ДООП Старт в науку

Департамент образования администрации города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО «Эколого-биологический
центр»
Протокол от 18.08.2025 г. № _8_

Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Экологобиологический центр»
______________ С.А. Шибалова
Приказ от 18.08.2025г. № 111-п

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Старт в науку»
Уровень: базовый
Направленность: естественнонаучная
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок обучения: 3 года
Количество часов по ДОП: 432

Разработчик:
Белицкая Эльвира Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

г.Дзержинск
2025

Содержание
1.
1.1
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс организационно-педагогических условий программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Список литературы

2

Стр.
3
3
11
12
28
28
29
29
31
35

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Старт в
науку» разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 20.06.2022г. №629 «Об утверждении
порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письма Минобрнауки России от 18.11.201 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
- Устава МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержден постановлением
администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальных нормативных актов МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,
регламентирующих образовательную деятельность.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у
подрастающего поколения знаний об устройстве окружающего мира живой и неживой
природы, а также вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с
исследованиями, наблюдением, описанием и моделированием различных явлений
окружающего мира, что будет способствовать развитию научного мышления и бережного
отношения к природе.
Отличительной особенностями программы является:
- выявление и поддержка талантливых детей через исследовательскую и проектную
деятельность, а также участие детей в конкурсах исследовательских работ и научнопрактических конференциях разного уровня;
3

- комплексное изучение окружающего нас мира и места человека в нем во
взаимосвязи друг с другом и с абиотическими факторами природы в целом.
- профессиональная ориентация в рамках естественнонаучной направленности через
расширение представления детей о профессиях, связанных с науками и изучением и
сохранением мира, в котором мы живѐм.
- при реализации программы учащиеся не только изучают окружающий мир, но и
имеют возможность проявить свои эмоции в творческой деятельности, что помогает им
увидеть его красоту и научиться еѐ ценить и беречь.
Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень освоения программы: базовый.
Срок освоения и объем программы: программа изучается 3 года, всего 432 часа.
Адресат программы
По данной программе могут заниматься учащиеся с 7 до 11 лет, проявляющие
интерес к изучению программы, а также не имеющие медицинских противопоказаний по
здоровью. Интерес к природе возникает у людей всех возрастов. Уровень
осведомлѐнности о жизни животных и растений часто зависит от жизненного опыта,
окружения, приближенности человека к миру природы. С этой точки зрения
педагогически целесообразно формирование разновозрастных групп, где детей
объединяет общая любовь к животным, растениям, стремление к познанию.
Коллективная практическая деятельность способствует формированию таких качеств, как
дружба, личная ответственность за общее дело, взаимопомощь, взаимовыручка.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, но
умение учиться у детей только формируется, внимание преобладает непроизвольное и
неустойчивое, поэтому в ходе занятий педагог использует игровые и практические
приемы, наглядный материал, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес и
внимание учащихся. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для
оформления мотивации достижения успехов, поэтому педагог предлагает детям
развивающие, но посильные задания, создает ситуации успеха для каждого ребенка путем
анализа выполненных заданий и выявления достижений каждого ребенка. В процессе
общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка,
формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время
отстаивать свои права. Поэтому программа предполагает групповую и командную
работу, где дети будут учиться взаимодействовать, отстаивать и презентовать
собственную точку зрения, находить компромиссы. Также индивидуальные задания и
творческая проектная деятельность позволит учащимся реализовать возрастающую
самостоятельность, почувствовать удовлетворение от самореализации.
Образовательная программа состоит из 6 модулей: модуль 1 «Как устроен этот
мир», модуль 2 «Человек и всѐ, что его окружает», модуль 3 «Тайны планеты Земля»,
модуль 4 «Как сохранить планету живой», модуль 5 «Такая разная природа», модуль 6
«Вселенная внутри нас». Объѐм модулей 1 и 2, модулей 3 и 4, модулей 5 и 6 рассчитан на
год и реализуется соответственно в первый, второй и третий годы изучения программы.
4

Режим занятий: проводятся 2 занятия в день по 45 минут с перерывами, 2 раза в
неделю.
Наполняемость объединения: 8-15 человек.
Основная форма обучения: очная, групповая. Также занятия в объединении могут
проводиться по микрогруппам или индивидуально при разработке творческих и
исследовательских проектов учащимися.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом особенностей
психофизиологического развития и потребностей учащихся и удовлетворяют их
познавательный запрос. В основном используются формы проведения занятий,
предполагающих активное участие детей в процессе изучения и закрепления нового
материала: беседы, практикумы, творческие мастерские, соревнования, игры и другие
активные формы.
Цель: формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и
присущих ей закономерностях.
Задачи:
Обучающие
- углублять представления о планете Земля, разнообразии жизненных форм на
нашей планете, о природе, о еѐ роли в жизни людей и других живых существ;
- формировать знания о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли
живых организмов на свете;
- познакомить с науками и профессиями, помогающими познавать и сохранять
окружающий мир;
- формировать представление о методах познания живой природы и умение
использовать их в практической деятельности;
- на основе формируемых знаний и умений подвести учащихся к осознанию
существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к
осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- формировать навыки самостоятельной исследовательско-поисковой деятельности.
Развивающие
- формировать умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, осмысливать
прошлое и его значение для настоящего и будущего, добывать информацию в
соответствующей литературе, пользоваться справочниками и определителями, проводить
опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
- формировать умение самостоятельно и продуктивно пользоваться лабораторным
оборудованием для приобретения новых знаний и умений;
- расширять экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
Воспитывающие
- воспитывать ответственность за всѐ живое, понимание природы как важнейшей
ценности, осознание значимости биологического разнообразия, красоты и уникальности
природных объектов;
- поддерживать и развивать у детей интерес к познанию природы и окружающего
нас мира;
5

- формировать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, гражданскую позицию, способность к труду и
трудолюбие, ответственное и осознанное отношение к профессиональной,
добровольческой (волонтерской) деятельности, культуру здорового и безопасного образа
жизни;
- формировать в процессе осуществления педагогической деятельности у учащихся
чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимное
уважение, бережное отношение к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации;
- формировать у учащихся трудолюбие и базовые трудовые навыки, чувство
причастности и уважения к результатам труда.
Ожидаемые результаты освоения программы
Учащиеся должны иметь представление
- о природе и окружающей среде;
- о разнообразии природы России;
- о науках и профессиях, изучающих и сохраняющих окружающий мир.
Должны знать
- устройство и особенности планеты Земля, о ее эволюционном развитии;
- вселенная, галактики и Солнечная система;
- что такое макромир, микромир, мегамир;
- компоненты живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
- экосистемы (природные и искусственные), их особенности и отличия;
- признаки живых организмов;
- основные части растений;
- факторы, губительные для планеты;
- что такое экология;
- что такое природоохранная деятельность человека;
- особенности природы родного края;
- объекты живой и не живой природы;
- отличия неживой природы и объектов рукотворного мира;
- виды сред обитания и организмы, использующие их;
- особенности своего организма и строения;
- правила сохранения здоровья.
Должны уметь распознавать
- объекты Вселенной;
- виды галактик;
- планеты Солнечной системы;
- объекты мегамира;
- представителей микромира, макромира;
- виды природных и искусственных экосистем;
6

- наиболее распространѐнные объекты живой и неживой природы своей
местности;
- различать жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы;
- различать группы животных: насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных,
пресмыкающихся;
- различать в природе и на карточках-определителях насекомых вредителей;
- определять наиболее распространѐнные виды растений родного края;
- съедобные и ядовитые грибы;
- животных в коллекциях, на рисунках, таблицах;
- животных, занесѐнных в Красную книгу;
- приспособленность животных к среде обитания.
Обосновывать:
- необходимость бережного отношения к живым организмам, природным
сообществам;
- значение пищевых связей, ярусного расположения организмов, круговорота
веществ, разнообразия видов для существования жизни;
- меры по охране популяций, видов;
- роль заповедников, заказников, национальных парков, ботанических и
зоологических садов для сохранения всего многообразия видов;
Применять знания:
- о микроорганизмах и их особенностях для обоснования способов их сдерживания и
распространения;
- о строении и основных функциях растений для обоснования приѐмов их
выращивания;
- о строении и жизнедеятельности растений для обоснования их роли в природе и
жизни человека;
- о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приѐмов их
выращивания и ухода;
- о взаимосвязи организма и среды обитания для обоснования мер по охране
животных и их среды обитания;
- об особенностях жизнедеятельности животных для обоснования и соблюдения
правил поведения в природе;
- о растительном сообществе для обоснования мер охраны;
- взаимосвязи своего организма и среды обитания для обоснования мер по охране
своего здоровья и среды своего обитания.
Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни растений;
- поведение аквариумных рыб, птиц, домашних животных.
- приспособленность растений к среде обитания;
- связи между растениями в сообществе;
- приспособленность животных к среде обитания;
7

- эволюционные изменения представителей одного вида (на примере брюхоногих улитка и слизень);
- связи между растениями, животными;
- наблюдать сезонные изменения в жизни животных в природе;
- изменения среды обитания под влиянием деятельности человека.
Составлять: схемы пищевых цепей, круговорота веществ и элементов.
Осуществлять группировку объектов природы по выделенным признакам.
Систематизировать известные им знания о живой и неживой природе.
Доказывать высказываемые утверждения.
Раскрывать:
- связь живых организмов со средой обитания, их роль в природе, жизни и
хозяйственной деятельности человека;
- особенности вида как систематической категории;
- изменение среды обитания организмов под влиянием деятельности человека,
последствия этих изменений;
- понятия: среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические,
антропогенные) и их влияние на организмы;
- приспособленность организмов к среде обитания;
- понятия: природное и искусственное сообщества, биогеоценоз, биоценоз;
- экологическую характеристику вида, популяции, причины изменения численности
популяций, связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, значение пищевых
связей;
- понятия: биосфера, живое вещество (биомасса), его функции;
- круговорот веществ и поток энергии, как основа сохранения равновесия в
биосфере;
- влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу, последствия этой
деятельности;
- понятия: сорт растений, порода животных;
Сравнивать:
- семейства, классы, отделы растений;
- животных разных типов и классов;
-виды микроорганизмов (Бактерии, грибы, вирусы, простейшие микроорганизмы)
Определять растения по определителю или определительным карточкам.
Делать вывод: о закономерностях распределения биомассы на Земле.
Узнавать: основные виды местных растений, наиболее распространѐнных животных.
Соблюдать: правила поведения в природе.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1. сформированность любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем на
основе научных достижений отечественной науки и учѐных своей Родины;
8

2. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе
общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
4. готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе
сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
6. готовность и способность к образованию и самообразованию;
7. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;
ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью как
собственному, так и других людей;
8. сформированность основ экологического мышления, бережного отношения к
природе; приобретение опыта природоохранной деятельности.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие навыки)
определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития личностных качеств
учащихся объединения 2 раза в год.
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Оценка личностного роста проводится в форме наблюдения.
Воспитательный потенциал программы
Целью воспитания является создание и обеспечение необходимых условий для
личностного, интеллектуального развития учащихся.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, традиций через информирование детей, организацию общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и практической
деятельности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в ходе занятий и
практических мероприятий;
- формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
9

- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, будущей
профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных
планов, потребностей семьи, общества;
- экологическая культура, понимание влияния социально-экономических процессов
на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия
в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливость в
использовании природных ресурсов;
- познавательные интересы в разных областях знания, представления о современной
научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники;
- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
разных областях познания, в исследовательской деятельности;
- опыт социально значимой деятельности.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают
опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору;
участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации в ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются различные
методы воспитания. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, практикум, пример). Методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации).
Методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей. Процесс воспитания строится в соответствии с
нормами и правилами работы организации. Иногда воспитательный процесс
осуществляется на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях
с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения
за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их
отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Дети обозначают
личностную позицию по отношению к изучаемому учебному материалу, к практике,
целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их
индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами
(целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
10

самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять
заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка учащихся по итогам деятельности, отзывы родителей
(законных представителей) и других участников образовательных событий и
мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых
результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника (для групп
Сентябрь
Фотоматериалы
первого года обучения)
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат
участника,
отчет по наблюдениям
3
Городской конкурс проектных и
ДекабрьСертификат участника
исследовательских работ
март
4
Учебные соревнования по спортивной
Апрель
Сертификат
участника,
орнитологии
отчет по наблюдениям
5
Марш парков
Апрель
Сертификат
участника,
отчет по наблюдениям
6
Участие
во
всероссийском
Май
Фотоматериалы,
субботнике «Зеленая весна»
публикации в группе в
социальной сети ВК
7
Участие в международной акции «Сад
Май
Сертификат
участника,
памяти»
фотоматериалы
8
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ (для
Май
Фотоматериалы
выпускных групп)
9
Участие в прогулочной группе
Июнь
Фото и видео материалы
дневного пребывания «Эколята»
1.2.
№
п/п

1.

2.

3.

Учебный план

Разделы программы

Формы
промежуточной
аттестации

Год обучения
Модуль 1. «Как устроен этот мир
Модуль 2. «Человек и всѐ, что его
окружает»
Модуль 3. «Тайны планеты
Земля»
Модуль 4. «Как сохранить
планету живой?»
Модуль
5.
«Такая
разная
природа»
Модуль 6. «Вселенная внутри
нас»
Итого:

1-й год
76
68

2-й год

3-й год
Тест «Как
устроен этот
мир»
Викторина
«Земля – наш
дом»

144

144

432
11

Проект «Сказка
про здоровье»

№
п/п

1.3. Содержание учебного плана
Содержание учебного план первого года обучения
Тема программы
Количество часов
Теория Практика Всего

1

Модуль «Как устроен этот мир» (76 часов)
Комплектование группы
4

2

Вводное игровое занятие

3

Планета Земля и ближайшее к
ней окружение

4

5

6

2

2

Формы
контроля и
аттестации

Рисунок

Рисунок
«Космические
фантазии»
Микромир – мир самых
9
23
Рисунок «У
32
маленьких величин, не
берегов,
доступных глазу человека изпокрытых
за малых размеров
льдами»
Мегамир - мир огромных
5
13
Практическая
18
величин, не доступных глазу
работа
человека из-за огромных
«Определение
размеров
видов галактик»
Модуль «Человек и всѐ, что его окружает» (68 часов)
Макромир - мир величин,
21
47
Викторина
68
доступных человеческому
«Академики
восприятию
природы»
Промежуточная
аттестация: Тест
«Как устроен этот
мир»
Итого:
43
97
144
4 часа –
8

12

20

комплектование
группы

1

Тематический план первого года обучения
Раздел, тема занятия
КолФорма занятия
Форма контроля
во
часов
Модуль «Как устроен этот мир» (76 часов)
Комплектование группы (4 часа)
Комплектование группы
2

2

Комплектование группы

3

Тема «Вводное занятие» (2 часа)
Вводное игровое занятие
2
Практическое
Рисунок
занятие
Тема «Планета Земля и ближайшее к ней окружение» (20 часов)

№
п/п

2

12

Космический туризм профессия будущего. Звезды и
созвездия.
Маленькие космические миры

2

Комбинированное
занятие

2

ТД «Планеты солнечной
системы и их спутники»
Секреты Луны

2

Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Учебное занятие

2

9

ТД «Луна – верная спутница
Земли»
Земля – мой дом

10

Внутреннее строение Земли

2

11

Животные в космосе

2

12

Миссия спасения.
Мы - космические пилоты.

2

Практическое
занятие

15

Микробиология и
микробиологи. Знакомство с
микроскопом

2

Практическое
занятие

16

Микромир и его
представители. Бактерии.

2

17

ТД «Интерактивное пособие игра «Моем руки»
Признаки живого организма.
Вирусы

2

19

Простейшие микроорганизмы

2

20

Эта умная плесень

2

21

Где больше всего спор
грибков (растим плесень)

2

4

5
6
7
8

2

2

Изготовление
пособия «Созвездия
звездного неба»
Лепка
Рисунок «Парад
планет»
Опрос

Практическое
занятие
Учебное занятие

Рисунок «Ночной
город»
Опрос

Комбинированное
занятие
Учебное занятие

Лепка модели
«Земля в разрезе»
Опрос

Игра с
экспериментировани
ем
13
ТД «Космические фантазии»
2
Практическое
Текущий
занятие
контроль: рисунок
«Космические
фантазии»
Тема «Микромир – мир самых маленьких величин, не доступных глазу человека
из-за малых размеров» (32 часа)
14 Тайна происхождения жизни
2
Учебное занятие
Опрос

18

Практическая
работа с
микроскопом и
препаратами
Комбинированное
Серия опытов
занятие
«Бактерии и как они
передаются»
Практическое
Работа с пособием
занятие
«Моем руки»
Комбинированное
Серия опытов
занятие
«Почему мыло
моет»
Практическое
Заполнение
занятие с
дневника
микроскопами
наблюдений
Учебное занятие
Опрос

2

Практическое
занятие
13

Исследовательская
работа

22
23
24

25

26

27

28

29

30

31
32
33

34
35
26
37
38

Санитарный микробиолог.
«Продукты - антиоксиданты»
Зачем мы чистим зубы.
Бактерии ротовой полости.
Виды плесени (рассматривание
под микроскопом выращенной
плесени, примерное
определение еѐ вида)
Что такое снег?

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

Снег и лед. В чем отличие?
Практическая деятельность
«Живой снег»
Какие материалы обладают
теплопроводностью, а какие
нет?
В мире холода и льда. Арктика
и Антарктика - хранилище
древних инфекций.
ТД «У берегов, покрытых
льдами»

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

Исследовательская
работа
Исследовательская
работа
Исследовательская
деятельность, работа
с карточками определителями
Практическая
деятельность с
опытами
Практическая
работа с
микроскопами
Исследовательская
деятельность

2

Учебное занятие

Опрос

2
2

Практическое
занятие

Текущий
контроль: рисунок
«У берегов,
покрытых льдами»
Тема «Мегамир - мир огромных величин, не доступных глазу человека из-за
огромных размеров» (18 часов)
Астрохимия и астрофизика.
2
Комбинированное
Заполнение
Как устроена Вселенная.
занятие
дневника
Материя.
наблюдений.
Вещество. Как устроено и
2
Учебное занятие
Опрос
какое бывает?
ТД «Три состояния вещества»
2
Практическое
Лепка
занятие
Молекулы и атомы
2
Комбинированное
Практическая
занятие
деятельность с
серией опытов
ТД «Модели молекул»
2
Практическое
Лепка
занятие
Вселенная и Галактики
2
Комбинированное
Рисунок
занятие
ТД «Голограмма- 3d модель»
2
Практическое
Модель голограммы
занятие
ТД «Как прекрасен этот мир,
2
Практическое
Рисунок
посмотри...»
занятие
Определение видов галактик
2
Практическое
Текущий
занятие
контроль:
практическая работа
2

14

«Определение видов
галактик»
Модуль «Человек и всѐ, что его окружает» (68 часов)
Тема «Макромир - мир величин, доступных человеческому восприятию» (68 часов)
39
Что такое макромир?
2
Учебное занятие
Наблюдение,
работа в дневнике
наблюдения
40
Викторина «Угадай-ка»
2
Практическое
Анализ
занятие
результатов
41
ТД «Горные вершины»
2
Практическое
Рисунок
занятие
42
Экологические системы
2
Учебное занятие
Опрос
планеты Земля
43
Природные экосистемы
2
Комбинированное Анализ постановки
занятие
театрального этюда
по природным
экосистемам «Лес»
и «На лугу»
44
Изменчивость природных
2
Учебное занятие
Опрос
экосистем
45
Искусственные экосистемы.
2
Практическое
Практическая
Какие они бывают.
занятие
работа, фиксация
результатов в
дневниках
наблюдений
46
Искусственные экосистемы у
2
Комбинированное
Изготовление
нас дома
занятие
карточек
47
Аквариум - искусственная
2
Практическое
Лабораторная
экосистема в нашем доме
занятие
работа:
определение
параметров воды с
помощью
капельных тестов
48
Аквариум - искусственная
2
Практическое
Работа с
экосистема в нашем доме
занятие
микроскопами
(продолжение)
«Жители
подводного мира»
49
Аквариум - искусственная
2
Практическое
Работа с
экосистема в нашем доме
занятие
карточками (продолжение)
определителями
50
Формикарий - искусственная
2
Учебное занятие
Опрос
экосистема в нашем доме
51
Что мы знаем о муравьях?
2
Комбинированное
Наблюдение за
Удивительные факты
занятие
жизнью муравьѐв в
формикарии, уход
за ними, опрос
52
КТД «Муравьи»
2
Практическое
Лепка
15

Флорариум - искусственная
экосистема нашего дома.
Виды флорариумов.
Флорариум из суккулентов.
Что такое суккуленты.
Условия для их роста.
Создание флорариума с
суккулентами
Создание чек-листа
«Флорариум с суккулентами»
Зеленые хищники. Кто они?

2

58

Зеленые хищники. Способы
питания

59

53

54

55
56
57

60

61

62

63
64

65

66

занятие
Учебное занятие

Опрос

2

Комбинированное
занятие

Мини-тест

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Учебное занятие

Создание
флорариума
Чек-лист

2

Практическое
занятие

Чем питается пузырчатка
Сандерсона и где еѐ ловушки?
Условия выращивания
хищных растений в природе и
в домашних условиях

2

Практическое
занятие
Комбинированное
занятие

Создание флорариума для
хищных растений (непентес и
дионея)
Чек-лист по созданию
хищного флорариума

2

Практическое
занятие

Практическая
деятельность по
изучению
механизмов ловли
насекомых у
разных видов
хищных растений
Работа с
микроскопами
Изготовление
памятки, работа в
дневниках
наблюдений
Создание
флорариума

2

Практическое
занятие

Экосистема замкнутого цикла
- возможно ли это?
Экспериментальная
деятельность «Экосистема
замкнутого цикла своими
руками»

2

Учебное занятие

2

Практическое
занятие

Создание чек листа по
созданию экосистемы
замкнутого цикла
Экологические системы.
Природные и искусственные

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2
2

2

16

Викторина

Чек-лист по
созданию хищного
флорариума
Опрос
Создание
экосистемы,
дальнейшее
наблюдение и
фиксация
результатов в
дневниках
наблюдений
Чек-лист
Сбор информации
для проекта

Сбор дополнительной
информации для мини
проектов
Защита своих мини-проектов

2

Практическое
занятие

Сбор информации
для проекта

2

ТД «Розовый фламинго»
совместно с родителями
учащихся
Жизнь на планете Земля

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Защита минипроектов
Рисунок

2

Практическое
занятие

Викторина

71

Посвящение в защитники
природы

2

Практическое
занятие

72

Итоговое занятие

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль:
викторина
«Академики
природы»
Промежуточная
аттестация: тест
«Как устроен этот
мир»

67

68
69

70

Итого:

№
п/п
1
2
3

4

5

6

144

Содержание учебного план второго года обучения
Тема программы
Количество часов
Формы контроля
Теория Практика Всего
Модуль «Тайны планеты Земля» 72 часа
Вводное занятие
2
Викторина
2
Экскурсия в прошлое

Тест «Тайны планеты
Земля»
Дом, в котором мы
12
18
Викторина «Что мы
30
живѐм
знаем о планете»
Модуль «Как сохранить планету живой?» (72 часа)
Мы на планете не одни
6
16
Проект по созданию
22
альбома «Такие разные
животные»
Зачем планете человек?
8
4
Практическая работа по
12
изготовлению
экологических знаков
Предназначение
7
31
38
Текущий контроль:
человека - забота об
Викторина «Поход
охране окружающей
дружбы»
среды
Промежуточная
аттестация: викторина
«Земля – наш дом»
Итого:
46
98
144
13

27

17

40

№
п/п

1

2
3

4

5

6
7

8

9
10

11
12

13

Тематический план второго года обучения
Раздел, тема занятия
КолФорма занятия
Форма контроля
во
часов
Модуль «Тайны планеты Земля» 72 часа
Тема «Вводное занятие» (2 часа)
Вводное занятие «Вот и
2
Практическое
Викторина
лето прошло…»
занятие
Тема «Экскурсия в прошлое» (40 часов)
История появления
2
Учебное занятие
Работа в дневниках
планеты Земля
наблюдений
История появления
2
Комбинированное Рассматривание останков
жизни на Земле
занятие
древних ископаемых свидетелей прошлого
Земли
Экскурсия в прошлое
2
Комбинированное
Рассматривание
Брюхоногие - ровесники
занятие
аммонитов и брахиопод динозавров?
древних предков
брюхоногих, работа в
дневниках наблюдений
Улитка и слизень. В чем
2
Практическое
Практическая
разница?
занятие
деятельность:
рассматривание и
сравнение виноградной
улитки, слизня
Наземные и водные
2
Комбинированное
Научная лепка
брюхоногие. Виды
занятие
«Строение улитки»
Водные слизни 2
Учебное занятие
Работа в дневниках
голожаберные моллюски.
наблюдений
Виды
Дом для улитки
2
Практическое
Практикум по созданию
занятие
террариума для улитки
Ахатина
ТД «Улитка»
2
Практическое
Рисунок
занятие
Науки, изучающие
2
Комбинированное
Практическая
прошлое. Археология
занятие
деятельность реставрация найденных
остатков древних ваз
Динозавры. Виды.
2
Комбинированное Научная лепка «Скелет
Причины вымирания
занятие
динозавра»
Палеонтология и
2
Комбинированное
Практическая
палеонтологи
занятие
деятельность
«Раскопки», сборка
добытых материалов
Создание экспозиции
2
Практическое
Определение названий
палеонтологического
занятие
динозавров по их
18

мини музея «Динозавры»

скелетам и подготовка
экспонатов к
размещению
Определение горных
пород с помощью умной
камеры. Создание
коллекции.
Определение разных
минералов с помощью
умной камеры. Создание
коллекции.
Практическая работа:
отличие натурального
александрита от
синтетического
Исследовательская
деятельность по
определению украшений
из натурального янтаря.

14

Геология и геологи

2

Практическое
занятие

15

Минералогия и
минералоги

2

Практическое
занятие

16

Профессия геммолог

2

Практическое
занятие

17

Профессия ювелир
Мини-исследование
«Янтарь - что это? Как
определить его
подлинность?»
ТД «Такие разные
камни»

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

19

Система биологических
наук. Что такое
эволюция.

2

20

Эволюция человека.
Почему обезьяны не
становятся людьми.
Тайные механизмы
эволюции. Мы –
эволюционные биологи.

2

Факторы природного
происхождения
губительные для планеты
Факторы не природного
происхождения, которые
губят планету
Почвенный покров
планеты. Как и сколько он
образуется?

2

Практическое
занятие

2

Учебное занятие

Опыты «Вулкан,
подводный вулкан,
оползень, цунами» и т.д
Мини-тест

2

Учебное занятие

Мини-тест

18

21

22
23

24

25

Научная лепка
«Минералы - сокровища
Земли»
Комбинированное
Научная раскраска
занятие
«Жители кембрийского
периода» или творческое
рисование «Человечество
в будущем»
Учебное занятие
Составление схемы в
дневнике наблюдений

Практическое
Текущий контроль:
занятие: игра
тест «Тайны планеты
«Эволюция. Новая
Земля»
реальность»
Тема «Дом, в котором мы живѐм» (30 часов)
Живая планета
2
Учебное занятие
Опрос
2

19

26

Из чего состоит почва?

2

27

Как мусор превращается в
почву

2

28

ТД «Рисование фантазирование «Мир без
мусора»
Профессия микробиолог.
Невидимые жители почвы
Виды почвы
Мы в роли ботаников.
«Влияние качества почвы
на рост и развитие
растений»
Растения в жизни
животных
Растения в жизни птиц и
насекомых
Насекомые – вредители
растений

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие
Учебное занятие
Практическое
занятие

Практическая работа с
микроскопами
Опрос
Исследовательская
работа по теме

2

Учебное занятие

Опрос

2

Учебное занятие

Опрос, наблюдение

29
30
31

32
33
34

35

36

37

38

39
40

41
42

2
2

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Лабораторная работа с
микроскопами и
определителями по теме
ТД «Создание коллекции
2
Практическое
Рисование на спилах
насекомых – вредителей»
занятие
дерева и размещение на
нем насекомого,
идентификация
Викторина «Что мы знаем
2
Игровое занятие
Текущий контроль:
о планете»
викторина «Что мы
знаем о планете»
Модуль «Как сохранить планету живой?» (72 часа)
Тема «Мы на планете не одни» (22 часа)
Зоология – наука,
2
Учебное занятие
Опрос
изучающая животных.
Животные - кто они?
Животные, тело которых
2
Комбинированное
Практическая
покрыто шерстью. Мы занятие
деятельность с
зоологи
микроскопами
ТД «Лисица»
2
Практическое
Рисунок
занятие
Животные, тело которых
2
Комбинированное
Практическая
покрыто перьями. Мы занятие
деятельность с
орнитологи
микроскопами
ТД «Перья птиц»
2
Практическое
Научная лепка
занятие
Животные, тело которых
2
Комбинированное
Практическая
покрыто чешуѐй. Мы –
занятие
деятельность с
ихтиологи
микроскопами
2

Практическое
занятие

Практическая
деятельность по теме
Практическая
деятельность с кожурой
банана
Рисунок

20

43

ТД «Бабочка»

2

44

Животные - обладатели
экзоскелета. Мы энтомологи
ТД «Жук – дровосек»

2

Такие разные животные

2

45

2

Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Рисунок
Практическая
деятельность с
микроскопами
Лепка

Практическая
деятельность: сбор
материалов для альбома
47
Мини-проект по
2
Практическое
Текущий контроль:
созданию альбома «Такие
занятие
проект по созданию
разные животные»
альбома «Такие разные
животные»
Тема «Зачем планете человек?» (12 часов)
48
Нужны ли мы природе?
2
Учебное занятие
Опрос
Экология и экологи
49
Негативное влияние
2
Учебное занятие
Тест
человека на окружающую
среду
50
Хозяйственная
2
Учебное занятие
Опрос
деятельность человека
51
Промышленность и еѐ
2
Учебное занятие
Опрос
влияние на состояние
окружающей среды
52
ТД «Поиграем?»
2
Практическое
Изготовление
занятие
экологических игр
53
Правила экологов
2
Практическое
Текущий контроль:
занятие
практическая работа по
изготовлению
экологических знаков
Тема «Предназначение человека - забота об охране окружающей среды» (38 часов)
54 Наш экологический след
2
Учебное занятиеОпрос
в истории планеты.
диспут
55
Красная книга России.
2
Комбинированное
Рисунок
Красные страницы.
занятие
56
Почему некоторые
2
Комбинированное
Рисунок
растения и животные
занятие
становятся редкими.
Серые страницы Красной
книги.
57
По следам исчезнувших
2
Комбинированное
Рисунок
животных и птиц. Черные
занятие
страницы Красной книги
58
Создание альбома
2
Практическое
Создание альбома
«Красная книга глазами
занятие
«Красная книга глазами
детей»
детей»
46

21

Красная книга животных
Нижегородской области
Внимание, их становится
все меньше
Мини-исследование
«Кто работает в лесу»

2

Игровое занятие

Викторина

2

Практическое
занятие
Комбинированное
занятие

Изготовление листовок

«Лесопатолог - врач
леса»
Егерь. Особо охраняемые
территории, их виды

2

64

Лесовод - кто это?

2

Комбинированное
занятие

65

И.Н.Ильяшевич главный лесовод нашего
города. Дендрарий зеленая жемчужина
города
Оформление коллекции
семян с растений
дендрария
ТД «Природная красота»

2

Комбинированное
занятие в
дендрарии

2

Практическое
занятие

2
2

71

Что такое учебный
проект?
Земля нуждается в
нашей защите
Защита
информационного
проекта
Поход дружбы

Практическое
занятие
Учебное занятие

72

Земля – наш дом

59
60
61

62
63

66

67
68
69
70

Итого:

2

2

Практическое
занятие
Комбинированное
занятие

Мини-исследование
профессий, связанных с
лесом
Практическая игра «Чем
болеет дерево?»
Практическая игра «Чьи
следы?»
Фиксация результатов в
дневниках наблюдений
Практическая
деятельность «Высадка
саженцев хвойных
растений на территории
ЭБЦ»
Фиксация результатов в
дневниках наблюдений
Уборка дендрария, сбор
материалов для
коллекций
Определение собранных
материалов, оформление
в коллекцию
Рисунок
Опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Заполнение карты
проекта
Защита проекта

2

Игровое занятие

2

Практическое
занятие

Текущий контроль:
Викторина «Поход
дружбы»
Промежуточная
аттестация: викторина
«Земля – наш дом»

2
2

144

22

Содержание учебного план третьего года обучения
№
Количество часов
Формы контроля
п/п
Тема программы
Теория Практика Всего
Модуль «Такая разная природа» (72 часа)
1 Вводное занятие
2
2
Рисунок «Лето»
2

3
4

Природа живая и не
31
39
70
Рисунок «Живая красота»
живая
Модуль «Вселенная внутри нас» (72 часа)
Тайны живого
21
31
52
Практическая работа «Мы
организма
такие разные»
Как здоровье
5
15
20
Текущий контроль:
сохранить
викторина «Вселенная
вокруг нас»
Промежуточная
аттестация: проект
«Сказка про здоровье»
Итого:
57
87
144

Тематический план третьего года обучения
№
Раздел, тема занятия
КолФорма занятия
Форма контроля
п/п
во
часов
Модуль «Такая разная природа» (72 часов)
Тема «Вводное занятие» (2 часа)
1
Вводное занятие. До
2
Игровое занятие
Рисунок «Лето»
свидания, лето……
Тема «Природа живая и не живая» (70 часов)
2
Наука биология.
2
Комбинированное
Изготовление карточек
Профессия биолог.
занятие
для игры
Природа живая и не
только
3
Секреты не живой
2
Комбинированное
Научная лепка Вулкан
природы. Зачем она
занятие
нам?
4
Не живая природа или
2
Комбинированное
Изготовление карточек
рукотворный мир?
занятие
для игры
5 Источник жизни или что
2
Учебное занятие
Опрос
делает нас живыми?
6
Живая природа
2
Комбинированное
Изготовление игры
занятие
«Живая и не живая
природа»
7
Среда обитания живых
2
Учебное занятие
Опрос
организмов. Где
существует жизнь?
8.
Воздух, как среда
2
Практическое занятие
Практическая
обитания
деятельность с
23

микроскопом и
лабораторными весами
(состав и вес пыли)
Практическая
деятельность с
микроскопами «Перо
птицы» и птичья кость
Создание сканворда
«Птицы родного края»

И снова орнитология.
Птицы. Особенности их
строения в зависимости
от среды обитания.
Птицы родного края

2

Практическое занятие

2

Комбинированное
занятие

Птицы Нижегородской
области, занесенные в
Красную книгу
Работа над страницами
Красной книги
Редкие птицы России

2

Комбинированное
занятие

Рисунок

2
2

Практическое занятие
на ПК
Учебное занятие

Страница Красной
книги
Опрос

Создание иллюстрации
«Птицы России,
занесенные в Красную
книгу»
Работа над страницами
Красной книги России
Редкие птицы мира

2

Практическое занятие

Рисунок

2
2

Практическое занятие
на ПК
Учебное занятие

Страница Красной
книги
Кроссворд «Птицы
мира»

Создание иллюстрации
«Птицы мира,
занесенные в Красную
книгу»
Работа над страницами
Красной книги мира
Самые удивительные
птицы планеты
И снова энтомология.
Летающие насекомые.
Способы полѐта.

2

Практическое занятие

Рисунок

2

Практическое занятие
на ПК
Комбинированное
занятие
Практическое занятие

21

И снова зоология.
Летающие животные.
Способы полѐта.

2

Комбинированное
занятие

22

Почвоведение и
профессия почвовед.
Среда обитания – почва.
Еѐ особенности.

2

Учебное занятие

Страница Красной
книги
Лепка пера павлина с
натуры
Практическая
деятельность с
микроскопами
(рассматривание
крыльев насекомых)
Практическая
деятельность:
рассматривание крыла
летучей мыши
Опрос

9

10

11

12
13
14

15
16

17

18
19
20

2
2

24

Секреты почвы.
Полезные ископаемые и
не только.
Почва для живых
организмов
Жители почвы.
Особенности внешнего
вида
Дождевой червь - польза
или вред?
Дом для земляного
червяка

2

Практическое занятие

2

Учебное занятие

Лепка макетов
полезных ископаемых
на выбор детей
Мини-тест

2

Комбинированное
занятие

Составление сканворда
«Чудеса из-под земли»

2

Учебное занятие

2

Практическое занятие

И снова морская
биология. Среда
обитания – вода. Еѐ
особенности
Обитатели водной
среды. Особенности
строения и внешнего
вида
Жители пресного
водоѐма

2

Учебное занятие

Наблюдение, работа в
дневниках наблюдений
Практическая
деятельность: создание
компостного ящика для
червей
Мини-тест

2

Практическое занятие

Научная лепка «рыба»

2

Учебное занятие

Опрос

31

Жители солѐных вод

2

Учебное занятие

Опрос

32

ТД «Жители мелководья
– коралловые рифы»
Обитатели Марианской
впадины
И снова микробиология.
Вода живая и мѐртвая.
Кто живѐт в воде
«Вода живая и мѐртвая.
Определяем качество
воды»
ТД «Секреты морского
дна»

2

Практическое занятие

Аппликация

2

Учебное занятие

Опрос

2

Практическое занятие

Лабораторная работа с
микроскопами

2

Практическое занятие

Лабораторная работа с
тестами для воды

23

24
25

26
27

28

29

30

33
34

35

36

37

Практическое занятие

Текущий контроль:
рисунок «Живая
красота»
Модуль «Вселенная внутри нас» (72 часа)
Тема «Тайны живого организма» (52 часа)
Знакомьтесь, наука
2
Учебное занятие
Опрос
физиология и профессия
физиолог. Среда
обитания – живой
2

25

организм
Кто живѐт на нашей
коже?

2

Комбинированное
занятие

Почему на коже
образуются прыщи и
нарывы? Как с этим
бороться?
Есть ли жизнь в наших
волосах?

2

Комбинированное
занятие

2

Практическое занятие

41

А ты грызѐшь ногти?
Жизнь под нашими
ногтями

2

Комбинированное
занятие

42

Что такое иммунитет?

2

Учебное занятие

43
44

Что мы знаем о себе
Системы органов
человека

2
2

Игровое занятие
Комбинированное
занятие

45

Что управляет нашим
телом
ТД «Нервная система»

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Наука анатомия и
профессия анатом.
Скелет. Для чего он
нужен?
КТД Игра «Скелет
человека»
Кости человека

2

Комбинированное
занятие

2

Практическое занятие

Изготовление пособия

2

Комбинированное
занятие

Практическая работа с
серией опытов

Секрет костей. Что
внутри?
Сердце – пламенный
мотор
ТД «Как работает
сердце»
Почему мы дышим

2

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое занятие

2

Учебное занятие

Практическая работа с
серией опытов
Игра «Станция
переливания крови»
Работа с пособием «Как
работает сердце»
Тест

38

39

40

46
47

48
49
50
51
52
53

2

26

Практическая
деятельность с
микроскопами
Практическая работа с
серией опытов
Практическая
деятельность с
микроскопами –
изготовление
временных препаратов
Практическая
деятельность с
микроскопами –
изготовление
временных препаратов
для микроскопа
Работа в дневниках
наблюдений
Практикум
Работа с пособием
«Органы и системы
человеческого
организма»
Научная лепка, опыты
Изготовление пособия
«Сеть нейронов»
Серия опытов по теме

54

ТД «Как дышат легкие»

2

Практическое занятие

55
56

Топливо для организма
ТД «Желудок и что в
нем происходит»

2
2

Учебное занятие
Игровое занятие

57

Самый большой орган
человека. Что это?
Наши защитники рефлексы
Зачем нам гормоны?

2

Учебное занятие

Работа с
интерактивным
пособием «Как дышат
лѐгкие»
Опрос
Работа с
интерактивным
пособием «Желудок и
что в нѐм происходит»
Мини-тест

2

Учебное занятие

Мини-тест

2

Серия опытов

ТД «Защита нашего
организма»
ТД «Что такое клетка?»
Мы такие разные….

2

Комбинированное
занятие
Практическое занятие

ТД «Сказка про
здоровье»
ТД «Иллюстрация к
сказке»
Вселенная внутри нас

2

Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Игровое занятие

Сказки

Сказочный фестиваль
Итого:

2
144

58
59
60
61
62

63

64
65
66

67
68
69
70
71

72

Работа с пособием
«Лейкоциты»
2
Практическое занятие
Научная лепка
2
Практическое занятие
Текущий контроль:
практическая работа
«Мы такие разные»
Тема «Как здоровье сохранить» (20 часов)
Наука валеология и
2
Комбинированное
Изготовление цветка
профессия валеолог.
занятие
здоровья
Правила здоровья
Полезная и вредная еда
2
Комбинированное
Изготовление игры
занятие
«Вредно и полезно»
Режим дня
2
Комбинированное
Изготовление игры
занятие
«Режим дня»
Вредные привычки
2
Комбинированное
Изготовление игры
занятие
«Полезные и вредные
привычки»
ТД «Спорт – это жизнь»
2
Практическое занятие
Рисунок
Опасно – безопасно
2
Комбинированное
Изготовление игры
занятие
«Опасно – безопасно»

2
2

Практическое занятие
27

Рисунок
Текущий контроль:
викторина «Вселенная
вокруг нас»
Промежуточная
аттестация: проект
«Сказка про здоровье»

1, 2, 3 год
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

01.09-07.09
08.09-14.09
15.09-21.09
22.09-28-09
29-09-05.10
06.10-12.10
13.10-19.10
20.10-26.10
27.10-02.11
03.11-09.11
10.11-16.11
17.11-23.11
24.11-30.11
01.12-07.12
08.12-14.12
15.12-21.12
22.12-28.12
29.12-04.01
05.01-11.01
12.01-18.01
19.01-25.01
26.01-01.02
02.02-08.02
09.02-15.02
16.02-22.02
23.02-01.03
02.03-08.03
09.03-15.03
16.03-22.03
23.03-29.03
30.03-05.04
06.04-12.04
13.04-19.04
20.04-26.04
27.04-03.05
04.05-10.05
11.05-17.05
18.05-24.05
25.05-31.05
01.06-07.06
08.06-14.06
15.06-21.06
22.06-28.06
29.06-05.07
06.07-12.07
13.07-19.07
20.07-26.07
27.07-02.08
03.08-09.10
10.08-16.08
17.08-23.08
24.08-30.08

- количество часов в неделю

- каникулярный период
- промежуточная аттестация

- дополнительные занятия при
наличии резервного времени

4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Всего
учебных
часов /
недель

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Год
обучения

2. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Старт в науку»

144
(12
резерв)

2.2. Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Содержанием текущего контроля является содержание каждого изученного раздела
дополнительной общеобразовательной программы. Содержанием промежуточной
аттестации является содержание программы определенного года обучения в рамках
реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Текущий контроль осуществляется в формах викторин, творческой деятельности,
практических работ, проектов, тестирования.
Контроль усвоения знаний после каждого занятия осуществляется в формах
опроса, наблюдения, викторины, теста, игры, лабораторной работы и практикума,
рисования, лепки, а также создания проектов, сказок, пособий, альбомов, кроссвордов и
скнавордов.
Формы промежуточной аттестации в данной программе представлены в виде:
- теста «Как устроен этот мир» по итогам первого года обучения;
- викторины «Земля – наш дом» по итогам второго года обучения;
- проекта «Сказка про здоровье» по итогам третьего года обучения.
2.3. Оценочные материалы
Рисунок
Критерии и оценка:
Раскрытие темы, отображение полученных на занятиях знаний,
дополнение дополнительными элементами, помогающими
обогатить изображаемый образ – высокий уровень;
Раскрытие темы, отображение полученных на занятиях знаний – хороший уровень;
Не полное раскрытие темы, слабое применение полученных на занятиях знаний –
средний уровень;
Отказ от рисования или рисунок не по теме– низкий уровень.
Практическая работа
Критерии и оценка:
80 – 100 % правильно решенных поставленных задач– высокий уровень;
60 – 80 % правильно решенных поставленных задач – хороший уровень;
30 – 60 % правильно решенных поставленных задач – средний уровень;
менее 30 % правильно решенных поставленных задач – низкий уровень.
Викторина
Критерии и оценка:
80 – 100 % правильных ответов – высокий уровень;
60 – 80 % правильных ответов – хороший уровень;
30 – 60 % правильных ответов – средний уровень;
менее 30 % правильных ответов – низкий уровень.

Тест
Критерии и оценка:
80 – 100 % правильных ответов – высокий уровень;
60 – 80 % правильных ответов – хороший уровень;
30 – 60 % правильных ответов – средний уровень;
менее 30 % правильных ответов – низкий уровень.
Проект «Сказка про здоровье»
Критерии и оценка:
 Соответствие теме, наличие сюжета, наличие героев, наличие проблемы,
правильно подобранное решение проблемы, иллюстрация высокого качества – высокий
уровень;
 Соответствие теме, наличие не развѐрнутого сюжета, наличие героев, наличие
проблемы, не сильно описанное решение проблемы, иллюстрация высокого качества –
хороший уровень;
 Соответствие теме, наличие слабого сюжета, наличие героев, наличие проблемы,
не правильно решенная проблема или неполное описание еѐ решения, иллюстрация
среднего качества – средний уровень;
 Несоответствие теме, наличие слабого сюжета или полное его отсутствие,
наличие малого количества героев, наличие проблемы, но отсутствие еѐ решения,
отсутствие иллюстрации или еѐ несоответствие сюжету – низкий уровень.

30

2.4. Условия реализации программы
Методические материалы
Тема

Форма
занятий

Приѐмы и
методы

Дидактический материал
Оборудование

Формы
подведения
итогов

Первый год обучения
Модуль «Как устроен этот мир»
Комплектование
группы
Вводное занятие
Планета Земля и
ближайшее к ней
окружение
Микромир

Мегамир

Макромир

Подводим итоги
нашей работы за
год, ПА

Практическое
занятие

Рассказ,
демонстрация

Животные уголка живой
природы.

Оборудование для игр

Наблюдение

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия
Комбинированные,
учебные,
практические
занятия
Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Рассказ,
демонстрация,
практическая работа,
игры.
Рассказ, игры,
демонстрация,
практическая работа.

Фото, открытки,
репродукции, презентации,
видеофильмы

Компьютер,
интерактивная панель,
канцтовары.

Рисунок
«Космические
фантазии»

Фото, открытки,
репродукции, презентации,
видеофильмы

Компьютер,
интерактивная панель,
канцтовары.

Рассказ,
Фото, открытки,
демонстрация,
репродукции, презентации,
практическая работа, видеофильмы
игры.
Модуль «Человек и все, что его окружает»
Рассказ,
Репродукции, карточки,
демонстрация,
открытки муляжи
практическая работа. презентации, видеофильмы

Компьютер,
интерактивная панель,
раздаточный материал,
рабочие листы.

Рисунок «У
берегов,
покрытых
льдами»
Практическая
работа
«Определение
видов галактик»

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия
Практическое
занятие

Рассказ,
демонстрация, игры.

Репродукции, карточки
презентации, видеофильмы

Компьютер,
интерактивная панель,
канцелярские
принадлежности
Компьютер,
интерактивная панель

Викторина
«Академики
природы»
Тест «Как устроен
этот мир»

Вводное занятие

Практическое
занятие

Экскурсия в
прошлое

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Дом, в котором
мы живѐм

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Мы на планете не
одни

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Зачем планете
человек?

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Второй год обучения
Модуль «Тайна планеты Земля»
Рассказ,
Фильмы, презентации,
демонстрация.
растения и животные уголка
живой природы.
Рассказ,
Растения и животные уголка
демонстрация,
живой природы, открытки,
практическая
книги,
деятельность, игры
фотографии, карточки
заданий.
Рассказ,
Растения и животные уголка
демонстрация,
живой природы, открытки,
практическая
книги,
деятельность, игры. карточки заданий.
Модуль «Как сохранить планету живой?»
Рассказ,
Растения и животные уголка
демонстрация,
живой природы, фильмы ,
практическая
открытки, репродукции,
деятельность, игры. фотографии,
карточки заданий.
Рассказ,
Растения и животные уголка
демонстрация,
живой природы, открытки,
практическая
репродукции, фотографии,
деятельность, игры. карточки заданий.

Предназначение
человека- забота
об охране
окружающей
среды

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Рассказ,
демонстрация,
практическая
деятельность, игры.

Рассказ,

Итоговое занятие, Практическое

Компьютер

Викторина

Компьютер,
микроскоп,
лопатки, черепки,
горшки, почва.

Тест «Тайны
планеты Земля»

Компьютер,
микроскоп,
канцтовары,
раздаточный материал

Викторина «Что
мы знаем о
планете»

Компьютер,
микроскоп,
интерактивная панель

Проект по
созданию альбома
«Такие разные
животные»

Канцтовары,
раздаточный материал

Практическая
работа по
изготовлению
экологических
знаков

Растения и животные уголка
живой природы, открытки,
репродукции, фотографии,
карточки заданий.

Компьютер,
микроскоп,
интерактивная панель,
раздаточный материал

Викторина
«Поход дружбы»

Растения и животные уголка

Компьютер, микроскоп

Викторина «Земля

32

Промежуточная
аттестация

занятие

демонстрация,
практическая
деятельность,
игры.

живой природы, открытки,
репродукции,
карточки заданий.

интерактивная панель

– наш дом»

фильмы, презентации.

Компьютер,
микроскоп,
канцтовары.

Рисунок
«Лето»

Растения и животные уголка
живой природы, открытки,
репродукции, фотографии,
карточки заданий,
определители растений.

Компьютер,
микроскоп,
аквариум, канцтовары

Рисунок «Живая
красота»

Компьютер, микроскоп
интерактивная панель

«Мы такие
разные»

Третий год обучения
Модуль «Такая разная природа»
Вводное занятие. Практическое
занятие
Природа живая и
не живая

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Тайны живого
организма

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Как здоровье
сохранить

Комбинированные,
учебные,
практические
занятия

Промежуточная
аттестация

Практическое
занятие

Рассказ,
демонстрация,
практическая
деятельность.
Рассказ,
демонстрация,
практическая
деятельность,
игры.

Модуль «Вселенная внутри нас»
Рассказ,
фильмы, открытки,
демонстрация,
репродукции, фотографии,
практическая
гербарии,
деятельность,
карточки заданий.
игры
Рассказ,
открытки,
демонстрация,
репродукции, фотографии,
практическая
карточки заданий
деятельность,
презентации, видеофильмы
игры
Рассказ,
открытки,
демонстрация,
репродукции, фотографии,
практическая
презентации, видеофильмы,
деятельность,
тексты
игры.

33

Компьютер,
микроскоп,
линейки,
интерактивная панель

Викторина
«Вселенная
внутри нас»

Компьютер,
интерактивная панель

Проект «Сказка
про здоровье»

Материально - техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- интерактивная панель, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага, пластилин и т.п.;
- природные коллекции, определители, гербарные папки;
- микроскопы, лабораторное оборудование.

3. Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 20.06.2022г. №629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.201 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
9. Устав
МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержденный
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
10.
Локальные нормативные акты МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,
регламентирующие образовательную деятельность.
Литература для педагога
1. Аверкиев Д.С., Аверкиев В.Д. Определитель растений Горьковской области.- 2-е
изд., испр. и доп.-Горький: Волго-Вятское кн. изд-во.1985- 320с.
2. Алексеев Ю.Е., Жмылев П.Ю., Карпухина Е.А. Деревья и кустарники.
Энциклопедия природы России.- М.: 1997 . – 592с.
3. Бака С.В. Киселѐва Н.Ю. Особо охраняемые природные территории
Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н.Новгород, 2008. 560с.
4. Биология: Научно-популярная энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2006.-560 с.- (Современная иллюстрированная энциклопедия).
5. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской
части СССР; Пособие для учителей/ И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров.- М.:
Просвещение, 1981.- 287 с.
6. Животные/ ред. Группа: М. Шинкарук, М. Аксѐнова, Д. Володухин и др.- М.:
Мир энциклопедий Аванта+, 2007.- 232с.: ил – (Энциклопедия любознательных.)
7. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. – 3-8 классы. – Волгоград:
Учитель, 2002. – 159 с.

8. Мамаев Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых: Кн. Для учащихся. - М.:
Просвещение, 1985.- 160 с.
9. Махлин М. Д., Солоницина Л. П. Аквариум в школе: Кн. Для учителя.- М.:
Просвещение, 1984.- 144 с., ил.
10. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений:
Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.- 239 с.
11. Пузанов И.И., Козлов В.И., Кипарисов Г.П. Позвоночные
животные
Нижегородской области. Нижний Новгород, 2005, 544 с.
12. Растения земного шара в Нижнем Новгороде: растения, культивируемые в
коллекциях Ботанического сада ННГУ/ под ред. Широкова А.И. Нижний Новгород,
2010. - 240с.
13. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. Определитель. Пособие для
учителей. Изд. 2-е, переработ. Москва, 1972. «Просвещение», 1972.- 264 с.
14. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96 с.
15. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря. Сборник
метод.материалов для педагогов. Н.Новгород: Комитет охраны природы и управления
природопользованием Нижегородской области, Экоцентр «Дронт», 2005. - 52с.
16. Ушакова М.М. Экологические сказки как средство формирования
экологической этики. - Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. - 48 с.
17. Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие/ Под ред.
Д. Б. Гелашвили и И. М. Швец. Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.1995 г.
18. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя.- М.:
Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1999. – 366 с.
Литература для учащихся и родителей
1. Бака С.В. Киселѐва Н.Ю. Особо охраняемые природные территории
Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н.Новгород, 2008. 560с.
2. Биология: Научно-популярная энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2006.-560 с.- (Современная иллюстрированная энциклопедия).
3. Животные/ ред. Группа: М. Шинкарук, М. Аксѐнова, Д. Володухин и др.- М.:
Мир энциклопедий Аванта+, 2007.- 232с.: ил – (Энциклопедия любознательных.)
4. Мамаев Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых: Кн. Для учащихся. - М.:
Просвещение, 1985.- 160 с.
5. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений:
Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.- 239 с.
6. Пузанов И.И., Козлов В.И., Кипарисов Г.П. Позвоночные
животные
Нижегородской области. Нижний Новгород, 2005, 544 с.
7. Растения земного шара в Нижнем Новгороде: растения, культивируемые в
коллекциях Ботанического сада ННГУ/ под ред. Широкова А.И. Нижний Новгород,
2010. 240с.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».