительный мир
природы

Учебные столы,
стулья, компьютер,
атлас-определитель,
микроскоп «Комар».
Насекомые и
животные УЖП

Кроссворд
«Насекомые»
Промежуточная
аттестация: тест
«Природная
Азбука»

24

Четвертый год обучения
Тема

Форма занятий

Методы и
приемы

Дидактический материал

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

1. Мир
безопасности

Учебное занятие
игровое занятие,
практическая
деятельность.

Иллюстрации «Правила поведения в
природе.
Презентации «Что такое ЧС», «Как
ориентироваться в лесу».

Учебные столы,
стулья, компьютер,
компас

Тест ОБЖ

2.Познай
себя

Учебное занятие
игровое занятие,
практическая
деятельность.

Практические работы: «Живая вода»,
«Подсчет количества воды,
необходимого человеку». Карточки
«Настроение». Демонстрационный
материал по теме «Профессии».
Картинки по теме «Школьный
этикет».

Учебные столы,
стулья, компьютер.

Мини сочинение
«Моя будущая
профессия»

3. Человек и
животные

Учебное занятие
игровое занятие,
практическая
деятельность.

Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые
приемы.
Работа с компасами.
Выполнение
творческих работ.
Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.
Беседа,
опрос,
рассказ, вопросы.
Демонстрация.
Использование
художественной
литературы.
Игровые приемы.
Выполнение
творческих работ.

Рабочая тетрадь «Мы твои друзья».
Презентации «Многообразие
домашних животных», «Как нас
лечат животные», «Эти своенравные
кошки», «Собака – друг человека»,
«Создание рациона питания
домашнего питомца», «Мы в ответе
за тех, кого приручили».

Учебные столы,
стулья, компьютер,
УМК к программе
«Мы - твои друзья»

Тест «Мы - твои
друзья»
Промежуточная
аттестация
«Знатоки
природы»

25

7.Оценочные материалы
Формы текущего контроля:
1 год обучения
1 балл – менее 2 правильных ответов
Кроссворд «Космос»
2 балла – 3-4 правильных ответа
3 балла – 5-6 правильных ответов
4 балла – 7-8 правильных ответа
5 баллов - 9-10 правильных ответа
Схема круговорота воды 1балл – схема нарисована с 5
ошибками
в природе
2 балла – схема нарисована с 3
«Зашифрованное
ошибками
письмо»
3 балла - схема нарисована с 2
ошибками
4 балла - схема нарисована с 1
ошибкой
5 баллов - схема нарисована без
ошибок
1балл – 1 правильный ответ
Мини тест «Про воздух» 2балла – 2 правильных ответа
3 балла – 3 правильных ответа
4 балла – 5 правильных ответов

Рисунок
(фенологическое
рисование)

Устный опрос

Творческая работа
«Лепим слои почвы»

5 баллов - выполняет задание
самостоятельно, без ошибок , рисунок
соответствует теме, соблюдены
пропорции, цветовое соответствие
4 балла - выполняет задание
самостоятельно с небольшой помощью
педагога в выборе сюжета, построении
композиции рисунок.
3 балла - работа выполнена со
значительной помощью педагога
1-2 балла - выполняет задание с
помощью взрослого

1балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень
1балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень

0-1балл – низкий уровень
освоения темы
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень
5 баллов - высокий
уровень
4 балла – хороший
уровень
3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий
уровень

2год обучения
1 балл – менее 2 правильных ответов
2 балла – 3-4 правильных ответа
3 балла – 5-6 правильных ответов
4 балла – 7-8 правильных ответа
5 баллов - 9-10 правильных ответа

1 балл - низкий уровень
2балла – средний уровень
3балла – хороший
уровень
4-5баллов – высокий
уровень
0-баллов - работа не выполнена
0 баллов – низкий уровень
1 балл – выполнение работы со 1 балл – средний уровень
значительной помощью педагога
2-3 балла - хороший
2-3 балла – выполнение работы с уровень
небольшой помощью педагога
4-5 баллов - высокий
26

Лабораторная работа
«Живая коробка»

Творческая работа
«Украсим мир цветами»

Творческая работа
Мини сочинение «Мой
микрорайон»

Выполнение заданий
викторины «Знатоки
леса»

Выполнение заданий
викторины «Этот
удивительный мир
природы»

Разгадывание
кроссворда
«Насекомые»

4-5 балла - выполнение работы
самостоятельно
0-баллов - отсутствие знаний умений
и навыков (далее ЗУН), работа не
выполнена
1 балл - выполнение работы с
поэтапной помощью педагога
2-3 балла - выполнение работы с
небольшой помощью педагога
4-5балла выполнение работы
самостоятельно
0 баллов – работа не выполнена
1балл – работа выполнена под
тщательным руководством педагога
2 балла – работа выполнена с
небольшой помощью педагога
3 балла – работа выполнена
самостоятельно
4 балла – работа выполнена аккуратно,
ребенок проявил творчество,
инициативу
3 год обучения
0 баллов – работа не выполнена
1балл – работа выполнена под
тщательным руководством педагога
2 балла – работа выполнена с
небольшой помощью педагога
3 балла – работа выполнена
самостоятельно
4 балла – работа выполнена аккуратно,
ребенок проявил творчество,
инициативу
Выполнили до39% заданий – 1 балл
Выполнили от 40-59% заданий – 2
балла
Выполнили от 60-79 % заданий -3
балла
Выполнили от 80-100% заданий - 4
балла
Выполнили до39% заданий – 1 балл
Выполнили от 40-59% заданий – 2
балла
Выполнили от 60-79 % заданий -3
балла
Выполнили от 80-100% заданий - 4
балла
1 балл – менее 2 правильных ответов
2 балла – 3-4 правильных ответа
3 балла – 5-6 правильных ответов
4 балла – 7-8 правильных ответа
5 баллов - 9-10 правильных ответа

уровень
0 балл – низкий уровень
1 балл – средний уровень
2-3 балла – хороший
уровень
4-5 баллов – высокий
уровень

0 балл - низкий уровень
1-2 балла – средний
уровень
3 балла - хороший уровень
4 балла - высокий уровень

0 балл – низкий уровень
1 балл – средний уровень
2-3 балла – хороший
уровень
4-5 баллов – высокий
уровень

1балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень
1балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень
1балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень
27

Тест ОБЖ

Творческая работа
Мини сочинение «Моя
будущая профессия»

Тест «Мы-твои друзья

4год обучения
1балл – 1 правильный ответ
2балла – 2 правильных ответа
3 балла – 3 правильных ответа
4 балла – 5 правильных ответов

0 баллов – работа не выполнена
1балл – работа выполнена под
тщательным руководством педагога
2 балла – работа выполнена с
небольшой помощью педагога
3 балла – работа выполнена
самостоятельно
4 балла – работа выполнена аккуратно,
ребенок проявил творчество,
инициативу
1 балл – менее 2 правильных ответов
2 балла – 3-4 правильных ответа
3 балла – 5-6 правильных ответов
4 балла – 7-8 правильных ответа

0-1балл – низкий уровень
освоения темы
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень
0 балл - низкий уровень
1-2 балла – средний
уровень
3 балла - хороший уровень
4 балла - высокий уровень

1балл – низкий уровень
освоения темы
2 балла - средний уровень
3 балла - хороший уровень
4-5 баллов – высокий
уровень

Формы промежуточной аттестации: тестирование
Качество обученности учащихся определяется по схеме:
Менее 40% - низкий уровень обученности.
40-59% - средний уровень обученности.
60-79% - хороший уровень обученности.
80-100% - высокий уровень обученности.

28

8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов средней школы, состав
группы постоянный. Рекомендуется по количеству - 12 человек.
По сроку реализации программа может изучаться 2 или 4 года.
Программа может изучаться 2 года по модулю 1 (1.1 и 1.2) или 4 года по
модулю 2 (2.1 и 2.2).
Учащиеся могут быть зачислены на любой из модулей (1 или 2) с учетом
возраста и результатов собеседования. На обучение по модулю 1 зачисляются
учащиеся в возрасте 7-9 лет. На обучения по модулю 2 зачисляются учащиеся
в возрасте 9-11 лет, в том числе учащиеся, прошедшие обучение по модулю 1
и желающие продолжить обучение по программе, а также учащиеся в возрасте
7-9 лет, показавшие в ходе собеседования достаточный уровень знаний для
зачисления на модуль 2.
По итогам изучения одного из модулей выдается свидетельство об
обучении по модулю (1 или 2). По итогам изучения 2-х модулей выдается
свидетельство об обучении по программе «Академия природы».
В программе 72 часа в год. Частота занятий 1 раза в неделю по 2 часа (2
часа в неделю).
Для успешной реализации программы необходима четкая организация
работы во время занятий. Занятия состоят из следующих этапов работы:
 Организационный момент.
 Повторение пройденного материала.
 Формирование знаний и умений, объяснение нового материала.
 Практическая работа.
 Контроль знаний и умений учащихся.
Данная программа построена на принципах развивающего обучения и
направлена на развитие личности ребенка в целом, согласно склонностям и
потребностям ребенка. В ее основу заложен принцип единства обучения и
воспитания, единство активных методов обучения и творческой
самостоятельности детей, что создает базу для развития и самореализации
каждого учащегося, свободное развитие его способностей
Используются разнообразные формы, методы и приемы проведения
занятий:
- Привлечение индивидуального опыта ребенка (эмоционального,
визуального, бытового). Это дискуссия, игра, рассказ детей, демонстрация
иллюстраций и репродукций, видео - и слайд фильмов, рисование, создание
плакатов и правил поведения в природе, участие в природоохранных акциях.

29

- Индивидуальная и коллективная работа: игра, тестовые и творческие
задания, практические работы, проектная и исследовательская деятельность.
- Виртуальные экскурсии в лес, парк, по городу.
- Обсуждение с детьми результатов экскурсий, выполненных проектов,
исследований; просмотра театрализованных сказок, мультимедийных
презентаций и видеофильмов; рефлексия прочитанных сказок, рассказов.
- Практическая деятельность, направленная на сохранение природы
родного края.
- Организация конкурсов, игровых программ и праздников.
Таким образом, обеспечивается полноценное усвоение учебного
материала, что повышает уровень развития личности каждого ребенка.
Для сохранения здоровья детей на занятиях проводятся прогулки по
экологической тропе Центра, подвижные игры и развлечения, чередование
различных видов деятельности, проведение физкультурных упражнений,
динамических пауз, получение знаний и проигрывание способов безопасного
поведения в природе и в быту.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки,
навыки самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность,
творческие навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте
развития личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине
болезни программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
Материально- техническое обеспечение:
 кабинет;
 столы, стулья, доска, маркеры, магниты;
 цифровая лаборатория по экологии (полевая), цифровой микроскоп
школьный «Эврика» с видеоокуляром, набор для проведения
экологического
мониторинга,
набор
препаратов
«Зоология»,
«Ботаника», Микромед №80;
 природные коллекции, определители, животные Уголка живой
природы, гербарные папки, чучела животных;
 мультимедийное оборудование, компьютер;
 канцтовары: краски, карандаши, бумага и т.п.
30

9. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Буковская Игры, занятия по формированию экологической культуры
младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
2. Вода и ее значение: Методическое пособие для учителей и педагогов ДОД. Н.Новгород, 2005.
3. Грехова Л.И. В союзе с природой.- М.: Сервис-школа, 2005.
4. Грешневиков Н. Экологический букварь.-М.: Экос, 2005.
5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика-Пресс,
2005.
6. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. – Волгоград: изд.
«Панорама», 2006.
7. Керженская сторона. – Н.Новгород: государственный природный
биосферный заповедник «Керженский», 2008.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
9. Лихачев Б.Т.Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 2003.
10.Маура О'Коннор. Свет жизни: Руководство к учебному курсу по экологии
для школьников, Часть 1 и 2. – Пущино, 2003.
11.Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М.: Детская литература,
1975.
12.Портреты природы Нижегородской области. – Н.Новгород, 2010.
13.Почитаева М.В. В поисках тайны: Методическое пособие для работы с
детьми младшего возраста. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006.
14.Разумовская О.К., Козловский Е.Г. Встреча с растениями (познавательная
ботаника с викторинами и кроссвордами). – М.: Грамотей, 2012.
15.Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и
праздники. – М.: Линка-Пресс, 2012.
16.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников образовательных учреждений, - М.:
АРКТИ, 2009.
17.Сквайер Дэвид. Уход за комнатными растениями.- М.: Крон- Пресс,2007.
18.Сладков Н.Сорочьи тараторки.- Л.: Детская литература, 1974.
19.Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе:
Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп
продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и
родителей. Серия «Игровые технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2003.
31

20.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение.Ярославль: Академия развития, 2007.
21.Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология.- М.: Аст-Пресс, 2009.
22.Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы.- Донецк: Сталкер, 2008.
23.1000 загадок. - Ярославль: Академия Холдинг, 2012.
24.Удивительные животные. Энциклопедия для детей.- М.: АСТ,2009.
25.Ушакова М. М. Экологические сказки как средство воспитания
экологической этики (Методическое пособие)-Нижний Новгород экоцентр
«Дронт» , 2009
26.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.-Ярославль:
Академия развития, 1996.
27.Школа юного краеведа: Материалы к занятиям / авт.-сост. Е.А. Ляшенко. –
Волгоград: Учитель, 2007.
28.Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.
29.Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных
мероприятий / авт.– сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Список литературы для детей и родителей
1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика-Пресс,
2005.
2. Жизнь животных. Энциклопедия. Безпозвоночные: Астрель, 2009.
3. Плешаков А.А, Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики: кн. для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков, А.А.
Румянцев. – М.: Просвещение, 2008.
4. Сладков Н.Сорочьи тараторки.- Л.: Детская литература, 1974.
5. Удивительные животные. Энциклопедия для детей.- М.: АСТ,2009.
6. Журналы «Юный натуралист», «Свирель» разных лет издания.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология.- М.: издательство АСТ,
2008.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии.- М.: изд. Астрель, 2011.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме.- М.: изд. АСТ,
2011.
10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные.- М.: изд. АСТ, 2012.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».