Содержание
№.п/п
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Учебный план
1.3. Содержание учебного плана
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы.
2.1 Календарный учебный график
2.2 Формы аттестации
2.3 Оценочные материалы
2.4. Условия реализации программы.
3.
Список литературы
2
Стр.
3
12
12
16
17
17
20
25
1. Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа «Ребята и зверята» (далее – программа) основана на учебных изданиях
Г.К.Зайцева «Твои первые уроки здоровья», «Уроки Мойдодыра», «Уроки
Айболита», парциальной программе О.В. Воронкевича «Добро пожаловать в
экологию», а также Федеральной программе «Разговор о здоровье и правильном
питании» под редакцией М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А.Филипповой, которая
включает в себя рабочую тетрадь «Разговор о здоровье и правильном питании». В
программу включены интегрированные занятия учебного пособия «Здорово быть
здоровым!» под редакцией Г.Г.Онищенко.
Направленность программы: социально–гуманитарная.
Программа способствует социальной адаптации детей с ОВЗ, повышает
уровень готовности дошкольников к дальнейшему переходу в начальную школу.
Создает условия для развития коммуникативной, социально успешной личности.
Актуальность программы обусловлена проблемой включения детей с
ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества. В России
численность детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18
лет неуклонно растет. Программа дает возможность повысить интерес
дошкольников к окружающему миру в целом и своему здоровью, в частности.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа дает реальную
возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного
пути, обеспечивает переживание ситуации успеха, расширяет образовательное
пространство.
Программа способствует:
- формированию у детей с ОВЗ базовых знаний о строении тела живых
существ (поможет детям узнать, как устроено наше тело, и сравнить его со
строением тела разных животных);
- совершенствованию умений взаимодействия с людьми, правильном
распознавании и назывании эмоционального состояния (своего и окружающих);
- развитию у детей с ОВЗ навыков общения в различных жизненных
ситуациях со сверстниками, родителями, учителями и другими окружающими их
людьми;
- формированию у детей мотивационной сферы гигиенического поведения,
представлений об основных принципах рационального питания, о полезных
продуктах;
- освоению навыков безопасного поведения в быту и на улице, а также о
бережном отношении к природе.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность настоящей программы в том, что дети
старшего дошкольного возраста с ОВЗ имеют возможность путем
3
дополнительного образования получить более глубокие знания, касающиеся
собственного здоровья, рационального питания и развить навыки более высокого
уровня, нежели на занятиях по окружающему миру в детском саду. Программа
помогает формировать уважительное отношение к людям труда, педагогам и
сверстникам.
Кроме того дети получают возможность наблюдать сходства и различия в
строении и поведении человека и обитателей живого уголка, знакомиться с
новыми животными во время непосредственного взаимодействия с ними (в
процессе экскурсии в живой уголок).
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в
целостности изучения и комплексном подходе к охвату предметного поля темы
здорового образа жизни (ЗОЖ). Программа рассматривает ЗОЖ как совокупность
личностного, эмоционального, физического, социального, интеллектуального и
духовного аспектов. Программа помогает знакомству детей с каждым аспектом и
способствует формированию у дошкольников ответственного отношения к себе и
своему здоровью.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два года
обучения, общее количество учебных часов 144.
Формы обучения – очная, групповая.
Режим занятий – два раза в неделю, продолжительность занятия 35 минут,
72 часа в год.
Адресат программы:
Программа реализуется на основе сетевого взаимодействия, целевой
аудиторией программы являются воспитанники ГБДОУ «Детский сад № 67»
компенсирующего вида.
Интеллектуально
воспитанники
ГБДОУ
«Детский
сад
№67»
компенсирующего вида не отличаются от учащихся общеобразовательных
организаций того же возраста. У учащихся наблюдаются проблемы с опорнодвигательным аппаратом. Характерные диагнозы учащихся группы:
- вальгусная деформация стоп – 5 человек;
- продольно поперечное плоскостопие – 4 человека;
- дисплазия тазобедренных суставов – 4 человека;
- дисфункция мелкой мускулатуры верхних конечностей – 2 человек.
Перечисленные выше проблемы требуют соблюдения специальных условий:
- беспрепятственный доступ учащихся в учебный класс;
- наличие специальных кресел;
- включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия,
точность воспроизведения, ритмичности;
- ограничение на включение в образовательный процесс игр, содержащих
быстрый бег, прыжки, лазание, игры с мячом.
- избегать форм работы, включающих длительные переходы пешком.
Количество учащихся в группе – 8 человек.
Возраст учащихся – 5-6 лет.
4
Программа является программой стартового (ознакомительного) уровня. В
ходе реализации программы происходит первичное знакомство с анатомией
человека, его возрастными изменениями и способами самообслуживания. Дети
получают первичные сведения по биологии, знакомятся с разнообразными
способами конструктивного взаимодействия с окружающими, учатся безопасному
поведению в быту.
Программа может использоваться в работе педагога дополнительного
образования, воспитателя детского сада.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос. Педагог ориентирован на
предупреждение в процессе деятельности трудностей, связанных с недостатками
познавательных процессов за счет упрощения инструкции, увеличения доли
индивидуальной помощи ребенку, модификации заданий для повышения
вероятности их успешного выполнения.
Методические материалы к программе позволяют проводить занятия
дистанционно.
Программа разработана с учетом требований:
1. Конвенции о правах ребенка.
2. Конституции Российской Федерации.
3. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
4. Национальный проект «Образование» на 2019-2024 гг. (утв. президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16).
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденная Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 № 1642.
6. Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
5
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа структурирована в соответствии с письмом Министерства
образования Нижегородской обл. № 316-01-100-1674 от 30 мая 2014 года <О
направлении методических рекомендаций> (вместе с «Методическими
рекомендациями по разработке образовательной программы образовательной
организации
дополнительного
образования»);
письмом
Министерства
образования и науки РФ 09-3242 от 18.11.2015 года <О направлении
информации> (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые
программы»); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей).
- Уставом МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержден
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальными нормативными актами МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующими образовательную деятельность.
Цель программы – формирование у детей элементарных знаний о здоровье
и здоровом образе жизни через осознание ценности жизни, здоровья и
безопасности.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
Обучать детей речевым средствам общения.
Дать представления об их собственных эмоциях и эмоциях других людей,
научить передавать эмоции разными средствами.
Дать представления об анатомических особенностях живых существ.
Дать представления о строении человеческого тела, учить видеть
характерные отличия мальчиков и девочек во внешнем облике, поведении и
физических возможностях.
Формировать представления о полезности продуктов питания.
Учить безопасному поведению в быту, на улице, на природе.
6
Развивающие:
Развивать способность реально оценивать свои желания, соотнося их с
пользой для здоровья.
Развивать умения находить положительное решение в конфликтных
ситуациях.
Развивать творческие способности и воображение.
Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со
сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
Формировать у детей умения и навыки практического владения
выразительными средствами (голос, мимика, жесты).
Воспитательные:
Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому
и родному человеку – маме.
Формировать представления о нравственном поведении, необходимом во
взаимодействии между людьми, о добре и зле, о необходимости уважения,
доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, заботливом отношении к
окружающим и природе.
Воспитывать любовь к труду, уважительное отношение к людям труда и
бережное отношение к продуктам труда.
Коррекционно – развивающие:
Развивать мелкую моторику и тактильное восприятие.
Развивать осмысленное отношение к выполняемым заданиям.
Учить целенаправленным действиям под руководством взрослого,
действиям на основе предшествующей демонстрации (при необходимости
пошаговой), самостоятельным действиям по пошаговой словесной инструкции.
Задачи второго года обучения
Образовательные:
Формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,
безопасности жизни, физического воспитания.
Углублять представления об основных принципах питания (со значением
витаминов, разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, режиме
питания).
Научить простейшим операциям по уходу за питомцами живого уголка
(содержание, кормление).
Дать детям представления о некоторых профессиях.
Развивающие:
Развивать умение распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых
продуктов.
Развивать мотивацию к здоровому образу жизни.
Расширять знания о народных традициях.
Развисать и обогащать творческие способности детей.
Расширять и обогащать активный словарь.
Воспитательные:
7
Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о
семье, ее составе, семейных традициях).
Воспитывать уважение к жизни, достоинству и свободе каждого человека, к
традиционным российским ценностям.
Дать представления об ответственном отношении к своим питомцам.
Воспитывать уважение к повседневному труду родителей в семейном быту,
стремление помогать им в этой деятельности.
Формировать умение работать в команде, воспитывать чувство
сопереживания, взаимопомощи.
Коррекционно – развивающие:
Развитие социально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости,
выдержки).
Развивать осмысленное отношение к выполняемым заданиям.
Учить целенаправленным действиям под руководством взрослого,
действиям на основе предшествующей демонстрации.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
Результаты обучения:
Дети научатся распознавать и называть эмоциональное состояние (свое и
окружающих), правильно называть и выражать свои мысли и чувства,
контролировать свое поведение в общении с окружающими их людьми.
Получат представления о полезных продуктах и получат возможность
пересмотреть свой рацион.
Результаты развития:
Научатся безопасному поведению в быту и на улице.
Повысится ручная умелость, ритмичность движений.
Результаты воспитания:
Получат представления о своей Российской культурной принадлежности.
Разовьют уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к
продуктам труда.
Усвоят основы нравственности во взаимоотношениях с родителями,
сверстниками и незнакомыми взрослыми, научатся понимать других, слышать и
понимать чужую боль, страдания, смогут вовремя протянуть руку помощи
нуждающемуся.
Результаты коррекционно-развивающей работы:
Положительные изменения в развитии моторики, тактильного восприятия,
бытовых навыков (ребенок способен совершать скоординированные действия;
понимать температуру, фактуру, форму, текстуру тактильно воспринимаемых
объектов и предметов; контролировать мышечную силу при взаимодействии с
различными объектами и предметами).
Положительные изменения в развитии когнитивных способностей (ребенок
проявляет осмысленное отношение к выполняемому заданию, заинтересован в
результатах своей работы; при затруднениях может попросить помощь педагога;
8
может ответить на вопрос о том, что ему было сложно делать, а что легко, и
почему).
Ожидаемые результаты второго года обучения:
Результаты обучения:
Освоят необходимые оздоровительные упражнения, правила гигиены.
Узнают правила безопасного поведения и поведения в опасных
(критических, экстремальных) ситуациях.
Научатся простейшим действиям по уходу за питомцами.
Получат представление о том, как продукты влияют на здоровье, научатся
самостоятельно составлять свой рацион, освоят способы приготовления
простейших блюд.
Результаты развития:
Повысится усидчивость.
Сформируется умение поднимать руку для ответа.
Результаты воспитания:
Дети познакомятся с историей своей семьи, что поможет развитию
уважения к близким, умению понимать своих родственников.
Приобретут опыт межличностных отношений со взрослыми и
сверстниками.
Познакомятся с русскими народными традициями; праздниками и
особенностями кулинарии других народов, будут иметь представление о
традиционных российских ценностях.
Результаты коррекционно-развивающей работы:
Положительные изменения в развитии социально – волевой сферы
(навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки).
Положительные изменения в формировании и развитии когнитивных
способностей (ребенок проявляет осмысленное отношение к выполняемому
заданию, заинтересован в результатах своей работы; при затруднениях может
попросить помощь педагога; может ответить на вопрос о том, что ему было
сложно делать, а что легко, и почему).
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Воспитательный потенциал программы
Цель: развитие личности и социализация детей с ОВЗ.
Задачи:
усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей;
формирование и развитие личностного отношения детей к учебной
деятельности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
учебном коллективе;
9
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий;
. формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимное уважение, бережное отношение к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде.
Формы и методы воспитания:
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными
к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации в ходе учебных занятий в
соответствии с содержанием программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
инструктаж, пример); методы организации деятельности и формирования опыта
поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы
стимулирования (работа в парах, поощрение), методы контроля, самоконтроля и
самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации детского дошкольного учреждения в соответствии с
нормами и правилами работы.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью,
10
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Календарный план 1 года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Мероприятие
Срок
Результат
проведения
«В гостях у Мойдодыра»
сентябрь
Выставка рисунков
«Подарок для мамы»
Октябрь - Продуктивная деятельность
ноябрь
Кинолекторий «Самый большой
Декабрь
Беседа
друг»
«Защищать родину – почетно!»
Февраль
Наблюдение, продуктивная
интерактивное занятие
деятельность
Интерактивная игра «Я один
Март Создание
памяток
о
дома»
апрель
безопасности
Урок Эколят
Апрель
Фотоотчет
Кинолекторий
«Что
такое
Май
Плакат
экология»
Календарный план 2 года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6.
Мероприятие
Срок
Результат
проведения
Кинолекторий «Уроки тетушки
сентябрь
Беседа
Совы. Учимся чистить зубы»
Виртуальная
экскурсия Октябрь - Беседа
«Кулинарные традиции на Руси»
ноябрь
Интерактивное занятие «Папа,
Декабрь
Наблюдение
мама, я – дружная семья»
Интерактивное занятие «Правила
Февраль
Создание
памяток
о
на всю жизнь»
безопасности
Проект «Береги планету – другой,
Март Мини-урок
для
подобной нету»
апрель
дошкольников
Эколята – молодые защитники
Апрель
Фотоотчет
земли
Интерактивное
занятие
«Мы
Май
Продуктивная деятельность
теперь ученики»
11
1.2. Учебный план
№
Разделы программы
Год обучения
п/п
1-й год
1
Модуль 1
2
Модуль 2
2-й год
Форма
промежуточной
аттестации
Тест
72
72
Итого:
Игра
144
1.3. Содержание учебного плана
Первый год обучения
№
Тема
1.
Как мы
устроены
2.
Где мы живем
3.
Злюсь, боюсь,
радуюсь,
огорчаюсь
Как мы
общаемся
Чтобы ничего не
случилось
Мы все с
планеты Земля
4.
5.
6.
Итого
Теория
Практика
Комплектование
групп - 2 часа
4
14
4
6
Всего
20
Формы аттестации/
контроля
Игра «Кто что любит»
10
Рисунок «Моя семья»
3
7
10
Рисунок «Какой я»
2
11
13
2
7
9
3
7
10
Игра «Правила
дружбы»
Викторина «Внимание,
красный!»
Творческое задание
«Как вести себя в лесу»
Промежуточная
аттестация: тест «Мое
здоровье»
18
52
Комплектование
групп - 2 часа
72
Тема 1. Как мы устроены (20 часов)
Комплектование групп – 2 часа
Теория:
Введение. Давайте знакомиться. Самые полезные продукты, Овощи и фрукты
(загадки).
Практика:
12
Что у меня есть. Что есть у животных. в Уголок живой природы. Лапы,
жабры, крылья, хвост. Как я двигаюсь. Как двигаются животные? Кто летает, а
кто ползает? Дружи с водой. Почему мы болеем? Виртуальная экскурсия «Купим
овощи к обеду». Составление загадок об овощах и фруктах. Игра «Накроем стол».
Кто такие «травоядные»? Что едят хищники? Экскурсия в Уголок живой
природы.
Текущий контроль: игра «Кто что любит».
Тема 2. Где мы живем (10 часов)
Теория:
Что такое «семья» и зачем она нужна. Самый главный человек для каждого.
Главный мужчина в нашей семье. Самые старшие. Братья и сестры.
Практика:
Легко ли быть мамой. Подарок для мамы. Чем помочь самым старшим.
Кинолекторий «Есть ли семья у животных». «Одиночки и дружилки» экскурсия в
Уголок живой природы». Игра «Мамы и детки»
Текущий контроль: рисунок «Моя семья».
Тема 3. Злюсь, боюсь, радуюсь, огорчаюсь (10 часов)
Теория:
Хорошо ли быть злым. Добрые и злые персонажи в сказках. Мои питомцы.
Практика:
Добро и зло. Что нас радует и огорчает. Настроение Бабы Яги. Почему
собака бывает кусачей. Откуда берутся бродячие животные.
Текущий контроль: рисунок «Какой я».
Тема 4. Как мы общаемся (13 часов)
Теория:
Из чего же сделаны наши мальчики. Из чего же сделаны наши девочки.
Практика:
Учимся справляться со своими эмоциями. «Три подружки» игра с
элементами тренинга. Как общаются животные? Кто сказал «мяу»? экскурсия в
Уголок живой природы «Разговорчивые звери». Кто чем поет? Какие бывают
приветствия? Вежливые слова. Самый «большой друг».
Текущий контроль: игра «Правила дружбы».
Тема 5. Чтобы ничего не случилось (9 часов)
Теория:
Откуда берутся болезни. Витамины – лекарство или лакомство?
Практика:
Я один дома. Электричество – это опасно. «Как это случилось» правила
пожарной безопасности. Берегись огня. Виртуальная экскурсия «Перекресток».
Плакаты на тему «Дорога глазами детей».
Текущий контроль: викторина «Внимание. Красный!»
Тема 6. Мы все с планеты Земля (10 часов)
Теория:
Что такое «Экология» Вода – источник жизни.
Практика:
13
Как утолить жажду? «Кто живет в воде» экскурсия в Уголок живой природы.
Водные обитатели. Как сохранить воду? Зачем человеку лес? Вот и лето пришло!
Текущий контроль: творческое задание «Как вести себя в лесу»?
Промежуточная аттестация: тест «Мое здоровье».
Второй год обучения
№
Раздел
программы
Как мы
устроены
Хотим быть
здоровыми
Теория
Практика
Всего
2
16
18
4
16
20
3.
Люди вокруг
нас
3
7
10
4.
Моя
безопасность
5
7
12
Викторина «Уроки
безопасности»
5.
Я иду в школу
3
9
12
Самоанализ «Что
должен уметь человек в
7 лет»
Промежуточная
аттестация: игра «Как
вырасти здоровым»
Итого
17
55
72
1.
2.
Формы аттестации/
контроля
Тест «У кого что»
Дидактическая игра
«Чтобы быть
здоровым»
Рисунок «Когда я буду
взрослым»
Тема 1. Как мы устроены (18 часов)
Теория:
Введение. Чтобы глаза глядели. Чтобы уши слышали. Наша бедная кожа.
Крепкие зубы. Зачем человек спит. Руки и ноги еще пригодятся.
Практика:
Я расту. Антропометрия на начало года, сравнение с результатами прошлого
года, выводы. Как видят животные. Что помогает сохранить «зоркий глаз».
Разные – разные уши. Мех и чешуя. Крылья, ноги и хвосты. Держи осанку. Как
сохранить улыбку красивой. Есть ли зубы у птиц. Правила крепкого сна.
Кинолекторий: «Уроки тетушки Совы», «Птичка Тари», «Учимся чистить зубы»,
«Крылья, ноги и хвосты», «Сони животного мира».
Текущий контроль: тест «У кого что».
Тема 2. Хотим быть здоровыми (20 часов)
Теория:
Микробы, кто они? Что такое «режим питания». Завтрак. Что нам съесть на
обед? Полдник – время есть булочки. Ужин. Кулинарные традиции на Руси.
Практика:
14
Знакомство с микроскопом. Из чего варят кашу? Как сделать кашу вкусной?
Правильный обед. Полезный бутерброд. Ужин готовим по правилам. Веселая
рыбалка. Пейте, дети, молоко. Виртуальная экскурсия «Идем в столовую». Зачем
нужна зарядка? Прыгают, бегают, летают… Кинолекторий: «Сколько раз едят
животные?», «Кто любит рыбку?», «Молочный Нептун».
Текущий контроль: дидактическая игра «Чтобы быть здоровым».
Тема 3. Люди вокруг нас (10 часов)
Теория:
Вот какая мама. Люди с ОВЗ.
Практика:
Легко ли быть мамой? Буду как папа (дедушка). Папа, мама, я – дружная
семья. Кто нас лечит? Кто готовит нам еду? Как вести себя в театре. Неравные
возможности. Кто такие «незнакомцы». Друзья, приятели и …
Текущий контроль: рисунок «Когда я буду взрослым».
Тема 4. Моя безопасность (12 часов)
Теория:
Как вести себя во время болезни. Осторожно, лекарства! Правила на всю
жизнь. Если беда случилась. Скоро лето.
Практика:
Самые нужные номера. Игра – практикум «Как вызвать службы быстрого
реагирования». Ты в незнакомом месте. Один дома. Какую пищу можно найти в
лесу. Внимание, дорога. На реке, на озере. На колесах веселее. Кинолекторий:
мультфильмы из серии «Спасик и его друзья». «Как это случилось», «Можно и
нельзя». В каждое занятие включается оздоровительная гимнастика для
определенных частей тела.
Текущий контроль: викторина «Уроки безопасности».
Тема 5. Я иду в школу (12 часов)
Теория:
Кто такие «ученики»? Правила поведения в школе. Правила дружного
класса. Кто такой «ответственный хозяин»?
Практика:
Мы теперь ученики! Классные правила. Что такое «опрятность» и кто о ней
заботится? Я – самостоятельный. Правила дружного класса. Кто хорошо работает,
тот хорошо отдыхает. Самостоятельная работа с учебником «Здорово быть
здоровым» под редакцией Г.Онищенко. «Твое время в твоих руках « составление
режима дня. Мама разрешила завести питомца. Как правильно подойти к этому
вопросу? Правила ответственного хозяина. Как правильно закаливаться?
Подготовка самостоятельных выступлений
о разных видах закаливания с
последующей презентацией. Лето – славная пора. Кинолекторий: мультфильмы из
серии «Спасик и его друзья», «На лесной тропе», «На последней парте»,
«Баранкин, будь человеком!»
Текущий контроль: самоанализ «Что должен уметь человек в 7 лет».
Аттестация по итогам года: игра «Как расти здоровым».
15
2. Комплекс организационно-педагогических условий
адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
\
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) адаптированной программы
«Ребята и зверята»
год обучения
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
итого
1-й
8
10
8
8
6
8
8
10
6
72
2-й
8
10
8
8
6
8
8
10
6
72
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
16
2.2. Формы аттестации
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Формы проведения текущего контроля – тестирование, оценка рисунка,
игра или творческое задание в конце изучения каждого раздела программы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз в год в виде тестирования на первом и в
виде игры втором году обучения по программе.
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы и индивидуальной
динамики учащихся проводится два раза в год с использованием карты развития
личностных качеств учащихся с ОВЗ,
Карта развития личностных качеств учащихся с ОВЗ предполагает
фиксирование изменений динамики по заданным критериям на основе
педагогического наблюдения. Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3
баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, 1 балл - незначительная
положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения,
2 балла - наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых
отработанных ситуациях воспроизводит сформированные навыки, 3 балла значительный прирост в развитии.
2.3. Оценочные материалы
Контрольные материалы первого года обучения
Игра «Кто что любит»
Обработка данных:
80-100 % (высокий уровень) - ребенок указал, что любит человек и , что любят
животные, смог объяснить свой выбор;
60 – 79% (хороший уровень) - ребенок указал, что любит человек и, что любят
животные и объяснил свой выбор с помощью взрослого;
59 - 30% (средний уровень) - ребенок выполнил задание частично, но объяснить
свой выбор не смог;
менее 29% (низкий уровень) - ребенок не выполнил задание.
Рисунок «Моя семья»
Обработка данных: 9-10 баллов – 81%-100% (высокий уровень).
7-8 баллов - 61%-80% (хороший уровень).
4-5 баллов – 41%-60% (средний уровень).
2-3 балла – 0%-40% (низкий уровень).
Рисунок «Какой я»
Обработка данных: 9-10 баллов – 81%-100% (высокий уровень).
7-8 баллов - 61%-80% (хороший уровень).
4-5 баллов – 41%-60% (средний уровень).
2-3 балла – 0%-40% (низкий уровень).
Игра «Правила дружбы»
Обработка данных: 8-7 баллов – 81 – 100% (высокий уровень)
17
6-5 баллов – 61 – 80% (хороший уровень)
4-3 балла – 31 – 60% (средний уровень)
2-1 балла – 0 – 30% (низкий уровень)
Викторина «Внимание, красный!»
Обработка данных: 5 баллов – 81%-100% (высокий уровень).
4 балла – 61%-80% (хороший уровень).
3 балла – 31%-60% (средний уровень).
1-2 балла – 0%-30% (низкий уровень).
Творческое задание «Как вести себя в лесу»
Обработка данных:
Ребенок отобразил 5 – 6 аспектов правильного поведения в лесу– 81%-100%
(высокий уровень)
Ребенок отобразил 3-4 аспекта – 61%-80% (хороший уровень).
Ребенок отобразил 1- 2 аспекта – 31%-60% (средний уровень).
Ребенок не знает ни одного аспекта– 0%-30% (низкий уровень).
Промежуточная аттестация первого года обучения:
тест «Мое здоровье»
Детям предоставляется схема с изображением семи составляющих здоровья:
медицина, еда, друзья, увлечения, настроение, семья, природа (экология) и
предлагается отметить (подчеркнуть) наиболее значимые для них составляющие.
Каждая составляющая оценивается в один балл.
Критерии оценки:
- ребенок отметил 6-7 аспектов –7 баллов 81%-100% (высокий).
- ребенок отметил 4-5 аспектов - 5 баллов 61-80% (хороший).
- ребенок отметил 3 аспекта - 3 балла 41-60% (средний).
- ребенок отметил 1-2 аспектов – 1-2 балла 0-40% (низкий).
Контрольные материалы второго года обучения:
Тест «У кого что»
Обработка данных: ребенок знает и объясняет различия в анатомии человека и
животных – 81 – 100% (высокий уровень)
-Ребенок знает и объясняет различия в анатомии человека и животного с
помощью взрослого – 61 – 80% (хороший уровень)
-Ребенок выполняет задание вместе со взрослым – 41 – 60% (средний уровень)
-Ребенок не может выполнить задание – 0 – 40% (низкий уровень)
Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым»
Обработка данных: ребенок верно указал 6 аспектов здоровья и объяснил свой
выбор 81 – 100% (высокий уровень)
-Ребенок верно указал 6 аспектов здоровья, но объяснил с помощью взрослого 61
– 80% (хороший уровень)
-Ребенок указал аспекты здоровья только с помощью взрослого – 41 – 60%
(средний уровень)
18
-Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого 0 – 40%
(низкий уровень)
Рисунок «Когда я стану взрослым»
Обработка данных: ребенок знает название профессии и отражает в рисунке
характерные атрибуты– 81%-100% (высокий уровень);
-Ребенок знает название профессии, но ему нужна помощь взрослого– 61%-80%
(хороший)
-Ребенок затрудняется в названии профессии и ему нужна помощь взрослого –
36%-60% (средний);
-Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого - 0%-35%
(низкий уровень).
Викторина «Уроки безопасности»
Обработка данных: 9-10 баллов – 81%-100% (высокий уровень);
7-8 баллов – 61%-80 % (хороший уровень);
5-6 баллов – 41%-60% (средний уровень);
3-4 балла – 0%-40 % (низкий уровень).
Самоанализ «Что должен уметь человек 7 лет»
Обработка данных:
-Ребенок объективно оценивает свои умения и делает выводы – 81%-100%
(высокий уровень);
- оценивает свои умения и делает вывод с помощью взрослого – 61%-80 %
(хороший уровень)
-Ребенок затрудняется самостоятельно оценить свои умения – 41%-60%
(средний уровень);
-Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого– 0%-40 %
(низкий уровень).
Промежуточная аттестация второго года обучения:
игра «Как вырасти здоровым»
Для анализа результативности работы по формированию представлений о
здоровье и правильном питании используются карточки настольной игры. В
игру включены темы: «Здоровье», «Гигиена», «Безопасность, «Спорт»,
«Питание». Каждая тема включает в себя 6 пар карточек. Учащегося просят
выбрать те, которые направлены на сохранение здоровья. Каждый правильный
ответ (карточка) 1 балл.
Критерии оценки:
27-30 баллов – высокий уровень 100%;
26 - 22 балла – хороший уровень 80%;
21 – 17 – средний уровень 60%;
16 и менее – низкий уровень 40%.
19
2.4. Условия реализации программы
Методические материалы
Методические материалы первого года обучения
№
Тема
Форма
занятия
Методы и
приемы
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные:
демонстрация, работа
со схемами, картинами,
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика.
Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные:
демонстрация, работа с
фотографиями,
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика, решение
проблемных ситуаций.
Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные:
20
Иллюстрации с изображением
человека, разных продуктов,
игра «Самые полезные
продукты», схемы движений,
картинки с изображением
предметов гигиены, кубик
здоровья, раздаточный
материал с заданиями.
Канц.товары,
пиктограммы, мяч,
шарф или платок для
п.игры.
мультимедийное
оборудование,
презентации.
Фото с изображением людей
разного возраста, атрибуты
для сюжетно-ролевых игр,
дид.игра «Мамы и детки»
м/фильм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
канц.товары,
Рисунок
«Моя
семья»
Пиктограммы с изображением м/фильм,
разных эмоций, разноцветные мультимедийное
камешки,
«Стаканчики
с оборудование,
Рисунок
«Какой я»
1
Как мы
устроены
Интерактивное занятие,
виртуальная экскурсия
2
Где мы
живем
Интерактивное занятие
3
Злюсь,
боюсь,
радуюсь,
Интерактивное занятие
Формы
подведения
итогов
Игра «Кто
что любит»
огорчаюсь
4
Как мы
общаемся
Практикум с элементами
тренинга, экскурсия
5
Чтобы
ничего не
случилось
Интерактивное занятие,
виртуальная экскурсия
6
Мы все с
планеты
Земля
Интерактивное занятие,
экскурсия
демонстрация, работа с
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика, проектная
деятельность.
Словесные: рассказ,
беседа, чтение вслух.
Наглядные:
демонстрация, работа
со схемами, картинами,
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика, проектная
деятельность.
Словесные: рассказ,
беседа, чтение вслух.
Наглядные:
демонстрация,
просмотр
мультфильмов,
картинами,
иллюстрациями.
Практические: игра,
работа с микроскопом,
изо. деятельность,
гимнастика, проектная
деятельность.
Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные:
21
настроением»,
изображения компьютер,
сказочных героев
канц.товары.
Сказка «Упрямые козы»,
В.Осеева «Сам себя наказал»,
В. Драгунский «Тайное всегда
становится явным».
К.Ушинский «Вместе тесно,
врозь скучно»
м/фильм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
канц.товары,
презентации
Игра
«Правила
дружбы»
Учебные фильмы из серии
«Спасик», мультфильмы из
серии «Уроки доброты с
тетушкой Совой»
м/фильм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
презентации,
канц.товары,
микроскоп.
Викторина
«Внимание,
красный!»
Лабораторное оборудование,
микроскоп, карты- схемы для
самостоятельной работы,
мультфильм,
мультимедийное
оборудование,
Творческое
задание «Как
вести себя в
демонстрация, работа
со схемами, с атласом.
Практические: игра,
наблюдение,
гимнастика, проектная
деятельность с
элементами
исследования
атлас «Животные»,
иллюстрации с изображением
животных, аквариум с
рыбками
компьютер,
презентации,
канц.товары,
лесу»
Промежуточн
ая
аттестация:
тест «Мое
здоровье»
Методические материалы второго года обучения
№
Тема
Форма
занятия
1
Как мы
устроены
Интерактивное занятие,
экскурсия
2
Хотим быть
здоровыми
Интерактивное занятие
Методы и
приемы
Словесные: рассказ,
беседа, чтение вслух.
Наглядные:
демонстрация, работа с
плакатами,
иллюстрациями,
атласом.
Практические: игра,
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика, совместная
работа с родителями.
Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные:
демонстрация, работа с
муляжами, гербарием,
макетами,
иллюстрациями.
Практические: игра,
22
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
Атлас «Человек», макеты и
плакаты с изображением
частей тела человека, схемы
движений, картинки с
изображением предметов
гигиены, кубик здоровья,
раздаточный материал с
заданиями
Мультимедийное
оборудование,
аудиозаписи,
мультфильмы,
презентации
Гербарий злаковых растений,
набор круп, макеты блинов и
бутербродов, карточки с
изображением продуктов,
муляжи молочных продуктов,
картинки с млекопитающими
Мультимедийное
оборудование,
аудиозаписи,
мультфильмы,
презентации,
микроскоп и набор
препаратов
Формы
подведения
итогов
Тест «У кого
что»
Дидактическа
я игра «Чтобы
быть
здоровым»
3
Люди вокруг
нас
Интерактивное занятие
4
Моя
безопасность
Интерактивное занятие
5
Я иду в
школу
Интерактивное занятие
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика.
Словесные: рассказ,
беседа, чтение вслух.
Наглядные:
демонстрация, работа с
иллюстрациями.
Практические:
сюжетно-ролевая игра,
выполнение заданий,
гимнастика.
Словесные: рассказ,
беседа, чтение вслух.
Наглядные:
демонстрация, работа с
картинами,
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика, работа с
рабочими тетрадями.
Словесные: рассказ,
беседа, чтение вслух.
Наглядные:
демонстрация.
Практические: игра,
выполнение заданий,
изо. деятельность,
гимнастика, работа с
рабочими тетрадями, с
трафаретами.
23
Стихи о семье, матери.
Карточки с изображением
трудовых домашних действий,
Наборы игрушечной посуды,
одежда для с\р игр
Мультимедийное
оборудование,
аудиозаписи,
мультфильмы,
презентации
Рисунок
«Когда я буду
взрослым»
Атрибуты для игры
«Светофор», картинки с
изображением детей, листы
А3 для плакатов и рисунков
Мультимедийное
оборудование,
аудиозаписи,
мультфильмы,
презентации,
телефон
Викторина
«Уроки
безопасности
»
Трафареты «Режим дня»,
игрушечные часы, рабочие
тетради
«Здоровым
быть
здорово» под редакцией Г.
Онищенко,
игрушечные
домашние животные
Мультимедийное
оборудование,
аудиозаписи,
мультфильмы,
презентации
Самоанализ
«Что должен
уметь человек
в 7 лет»
Промежуточн
ая аттестация:
игра «Как
расти
здоровым»
Программа реализуется на основе сетевого взаимодействия с ГБДОУ
«Детский сад №67» компенсирующего вида. Занятия проводятся на базе
детского сада, поэтому необходимые условия и материально-техническое
обеспечение для занятий и обеспечения соответствующего требованиям
нозологии детей предоставляет ГБДОУ «Детский сад №67».
В ходе проведения занятий используется дидактический материал,
разработанный педагогом – автором программы:
- мультимедийные презентации в соответствии с темами занятий;
- тематический демонстрационный и иллюстративный материал;
- раздаточный материал.
Фильмотека
1. «Богатырская каша», мультфильм.
2. «Вершки и корешки» мультфильм.
3. «Витамины» мультфильм из серии «Фиксики».
4. «Горшочек каши», мультфильм.
5. «Жил-был пес» мультфильм.
6. «Золотые колосья», мультфильм.
7. «Зайчонок и муха», мультфильм.
8. «Зарядка с Крошем», мультфильм.
9. «Контакт», мультфильм.
10. «Кошка, которая гуляла сама по себе», мультфильм.
11. «Как Маша поссорилась с подушкой», мультфильм.
12. «Летучий корабль», мультфильм.
13. «Маша больше не лентяйка», мультфильм.
14. «Маша и волшебное варенье», мультфильм.
15. «Медвежонок Ых о вредном и полезном», Мудрые сказки тетушки
Совы мультфильмы.
16. «Молочный Нептун» мультфильм.
17. «Можно и нельзя» мультфильм.
18. «На лесной тропе» мультфильм.
19. «На воде» мультфильм.
20. «Ну, погоди!» мультфильм.
21. «Ох и Ах» мультфильм.
22. «Ох и Ах идут в поход», мультфильм.
23. «Последний лепесток», мультфильм.
24. «Птичка Тари», мультфильм.
25. «Пирожок», мультфильм.
26. «Ромашки», мультфильм.
27. «Сладкий родник» мультфильм.
28. «Спасик и его друзья», обучающие мультфильмы о безопасности.
29. «Снегурочка».
30. «Уроки доброты с тетушкой Совой», мультфильм.
31. «Уроки безопасности» мультфильм из серии «Смешарики».
24
3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Гладыщева О.С Реализация направления образовательной деятельности
«Здоровье» в ДОУ: программа и метод. рекомендации – Н.Новгород:
Нижегородский институт развития образования, 2012.
2. Здорово быть здоровым. 5-6 лет: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / (Е.Е. Клопова и др.) под ред. Г.Г.Онищенко. – М.:
Просвещение, 2019.
3. Зайцев Г. Уроки Айболита.- СПб: Акцидент, 1997.
4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра. – СПб: Акцидент, 1996.
5. Зайцев Г. Твои первые уроки здоровья. - CПб: компания “БАЛТРУС”, 1995.
6. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; – М.: Классное
руководство и воспитание школьников, 2015.
7. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателей дет.сада. - М.:
Просвещение, 1989.
8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: «Асар»
1996.
9. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания
дошкольников.- М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
10.Разговор о правильном питании. Программа о правильном питании. –
Москва: NESTLE, 2003.
11.Разговор о правильном питании. Безруких М.Н., Филлипова Т.А., Манеев
А.Г.- Москва: NESTLE, Олма-ПРЕСС, 2004.
12. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и
праздники – М: Линка-Пресс, 2002.
13.Щипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука
общения. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Список литературы для детей и родителей
Андерсен Ганс Христиан «Снежная королева».
Барто А. Стихи.
Белорусская сказка «Упрямые козы».
Драгунский В. «Денискины рассказы».
Катаев В. «Цветик – семицветик».
Корабельников В.А. «Краски природы».
Крылов И.А. басня «Лягушка и бык»
Носов Н. Рассказы.
Осеева В. Рассказы.
Пермяк Е. «Про нос и язык».
Плешаков А.А. Зеленые страницы: М.: Просвещение, 1995.
Русские народные сказки.
Твоя первая энциклопедия. Жизнь леса.
Толстой А. «Золотой ключик или приключения Буратино».
25
15.
16.
17.
18.
19.
Толстой Л. «Старик сажал яблони».
Хармс Д. «Очень – очень вкусный пирог».
Чуковский К. Английские песенки. «Мойдодыр».
Шарль Перро «Красная шапочка».
Шарль Перро «Три поросенка».
26
27