АДООП Удивительный мир

Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Департамент образования администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
Протокол от _18.08.2025__ № 8__

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Экологобиологический центр»
_____________ С.А.Шибалова
Приказ от 18.08.2025 № 111-п

АДАПТИРОВАННАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Удивительный мир»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок обучения: 4 года
Количество часов по АДООП: 288

Разработчик:
Соколова Надежда Павловна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Дзержинск
2025

Содержание

1.
1.1
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс
организационно-педагогических
программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Список литературы

условий

Стр.
3
3
11
11
16
16
17
17
18
25
25

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Младший школьный возраст - важнейший период формирования
жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения
общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных
качеств.
Адаптированная дополнительная программа социально-гуманитарной
направленности «Удивительный мир» предназначена для развития творческих
способностей, жизненных и социальных навыков учащихся с ОВЗ посредством
знакомства детей с окружающей природой и осмысления полученных знаний
через практическую творческую деятельность.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав МБУ ДО «Эколого-биологический центр», утвержденный
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальные нормативные акты МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,
регламентирующими образовательную деятельность.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения
проблемы реабилитации детей с ОВЗ и направлена на создание благоприятных
условий для их творческой деятельности и повышению уровня готовности к
взаимодействию с миром.
Отличительная особенность данной программы в том, что объяснение
теоретического материала происходит на основе авторского дидактического
материала и с использованием живой наглядности из числа обитателей Уголка
живой природы МБУ ДО «Эколого-биологический центр», а его усвоение - на
основе практической деятельности, способствующей решению коррекционноразвивающих задач.
Адресат программы: дети от 7 до 11 лет с задержкой психического
развития (ЗПР).
Для детей с ЗПР характерны следующие основные черты:
• низкий уровень развития восприятия;
• отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая
концентрация, трудности переключения;
• неравномерная работоспособность;
• отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти
над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с
произвольной, недостаточный объѐм и точность запоминания;
• выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии
познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных
цветах, геометрических формах, времени и пространстве;
• нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто
не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда
находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить
выполненную работу;
• испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие
мелкой моторики.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Срок реализации: 4 года в объеме 288 часов.

Уровень программы: ознакомительный.
Форма обучения: очная, групповая.
Виды занятий: учебное занятие, беседа, выставки творческих работ.
Основная форма работы – учебное занятие (комбинированное). Работа на
занятиях проводится фронтально и индивидуально.
Состав группы: постоянный. Группа учащихся: разновозрастная.
Рекомендуется по количеству - 5 человек.
Продолжительность занятия – 35 минут. Количество часов в неделю – 2
часа.
Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии
противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом
деятельности.
Для успешной реализации программы необходимо:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (по
запросу участников образовательных отношений и при необходимости);
- сотрудничество с родителями.
Основным принципом программы является принцип индивидуального
подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных
особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах
доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе
сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).
Реализация адаптированной дополнительно программы «Удивительный
мир» предусматривает учет особых образовательных потребностей адресной
группы учащихся, включая потребности в целенаправленном формировании
когнитивной сферы и коррекции недостатков развития познавательных
процессов, в развитии способности к осмысленной деятельности; в организации
процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности
(пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого), в
предупреждении трудностей, связанные с недостатками познавательных
процессов за счет упрощения инструкции, увеличения доли индивидуальной
помощи ребенку, модификации заданий для повышения вероятности их
успешного выполнения.
Задания, представленные в программе, развивают у детей с ОВЗ
способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют
мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие
занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и
интеграции в нем.

Цель: формирование в процессе осуществления педагогической
деятельности у учащихся представлений об окружающем мире на основе
наблюдений за природой и практической творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
 знакомить учащихся с объектами окружающей природы;
 учить наблюдать сезонные изменения в природе и мире животных;
 знакомить
учащихся
с
основами
цветоведения,
композиции,
нетрадиционными техниками рисования; жанрами изобразительного искусства, с
некоторыми видами прикладного творчества, бережному отношению к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации;
 способствовать формированию у детей практических трудовых навыков
при работе с природным материалом, бумагой, картоном, красками.
Развивающие:
 развивать кругозор, творческое мышление, творческую активность;
 формировать
и
развивать
культуру
труда,
воображения,
наблюдательности, мышления, творческих способностей;
 развивать индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
 развивать сенсорные способности восприятия, чувство цвета, формы,
объема.
Воспитательные:
 формировать у детей познавательный интерес к природе и потребности к
общению с ней;
 воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к труду и его
результатам, желание участия в общественно полезном труде, аккуратность,
бережное отношение к природе, целеустремленность, умение адекватно
оценивать свои силы;
 развивать навыки общения со сверстниками, педагогами в процессе
учебной деятельности, бережно относиться к имуществу организации,
осуществляющей образовательную деятельность, поддерживать в ней чистоту и
порядок.
Коррекционно-развивающие:
 развивать у ребенка мелкую моторику предметных действий, активность,
самостоятельность, зрительно-моторную координацию и пространственную
ориентировку;

 развивать осмысленное отношение к выполняемым заданиям; учить
ребенка целенаправленным действиям под руководством взрослого, действиям
на основе предшествующей демонстрации (при необходимости пошаговой),
самостоятельным действиям по пошаговой словесной инструкции.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений учащихся об окружающем мире.
2. Социализация и адаптация учащихся к жизни в окружающей среде через
проработку тематических занятий о цвете, форме, техниках изготовления работ,
а также проработке представлений о праздничных атрибутах, обитателях
окружающего мира и способах их творческого изображения.
3. Положительные изменения в развитии моторики, зрительно-моторной
координации
и
пространственной
ориентировке,
самостоятельности,
трудолюбия.
4. Положительные изменения в формировании и развитии когнитивных
способностей.
Воспитательный потенциал программы
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
через информирование детей, организацию общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
- формирование деятельного ценностного отношения к историческому и
культурному наследию народов России, к традициям и праздникам России;
- формирование восприимчивости к разным видам искусства, ориентации
на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в

искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном
пространстве;
- развитие уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и
способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение, инструктаж, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к учебному
материалу, к практике, результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических дети демонстрируют
результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами (дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка учащихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.

Календарный план воспитательной работы 1 года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Прогулка по осеннему парку
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат участника
3
Городская
выставка
«Осенний
Сентябрь Сертификат участника
калейдоскоп»
ноябрь
4
Праздник всех мам
Ноябрь
Фотоматериалы
5
Городская творческая выставка
Ноябрь –
Сертификат участника
«Чародейка зима»
январь
6
Городская творческая выставка Февраль-май Сертификат участника
«Весенние фантазии»
7
В мире русской сказки
Апрель
Фотоматериалы
8
Весеннее настроение
Май
Фотоматериалы
Календарный план воспитательной работы 2 года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Вальс осенних цветов
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат участника
3
Городская
выставка
«Осенний
Сентябрь Сертификат участника
калейдоскоп»
ноябрь
4
Городская творческая выставка
Ноябрь –
Сертификат участника
«Чародейка зима»
январь
5
Моя семья
Ноябрь
Фотоматериалы
6
Городская творческая выставка Декабрь-март Сертификат участника,
«Чародейка зима»
7
Городская творческая выставка Февраль-май Сертификат участника
«Весенние фантазии»
8
Праздничные дни
Май
Фотоматериалы
Календарный план воспитательной работы 3 года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Праздник сбора урожая
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат участника
3
Городская
выставка
«Осенний
Сентябрь Сертификат участника
калейдоскоп»
ноябрь
4
Праздник для мамы
Ноябрь
Фотоматериалы
5
Волшебство Новогодней игрушки
Декабрь
Сертификат участника
6
Городская творческая выставка Декабрь-март Сертификат участника,
«Чародейка зима»
7
Городская творческая выставка Февраль-май Сертификат участника
«Весенние фантазии»
8
Праздничное настроение
Май
Фотоматериалы

Календарный план воспитательной работы 4 года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Мастерская осени
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат
участника, отчет по
наблюдениям
3
Городская творческая выставка
Сентябрь Сертификат участника
«Осенний калейдоскоп»
ноябрь
4
Городская творческая выставка
Ноябрь –
Сертификат участника
«Чародейка зима»
январь
5
Моя семья
Ноябрь
Фотоматериалы
6
Городская творческая выставка Декабрь-март Сертификат
«Чародейка зима»
участника,
7
Городская творческая выставка Февраль-май Сертификат
«Весенние фантазии»
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
8
Праздничные дни
Май
Фотоматериалы
1.2. Учебный план
№ Модули программы
п/п

Количество часов
Теория Практика

1

2

3

4

1 год обучения:
18
Модуль
«Разноцветный мир»
2 год обучения:
20
Модуль
«Природа
вокруг нас»
3 год обучения:
24
Модуль
«Занимательное
рисование»
4 год обучения
20
«Творческая
мастерская»
Итого
82

Всего

54

72

52

72

48

72

52

72

206

288

Форма
промежуточной
аттестации
ПА:
выставка
творческих
работ
учащихся
ПА:
выставка
творческих
работ
учащихся
ПА:
выставка
творческих
работ
учащихся
ПА:
выставка
творческих
работ
учащихся

1.3. Содержание учебного плана
Первый год обучения
«Разноцветный мир»
№ Тема
Теория
Практика Всего
1. Разноцветный мир Комплектование группы
24
2 часа
6
16
2. Зимняя пора
6
18
24
3.

В мире животных

Итого

6

18

18
54
Комплектование групп
2 часа

24
72

Форма аттестации
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
ПА:
выставка
творческих работ
учащихся

1. Тема «Разноцветный мир» (24 часа)
Комплектование групп- 2 часа.
Теория. Вводное занятие. Техника безопасности. Наблюдаем процессы,
происходящие в природе осенью. Знакомимся с принадлежностями для
рисования и аппликации, с цветом, с жанром натюрморт и пейзаж. Основы
композиции.
Практика. Знакомство с холодными и тѐплыми цветами. Понятие шаблон,
изготовление, применение. Рисование по шаблону. Закрашивание форм в
технике тычка. Учимся работать ножницами. Технология изготовления
плоскостной аппликации.
Текущий контроль: наблюдение.
2. Тема «Зимняя пора» (24 часа)
Теория. Знакомство с жизнью перелетных птиц в зимних условиях, пути
миграции. Атрибуты новогодних праздников, история новогодней игрушки.
Техники монотипия, оригами, квиллинг, кружевоплетение в декоративно
прикладном искусстве.
Практика. Знакомство с понятием контраст. Рисуем белое на черном.
Вырезание элементов и наклеивание на фон. Технология выполнения элементов
в технике оригами и квилинга. Рисование в технике монотипия с печатью
кружевных фрагментов.
Текущий контроль: наблюдение.
3. Тема. В мире животных (24 часа)
Теория. Знакомство с миром животных и представителями подводного
мира. Экскурсии в живой уголок. Русские народные сказки про животных.
Изображение
и символическое значение зверей и птиц в народном
художественном творчестве.
Практика. Понятие трафарет, изготовление. Технология работы по
трафарету, заливки формы цветом. Работа с акварельными красками и цветными
карандашами. Технология изготовления вырезных аппликаций из фетра и

шерстяных ниток. Вырезание мелких элементов, скручивание и склеивание
форм.
Текущий контроль: наблюдение.
Промежуточная аттестация: выставка творческих работ учащихся.

№ Тема

Второй год обучения
«Природа вокруг нас»
Теория
Практика Всего

1.

Осенние мотивы.

6

12

18

Форма
аттестации
Наблюдение

2.

Моя семья

4

6

10

Наблюдение

4

8

12

Наблюдение

8

24

32

20

52

72

Наблюдение
ПА:
выставка
творческих работ
учащихся

Праздничное
настроение
4 Природа вокруг
нас.
Итого
3

1. Тема «Осенние мотивы» (18 часов)
Теория. Вводное занятие. Техника безопасности. Процессы, происходящие
в природе осенью. Палитра осени. Знакомство с понятием ритма и орнамента,
применение в изготовлении композиций.
Практика. Повтор одинаковых элементов. Рисование по шаблону.
Натюрморт с осенними листьями. Технология изготовления объемной
аппликации путем скручивания и сминания бумажных салфеток. Пейзаж
осеннего леса. Технология выполнения рваной аппликации.
Текущий контроль: наблюдение.
2 .Тема. «Моя семья» (10 часов)
Теория. Знакомство с семейным жизненным укладом, старшие и младшие
члены семьи. Домашние животные. Жанр портрета и анимализма. Праздник
мамы. Праздничная поздравительная открытка.
Практика. Работа с акварельными красками и цветными карандашами.
Рисуем членов семьи и домашних животных.
Технология изготовления
вырезных аппликаций. Выполнение праздничной открытки из вырезанных
деталей.
Текущий контроль: наблюдение.
3. Тема «Праздничное настроение» (12 часов)
Теория. Определение зимней палитры. Знакомство с происходящими
явлениями в природе зимой, с понятием силуэт, с главными героями новогодних
праздников. Изучаем метод кручения и плетения, фигурной и прорезной
обработки бумаги.
Практика. Знакомство с методикой изготовления гирлянд. Изготовление
авторской бумаги. Вырезание и наклеивание. Создание новогодней картонной
12

игрушки. Технология выполнения элементов в технике объемной аппликации.
Изготовление поздравительной Новогодней открытки и классной стенгазеты.
Текущий контроль: наблюдение.
4. Тема. «Природа вокруг нас» (32 часа)
Теория. Изменения в жизни природы с приходом весны. Знакомство с
народными художественными промыслами. Растения из красной книги,
первоцветы. Выполнение праздничных открыток. Пернатые среди нас, образ
жизни и наша помощь им.
Практика. Изучение элементов росписи в различных народных
художественных промыслах. Работа с акварельными красками и цветными
карандашами. Изготовление вырезных объемных аппликаций из бумаги.
Вырезание мелких элементов, скручивание и склеивание форм, применение
галантерейных изделий (бисер, пайетки, шнуры).
Текущий контроль: наблюдение.
Промежуточная аттестация: выставка творческих работ учащихся.

№ Тема
1. Оранжевое
настроение
2. Волшебство зимы
Занимательное
рисование
4 Путешествие
в
мир природы
Итого
3

Третий год обучения
«Занимательное рисование»
Теория
Практика Всего
6
12
18

Форма аттестации
Наблюдение

4

12

16

Наблюдение

8

12

20

Наблюдение

6

12

18

24

48

72

Наблюдение
ПА:
выставка
творческих работ
учащихся

1. Тема «Оранжевое настроение» (18 часов)
Теория. Вводное занятие. Техника безопасности. Цвет осеннего настроения.
Явления осеннего периода. Дары природы и возможность использования их в
прикладном творчестве. Технология изготовления аппликации из круп и семян.
Практика. Знакомство с методом печати. Печать по трафарету. Рисование
по шаблону. Изготовление объемной аппликации путем складывания и сминания
бумаги, разных видов кормушек для птиц.
Текущий контроль: наблюдение.
2 .Тема. «Волшебство зимы» (16 часов)
Теория. Явления, происходящие с наступлением зимы, изменения в
растительном и животном мире. Сказки, посвященные этому времени года.
Праздничные игрушки и украшения, история создания и традиции праздника.
Практика. Технология изготовления аппликаций из промышленных
декоративных салфеток с перфорацией. Вырезание снежинок. Составление
13

объемных композиций из вырезанных деталей. Изготовление праздничной
открытки.
Текущий контроль: наблюдение.
3. Тема «Занимательное рисование» (20 часов)
Теория. Знакомство с геометрическими фигурами, использование их как
основу для изображения домашних и диких животных.
Практика. Знакомство с методикой рисования на основе изображенных
цифр и геометрических фигур. Рисование животных и птиц. Композиция на тему
окружающего нас мира.
Текущий контроль: наблюдение.
4. Тема. «Путешествие в мир природы» (18 часа)
Теория. Многообразие весеннего цветочного мира. Дикорастущие и
культурные растения. Красная книга. Польза дикоросов.
Практика. Технология работы по трафарету, грамотное расположение
крупных и мелких деталей. Работа с акварельными красками и цветными
карандашами. Создание цветочных плоскостных и объемных композиций.
Вырезание мелких элементов, техника оригами, многослойные детали.
Текущий контроль: наблюдение.
Промежуточная аттестация: выставка творческих работ учащихся.
Четвертый год обучения
«Творческая мастерская»
№ Тема
1. Сказочная осень

Теория
8

Практика
16

Всего
24

2.

Новогоднее
волшебство

2

8

10

3

Зимняя мозаика

4

10

14

6

18

24

20

52

72

Весенняя
мастерская
Итого

4

Форма аттестации
Наблюдение.
Текущая
аттестация.
Наблюдение.
Текущая
аттестация
Наблюдение.
Текущая
аттестация
ПА:
выставка
творческих работ
учащихся

1. Тема «Сказочная осень» (24 часов)
Теория. Вводное занятие. Техника безопасности. Цвет осеннего настроения.
Явления осеннего периода. Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Осенний пейзаж. Натюрморт.
14

Практика. Метод печати. Печать по трафарету. Рисование по шаблону.
Создание осеннего пейзажа и натюрморта с дарами осени. Цветочные букеты.
Аппликация обьемная и плоскостная.
Текущий контроль: наблюдение.
2 .Тема. «Новогоднее волшебство» (10часов)
Теория. История возникновения новогодних праздников, сказания и были.
Праздничные игрушки и украшения, история создания и традиции праздника.
Практика. Технология изготовления картонных елочных игрушек.
Новогодние сувениры с символом года. Изготовление праздничной открытки.
Текущий контроль: наблюдение.
3. Тема «Зимняя мозаика» (14 часа)
Теория. Знакомство с техникой мозаичных работ, историей возникновения,
возможностью применения в современном творчестве.
Практика. Конструирование из бумаги, создание коллажей в технике
мозаика из готовых элементов. Ледяной дворец. Праздничная открытка
защитнику отечества.
Текущий контроль: наблюдение.
4. Тема. «Весенняя мастерская» (24 часа)
Теория. Весенние праздничные дни, история, символика, характерные
особенности.
Практика. Технология изготовления праздничных открыток, атрибутов,
стикеров. Создание праздничных плакатов(коллективная работа), цветочных
плоскостных и обьемных композиций. Вырезание мелких элементов,
наклеивание многослойных деталей.
Промежуточная аттестация: выставка творческих работ учащихся.

15

1, 2, 3, 4 год
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

01.09-07.09
08.09-14.09
15.09-21.09
22.09-28-09
29-09-05.10
06.10-12.10
13.10-19.10
20.10-26.10
27.10-02.11
03.11-09.11
10.11-16.11
17.11-23.11
24.11-30.11
01.12-07.12
08.12-14.12
15.12-21.12
22.12-28.12
29.12-04.01
05.01-11.01
12.01-18.01
19.01-25.01
26.01-01.02
02.02-08.02
09.02-15.02
16.02-22.02
23.02-01.03
02.03-08.03
09.03-15.03
16.03-22.03
23.03-29.03
30.03-05.04
06.04-12.04
13.04-19.04
20.04-26.04
27.04-03.05
04.05-10.05
11.05-17.05
18.05-24.05
25.05-31.05
01.06-07.06
08.06-14.06
15.06-21.06
22.06-28.06
29.06-05.07
06.07-12.07
13.07-19.07
20.07-26.07
27.07-02.08
03.08-09.10
10.08-16.08
17.08-23.08
24.08-30.08
- количество часов в неделю
- промежуточная аттестация

- каникулярный период
- дополнительные занятия при

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

наличие резервного времени

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным учебным
графиком МБУ ДО ЭБЦ.
Всего
учебных
часов /
недель

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Год
обучения

2.Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1. Календарный учебный график

(6резерв)

72

2.2.Формы аттестации
Текущий контроль уровня освоения программы учащимися осуществляется
в форме наблюдения за процессом и результатом деятельности, как в ходе
каждого занятия, так и по итогам изучения крупной темы программы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз в год в виде выставки творческих работ
учащихся.
2.3. Оценочные материалы
Наблюдение

Критерии оценки:
- аккуратность исполнения работы;
- соответствие образцу;
- соблюдение техники исполнения.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 б.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 б.
Промежуточная - качество выполнения работы;
аттестация:
- композиция;
выставка
- самостоятельность выполнения.
творческих работ Каждый критерий оценивается от 0 до 2 б.
0 в – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно
отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 16 б.

до 2 баллов - низкий
уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний
уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший
уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий
уровень (100%).

Оценка:
до 5 низкий уровень (<
39 %);
6 – 9 средний уровень
(40%-59%);
10 – 13 хороший
уровень (60%-79%);
14 – 16 высокий
уровень (80%-100%).

Оценка индивидуальной динамики развития учащихся проводится два
раза в год с использованием следующих оценочных средств: карта развития
личностных качеств учащихся с ОВЗ, анкета для родителей.
Карта развития личностных качеств учащихся с ОВЗ предполагает
фиксирование изменений динамики по заданным критериям (Приложение 1) на
основе педагогического наблюдения. Проводится простая балльная оценка (от 0
до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, 1 балл незначительная
положительная
динамика,
отдельные
эпизодические
положительные изменения, 2 балла - наличие устойчивых положительных
изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях воспроизводит
сформированные навыки, 3 балла - значительный прирост в развитии.
Анкета для родителей (Приложение 2) позволяет определить видимые для
социального окружения ребенка формирование его предметного интереса,
мотивации на изучение и наблюдение живой природы.

2.4.

Условия реализации программы

Методические материалы первого года обучения
№

Тема

Форма
занятий

1.

Разноцветный
мир

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

2

Зимняя пора

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

Приемы и методы
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение,
пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов
выполнения.
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение,
пояснение, пед оценка.
18

Дидактический
Оборудование
материал и живые
объекты
Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты,
мультимедийная
презентация.

Формы
подведения
итогов
Наблюдение

Наглядные материалы Мультимедийное
шаблоны, раздаточный оборудование
материал,
образцы
готовых
работ,
мультимедийная
презентация.

Наблюдение

3.

В
мире Учебное
животных
занятие.
Практическая
работа.

Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание, показ
образца,
показ
способов
выполнения.
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение,
пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание, показ
образца,
показ
способов
выполнения.

Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты,
мультимедийная
презентация,
живые
объекты.

Наблюдение

Методические материалы второго года обучения
№

1.

Тема
Осенние
мотивы

Форма
занятий
Учебное
занятие.
Практическая
работа.

Приемы и методы
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
19

Дидактический
Оборудование
материал и живые
объекты
Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты,
мультимедийная
презентация.

Формы
подведения
итогов
Наблюдение

2

Моя семья

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

3.

Праздничное
настроение

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение,
пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение,
пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения,
рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение,
20

Наглядные материалы Мультимедийное
шаблоны, раздаточный оборудование
материал,
образцы
готовых
работ,
мультимедийная
презентация.

Наблюдение

Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты,
мультимедийная
презентация,
живые
объекты.

Наблюдение

4

Природа
вокруг нас

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения,
рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
Практические – упражнения, игр
методы.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание,
выполнение по образцу.

Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты.

Наблюдение

Методические материалы третьего года обучения
№

Тема

1.

Оранжевое
настроение

Форма
занятий
Учебное
занятие.
Практическая
работа.

Приемы и методы

Дидактический
Оборудование
материал и живые
объекты
Эмоциональный настрой –
Иллюстрации,
Мультимедийное
использование музыкальных
видеофильмы, макеты оборудование
произведений,
и муляжи,
Практические – упражнения, игр схемы, образцы работ,
методы,
трафареты,
Словесные методы – рассказы,
мультимедийная
беседы, художественное слово,
презентация.
педагогическая драматизация,
словесные приемы –
объяснение, пояснение, пед
оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
21

Формы
подведения
итогов
Наблюдение

2

Волшебство
зимы

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

3.

Занимательное
рисование

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы –
объяснение, пояснение, пед
оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения,
рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы –
объяснение, пояснение, пед
оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения,
рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
22

Наглядные материалы Мультимедийное
шаблоны, раздаточный оборудование
материал,
образцы
готовых
работ,
мультимедийная
презентация.

Наблюдение

Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты,
мультимедийная
презентация,
живые
объекты.

Наблюдение

4

Путешествие в Учебное
мир природы
занятие.
Практическая
работа.

Практические – упражнения, игр
методы.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание,
выполнение по образцу.

Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты.

Наблюдение

Методические материалы четвертого года обучения
№

Тема

Форма
занятий

1.

Сказочная
осень

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

2

Новогоднее
волшебство

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

Приемы и методы
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений.
Практические – упражнения,
игры.
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
словесные приемы –
объяснение, пояснение, пед
оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений,
Практические – упражнения, игр
методы,
23

Дидактический
Оборудование
материал и живые
объекты
Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты,
мультимедийная
презентация.

Формы
подведения
итогов
Наблюдение

Наглядные материалы Мультимедийное
шаблоны, раздаточный оборудование
материал,
образцы
готовых
работ,
мультимедийная

Наблюдение

3.

Зимняя мозаика Учебное
занятие.
Практическая
работа.

4

Весенняя
мастерская

Учебное
занятие.
Практическая
работа.

Словесные методы и приемы –
рассказы, беседы,
художественное слово,
педагогическая драматизация,
объяснение, пояснение, пед
оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения,
рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
Эмоциональный настрой –
использование музыкальных
произведений.
Практические – упражнения,
игры.
Словесные методы – рассказы,
беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация,
объяснение, пояснение, пед
оценка.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения,
рассматривание,
показ образца, показ способов
выполнения.
Практические – упражнения, игр
методы.
Наглядные методы и приемы –
наблюдения, рассматривание,
выполнение по образцу.

24

презентация.

Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты,
мультимедийная
презентация,
живые
объекты.

Наблюдение

Иллюстрации,
Мультимедийное
видеофильмы, макеты оборудование
и муляжи,
схемы, образцы работ,
трафареты.

Наблюдение

2.5. Материально- техническое обеспечение
 Кабинет, содержащий ученические столы;
 оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы,
постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
 стенды с наглядным материалом;
 стеклянные витрины с образцами работ учащихся;
 выставочный зал;
 компьютер, мультимедийное оборудование, растительный материал: сухой и
искусственный, сосуды и подставки, крепеж для растительного материала,
различные аксессуары, ножницы, клей, краски, кисточки.
2.6.Список литературы
Нормативные правовые акты
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
6.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
25

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
9.
Устав и локальные акты МБУ ДО «Эколого-биологический центр».
Литература для педагога
1. Веселова Ю.В., Береговая А.В. Основы композиции. – Новосибирск: Изд-во
НГТУ, 2022.
2. Изобразительное искусство 5-9 классы./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.
Колякина В.И., Неретина Л.В., Поровская Г.А.- М.: Просвещение, 2005.
3. Рошаль И.В. Азбука цветов: Сборник. – Санкт-Петербург: Кристалл, Терция,
1998.
4. Сухие цветы: сто идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
5. Стецюк В.Г. Картины из цветов. – М.: Культура и традиции, 1999.
6. Усова Н.Т. Лепестки. Тайны цветов.- Калуга: «Золотая аллея», 1995.
7. Чурина Л.С. Поделки из бумаги.- М.: АСТ Полиграфиздат, 2011.
8. Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы:
аранжировка, ассортимент, техника.- М.:ЗАО «Фитон+», 2002.
Литература для учащихся и родителей
1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев.- М.:
Эксмо, 2006.
2. Золотая книга женского рукоделия/ С.А. Хворостухина.- М.: Вече, 2003.
3. Зубков Р.В. Картины из цветов и листьев.- М.: «Культура и традиции», 2005.
4. Полунина В.Н. Составление композиций и орнамента/ В.Н.Полунина,
А.А.Капитонова - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5. Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков. – М.: Сталкер, 2010.
6. Перевертень Г.И. Поделки из ракушек. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

26

Приложение 1.
Карта развития личностных качеств учащихся с ОВЗ по АДОП
Название объединения _____________________________________________________________________________________

Показатели

ФИО педагога____________________________________

_____год обучения______________/_____________учебный год

критерии

Изменение динамики оцениваемого качества

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

27

май

Мелкая моторика

декабрь

Творческие
навыки

май

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
уровень
креативности при
выполнении
практических
заданий
отсутствие

декабрь

Практические
умения и навыки,
предусмотренны
е программой

май

Практические навыки

декабрь

Любознательнос
ть

соответствие
знаний ребенка
программным
требованиям
интерес к
получению новых
знаний

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

Качество знаний
Знания

Осознанность и
целенаправленно
сть действий

затруднений в
предметной
манипуляции
уровень
понимания и
реализации
действия
Коммуникативные навыки

Умение слушать
и слышать
педагога
Навыки
взаимодействия
внутри группы

адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
умение слушать и
понимать друг
друга, вести диалог
Навыки самоорганизации

Умение
организовать
свое рабочее
место
Навыки
соблюдения
правил
безопасности

способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место и
убирать его за
собой
соответствие
реальных навыков
соблюдения
безопасности
программным
требованиям
аккуратность и
ответственность в
работе

Умение
аккуратно
выполнять
работу
Изменение динамики оцениваемого качества:
- отсутствие позитивной динамики – 0 баллов;
- незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения – 1 балл;
- наличие устойчивых положительных изменений – 2 балла;
- значительный прирост.

28

Приложение 2.
Анкета для родителей
1. С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в
объединение дополнительного образования?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ всегда
□ часто
□ иногда
□ никогда
2. Рассказывает ли ребенок о занятиях в объединении
дополнительного образования?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ всегда
□ часто
□ иногда
□ никогда
3. Ребенок ждет нового занятия, идет на занятие с радостью.
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ всегда
□ часто
□ иногда
□ никогда
4. Отмечаете ли Вы рост знаний, умений, навыков у своего ребенка
в результате посещения занятий?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ значительный прирост в знаниях, умениях, навыках по теме изучаемой
программы, а также развитие мелкой моторики, коммуникативных
навыков
□ наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых
отработанных ситуациях воспроизводит сформированные навыки
□ незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические
положительные изменения
□ нет
5. Отмечаете ли Вы усиление интереса ребенка к объектам живой и
неживой природы?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ интерес ярко выражен, ребенок наблюдает за объектами живой и
неживой природы, описывает их, старается творчески осмыслить,
например, нарисовать природные объекты
□ ребенок стал больше внимания обращать на природу, рассказывать о
природных объектах и явлениях
□ незначительно
□ нет
29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».