ДООП Путешественники

Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Департамент образования администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
Протокол от __29.08.2025_ № 9 _

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Экологобиологический центр»
______________ С.А.Шибалова
Приказ от 29.08.2025_ № 119-п

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Путешественники»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Количество часов по ДООП: 144

Разработчик:
Умняшкина София Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Дзержинск
2025

Содержание
Стр.
1.
1.1
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Список литературы

2

3
3
9
9
13
13
14
14
15
21

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Путешественники» (далее - программа) направлена на расширение
географического, культурологического и исторического кругозора учащихся,
знакомство с профессиями в области туристического и экскурсоводческого дела
и имеет социально-гуманитарную направленность. Обучаясь по программе,
учащиеся приобретут знания основных культурных и природных
достопримечательностях России и родного края, а также навыки, необходимые
для путешественников, научатся составлять туристические маршруты,
проводить экскурсии.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 <Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам> (вместе с «Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023)
<Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р> (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года»).
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи> (вместе с «Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
3

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания>
(вместе с «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»);
- Устава МБУ ДО «Эколого-биологический центр», утвержденного
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальных нормативных актов МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,
регламентирующих образовательную деятельность.
Актуальность программы «Путешественники» обусловлена тем, что
вопросы патриотического воспитания детей в последнее время находится в
центре особого внимания государства и общества, а занятие краеведением
становится важным педагогическим средством формирования любви к Родине и
чувства гражданской идентичности подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность программы в том, что изучение
истории, природного разнообразия, географии родной страны и малой родины
способствует
развитию личности ребенка,
совершенствованию
его
интеллектуального и духовного развития.
Отличительная
особенность
программы
состоит
в
изучении
достопримечательностей, культурных и природных объектов родного города
проходит в естественных условиях во время походов и экскурсий, а также в
проведении виртуальных экскурсий и привлечении детей к разработке
собственных маршрутов, что помогает не только закрепить полученные
теоретические знания, но и поддерживает интерес к изучаемой теме.
Новизна программы заключается в том, что учащимся предлагается
практическое участие в созидательной деятельности краеведческого характера,
разработке творческих проектов.
Срок реализации образовательной программы - 2 года, 72 учебных часа
в год, всего 144 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 7 до 11 лет.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность,
но умение учиться у детей только формируется, внимание преобладает
непроизвольное и неустойчивое, поэтому в ходе занятий педагог использует
игровые и практические приемы, наглядный материал, чтобы вызывать
и поддерживать постоянный интерес и внимание учащихся. В младшем
школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации
достижения успехов, поэтому педагог предлагает детям развивающие, но
посильные задания, создает ситуации успеха для каждого ребенка путем анализа
выполненных заданий и выявления достижений каждого ребенка. В процессе
4

общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания
ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Поэтому программа
предполагает групповую и командную работу, где дети будут учиться
взаимодействовать, отстаивать и презентовать собственную точку зрения,
находить компромиссы. Также индивидуальные задания и творческая проектная
деятельность позволит учащимся реализовать возрастающую самостоятельность,
почувствовать удовлетворение от самореализации.
Принимаются в объединение все желающие, проявившие интерес к
изучению программы, а также не имеющие медицинских противопоказаний по
здоровью для осуществления экскурсионно-туристической деятельности,
которая может быть связана с физической активностью.
Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Форма обучения: очная, групповая.
Занятия проводятся в основном в групповой форме, но также может
использоваться индивидуальная форма или работа с мини-группами при
разработке творческих проектов. Формами проведения занятий являются:
учебное занятие, практическое занятие, экскурсия.
Уровень программы: базовый.
Цель программы: развитие общей культуры личности учащихся через
ознакомление с культурными и природными достопримечательностями страны и
родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить с основами туристической деятельности, краеведения.
2. Сформировать знания о туристическом богатстве и многообразии, об
основных достопримечательностях, значимых природных и культурных
объектах, флоре и фауне России и родного края.
3. Обучить правилам безопасного нахождения в природной и городской
среде во время походов, экспедиций, экскурсий.
Развивающие:
1. Сформировать представление о туристско-экскурсионной деятельности.
2. Способствовать развитию навыков безопасного нахождения в природной
и городской среде во время походов, экспедиций, экскурсий.
3. Стимулировать познавательную активность учащихся посредством
изучения природных и культурных особенностей страны и родного края, а также
включения их в различные виды деятельности.
4. Развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
5

способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к
профессиональной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению туристического потенциала и природы
страны, области, родного города.
2. Воспитывать патриотизм посредством краеведческой деятельности.
3. Формировать у учащихся трудолюбие и базовые трудовые навыки,
чувства причастности и уважения к результатам труда.
Результаты реализации программы:
1. Учащиеся познакомятся с основами туристической деятельности,
краеведения.
2. У учащихся будут сформированы знания о туристическом богатстве и
многообразии, об основных достопримечательностях, значимых природных и
культурных объектах, флоре и фауне страны и родного края.
3. У детей будут сформированы знания и умения безопасного нахождения
в природной и городской среде во время походов, экспедиций, экскурсий.
4. У учащихся повысится общий уровень информационной культуры,
культуры труда и отдыха, интерес к изучению родного края.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Воспитательный потенциал программы.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;

6

- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым
ситуациям, природным и социальным условиям;
- экологической культуры, понимания личной ответственности за действия
в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе,
бережливости в использовании природных ресурсов.
- деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе,
традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к
российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской
культурной идентичности.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы.
7

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение, лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации
деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение,
воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение),
методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных
и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп Сентябрь Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Всемирные дни наблюдения Октябрь Сертификат
участника,
птиц
отчет по наблюдениям
3
Мероприятие «День туризма»
Конец
Участие группы
сентября
4
Викторина «С днѐм рождение
Март
Участие группы
Дзержинск»
8

1.2.
№

Разделы

п/п

программы

1

Модуль 1

2

Модуль 2

Учебный план

Год обучения
1-й год
2-й год

Формы текущего
контроля/
промежуточной
аттестации
Викторина

72

Игра

72

Итого:

144

1.3. Содержание учебного плана
Тематический план модуля первого года обучения
№
п/п

Разделы программы

Теория

Практика

6

10

1.

Основы туристскокраеведческой
деятельности

1.1

Основы туристскокраеведческой деятельности

1.2
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2

3.3

Виды туризма
Туристический потенциал
России
Природный потенциал России
Туристический потенциал
России
Родной край
Путешествие по
Нижегородской области
Природные
достопримечательности
города и области
Путешествие по родному
городу
Итого

Комплектование
групп – 2 часа

Всего

Формы
аттестации
/ контроля

18

4

6

10

Игра

2

4

6

Игра

14

20

34

4

6

10

Викторина

10

14

24

Викторина

6

14

20

2

4

6

Викторина

2

4

6

Игра

2

6

8

Викторина
(ПА)

26
44
Комплектование
групп – 2 часа
9

72

Комплектование групп – 2 часа.
Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности (18 часов)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (10 часов)
Теория: Основные понятия в туризме: «туризм»; «турист»; «экскурсовод»;
«музей». Как работать с картой и компасом.
Практика: игра «Собираемся в путешествие», игра «Юные картографы».
Текущий контроль: игра «Посвящение в туристы».
Тема 1.2. Виды туризма (6 часов)
Теория: Виды туризма: культурный, спортивный, экологический.
Практика: практическая работа «Туристический транспорт».
Текущий контроль: игра «Новые Робинзоны».
Раздел 2 Туристический потенциал России (34 часа)
Тема 2.1 Природный потенциал России (10 часов)
Теория: Флора и фауна России. Охраняемые территории России.
Практика: игра «Лесная опушка». «Заповедные места».
Текущий контроль: викторина «Экологическая кругосветка».
Тема 2.2. Туристический потенциал России (24 часа)
Теория: путешествие в Столицу нашей Родины. Путешествие по Золотому
кольцу России. Путешествие на Север России. Путешествие на Юг России.
Ископаемые – прошлое земли, сокровища земли.
Практика:
практическая
работа
«Достопримечательности
Москвы»,
практическая работа «Ремесла России». Практическая работа «Северное
сияние». Игра «Северная экспедиция». Практическая работа «Моря России».
Практическая работа «Горы России».
Текущий контроль: викторина «Туристическая кругосветка».
Раздел 3. Родной край (20 часов)
Тема 3.1. Путешествие по Нижегородской области (6 часов)
Теория: История Нижегородской области.
Практика: практическая работа «Достопримечательности Нижегородской
области».
Текущий контроль: викторина «прогулка по Нижнему Новгороду».
Тема 3.2. Природные достопримечательности города и области (6 часов)
Теория: ООПТ нашей области и города.
Практика: экскурсия «Дендрарий – жемчужина нашего города».
Текущий контроль: игра «По родным просторам».
Тема 3.3. Путешествие по родному городу (8 часов)
Теория: История родного края.
Практика: практическая работа «Мой любимый город».
Текущий контроль: игра «Из настоящего в прошлое».
Промежуточная аттестация: викторина «Большое путешествие».

10

Тематический план модуля второго года обучения
№

1.
1.1
1.2
1.3
2.
2.1
2.3
2.4
3.

Разделы программы
Основы туристскокраеведческой
деятельности
Основы туристскокраеведческой деятельности
Экологический туризм
Культурный и спортивный
туризм
Туристический потенциал
России
Путешествие в СанктПетербург
Жизнь и быт народов
Севера
Казань – третья столица
России
Родной край
Загадки Нижегородской
области
Краеведение

3.1
3.2
3.3

Флора и Фауна Дзержинска

Итого

Формы
аттестации/
контроля

Теория

Практика

Всего

10

22

32

2

6

8

Игра

6

10

16

Игра

2

6

8

Игра

6

12

18

2

4

6

Викторина

2

4

6

Игра

2

4

6

Викторина

8

14

22

2

4

6

Викторина

2

4

6

Игра

4

6

10

Игра (ПА)

24

48

72

Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности (32 часов)
Тема 1.1. Основы туристско-краеведческой деятельности (8 часов)
Теория: тропою следопытов.
Практика: практическая работа «Лесные тропинки», практическая работа
«Запутанная история». Учимся вязать узлы.
Текущий контроль: игра «Стань отважным следопытом».
Тема 1.2. Экологический туризм (16 часов)
Теория: Что такое «экология» и кто такой «эколог». Растения Красной книги
России. Животные Красной книги России.
Практика: Практическая работа «Собери корзинку». Игра «Компот».
Практическая работа «Сохрани вымирающих животных». Игра «Звериное
царство».
11

Текущий контроль: игра «Маленький эколог».
Тема 1.3. Культурный и спортивный туризм (8 часов)
Теория: интересные музеи России и мира.
Практика: «Я – экскурсовод», «Ты и я спортивная страна».
Текущий контроль: викторина «Традиции и обычаи моей страны».
Раздел 2. Туристический потенциал России (18 часов)
Тема 2.1. Путешествие в Санкт-Петербург (6 часов)
Теория: путешествие в Санкт-Петербург.
Практика: практическая работа «Достопримечательности Санкт-Петербурга».
Текущий контроль: викторина «Прогулка по Питеру».
Тема 2.3. Жизнь и быт народов Севера (6 часов)
Теория: жизнь и быт народов севера.
Практика: практическая работа «Юрта».
Текущий контроль: Игра «Народы Севера».
Тема 2.4. Казань – третья столица России (6 часов)
Теория: Казань – третья столица России.
Практика: практическая работа «Достопримечательности Казани».
Текущий контроль: викторина «Чак-Чак».
Раздел 3. Родной край (22 часа)
Тема 3.1. Загадки Нижегородской области (6 часов)
Теория: известные люди Нижегородского края.
Практика: практическая работа «Кулибины».
Текущий контроль: викторина «загадки Нижегородской области».
Тема 3.2. Краеведение (6 часов)
Теория: город Дзержинск как туристический.
Практика: практическая работа «Мой любимый город».
Текущий контроль: игра «Юные краеведы».
Тема 3.3. Флора и Фауна Дзержинска (10 часов)
Теория: Флора Дзержинска. Фауна Дзержинска.
Практика: практическая работа «правила поведения в природной зоне»
Текущий контроль: игра «Экологи».
Промежуточная
аттестация:
игра
«Великие
путешественники».

12

обучения

1,2 год

01.09-07.09
08.09-14.09
15.09-21.09
22.09-28-09
29-09-05.10
06.10-12.10
13.10-19.10
20.10-26.10
27.10-02.11
03.11-09.11
10.11-16.11
17.11-23.11
24.11-30.11
01.12-07.12
08.12-14.12
15.12-21.12
22.12-28.12
29.12-04.01
05.01-11.01
12.01-18.01
19.01-25.01
26.01-01.02
02.02-08.02
09.02-15.02
16.02-22.02
23.02-01.03
02.03-08.03
09.03-15.03
16.03-22.03
23.03-29.03
30.03-05.04
06.04-12.04
13.04-19.04
20.04-26.04
27.04-03.05
04.05-10.05
11.05-17.05
18.05-24.05
25.05-31.05
01.06-07.06
08.06-14.06
15.06-21.06
22.06-28.06
29.06-05.07
06.07-12.07
13.07-19.07
20.07-26.07
27.07-02.08
03.08-09.10
10.08-16.08
17.08-23.08
24.08-30.08

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

- количество часов в неделю
- промежуточная аттестация

- каникулярный период
- дополнительные занятия

51
52

Всего
учебных часов
/ недель

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Год
обучения

2. Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1. Календарный учебный график

72 (6
резерв)

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

при
наличии резервного времени

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым
календарным учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.

2.2.Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела в
форме игры или викторины
Промежуточная аттестация – в конце первого года обучения в форме
викторины, а в конце второго года игры.
2.3. Оценочные материалы
Формы
Критерий оценки
Оценка результатов
контроля
Викторина Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий уровень
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 освоения темы;
балла;
2 балла – средний уровень
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 освоения темы;
балла;
3 балла – хороший уровень
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 освоения темы
балла.
4 балла – высокий уровень
освоения темы.
Практичес 0 баллов – отсутствие знаний, умений, и 0 баллов – низкий уровень
освоения темы;
кая работа навыков (далее – ЗУН) у учащегося,
1 балл – владение ЗУН с значительной 1 балл – средний уровень
помощью педагога;
освоения темы;
2-3 – владение ЗУН с незначительной 2-3 балла – хороший уровень
помощью педагога,
освоения темы;
4-5 – самостоятельное владение ЗУН)
4–5 баллов – высокий уровень
освоения темы
Игра
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий уровень
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 освоения темы;
балла;
2 балла – средний уровень
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 освоения темы;
балла;
3 балла – хороший уровень
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 освоения темы
балла.
4 балла – высокий уровень
освоения темы.
Квест
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
1 балл – низкий уровень
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 освоения темы;
балла;
2 балла – средний уровень
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 освоения темы;
балла;
3 балла – хороший уровень
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 освоения темы
балла.
4 балла – высокий уровень
освоения темы.
14

2.4. Условия реализации программы
Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№

1.1

1.2

Раздел
программы

Форма
занятий

Приемы и методы

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности
Основы
Учебное
Рассказ,
«мозговой Карта
мир, Канцелярские
туристскозанятие,
штурм» по выработке географические
карты, принадлежности,
краеведческой практическое
правил
работы
в глобус, ролик «Зачем мультимедийное
деятельности занятие
группе,
игры
на нужны карты и планы», оборудование,
знакомство и сплочение видеоурок
компьютер, доска
группы,
работа
в «Ориентирование
на (флип-чарт), компас
группах,
просмотр местности»,
ролик
видеороликов
с «Стороны горизонта»
последующим
обсуждением,
практическая работа с
картами, компасом
Виды туризма Учебное
Рассказ,
беседа, Презентация
«Виды Канцелярские
занятие,
самостоятельная
и туризма»;
мастер-класс принадлежности,
практическое
групповая
работа, «туристический
мультимедийное
занятие
просмотр видеороликов транспорт»; игра «Новые оборудование,
с
последующим Ромбинзоны»
компьютер, доска
обсуждением,
(флип-чарт),
выполнение
заданий
материалы для игры
интеллектуальной
15

Форма
подведения
итогов
Игра

Игра

2.1

Природный
потенциал
России

Учебное
занятие,
практическое
занятие

2.2

Туристически Учебное
й потенциал занятие,
России
практическое
занятие

игры,
творческая
деятельность
Раздел 2. Туристический потенциал России
Рассказ,
беседа, Видеоролики
«дикие
просмотр видеороликов животные»,
«О
с
последующим растениях»; презентация
обсуждением,
«Флора и Фауна России»;
самостоятельная
викторина
работа, творческая и
практическая работа,
Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
самостоятельная
работа, творческая и
практическая работа

16

Презентация:
«Путешествие в столицу
нашей Родины»; «Золотое
кольцо
России»;
«путешествие на север
России»; «путешествие на
юг России»;
видеоматериалы:
«Золотое кольцо России»;
«Северное
сияние»;
«Москва – столица нашей
Родины».
Материалы
для
практических
работ:
вопросы и задания для
викторин;
раскраски
достопримечательностей;

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт),
материалы для игры
и викторины
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Викторина

Викторина

3.1

Путешествие
по
Нижегородско
й области

Учебное
занятие,
практическое
занятие

3.2

Природные
достопримеча
тельности
города
и
области

Учебное
занятие,
практическое
занятие

3.3

Путешествие Учебное
по
родному занятие,
городу
практическое
занятие

наглядные
пособия
(природные ископаемы;
фотографии и картинки
по теме).
Раздел 3. Родной край
Рассказ,
беседа, Видеоролик «интересные
просмотр видеороликов места
Нижнего
с
последующим Новгорода», презентация
обсуждением,
«Удивительная
самостоятельная
Нижегородская область»,
работа, творческая и презентация «Интересные
практическая работа
места
Нижегородской
области»,
Рассказ,
беседа, Презентация
«ООПТ
просмотр видеороликов города и области», ролик
с
последующим «Дзержинск
–
мой
обсуждением,
любимый город»,
экскурсия

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), карта
Нижегородской
области
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
Рассказ,
беседа, Презентация «Любимый Канцелярские
самостоятельная
город – Дзержинск» ; принадлежности,
работа, творческая и материалы для игры и мультимедийное
практическая работа
викторины
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

17

Викторина

Квест

Игра
Викторина
(ПА)

Методические материалы второго года обучения
№

Раздел
программы

1.1 Основы
туристскокраеведческой
деятельности

1.2 Экологический
туризм

Форма
занятий

Приемы и методы

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности
Учебное
Рассказ,
«мозговой Картинки следов, звуки
Канцелярские
занятие,
штурм» по выработке птиц, картинки узлов
принадлежности,
практическое
правил
работы
в
мультимедийное
занятие
группе,
работа
в
оборудование,
группах,
просмотр
компьютер, доска
видеороликов
с
(флип-чарт),
последующим
обсуждением,
практическая работа с
раздаточным
материалом
Учебное
Рассказ,
беседа, Презентация «Растения
Канцелярские
занятие,
самостоятельная
и красной книги России»
принадлежности,
практическое
групповая
работа, видеоролик «Растения
мультимедийное
занятие
просмотр видеороликов Росии»; интеллектуальная оборудование,
с
последующим игра; картинки растений
компьютер, доска
обсуждением,
Видеоролики «дикие
(флип-чарт),
выполнение
заданий животные», презентация материалы для игры
интеллектуальной
«Животные красной
игры,
творческая книги России»;
деятельность
видеоролик «Животные
красной книги»;
18

Форма
подведения
итогов
Игра

Игра

1.3 Культурный
спортивный
туризм

2.1 Путешествие в
СанктПетербург

и Учебное
занятие,
практическое
занятие

Учебное
занятие,
практическое
занятие

2.2 Жизнь и быт Учебное
народов Севера занятие,
практическое
занятие

2.3 Казань – третья Учебное
столица России занятие,
практическое

Рассказ,
беседа, Презентация «Интересные
самостоятельная
и музея России и мира»;
групповая
работа, подвижные игры в классе
просмотр видеороликов (на улице); вопросы и
с
последующим задания для викторины.
обсуждением,
выполнение
заданий
интеллектуальной
игры,
творческая
деятельность
Раздел 2. Туристический потенциал России
Рассказ,
беседа, Презентация
просмотр видеороликов «Путешествие в Санктс
последующим Петербург»; Видеоролик
обсуждением,
«Код
Петербурга»;
самостоятельная
викторина
работа, творческая и
практическая работа,
Рассказ,
беседа, Презентация «Жизнь и
просмотр видеороликов быт народов Севера»;
с
последующим практическая работа
обсуждением,
«Юрта»; Игра «Народы
самостоятельная
Севера»
работа,
творческая
практическая работа
Рассказ,
беседа, Презентация: «Казань –
просмотр видеороликов третья столица России»;
с
последующим Практическая работа
19

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт),
материалы для игры

Викторина

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт);
материалы
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)

Викторина

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное

Викторина

Игра

занятие

3.1 Загадки
Учебное
Нижегородской занятие,
области
практическое
занятие

3.2 Краеведение

3.3

обсуждением,
«достопримечательности
самостоятельная
Казани»; викторина «Чакработа,
творческая Чак»
практическая работа
Раздел 3. Родной край
Рассказ,
беседа, Презентация: « Известные
просмотр видеороликов люди Нижегородского
с
последующим края»; практическая
обсуждением,
работа «Кулибины»;
самостоятельная
Викторина «загадки
работа, творческая и Нижегородской области»
практическая работа

Учебное
занятие,
практическое
занятие

Рассказ,
беседа,
просмотр видеороликов
с
последующим
обсуждением,
экскурсия

Презентация
«город
Дзержинск,
как
туристический»;
Практическая
работа
«Мой любимый город»;
игра «Юные краеведы».

Флора и Фауна Учебное
Дзержинска
занятие,
практическое
занятие

Рассказ,
беседа,
самостоятельная
работа, творческая и
практическая работа

Презентация « Флора и
фауна Дзержинска»;
практическая работа
«правила поведения в
природной зоне»; игра
«Экологи»; викторина
«Великие
путешественники»

20

оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт)
материалы для игры
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт), карта
Нижегородской
области
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт),
материалы для игры
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер, доска
(флип-чарт),
материалы для
викторин и игры

Викторина

Игра

Игра
Игра
(ПА)

2.5. Материально-техническое оснащение
- Кабинет, столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага;
- компас;
- палатка туристическая;
- спальный мешок;
- пенка туристическая;
- рюкзак.
2.6. Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 <Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам> (вместе с «Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»).
3. Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от
15.05.2023) <Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р> (вместе с «Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года»).
4. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года №996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи> (вместе с
«Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»).
21

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания>
(вместе с «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»).
7. Устав МБУ ДО «Эколого-биологический центр», утвержденный
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.
8. Локальные нормативные акты МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующие образовательную деятельность.
Список литературы для педагога
1. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории
Нижегородской области. Аннотированный перечень. - Н.Новгород, 2008.
2. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л.
Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. — М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014.
3. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В.
Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
4. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. – 3-е изд.,
стер. – М.: ФЛИНТА, 2013.
5. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. И90 Ю.С.
Путрик. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
6. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л.
Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
7. Практика активного туризма: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю.
Махов. — Орел: МАБИВ, 2020.
8. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и
укрепления детей: инновационные подходы / авт.-разраб. О.С. Гладышева,
В. А. Малинин. – Н.Новгород: НИРО, 2012.
9. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. –
Нижнийновгород, 2009.
10.Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир.
курсу: 5-й год обуч./ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина.–
Н.Новгород: НИРО, 2011.
11.Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1.
Растения. – Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического
центра «Дронт», 1995.
22

Список литературы для учащихся
1. Мой город Дзержинск: книга-альбом в 2-х томах / гл.ред. Н Никифорова. М.: «РИК «АСС», 2010.
2. Мабел Джордж. История великих географических открытий в картинках /
Мабел Джордж; перевод с английского [Муравьев С.В.]. – М.: Аванта, 2014.
3. Сковилль Сэмюэль. Скауты в лесах: для среднего и старшего школьного
возраста: 12+ / Сэмюэль Сковилль-мл.; перевод с английского [П. А.
Вязникова]. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2018.
4. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
5. Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья.
Были и небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
6. Чуковский Н.К. Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях /
Николай Чуковский; перевод с английского [Л. Эристави; Худож. Д.
Кавлашвили]. - Тбилиси: Накадули, 1987.
7. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 1993.
Список литературы для родителей
1. Горнева Р.Н. Город Дзержинск: Экскурсионный очерк. – Горький: ВолгоВятское книжное издательство, 1985.
2. Шальнов С.М. Дзержинск – наш дом. – Нижний Новгород: Литера, 1999.
3. Шальнов С.М. Умная старина: легенды и предания старого Черноречья.
Были и небылички города Дзержинска. – Н.Новгород: Кириллица, 2013.
4. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 1993.
5. Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск 1.
Растения. – Нижний Новгород: издательский комплекс Экологического
центра «Дронт», 1995.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».