ДООП Гид по миру

Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Департамент образования администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
Протокол от _29.08.2025__ № 9_

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Экологобиологический центр»
______________С.А. Шибалова
Приказ от 29.08.2025_ № 119-п

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Гид по миру»
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 2 года
Количество часов по ДООП: 216

Разработчик:
Умняшкина София Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Дзержинск
2025

Содержание

1.
1.1
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Список литературы

2

Стр.
3
3
8
9
14
14
15
15
17
24
24

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гид
по миру» (далее - программа) направлена на расширение географического,
культурологического и исторического кругозора учащихся, освоение новых
знаний в области туристического и экскурсоводческого дела и имеет туристскокраеведческую направленность. Обучаясь по программе, учащиеся приобретут
знания об основах туристско-экскурсионной деятельности, основных культурных
и природных достопримечательностях мира, страны, родного края, а также
навыки, необходимые для путешественников, научатся составлять туристические
маршруты, проводить экскурсии.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 <Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам> (вместе с
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023)
<Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р> (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года»).
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи> (вместе с «Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания> (вместе с «Санитарные
3

правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»).
Актуальность программы «Гид по миру» обусловлена тем, что вопросы
патриотического воспитания детей в последнее время находится в центре особого
внимания государства и общества, а занятие туризмом и краеведением становится
важным педагогическим средством формирования любви к Родине и чувства
гражданской идентичности подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность программы в том, что туризм во всех его
формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлен на
совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития,
способствует изучению истории, природного разнообразия, географии родного
края, страны и мира.
Отличительная
особенность
программы
состоит
в
изучении
достопримечательностей, культурных и природных объектов родного города
проходит в естественных условиях во время походов и экскурсий, что помогает не
только закрепить полученные теоретические знания, но и поддерживает интерес к
изучаемой теме.
Новизна программы заключается в том, что учащимся предлагается
практическое участие в созидательной деятельности краеведческого характера,
разработке творческих проектов.
Срок реализации образовательной программы - 2 года, 108 учебных часов
в год, Всего 216 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических
часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 11 до 13 лет.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со
сверстниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит
становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои
права. Поэтому программа предполагает групповую и командную работу, где
дети будут учиться взаимодействовать, отстаивать и презентовать собственную
точку зрения, находить компромиссы. Также индивидуальные задания и
творческая проектная деятельность позволит учащимся реализовать
возрастающую
самостоятельность,
почувствовать
удовлетворение
от
самореализации.
Принимаются в объединение все желающие, проявившие интерес к изучению
программы, а также не имеющие медицинских противопоказаний по здоровью
для осуществления экскурсионно-туристической деятельности, которая может
быть связана с длительной физической активностью.
4

Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Форма обучения: очная.
Занятия проводятся в основном в групповой форме, но также может
использоваться индивидуальная форма при разработке творческих проектов.
Формами проведения занятий являются: учебное занятие, практическое занятие,
экскурсия.
Уровень программы: ознакомительный.
Цель программы: развитие личности ребенка и его жизненное
самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить с основами туристической деятельности, краеведения,
топографии.
2. Сформировать знания о туристическом богатстве и многообразии, об
основных достопримечательностях, значимых природных и культурных объектах,
флоре и фауне мира, страны и родного края.
3. Обучить технологии разработки туристических маршрутов, а также
правилам безопасного нахождения в природной и городской среде во время
походов, экспедиций, экскурсий.
Развивающие:
1. Сформировать навыки разработки туристического маршрута.
2. Способствовать развитию навыков безопасного нахождения в природной и
городской среде во время походов, экспедиций, экскурсий.
3. Стимулировать познавательную активность учащихся посредством
включения их в различные виды проектной и туристической деятельности.
4. Развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к
профессиональной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению туристического потенциала и природы
мира, страны, области, родного города.
2. Воспитывать патриотизм посредством краеведческой деятельности.
3. Развивать общую культуру личности учащихся через ознакомление с
культурными и природными достопримечательностями мира, страны, родного
края, овладение туристско-экскурсоводческими навыками.
4. Формировать у учащихся трудолюбие и базовые трудовые навыки, чувства
причастности и уважения к результатам труда.
Результаты реализации программы:
5

1. Учащиеся

познакомятся с основами туристической деятельности,
краеведения, топографии.
2. У учащихся будут сформированы знания о туристическом богатстве и
многообразии, об основных достопримечательностях, значимых природных и
культурных объектах, флоре и фауне мира, страны и родного края.
3. У детей будут сформированы навыки разработки туристического
маршрута в рамках города, области, страны, мира, а также знания и умения
безопасного нахождения в природной и городской среде во время походов,
экспедиций, экскурсий.
4. У
учащихся повысится общий уровень культуры, включая
информационный, технологический, трудовой и патриотический компонент.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Воспитательный потенциал программы
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
6

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- экологическая культура, понимание своей личной ответственности за
действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе,
бережливость в использовании природных ресурсов;
- деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе,
традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к
российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской
культурной идентичности;
- уважение к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях;
- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными
к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля,
самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
7

другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены
их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными
качествами (целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью,
способностью к самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе,
желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп
Сентябрь
Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Мероприятие «День туризма»
Сентябрь
Участие группы
3
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат
участника
4
Викторина «День рождение родной
Март
Участие группы
Дзержинск»
5
Экскурсия по старой части города
Март
Фотоматериалы
6
Участие в «Большой Георгиевской
Май
Фотоматериалы
игре»
7
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
Май
Фотоматериалы
выпускных групп)
1.2. Учебный план
№
п/п

Разделы
программы

1
2

Модуль 1
Модуль 2
Итого:

Год обучения
1 год
2 год
108
108
216

8

Формы текущего
контроля/
промежуточной
аттестации
Проект
Промежуточная
аттестация

1.3.Содержание учебного плана
№

1.

Разделы программы
Гид по миру

1.1 Основы туристскоэкскурсионной деятельности
1.2 Культурный туризм по миру
1.3 Природные
достопримечательности мира
1.4 Проект «Гид по миру»
Туристические возможности
2.
России
2.1 Культурный туризм по России
Природные
2.2
достопримечательности России
Экологический туризм
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4

Теория

9
21
Комплектование групп
– 3 часа
3
3

Проект «Дружи с заповедными
островами»
Край родной как
туристический объект
Культурный туризм по городу
и области
Природные
достопримечательности города
и области
Практика туристскоэкскурсионной деятельности
Проект « Туристический
маршрут по родному городу »

Итого

Практика

33
6

Мини-тест
Викторина
Практическа
я работа
Проект

3
3

6
6

9
9

9

6
24

6
33

3
3

6
6

9
9

Викторина
Игра

3

3

6

-

9

9

Практическа
я работа
Проект

9

33

42

3

6

9

Игра

3

6

9

Квест

3

6

9

-

15

15

Практическа
я работа
Проект (ПА)

27
81
Комплектование групп
– 3 часа

9

Всего

Формы
аттестации/
контроля

108

Тематический план модуля первого года обучения
Комплектование групп – 2 часа
Раздел 1. «Гид по миру» (33 часа)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (6 часов)
Теория: Виды туризма. Азбука топографии и туристского ориентирования.
Практика: Работа с картой и компасом.
Текущий контроль: мини-тест «Основы туристско-краеведческой
деятельности».
Тема 1.2. Культурный туризм по миру (9 часов)
Теория: Великие путешественники. Достопримечательности:
памятники, архитектура.
Практика: Мини-конференция «Чудеса света».
Текущий контроль: викторина «Экологическая кругосветка».

музеи,

Тема 1.3. Природные достопримечательности мира (9 часов)
Теория: Природные комплексы. В мире флоры и фауны.
Практика: Путешествие по коралловому рифу.
Текущий контроль: практическая работа «Животные и растения –
рекордсмены».
Тема 1.4. Проект «Гид по миру» (6 часов)
Практика: разработка и оформление проекта.
Текущий контроль: проект «Гид по миру».
Раздел 2. Туристические возможности России (33 часа)
Тема 2.1. Культурный туризм России (9 часов)
Теория: Россия – родина моя.
Практика: Золотое кольцо России. Крым – жемчужина России.
Текущий контроль: викторина «Путешествие по России».
Тема 2.2. Природные достопримечательности России (9 часов)
Теория: Природа России: на горных вершинах, водные просторы,
ископаемые – прошлое земли, сокровища земли.
Практика: Практикум «Открываем Антарктику». Практикум «Моря
России».
Текущий контроль: игра «Сохраним Волгу».
Тема 2.3. Экологический туризм (6 часов)
Теория: Законы и традиции туризма.
Практика: Практическое занятие «Кто такой экотурист?».
Охрана
природы – дело каждого.
Текущий контроль: практическая работа «Разработка Кодекса туриста».

Тема 2.4. Проект «Дружи с заповедными островами» (9 часов)
Практика: Практикум «Дружи с заповедными островами». Разработка
информационных карточек.
Текущий контроль: проект.
Раздел 3. Край родной как туристический объект (42 часа)
Тема 3.1. Культурный туризм по городу и области (9 часов)
Теория: История Нижегородской области и города Дзержинска.
Практика: Экскурсия на площадь Героев и аллею Памяти. Экскурсия на
крыльцо И.Извицкой.
Текущий контроль: Игра «Путешествие из прошлого в настоящее».
Тема 3.2. Природные достопримечательности города и области (9 часов)
Теория: ООПТ нашей области и города.
Практика: Экскурсия «Дендрарий – жемчужина нашего города».
Виртуальная экскурсия в Керженский заповедник.
Текущий контроль: квест «По родным просторам».
Тема 3.3. Практика туристско-экскурсионной деятельности (9 часов)
Теория: Основы безопасности в природной среде.
Практика: Туристическое снаряжение и его использование. Игра «Бивак».
Текущий контроль: практическая работа «Новые Робинзоны».
Тема 3.4. Проект «Туристический маршрут по родному городу» (15
часов)
Теория: Разработка туристического маршрута.
Практика: разработка и оформление проекта.
Промежуточная аттестация: защита проекта «Туристический маршрут
по родному городу».

11

Тематический план модуля второго года обучения
Формы
аттестации/
контроля

№

Разделы программы

Теория

Практика

Всего

1.

Гид по миру
Основы туристскокраеведческой деятельности
Подготовка к путешествию

36

39

75

3

3

6

Мини-тест

3

6

9

Игра

6

6

12

Викторина

6

6

12

Викторина

6

6

12

Викторина

6

6

12

Викторина

6

6

12

Викторина

9

24

33

6

3

9

Мини-тест

3

6

9

Викторина
Защита
проектов
(ПА)

1.1
1.2

Путешествие в Африку

1.3

Путешествие в Европу

1.4

Путешествие в Азию

1.5

Путешествие в Австралию

1.6
1.7
2.
2.1
2.2

Путешествие в Северную и
Южную Америку
Путешествие по
Нижегородской области
Путешествие по
Нижегородской области
История города Дзержинска
Проект «Туристический
маршрут по родному
городу»

2.3
Итого

-

15

15

45

63

108

Раздел 1. «Гид по миру» (75 часов)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (6 часов)
Теория: Основы туризма: кто такой турист, что такое туризм, кто такой
экскурсовод? Азбука топографии и туристского ориентирования.
Практика: Работа с картой и компасом.
Текущий контроль: мини-тест «Основы туристско-краеведческой
деятельности».
Тема 1.2 Подготовка к путешествию (9 часов)
Теория: Готовимся к путешествию.
Практика: игра «Собираем чемодан».
Текущий контроль: игра «Проверяем готовность к отправке».
Тема 1.3. Путешествие в Африку (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Африки.
12

Культура и история Африки.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Африки».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Африке».
Тема 1.4. Путешествие в Европу (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Европы.
Культура и история Европы.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Европы».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Европе».
Тема 1.5. Путешествие в Азию (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые Азии.
Культура и история Азии.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Азии».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Азии».
Тема 1.6. Путешествие в Австралию (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые
Австралии. Культура и история Австралии.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Австралии».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Австралии».
Тема 1.7. Путешествие в Северную и Южную Америку (12 часов)
Теория: Географическое положение, климат, полезные ископаемые
Северной и Южной Америки. Культура и история Северной и Южной Америки.
Практика: Практическая работа «Интересные страны и города Северной и
Южной Америки».
Текущий контроль: викторина «Путешествие по Северной и Южной
Америке».
Раздел 2. Путешествие по Нижегородской области (33 часа)
Тема 2.1. Путешествие по Нижегородской области (9 часов)
Теория: Географическое положение, реки, озера, климат. Культура и
история Нижегородской области.
Практика: Практическая работа Интересные города Нижнего Новгорода.
Текущий контроль: мини-тест «Нижегородская область»
Тема 2.2. История города Дзержинска (9часов)
Теория: «прогулка по городу Дзержинску» виртуальная экскурсия по
городу Дзержинску.
Практика: Практическая работа «Экскурсия по городу Дзержинск».
Текущий контроль: викторина «Почувствуй себя краеведом».
Тема 2.3. Проект «Туристический маршрут по родному городу» (15
часов)
Теория: Разработка туристического маршрута.
Практика: разработка и оформление проекта.
Промежуточная аттестация: защита проекта «Туристический маршрут
по родному городу».
13

1 год обучения
01.09-07.09
08.09-14.09
15.09-21.09
22.09-28-09
29-09-05.10
06.10-12.10
13.10-19.10
20.10-26.10
27.10-02.11
03.11-09.11
10.11-16.11
17.11-23.11
24.11-30.11
01.12-07.12
08.12-14.12
15.12-21.12
22.12-28.12
29.12-04.01
05.01-11.01
12.01-18.01
19.01-25.01
26.01-01.02
02.02-08.02
09.02-15.02
16.02-22.02
23.02-01.03
02.03-08.03
09.03-15.03
16.03-22.03
23.03-29.03
30.03-05.04
06.04-12.04
13.04-19.04
20.04-26.04
27.04-03.05
04.05-10.05
11.05-17.05
18.05-24.05
25.05-31.05
01.06-07.06
08.06-14.06
15.06-21.06
22.06-28.06
29.06-05.07
06.07-12.07
13.07-19.07
20.07-26.07
27.07-02.08
03.08-09.10
10.08-16.08
17.08-23.08
24.08-30.08

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

- количество часов в неделю
- промежуточная аттестация

- каникулярный период
- дополнительные занятия при
наличии резервного времени

Всего
учебных часов
/ недель

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Год
обучения

2. Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1. Календарный учебный график

108 (9
резерв
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
)

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым
календарным учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.

2.2.Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела в
форме игры или викторины
Промежуточная аттестация – в конце учебного года в форме проектной
деятельности.
2.3. Оценочные материалы
Формы
Критерий оценки
контроля
Мини1 балл – 1 правильный ответ;
тестирование 2 балла – 2 правильных ответа;
3 балла – 3 правильных ответа;
4 балла – 4 правильных ответов;
5 баллов – 5 правильных ответов.

Викторина

Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2
балла;
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3
балла;
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4
балла.

Практическа 0 баллов – отсутствие знаний, умений, и
я работа
навыков (далее – ЗУН) у учащегося,
1 балл – владение ЗУН с значительной
помощью педагога;
2-3 – владение ЗУН с незначительной
помощью педагога,
4-5 – самостоятельное владение ЗУН)
Защита
проекта

Критерии оценки проекта:
- самостоятельность работы над
проектом;
- раскрытие актуальности и значимости
темы, полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- артистизм и выразительность
выступления при защите проекта;
- ответы на вопросы.
Критерии оцениваются от 0 до 2 баллов,
где
15

Оценка
результатов
0–1 балл – низкий
уровень;
2 балла – средний
уровень;
3 балла – хороший
уровень;
4–5 баллов – высокий
уровень.
1 балл – низкий
уровень;
2 балла – средний
уровень;
3 балла – хороший
уровень;
4 балла – высокий
уровень.
0 баллов – низкий
уровень;
1 балл – средний
уровень;
2-3 балла – хороший
уровень;
4–5 баллов – высокий
уровень.
0-1 балл – низкий
уровень;
2-4 балла – средний
уровень;
5-7 балла – хороший
уровень;
8-10 баллов – высокий
уровень.

Игра

Квест

0 баллов – критерий не соблюдается;
1 балл – критерий соблюдается частично;
2 балла – критерий соблюдается
полностью.
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2
балла;
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3
балла;
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4
балла.

1 балл – низкий
уровень;
2 балла – средний
уровень;
3 балла – хороший
уровень;
4 балла – высокий
уровень освоения темы.
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 уровень;
балла;
2 балла – средний
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 уровень;
балла;
3 балла – хороший
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 уровень;
балла.
4 балла – высокий
уровень.

16

2.4. Условия реализации программы
Методические материалы первого года обучения
№

Раздел
программы

Форма
занятий

1.1 Основы
туристскоэкскурсионной
деятельности

Учебное
занятие,
практическое
занятие

1.2 Культурный
туризм по миру

Учебное
занятие,
практическое
занятие

1.3 Природные
Учебное
достопримечате занятие,
льности мира
практическое

Приемы и методы

Дидактический материал

Раздел 1. «Гид по миру»
Рассказ,
«мозговой Карта мир, географические
штурм» по выработке карты, глобус, ролик «Зачем
правил
работы
в нужны карты и планы»,
группе,
игры
на ролик
«Город
и
знакомство и сплочение окрестности»,
видеоурок
группы,
работа
в «Ориентирование
на
группах,
просмотр местности»,
ролик
видеороликов
с «Стороны горизонта»
последующим
обсуждением,
практическая работа с
картами, компасом
Рассказ,
беседа, Мультимедийная
самостоятельная
презентация
«Великие
работа,
сообщения путешественники»,
учащихся
презентация «Семь чудес
света»

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), компас

Мини-тест

Канцелярские
Викторина
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Рассказ,
беседа, Ролик
«ООПТ»,
ролик Канцелярские
Практическ
просмотр видеороликов «Коралловый риф», ролик принадлежности,
ая работа
с
последующим «Царство живой природы»
мультимедийное

занятие,
экспонаты
«музея
биоразнооразия
1.4 Проект «Гид по Учебное
миру»
занятие,
практическое
занятие

2.1 Культурный
Учебное
туризм
по занятие,
городу
и практическое
области
занятие

2.2 Природные
достопримечате
льности города
и области

Учебное
занятие,
практическое
занятие

обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая работа
Беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
презентация
проекта

оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Мультимедийная
презентация
раздаточный
материал для работы в
группе, видеоматериалы о

Раздел 2. Туристические возможности России
Беседа,
рассказ, Ролик «Крым: не курорт, а
демонстрация
уникальное
место
на
видеоролика
с
его Планете
Земля»,
ролик
последующим
«История Крыма», онлайнобсуждением, работа в экскурсия «Прогулка по
группах,
Золотому кольцу России»
индивидуальная работа,
групповая дискуссия
Рассказ,
просмотр Интерактивная
игра
видеороликов
с «Человека в Антарктиде»,
последующим
ролик
«Человек
в
обсуждением,
игра, Антарктиде»,
игровые
беседа,
выполнение карточки
«Арктика
и
заданий
Антарктика»,
ролик
интеллектуальной
«Северное
сияние»,
игры,
демонстрация учебный
ролик
коллекционных
«Окаменелости», коллекция
объектов, работа с окаменелостей,
ролик
18

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Проект

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Викторина

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Игра

раздаточными
карточками
2.3 Экологический
туризм

Учебное
занятие,
практическое
занятие,
экспонаты
«музея
биоразнооразия
2.4 Проект «Дружи Учебное
с заповедными занятие,
островами»
практическое
занятие

3.1 Культурный
Учебное
туризм
по занятие,
городу
и практическое
области
занятие

«Моря
России»,
ролик
«Сохраним
Волгу»,
анимированная презентация
с заданиями
Рассказ,
просмотр Ролик
«Воздействие Канцелярские
видеороликов
с человека на природу»
принадлежности,
последующим
мультимедийное
обсуждением, решение
оборудование,
проблемных ситуаций
компьютер, доска
(флип-чарт)
Рассказ,
беседа, Анимированная презентация
самостоятельная
«Дружи с заповедными
работа,
презентация островами»
проекта
Раздел 3. Край родной как туристический объект
Рассказ,
беседа, Книги
«Зеленый
друг
просмотр видеороликов родного
города»
с
последующим Н.М.Лапутина,
обсуждением, работа с «Дзержинск»
литературой, экскурсия С.М.Шальнова,
анимированная презентация
«Путешествие из прошлого
в
настоящее»,
ролик
«Мульти-Россия
–
Нижегородская область»

19

Практическ
ая работа

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Проект

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Игра

3.2 Природные
достопримечате
льности города
и области

3.3 Практика
туристскоэкскурсионной
деятельности

3.4

№

Проект
«Туристически
й маршрут по
родному
городу»

Раздел
программы

1.1 Основы
туристскоэкскурсионной

Учебное
занятие,
практическое
занятие,
экспонаты
«музея
биоразнооразия
Учебное
занятие,
практическое
занятие

Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
экскурсия, квест

Учебное
занятие,
практическое
занятие

Рассказ,
беседа, Памятка
по
самостоятельная
туристических
работа, работа с картой, карта города
презентация проекта

Форма
занятий
Учебное
занятие,
практическое

Рассказ,
практикум

Презентация
«ООПТ
Дзержинска»,
ролик
«Дзержинск – мой любимый
город», ролик «Керженский
заповедник»

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

беседа, Инструктивные
карты,
палатка, веревка, рюкзак,
коврик
туристический,
компас

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), компас
разработке Канцелярские
маршрутов, принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Методические материалы второго года обучения
Приемы и методы
Дидактический материал

Техническое
оснащение

Раздел 1. Гид по миру
Рассказ,
«мозговой Карта мир, географические Канцелярские
штурм» по выработке карты, глобус, ролик «Зачем принадлежности,
правил
работы
в нужны карты и планы», мультимедийное

20

Квест

Практическ
ая работа

Проект

Форма
подведения
итогов
Мини-тест

деятельности

занятие

1.2 Подготовка к Учебное
путешествию
занятие,
практическое
занятие

1.3 Путешествие в Учебное
Африку
занятие,
практическое
занятие

1.4 Путешествие в
Европу

Учебное
занятие,
практическое
занятие

группе,
игры
на
знакомство и сплочение
группы,
работа
в
группах,
просмотр
видеороликов
с
последующим
обсуждением,
практическая работа с
картами, компасом
Рассказ,
беседа,
самостоятельная
и
групповая
работа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
выполнение
заданий
интеллектуальной игры
Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа,
работа с картами
Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,

ролик
«Город
и оборудование,
окрестности»,
видеоурок компьютер, доска
«Ориентирование
на (флип-чарт), компас
местности»,
ролик
«Стороны горизонта»

Презентация
«Важные
документы
для
путешествия»; видеоролик
«как правильно собрать
вещи в путешествие», игра
«собираем чемодан», : игра
«Проверяем готовность к
отправке»
Ролик «Материк Африка»,
презентация «Путешествие в
Африку»;
презентация
«интересные
места
Африки»;
викторина-игра
«Путешествие по Африке»

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Игра

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), карта
Африки

Викторина

Ролик «Материк Европа»,
презентация «Путешествие в
Европу»;
презентация
«интересные
места

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,

Викторина

21

1.5 Путешествие в Учебное
Азию
занятие,
практическое
занятие

1.6 Путешествие в Учебное
Австралию
занятие,
практическое
занятие

1.7 Путешествие в Учебное
Северную
и занятие,
Южную
практическое
Америку
занятие

самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа,
работа с картами
Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа,
работа с картами
Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая
работа,
работа с картами
Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа,
творческая
практическая работа

Европы»;
викторина-игра компьютер, доска
«Путешествие по Европе»
(флип-чарт), Карта
Европы
Ролик «Материк Азии»,
презентация «Путешествие в
Азию»;
презентация
«интересные места Азии»;
викторина-игра
«Путешествие по Азии»

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), Карта
Азии

Викторина

Ролик
«Материк
Австралия»,
презентация
«Путешествие
в
Австралию»;
презентация
«интересные
места
Австралии»; викторина-игра
«Путешествие
по
Австралии»
Ролик «Материки Серная и
Южная
Америка»,
презентация «Путешествие в
Северную
и
Южную
Америку»;
презентация
«интересные
места
Северной
и
Южной
Америки»; викторина-игра
«Путешествие по Северной

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), карта
Австралии

Викторина

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), Карта
Северной и Южной
Америке

Викторина

22

2.1 Путешествие по Учебное
Нижегородской занятие,
области
практическое
занятие

2.2 История города Учебное
Дзержинска
занятие,
практическое
занятие

2.3

Проект
«Туристически
й маршрут по
родному
городу»

Учебное
занятие,
практическое
занятие

и Южной Америки»
Раздел 2. Путешествие по Нижегородской области
Рассказ,
беседа, Видеоролик «интересные
просмотр видеороликов места Нижнего Новгорода»,
с
последующим презентация «Удивительная
обсуждением,
Нижегородская
область»,
самостоятельная
презентация «Интересные
работа,
творческая места
Нижегородской
практическая работа
области»
Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
экскурсия, квест, поход

Презентация
«история
Дзержинска»,
ролик
«Дзержинск – мой любимый
город»

Рассказ,
беседа, Памятка
по
самостоятельная
туристических
работа, работа с картой, карта города
презентация проекта

23

разработке
маршрутов,

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), карта
Нижегородской
области
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Практическ
ая работа

Викторина

Защита
проекта

2.5.Материально- техническое обеспечение программы
- Кабинет,
- столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: ручки, карандаши, краски, бумага;
- игрушки: мягкие игрушки, мяч.
2.6.Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 <Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам> (вместе с «Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»).
3. Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от
15.05.2023) <Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства
РФ от 04.09.2014 N 1726-р> (вместе с «Концепцией развития дополнительного
образования детей до 2030 года»).
4. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года №996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи> (вместе с «Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания>
(вместе с «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»).

24

7. Устав МБУ ДО «Эколого-биологический центр», утвержденный
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.
8. Локальные нормативные акты МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующие образовательную деятельность.
Список литературы для педагога
1. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории
Нижегородской области. Аннотированный перечень. - Н.Новгород, 2008.
2. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л.
Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. — М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014.
3. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. ЗигернКорн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
4. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. – 3-е изд., стер. –
М.: ФЛИНТА, 2013.
5. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. И90 Ю.С. Путрик.
— М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
6. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. — М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014.
7. Практика активного туризма: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов.
— Орел: МАБИВ, 2020.
8. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
детей: инновационные подходы / авт.-разраб. О.С. Гладышева, В. А. Малинин. –
Н.Новгород: НИРО, 2012.
9. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. –
Нижнийновгород, 2009.
10. Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир. курсу: 5-й
год обуч./ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина.–Н.Новгород: НИРО, 2011.
11. Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1. Растения. –
Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического центра «Дронт», 1995.
Список литературы для учащихся
1. Мой город Дзержинск: книга-альбом в 2-х томах / гл.ред. Н Никифорова. - М.:
«РИК «АСС», 2010.
2. Мабел Джордж. История великих географических открытий в картинках /
Мабел Джордж; перевод с английского [Муравьев С.В.]. – М.: Аванта, 2014.
3. Сковилль Сэмюэль. Скауты в лесах: для среднего и старшего школьного
возраста: 12+ / Сэмюэль Сковилль-мл.; перевод с английского [П. А. Вязникова]. –
Москва: ЭНАС-КНИГА, 2018.
4. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
5. Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья. Были и
небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
25

6. Чуковский Н.К. Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях /
Николай Чуковский; перевод с английского [Л. Эристави; Худож. Д. Кавлашвили]. Тбилиси: Накадули, 1987.
7. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 1993.

1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы для родителей
Горнева Р.Н. Город Дзержинск: Экскурсионный очерк. – Горький: ВолгоВятское книжное издательство, 1985.
Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья. Были и
небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 1993.
Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1. Растения.
– Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического центра «Дронт»,
1995.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».