ДВИЖ

1

Содержание

1.
1.1
1.2.
1.3
2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.

Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс
организационно-педагогических
условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Список литературы

Стр.
3
3
13
14
18

18
18
18
23
27

2

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Современное общество нуждается в активных, целеустремленных
гражданах,
обладающих высокими нравственными качествами, стратегическим мышлением,
неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе.
Адресат программы
Программа «ДВИЖ» разработана для подростков 15 – 17 лет. Этот период
отличается активным формированием личности, поиска себя и своего места в
жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данная
программа направлена на то, чтобы каждый старшеклассник имел возможность
проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить необходимые для
этого компетенции. А также укрепить адекватную самооценку, научиться
навыкам саморегуляциии, уметь самостоятельно принимать решения, брать на
себя ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать
взаимодействие с окружающими людьми и работать в команде. Настоящая
программа направлена на раскрытие индивидуальности учащихся, творческого
и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной
деятельности и профессиональному самоопределению.
Педагогическая целесообразность
Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств
личности учащихся, способствует формированию их лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести
социальный опыт и как следствие способствует всестороннему развитию
учащегося.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации деятельности – групповая.
Программа
предусматривает
теоретические,
практические
и
комбинированные занятия. Теоретические занятия проводятся в виде групповых
развивающих, профилактических, обучающих занятий, бесед и т.д.
Практические занятия проводятся в виде игр, мастер-классов, конкурсов, акций,
дискуссий, мероприятий и т.д. Комбинированные занятия включают этап
изучения новой темы, а также закрепление ее в ходе упражнений, творческой
практической деятельности.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и включает
в себя развитие личности, открытие возможности для позитивной социализации,
инициативы и сотрудничества.
Отличительной особенностью данной программы является создание для
учащихся единого пространства, основу которого составят тематические
3

практикориентированные кейсы и творческие задания на развитие
коммуникации, командной работы, волонтѐрской деятельности, креативности и
критического мышления.
Новизна программы: программа включает в себя самые широкие
возможности для развития и реализации идей и проектов его участников.
Объем и срок освоения программы. Срок реализации образовательной
программы 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность
занятия – 2 часа, 144 часа в год. Всего 288 учебных часов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 15 – 17 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Наполняемость объединения - 10-15 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая.
Программа предполагает различные виды проведения занятий: беседа,
дискуссия, практикум, занятие с элементами тренинга, просмотр видеофильма с
последующим обсуждением, самостоятельная работа, решение кейсов.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Особенности
каждого
занятия
обусловлены
темами,
которые
рассматриваются. Определяющими в программе являются личностно
ориентированные деятельностные технологии, имеющие выраженный
здоровьесберегающий
потенциал, такие как обучение в сотрудничестве,
игровые технологии, проблемное обучение (в том числе проектный метод),
технологии развития критического мышления.
Программа в большей степени предполагает проведение интерактивных
занятий с элементами тренинга. Интерактивные методы обучения способствуют
активному включению учащихся в работу, позволяют через общение более
глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности,
развивать навыки работы с людьми, выработать индивидуальные способы
поведения, адекватные той или иной жизненной ситуации.
Методологические основы программы:
Ведущей формой организации образовательного процесса является
групповое
комбинированное
занятие,
предполагающее
значительную
активность, самостоятельную и коллективную деятельность учащихся, их
содержание предполагает сочетание освоения теоретического материала и
практическую деятельность (акция, интерактивное занятие, мероприятие,
социальный проект).
В целях наиболее технологичного проведения занятий определены
необходимые структурные компоненты:
4

1. Адаптивный компонент. Предполагает проведение в начале каждого
занятия упражнения – разминки, направленного на снятие эмоциональной
напряженности и способствующего раскрепощению участников.
2. Целеполагающий компонент. Предполагает формирование целей и задач
занятия. Формулирование целей и задач занятия самими участниками
активизирует мотивацию участников, создает ощущение личностной
причастности ко всему, что происходит на занятиях
3. Конструктивно – практический компонент. Содержит собственно
обсуждение вопросов, ситуаций; используются игровые технологии,
отрабатываются поведенческие навыки, происходит формирование личностной
позиции участников группы по теме занятия через высказывания,
формулирование собственных мнений.
4. Рефлексивный компонент. Включает оценивание каждого занятия, своего
вклада в общий результат занятия, актуальности и необходимости поступающей
информации.
5. Эмоционально – завершающий компонент. Предполагает окончание
занятия упражнением, способствующим эмоционально положительному
впечатлению от занятия. Данный компонент придает завершенность
конкретному занятию и предполагает дальнейшую встречу участников.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития
личностных качеств учащихся объединения два раза в год.
Программа предполагает проведение занятий с использованием
традиционных форм, когда учащиеся слушают рассказ педагога, работают в
тетрадях, выполняют письменные задания, решают кейсы, а также с
использованием игровых тренинговых технологий, когда учащимся необходимо
в ходе игровых ситуаций свободно двигаться, садиться в круг или микрогруппы.
Таким образом, кабинет для занятий по программе должен иметь две зоны:
- зону с письменными столами;
- игровую зону, где можно свободно перемещаться, ставить стулья в круг
или организовывать в пространстве работу микрогрупп.
Программа
предусматривает
работу
с
видеоматериалами,
мультимедийными презентациями. Соответственно, кабинет для работы по
программе должен быть оснащен компьютером (ноутбуком).
Для ведения записей педагогом в ходе проведения занятий, а также
закрепления наглядных материалов в кабинете должна быть доска или флипчарт, маркеры.
Для организации видеопросмотров на занятии необходим фонд
5

видеоматериалов:
- художественных и документальных фильмов духовно-нравственной
направленности, по формированию позитивного мировоззрения;
- социальных видеороликов.
Программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Устава МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержден
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальными нормативными актами МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующими образовательную деятельность.
Цель программы: формирование активной жизненной позиции, лидерских
качеств, познавательного интереса через реализацию социальных проектов.
Задачи:
Обучающие:
6

1. Формировать
у
учащихся
систему
знаний
по
вопросам
командообразования, креативности, критического мышления, социального
проектирования и социально-позитивного поведения.
2. Формировать у учащихся навыки самоанализа и самоконтроля, навыков
эффективного общения.
Развивающие:
1. Формировать коммуникативные навыки, творческие способности,
навыки публичных выступлений, организаторские способности.
2. Развивать лидерский потенциал учащихся.
Воспитательные:
1. Формировать мотивацию у учащихся к здоровому образу жизни, к
личностному росту и ведению профилактической работы среди сверстников.
2. Стимулировать развитие ответственности, отзывчивости, чувства
сопереживания, сопричастности окружающей действительности.
3. Формировать активную социальную и гражданскую позицию,
содействовать добровольческой (волонтерской) деятельности учащихся, их
участию в общественно полезном труде.
4. Формировать у учащихся трудолюбие, ответственное отношение к труду
и его результатам.
5. Формировать у учащихся бережное отношение к имуществу организации,
осуществляющей образовательную деятельность, поддерживать в ней чистоту и
порядок
Задачи первого года обучения:
1. Формировать понятия «команда», «волонтерская деятельность».
2. Дать представление о понятии направления и принципах
волонтерской деятельности.
3. Формировать представление учащихся о здоровье как обеспечение
гармонии и качества жизни человека, о факторах здоровья.
4. Дать представление о креативном мышлении, применении его в
жизни и способах его развития.
5. Формировать ответственное отношение учащихся к своему
здоровью.
6. Дать
представление
о
понятии
«команда»,
«общение»,
«коммуникативная компетентность», о процессах общения.
7. Развивать коммуникативные навыки, навыки уверенного поведения.
8. Формировать знания о негативных зависимостях, особенностях
профилактической работы с учащимися разного возраста.
9. Формировать навыки организации разных форм мероприятий, а
также акций.
7

Ожидаемые результаты первого года обучения.
Учащиеся должны знать:
- сущность понятий «волонтерская деятельность», «социальный проект»,
«здоровый и безопасный образ жизни», «команда», «креативное мышление»;
- сущность волонтерской деятельности;
- механизмы эффективного общения;
- сущность понятия кейс-технологии;
- особенности профилактики негативных зависимостей в среде учащихся
начального, среднего, старшего звена;
- формы и особенности организации здоровьесберегающих мероприятий:
опрос, мини-лекция, кинолекторий, флэшмоб, акция;
- особенности организации досуговых и праздничных мероприятий.
Результаты:
 формируют адекватную самооценку на основе навыков рефлексии;
 владеют социально-значимыми компетенциями;
 знают различные виды игровой деятельности и имеют опыт их
практического применения;
 имеют опыт создания и реализации социально-значимых проектов;
 имеют опыт решения кейсовых задач;
 проявляют устойчивый интерес к выбранной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать цели и задачи;
- говорить правильно и эмоционально;
- использовать механизмы эффективного общения;
- решать кейсовые задачи;
- организовывать профилактические мероприятия для учащихся начального,
среднего, старшего звена, используя разные формы работы; досуговые и
праздничные мероприятия.
Задачи второго года обучения:
1. Формировать знания о принципах организации волонтерской
деятельности,
организации
волонтерского
объединения,
управления
волонтерской организации.
2. Формировать понятия «социальное волонтѐрство», «событийное
волонтѐрство».
3. Развивать стратегии преодоления стрессовых ситуаций.
4. Формировать навыки организации разных форм здоровьесберегающих и
профилактических мероприятий, а также акций;
Ожидаемые результаты второго года обучения
Учащиеся должны знать:
8

- технологический процесс волонтѐрской деятельности;
- правила общения и продуктивного взаимоотношения людей;
- основы гигиенического и нравственного просвещения молодежи;
- особенности организации волонтѐрской деятельности;
- методы социального проектирования;
- особенности организации досуговых и праздничных мероприятий для
детей с ограниченными возможностями.
Учащиеся должны уметь:
- планировать деятельность волонтера, волонтерского объединения;
- проектировать волонтѐрские акции, проекты социальной и событийной
направленности;
- просить и оказывать социальную поддержку;
- разрабатывать и реализовывать социальные проекты;
- планировать и проводить здоровьесберегающие мероприятия, досуговые и
праздничные мероприятия.
Результаты реализации программы:
1. Знают основные направления и особенности организации влонтѐрской
деятельности
2. Умеют обобщать полученные знания и анализировать собственную
волонтѐрской деятельности.
3. Владеют социально-значимыми компетенциями.
4.Знают различные виды игровой деятельности и имеют опыт их
практического применения.
5. Имеют опыт создания и реализации социально-значимых проектов.
6. Включаются как подготовленные волонтеры в активную деятельность по
формированию здорового и безопасного образа жизни в детской, подростковой и
молодежной среде.
Анализ личностных изменений учащихся осуществляется с привлечением
педагога-психолога с использованием следующих диагностических методик:
1. Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования
ценностных ориентаций (составлен Е.Хмелевым).
2. Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности
Л.В.Байбородовой.
3. Методика диагностики личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанова,
Д.В.Григорьева.
4. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации
А.М.Прихожан.
5. Методика изучения удовлетворенности учащихся волонтерской
деятельностью (модификация изучения удовлетворенности учащихся школьной
9

жизнью А.А.Андреева).
Критерии оценки результативности освоения программы:
Критериями оценки освоения программы являются:
 личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
 метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и
навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие
навыков самоанализа и самооценки;
 предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и
виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской
деятельности в личном и социальном становлении личности.
Формы проведения текущего контроля – наблюдение, мозговой штурм,
выполнение кейсов, защита теоретической части проектов, рефлексия.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз год в виде выполнения кейса (1 год
обучения) и отчѐт по реализованным проектам (2 год обучения).
Воспитательный потенциал программы
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
10

практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
- установка на солидарность и взаимопомощь людей в российском
обществе, поддержку нуждающихся в помощи;
- установка на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя,
наркотиков и др.), понимание их вреда;
- приобретение опыта социально значимой деятельности и готовность к
гражданскому участию в жизни образовательного учреждения, города, страны.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учѐтом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
11

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных
и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы первого года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Акция «День добра и уважения»,
Сентябрь
Фотоматериалы,
творческая мастерская
Октябрь публикации в группе в
«День
Матери»,
творческая
ноябрь
социальной сети ВК
мастерская
3
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ к
5 декабря
Фотоматериалы
Всемирному дню волонтера
4
Акция
«Новогодние
декабрь
социальной сети ВК
поздравления»
Городская акция «Мы за чистоту
Февраль
Сертификат
речи»
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
5
Городской
марафон
«За
Март
публикации в группе в
здоровый образ жизни»
социальной сети ВК
6
Участие в мероприятии МБУ ДО
7 апреля
Фотоматериалы
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья

№

Календарный план воспитательной работы второго года обучения
Мероприятие
Срок
Результат
12

п/п
1
Городской марафон «За здоровье
и безопасность наших детей»
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
Всемирному дню волонтера
Городская акция «Мы за чистоту
речи»

2

проведения
Октябрь ноябрь
5 декабря

Сертификат
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
Фотоматериалы

Сертификат
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
Городской
марафон
«За Март - апрель Сертификат
здоровый образ жизни»
участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
Участие в мероприятии МБУ ДО
7 апреля
Фотоматериалы
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ
Май
Фотоматериалы

3

4

5

6

Февраль

1.2.Учебный план
№

Разделы

п/п

программы

1

Модуль 1

2

Модуль 2
Итого:

Год обучения
1-й год
2-й год

Форма промежуточной
аттестации
Выполнение кейса

144

144

Защита реализованных
проектов

288

13

1.3. Содержание учебного плана
Первый год обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№

Тема программы

I.

Мы команда!

II.

Нестандартные решения

III. Волонтѐрская деятельность
IV. Организация мероприятий
волонтерской деятельности
V. Социально-значимые
акции
VI. Социальное
проектирование
Итого

Теория

Практика

Всего

Формы
аттестации/
контроля

2
2
Комплектование
групп – 4 часа
10
10

8

Наблюдение

20

Мозговой штурм

6
12

6
12

12
24

21

21

42

20

14

34

Тест
Выполнение
кейса
Выполнение
кейса
Выполнение
кейса (ПА)

71
69
Комплектование
групп – 4 часа

144

Комплектование групп – 4 часа
I. Тема «Мы команда!» (4 часа)
Теория: Знакомство с планом работы объединения на учебный год.
Актуализация и создание правил групповой работы. Выяснение ожиданий
группы от работы объединения. Понятия «команда», «взаимодействие»,
«сотрудничество».
Практика: Упражнения на знакомство и сплочение группы. Игры на
командообразование.
Текущий контроль: наблюдение
II. Тема «Нестандартные решения» (20 часов)
Теория: Мысли оригинально. Креативное мышление в жизни. Просмотр и
обсуждение фильма. Типы и способы развития креативности. Кейс-технологии.
Практика: Практические упражнения.
Текущий контроль: мозговой штурм.
III. Тема «Волонтѐрская деятельность» (12 часов)
14

Теория: Социальная значимость волонтѐрской деятельности. Направления
волонтѐрской деятельности.
Принципы организации волонтерской
деятельности. Просмотр и обсуждение фильма
Практика: разработка интеллект карты «Кто такой волонтер?».
Текущий контроль: тест.
IV.Тема «Организация мероприятий» (24 часа)
Теория: Мероприятие. Форматы и формы проведения. Многообразие и
отличительные признаки игровых программ. Особенности составления
сценариев. Ораторское искусство. Сценическая и игровая этика. Игровая
программа. Основные правила и распространѐнные ошибки. Технология
разработки и реализации игровой программы. Разработка игровой программы по
направлению «Игры нашего двора». Разработка игровой программы по
направлению «Игры в зале. Разработка игровой программы по направлению
«Народные игры».
Практика: Практикум невербального общения. Упражнения ораторского
искусства. Дворовые игры. Игры с залом. Народные игры.
Текущий контроль: выполнение кейса.
V. Тема «Социально-значимые акции» (42 часа)
Теория: История Дня пожилого человека. Разработка поздравления. История
праздника «День педагога дополнительного образования». Разработка
поздравления. История Дня Матери. Разработка поздравления. Особенности
взаимодействия с детьми с ОВЗ. Разработка сценария мероприятия для детей с
ОВЗ «В кругу друзей». Анализ проведѐнного мероприятия «В кругу друзей».
Проект «Сила слова». Знакомство с проектом. Разработка сценарного плана в
рамках проекта.
Практика: Творческая мастерская к Дню пожилого человека. Творческая
мастерская к Дню Матери. Репетиция мероприятия для детей с ОВЗ «В кругу
друзей». Проведение мероприятия «В кругу друзей». Репетиция мероприятия в
рамках проекта «Сила слова». Проведение мероприятий в рамках проекта «Сила
слова». Анализ проведѐнных мероприятий «Сила слова».
Текущий контроль: выполнения кейса.
VI Тема «Социальное проектирование» (34 часа)
Теория: Знакомство с понятием «социальное проектирование». История
появления. Этапы социального проектирования.
Выявление проблемы
социального проекта. Способы анализа и получения данных. Как выбрать
целевую аудиторию проекта. Цель социального проекта. Знакомство с
15

методикой SMART. Правильная постановка задач социального проекта.
Планирование мероприятий в проекте. Составление календарного плана.
Привлечение партнѐров к проекту и продвижение проекта. Особенности
составления речи для защиты проекта. Анализ, рефлексия деятельности.
Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.
Текущий контроль: Выполнение кейса
Промежуточная аттестация: Выполнение кейса.
Тематический план модуля второго года обучения
№

Тема программы

Теория

Практика

Всего

I.

Мы команда!

8

8

16

II.

Нестандартные решения

10

10

20

III. Социальное
проектирование

18

8

26

IV. Социально-значимые
акции волонтерской
деятельности
V. Организация
мероприятий

25

25

50

12

20

32

73

71

144

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Выполнение
кейса
Защита
теоретической
части проекта
Рефлексия
ПА
Защита
реализованных
проектов

Итого

I. Тема «Мы команда» (16 часов)
Теория: Знакомство с планом работы объединения на учебный год.
Взаимодействие. Актуализация правил групповой работы. Работа в команде.
Личностные особенности, влияющие на работу в команде. Знакомство с
типологией ролей в команде по Р.Белбину. Коммуникация – сила! Культура речи
Практика: упражнения на сплочение и командообразования.
Текущий контроль: Наблюдение
II. Тема «Нестандартные решения» (20 часов)
Теория: Всегда ли нужна креативность? 10 самых актуальных «гибких
компетенций». Социальные задачи социальные роли.
16

Практика: Решение кейсов. Упражнения на развитие креативности.
Текущий контроль: Выполнение кейса.
III. Тема «Социальное проектирование» (26 часов)
Теория: Социальный проект. Отличительные черты от других видов проекта.
Этапы социального проектирования. Продумывание командой этапов
социального проекта. Выявление актуальных направлений деятельности.
Командообразование для написания и реализации социального проекта.
Проблема. Цели и задачи. Подбор целевой аудитории. Составление плана
мероприятий. Сбор и структурирование информации.
Практика: Подготовка наглядных пособий. Подготовка к презентации проекта.
Презентация проекта / Самоанализ проекта.
Текущий контроль: Защита теоретической части проекта
IV. Тема «Социально-значимые акции волонтѐрской деятельности» (50
часов)
Теория: Самоорганизация подростками своего времени. Как правильно оценить
свои возможности? Кризис волонтерства: переоценка смысла. Способы снятия
эмоционального напряжения. Творчество и юмор как профилактика
эмоционального выгорания волонтеров. История значимых дней.
Практика: Подготовка и проведение Акции «День добра и уважения»,
посвящѐнной Дню пожилого человека. Разработка и поздравление к Дню
учителя. Разработка поздравления к Дню отца. Поздравление к Дню отца.
Разработка поздравления к Дню матери. Творческая мастерская к Дню матери.
Разработка поздравления к Дню волонтѐра. Творческая мастерская к Дню
волонтѐра. Разработка сценария «Новый год в кругу друзей». Репетиция.
Проведение праздника «Новый год в кругу друзей». Разработка сценария
«Масленица». Репетиция. Проведение праздника «Масленица». Разработка
поздравления к 8 марта. Творческая мастерская к 8 марта.
Текущий контроль: рефлексия.
V. Тема «Организация мероприятий» (32 часа)
Теория: Подведение итогов мероприятия. Анализ результатов проведения
мероприятия. Оформление презентации по итогам реализованных проектов.
Подготовка к защите по итогам реализованных проектов. Эмоциональный и
конструктивный анализ. Самоанализ. Отчѐт по реализованным проектам.
Практика: Мероприятия в рамках плана проекта.
Текущий контроль: рефлексия.
Промежуточная аттестация: Защита реализованных проектов
17

2.Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
2.1.Календарный учебный график
Год
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль
обучения
1-й
16
18
18
16
14
18
2-й

16

20

16

16

14

16

март

апрель

май

итого

16

16

16

144

16

18

16

144

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуется в
сроки, установленные годовым календарным учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
2.2.Формы аттестации
Текущий
контроль
уровня
освоения
программы
учащимися
осуществляется в форме наблюдения за процессом и результатом деятельности,
как в ходе каждого занятия, так и по итогам изучения крупной темы программы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная аттестация,
которая проходит один раз в год в виде защиты реализованных проектов.
2.3 Оценочные материалы
Форма аттестации
Критерии оценки
Текущий контроль
1 год обучения
Тема 1. «Мы команда!»
9 б – 100% (высокий уровень)
Наблюдение
6 б – 80% (хороший уровень)
1. Степень заинтересованности темой:
3 б – 60% (средний уровень)
- полностью (2 б.)
0 б – 0% (низкий уровень)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
2. Готовность помогать другим членам
группы:
- полностью (2 б.)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)
3. Включѐнность в деятельность:
- полностью (2 б.)
-частично (1 б.)
- отсутствует (0 б.)

18

Тема 2. «Нестандартные решения»
Мозговой штурм
1. оригинальность идеи (предлагаемые
решения не должны повторять уже
известные варианты)-1б.
2. содержательность идей (идеи должны
демонстрировать ориентирование в
учебном материале)- 1б.
3. обоснованность и аргументированность
идеи.- 1 б.
Тема 3. «Волонтѐрская деятельность»
Тестирование
Тест «Волонтер – это»
За каждый правильный ответ – 1 балл
Тема 4. «Организация мероприятий»
Выполнение кейса
1. Полнота решения - 1б.
2. Оригинальность - 1б.
3. Достижимость (реалистичность) - 1 б.
Тема 5. «Социально-значимые акции»
Опрос
1. Полнота и правильность ответа - 1б.
2. Степень осознанности, понимания
изученного - 1б.
3. Языковое оформление ответа- 1б.
Тема 6. «Социальное проектирование»
Выполнение кейса

3 б – 100% (высокий уровень)
2 б – 60% (хороший уровень)
1 б – 30% (средний уровень)
0 б – 0% (низкий уровень)

5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
3 б – 100% (высокий уровень)
2 б – 60% (хороший уровень)
1 б – 30% (средний уровень)
0 б – 0% (низкий уровень)
3 б – 100% (высокий уровень)
2 б – 60% (хороший уровень)
1 б – 30% (средний уровень)
0 б – 0% (низкий уровень)
9 б – 100% (высокий уровень)
6 б – 80% (хороший уровень)
3 б – 60% (средний уровень)
0 б – 0% (низкий уровень)

2 год обучения
Тема 1. «Мы команда!»
Наблюдение
Тема 2. «Нестандартные решения»
Выполнение кейса
1. Полнота решения - 1б.
2. Оригинальность - 1б.
3. Достижимость (реалистичность) - 1 б.
Тема 3. "Социальное проектирование"
Анализ проекта, защита теоретической части
проекта

9 б – 100% (высокий уровень)
6 б – 80% (хороший уровень)
3 б – 60% (средний уровень)
0 б – 0% (низкий уровень)
3 б – 100% (высокий уровень)
2 б – 60% (хороший уровень)
1 б – 30% (средний уровень)
0 б – 0% (низкий уровень)
5 б – 100% (высокий уровень)
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
19

Тема 4. " Социально-значимые акции
волонтѐрской деятельности "
Рефлексия

10-9 б – 100% (высокий уровень)
7-8 б – 80% (хороший уровень)
4-6 б – 60% (средний уровень)
1-3б – 30% (низкий уровень)
Тема5. " Организация мероприятий "
5 б – 100% (высокий уровень)
Рефлексия
4 б – 80% (хороший уровень)
2-3 б – 60% (средний уровень)
1б – 20% (низкий уровень)
Промежуточная аттестация
1, 2 года обучения
Выполнение кейса
Критерии оценки работы (кейсзадачи):
Высокий уровень
-10-9 б – 100% (высокий уровень)
Хороший уровень
- 7-8 б – 80% (хороший уровень)
Средний уровень
-4-6 б – 60% (средний уровень)
Низкий уровень
-1-3б – 30% (низкий уровень)
Промежуточная аттестация проводится в виде защиты проектов, отчѐтов по
реализованным проектам учащихся (в форме презентации), портфолио с
достижениями учащихся и личной книжки волонтѐра.
Кейс-метод или метод ситуаций - предполагает описание реальных социальных
ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути
проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них
Критериями оценки выполненного кейс-задания являются:
-Научно-теоретический уровень выполнения кейс-задания и выступления
-Полнота решения кейса
-Степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу кейса и его
решению. Доказательность и убедительность
-Форма изложения материала (свободная; своими словами; грамотность устной
или письменной речи) и качество презентации
-Культура речи, жестов, мимики при устной презентации
-Полнота и всесторонность выводов
-Наличие собственных взглядов на проблему
20

Оценка участия в акциях, конкурсах, мероприятиях.
За каждое участие присваивается 1 балл.
Если обучающийся принял участие в мероприятиях:
15 более 70% от общего колличества, то он получает 5 баллов;
70% - 50% - 4 балла;
50% - 40% - 3 балла;
менее 40% - 2 балла
…………………………..
Социальное проектирование — особый вид деятельности подростка.
Именно, социальное проектирование позволяет подростку решать основные
задачи возраста: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;
устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием надо понимать деятельность: • социально
значимую, имеющую социальный эффект; 20 • результатом которой является
создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего
для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в
его личном опыте; • задуманную, продуманную и осуществленную подростком; •
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром,
со взрослой культурой, с социумом; • через которую формируются социальные
навыки подростка.
Оценка ответов на вопросы:
5 баллов – ответы содержательные, логически выстроенные.
4 балла – ответы содержательные, но отсутствует логика изложения.
3 балла – не раскрыта тема полностью, но ответ дан верно.
2 балла – ответ узкий, не содержательный.
0 баллов – ответ не дан.
К критериям оценки социального проекта относятся:
а) соответствие проекта целям, направлениям.
б) актуальность решаемой проектом проблемы.
в) значимость проекта для определенной социальной группы.
г) полнота анализа и понимание сути социальной проблемы, ее причин и
следствий, использование разных источников информации при постановке
проблемы;
д) наличие логической связи между проблемой, целями и задачами проекта,
продуманность последовательности действий, а также соответствие
запланированных мероприятий целям и задачам проекта;
е) вероятность выполнения проекта заявленными методами в указанные сроки;
ж) вложение привлеченных из иных источников либо собственных средств в
реализацию социального проекта.
Проект оценивается по каждому критерию отдельно по шкале от 0 до 2 баллов,
где
21

2 балла – соответствует полностью;
1 балл – соответствует частично;
0 баллов – не соответствует.
Оценка участия в акциях, конкурсах, мероприятиях.
За каждое участие присваивается 1 балл.
Если обучающийся принял участие в мероприятиях:
более 70% от общего количества, то он получает 5 баллов;
70% - 50% - 4 балла;
50% - 40% - 3 балла;
менее 40% - 2 балла.

22

2.4 Условия реализации программы
Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№

Раздел
программы

Форма
занятий

1

Мы команда!

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

2

3

Приѐмы и методы

Рассказ, «мозговой штурм» по
выработке правил работы в группе,
игры на знакомство и сплочение
группы «Снежный ком», «5 важных
вещей», демонстрация фильма с его
последующим обсуждением, работа
в
группах,
игры
на
командообразование «Объединение
по качествам», «Мой вклад в
команду»
Нестандартн Учебное
Игры
сплочение
группы,
ые решения
занятие,
демонстрация
фильма
с
его
практическо последующим
обсуждением,
е занятие
«мозговой
штурм»,
работа
в
группах, рассказ, индивидуальная
работа,
методы
развития
креативного мышления («Куб»,
«Блицтурнир»,
«Необычный
рисунок»,
«Шесть
шляп
мышления»), кейс-технологии
Волонтѐрская Учебное
Игры на сплочение группы, ролевые

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов
Наблюдение

Фильм «Всѐ в твоих
руках»,
«Легенды
«Орлѐнка», раздаточный
материал для работы в
группе, видеоматериалы
о команде.

Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Фильм «Как развит в
себе
креативность?»,
мультимедийная
презентация
«Креативное
мышление»,
видеоматериалы «Пять
типов
развития
креативного мышления»

Канцелярские
Мозговой
принадлежности, штурм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Короткометражные

Канцелярские

Тест

деятельность

занятие,
игры, рассказ, демонстрация фильма видеофильмы
практическо с его последующим обсуждением, добровольчестве
е занятие
индивидуальная работа, «мозговой
штурм», работа в группах, работа с
литературой

4

Организация
мероприятий

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

5

Социальнозначимые
акции

6

Социальное
Учебное
проектирован занятие,
ие
практическо
е занятие

Упражнения
по
ораторскому
искусству,
психогимнастические
упражнения, рассказ, групповая
дискуссия, работа в группах,
индивидуальная работа, «мозговой
штурм», работа с литературой,
изучение материалов реализованных
игр: «Игры в зале», «Игры нашего
двора», «Народные игры»
Учебное
Рассказ, демонстрация фильма с его
занятие,
последующим
обсуждением,
практическо «мозговой
штурм»,
работа
в
е занятие, группах,
групповая
дискуссия,
мероприяти индивидуальная работа, работа с
е, акция
литературой,
Игры
на
сплочение
группы,
демонстрация
фильма
с
его
последующим
обсуждением,
рассказ,
групповая
дискуссия,
работа в группах, индивидуальная
работа, «мозговой штурм», работа с

Художественная
литература,
материал
по
презентация

о принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
Выполнение
видео принадлежности, кейса
теме, мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

Видеофильмы
о
социальных
акциях,
образцы
открыток,
раздаточный материал
для
творческой
мастерской,
литературные источники
по работе с детьми ОВЗ
Презентация
"Социальное
проектирование",
видеофильм «Что может
сделать мир вокруг себя
лучше?»

Канцелярские
Выполнение
принадлежности, кейса,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
Выполнение
принадлежности, кейса
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флип24

литературой, методика
кейс-технологии

чарт)

SMART,

Методические материалы второго года обучения
№

Тема
программы

Форма
занятий

Приѐмы и методы

1

Мы
команда!

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

Беседа, рассказ, игры на сплочение
группы
и
командообразование
«Говорящие руки», «Кто быстрее»,
деловая игра «Стол переговоров»,
типология ролей по Р. Белбину,
«мозговой
штурм»,
работа
в
группах, индивидуальная работа

2. Нестандартн Учебное
ые решения занятие,
практическо
е занятие

Беседа, рассказ, «мозговой штурм»,
работа в группах, упражнение
«Социальные
роли»,
решение
кейсов, техника «Друдлы», метод
«Синектика»,
индивидуальная
работа,
групповая
дискуссия,
самоанализ
Игры
сплочение
группы
и
командообразование, ролевые игры,
демонстрация
фильма
с
его
последующим
обсуждением,
«мозговой
штурм»,
работа
в

3. Социальное
проектирова
ние

Учебное
занятие,
практическо
е занятие

Дидактический
материал
Мультимедийная
презентация по
командообразованию на
тему «Типология ролей в
команде по Белбину»,
раздаточный материал
для работы в группе
Ментальные карты, кейс
заданий по развитию
креативного мышления,
видеоматериалы по теме

видеоматериалы
по
теме,
презентация
«Разработка
и
оформление социальных
проектов», материал для

Техническое
оснащение
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)
Канцелярские
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,

Форма
подведения
итогов
Наблюдение,

выполнение
кейса

Защита
теоретическ
ой
части
проекта

25

группах, индивидуальная работа,
рассказ, беседа, самоанализ, работа с
литературой
4. Социально- Учебное
Игры на сплочение группы, ролевые
значимые
занятие,
игры, рассказ, лекция, беседа,
акции
практическо «мозговой штурм», демонстрация
волонтѐрско е
занятие, фильма
с
его
последующим
й
акция
обсуждением, работа в группах,
деятельност
индивидуальная
работа,
и
индивидуальные
консультации,
работа с учебной и методической
литературой, анализ существующих
социальных проектов
5. Организация Учебное
Групповая
дискуссия,
беседа,
мероприятий занятие,
«мозговой
штурм»,
работа
в
практическо группах, индивидуальная работа,
е
занятие, работа с литературой, самоанализ
акция

изготовления наглядных
пособий,
раздаточный
материал
Видеоматериалы
по
теме,
раздаточный
материал, презентация,
материалы
для
творческой мастерской

доска
чарт)

(флип-

Канцелярские
рефлексия
принадлежности,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт), компьютер

Презентация, материал Канцелярские
Завщита по
для проведения проекта принадлежности, реализованн
мультимедийное ым проектам
оборудование,
компьютер,
доска
(флипчарт)

26

Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага, картон и т.п.
3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установки. – М.: Академия, 2001.
2. Взросление. Любовь. Семья/ авт.-разраб. Е.Е. Смирнова. – Волгоград: Учитель,
2016. – 215 с.
3. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного
образования. – М.: Перспектива, 2011.
4. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики/ авт.-разраб. Г.С.
Чеснокова, А.В. Зякина, Е.В. Чикалова, Л.А. Мазухина. – Волгоград, 2009.
5. Выпуск 2. Соловьев А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики
химической зависимости для детей 9-12 лет. – М., 2000.
6. Выпуск 3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. первичная профилактика
наркозависимости: концепция программы организации и развития
подросткового добровольческого движения. – М., 2000.
7. Выпуск 4. Программа «Путешествие во времени». Методические
рекомендации по курсу профилактических знаний для подростков. – М., 2000.
8. Выпуск 5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. программа формирования здорового
жизненного стиля. – М., 2000.
9. Выпуск 6. Без секрета всему свету… - М., 2000.
10.Выпуск 7. Терентьев А.В., Ивашин О.И., Москвичев О.И. «Перекресток»:
реабилитационная программа. – М., 2000.
11.Гладышева
О.С.,
Кузоватова
Е.Е.,
Еделева
Е.Г.
Организация
профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системнодеятельностный подход. – Нижний Новгород: ГБОУ ДПО «Нижегородский
институт развития образования», 2015.
12.Грибанова О.В. Информационные технологии профилактики наркомании. –
Волгоград.: Учитель, 2016. – 265 с.
13.Здоровая Россия – общее дело: программа для проведения интерактивных
занятий/сост.: А.А. Дягтярев, М.А. Дегтярева, Я.В. Ковалевский, А.И.
27

Ковалевская. – М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело»,
2015. – 33 с.
14.Конфликт и общение. Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов.
– Кинишэу: ARS, 1997.
15.Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9
класс / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
16. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.
10-11классы / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2014.
17.Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и
профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П.Кучегашева,
Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина; под.ред. Ю.В.Науменко. – М.: Глобус, 2008.
18.Профилактика ВИЧ – инфекции и наркомании у подростков средствами
образования/ О. С. Гладышева, Н. Н. Носов, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева, Ю.
В. Помазова, И. Э. Борисов, И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, Е. Ф. Горьева.
– Н. Новгород: НГЦ, 2004.
19.Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.
Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. – М.: ВАКО, 2004.
20.Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению
и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство/ под ред. О. С.
Гладышевой. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования,
2008.
21.Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
детей: инновационные подходы/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, В. А. Малинин.
– Н.Новгород: НИРО, 2012. – 219 с.
22.Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. –
Нижнийновгород, 2009. – 80 с.
23.Тренинги с подростками/ авт.-разраб. Ю.А. Григорьева, Т.Ф. Илларионова,
О.В. Расулова, А.В. Семенченко, К.П. Сулимова. – 3-е издание – Волгоград:
Учитель, 2016. – 196 с.
24.Уроки здоровья и ОБЖ: метод. рекомендации для учителя к интегрир. курсу:
7-й год обучения/ авт.-разраб. О.С. Гладышева, М. В. Шуклина. – Н.Новгород:
НИРО, 2011. – 142 с.
Список литературы для учащихся
1. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. – СПб.: Питер, 2008.
2. Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим
мужчиной. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2001.
3. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов – самоисследований. – СПб, Питер Пресс,
1996.
28

4. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А. Практическая психология для подростков, или
Вся правда о наркотиках. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2008
5. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Кострома.:
Вариант, 2000.
Список литературы для родителей
2. Выбойщик Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о
своѐм ребѐнке - М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 320с.
3. Дакко П. Новое искусство жить. Институт практической психологии для
школьников - М.: 2009. – 256с.
4. Зеланд В. Пространство вариантов. Трансерфинг реальности. Ступень 1 Санкт-Петербург: ИГ Весть, ГлазГора, 2009. – 224с.
5. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов – самоисследований. – СПб, Питер Пресс,
1996.
6. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения – Екатеринбург:
АРДЛТД, 2012.

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».