РАССМОТРЕН на заседании педагогического совета МБУ ДО ЭБЦ Протокол № 5 от 27.03.2024 Отчѐт о результатах самообследования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» за 2023 год г. Дзержинск 2024 Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. 1.11. 2. 2.1. 2.2. Аналитическая часть Общие сведения об образовательной организации Система управления организации Образовательная деятельность Содержание и качество подготовки учащихся Организация учебного процесса Востребованность выпускников Внутренняя система оценки качества образования Кадровое обеспечение Учебно-методическое обеспечение Библиотечно-информационное обеспечение Материально - техническая база Результаты анализа показателей деятельности Показатели деятельности Вывод 3 3 4 5 10 12 13 13 14 17 18 19 21 21 26 2 1. Аналитическая часть В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении порядка самообследования образовательной организацией», от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений в порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462», от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» было проведено самообследование образовательной деятельности МБУ ДО ЭБЦ в 2023 году по направлениям: - оценка образовательной деятельности; - система управления организации; - содержание и качество подготовки учащихся; - организация учебного процесса; - востребованность выпускников; -качество кадрового обеспечения, учебно-методического обеспечения, библиотечно - информационного обеспечения, материально-техническая база; - внутренняя система оценки качества образования. 1.1. Общие сведения об образовательной организации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» (МБУ ДО «Эколого-биологический центр», МБУ ДО ЭБЦ) является юридическим лицом (внесен в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России No 2 по Нижегородской области 12 ноября 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1025201754599), действует на основе Устава. Юридический (фактический) адрес: 606000, город Дзержинск Нижегородской области, ул. Бутлерова, дом 4Г, телефон: 8(8313) 25-23-13, факс: 8(8313) 26-15-23, E-mail: do_ebts_dzr@mail.52gov.ru, сайт https://ecosbio.profiedu.ru/ Режим работы - семидневная учебная неделя. График работы МБУ ДО ЭБЦ: понедельник - пятница - 8.00 - 19.00, суббота -14.00 -18.00, воскресенье - 10.00 -16.00. Учредителем МБУ ДО "Эколого-биологический центр" (далее - Центр) является городской округ город Дзержинск Нижегородской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация г. Дзержинска. Центр в своей деятельности подведомственен департаменту образования администрации города Дзержинска. 3 Деятельность осуществляется в соответствии с Уставом Центра утвержденным постановлением администрации города Дзержинска от 13.04.2015 № 1056. Устав определяет правовое положение МБУ ДО ЭБЦ, предмет, цели и виды деятельности Центра, организацию и осуществление образовательной деятельности, виды реализуемых образовательных программ, порядок управления деятельностью Центра, имущество и финансовое обеспечение Центра. 1.2. Система управления организации Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Центра и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Центра является директор Центра, который осуществляет текущее руководство деятельностью Центра. С 01.09.2005 директор Центра - Загурдаева Татьяна Валентиновна. Директор осуществляет Общее управление Центром в соответствии с действующим законодательством. В Центре сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся: -Общее собрание работников Центра (Положение от 24.06.2015); -Управляющий совет (Положение от 22.04.2015); -Педагогический совет (Положение - 24.06.2015). В Центре имеется необходимое количество локальных актов, регламентирующих организацию учебного и воспитательного процессов, реализуемые образовательные программы, деятельность органов самоуправления, жизнедеятельность коллектива, а также обеспечение безопасности, охраны труда и действий в чрезвычайных ситуациях. Локальные акты соответствуют перечню и содержанию Устава Центра и законодательству РФ. Они представлены положениями, правилами, инструкциями, приказами, приняты на педагогическом совете, общем собрании трудового коллектива и утверждены директором Центра. В Центре приняты локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Уставом Центра. Вывод: Самообследованием установлено, что система управления МБУ ДО "Эколого-биологический центр" обеспечивает выполнение действующего законодательства Российской Федерации в области образования, Устава Центра. 4 1.3. Образовательная деятельность Центр осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности МБУ ДО "Экологобиологический центр" №2188 от 03.06.2015, № Л035-01281-52/00375168. срок действия - бессрочно. Образовательный процесс в Центре строится на основании: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ (в последней редакции); - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения № 629 от 27.07.2022); - Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. (Приказ Министерства труда РФ от 22.09.2021 №652н); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Программы развития МБУ ДО "Эколого-биологический центр" "Стратегия успеха: приоритеты и инновации" (2019-2023гг.); - Дополнительных общеобразовательных программ МБУ ДО "Экологобиологический центр"; - Плана работы МБУ ДО "Эколого-биологический центр"; - Учебного плана; - Расписания занятий. В Центре приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема граждан, режим занятий учащихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления учащихся, порядок оформления возникновения, прекращения отношений между Центром и 5 учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся, об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Центр имеет в своей структуре структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности: - образовательный отдел; - методическая служба; - Экостанция. В настоящее время очевидна необходимость развития экологической культуры, экологического сознания, мышления и социально ответственного поведения начиная с раннего возраста. Работая в данном направлении, сотрудники Центра использовали новые концепции и актуальные методы обучения и воспитания. Проводимые мероприятия направлены на формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, вовлечение в природоохранную деятельность, повышение творческой активности, пропаганду здорового образа жизни. На базе центра ведет свою деятельность Ассоциация волонтерских объединений. В 2023 году деятельность Ассоциации проходила в соответствии с программой деятельности. Приоритетным направлением работы Ассоциации волонтерских объединений образовательных организаций города Дзержинска является развитие волонтерского движения по формированию здорового и безопасного образа жизни. Численность объединений, входящих в Ассоциацию – 35, из 34 образовательных организаций города - МБОУ СОШ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 68, 70, 71, Лицей № 21, МБОУ «СК-НШ-ДС №144», МБУ ДО «Эколого-биологический центр» (2 объединения). Общая численность волонтеров, входящих в Ассоциацию – 894 человек. Ассоциация волонтерских объединений зарегистрирована на сайте DOBRO.RU и прошла процедуру верификации, что позволяет проставлять часы в волонтерские книжки, которые засчитываются при поступлении в ВУЗы. Информационное сопровождение деятельности Ассоциации осуществляется через страницу ВК. Обмен опытом волонтерской деятельности осуществлялся в рамках творческих мастерских, семинаров, городских и областных молодежных форумов. В ходе реализации деятельностного направления проведены: 6 - Городской онлайн-проект "Здоровая Россия-это мы" (январь-март 2023) участники СШ №№ 12, 13, 20, 24, 32, 36, 37,68, СК НШ-ДС №144, Лицей № 21. - В рамках международного проекта по профилактике ВИЧ-инфекции «Танцуй ради жизни» волонтерами МБУ ДО ЭБЦ проведены интерактивные занятия (СШ №70, СШ №26,). - Городская акция, посвященная Всемирному дню борьбы с ненормативной лексикой "Мы за чистоту речи". Всего в Акции приняли участие 6и образовательных организаций школ №№ 7, 12, 22, 34, 36, МБУ ДО "Экологобиологический центр" - Городской квест "Прокачай в себе волонтера" - участники СШ № 7,10, 12,17,18,24,30,36,37,40,68,71, Гимназия 38. - Интерактивная выставка "Только так" для учащихся школ и СПО, посвященная профилактике употребления психоактивных веществ. Участникам предлагалось изучить актуальную и достоверную информацию о различных аспектах связанных с употреблением табака и алкоголя. - Городской фестиваль волонтерских объединений "Любовь. Здоровье. Красота" (05.12.2023) участники школы 7, 12, 32, 36, 40, СК НШ-ДС №144. - 26.12.2023 на одной из площадок празднования Нового года, в парке «Радуга», проведен Слет Дедов Морозов – веселые спортивные соревнования, в которых приняли участие команды из 10 -ти школ города. Также волонтеры приняли участие во Всероссийской акции «Весенняя (осенняя) Неделя Добра», Всероссийской акции "Добровольцы детям", Всероссийском конкурсе "Добро не ходит на каникулы", региональном этапе Всероссийского конкурса "Регион добрых дел", Всероссийской премии #МыВместе. В 2023 году на базе Центра открылся Клуб Большой перемены "ДВИЖ". "Больше, чем путешествие", так называлась поездка учащихся экологобиологического центра, участников клуба Большой перемены "ДВИЖ", которые прошли отбор и совершили 7 и 8 декабря поощрительную поездку по Нижнему Новгороду и городу Чкаловск. Ежегодно образовательные организации г.о.г. Дзержинск принимают участие во Всероссийских и Международных экологических природоохранных акциях, куратором которых является эколого-биологический центр. В течение года педагоги Центра проводили тематические экскурсии в уголок живой природы, по экологической тропе дендрария им. И.Н. Ильяшевича Для оказания практической помощи окружающей нас природе учащиеся Центра приняли участие в мероприятиях: X экологического субботника "Зеленая 7 весна- 2023", акциях "Посади лес", "Сад памяти", "Вода России", грантовом конкурсе проектов "Формула леса". Активная работа (проведение занятий и конкурсов) проходила в рамках реализации федеральной программы "Мы - твои друзья", направленной на формирование у детей ответственного отношения к миру, в котором они живут, умение заботиться о тех, кто нуждается в их помощи и опеке. Деятельность проекта "Помогаем братьям нашим меньшим" в рамках всероссийского проекта "Уютный приют" направлена на помощь приюту "Дом для Шарика". Без внимания не остались и птицы. Посты, буклеты, беседы, видеосюжеты рассказывали о том, чем кормить пернатых зимой. Значимая роль в привлечение внимания осуществлялась через организацию участия в Международных днях наблюдения птиц, в Евразийском учете птиц. В целях приобщения обучающихся к изучению природы родного края и в связи с высокой научной значимостью спортивной орнитологии второй год подряд в Нижегородской области прошли соревнования по спортивной орнитологии в рамках проекта «Территория чибисов» Программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» СИБУРа. В Дзержинске муниципальным координатором выступил МБУ ДО «Эколого-биологический центр». Продолжилась инновационная деятельность по проекту "Лаборатория открытий", "Насекомые и их знакомые" с детским садом №127. В течение года активно проходило сотрудничество с Дзержинским политехническим институтом НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Учащиеся посетили мастерскую ресайклинга. Проведены выставки декоративно-прикладного творчества: «Осенний калейдоскоп», «Чародейка зима», "Весенние фантазии", экскурсии по выставочному залу. В городской Церемонии чествования победителей и призеров олимпиад и конкурсных мероприятий "ОЛИМП-2023" отмечены учащиеся экологобиологического центра. В период летних каникул с целью реализации научно-исследовательской деятельности организовывался летний профильный экологический лагерь с дневным пребыванием "Школа полевых исследований". Учащиеся занимались научно-практической и природоохранной работой. В рамках лагеря ребята: побывали на экскурсии-практикуме в комплексной лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды, где под руководством взрослых определяли температуру и кислотность речной воды, изучили работу 8 метеостанции, на практике применили газоанализатор, который показывает уровень оксида углерода в воздухе; - навели порядок на берегу озера Масленка, на берегах Светлых озер; - посетили мастер-класс от орнитолога Нижегородского отделения союза охраны птиц России Алексея Левашкина, который не просто рассказал, но и показал детям лесных птиц, научил правильно вести себя в лесу; - побывали на экскурсии с герпетологом (специалистом по пресмыкающимся и земноводным) Ольгой Калининой. Ольга Николаевна показала детям ящериц и змей, которые водятся в Нижегородской области, рассказала об их повадках и значимой роли в экосистеме. Педагогами и учащимися Центра в течение года разработаны и реализованы такие проекты как: "Азбука безопасности", "Простые радости", "Птицы нашего двора", "Сила слова", "Экологический патруль", "Поздравительная открытка", "Помоги птицам зимой", "Кулинарные традиции родного края", "Эко-Новый год", "Разделяй", "Взгляни на мусор по новому", мини-проект «Марафон осенних дел». Новости и события активно освещаются на официальном сайте Центра, в группе ВКонтакте. Чтобы привлечь внимание детей, родителей и всех подписчиков сообщества Эколого-биологического центра к важным темам в ВКонтакте организованы просветительские посты, новости центра, фотомарафоны, фотозагадки. На официальном сайте Центра на портале сайтыобразованию.рф по адресу https://ecos-bio.profiedu.ru/ размещается вся актуальная информация. Для онлайн просвещения используется канал центра на сервисе видеохостинга «RUTUBE». Инструктажи, беседы, мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности проходили с учащимися регулярно в течение года (противопожарная безопасность, профилактика ДТТ, поведение на железнодорожных путях, поведение около водоемов, безопасность в сети Интернет и др.) Вывод: образовательная деятельность ведется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с Уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности, с планом работы Центра. 1.4. Содержание и качество подготовки учащихся Одной из основных задач Центра является развитие способностей ребенка и предоставление всем учащимся возможностей проявить свои таланты в различных сферах деятельности. 9 Изучение уровня освоения программ по окончанию учебного года подводился по результатам промежуточной аттестации. Уровень освоения программ показал, что общеобразовательные (общеразвивающие) программы учащимися освоены. Качество обученности учащихся - 90 % В 2023 году учащиеся принимали активное участие в онлайн - конкурсах, фестивалях разного уровня и становились не только участниками, но и призерами и победителями. Международный уровень: олимпиада "Имею право", фестиваль "Браво!", "Экология России", "Экология - дело каждого". Всероссийский уровень: 19 и 20 молодежная экологическая ассамблея "Великие реки", "Бескрайний космос", "Экология планеты", "Фантастические животные", "Мой яркий мир", "Время чудес", "Цветные карандаши", "Волшебная паутинка", "Защитники отечества", "Пушистый бочок", "Мы гордость Родины", "Цветочная фантазия", "Начинаем день с зарядки", "Экопатруль", "Творим и радуем", "Мой папа самый лучший", "Кто быстрее?", "Первый снег", "Волшебные узоры зимы", грантовый конкурс для школ и школьных лесничеств в рамках проекта "Территория чибисов", "Заповедная сказка", "Экодиктант", олимпиада "Эколята - молодые защитники природы". Областной уровень: "Волонтеры могут всѐ", "Окно в мир", "Юный исследователь", "Экологическая мозаика". Учащиеся и педагоги Центра принимали участие в акциях разного уровня: Всемирные дни наблюдения птиц, международная акция "Сад памяти", "Танцуй ради жизни", открытый турнир по каратэ WKF "Воля к победе", "Окна Победы", "Засветись, Стань заметней", Письмо солдату, "Открытка для солдата", Евразийский учѐт птиц, участие в Всероссийском молодежном флешмобе "Голубая лента", экологический субботник "Зеленая весна", "Уютный приют", "Во имя жизни", эколого-просветительский проект "О, да, вторсырье!", всероссийский проект по восстановлению и сохранению лесов "Посади лес", всероссийский проект «Векториада – 2023», акция «Единый фенологический день» проекта "Окружающий мир", "Соловьиные вечера - 2023", акция "Хранители птиц", «Атомный урок», «Поделись своим знанием». Городские акции: "Сдай макулатуру – спаси дерево!", "Мы за чистоту речи!", "День добра и уважения", "Под флагом России", "Растяпинская рукавичка", "Новый год в каждый дом", "III Слѐт Дедов Морозов", добровольчество: совершенствуя общество, развиваем себя, месячник «Мы за здоровый образ жизни», мемориальный турнир по каратэ WKF, посвященный Золину, "Капля добра", городской фестиваль настольных игр «Печенька», 10 фестиваль ЗОЖ и спорта «СпортFest», фоточеллендж «Удачный кадр», флешмоб "Папа может". Всероссийские уроки: "Мир экологического волонтерства", "Эколята молодые защитники природы", "Урок астрономии", Экологический урок "Синичкин день", "Урок цифры", урок в рамках акции "Мир экологического волонтерства", "Вода России. Водный след", "День Байкала", "Экология начинается с тебя" в рамкахакции "День экологических знаний", всероссийский профориентационный экологический квест «Переходи на зеленый». Данные проекты и Всероссийские уроки направлены на патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся. В рамках реализации Целевой модели наставничества на базе Центра сформированы наставнические пары: учитель - учитель, ученик-ученик, студентученик, работодатель-ученик. Работают 17 наставнических групп. Тематика программ наставнических групп разнообразна: - одним из направлений наставничества является передача опыта участия в проектах «Азбука безопасности», «О донорстве», «В кругу друзей», «Сила слова» и «Простые радости». Данные проекты показали свою актуальность и востребованность, поэтому волонтеры-наставники обучают и включают в свои проекты учащихся, проявивших желание познакомиться с волонтерской и проектной деятельностью. - реализуются программы, посвященные формированию знаний и навыков, необходимых для волонтерской деятельности. В рамках реализации программ «Экокалендарь» и «Эковолонтер» наставники передают опыт работы в экопросветительском направлении. - организована работа по улучшению технических навыков наставляемых: наставники обучают наставляемых тонкостям 3D моделирования, особенностям работы с программами «Python» «Blender». - реализуются программы творческой направленности по обучению учащихся технике квиллинг, декупаж и вязанию крючком. - реализуются программы по включению учащихся в проектноисследовательскую деятельность в предметных областях «Химия», «Биологи» и «Генетика». Наставниками в данном направлении выступают учащиеся, имеющие опыт написания проектно-исследовательских работ, а также опыт участия в научно-практических конференциях. Учащиеся Центра активно участвуют в образовательных и социальных проектах, сотрудничают с социальным центром "Покров" в проведении рождественских дней милосердия. 11 Вывод: Содержание учебного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организациям дополнительного образования. Образовательные программы освоены учащимися на достаточном уровне. 1.5. Организация учебного процесса В 2023 году Центр осуществлял образовательный процесс по очной форме обучения в соответствии с уровнями общеобразовательных (общеразвивающих) программ (ознакомительный уровень, базовый уровень, углубленный уровень). Образование реализовывалось по общеобразовательным (общеразвивающим) программам, рассмотренным на методическом совете, принятым на заседании педагогического совета, утвержденным приказом директора. Срок обучения по программам - 1 - 4 года. Продолжительность учебной недели - 7 дней. Продолжительность одного занятия 45 минут. В течение 2023 года в Центре обучалось 1402 учащихся. Обучение велось по 30 дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам, 4 адаптированным дополнительным общеобразовательным (общеразвивающих) программ по 5 направленностям. Количество/доля учащихся по каждой направленности: художественная 26 чел./2% туристско-краеведческие 6 чел./0,4% естественнонаучная 754 чел./54% социально-гуманитарная 524 чел./37% техническая 92 чел./6,6% Количество и доля учащихся по годам обучения 1 год обучения 731 чел./52% 2 год обучения 444 чел./32% 3 год обучения 190 чел./13% 4 год обучения 37 чел./3% Направленности Количество объединений Естественнонаучная 68 Художественная 2 Социально-гуманитарная 54 Туристcко-краеведческая 1 12 Техническая 9 Итого: 134 1.6. Востребованность выпускников 17% выпускников МБУ ДО "Эколого-биологический центр" в 2023 году продолжили свое обучение в ССУЗах и ВУЗах по направленностям, обучаемым в МБУ ДО "Эколого-биологический центр". 1.7. Внутренняя система оценки качества образования В Центре функционирует внутренняя система оценки качества образования в соответствии с: - Положением о внутренней системе оценки качества образования; - Положением о организации внутреннего контроля; - Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и промежуточной аттестации учащихся. В течение года контролируется посещение занятий учащимися, выполнение образовательных программ, ведение документации, промежуточная аттестация учащихся. По результатам анкетирования родителей "Удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности " получены следующие результаты: Сотрудники Центра доброжелательно относятся к Вашему ребѐнку. Согласен - 95.9% Затрудняюсь с ответом - 4.1% Не согласен - 0.0% Работа педагогов Центра показывает квалифицированность и высокое качество предоставления образовательных услуг. Согласен - 91.9% Затрудняюсь с ответом - 8.1% Не согласен-0.0% Вы получаете информацию от педагога о личных результатах ребенка и деятельности объединения, которое он посещает? Да- 67.6% Нет- 23.0% Частично- 9.5% Ребенок с желанием и интересом занимается в объединении эколого-биологического центра. Согласен- 97.3% Затрудняюсь с ответом- 2.7% Не согласен- 0.0% В центре организована разнообразная деятельность для учащихся (выступления, конкурсы, выставки, викторины). Согласен- 81.1% Затрудняюсь с ответом- 17.6% Не согласен- 1.4% Педагоги осуществляют индивидуальный подход к ребенку. Согласен- 71.6% Затрудняюсь с ответом- 28.4% Не согласен- 0.0% Вы удовлетворены материально-техническим оснащением Центра? 13 Да- 56.8% Затрудняюсь с ответом- 39.2% Нет- 4.1% В Центре созданы комфортные условия навигации внутри образовательной организации? Согласен- 78.4% Затрудняюсь с ответом- 21.6% Не согласен- 0.0% В Центре созданы условия зоны ожидания. Согласен- 55.4% Затрудняюсь с ответом- 44.6% Вы взаимодействуйте с педагогом и администрацией Центра? По необходимостиЧасто- 25.7% Не взаимодействую47.3% 24.3% Не согласен- 0.0% Редко- 2.7% Какую форму взаимодействия, с педагогом и администрацией Центра вы считаете наиболее оптимальной? по телефону- 50.0% Лично- 39.2% E-mai- 10.8% Посещаете ли вы сайт Центра или группу ВКонтакте для получения информации? Да- 62.2% Нет- 18.9% Не знал о их существовании- 18.9% В конце учебного года проводится анализ итогов учебного года с выделением положительной динамики в деятельности, выявляются проблемы, предлагаются пути решения данных проблем, которые учитываются при составлении плана работы Центра на новый учебный год 1.8. Качество кадрового обеспечения Важнейшим условием обеспечения качества подготовки учащихся является профессиональная компетентность педагогических работников, система повышения их квалификации. Образовательную учебно-методическую деятельность Центра обеспечивает квалифицированный педагогический состав. Педагогический коллектив обладает высоким творческим потенциалом, способен действовать в условиях модернизации образования. На период самообследования в МБУ ДО ЭБЦ в образовательном процессе заняты 17 педагогических работников, из них 11 педагогов дополнительного образования, 1 педагог-психолог, 4 методиста, 1 педагог-организатор. Качественные характеристики педагогических кадров. Сведения о педагогических работниках. Укомплектованность штата педагогических работников - 100% Образовательный уровень педагогических работников высшее образование кол-во % 12 71 14 из них педагогическое 9 53 среднее профессиональное образование 4 24 из них педагогическое 2 12 Среднее образование 1 6 повышения 2023 году 3 18 квалификационную Всего 12 71 Высшую 9 53 Первую 3 18 Без категории 5 29 2 12 0 0 10-20 лет 1 6 Свыше 20 лет 14 82 2 12 15 88 работник сферы Российской 1 6 Почетная грамота Министерства образования и науки РФ 4 24 Почетная грамота Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области 9 53 Почетный диплом губернатора Нижегородской области 0 0 Прошли курсы квалификации в (свыше 72 часов) Имеют категорию Состав педагогического до 5 лет коллектива по стажу работы 5-10 лет Состав педагогических кадров по До 35 лет возрасту После 35 лет Почетный образования Федерации За отчетный период прошли аттестацию 2 человека – на высшую и первую квалификационную категорию. Педагоги центра принимали участие в конкурсах: Евразийский учет птиц, экологический диктант, конкурс педагогического мастерства «Просто о сложном», конкурс профессионального мастерства «Краски осени», X конкурс социально значимых проектов программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел», конкурс «Методические разработки педагогов». 15 В связи с расширением дистанционных форм работы и с целью повышения педагогических компетенций в сфере цифровых образовательных технологий педагоги активно принимали участие в вебинарах и курсах: Курсы повышения квалификации: "Инструменты эффективного управления", "Успех каждого ребенка: цели и механизм реализации в образовательной деятельности", "Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования", Онлайнобучение по программе "Мы твои друзья", "Проектирование и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий", "Академия госпабликов" Диалог регионы, "Психологическая помощь в кризисных ситуациях". Вебинары: "Концептуальные подходы экологического сознания", Использование арт-терапии в образовательном процессе» , м/н центр образования и педагогики "Социализация детей дошкольного возраста средствами изобразительно искусства», вебинар от платформы Добро.РФ, «Предоставление дополнительного сервиса. Предоставление помещения», «Предоставление базового сервиса «Информирование граждан и организаций», «Финансовая грамотность: аналитика и понимание финансовых процессов», «Спринт «GRменеджмент: взаимодействие с государством», Инициативное бюджетирование», «Страт спринта «Лидер и управление изменениями», «Python . Основы графики turtle», «ООП как основа программного дизайна», «Методический ПроАктив», «Создание и верстка школьной газеты», «Современное эффективное экологическое просвещение», Естественно-научная грамотность в начальной школе…», «Профилактика вовлечения подростков в деструктивные сообщества», «Профилактика терроризма и экстремизма в ОО», «Коррекционно-развивающая направленность работы по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам», «Работа с платформой Добро.РФ», «Зачем участвовать в Большой игре «Школа Рыбаков Фонда?», «Взаимодействие с Добро.Журналом». Основные принципы кадровой политики Центра направлены на: - сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; - создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; - повышения уровня квалификации педагогических кадров. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: 16 1. Кадровый потенциал динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогических кадров. 2. В Центре успешно действует внутренняя система повышения квалификации, ориентированная на развитие образовательной организации, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Она реализуется в индивидуальной методической работе, в работе методического Совета, Школы педагогического мастерства, через обучающие семинары, тренинги, мастерклассы, в рамках наставнической пары "Педагог-педагог". 3. Профессиональный уровень и педагогическая квалификация преподавательского состава Центра соответствует содержанию подготовки по каждой специальности, что подтверждается документами об образовании, общим и педагогическим стажем работы, опытом практической работы по специальности, организации повышения квалификации и стажировок, участием в учебно-методической работе. Вывод: Образовательный процесс в Центре обеспечен квалифицированным профессиональным педагогическим составом. 1.9. Учебно-методическое обеспечение Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагогов имеет инновационная деятельность. Центр является инновационной площадкой ГБОУ ДПО НИРО и муниципальным координатором ОО вошедших в данную инновационную деятельность по теме «Реализация комплекса просветительских программ по формированию здорового и безопасного образа жизни для обучающихся различных возрастных групп в общеобразовательных организациях». Педагоги Центра выступали на межрегиональном семинаре «Птицы России», работали спикерами на V кустовом областном форуме молодежи и на ЭКОфестивале в рамках реализации проекта «ЭкоШаг», разрабатывали задания для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии. С целью повышения профессионального мастерства педагогов в Центре организован Методический совет, Школа педагогического мастерства, реализуется целевая модель наставничества, участие в проекте «Бережливые технологии». Организация методической работы направлена на совершенствование образовательной деятельности, программ, форм и методов деятельности объединений, использования и совершенствования методик обучения и воспитания, образовательных технологий, в том числе дистанционных. 17 В рамках школы педагогического мастерства были проведены: "Практикум для педагогов по работе с родителями учащихся с ОВЗ", мастер-класс «Экостанция как современная модель дополнительного образования", "Презентация достижений педколлектива по осуществлению плана работы за учебный год". В течение года каждый педагог работал по теме самообразования. С целью распространения педагогического опыта педагоги Центра размещают свои разработки на педагогических порталах, публикуются в сборниках и на персональных мини-сайтах на портале Социальная сеть работников образования ns.portal. Вывод: повышение профессиональной компетентности педагогов ведется через различные формы и на высоком методическом уровне. 1.10. Библиотечно-информационное обеспечение В Центре разработаны образовательные (общеразвивающие) дополнительные программы. К каждой программе имеется УМК, который позволяет учащимся всесторонне и на высоком уровне осваивать программу, вести исследовательскую и проектную деятельность. Обеспечение открытости и доступности информации об образовательном учреждении обеспечивается ведением официального сайта Центра в сети Интернет, группы в социальной сети ВКонтакте. 1.11. Материально - техническая база Дата постройки здания 1958 год. В Центре имеется: 1. 5 кабинетов естественнонаучной направленности: - Экостанция, - 2 кабинета естественнонаучной направленности (в рамках проекта "Успех каждого ребенка"), - кабинет биоразнообразия, - уголок живой природы. 2. кабинет информационных технологий; 3. выставочный зал, на базе которого проводятся городские выставки, выставки работ учащихся Центра по флористике и аранжировке цветов. Три кабинета оснащены интерактивными досками. 4. Для обеспечения безопасного пребывания детей в Центре имеются оформленные уголки противопожарной безопасности, электробезопасности, 18 правилам дорожного движения, схема безопасного маршрута для учащихся эколого-биологического центра. 5. Проекционное и мультимедийное оборудование для проведения учебных занятий, лекций, семинаров, конференций. 6. Современное туристическое снаряжение. На базе Центра работает методический кабинет для всех педагогов Центра, а также учителей городских школ. Ежегодно проводится мониторинг состояния учебных кабинетов. Здание Центра оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, кнопкой экстренного вызова полиции, одним металлодетектором, информационным табло эвакуационного выхода, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Имеется план эвакуации. Первичные средства пожаротушения находятся на всех этажах здания. Еженедельно осуществляется обход территории директором Центра, результаты которого фиксируются в "Журнале директорского обхода (осмотра) территории Центра на предмет состояния еѐ антитеррористической защищенности" Здание ограждено по всему периметру в виде сетки рабицы и кирпичного забора. Имеется видеонаблюдение внешнее и внутреннее. Доступ в здание ограничен наличием вахтера на входе. В Центре исключено бесконтрольное пребывание посторонних лиц. Все лица посещающие Центр регистрируются в журнале учета посетителей. Материально-техническая база в 2023 году пополнялась за счет бюджетных и внебюджетных средств. Планирование использования средств осуществлялось путем анализа нужд Центра в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и потребностями отделов центра. За отчетный период: - шкаф металлический хозяйственный - 1 шт., - сетевой фильтр - 2 шт., - хозтовары, - ель новогодняя искусственная - 1 шт., - канцтовары, - системный блок - 4 шт., - монитор - 1 шт., - стол лабораторный - 1 шт., - флаг "Парус" с логотипом - 1 шт., - банкетка 3-х местная жесткая. 19 Вывод: Работа по укреплению материально-технической базы ведѐтся целенаправленно и планомерно и соответствует требованиям продуктивного функционирования образовательного учреждения. 20 2. Результаты анализа показателей деятельности 2.1. Показатели деятельности N п/п Показатели 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.1.5 1.2 Образовательная деятельность Общая численность учащихся, в том числе: Детей дошкольного возраста (3-7 лет) Детей младшего школьного возраста (7-11 лет) Детей среднего школьного возраста (11-15 лет) Детей старшего школьного возраста (15-17 лет) Детей старшего школьного возраста 18 лет Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе: Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей 1.3 1.4 1.5 1.6 1.6.1 1.6.2 Единица измерения 1402 человека 191 человек 944 человека 180 человек 84 человека 3 человека 0 человек 44 человека/3% 0 человек/0% 0 человек/ 0% 120 человек/ 8,5% 120 человек/8,5% 0 человек/ 0% 21 1.6.3 1.6.4 1.7 1.8 1.8.1 1.8.2 1.8.3 1.8.4 1.8.5 1.9 1.9.1 1.9.2 1.9.3 1.9.4 1.9.5 1.10 1.10.1 1.10.2 1.10.3 Дети-мигранты Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том числе: Муниципального уровня Регионального уровня Межрегионального уровня 0 человек/ 0% 0 человек/ 0% 165 человек/12% 298 человек /21% 96 человек / 7% 19 человек / 2 % 0 человека / 0% 151 человек /11 % 32 человека /2,3% 148 человек/11% 46 человек/ 3% 9 человек/ 1 % 0 человек/ 0% 70 человек/5% 23 человека / 2% 1358 человек /93% 360 человек /27% 57 человек/ 4% 24 человека/ 2% 22 1.10.4 1.10.5 1.11 1.11.1 1.11.2 1.11.3 1.11.4 1.11.5 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.17.1 Федерального уровня 523 человека/ 37% Международного уровня 334 человека/ 23% Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе: 36 единиц На муниципальном уровне 36 единиц На региональном уровне 0 единиц На межрегиональном уровне 0 единиц На федеральном уровне 0 единиц На международном уровне 0 единиц Общая численность педагогических работников 17 человек Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее 12 человек/71% образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее 9 человек/53% образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее 4 человека/ 24% профессиональное образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее 2 человека/ 12% профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам 12 человек/ 71% аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая 9 человек/53% 23 1.17.2 1.18 1.18.1 1.18.2 1.19 1.20 1.21 1.22 1.23 1.23.1 1.23.2 1.24 2. 2.1 Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую деятельность образовательной организации, в общей численности сотрудников образовательной организации Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной организации: За 3 года За отчетный период Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося 3 человека/ 18% 2 человека/ 11% 3 человека / 18% 2 человека/ 12 % 5 человек/ 29 % 3 человека/18% 4 человека /23 % 126 единиц 26 единиц да 0,028 24 2.2 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 2.2.6 2.3 2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.4 2.5 2.6 2.6.1 2.6.2 2.6.3 2.6.4 2.6.5 2.7 (1 комп. на 36 чел.) Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе: 10 единиц Учебный класс 10 единиц Лаборатория 0 единиц Мастерская 0 единиц Танцевальный класс 0 единиц Спортивный зал 0 единиц Бассейн 0 единиц Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том числе: 0 единиц Актовый зал 0 единиц Концертный зал 0 единиц Игровое помещение 0 единиц Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха нет Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота да Наличие читального зала библиотеки, в том числе: нет С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования нет переносных компьютеров С медиатекой нет Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов нет С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки нет С контролируемой распечаткой бумажных материалов нет Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность 107 человек/8% пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся 25 2.2. Вывод По всем исследуемым показателям деятельность Центра ведется без противоречий законодательству РФ, в соответствии со всеми утвержденными уставными документами Центра. Перспективы: - создание привлекательной педагогической среды для привлечения и успешной профессиональной реализации молодых специалистов; поиск инновационных направлений реализации дополнительных общеобразовательных программ. И.о.директора С.А. Шибалова 26