РАССМОТРЕН
на заседании педагогического совета
МБУ ДО ЭБЦ
Протокол № 5 от 19.03.2025
Отчѐт
о результатах самообследования
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
за 2024 год
г. Дзержинск
2025
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
2.
2.1.
2.2.
Аналитическая часть
Общие сведения об образовательной организации
Система управления организации
Образовательная деятельность
Содержание и качество подготовки учащихся
Организация учебного процесса
Востребованность выпускников
Внутренняя система оценки качества образования
Кадровое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Библиотечно-информационное обеспечение
Материально - техническая база
Результаты анализа показателей деятельности
Показатели деятельности
Вывод
3
3
4
5
10
12
13
14
15
18
19
19
21
21
26
2
1. Аналитическая часть
В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 14
июня 2013 года № 462 «Об утверждении порядка самообследования
образовательной организацией», от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений
в порядок проведения самообследования образовательной организации,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14.06.2013 г. № 462», от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об
утверждении
показателей
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию»
было
проведено
самообследование
образовательной деятельности МБУ ДО ЭБЦ в 2024 году по направлениям:
- оценка образовательной деятельности,
- система управления организации,
- содержание и качество подготовки учащихся,
- организация учебного процесса,
- востребованность выпускников,
-качество
кадрового
обеспечения,
учебно-методического
обеспечения,
библиотечно - информационного обеспечения, материально-техническая база,
- внутренняя система оценки качества образования.
1.1. Общие сведения об образовательной организации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр» (МБУ ДО «Эколого-биологический центр», МБУ
ДО ЭБЦ) является юридическим лицом (внесен в Единый государственный реестр
юридических лиц Межрайонной ИФНС России No 2 по Нижегородской области
12 ноября 2002 года за основным государственным регистрационным номером
1025201754599), действует на основе Устава.
Юридический (фактический) адрес:
606000,
город Дзержинск
Нижегородской области, ул. Бутлерова, дом 4г, телефон: 8(8313) 25-23-13, факс:
8(8313) 26-15-23, E-mail: do_ebts_dzr@mail.52gov.ru, сайт https://ecosbio.profiedu.ru/
Режим работы - семидневная учебная неделя.
График работы МБУ ДО ЭБЦ: понедельник - пятница - 8.00 - 19.00 ,
суббота -14.00 -18.00, воскресенье - 10.00 -16.00.
Учредителем МБУ ДО "Эколого-биологический центр" (далее - Центр)
является городской округ город Дзержинск Нижегородской области.
Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация г. Дзержинска.
Центр в своей деятельности подведомственен департаменту образования
администрации города Дзержинска.
3
Деятельность осуществляется в соответствии с Уставом Центра
утвержденным постановлением администрации города Дзержинска от 13.04.2015
№ 1056.
Устав определяет правовое положение МБУ ДО ЭБЦ, предмет, цели и виды
деятельности Центра, организацию и осуществление образовательной
деятельности, виды реализуемых образовательных программ, порядок управления
деятельностью Центра, имущество и финансовое обеспечение Центра.
1.2. Система управления организации
Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Уставом Центра и строится на принципах единоначалия и
коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом Центра является директор Центра,
который осуществляет текущее руководство деятельностью Центра.
С 26.04.2024 директор Центра – Шибалова Светлана Анатольевна.
Директор осуществляет Общее управление Центром в соответствии с
действующим законодательством.
В Центре сформированы коллегиальные органы управления, к которым
относятся:
-Общее собрание работников Центра Положение (24.06.2015);
-Управляющий совет (Положение от 22.04.2015);
-Педагогический совет (Положение - 24.06.2015).
В Центре имеется необходимое количество локальных актов,
регламентирующих организацию учебного и воспитательного процессов,
реализуемые образовательные программы, деятельность органов самоуправления,
жизнедеятельность коллектива, а также обеспечение безопасности, охраны труда
и действий в чрезвычайных ситуациях. Локальные акты соответствуют перечню и
содержанию Устава Центра и законодательству РФ. Они представлены
положениями, правилами, инструкциями, приказами, приняты на педагогическом
совете, общем собрании трудового коллектива и утверждены директором Центра.
В Центре приняты локальные нормативные акты, содержащие нормы,
регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в
соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке,
установленном Уставом Центра.
Вывод: Самообследованием установлено, что система управления МБУ ДО
"Эколого-биологический центр" обеспечивает выполнение действующего
законодательства Российской Федерации в области образования, Устава Центра.
4
1.3. Образовательная деятельность
Центр осуществляет образовательную деятельность в соответствии с
Лицензией на осуществление образовательной деятельности МБУ ДО "Экологобиологический центр" №2188 от 03.06.2015, № Л035-01281-52/00375168. срок
действия - бессрочно.
Образовательный процесс в Центре строится на основании:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
№273-ФЗ (ред. 27.06.2018)
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р)
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения №629 от 27.07.2022 )
- Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и
взрослых. (Приказ Министерства труда РФ от 22.09.2021 №652н)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
- Программы развития МБУ ДО "Эколого-биологический центр" "Стратегия
успеха: приоритеты и инновации" (2020 – 2025 гг.)
- Образовательной программы МБУ ДО "Эколого-биологический центр"
- Плана работы МБУ ДО "Эколого-биологический центр",
- Учебного плана,
- Расписания занятий.
В Центре приняты локальные нормативные акты по основным вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе
регламентирующие правила приема граждан, режим занятий учащихся, формы,
периодичность и порядок текущего контроля освоения дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ и промежуточной
аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления учащихся,
порядок оформления возникновения, прекращения отношений между Центром и
учащимися
и
(или)
родителями
(законными
представителями)
5
несовершеннолетних учащихся, об организации образовательного процесса с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Центр имеет в своей структуре подразделения, обеспечивающие
осуществление образовательной деятельности:
- образовательный отдел;
- методическая служба;
- Экостанция.
В настоящее время очевидна необходимость развития экологической
культуры, экологического сознания, мышления и социально ответственного
поведения начиная с раннего возраста.
Работая в данном направлении, сотрудники Центра использовали новые
концепции и актуальные методы обучения и воспитания. Проводимые
мероприятия направлены на формирование у подрастающего поколения активной
гражданской позиции, вовлечение в природоохранную деятельность, повышение
творческой активности, пропаганду здорового образа жизни.
На базе центра ведет свою деятельность Ассоциация волонтерских
объединений. В 2024 году деятельность Ассоциации проходила в соответствии с
программой деятельности.
Приоритетным
направлением
работы
Ассоциации
волонтерских
объединений образовательных организаций города Дзержинска является развитие
волонтерского движения по формированию здорового и безопасного образа
жизни.
Численность объединений, входящих в Ассоциацию – 34, из 33
образовательных организаций города - МБОУ СОШ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 12,
13, 14, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 30, 32, 33, 34, 36, 37, 39, 40, 68, 70, 71, Лицей №
21, МБОУ «СК-НШ-ДС №144», МБУ ДО «Эколого-биологический центр» (2
объединения). Общая численность волонтеров, входящих в Ассоциацию – 894
человек.
Ассоциация волонтерских объединений зарегистрирована на сайте
DOBRO.RU и прошла процедуру верификации, что позволяет проставлять часы в
волонтерские книжки, которые засчитываются при поступлении в ВУЗы.
Информационное сопровождение деятельности Ассоциации осуществляется
через страницу ВК.
Обмен опытом волонтерской деятельности осуществлялся в рамках
творческих мастерских, семинаров, городских и областных молодежных форумов.
В ходе реализации деятельностного направления проведены:
6
- Городской онлайн-проект "Здоровая Россия-это мы" (январь-март 2024) участники СШ №№ 1, 12, СК НШ-ДС №144.
- В рамках международного проекта по профилактике ВИЧ-инфекции «Танцуй
ради жизни» волонтерами МБУ ДО ЭБЦ проведены интерактивные занятия (СШ
№70, СШ №26, СШ №12).
- Городская акция, посвященная Всемирному дню борьбы с ненормативной
лексикой "Мы за чистоту речи". Всего в Акции приняли участие 8
образовательных организаций школ №№ 7, 9, 10, 12, 13, 23, 34, МБУ ДО
«Эколого-биологический центр»
- Городской квест "Прокачай в себе волонтера" - участники СШ № 3, 12, 18, 24, 26,
27, 37, 68, 70, МБОУ «Средняя школа им. А.О.Молева».
- Интерактивная выставка "Только так" для учащихся школ и СПО, посвященная
профилактике употребления психоактивных веществ. Участникам предлагалось
изучить актуальную и достоверную информацию о различных аспектах связанных
с употреблением табака и алкоголя.
26.12.2024 на одной из площадок празднования Нового года, в парке «Радуга»,
проведен Слет Дедов Морозов – веселые спортивные соревнования, в которых
приняли участие команды из 17 школ города.
- Городской конкурс среди лидеров волонтерских объединений "Волонтер года"
(05.12.2024) участники школы 1,3,7,18,30, СК НШ-ДС №144, МБДОУ "Детский
сад №16".
Также волонтеры приняли участие во Всероссийской акции «Весенняя
(осенняя) Неделя Добра», Всероссийской акции "Добровольцы детям",
Всероссийском конкурсе "Добро не ходит на каникулы", региональном этапе
Всероссийского конкурса "Регион добрых дел", Всероссийской премии.
В рамках Клуба Большой перемены "ДВИЖ" учащиеся совершили
незабываемую поездку в Нижний Новгород. В рамках программы "Наука и
инновации" ребята:
- совершили обзорную экскурсию, включающую исторический рассказ об этапах
развития города и научных достижениях. В ходе экскурсии ребята записали
вместе с Городовым видеообращение к молодѐжи России с акцентом на
туристическую привлекательность Нижнего Новгорода;
- посетили физический факультет Национального исследовательского
Нижегородского государственного университета им. Лобачевского и экспедиции
музея ННГУ "Диктатура металла";
- посетили научно-познавательный центр и музей "Нижегородская
радиолаборатория", где ребята открыли для себя законы окружающего мира в
7
кабинете лаборатории "Физическая картина мира. Колебания и волны в опытах и
экспериментах".
Ежегодно образовательные организации г.о.г. Дзержинск принимают
участие во Всероссийских и Международных экологических природоохранных
акциях, куратором которых является эколого-биологический центр.
В 2024 году Эколого-биологический центр впервые провел региональный
конкурс «Научный орнитологический рисунок».
В течение года педагоги центра проводили тематические экскурсии в
уголок живой природы, тематические экскурсии по экологической тропе
дендрария им. И.Н. Ильяшевича.
Педагогическая команда центра стала победителем грантового конкурса
программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» компании
«СИБУР». В рамках проекта экотропа "Наследие И.Н. Ильяшевича", разработаны
и установлены информационные и интерактивные стенды, кормушки, отель для
насекомых в дендропарке им. И.Н. Ильяшевича.
Активная работа (проведение занятий и конкурсов) проходила в рамках
реализации федеральной программы "Мы- твои друзья", направленной на
формирование у детей ответственного отношения к миру, в котором они живут,
умение заботиться о тех, кто нуждается в их помощи и опеке.
В целях приобщения обучающихся к изучению природы родного края и в связи
с высокой научной значимостью спортивной орнитологии третий год подряд в
Нижегородской области прошли соревнования по спортивной орнитологии в
рамках проекта «Территория чибисов» Программы социальных инвестиций
«Формула хороших дел» СИБУРа. В Дзержинске муниципальным координатором
выступил МБУ ДО «Эколого-биологический центр».
Продолжилась инновационная деятельность по проекту «Насекомые и их
знакомые», «Необычные природные явления» с детским садом №127.
В течение года проведены выставки декоративно-прикладного творчества:
«Осенний калейдоскоп», «Чародейка зима», "Весенние фантазии", экскурсии по
выставочному залу.
В период летних каникул с целью реализации научно-исследовательской
деятельности организовывался летний профильный экологический лагерь "Школа
полевых исследований", смена «Лаборатория открытий».
Социальными партнерами профильного экологического лагеря были:
- Программа социальных инвестиций «Формула хороших дел» компании СИБУР;
- НП «Птицы и Люди»;
- лагерь «Бригантина» п.Центральный Володарский район;
- ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский».
8
На базе летнего профильного лагеря «Школа полевых исследований» в
Дзержинске впервые открылась экошкола «Зеленая формула».
Анализируя работу летнего оздоровительного лагеря 2024 года можно
сделать вывод, что работа, построенная в форме чередования научноисследовательской работы и игровых форм, является очень эффективной. Ребята с
интересом осваивали теоретические знания и отрабатывали навыки на
практических занятиях, деловых играх и экскурсиях. Помимо этого они
принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, шоу,
интеллектуальных играх и сопереживали друг другу. Возможность лично
окунуться в мир естественных наук, творчества, культуры и показать свои
умения, навыки и желание участвовать, никого из детей не оставило
равнодушным.
В рамках работы лагеря ребята изучали особо охраняемые природные
территории Нижегородской области: государственный биосферный заповедник
«Керженский», памятник природы регионального значения «Озера Светлые,
озеро Еловое и окружающий их болотный массив», «Дендропарк имени И.Н.
Ильяшевича». Все это помогло им осознать экологические проблемы и
выработать меры по их решению, почувствовать гордость за природные богатства
своего края.
Программа лагеря «Школа полевых исследований» заняла первое место в
региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая программа организации
отдыха детей и их оздоровления» в номинации «Программа научных смен».
В осенние каникулы была организована смена "Новые горизонты" для
участников профильного волонтерского лагеря с дневным пребыванием. Ребята
обсуждали вопросы о развитии и направлениях волонтерства в нашей стране с
руководителем ДоброЦентра, посетили экскурсию "Дзержинск - город трудовой
доблести", познакомились с темой "Эмоциональный интеллект в деятельности
волонтера", изучили, что такое зооволонтерство и кто такой зооволонтер,
попробовали себя в роли медиаволонтеров, получили знания по оказанию первой
помощи.
Педагогами и учащимися Центра в течение года разработаны и реализованы
такие проекты как: «Разделяй!», «Вырасти дерево», «Дружи с водой», «Большая
помощь маленьким друзьям», «Знать, чтобы жить», «Пластик - на переработку»,
«Эко-Новый год», «Наполни кормушку», «Простые радости», «Птицы нашего
двора», «Тайны леса», «Зеленые даты», «Сила слова», «Поздравительная
открытка», «Необычные природные явления», «О донорстве», «С пользой для
планеты, для людей, для себя», «Декоративный огород», «Уютный приют», минипроект «Сезон фенологии – весна», «Подари цветок - получи улыбку».
9
В рамках деятельности Клуба выходного дня для учащихся и их родителей
проведены мероприятия: «Новогоднее волшебство», «Масляничный ЭКОлаб»
"Мамы разные нужны, мамы разные важны", семейные творческие посиделки,
"Ночь в музее".
В рамках Ассоциации школьных лесничеств прошел
двухдневный
интенсив «Лесная экспедиция» с партнерами НП "Птицы и люди" и программой
социальных инвестиций «Формула хороших дел» СИБУРа.
Новости и события Эколого-биологического центра активно освещаются на
официальном сайте Центра, в группе ВКонтакте. Для персонализированной
коммуникации в сообществе подключен виджет обращения по имени. Для
навигации по сообществу подключен виджет для деления информации.
Чтобы привлечь внимание детей, родителей и всех подписчиков сообщества
Эколого-биологического центра к важным темам, в ВКонтакте организованы
просветительские посты, новости центра, фотомарафоны, фотозагадки.
На официальном сайте Центра на портале сайтыобразованию.рф по адресу
https://ecos-bio.profiedu.ru/ размещается вся актуальная информация.
Для онлайн просвещения используется канал центра на сервисе
видеохостинга «RUTUBE».
Инструктажи,
беседы,
мероприятия
по
основам
безопасности
жизнедеятельности проходили с учащимися регулярно в течение года
(противопожарная
безопасность,
профилактика
ДТТ,
поведение
на
железнодорожных путях, поведение около водоемов, безопасность в сети
Интернет и др.)
Вывод: образовательная деятельность ведется в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, с Уставом и лицензией
на осуществление образовательной деятельности, с планом работы Центра.
1.4. Содержание и качество подготовки учащихся
Одной из основных задач Центра является развитие способностей ребенка и
предоставление всем учащимся возможностей проявить свои таланты в
различных сферах деятельности.
Изучение уровня освоения программ по окончанию учебного года
подводился по результатам промежуточной аттестации.
Уровень освоения программ показал, что общеобразовательные
(общеразвивающие) программы учащимися освоены.
Качество обученности учащихся - 87 %
В 2024 году учащиеся принимали активное участие в онлайн - конкурсах,
фестивалях разного уровня и становились не только участниками, но и призерами
и победителями.
10
Международный уровень: «Надежды России», «Движение вверх!», нас ждут
космические дали», «Экология России», «Экология - дело каждого», «Натюрморт
с грушей», «Мир, который я хочу увидеть», «Растения вокруг нас», фестиваль
«Экосказы роева ручья», «Зимние птицы», олимпиада «Глобус».
Всероссийский уровень: "Экодиктант", олимпиада "Эколята - молодые
защитники природы", «Эти славные ежи», «Удивительный мир цветов»,
«Удивительные бабочки», «Исчезающий мир леса», «Путешествие в страну
Пушкина», «Просторы космоса», «Загадочный мир животных», фотоконкурс
«Территория чибисов», «Моя Новогодняя открытка», археология глазами детей,
Зима в окно стучится, XX детско-юношеская ассамблея «Великие реки», конкурс
юных исследователей окружающей среды Всесвятского Б.В., «Время знаний»,
«Явления природы», «Пора в поход», Всероссийский Заповедный Диктант.
Областной уровень: научный орнитологический рисунок, «Поклон земле
Нижегородской», «Мы – экотренд», «Открытие 2030», конкурс образовательных
программ, реализуемых в рамках мероприятия по созданию новых мест
дополнительного образования детей федерального проекта «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование».
Учащиеся и педагоги Центра принимали участие в акциях разного уровня:
Международные дни наблюдения птиц, Всероссийская перепись воробьев,
Евразийский учѐт птиц, акция по посадке леса «Зелѐная формула» совместно с
«СИБУР», Акция помощи бездомным животным "Уютный приют", Акция
научного волонтерства "День единых действий: снежный дозор",
Природоохранная акция "Чистая весна", акция «Единый фенологический день»,
Этноэкологическая акция по посадке сосны в рамках фестиваля «Корни», «С
первым снегом!», соловьиные вечера, акция "Щетка, сдавайся!", "Экологическая
культура. Мир и согласие" Свеча памяти, Всероссийская акция по очистке от
мусора
берегов
водных
объектов
"Вода
России",
флешмоб
#ПоздравлениеВетерану, Всероссийский Этно-экологический фестиваль "Корни",
X экологическом субботнике «Зеленая весна -2024», «Посади лес», «Сад памяти».
Городские акции: "Сдай макулатуру – спаси дерево!", "Мы за чистоту
речи!", "IV Слѐт Дедов Морозов", месячник «Мы за здоровый образ жизни»,
фестиваль "Город добрых людей", городской фестиваль настольных игр
«Печенька», Пасхальные дни милосердия, сопровождение Чемпионата России по
практической стрельбе, сопровождение турниров по каратэ WKF.
Проведены всероссийские уроки: "Мир экологического волонтерства",
"Эколята - молодые защитники природы", всероссийский заповедный урок
"Хохуля с запахом фиалки", заповедный урок о северных оленях "Хозяин
бархатных рогов", всероссийский заповедный урок "Кабарга-природное
сокровище Алтая", Практическое занятие "Лесомания", "Как вести себя в лесу" в
11
рамках урока "Эколята-молодые защитники природы", всероссийский урок
генетики, экологический урок к Международному дню птиц, всероссийский урок
"День эколят".
Данные акции и уроки направлены на патриотическое воспитание,
формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
учащихся.
В рамках реализации Целевой модели наставничества на базе Центра
сформированы наставнические пары: учитель - учитель, ученик-ученик, студентученик, работодатель-ученик.
Одним из востребованных направлений наставничества является передача
опыта участия в проектах «Сила слова» и «Проект помощи». Данные проекты
показали свою актуальность и результативность, поэтому волонтеры-наставники
обучают и включают в свои проекты учащихся, проявивших желание
познакомиться с просветительским и социальным волонтерством.
Также реализуются проекты, посвященные формированию знаний и
навыков, необходимых для волонтерской деятельности: волонтеры передают
опыт работы в направлениях экопросветительского, событийного и
медиаволонтерства.
Организована работа по улучшению технических навыков наставляемых:
наставники обучают наставляемых особенностям компьютерного 3Dмоделирования, работе с графическими онлайн-редакторами.
Реализуются проекты: естественнонаучной направленности по включению
учащихся в проектно-исследовательскую деятельность в области биологии;
декоративно-прикладной направленности по ознакомлению учащихся с
техниками работы с бумагой и изготовлению вязаной бижутерии.
Вывод: Содержание учебного процесса соответствует требованиям,
предъявляемым к организациям дополнительного образования. Образовательные
программы освоены учащимися на достаточном уровне.
1.5. Организация учебного процесса
В 2024 году Центр осуществлял образовательный процесс по очной форме
обучения в соответствии с уровнями общеобразовательных (общеразвивающих)
программ (ознакомительный уровень, базовый уровень, углубленный уровень).
Образование
реализовывалось
по
общеобразовательным
(общеразвивающим) программам, рассмотренным на методическом совете,
принятым на заседании педагогического совета, утвержденным приказом
директора.
Срок обучения по программам - 1 - 4 года.
12
Продолжительность учебной недели - 7 дней.
Продолжительность одного занятия 45 минут.
В течение 2024 года в Центре обучалось 1402 учащихся
Обучение
велось
по
33
дополнительным
общеобразовательным
(общеразвивающим)
программам,
4
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным (общеразвивающих) программ по 5 направленностям.
Количество/доля
учащихся
по
каждой
направленности:
художественная
12 чел./0,8%
туристско-краеведческие
6 чел./0,4%
естественнонаучная
738 чел./52,7%
социально-гуманитарная
556 чел./39,7%
техническая
90 чел./6,4%
Количество и доля учащихся по годам обучения
1 год обучения
408 чел./29%
2 год обучения
649 чел./46%
3 год обучения
237 чел./17%
4 год обучения
108 чел./8%
Направленности
Количество объединений
Естественнонаучная
66
Художественная
1
Социально-гуманитарная
54
Туристcко-краеведческая
1
Техническая
9
Итого:
131
1.6. Востребованность выпускников
20% выпускников МБУ ДО "Эколого-биологический центр" в 2024 году
продолжили свое обучение в ССУЗах и ВУЗах по направленностям, обучаемым в
МБУ ДО "Эколого-биологический центр".
1.7. Внутренняя система оценки качества образования
В Центре функционирует внутренняя система оценки качества образования
в соответствии с:
- Положением о внутренней системе оценки качества образования;
13
- Положением о организации внутреннего контроля;
- Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля освоения
дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и
промежуточной аттестации учащихся.
В течение года контролируется посещение занятий учащимися, выполнение
образовательных программ, ведение документации, промежуточная аттестация
учащихся.
По результатам анкетирования родителей "Удовлетворенность условиями
осуществления образовательной деятельности " получены следующие результаты:
Сотрудники Центра доброжелательно относятся к Вашему ребѐнку.
Согласен - 99%
Затрудняюсь с ответом - 1%
Не согласен - 0%
Работа педагогов Центра показывает квалифицированность и высокое качество предоставления
образовательных услуг.
Согласен - 99%
Затрудняюсь с ответом - 1%
Не согласен-0%
Вы получаете информацию от педагога о личных результатах ребенка и деятельности
объединения, которое он посещает?
Да- 94%
Нет- 4%
Частично- 2%
Ребенок с желанием и интересом занимается в объединении эколого-биологического центра.
Согласен- 99%
Затрудняюсь с ответом- 0%
Не согласен- 1%
В центре организована разнообразная деятельность для учащихся (выступления, конкурсы,
выставки, викторины).
Согласен- 95%
Затрудняюсь с ответом- 5%
Не согласен- 0%
Педагоги осуществляют индивидуальный подход к ребенку.
Согласен- 87%
Затрудняюсь с ответом- 13%
Не согласен- 0%
Вы удовлетворены материально-техническим оснащением Центра?
Да- 70%
Затрудняюсь с ответом- 28%
Нет- 2%
В Центре созданы комфортные условия навигации внутри образовательной организации?
Согласен- 90%
Затрудняюсь с ответом- 10%
Не согласен- 0%
В Центре созданы условия зоны ожидания.
Согласен- 71%
Затрудняюсь с ответом- 28%
Не согласен- 1%
Вы взаимодействуйте с педагогом и администрацией Центра?
По необходимости- 68%
Часто- 28%
Не взаимодействую- 1%
Редко- 2%
Какую форму взаимодействия, с педагогом и администрацией Центра вы считаете наиболее
оптимальной?
по телефону- 54%
Лично- 41%
E-mai- 5%
Посещаете ли вы сайт Центра или группу ВКонтакте для получения информации?
Да- 84%
Нет- 9%
Не знал о их существовании- 7%
14
В конце учебного года проводится анализ итогов учебного года с
выделением положительной динамики в деятельности, выявляются проблемы,
предлагаются пути решения данных проблем, которые учитываются при
составлении плана работы Центра на новый учебный год
1.8. Качество кадрового обеспечения
Важнейшим условием обеспечения качества подготовки учащихся является
профессиональная компетентность педагогических работников, система
повышения их квалификации.
Образовательную учебно-методическую деятельность Центра обеспечивает
квалифицированный педагогический состав.
Педагогический коллектив обладает высоким творческим потенциалом,
способен действовать в условиях модернизации образования.
На период самообследования в МБУ ДО ЭБЦ в образовательном процессе
заняты 16 педагогических работников, из них 10 педагогов дополнительного
образования, 1 педагог-психолог, 4 методиста, 1 педагог-организатор.
Качественные характеристики педагогических кадров.
Сведения о педагогических работниках.
Укомплектованность штата педагогических работников - 100%
Образовательный
уровень
педагогических работников
высшее образование
кол-во
%
11
69
из них педагогическое
8
50
среднее
профессиональное
образование
4
25
из них педагогическое
2
13
Среднее образование
1
6
повышения
2023 году
9
56
квалификационную Всего
12
75
Высшую
9
56
Первую
3
19
Без категории
4
25
Прошли
курсы
квалификации
в
(свыше 72 часов)
Имеют
категорию
15
Состав
педагогического до 5 лет
коллектива по стажу работы
5-10 лет
2
12
0
0
10-20 лет
0
0
Свыше 20 лет
14
88
2
12
15
88
работник
сферы
Российской
1
6
Почетная грамота Министерства
образования и науки РФ
5
31
Почетная грамота Министерства
образования, науки и молодежной
политики Нижегородской области
9
56
Почетный диплом губернатора
Нижегородской области
0
0
Состав педагогических кадров по До 35 лет
возрасту
После 35 лет
Почетный
образования
Федерации
За отчетный период прошли аттестацию 1 человека – на высшую
квалификационную категорию.
Педагоги центра принимали участие в конкурсах: Евразийский учет птиц,
экологический диктант, географический диктант, «Мы твои друзья», «Движение
вверх», Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую
методическую разработку внеклассного занятия, большой этнографический
диктант, региональный этап всероссийского конкурса «Лучшая программа
организации отдыха детей и их оздоровление», конкурс социально значимых
проектов программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел»,
педагогический конкурс "Моя лучшая педагогическая разработка", конкурс
школьных проектов по энерго- и ресурсоэффективности "Сохраним климат,
сберегая энергию и ресурсы".
В связи с расширением дистанционных форм работы и с целью повышения
педагогических компетенций в сфере цифровых образовательных технологий
педагоги активно принимали участие в вебинарах и курсах:
Курсы повышения квалификации:
«Управление организацией дополнительного образования детей как инструмент
достижения целей и задач концепции развития дополнительного образования»,
"Успех каждого ребенка как целевой ориентир и современный инструментарий в
деятельности педагога дополнительного образования", "Оказание первой помощи
16
базовый курс", "Деятельность педагогических работников по развитию у
обучающихся креативного мышления как вида функциональной грамотности",
"Профилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми по
определению проблем в эмоционально-волевой сфере, общении и поведении",
"Эмоциональный интеллект в педагогической деятельности", "Организация
методической работы в образовательной организации: профессиональное
развитие педагогов", «Креативное наставничество в образовательном
пространстве», «Основы использования искусственного интеллекта в
образовании», «Школьный музей как инструмент воспитательной работы», Курсы
повышения квалификации СФЕРУМ.
Вебинары, семинары: вебинар для Добро.Центров "Работа в сообществах:
Эффективная работа в чатах", "От индивидуальности к влиянию. Сила личного
бренда", "Школа лесных волонтеров", "Простая 3D-анимация", курс лекций по
вопросам охраны окружающей среды, устойчивого развития, формирования
личностных компетенций и основ проектной деятельности в рамках
теоретического этапа проекта "Школа "Эколидер", Просветительский курс
"Живое дело для Возрождения Природы", онлайн-обучение по методике
программы
"Мы-твои
друзья",
вебинар
"Возможности
проектноисследовательской деятельности в воспитании дошкольников", семинар
"Профилактика ВИЧ-инфекции в формате игтерактивной игры", вебинар
"Организация спортивно-массовой работы в школе", "Эффективные методы
профориентационной работы со школьниками", вебинар "работы по
взаимодействию с социальными партнерами, установление сотрудничества",
вебинар "Отмечаем день детских изобретений: путешествие в Чудо-город",
вебинар "Организация спортивно-массовой работы в школе", вебинар по работе с
CRM-системой, "Инфоповоды и медиа планирование".
Основные принципы кадровой политики Центра направлены на:
- сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
- создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
- повышения уровня квалификации педагогических кадров.
Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся
одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся,
необходимо констатировать следующее:
1. Кадровый потенциал динамично развивается на основе целенаправленной
работы по повышению квалификации педагогических кадров.
2. В Центре успешно действует внутренняя система повышения квалификации,
ориентированная на развитие образовательной организации, обобщение и
17
распространение передового педагогического опыта. Она реализуется в
индивидуальной методической работе, в работе методического Совета, Школы
педагогического мастерства, через обучающие семинары, тренинги, мастерклассы, в рамках наставнической пары "Педагог-педагог".
3.
Профессиональный
уровень
и
педагогическая
квалификация
преподавательского состава Центра соответствует содержанию подготовки по
каждой специальности, что подтверждается документами об образовании, общим
и педагогическим стажем работы, опытом практической работы по
специальности, организации повышения квалификации и стажировок, участием в
учебно-методической работе.
Вывод: Образовательный процесс в Центре обеспечен квалифицированным
профессиональным педагогическим составом.
1.9. Учебно-методическое обеспечение
Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования
педагогов имеет инновационная деятельность.
Центр является инновационной площадкой ГБОУ ДПО НИРО и
муниципальным координатором ОО вошедших в данную инновационную
деятельность по теме «Реализация комплекса просветительских программ по
формированию здорового и безопасного образа жизни для обучающихся
различных возрастных групп в общеобразовательных организациях».
Педагоги центра выступали на региональный семинар-совещание "Создание
системы детского отдыха: от инициативы к реализации", на региональной научнопрактической конференции «Воспитываем здоровое поколение», принимали
участие в Чемпионате в качестве индустриального-эксперта.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в Центре
организован Методический совет, Школа педагогического мастерства,
реализуется целевая модель наставничества, участие в проекте «Бережливые
технологии».
Организация методической работы направлена на совершенствование
образовательной деятельности, программ, форм и методов деятельности
объединений, использования и совершенствования методик обучения и
воспитания, образовательных технологий, в том числе дистанционных.
В рамках школы педагогического мастерства были проведены: " Мастеркласс «Апробирование программы ДВИЖ», Мастер-класс «Художественное
осмысление учащимися темы «Экология».
В течение года каждый педагог работал по теме самообразования.
С целью распространения педагогического опыта педагоги Центра
размещают свои разработки на педагогических порталах, публикуются в
18
сборниках и на персональных мини-сайтах на портале Социальная сеть
работников образования ns.portal.
"Музей биоразнообразия" Эколого-биологического центра включили в
Реестр музеев образовательных организаций.
Вывод: повышение профессиональной компетентности педагогов ведется
через различные формы и на высоком методическом уровне.
1.10. Библиотечно-информационное обеспечение
В
Центре
разработаны
образовательные
(общеразвивающие)
дополнительные программы. К каждой программе имеется УМК, который
позволяет учащимся всесторонне и на высоком уровне осваивать программу,
вести исследовательскую и проектную деятельность.
Обеспечение открытости и доступности информации об образовательном
учреждении обеспечивается ведением официального сайта Центра в сети
Интернет, группы в социальной сети ВКонтакте.
1.11. Материально - техническая база
Дата постройки здания 1958 год.
В Центре имеется:
1. 5 кабинетов естественнонаучной направленности:
- Экостанция,
- 2 кабинета естественнонаучной направленности ( в рамках проекта "Успех
каждого ребенка"),
- кабинет биоразнообразия,
- уголок живой природы.
2. кабинет информационных технологий;
3. выставочный зал, на базе которого проводятся городские выставки, выставки
работ учащихся Центра по флористике и аранжировке цветов.
Три кабинета оснащены интерактивными досками.
4. Для обеспечения безопасного пребывания детей в Центре имеются
оформленные уголки противопожарной безопасности, электробезопасности,
правилам дорожного движения. схема безопасного маршрута для учащихся
эколого-биологического центра.
5. Проекционное и мультимедийное оборудование для проведения учебных
занятий, лекций, семинаров, конференций.
6. Современное туристическое снаряжение.
На базе Центра работает методический кабинет для всех педагогов Центра,
а также учителей городских школ.
19
Ежегодно проводится мониторинг состояния учебных кабинетов.
Здание Центра оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, системой
оповещения и управления эвакуацией при пожаре, кнопкой экстренного вызова
полиции, одним металлодетектором, информационным табло эвакуационного
выхода, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и
звуковой информацией для сигнализации об опасности. Имеется план эвакуации.
Первичные средства пожаротушения находятся на всех этажах здания.
Еженедельно осуществляется обход территории директором Центра,
результаты которого фиксируются в "Журнале директорского обхода (осмотра)
территории Центра на предмет состояния еѐ антитеррористической
защищенности".
Здание ограждено по всему периметру в виде сетки рабицы и кирпичного
забора. Имеется видеонаблюдение внешнее и внутреннее.
Доступ в здание ограничен наличием охранника ЧОО «Скала - НН» и
вахтера на входе. В Центре исключено бесконтрольное пребывание посторонних
лиц. Все лица посещающие Центр регистрируются в журнале учета посетителей.
Материально-техническая база в 2024 году пополнялась за счет бюджетных
и внебюджетных средств. Планирование использования средств осуществлялось
путем анализа нужд Центра в связи с неблагоприятной эпидемиологической
обстановкой и потребностями отделов центра.
За отчетный период:
- парковые формы - 4 шт.,
- стенды - 3 шт.,
- сувенирная продукция (браслеты, рюкзаки, карт-холдеры)
- флеш - диск - 5 шт.,
- стеллажи – 7 шт.,
- проектор - 1 шт.,
- огнетушители ОП – 2 - 4 шт.,
- хозтовары,
- ученическая мебель (стол – 4 шт),
- мебель для музея (витрина – 4 шт., шкаф – 1 шт., стол – 1 шт.),
- монитор – 2 шт.,
- МФУ – 1 шт.
Вывод: Работа по укреплению материально-технической базы ведѐтся
целенаправленно и планомерно и соответствует требованиям продуктивного
функционирования образовательного учреждения.
20
2. Результаты анализа показателей деятельности
2.1. Показатели деятельности
N п/п
Показатели
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.1.5
1.2
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся, в том числе:
Детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Детей среднего школьного возраста (11-15 лет)
Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
Детей старшего школьного возраста 18 лет
Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об
оказании платных образовательных услуг
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и более объединениях
(кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся
с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с
выдающимися способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам,
направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей
численности учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
1.3
1.4
1.5
1.6
1.6.1
1.6.2
Единица
измерения
1402 человека
207человек
944 человека
161 человек
86 человека
4 человека
0 человек
41 человека/3%
0 человек/0%
0 человек/ 0%
117 человек/ 8,3%
117 человек/8,3%
0 человек/ 0%
21
1.6.3
1.6.4
1.7
1.8
1.8.1
1.8.2
1.8.3
1.8.4
1.8.5
1.9
1.9.1
1.9.2
1.9.3
1.9.4
1.9.5
1.10
1.10.1
1.10.2
1.10.3
Дети-мигранты
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской,
проектной деятельностью, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых
мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности
учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров массовых
мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности
учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и
социальных проектах, в общей численности учащихся, в том числе:
Муниципального уровня
Регионального уровня
Межрегионального уровня
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
168 человек/12%
299 человек /21%
56 человек / 4%
30 человек / 2 %
4 человека / 0, 2%
127 человек / 9 %
82 человека /5,8%
123 человек/9%
42 человек/ 3%
9 человек/ 1 %
0 человек/ 0%
47 человек/3%
25 человека / 2%
1167
человек
/83%
290 человек /26%
8 человек/ 0,7%
0 человека/ 0%
22
1.10.4
1.10.5
1.11
1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.17.1
1.17.2
Федерального уровня
865
человека/
62%
Международного уровня
4 человека/ 0,3%
Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе: 38 единиц
На муниципальном уровне
37 единиц
На региональном уровне
1 единиц
На межрегиональном уровне
0 единиц
На федеральном уровне
0 единиц
На международном уровне
0 единиц
Общая численность педагогических работников
16 человек
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее 11 человек/69%
образование, в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее 8 человек/50%
образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее 4 человека/ 25%
профессиональное образование, в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее 2 человека/ 13%
профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам 12 человек/ 75%
аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических
работников, в том числе:
Высшая
9 человек/56%
Первая
3 человека/ 19%
23
1.18
1.18.1
1.18.2
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.23.1
1.23.2
1.24
2.
2.1
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую
деятельность образовательной организации, в общей численности сотрудников
образовательной организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной
организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической
поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического
внимания
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
2 человека/ 12%
4 человека / 25%
2 человека/ 12 %
5 человек/ 31 %
18 человека/72%
4 человека /25 %
96 единиц
33 единиц
да
0,028
(1 комп. на 36
24
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.4
2.5
2.6
2.6.1
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7
чел.)
Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе:
10 единиц
Учебный класс
10 единиц
Лаборатория
0 единиц
Мастерская
0 единиц
Танцевальный класс
0 единиц
Спортивный зал
0 единиц
Бассейн
0 единиц
Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том числе:
0 единиц
Актовый зал
0 единиц
Концертный зал
0 единиц
Игровое помещение
0 единиц
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха
нет
Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота
да
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
нет
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования нет
переносных компьютеров
С медиатекой
нет
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
нет
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки
нет
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
нет
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность 107 человек/8%
пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
25
2.2. Вывод
По всем исследуемым показателям деятельность Центра ведется без
противоречий законодательству РФ, в соответствии со всеми утвержденными
уставными документами Центра.
Перспективы:
- создание современной комфортной образовательной среды;
- создание единой образовательной среды естественнонаучной направленности
(кабинет биоразнообразия, уголок живой природы, интерактивная экологическая
тропа, научно-познавательная лаборатория);
- развитие музейного образования.
Директор
Шибалова С.А.
26