ДООП Мир дизайна

Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Департамент образования администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
Протокол от _29.08.2025__ № 9_

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Экологобиологический центр»
______________С.А. Шибалова
Приказ от _29.08.2025_ № 119-п

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мир дизайна»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: 12-16 лет
Количество часов по ДООП: 432

Разработчики:
Корнилова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории;
Соколова Надежда Павловна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Дзержинск
2025

Содержание

1.
1.1
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс
организационно-педагогических
программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Список литературы

2

условий

Стр.
3
3
16
17
23
23
24
24
26
32
33

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дизайн - средство создания и развития эстетической среды существования
человека в современном мире.
В процессе обучения у детей развивается чувство цвета, фактуры, умение и
желание украсить свой быт, уважение к народным традициям. Художественная
обработка бумаги, ткани, работа с природным и бросовым материалом
позволяют детям создавать авторские творческие работы, используя различные
виды и техники декоративно-прикладного искусства.
Дизайн является своеобразным проводником между человеком и
искусством. Чувство прекрасного и превосходный стиль поможет детям
раскрыть и подчеркнуть свою индивидуальность.
Стремление человека к прекрасному проявляется у него с детства. Нужно
развивать и поощрять это стремление всеми средствами.
Не каждый может стать художником, но каждый в состоянии научиться
понимать истинную красоту, которая, в свою очередь, преображает, делает душу
человека доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой. И в этом помогает,
прежде всего, общение с живой природой, с ее красотой.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);
3

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Устава МБУ ДО «Эколого-биологический центр», утвержденного
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальных нормативных актов МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующих образовательную деятельность.
Программа «Мир дизайна» направлена на формирование любви к природе,
ко всему прекрасному, на умение создавать красоту, уют, тепло своего дома с
помощью цветов и поэтому по содержанию относится к социальногуманитарной направленности.
Новизна данной программы в том, что программа дает возможность не
только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и
применить их в повседневной жизни, используя в украшении окружающих
предметов интерьера, своей одежды, подарков для близких людей.
Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной
культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим
фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех
ее составляющих.
Существующая в настоящее время система уроков искусства,
дифференцированных по стандартам учебного плана, не всегда в полной мере
способствует
формированию
потребности
ребенка
в
творческом
самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом самоопределении.
Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и
об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных
характерологических свойств личности растущего человека.
Через занятия дизайном задействуются механизмы интеллектуального,
эмоционального, коммуникативного развития. Успешное общение на занятиях
способствует формированию у детей уверенности в себе в компании
сверстников, успешности в школе, а в дальнейшем и во взрослой жизни.
Программа «Мир дизайна» служит основой для профессионального
самоопределения учащихся. Работа по профориентации и участию в городских,
областных, региональных конкурсах, выставках проводится в течение всего
учебного года.
4

Программа «Мир дизайна» разработана для реализации содержания
дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества и
носит личностно-ориентированный характер.
Актуальность данной программы в том, что в нашем информационнокомпьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребѐнка с
природой, трудом и искусством.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
позволяет сформировать эстетическую культуру учащихся – совокупность
знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке,
производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.
Отличительная особенность данной программы - интеграция нескольких
областей интересов, что является средством разностороннего развития
способностей детей. Учащиеся имеют возможность получить знания по
изобразительному искусству, биологии, экологии, технологии, истории,
черчению и использовать их на практике.
Уровень – базовый.
Срок реализации - программа «Мир дизайна» состоит из шести модулей и
рассчитана на 3 года обучения по 4 часа в неделю (всего 432 учебных часа).
Модуль 1. «Основы дизайна» – 72 часа;
Модуль 2. «Конструирование и оформление плоских и объемных предметов» –
72 часа;
Модуль 3. «Техники, используемые при создании объектов дизайна» – 72 часа;
Модуль 4. «Фитодизайн» – 72 часа;
Модуль 5. «Текстильный дизайн»– 72 часа;
Модуль 6. «Предметный дизайн в интерьере» – 72 часа.
На каждый модуль учащиеся принимаются по итогам собеседования.
Форма обучения – очная.
Виды занятий: программа предполагает в основном комбинированные
занятия, включающие теоретическую и творческо-практическую части.
Предполагаемый состав групп от 10 до 12 человек.
Используется групповая, парная и индивидуальная формы обучения,
экскурсии. Методы: беседа, объяснение, лекции, демонстрация видеофильмов,
презентаций, иллюстраций, практическая работа.
Формы и методы, используемые на занятии, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Адресат программы – учащиеся 12-16 лет. Для подростков характерны
значительные изменения в мышлении, в познавательной деятельности, они
стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные
5

связи. Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память.
Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется
только при соответствующей организации познавательной деятельности.
Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения
проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать
проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к
теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие
навыков самостоятельной учебной работы, проявлять самостоятельность и
творческий подход при выполнении заданий. Подростки тяготятся, если их
поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают
правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как
их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение
моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов
и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного
воспитания. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их
привлекают общие интересы и совместная деятельность. Существенной
возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению
своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах
деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не
добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое
положение. Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный
рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания
подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки
сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки.
Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее
взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них
самокритичности и побуждения к самовоспитанию. Существенной
особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация.
Целью данной программы является формирование у детей особого стиля
мышления направленного на преобразование окружающей среды, понимание
основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое
отношение к миру вещей.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с понятием «дизайн» и принципами декоративной
стилизации;
 познакомить с основами цветоведения;
 научить технологиям разных видов рукоделия;
6

 научить изготавливать флористические композиции различных видов и
форм из природного материала;
 познакомить учащихся с историей садово-паркового искусства, со стилями
в ландшафтном искусстве;
 научить составлять и защищать творческие проекты;
 научить составлять коллажи с использованием природного материала;
 познакомить с основами конструирования и моделирования;
 научить изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона в
технике аппликации, оригами, моделирование.
Развивающие:
 развивать коммуникативные способности;
 развивать мотивацию личности воспитанника к познанию и творчеству;
 развивать творческие способности личности, эстетический вкус;
 развивать творческие способности личности, эстетический вкус, изучать
проявление личности и индивидуальности учащихся, комплексно учитывать эти
проявления.
Воспитательные:
 прививать любовь, бережное отношение к природе, умение чувствовать и
сопереживать ей;
 воспитывать креативное мышление;
 формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков,
чувства причастности и уважения к результатам труда;
 обеспечение духовно-нравственного, воспитания учащихся через развитие
мотивации личности учащихся к познанию и творчеству;
 обеспечение
гражданско-патриотического,
трудового
воспитания
учащихся, воспитания чувства коллективизма и товарищества.
Задачи первого модуля «Основы дизайна»:
- познакомить учащихся понятием дизайн;
- познакомить учащихся с основами цветоведения;
- познакомить учащихся с видами народных промыслов Нижегородского
края;
- научить учащихся правильно пользоваться красками, уметь смешивать их,
знать основные и дополнительные цвета;
- познакомить с основами композиции;
- познакомить учащихся с основами художественной графики;
- развивать творческие способности личности, эстетический вкус и
эстетические потребности;

7

Задачи второго модуля «Конструирование и оформление плоских и
объемных предметов»:
- познакомить учащихся с техникой изготовления открыток;
- научить конструированию из бумаги и картона;
- научить изготавливать работы в технике квиллинг;
- наиболее полно выявлять индивидуальные особенности учащихся
относительно стратегии здоровья.
Задачи третьего модуля
«Техники, используемых при создании объектов дизайна»:
- познакомить с техникой декупаж;
- научить технике папье-маше и бумажное тесто;
- познакомить с техникой плетения из природных и текстильных
материалов;
- научить изготавливать работы в технике скрапбукинг;
- научить изготавливать работы в технике батик;
- воспитывать у учащихся креативное мышление;
-предъявлять к обучающимся те нагрузки и требования, которые
соответствуют их стратегии здоровья.
Задачи четвертого модуля «Фитодизайн»:
- познакомить учащихся с флористическим материалом;
- познакомить учащихся с техникой изготовления флористических
открыток;
- научить составлять коллажи с использованием природного материала;
- научить составлять основные виды композиций и букетов;
- познакомить учащихся с историей садово-паркового искусства, со стилями
в ландшафтном искусстве;
- познакомить с основными видами цветников и альпинариев;
- научить приемам и методам создания ландшафтных композиций и их
элементов;
- познакомить с основными законами и приемами ландшафтной
архитектуры;
- научить составлять и защищать творческие проекты;
- познакомить с различными фактурами и способами нанесения фона для
работ;
- включать учащихся в осознанный процесс саморазвития.
Задачи пятого модуля «Текстильный дизайн»:
- познакомить учащихся с технологией выполнения декоративных швов;
- познакомить учащихся с видами вышивки;
- научить изготавливать работы в технике пэчворк;
8

- познакомить учащихся со стилями и аксессуарами одежды;
- включать учащихся в осознанный процесс саморазвития.
Задачи шестого модуля «Предметный дизайн в интерьере»:
- научить изготавливать игрушку своими руками;
- познакомить учащихся со стилями и аксессуарами одежды;
- научить изготовлению куклы-сувенира, куклы-оберега;
- научить конструированию и изготовлению лекал одежды для куклы;
- познакомить со способами и видами дизайна интерьера;
- включать учащихся в осознанный процесс саморазвития.
Планируемые результаты освоения программы:
учащиеся должны знать:
 принципы декоративной стилизации;
 виды, направления, история и развитие дизайна;
 стили в дизайне;
 историю развития ландшафтного дизайна;
 направления ландшафтного дизайна;
 основы, этапы проектирования ландшафта;
 основы цветоведения;
 виды народных промыслов Нижегородского края;
 принципы построения композиций смешанного, линейного, линейномассивного стилей;
 принципы построения коллажей;
 технику декупаж, квиллинг, скрапбукинг;
 основные принципы построения флористических открыток;
 основные характеристики цвета (холодные и теплые цвета), контрасты и
гармонию цвета
 основные приемы бумажной пластики;
 основные принципы работы с соленым тестом;
 виды вышивки;
 Основные компоненты рисунка. Компоновка. Пропорции.
учащиеся должны уметь:
 выполнять работы с тканью в различных техниках;
 изготавливать композиции из природного материала;
 составлять творческие проекты;
 составлять разнообразные виды композиций в стиле «бонсай», линейном,
линейно-массивном;
 составлять творческие проекты;
 выполнять коллажи в различных техниках;
9








пользоваться материалами и инструментами для шитья;
подбирать ткань по цвету и фактуре;
изготовлять лоскутные изделия;
выполнять изделия в технике вышивка;
знать направления дизайна;
знать об истории развития дизайна.
Личностные результаты освоения программы:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
представлять результаты проектной деятельности;
 развитие экологического мышления, умения чувствовать природу и
сопереживать ей;
 сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 сформированность уважения к традиционным российским ценностям,
труду и его результатам;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые результаты первого модуля «Основы дизайна»:
учащиеся должны знать:
- виды народных промыслов Нижегородского края;
- виды орнамента;
- основы композиции;
- основы цветоведения;
- основы художественной графики.
учащиеся должны уметь:
- изготавливать работы в различных видах Нижегородских промыслов;
- правильно пользоваться красками;
- изготавливать работы с применением приемов: штрих, точка, линия,
отмывка.
Планируемые результаты второго модуля
«Конструирование и оформление плоских и объемных предметов»:
учащиеся должны знать:
- технику плетения из природных и текстильных материалов;
- основные принципы построения флористических открыток;
- приѐмы изготовления работ в технике «Квиллинг»;
- основные приемы работы с бумагой и бросовым материалом.
10

учащиеся должны уметь:
- работать с цветной бумагой и бросовым материалом;
- изготавливать работы в технике квиллинг;
- изготавливать открытки;
Планируемые результаты третьего модуля
«Техники, используемые при создании объектов дизайна»:
учащиеся должны знать:
- технику плетения из природных и текстильных материалов;
- приѐмы изготовления работ в технике «Папье-маше», «Бумажное тесто»;
- принципы изготовления работ в технике декупаж;
- технику изготовления батика;
- основные приемы работы с бумагой и бросовым материалом.
учащиеся должны уметь:
- конструировать в технике «Папье-маше», «Бумажное тесто»;
- декорировать изделия техникой декупаж;
- изготавливать работы в технике скрапбукинг;
- изготавливать работы в технике батик.
Планируемые результаты четвертого модуля «Фитодизайн»:
учащиеся должны знать:
- названия основных растений, используемых в аранжировке цветов;
- способы обработки растительного материала;
- основные принципы построения флористических открыток;
- принципы построения коллажей;
- стили ландшафтного искусства.
учащиеся должны уметь:
- изготавливать флористические открытки;
- создавать элементы ландшафтных композиций;
- изготавливать рамки для работ с использованием гипса;
- изготавливать основные виды композиций и букетов;
- составлять и защищать творческие проекты;
- выполнять коллажи в различных техниках.
Планируемые результаты пятого модуля
«Текстильный дизайн»:
учащиеся должны знать:
- технологию выполнения декоративных швов;
- способы обработки растительного материала;
- основные виды вышивки;
- основные принципы работы в технике пэчворк;
учащиеся должны уметь:
11

- изготавливать работы в технике пэчворк;
- выполнять разные виды вышивки;
- составлять и защищать творческие проекты;
- изготавливать работы в технике пэчворк;
- выполнять декоративные швы.
Планируемые результаты шестого модуля
«Предметный дизайн в интерьере»:
учащиеся должны знать:
- основные принципы изготовления мягкой игрушки;
- способы конструирования и изготовления лекал одежды для куклы;
- виды дизайна интерьера.
учащиеся должны уметь:
- изготавливать куклу-сувенир, куклу-оберег;
- изготавливать игрушку своими руками;
- составлять и защищать творческие проекты.
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого модуля.
Воспитательный потенциал программы
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
через информирование детей, организацию общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;

12

- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым
ситуациям, природным и социальным условиям;
- экологической культуры, понимания личной ответственности за действия
в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе,
бережливости в использовании природных ресурсов.
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- опыт социально значимой деятельности.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение, лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации
деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение,
воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение),
методы контроля, самоконтроля и самооценки.
13

Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных
и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы первого года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1. Городская творческая выставка
сентябрь Сертификат участника
«Осенний калейдоскоп».
ноябрь
2. Участие в мероприятиях ко
ноябрь
Творческая работа
Дню матери
3. Народные и культурные
декабрь
Выставка
работ
традиции в народных
«Народные
промыслах Нижегородского
промыслы»
края
4. Городская творческая выставка
ноябрь –
Сертификат участника
«Чародейка зима»
январь
5. Традиции
народных
февраль
Творческая работа
праздников на Руси
6. Городская творческая выставка март-апрель Сертификат участника
«Весенние фантазии»
7. «Помни
прошлое
ради
март
Изготовление
14

будущего»

открыток
Победы

ко

Дню

Календарный план воспитательной работы второго года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1. Удивительные предметы-то,
сентябрь
Круглый стол
что не дала человеку природа,
он придумал сам
2. Городская творческая выставка
октябрь Сертификат участника
«Осенний калейдоскоп».
ноябрь
3. Мама - самое дорогое слово на
ноябрь
Изготовление сувенира
Земле.
для мамы
4. Новогодние обычаи разных
декабрь –
Творческая работа
стран
январь
5. Городская творческая выставка март-апрель Сертификат участника
«Весенние фантазии»
6. Поздравительный этикет
февраль
Творческая работа
7. Архитектура родного города
май
Выставка рисунков
«Город – сказка»
Календарный план воспитательной работы третьего года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1. «Возраст осени – ты дорог»
сентябрь
Изготовление
сувенира для
пенсионеров и
пожилых людей
2. Городская творческая выставка
сентябрь Сертификат участника
«Осенний калейдоскоп»
ноябрь
3. Новый год семейный праздник
декабрь
Творческая работа
4. Какие бывают дизайнеры и что
январь
Презентация
они делают?
профессии
5. Индустрия моды
март
Беседа
6. Городская творческая выставка март-апрель Сертификат участника
«Весенние фантазии»
7. Этих дней не смолкнет слава!
май
Выставка работ «День
Победы»

15

1.2. Учебный план

№
п\п

Раздел программы

Год
обучения
1 год 2 год 3 год

Форма
промежуточной
аттестации

Модуль
1
1. Основы дизайна

72

Творческая работа

Модуль
2
2. Конструирование и
оформление плоских и
объемных предметов
Модуль
3
1. Техники,
используемые при создании
объектов дизайна
Модуль
4
2. Фитодизайн

72

Творческая работа

1
2

3

72

Защита проекта

72

Творческая работа

4
5
6

Модуль
5
1. Текстильный
дизайн
Модуль
6
2. Предметный дизайн
в интерьере
Итого

72

Защита проекта

72

Защита проекта
432

16

1.3. Содержание учебного плана
Тематический план модулей первого года обучения
Тема

№
п/п

Теория
(час.)

Практик
а (час.)

1. Основы дизайна
1.1 Что такое дизайн?

Комплектование
групп – 4 часа
8
6
30

1.2 Основы дизайна

6

1.3 Знакомство с русской
народной культурой

18

Всего Формы аттестации
(час.) /контроля
72
12
Наблюдение, наличие
конспектов
36

Творческая работа

24

Творческая работа (ПА)
72

2. Конструирование и
оформление плоских и
объемных предметов
2.1 Красота и
целесообразность. Дизайн
открытки
2.2 Декорирование бумагой.
Аппликация

2

10

12

Творческая работа

3

12

15

Творческая работа

2.3 Конструирование из бумаги
и картона

3

15

18

Творческая работа

2.4 Квиллинг

4

11

15

Творческая работа

2.5 Мозаика

3

3

6

Творческая работа

2.6 Стилизация предмета

3

3

6

Творческая работа (ПА)

38

102

144

Итого

Комплектование
групп – 4 часа

1. Модуль «Основы дизайна»
1.1. Тема «Что такое дизайн?»
Комплектование групп
Теория. Теория: понятие «дизайн». Основные этапы истории дизайна.
Направления дизайна. Декоративно-прикладное творчество и дизайн.
1.2. Тема «Основы дизайна»
Теория. Знакомство с основами композиции. Общие понятия и представления о
форме. Основные правила выполнения рисунка. Отличие рисунка от чертежа.
Основы макетирования. Цветоведение. Орнамент. Шрифт.

Практика. Построение орнамента в круге, полосе, квадрате. Стилизация
шрифта. Изготовление и способы применения шаблонов.
1.3. Тема «Знакомство с русской народной культурой»
Теория. История русской народной культуры. Народные промыслы.
Растительный орнамент в народных промыслах Нижегородского края:
Семеновская матрешка, Городецкая роспись, Золотая хохлома. Изучение
элементов росписи гжель, «дымковская игрушка».
Практика. Узоры как отдельные элементы. Роспись (гжель, хохлома) на бумаге.
Роспись матрешки. Лепка павлина в технике дымковской игрушки. Роспись
дымковских игрушек.
2. Модуль « Конструирование и оформление плоских и объемных
предметов»
2.1. Тема «Красота и целесообразность. Дизайн открытки»
Теория. Поздравительная открытка. История открытки. Виды открыток.
Практика. Изготовление открытки в технике аппликация.
2.2. Тема «Декорирование бумагой. Аппликация»
Теория. Освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки.
Декорирование предметов интерьера. Оформление предметов.
Практика. Изготовление открытки, рамки, шкатулки.
2.3. Тема «Конструирование из бумаги и картона»
Теория. Геометрические строения форм предметов. Основные выразительные
средства и внешний вид изделия (стайлинг).
Практика. Разработка эскиза и изготовление упаковки предмета с применением
шрифтов.
2.4. Тема «Квиллинг»
Теория. Знакомство с техникой квиллинг. Приемы, способы наклеивания.
Изготовление отдельных элементов работы.
Практика. Изготовление разного вида цветов в технике квиллинг. Составление
открытки в технике квиллинг. Изготовление объемной работы в технике
квиллинг.
2.5. Тема «Мозаика»
Теория. История развития мозаики. Цветовые сочетания, материалы, технология
изготовления работы.
Практика. Изготовление работы из бросового материала в технике мозаика.
2.6. Тема «Стилизация предмета»
Теория. Основы художественной графики. Виды стилизации.
Практика. Изготовление и выставка творческой работы «Стилизация предмета».
18

Тематический план модулей второго года обучения
№
п/п
1

Тема

Теория

Практика

Всего

(час.)

(час.)

(час.)

Техники,
используемые при
создании объектов
дизайна

Формы аттестации
/контроля

72

1.2

Декупаж

5

13

18

Творческая работа

1.2

Скрапбукинг

1

5

6

Творческая работа

1.3

Лепка

3

13

16

Творческая работа

1.4

Плетение, кручение

3

9

12

Творческая работа

1.5

Батик. Принт

2

10

12

Творческая работа

1.6

Декорирование
предмета быта

8

8

Защита проекта (ПА)

2.

Фитодизайн

2.1

Флористический дизайн

6

2

8

2.2

Флористическая
открытка

1

5

6

Наблюдение,
наличие
конспекта
Творческая работа

2.3

Коллаж

3

7

10

Творческая работа

2.4

Свит дизайн

3

3

6

Творческая работа

2.5

Дизайн
интерьера

6

22

28

Творческая работа

2.6

Ландшафтный дизайн

8

6

14

Творческая работа (ПА)

Итого

41

103

144

предметов

72

1. Модуль «Техники, используемые при создании объектов дизайна»
1.1. Тема «Декупаж»
Теория. Понятие о технике декупаж. Основные приемы работы в технике
декупаж.
Практика. Изготовление подарочной коробки в технике декупаж Украшение
вазы и тарелки в технике декупаж Изготовление рамки в технике декупаж с
использованием яичной скорлупы (псевдокракле).
1.2. Тема «Скрапбукинг»
Теория. Искусство оформления открыток и альбомов. Виды, формы открыток.
Материалы и инструменты. Технология составления плоскостной композиции.
Практика. Изготовление рукотворной открытки.
19

1.3.Тема «Лепка»
Теория. Технология изготовления изделий из пластилина и соленого теста.
Создание фактур и способы скрепления деталей, окрашивание.
Практика. Лепка на плоскости. Лепка объемных форм.
1.4. Тема «Плетение, кручение»
Теория. Знакомство с техникой плетения из природных и текстильных
материалов. Способы оформления гобелена.
Практика: Изготовление гобелена.
1.5. Тема «Батик. Принт»
Теория. История возникновения росписи по ткани. Художественные приемы
оформления, материалы. Печать на ткани по трафарету (принт).
Практика: Изготовление работы в технике батик или принт.
1.6. Тема «Декорирование предмета быта»
Практика: Проект «Декорирование предмета быта в изученных техниках»
2. Модуль «Фитодизайн»
2.1. Тема «Флористический дизайн»
Теория. История возникновения флористического дизайна. Инструменты и
материалы флориста.
Практика. Сбор и засушивание растений.
2.2. Тема «Флористическая открытка. Формы, текстуры используемого
материала»
Теория. История появления открытки. Основные композиционные приемы.
Практика. Изготовление плоскостных и полуобъемных открыток.
2.3. Тема «Коллаж»
Теория. Художественные принципы построения коллажа. Виды, формы и
элементы композиций.
Практика. Изготовление образцов работ с разнообразными фактурами и
фонами.
2.4. Тема «Свит дизайн»
Теория. Подарочная символика. Материалы и инструменты.
Практика. Изготовление работы в технике свит дизайн.
2.5. Тема «Дизайн предметов интерьера»
Теория. Основы композиции. Пропорции. Принципы построения основных
видов композиций.
Практика. Изготовление композиций: в восточном стиле, икебана, дерево в
топиарном стиле. Оформление рамок и паспарту.
2.6. Тема «Ландшафтный дизайн»
Теория. Основы архитектурно-ландшафтной композиции. Компоненты
ландшафта. История садово-паркового искусства. Элементы ландшафтного
20

дизайна. Объекты декорирования. Малые архитектурные формы – их
разновидности и композиционное единство. Регулярный стиль, пейзажный
стиль. Хай-тек, Авангард, Модерн, Постмодернизм.
Практика: Составление и защита эскизного проекта озеленения «Мой райский
уголок».
Тематический план модулей третьего года обучения
№
п/п
1.

Тема

Теория

Практика

Всего

(час.)

(час.)

(час.)

Текстильный
дизайн

Формы аттестации
/контроля

72

1.1

В мире вещей. Способы
оформления текстиля

6

6

12

1.2

Технология выполнения
декоративных швов

3

15

18

Наблюдение,
наличие
конспекта
Творческая работа

1.3

Вышивка в предметном
дизайне

6

14

20

Творческая работа

1.4

Искусство пэчворка

3

13

16

Творческая работа

1.5

Проектирование
предмета интерьера

3

3

6

Защита проекта (ПА)

2.

Предметный дизайн
в интерьере

2.1

Мастерим игрушку сами

6

12

18

Творческая работа

2.2

Кукла
объект
предметного дизайна

6

16

22

Творческая работа

2.3

Дизайн
одежды
аксессуаров

и

6

14

20

Творческая работа

2.4

Дизайн
интерьера.
Элементы декора

3

9

12

Защита проекта (ПА)

Итого

42

102

144

72

1. Модуль «Текстильный дизайн»
1.1. Тема «В мире вещей. Способы оформления текстиля»
Теория. Вещь: единство художественного и функционального смысла. Приемы и
способы текстильного декорирования.
1.2. Тема «Технологии выполнения декоративных швов»
Теория. Виды швов по технике выполнения. Виды ручных швов, стежков,
петель.
Практика. Изготовление творческой работы с применением изученных техник.
21

1.3. Тема «Вышивка в предметном дизайне»
Теория. История возникновения и развития вышивки. Материалы и
инструменты. Вышивка крестом, гладью. Прорезная вышивка
Практика. Изготовление творческой работы с применением изученных техник.
Вышивание рисунка по схеме.
1.4. Тема «Искусство пэчворка»
Теория. История возникновения искусства пэчворк. Техника лоскутного шитья.
Практика. Изготовление творческой работы в технике пэчворк.
1.5. Тема «Проектирование предмета интерьера»
Практика: Разработка эскиза и подбор материала. Изготовление и защита
проекта «Выполнение работы в масштабе».
2. Модуль «Предметный дизайн в интерьере»
2.1. Тема «Мастерим игрушку сами»
Теория. Создание эскиза игрушки. Технология соединения и набивки изделия.
Практика. Изготовление плоской и объемной игрушки.
2.2. Тема «Кукла - объект предметного дизайна»
Теория. История изготовления куклы. Направления развития изготовления
куклы. Тряпичная кукла, как украшение интерьера.
Практика: Изготовление куклы-сувенира, куклы-оберега. Пошив, сборка
элементов тряпичной куклы.
2.3. Тема «Дизайн одежды и аксессуаров»
Теория. История моды и классификация одежды. Стили и аксессуары одежды.
Практика: Конструирование и изготовление лекал одежды для куклы.
Изготовление творческой работы.
2.4. Тема «Дизайн интерьера. Элементы декора»
Теория. Окно – объект текстильного дизайна. Цвет, стили, модные направления.
Перспектива. Детали интерьера. Зонирование. Построение перспективы
комнаты. Масштабирование.
Практика: Изготовление эскизного проекта «Комната моей мечты».
Презентация проекта «Комната моей мечты».

22

1 год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

01.09-07.09
08.09-14.09
15.09-21.09
22.09-28-09
29-09-05.10
06.10-12.10
13.10-19.10
20.10-26.10
27.10-02.11
03.11-09.11
10.11-16.11
17.11-23.11
24.11-30.11
01.12-07.12
08.12-14.12
15.12-21.12
22.12-28.12
29.12-04.01
05.01-11.01
12.01-18.01
19.01-25.01
26.01-01.02
02.02-08.02
09.02-15.02
16.02-22.02
23.02-01.03
02.03-08.03
09.03-15.03
16.03-22.03
23.03-29.03
30.03-05.04
06.04-12.04
13.04-19.04
20.04-26.04
27.04-03.05
04.05-10.05
11.05-17.05
18.05-24.05
25.05-31.05
01.06-07.06
08.06-14.06
15.06-21.06
22.06-28.06
29.06-05.07
06.07-12.07
13.07-19.07
20.07-26.07
27.07-02.08
03.08-09.10
10.08-16.08
17.08-23.08
24.08-30.08
- количество часов в неделю

- каникулярный период
- промежуточная аттестация

- дополнительные занятия при
наличии резервного времени

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Всего
учебных
часов /
недель

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Год
обучения

2. Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1. Календарный учебный график

144

(12
резерв)

2.2. Формы аттестации
Оценка качества реализации программы носит вариативный характер и
включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию учащихся.
К формам текущего контроля относятся наблюдение, защита творческого
проекта, изготовление творческой работы. Данные формы направлены на
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня
освоения учебного материала.
Промежуточная аттестация проходит в творческой работы и защиты
творческого проекта.
2.3. Оценочные материалы
Формы подведения итогов освоения программы и оценка результатов
Формы текущего контроля по программе:
Форма контроля
Критерий оценки
Наличие
- соответствие материала изученной теме;
конспектов
- наличие основных определений и терминов;
- наличие чертежей и рисунков по изученной
теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов. Максимальная сумма баллов – 6
баллов.
Наблюдение
Критерии оценки:
- включенность, внимательность;
- активность;
- ведение конспектов по изученной теме.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 6 баллов.
Творческая
- техника выполнения работы, качество
работа
оформления;
- композиция;
- оригинальность;
- полнота демонстрации природных средств,
материала.
- оригинальность художественного замысла;
- художественный эффект от использования в
работе бросового материала;
- оригинальность технологии;
- качество выполнения работы.

Система оценки
Оценка:
до 2 низкий уровень
(< 39 %);
2 - 3 средний уровень
(45%-59%);
4 -5 хороший уровень
(70%-90%);
6
высокий
уровень
(100%).

Оценка:
до 2 баллов - низкий
уровень (< 39 %);
2 - 3 балла - средний
уровень (45%-59%);
4 -5 балла - хороший
уровень (70%-90%);
6 баллов - высокий
уровень (100%).
Оценка:
до 5 низкий уровень
(< 39 %);
6 – 9 средний уровень
(40%-59%);
10 – 13 хороший уровень
(60%-79%);
14 – 16 высокий уровень
(80%-100%).

Каждый критерий оценивается от 0 до 2
баллов.
0 баллов – критерий не отражается;
1 балл – критерий не достаточно отражается;
2 балла – критерий полностью отражается.
Максимальная сумма баллов – 16 баллов.
Формы промежуточной аттестации по программе
Творческая
работа

Защита
творческого
проекта

- творческий подход в выполнении работ;
- полнота демонстрации природных средств,
бросового материала;
- композиция;
- оригинальность художественного замысла;
- оригинальность технологии;
- качество выполнения работы.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3
баллов:
- 0 балл – критерий не отражается;
- 1 балл – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы
полностью соответствуют критериям.
Максимальная сумма баллов – 18 баллов.
1. определение потребности и краткая
формулировка задачи;
2. выработка различных идей;
3. использование в качестве основы самые
удачные эскизы и их детальная проработка;
4. степень самостоятельности в разработке;
5. эстетичность
наглядных
элементов
(рисунки, чертежи,
фото,
графики,
схемы).
6. технология изготовления, испытание и
оценка проекта.
Каждый критерий оценивается 0- 3 балла.
- 0 баллов – представленные материалы
полностью не соответствуют критериям;
- 1 балл – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
существенные недочеты;
- 2 балла – представленные материалы
соответствуют
критериям,
но
имеются
незначительные недочеты;
- 3 балла – представленные материалы
полностью соответствуют критериям.
Каждый критерий оценивается от 0 до 3
баллов. Максимальная сумма баллов – 18
баллов.
25

Оценка:
до 7 низкий уровень
(< 39 %);
7 – 10 средний уровень
(40%-59%);
11 – 14 хороший уровень
(60%-79%);
15 – 18 высокий уровень
(80%-100%).

до 7 низкий уровень
(< 39 %);
7 – 10 средний уровень
(40%-59%);
11 – 14 хороший уровень
(60%-79%);
15 – 18 высокий уровень
(80%-100%).

Условия реализации программы
Методические материалы
1 год обучения первый модуль «Основы дизайна»
2.4.

Тема

Форма занятий

1.Что такое дизайн?

2.Основы дизайна

3. Знакомство с
русской народной
культурой

Учебное
занятие

Приемы, методы

Дидактический материал

Беседа
Рассказ
Иллюстративные
методы
Беседа, рассказ,
демонстрация образцов,
практическая работа

Иллюстративный
материал,
образцы
заготовленных
растений
Учебное
Иллюстративный
занятие
материал. Цветовой круг
Оствальда,
схемы
цветовых
сочетаний,
цветовая
палитра,
фотографии. Презентация
«Композиция»,
«Орнаменты
разных
национальностей»
Учебное
Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы и
занятие.
иллюстраций.
образцы готовых работ.
Прогулка
в Практическая работа.
Мультимедийная
художественну
презентация «Промыслы
ю школу.
Нижегородской области»

Техническое
обеспечение
магнитофон

Форма подведения
итогов
Наблюдение, наличие
конспектов

Мультимедийное
оборудование,
интерактивная
доска

Творческая работа

Мультимедийное
оборудование.

Творческая

работа

(ПА)

второй модуль «Конструирование и оформление плоских и объемных предметов»
Тема
1.Красота и
целесообразность.
Дизайн открытки

Форма занятий
Учебное
занятие.

Приемы, методы

Дидактический материал

Техническое
обеспечение
Рассказ, беседа, показ Наглядные материалы и Магнитофон,
иллюстраций.
образцы готовых работ. мультимедийное
Практическая работа.
Мультимедийная
оборудование
презентация «Открытки к
праздникам».

Форма подведения
итогов
Творческая работа

Учебное
занятие.
Практическая
работа.
Учебное
занятие

Беседа,
объяснение,
самостоятельная работа.

Образцы готовых работ, Магнитофон,
литература. Методическое мультимедийное
пособие
оборудование

Творческая работа

Наглядные материалы и Компьютер,
образцы готовых работ.
принтер

Творческая работа

4.Квиллинг

Учебное
занятие
Практическая
работа

Рассказ, беседа, игра,
показ
иллюстраций.
Практическая работа.
Беседа
Рассказ,
Иллюстративные методы

5.Мозаика

Учебное
занятие.
Практическая
работа
Учебное
занятие
Практическая
работа

Иллюстративный материал
и
образцы
готовых
композиций,
мультимедийная
презентация
«Бумажная
филигрань - в технике
квиллинг»
Беседа,
рассказ, Иллюстративный материал
Наглядные
методы, и
образцы
готовых
схемы
композиций, литература,
фотоматериалы.
Беседа, рассказ, работа с Иллюстративный
литературой,
материал,
литература,
самостоятельная работа. фотографии, схемы.

2.Декорирование
бумагой. Аппликация
3.Конструирование из
бумаги и картона

6.Стилизация
предмета

Магнитофон,
мультимедийное
оборудование,
компьютер

Творческая работа

Мультимедийное
оборудование.

Творческая работа

Мультимедийное
оборудование

Творческая работа
(ПА)

2 год обучения
первый модуль «Техники, используемые при создании объектов дизайна»
Тема
1.Декупаж

Форма занятий
Учебное
занятие
Практическая
работа

Приемы, методы

Дидактический материал

Техническое
обеспечение
Беседа
Рассказ, Иллюстративный материал и Магнитофон,
Иллюстративные
образцы готовых композиций, мультимедийное
методы
схемы,
мультимедийная оборудование,
презентация «Декупаж».
компьютер
27

Форма подведения
итогов
Творческая работа

2.Скрапбукинг

3.Лепка

4.Плетение, кручение

5.Батик. Принт

6.Декорирование
предмета быта

Учебное
занятие.
Практическая
работа
Учебное
занятие.
Практическая
работа.
Учебное
занятие,
практическая
работа
Учебное
занятие.
Практическая
работа.
Учебное
занятие,
практическая
работа

Беседа,
рассказ, Работа
с
литературой, Магнитофон,
иллюстративные
фотоматериалы.
мультимедийное
методы.
Иллюстративный материал.
оборудование

Творческая работа

Беседа,
объяснение,
самостоятельная
работа.
Беседа,
рассказ,
иллюстративные
методы.

Образцы
готовых
работ, Магнитофон,
литература,
фотоматериалы. мультимедийное
Методическое пособие
оборудование

Творческая работа

Образцы
работ,
схемы,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийная
презентация
«Флористический гобелен».
Образцы готовых работ, схемы,
литература, фотоматериалы.

Творческая работа

Беседа,
объяснение,
самостоятельная
работа.
Беседа,
рассказ, Образцы
работ,
схемы,
иллюстративные
фотоматериалы, литература.
методы.

Магнитофон,
компьютер,
мультимедийное
оборудование.
Магнитофон,
мультимедийное
оборудование

Творческая работа

Защита проекта (ПА)

второй модуль «Фитодизайн»
Тема

Форма занятий

Приемы, методы

Дидактический материал

1.Флористический
дизайн

Учебное занятие.

Иллюстративный материал,
образцы заготовленных растений

2.Флористическая
открытка

Учебное занятие
Практическая
работа

Беседа
Рассказ
Иллюстративные
методы
Беседа, рассказ,
объяснение.
Иллюстративные

Техническое
обеспечение
магнитофон

Иллюстративный материал и Мультимедийное
образцы готовых композиций, оборудование
фотографии. Схемы.
28

Форма подведения
итогов
Наблюдение, наличие
конспекта
Творческая работа

методы.
3.Коллаж

Учебное занятие.
Практическая
работа

Беседа, рассказ,
иллюстративные
методы, образцы
работ.

4.Свит дизайн

Учебное занятие, Беседа, рассказ,
практическая
иллюстративные
работа
методы.

5.Дизайн
предметов
интерьера

Учебное занятие.
Практическая
работа.

6.Ландшафтный
дизайн

Учебное занятие. Беседа, рассказ,
Практическая
иллюстративные
работа
методы.
Практическая
работа

Беседа, рассказ,
иллюстративные
методы.

Презентация «Флористическая
открытка».
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийная
презентация
«Флористический
коллаж»,
«Стили коллажей».
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийные
презентации
«Праздникам
навстречу»,
«Подарки».
Иллюстративный материал и
образцы готовых композиций,
литература. Схемы изготовления
работ,
мультимедийные
презентации
«Основы
для
флористических композиций и
панно», «Технологии и приемы
изготовления
букета
в
европейском
стиле»,
«Технология
выполнения
полуобьемных композиций».
Иллюстративный
материал,
мультимедийная
презентации
«Ландшафтный дизайн», «Парки
и ансамбли в регулярном,
пейзажном, хай-тек, модерн
стилях», «Цветники и рокарии»,
схемы цветения растений.

29

Мультимедийное
оборудование.

Творческая работа

Магнитофон,
компьютер,
мультимедийное
оборудование.

Творческая работа

Компьютер,
мультимедийное
оборудование.

Творческая работа

Мультимедийное
оборудование,
структура
творческого
проекта,

Творческая работа (ПА)

3 год обучения
первый модуль «Текстильный дизайн»
Тема

Форма занятий

Приемы, методы

Дидактический материал

1.В мире вещей. Учебное занятие.
Способы
оформления
текстиля
2.
Технология Учебное занятие
Практическая
выполнения
декоративных швов работа

Беседа
Рассказ
Иллюстративные
методы

Иллюстративный материал,
образцы заготовленных растений

Форма подведения
итогов
Наблюдение, наличие
конспекта

Иллюстративный материал и Мультимедийное
образцы
готовых
работ, оборудование
фотографии. Схемы.

Творческая работа

Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
мультимедийная
презентация
«Виды вышивки»,
Иллюстративный
материал,
литература,
фотоматериалы,
схемы.

Мультимедийное
оборудование.

Творческая работа

Магнитофон,
компьютер,
мультимедийное
оборудование.
Учебное занятие, Беседа, рассказ, Образцы
работ,
схемы, Мультимедийное
5.Проектирование
практическая
иллюстративные
фотоматериалы,
литература.
оборудование
предмета интерьера
работа
методы.

Творческая работа

3.Вышивка
предметном
дизайне
4.Искусство
пэчворка

Беседа, рассказ,
объяснение.
Иллюстративные
методы.
Учебное
занятие.
Беседа, рассказ,
в
Практическая
иллюстративные
работа
методы, образцы
работ.
Учебное занятие, Беседа, рассказ,
практическая
иллюстративные
работа
методы.

Техническое
обеспечение
магнитофон

Защита проекта (ПА)

второй модуль «Предметный дизайн в интерьере»
Тема
1.Мастерим
игрушку сами

Форма занятий
Учебное занятие.
Практическая
работа.

Приемы, методы

Дидактический материал

Техническое
обеспечение
Беседа, рассказ, Иллюстративный материал и Компьютер,
иллюстративные
образцы
готовых
работ, мультимедийное
методы.
литература. Схемы изготовления оборудование.
работ, выкройки.
30

Форма подведения
итогов
Творческая работа

2.Кукла - объект Учебное занятие.
Практическая
предметного
работа.
дизайна
3.Дизайн одежды и Учебное занятие
аксессуаров

4.Дизайн
интерьера.
Элементы декора

Беседа, рассказ, Иллюстративный материал и
иллюстративные
образцы
готовых
работ,
методы.
литература. Схемы изготовления
работ,
презентация
«Куклаоберег».
Беседа, рассказ, Иллюстративный
материал,
иллюстративные
презентация
«Как
создать
методы.
настроение в одежде».
Практическая
работа

Компьютер,
мультимедийное
оборудование.

Творческая работа

Мультимедийное
оборудование.

Творческая работа

Учебное занятие, Лекция,
беседа, Иллюстративный
материал, Магнитофон.
практическая
иллюстративные
литература,
фотоматериалы,
работа,
методы.
презентация «Оформление окна».

31

Защита проекта (ПА)

2.5.Материально-техническое обеспечение
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
составляющих ее обеспечения:
1) общие требования к обстановке в кабинете по декоративноприкладному творчеству:
 оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы,
постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
 чистота, освещенность, проветриваемость помещения;
 физкультпаузы;
2) организационное обеспечение:
 кабинет, содержащий ученические столы;
 стенды с наглядным материалом;
 стеклянные витрины с образцами работ учащихся;
 выставочный зал.
3) кадровое обеспечение.
Педагог, руководитель объединения «Мир дизайна», реализующий данную
программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными
качествами:
 умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
 умение создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
 умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;
 постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и
повышением уровня квалификации по специальности;
4) методическое обеспечение программы:
 методические указания и рекомендации к практическим занятиям,
методические разработки и планы - конспекты занятий схемы, образцы работ;
 зрительный
ряд:
мультимедийная
презентация,
видеофильмы,
фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы,
 литературный ряд: легенды, стихи, литература;
 музыкальный ряд: диски с подбором мелодий, соответствующих темам
занятий и способствующих созданию и поддержанию творческой атмосферы;
5) техническое и материальное оснащение:
 компьютер, мультимедийное оборудование, растительный материал:
сухой и искусственный, сосуды и подставки, крепеж для растительного
материала, различные аксессуары, ножницы, клей, краски, кисточки, рамки,
клеевые пистолеты, цветная бумага, цветной картон, текстиль, тетради для
конспектов, бумага для эскизов, альбомы, ластики, простые карандаши, цветные
ручки или карандаши, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки.

2.6.Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
«Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
6. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
9. Устав и локальные акты МБУ ДО «Эколого-биологический центр».
Список литературы для педагога
1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. – М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
2. Ландшафтный дизайн от А до Я.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006.
3. Рошаль И.В. Азбука цветов: Сборник. – Санкт-Петербург: Кристалл, Терция,
1998.
4. Сухие цветы: сто идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
5. Стецюк В.Г. Картины из цветов. – М.: Культура и традиции, 1999.
6. Усова Н.Т. Лепестки. Тайны цветов.- Калуга: «Золотая аллея», 1995.
7. Хессайон Д-р Д.Г. Все об аранжировке цветов. - М.: "Кладезь", 1996
8. Чурина Л.С. Поделки из бумаги.- М.: АСТ Полиграфиздат, 2011.
33

9. Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики.
аранжировка, ассортимент, техника.- М.:ЗАО «Фитон+», 2002.

Сухоцветы:

Список литературы для учащихся и родителей
1. Астахова Е., Крупа Т., Череватенко М. Ландшафтный дизайн. – Харьков:
Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007.
2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев.- М.:
Эксмо, 2006.
3. Гликина Н.А. Изысканные букеты и цветочные композиции для украшения
одежды и интерьера/ Н.А. Гликина.-М.: АСТ; СПб.:Сова, 2007.
4. Зубков Р.В. Картины из цветов и листьев.- М.: «Культура и традиции», 2005.
5. Золотая книга женского рукоделия/ С.А. Хворостухина.- М.: Вече, 2003.
6. Карписонова Р. Два цвета – две эмоции./ Т.Н. Кузнецова// Цветники.- 2006. № 2. – С. 4-8.
7. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. – М.: АСТ:
Полиграфиздат, 2011.
8. Полунина В.Н. Составление композиций и орнамента/ В.Н.Полунина,
А.А.Капитонова - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
9. Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика.- М.:»ЭКСМО-Пресс»;
СПб.: ВалериСПД, 2002.
10. Суханова Н.П. Цветы и праздник.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».