ДООП ДВИЖ

Содержание

1.
1.1
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс
организационно-педагогических
программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Список литературы

условий

1.Комплекс основных характеристик программы
2

Стр.
3
3
10
11
16
16
17
17
20
24
24

1.1. Пояснительная записка
Современное общество нуждается в активных, целеустремленных
гражданах, обладающих высокими нравственными качествами, стратегическим
мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе.
Адресат программы
Программа «ДВИЖ» разработана для подростков 15–17 лет. Этот период
отличается активным формированием личности, поиска себя и своего места в
жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данная
программа направлена на то, чтобы каждый старшеклассник имел возможность
проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить необходимые для
этого компетенции. А также укрепить адекватную самооценку, научиться
навыкам саморегуляциии, уметь самостоятельно принимать решения, брать на
себя ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать
взаимодействие с окружающими людьми и работать в команде. Настоящая
программа направлена на раскрытие индивидуальности учащихся, творческого
и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной
деятельности и профессиональному самоопределению.
Педагогическая целесообразность
Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств
личности учащихся, способствует формированию их лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести
социальный опыт и как следствие способствует всестороннему развитию
учащегося.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и
способствует развитию личности, открывает возможности для позитивной
социализации и проявления инициативы.
Уровень программы: базовый.
Отличительной особенностью данной программы является включение
учащихся в решение тематических практикориентированных кейсов и
творческие задания, которые способствуют развитию коммуникации, командной
работы, волонтёрской деятельности, креативности и критического мышления.
Новизна программы: программа включает в себя самые широкие
возможности для развития и реализации идей и проектов его участников.
Объем и срок освоения программы. Срок реализации образовательной
программы 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность
занятия – 2 часа, 144 часа в год. Всего 288 учебных часов.
Особенности организации образовательного процесса. Модуль первого
года обучения включает 6 разделов, модуль второго года обучения включает 5
разделов. Разделы «Мы команда!», «Нестандартные решения» изучаются в ходе
3

первого и второго года обучения с усложнением и расширением понятийного и
практического материала. Раздел «Социально-значимые акции» также
представлен в модулях первого и второго года обучения и предполагает
вовлечение учащихся в практическую волонтерскую деятельность на основе тем,
изучаемых в других разделах программы. Поэтому содержание данного раздела
в календарно-тематическом планировании распределяется по всему учебному
году в соответствии праздничными датами и темами других разделов.
Основная форма обучения – очная, групповая.
Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Программа предполагает различные виды проведения занятий:
теоретические, практические и комбинированные занятия. Теоретические
занятия проводятся в виде групповых развивающих, профилактических,
обучающих занятий, бесед, дискуссий. Практические занятия проводятся в виде
игр, мастер-классов, конкурсов, акций, мероприятий. Комбинированные занятия
включают этап изучения новой темы, а также закрепление ее в ходе упражнений,
творческой практической деятельности.
Особенности
каждого
занятия
обусловлены
темами,
которые
рассматриваются. Определяющими в программе являются личностно
ориентированные деятельностные технологии, имеющие выраженный
здоровьесберегающий потенциал, такие как обучение в сотрудничестве, игровые
технологии, проблемное обучение (в том числе проектный метод), технологии
развития критического мышления.
Программа разработана с учетом требований нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
4

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
7. Устав МБУ ДО «Эколого-биологический центр», утвержденного
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
8. Локальные нормативные акты МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,
регламентирующие образовательную деятельность.
Цель программы: формирование активной жизненной позиции, лидерских
качеств через вовлечение подростков в волонтёрскую деятельность и
реализацию социальных проектов.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать систему знаний учащихся по вопросам волонтерского
движения и здорового и безопасного образа жизни.
2. Обучить алгоритму решения кейсовых задач по заданной методологии,
представив пошаговый план действий для конкретной проблемной ситуации.
3. Познакомить с формами здоровьесберегающих и досуговых мероприятий,
обучить технологии их проведения в качестве волонтера.
4. Обучить методике разработки социального проекта, предоставив
возможность освоения изученного материала в практике волонтерский
деятельности.
Развивающие:
1.Развить навыки креативного мышления.
2. Сформировать навыки проектного менеджмента через практическую
проектировочную деятельность в ходе реализации волонтерских инициатив.
3. Развить коммуникативную гибкость через применение изученных
механизмов эффективного общения.
4. Сформировать навыки публичного выступления.
5. Развить критическое мышление и рефлексию через анализ проведённых
мероприятий и собственных действий, выявление успехов, ошибок и зон
личностного роста.
Воспитывающие:
1. Сформировать активную социальную и гражданскую позицию,
содействовать волонтерской деятельности учащихся, их участию в общественно
полезном труде.
5

2. Стимулировать развитие ответственности, отзывчивости, чувства
сопереживания, сопричастности окружающей действительности.
3. Сформировать мотивацию у учащихся к здоровому образу жизни, к
личностному росту и ведению профилактической работы среди сверстников.
4. Сформировать у учащихся трудолюбие, ответственное отношение к труду
и его результатам.
5. Сформировать у учащихся бережное отношение к имуществу
организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживать в
ней чистоту и порядок.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- сущность понятий «волонтерская деятельность», «социальный проект»,
«здоровый и безопасный образ жизни», «команда», «креативное мышление»;
- основные направления и особенности организации волонтерской
деятельности;
- механизмы эффективного общения;
- сущность кейс-технологии;
- особенности профилактики негативных зависимостей в среде учащихся
начального, среднего, старшего звена;
- формы и особенности организации здоровьесберегающих мероприятий:
опрос, мини-лекция, кинолекторий, флэшмоб, акция;
- особенности организации досуговых и праздничных мероприятий, в том
числе для детей с ограниченными возможностями.;
- правила общения и продуктивного взаимоотношения людей;
- основы гигиенического и нравственного просвещения молодежи;
- методы социального проектирования.
Учащиеся должны уметь:
- планировать деятельность волонтера, волонтерского объединения;
- организовывать профилактические мероприятия для учащихся начального,
среднего, старшего звена, используя разные формы работы;
- проектировать волонтёрские акции, проекты социальной и событийной
направленности;
- планировать и проводить здоровьесберегающие мероприятия, досуговые и
праздничные мероприятия;
- говорить правильно и эмоционально;
- использовать механизмы эффективного общения;
- решать кейсовые задачи;
- разрабатывать и реализовывать социальные проекты.
У учащихся должны быть сформированы:
6

- активная социальная и гражданская позиция для участия в общественно
полезном труде;
- ответственность, отзывчивость, чувство сопереживания, сопричастности
окружающей действительности;
- мотивация у учащихся к здоровому образу жизни, к личностному росту и
ведению профилактической работы среди сверстников;
- трудолюбие, ответственное отношение к труду и его результатам;
- бережное отношение к имуществу организации.
Анализ личностных изменений учащихся осуществляется с привлечением
педагога-психолога с использованием следующих диагностических методик:
1. Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования
ценностных ориентаций (составлен Е.Хмелевым).
2. Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности
Л.В.Байбородовой.
3. Методика диагностики личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанова,
Д.В.Григорьева.
4. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации
А.М.Прихожан.
5. Методика изучения удовлетворенности учащихся волонтерской
деятельностью (модификация изучения удовлетворенности учащихся школьной
жизнью А.А.Андреева).
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития
личностных качеств учащихся объединения два раза в год.
Формы проведения текущего контроля – наблюдение, мозговой штурм,
выполнение кейсов, защита теоретической части проектов, рефлексия.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз год в виде выполнения кейса (1 год
обучения) и отчёт по реализованным проектам (2 год обучения).
Воспитательный потенциал программы
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
7

Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- установка на солидарность и взаимопомощь людей в российском
обществе, поддержку нуждающихся в помощи;
- установка на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя,
наркотиков и др.), понимание их вреда;
- приобретение опыта социально значимой деятельности и готовность к
гражданскому участию в жизни образовательного учреждения, города, страны.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
8

ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных
и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлённостью,
дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы первого года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Акция «День добра и уважения»,
Сентябрь
Фотоматериалы,
творческая мастерская
Октябрь публикации в группе в
«День
Матери»,
творческая
ноябрь
социальной сети ВК
мастерская
3
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ к
5 декабря
Фотоматериалы
Всемирному дню волонтера
4
Акция
«Новогодние
декабрь
социальной сети ВК
поздравления»
Городская акция «Мы за чистоту
Февраль
Сертификат
речи»
участника,
9

публикации ВК
публикации ВК

Городской
марафон
«За
Март
здоровый образ жизни»
6
Участие в мероприятии МБУ ДО
7 апреля
Фотоматериалы
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
Календарный план воспитательной работы второго года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Городской марафон «За здоровье
Октябрь Сертификат
и безопасность наших детей»
ноябрь
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
2
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
5 декабря
Фотоматериалы
Всемирному дню волонтера
3
Городская акция «Мы за чистоту
Февраль
Сертификат
речи»
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
4
Городской
марафон
«За Март - апрель Сертификат
здоровый образ жизни»
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
5
Участие в мероприятии МБУ ДО
7 апреля
Фотоматериалы
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
6
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ
Май
Фотоматериалы
5

1.2.Учебный план
№

Разделы

п/п

программы

1

Модуль 1

2

Модуль 2
Итого:

Год обучения
1-й год
2-й год

Форма промежуточной
аттестации
Выполнение кейса

144

144
288

10

Защита реализованных
проектов

1.3. Содержание учебного плана
Тематический план модуля первого года обучения
№

Тема программы

Теория

Практика

Комплектование групп

Всего

Формы
аттестации/
контроля

4

I.

Мы команда!

2

2

4

Наблюдение

II.

Нестандартные решения

10

10

20

Мозговой штурм

III. Волонтёрская деятельность

6

6

12

Тест

IV. Организация мероприятий
волонтерской деятельности
V. Социально-значимые
акции
VI. Социальное
проектирование

12

12

24

21

25

46

20

14

34

Выполнение
кейса
Выполнение
кейса
Текущий
контроль:
выполнение
кейса.
Промежуточная
аттестация:
выполнение
кейса

Итого

71
69
Комплектование
групп – 4 часа

144

Комплектование групп – 4 часа
I. Тема «Мы команда!» (4 часа)
Теория: Знакомство с планом работы объединения на учебный год.
Актуализация и создание правил групповой работы. Выяснение ожиданий
группы от работы объединения. Понятия «команда», «взаимодействие»,
«сотрудничество».
Практика: Упражнения на знакомство и сплочение группы. Игры на
командообразование.
Текущий контроль: наблюдение.
II. Тема «Нестандартные решения» (20 часов)
Теория: Мысли оригинально. Креативное мышление в жизни. Просмотр и
обсуждение фильма. Типы и способы развития креативности. Кейс-технологии.
11

Практика: Практические упражнения.
Текущий контроль: мозговой штурм.
III. Тема «Волонтёрская деятельность» (12 часов)
Теория: Социальная значимость волонтёрской деятельности. Направления
волонтёрской деятельности. Принципы организации волонтерской деятельности.
Просмотр и обсуждение фильма.
Практика: разработка интеллект карты «Кто такой волонтер?».
Текущий контроль: тест.
IV. Тема «Организация мероприятий» (24 часа)
Теория: Мероприятие. Форматы и формы проведения. Многообразие и
отличительные признаки игровых программ. Особенности составления
сценариев. Ораторское искусство. Сценическая и игровая этика. Игровая
программа. Основные правила и распространённые ошибки. Технология
разработки и реализации игровой программы. Разработка игровой программы по
направлению «Игры нашего двора». Разработка игровой программы по
направлению «Игры в зале. Разработка игровой программы по направлению
«Народные игры».
Практика: Практикум невербального общения. Упражнения на развитие
ораторского искусства. Дворовые игры. Игры с залом. Народные игры.
Текущий контроль: выполнение кейса.
V. Тема «Социально-значимые акции» (46 часа)
Теория: История Дня пожилого человека. Разработка поздравления. История
праздника «День педагога дополнительного образования». Разработка
поздравления. История Дня Матери. Разработка поздравления. Особенности
взаимодействия с детьми с ОВЗ. Разработка сценария мероприятия для детей с
ОВЗ «В кругу друзей». Анализ проведённого мероприятия «В кругу друзей».
Проект «Сила слова». Знакомство с проектом. Разработка сценарного плана в
рамках проекта.
Практика: Творческая мастерская ко Дню пожилого человека. Творческая
мастерская ко Дню Матери. Репетиция мероприятия для детей с ОВЗ «В кругу
друзей». Проведение мероприятия «В кругу друзей». Репетиция мероприятия в
рамках проекта «Сила слова». Проведение мероприятий в рамках проекта «Сила
слова». Анализ проведённых мероприятий «Сила слова».
Текущий контроль: выполнения кейса.
VI Тема «Социальное проектирование» (34 часа)
12

Теория: Знакомство с понятием «социальное проектирование». История
появления. Этапы социального проектирования.
Выявление проблемы
социального проекта. Способы анализа и получения данных. Как выбрать
целевую аудиторию проекта. Цель социального проекта. Знакомство с
методикой SMART. Правильная постановка задач социального проекта.
Планирование мероприятий в проекте. Составление календарного плана.
Привлечение партнёров к проекту и продвижение проекта. Особенности
составления речи для защиты проекта. Анализ, рефлексия деятельности.
Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.
Текущий контроль: выполнение кейса.
Промежуточная аттестация: выполнение кейса.
Тематический план модуля второго года обучения
№

Тема программы

Теория

Практика

Всего

I.

Мы команда!

8

8

16

II.

Нестандартные решения

10

10

20

III. Социальное
проектирование

18

8

26

IV. Социально-значимые
акции волонтерской
деятельности
V. Организация
мероприятий

25

25

50

12

20

32

73

71

144

Итого

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Выполнение
кейса
Защита
теоретической
части проекта
Рефлексия
Текущий
контроль:
рефлексия.
Промежуточная
аттестация:
защита
реализованных
проектов

I. Тема «Мы команда» (16 часов)
Теория: Знакомство с планом работы объединения на учебный год.
Взаимодействие. Актуализация правил групповой работы. Работа в команде.
Личностные особенности, влияющие на работу в команде. Знакомство с
типологией ролей в команде по Р.Белбину. Коммуникация – сила! Культура речи
13

Практика: упражнения на сплочение и командообразование.
Текущий контроль: наблюдение.
II. Тема «Нестандартные решения» (20 часов)
Теория: Всегда ли нужна креативность? 10 самых актуальных «гибких
компетенций». Социальные задачи, социальные роли.
Практика: Решение кейсов. Упражнения на развитие креативности.
Текущий контроль: выполнение кейса.
III. Тема «Социальное проектирование» (26 часов)
Теория: Социальный проект. Отличительные черты от других видов проекта.
Этапы социального проектирования. Продумывание командой этапов
социального проекта. Выявление актуальных направлений деятельности.
Командообразование для написания и реализации социального проекта.
Проблема. Цели и задачи. Подбор целевой аудитории. Составление плана
мероприятий. Сбор и структурирование информации.
Практика: Подготовка наглядных пособий. Подготовка к презентации проекта.
Презентация проекта / Самоанализ проекта.
Текущий контроль: защита теоретической части проекта.
IV. Тема «Социально-значимые акции волонтёрской деятельности» (50
часов)
Теория: Самоорганизация подростками своего времени. Как правильно оценить
свои возможности? Кризис волонтерства: переоценка смысла. Способы снятия
эмоционального напряжения. Творчество и юмор как профилактика
эмоционального выгорания волонтеров. История значимых дней.
Практика: Подготовка и проведение Акции «День добра и уважения»,
посвящённой Дню пожилого человека. Разработка и поздравление ко Дню
учителя. Разработка поздравления ко Дню отца. Поздравление ко Дню отца.
Разработка поздравления ко Дню матери. Творческая мастерская ко Дню матери.
Разработка поздравления ко Дню волонтёра. Творческая мастерская ко Дню
волонтёра. Разработка сценария «Новый год в кругу друзей». Репетиция.
Проведение праздника «Новый год в кругу друзей». Разработка сценария
«Масленица». Репетиция. Проведение праздника «Масленица». Разработка
поздравления к 8 марта. Творческая мастерская к 8 марта.
Текущий контроль: рефлексия.
V. Тема «Организация мероприятий» (32 часа)
Теория: Подведение итогов мероприятия. Анализ результатов проведения
мероприятия. Оформление презентации по итогам реализованных проектов.
14

Подготовка к защите по итогам реализованных проектов. Эмоциональный и
конструктивный анализ. Самоанализ. Отчёт по реализованным проектам.
Практика: Мероприятия в рамках плана проекта.
Текущий контроль: рефлексия.
Промежуточная аттестация: защита реализованных проектов.

15

1, 2 год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

01.09-07.09
08.09-14.09
15.09-21.09
22.09-28-09
29-09-05.10
06.10-12.10
13.10-19.10
20.10-26.10
27.10-02.11
03.11-09.11
10.11-16.11
17.11-23.11
24.11-30.11
01.12-07.12
08.12-14.12
15.12-21.12
22.12-28.12
29.12-04.01
05.01-11.01
12.01-18.01
19.01-25.01
26.01-01.02
02.02-08.02
09.02-15.02
16.02-22.02
23.02-01.03
02.03-08.03
09.03-15.03
16.03-22.03
23.03-29.03
30.03-05.04
06.04-12.04
13.04-19.04
20.04-26.04
27.04-03.05
04.05-10.05
11.05-17.05
18.05-24.05
25.05-31.05
01.06-07.06
08.06-14.06
15.06-21.06
22.06-28.06
29.06-05.07
06.07-12.07
13.07-19.07
20.07-26.07
27.07-02.08
03.08-09.10
10.08-16.08
17.08-23.08
24.08-30.08

- количество часов в неделю

- каникулярный период

16

4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

- промежуточная аттестация

- дополнительные занятия при
наличие резервного времени

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуется в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
Всего
учебных
часов /
недель

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Год
обучения

2.Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1. Календарный учебный график

144
(6
резе
рв)

2.2.Формы аттестации
Текущий
контроль
уровня
освоения
программы
учащимися
осуществляется в форме наблюдения за процессом и результатом деятельности,
как в ходе каждого занятия, так и по итогам изучения крупной темы программы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная аттестация,
которая проходит один раз в год в виде решения кейса на первом году обучения
и защиты реализованных проектов на втором году обучения.
2.3 Оценочные материалы
Форма аттестации
Критерии оценки
Текущий контроль
1 год обучения
Тема 1. «Мы команда!»
6 б – 100% (высокий уровень)
Наблюдение
4-5 б – 80% (хороший уровень)
1. Степень заинтересованности темой:
3 б – 60% (средний уровень)
- полностью (2 б.)
0 б – 0% (низкий уровень)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
2. Готовность помогать другим членам
группы:
- полностью (2 б.)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
3. Включённость в деятельность:
- полностью (2 б.)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
Тема 2. «Нестандартные решения»
3 б – 100% (высокий уровень)
Мозговой штурм
2 б – 60% (хороший уровень)
1. оригинальность идеи (предлагаемые решения 1 б – 30% (средний уровень)
не должны повторять уже известные
0 б – 0% (низкий уровень)
варианты)-1б.
2. содержательность идей (идеи должны
демонстрировать ориентирование в учебном
материале)- 1б.
3. обоснованность и аргументированность
идеи.- 1 б.
Тема 3. «Волонтёрская деятельность»
5 б – 100% (высокий уровень)
Тестирование
4 б – 80% (хороший уровень)
Тест «Волонтер – это»
2-3 б – 60% (средний уровень)
За каждый правильный ответ – 1 балл
1б – 20% (низкий уровень)

17

Тема 4. «Организация мероприятий»
3 б – 100% (высокий уровень)
Выполнение кейса
2 б – 60% (хороший уровень)
1. Полнота решения - 1б.
1 б – 30% (средний уровень)
2. Оригинальность - 1б.
0 б – 0% (низкий уровень)
3. Достижимость (реалистичность) - 1 б.
Тема 5. «Социально-значимые акции»
3 б – 100% (высокий уровень)
Выполнение кейса
2 б – 60% (хороший уровень)
1. Полнота решения - 1б.
1 б – 30% (средний уровень)
2. Оригинальность - 1б.
0 б – 0% (низкий уровень)
3. Достижимость (реалистичность) - 1 б.
Тема 6. «Социальное проектирование»
3 б – 100% (высокий уровень)
Выполнение кейса
2 б – 60% (хороший уровень)
1. Полнота решения - 1б.
1 б – 30% (средний уровень)
2. Оригинальность - 1б.
0 б – 0% (низкий уровень)
3. Достижимость (реалистичность) - 1 б.
2 год обучения
Тема 1. «Мы команда!»
6 б – 100% (высокий уровень)
Наблюдение
4-5 б – 80% (хороший уровень)
Наблюдение
3 б – 60% (средний уровень)
1. Степень заинтересованности темой:
0 б – 0% (низкий уровень)
- полностью (2 б.)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
2. Готовность помогать другим членам группы:
- полностью (2 б.)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
3. Включённость в деятельность:
- полностью (2 б.)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
Тема 2. «Нестандартные решения»
3 б – 100% (высокий уровень)
Выполнение кейса
2 б – 60% (хороший уровень)
1. Полнота решения - 1б.
1 б – 30% (средний уровень)
2. Оригинальность - 1б.
0 б – 0% (низкий уровень)
3. Достижимость (реалистичность) - 1 б.
Тема 3. "Социальное проектирование"
8 б – 100% (высокий уровень)
Защита теоретической части проекта
5-7 б – 80% (хороший уровень)
а) соответствие проекта целям, направлениям.
2-4 б – 60% (средний уровень)
б) актуальность.
0-1б – 20% (низкий уровень)
в) значимость.
г) полнота.
Проект оценивается по каждому критерию
отдельно по шкале от 0 до 2 баллов, где
18

2 балла – соответствует полностью;
1 балл – соответствует частично;
0 баллов – не соответствует.
Тема 4. " Социально-значимые акции "
8 б – 100% (высокий уровень)
Рефлексия
6-7 б – 80% (хороший уровень)
Критерии:
4-5 б – 60% (средний уровень)
количество мероприятий;
1-3б – 30% (низкий уровень)
удовлетворённость содержанием мероприятия;
удовлетворённость личным участием;
оценка полученного опыта.
Оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где
2 балла –полный ответ;
1 балл –частичный ответ;
0 баллов – ответ отсутствует.
Тема5. " Организация мероприятий "
8 б – 100% (высокий уровень)
Рефлексия
6-7 б – 80% (хороший уровень)
Критерии:
4-5 б – 60% (средний уровень)
количество мероприятий;
1-3б – 30% (низкий уровень)
удовлетворённость содержанием мероприятия;
удовлетворённость личным участием;
оценка полученного опыта.
Оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где
2 балла –полный ответ;
1 балл –частичный ответ;
0 баллов – ответ отсутствует.
Промежуточная аттестация
1 года обучения
Выполнение кейса
3 б – 100% (высокий уровень)
1. Полнота решения - 1б.
2 б – 60% (хороший уровень)
2. Оригинальность - 1б.
1 б – 30% (средний уровень)
3. Достижимость (реалистичность) - 1
0 б – 0% (низкий уровень)
Промежуточная аттестация
2 года обучения
Защита реализованных проектов
8 б – 100% (высокий уровень)
Критерии
5-7 б – 80% (хороший уровень)
а) соответствие проекта целям, направлениям.
2-4 б – 60% (средний уровень)
б) актуальность.
0-1б – 20% (низкий уровень)
в) значимость.
г) полнота.
Проект оценивается по каждому критерию
отдельно по шкале от 0 до 2 баллов, где
2 балла – соответствует полностью;
1 балл – соответствует частично;
0 баллов – не соответствует.
19

2.4 Условия реализации программы
Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№

Раздел
программы

Форма
занятий

1

Мы команда!

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

2

3

Приёмы и методы

Рассказ, «мозговой штурм» по
выработке правил работы в группе,
игры на знакомство и сплочение
группы «Снежный ком», «5 важных
вещей», демонстрация фильма с его
последующим обсуждением, работа
в
группах,
игры
на
командообразование «Объединение
по качествам», «Мой вклад в
команду»
Нестандартн Учебное
Игры
сплочение
группы,
ые решения
занятие,
демонстрация
фильма
с
его
практическо последующим
обсуждением,
е занятие
«мозговой
штурм»,
работа
в
группах, рассказ, индивидуальная
работа,
методы
развития
креативного мышления («Куб»,
«Блицтурнир»,
«Необычный
рисунок»,
«Шесть
шляп
мышления»), кейс-технологии
Волонтёрская Учебное
Игры на сплочение группы, ролевые
деятельность занятие,
игры, рассказ, демонстрация фильма

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Фильм «Всё в твоих
руках»,
«Легенды
«Орлёнка», раздаточный
материал для работы в
группе, видеоматериалы
о команде.

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Фильм «Как развить в
себе
креативность?»,
мультимедийная
презентация
«Креативное
мышление»,
видеоматериалы «Пять
типов
развития
креативного мышления»

Канцелярские
Мозговой
принадлежности, штурм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Короткометражные
видеофильмы

Форма
подведения
итогов
Наблюдение

Канцелярские
Тест
о принадлежности,

практическо с его последующим обсуждением, добровольчестве
е занятие
индивидуальная работа, «мозговой
штурм», работа в группах, работа с
литературой
4

Организация
мероприятий

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

Упражнения
по
ораторскому
искусству,
психогимнастические
упражнения, рассказ, групповая
дискуссия, работа в группах,
индивидуальная работа, «мозговой
штурм», работа с литературой,
изучение материалов реализованных
игр: «Игры в зале», «Игры нашего
двора», «Народные игры»
Учебное
Рассказ, демонстрация фильма с его
занятие,
последующим
обсуждением,
практическо «мозговой
штурм»,
работа
в
е занятие, группах,
групповая
дискуссия,
мероприяти индивидуальная работа, работа с
е, акция
литературой,

5

Социальнозначимые
акции

6

Социальное
Учебное
проектирован занятие,
ие
практическо
е занятие

Игры
на
сплочение
группы,
демонстрация
фильма
с
его
последующим
обсуждением,
рассказ,
групповая
дискуссия,
работа в группах, индивидуальная
работа, «мозговой штурм», работа с
литературой, методика SMART,
кейс-технологии
21

Художественная
литература,
материал
по
презентация

мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
Выполнение
видео принадлежности, кейса
теме, мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Видеофильмы
о
социальных
акциях,
образцы
открыток,
раздаточный материал
для
творческой
мастерской,
литературные источники
по работе с детьми ОВЗ
Презентация
"Социальное
проектирование",
видеофильм «Что может
сделать мир вокруг себя
лучше?»

Канцелярские
Выполнение
принадлежности, кейса,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Выполнение
кейса
Промежуточ
ная
аттестация:
выполнение
кейса

Методические материалы второго года обучения
№

Тема
программы

Форма
занятий

Приёмы и методы

1

Мы
команда!

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

Беседа, рассказ, игры на сплочение
группы
и
командообразование
«Говорящие руки», «Кто быстрее»,
деловая игра «Стол переговоров»,
типология ролей по Р. Белбину,
«мозговой
штурм»,
работа
в
группах, индивидуальная работа

2. Нестандартн Учебное
ые решения занятие,
практическо
е занятие

Беседа, рассказ, «мозговой штурм»,
работа в группах, упражнение
«Социальные
роли»,
решение
кейсов, техника «Друдлы», метод
«Синектика»,
индивидуальная
работа,
групповая
дискуссия,
самоанализ
Игры
сплочение
группы
и
командообразование, ролевые игры,
демонстрация
фильма
с
его
последующим
обсуждением,
«мозговой
штурм»,
работа
в
группах, индивидуальная работа,
рассказ, беседа, самоанализ, работа с
литературой

3. Социальное
проектирова
ние

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

Дидактический
материал

22

Мультимедийная
презентация по
командообразованию на
тему «Типология ролей в
команде по Р. Белбину»,
раздаточный материал
для работы в группе
Ментальные карты, кейс
заданий по развитию
креативного мышления,
видеоматериалы по теме

видеоматериалы
по
теме,
презентация
«Разработка
и
оформление социальных
проектов», материал для
изготовления наглядных
пособий,
раздаточный
материал

Техническое
оснащение
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Форма
подведения
итогов
Наблюдение,

выполнение
кейса

Защита
теоретическ
ой
части
проекта

4. Социальнозначимые
акции
волонтёрско
й
деятельност
и

Учебное
занятие,
практическо
е
занятие,
акция

Игры на сплочение группы, ролевые
игры, рассказ, лекция, беседа,
«мозговой штурм», демонстрация
фильма
с
его
последующим
обсуждением, работа в группах,
индивидуальная
работа,
индивидуальные
консультации,
работа с учебной и методической
литературой, анализ существующих
социальных проектов
5. Организация Учебное
Групповая
дискуссия,
беседа,
мероприятий занятие,
«мозговой
штурм»,
работа
в
практическо группах, индивидуальная работа,
е
занятие, работа с литературой, самоанализ
акция

23

Видеоматериалы
по
теме,
раздаточный
материал, презентация,
материалы
для
творческой мастерской

Канцелярские
Рефлексия
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт), компьютер

Презентация, материал Канцелярские
для проведения проекта принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Рефлексия
Промежуточ
ная
аттестация:
защита
по
реализованн
ым проектам

2.5. Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага, картон и т.п.
2.6. Список литературы
Нормативные правовые акты
9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
15. Устав МБУ ДО «Эколого-биологический центр», утвержденного
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
16. Локальные нормативные акты МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,
регламентирующие образовательную деятельность.
Список литературы для педагога
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установки. – М.: Академия, 2001.
2. Взросление. Любовь. Семья/ авт.-разраб. Е.Е. Смирнова. – Волгоград:
Учитель, 2016. – 215 с.
24

3. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного
образования. – М.: Перспектива, 2011.
4. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики/ авт.-разраб. Г.С.
Чеснокова, А.В. Зякина, Е.В. Чикалова, Л.А. Мазухина. – Волгоград, 2009.
5. Выпуск 2. Соловьев А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики
химической зависимости для детей 9-12 лет. – М., 2000.
6. Выпуск 3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. первичная профилактика
наркозависимости: концепция программы организации и развития
подросткового добровольческого движения. – М., 2000.
7. Выпуск 4. Программа «Путешествие во времени». Методические
рекомендации по курсу профилактических знаний для подростков. – М., 2000.
8. Выпуск 5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. программа формирования здорового
жизненного стиля. – М., 2000.
9. Выпуск 6. Без секрета всему свету… - М., 2000.
10.Выпуск 7. Терентьев А.В., Ивашин О.И., Москвичев О.И. «Перекресток»:
реабилитационная программа. – М., 2000.
11.Гладышева
О.С.,
Кузоватова
Е.Е.,
Еделева
Е.Г.
Организация
профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системнодеятельностный подход. – Нижний Новгород: ГБОУ ДПО «Нижегородский
институт развития образования», 2015.
12.Грибанова О.В. Информационные технологии профилактики наркомании. –
Волгоград.: Учитель, 2016. – 265 с.
13.Здоровая Россия – общее дело: программа для проведения интерактивных
занятий/сост.: А.А. Дягтярев, М.А. Дегтярева, Я.В. Ковалевский, А.И.
Ковалевская. – М.: Общероссийская общественная организация «Общее
дело», 2015. – 33 с.
14.Конфликт и общение. Путеводитель по лабиринту регулирования
конфликтов. – Кинишэу: ARS, 1997.
15.Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9
класс / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
16. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.
10-11классы / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
17.Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и
профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост.
П.П.Кучегашева, Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина; под.ред. Ю.В.Науменко. –
М.: Глобус, 2008.
18.Профилактика ВИЧ – инфекции и наркомании у подростков средствами
образования/ О. С. Гладышева, Н. Н. Носов, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева,
25

Ю. В. Помазова, И. Э. Борисов, И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, Е. Ф.
Горьева. – Н. Новгород: НГЦ, 2004.
19.Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.
Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. – М.: ВАКО, 2004.
20.Системная модель деятельности образовательного учреждения по
сохранению и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство/
под ред. О. С. Гладышевой. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития
образования, 2008.
21.Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и
укрепления детей: инновационные подходы/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, В.
А. Малинин. – Н.Новгород: НИРО, 2012. – 219 с.
22.Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. –
Нижнийновгород, 2009. – 80 с.
23.Тренинги с подростками/ авт.-разраб. Ю.А. Григорьева, Т.Ф. Илларионова,
О.В. Расулова, А.В. Семенченко, К.П. Сулимова. – 3-е издание – Волгоград:
Учитель, 2016. – 196 с.
24.Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир. курсу:
7-й год обучения/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина. –
Н.Новгород: НИРО, 2011. – 142 с.
Список литературы для учащихся
1. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. – СПб.: Питер, 2008.
2. Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим
мужчиной. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2001.
3. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов – самоисследований. – СПб, Питер
Пресс, 1996.
4. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А. Практическая психология для подростков,
или Вся правда о наркотиках. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2008
5. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Кострома.:
Вариант, 2000.
Список литературы для родителей
2. Выбойщик Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о
своём ребёнке - М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 320с.
3. Дакко П. Новое искусство жить. Институт практической психологии для
школьников - М.: 2009. – 256с.
4. Зеланд В. Пространство вариантов. Трансерфинг реальности. Ступень 1 Санкт-Петербург: ИГ Весть, ГлазГора, 2009. – 224с.
5. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов – самоисследований. – СПб, Питер Пресс,
1996.
26

6. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения – Екатеринбург:
АРДЛТД, 2012.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».