Мой дом за окном

Содержание

1.
1.1
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы
Список литературы

2

Стр.
3
3
10
10
11
11
11
11
17
21

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст - важнейший период формирования жизненного
ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных
отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.
Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку такие дети часто имеют в разной
степени выраженные недостатки в формировании высших психических
функций, нарушение умственного развития, замедленный темп либо
неравномерное
становление
познавательной
деятельности,
трудности
произвольной саморегуляции, зрительного восприятия, пространственной
ориентировки и эмоционально-личностной сферы.
Адаптированная
дополнительная
программа
естественнонаучной
направленности «Мой дом за окном» предназначена для развития творческих
способностей, жизненных и социальных компетенций учащихся с ОВЗ
посредством знакомства детей с природой.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения
проблемы реабилитации детей с ОВЗ и направлена на создание благоприятных
условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при еѐ
освоении у учащихся развиваются: социальная и творческая активность;
расширяется кругозор; повышается культурный уровень; повышается
самооценка; дисциплинированность.
Отличительной особенностью данной программы
Реализация адаптированной дополнительно программы «Мой дом за окном»
предусматривает учет особых образовательных потребностей адресной группы
учащихся, включая потребности в сохранении и укреплении физического и
психического здоровья, развитии речи и коммуникативных навыков, в
целенаправленном формировании когнитивной сферы и коррекции недостатков
развития познавательных процессов, в развитии способности к осмысленной
деятельности; в организации процесса обучения с учетом особенностей
познавательной
деятельности
(пошаговое
предъявление
материала,
дозированная помощь взрослого, использование методов, приемов и средств,
способствующих общему развитию и компенсации особенностей развития).
Обучение по данной программе может осуществляться индивидуально и в
мини - группе, что позволяет приблизить дополнительное образование к
3

индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным
особенностям каждого ребенка.
Программа ориентирована на создание условий для развития экологических
знаний учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет
выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей
заболевания. Некоторые задания, представленные в программе, развивают у
детей с ОВЗ способность работать руками под управлением сознания,
совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают
глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в
обществе и интеграции в нем.
Программа предполагает процесс знакомства воспитанников с животными –
обитателями уголка живой природы МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,
что может доставить ребенку огромную радость, мотивировать его изучать
природу, желание заботиться о ней.
Адресат программы: дети от 5 лет с задержкой психического развития
(ЗПР).

Для детей с ЗПР характерны следующие черты: повышенная утомляемость
и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли,
поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный
словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие
характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности
словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти,
отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания.
Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии
противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом
деятельности.
Для успешной реализации программы необходимо:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (по
запросу участников образовательных отношений и при необходимости);
- сотрудничество с родителями.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы: ознакомительный.
Форма обучения: очная.
Срок реализации: 1 год в объеме 72 часа.
Продолжительность одного занятия – 30 минут, в неделю – 2 занятия.
Состав группы: постоянный.
Группа учащихся: разновозрастная, рекомендуемое количество- 5 человек.
4

Основная
форма
проведения
занятий
–
учебное
занятие
(комбинированное, теоретическое, практическое). Работа на занятиях
проводится фронтально, индивидуально, по группам. Виды занятий: учебное
занятие, индивидуальное занятие, выставки творческих работ, занятиепутешествие, занятие-игра, защита творческих проектов.
Основным принципом программы является принцип индивидуального
подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных
особенностей, учет его интересов.
Программа рассчитана, прежде всего, на усвоение материала об
окружающей живой и неживой природе, степень сложности зависит от диагноза
и индивидуальных способностей ребенка. Поэтому педагог ориентирован на
предупреждение в процессе деятельности трудностей, связанных с недостатками
познавательных процессов за счет упрощения инструкции, увеличения доли
индивидуальной помощи ребенку, модификации заданий для повышения
вероятности их успешного выполнения.
Постоянное стимулирование педагогом познавательной активности
учащихся с ЗПР, побуждении интереса к изучаемому материалу, окружающему
предметному и социальному миру, помощь в осмыслении и расширении
контекста усваиваемых знаний, закрепление освоенных умений способствует
успешному освоению программы и адаптация учащихся к жизни в окружающей
среде.
Программа составлена таким образом, что дети от достаточно простых
задач постепенно переходят к более сложным, систематически повторяя и
закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения.
Для детей предусмотрены различные релаксации для минимизации
напряжения и предотвращения утомляемости.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный закон от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
5

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Уставом МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержден
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальными нормативными актами МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующими образовательную деятельность.
Цель: формирование у детей элементарных экологических знаний об
окружающем мире на основе практической творческой и природоохранной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Сформировать элементарные экологические знания, доступные
пониманию ребенка: познакомить с животным и растительным миром
2. Научить отличать объекты живой и неживой природы.
3. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых
своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Формировать практические умения и навыки выращивания растений в
мини теплице; экологически безопасного поведения в природе.
Развивающие:
1. Развивать навыки общения со сверстниками, педагогами в процессе
учебной деятельности.
2. Развивать познавательный интерес к природе: желание активно изучать
природный мир, помогать находить ответы на вопросы, развивать
самостоятельность.
6

3. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать у обучающихся
культуру здорового и безопасного образа жизни.
Воспитывающие:
1. Воспитывать доброе отношение к объектам природы.
2. Воспитывать морально волевые качества и культуру ответственного
отношения к животным, через вовлечение учащихся в реальную деятельность по
уходу за домашними питомцами.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать осмысленное отношение к выполняемым заданиям.
3.Учить целенаправленным действиям под руководством взрослого,
действиям на основе предшествующей демонстрации (при необходимости
пошаговой), самостоятельным действиям по пошаговой словесной инструкции.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование первоначальных элементарных знаний, навыков и
умений экологической культуры учащихся, через проработку тематических
занятий: о солнце, как источнике тепла и света; о факторах живой и неживой
природы; о воде, воздухе; о мире животных; о мире растений.
2. Социализация и адаптация учащихся к жизни в окружающей среде через
проработку тематических занятий о природе.
3. Положительные изменения в развитии моторики (ребенок способен
совершать скоординированные действия; проявляет ловкость при игре, при
выполнении действий/упражнений, в предметно-практической деятельности);
4. Положительные изменения в формировании и развитии когнитивных
способностей (ребенок проявляет осмысленное отношение к выполняемому
заданию, заинтересован в результатах своей работы; при затруднениях может
попросить помощь педагога; может ответить на вопрос о том, что ему было
сложно делать, а что легко, и почему).
Задачи первого года обучения
 познакомить с объектами живой и не живой природы;
 дать первоначальные сведения о значении солнечного света для живой
природы и человека;
 расширить представления об изменениях в природе по сезонам года;
 расширить и закрепить знания о воде;
 познакомить с животными леса;
 познакомить с животными УЖП;
 расширять знания о птицах;
7

 расширять и знания о значении воздуха в жизни живой природы;
 развивать чувство любви и бережного отношения к животным.
Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения:
Учащиеся должны знать:
 признаки живой и неживой природы;
 различия живых организмов от неживых;
 свойства воды;
 свойства песка;
 значение солнечного света для жизни животных, растений и человека;
 что такое воздух и его значение для живых организмов;
 правила безопасного поведения в природе;
Учащиеся должны уметь:
 схематично изображать солнце;
 называть объекты «живой» и «неживой» природы;
 применять народные приметы в жизни;
 вести наблюдение за живым объектом;
 работать с бумагой, клеем, ножницами;
 уметь различать животных в УЖП;
 выполнять действия с оборудованием, предусмотренным программой.
Текущий контроль осуществляется в конце изучения каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце года обучения.
Воспитательный потенциал программы
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
через информирование детей, организацию общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

8

- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической деятельности, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных
знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности;
- экологическая культура, понимание своей личной ответственности за
действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе,
бережливость в использовании природных ресурсов;
- познавательные интересы в разных областях знания, представления о
современной научной картине мира;
- навыки наблюдений, осмысления опыта в разных областях познания, в
исследовательской деятельности.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные ориентации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение, инструктаж, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к результатам собственных действий.
Самоанализ и самооценка учащихся по итогам деятельности, отзывы
законных представителей и мероприятий также дают возможность для
выявления и анализа наиболее значимых результатов воспитания детей.
9

Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Срок
п/п
проведения
1
Игровые минутки «Здравствуй, В течение
друг»
года
2
Беседа «Моя семья»
Ноябрь
3
Беседа «Традиции праздника в
Декабрь
моей семье»
4
День защитника отечества
Май

Результат
Фотоматериалы
Творческая работа
Фотоматериалы
Творческая работа

1.2. Учебный план
№
п/п

Разделы программы

1

Модуль «Мой дом за
окном»
Итого

Количество часов
Теория Практика
18

Форма промеж
аттестации
П/А инсценировка
«Почему плачет
рябинка»

54
72

1.3.Содержание учебного плана
№ Тема

Количество часов
Теория
Практика Всего
Комплектование групп
5
- 2 часа
1
2
4
10
14

1.

Давайте
познакомимся

2.

Дети и география

3.

Мир природы

6

18

24

4

Витамины на окне

4

15

19

6

Охранять
защищать

4

6

10

Итого

и

19
51
Комплектование
групп - 2 часа

10

72

Форма аттестации
Газета
«Давайте
познакомимся»
Рисунок углем
Инсценировка
«Подарок
от
мышонка»
Фотоотчет «Огород
на окне»
Творческая работа
«Игрушка для игры
с воздухом»
П/А инсценировка
«Почему
плачет
рябинка»

Модуль 1. Мой дом за окном» (72 часа)
Тема 1. Давайте познакомимся (5 часов)
Комплектование групп – 2 часа
Теория: Инструктаж по ТБ.
Практика:
Знакомство с Центром. Прогулка по экологической тропе. Экскурсия в УЖП.
Сбор природного материала для творчества. Игры на сплочение коллектива.
Совместная творческая деятельность.
Текущий контроль: Коллективная
творческая работа: Газета «Давайте
познакомимся».
Тема 2. Дети и география (14 часов)
Теория: Солнце – источник жизни. Восход - закат и смена времен года. Полезные
ископаемые.
Практика: Пластелинография «Солнце – яркая звезда», игра «День-ночь. Опыт
«Передача солнечного зайчика». Просмотр мультфильма: «Астрономия для
маленьких». Творческая работа «Времена года. Осень». Свойства песка Сравнение
песка и глины. Игры с песком. Мел и уголь.
Текущий контроль: рисунок «Рисунок углем».
Тема 3. Мир природы (24 часа)
Теория: Живая и неживая природа. Кто такие животные. Что мы знаем о
растениях.
Практика: Игра «Живая – неживая». Заяц – длинное ухо. Чем отличается
кролик от зайца? Лиса в народных сказках и в живой природе - просмотр
мультфильма . Птицы. Сестрица синица и зеленая гусеница (поделка из бумаги).
Кто на себе свой дом носит? (улитки) Зеленые соседи: Елка – колкая иголка
(поделка из шишки). Береза – символ России (рисунок «Белые стволы»)
Летающие цветы (поделка из бумаги «Бабочка»)
Текущий контроль: инсценировка с элементами кукольного театра «Подарок от
мышонка».
Тема 4. Витамины на окне (19 часов)
Теория: Что такое семена? Кому нужны витамины?
Практика: Собираем коллекцию семян. Съедобные – не съедобные семена.
Сила семян (опыт) Условия для роста: солнечный свет, тепло,
влага(практическая деятельность). Можно ли вырастить растение из семян,
купленных в супермаркете? Подарок для животных (практическая работа по
выращиванию зеленого корма).
11

Текущий контроль: фото отчет «Огород на окне».
Тема 5. Охранять и защищать (10 часов)
Теория: Кому нужна чистая вода? Воздух.
Практика: Вода и ее свойства. Как можно очистить воду. Как услышать и
почувствовать воздух?
Текущий контроль: игрушки для игры с воздухом.
Промежуточная аттестация: инсценировка «Почему плачет рябинка».

12

2. Комплекс организационно-педагогических условий адаптированной
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
2.1. Календарный учебный график
Год
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май итого
обучения
1-й
8
10
8
8
6
8
8
10
6
72

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуется в сроки,
установленные годовым календарным учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.
2.2.Формы аттестации
Текущий контроль уровня освоения программы учащимися
осуществляется в форме наблюдения за процессом и результатом деятельности,
как в ходе каждого занятия, так и по итогам изучения крупной темы
программы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз в год в виде выставки творческих работ
учащихся.
2.3. Оценочные материалы
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит один раз в год в виде театрализованной
деятельности.
Контрольные материалы образовательных результатов
4-5 баллов Ребенок самостоятельно
правильно и аккуратно выполнил
задание.
2-3 балла - Ребенок выполнил работу с
помощью педагога, не аккуратно.
0-1 балл - работа выполнена не
аккуратно с множеством ошибок со
значительной помощью педагога.
Рисуем углем 5 баллов - Ребенок самостоятельно
правильно и аккуратно выполнил
задание.
4- балла работа выполнена не аккуратно
3 балла Ребенок выполнил работу с
помощью педагога
1 -2 балла работа выполнена не
аккуратно с множеством ошибок со
значительной помощью педагога.
Газета
«Давайте
познакомимс
я»

5-4 балла - высокий
уровень (4-5).
3балла-хороший
уровень
2 балла
средний
уровень
0-1
балл
низкий
уровень
5-высокий уровень
4- хороший
3 - средний уровень
1- низкий уровень

Инсценировк Критерии
а «Подарок
Понимание
от мышонка» текста

Применение

Выразительност
ь

Фотоотчет
«Огород на
окне»

Творческая
работа
«Игрушка
для игры с
воздухом»

высокий
Понимает
содержание,
самостоятельно
располагает
последовательно
сть событий
Демонстрирует
понимание
смысла через
инсценировку
Выразительно
воспроизводит
текст
инсценировки,
использует
мимику и жесты
Знает наизусть

средний
Понимает
содержание,
повторяет
действия
взрослого

низкий
Отдельное
воспроизведе
ние действий
по образцу

Воспроизвод
ит действия
по
содержание
По образцу
использует
мимику и
жесты

Не применяет
свои знания

Не может
показать
эмоцию и
даже
повторить ее
за другим
Знание текста
Сам
Повторяет
наизусть
воспроизвод некоторые
ит
слова
отдельные
фразы
Заинтересованно Удерживает
Не слушает Не проявляет
сть
интерес до
других.
заинтересова
конца
Интерес
нность
инсценировки
пропал,
после своего
выступления
0-баллов - работа не выполнена
0 – низкий
1 балл – выполнение работы со 1 – средний
значительной помощью педагога
2-3 – хороший
2-3 балла – выполнение работы с 4-5 – высокий
небольшой помощью педагога
4-5 балла выполнение работы
самостоятельно
5 баллов - Ребенок самостоятельно
5 - высокий уровень
правильно и аккуратно выполнил
4 – хороший
задание.
3 - средний уровень
4- балла - Работа выполнена неаккуратно 1 - низкий уровень
3 балла Ребенок выполнил работу с
помощью педагога
1 -2 балла - Работа выполнена
неаккуратно с множеством ошибок со
значительной помощью педагога.
14

Промежуточ Критерии
ная
аттестация: Понимание
инсценировк текста
а «Почему
плачет
рябинка»
Применение

высокий
Понимает
содержание,
самостоятельн
о располагает
последователь
ность событий
Демонстрируе
т понимание
смысла через
инсценировку
Выразительнос Выразительно
ть
воспроизводит
текст
инсценировки,
использует
мимику и
жесты
Знание текста Знает наизусть
наизусть
Заинтересован
ность

Удерживает
интерес до
конца
инсценировки

средний
Понимает
содержание,
повторяет
действия
взрослого

низкий
Отдельное
воспроизведен
ие действий по
образцу

Воспроизводит Не применяет
действия по
свои знания
содержание
По образцу
использует
мимику и
жесты

Не может
показать
эмоцию и даже
повторить ее
за другим

-Сам
воспроизводит
отдельные
фразы
Не слушает
других.
Интерес
пропал, после
своего
выступления

Повторяет
некоторые
слова
Не проявляет
заинтересован
ность

Оценка индивидуальной динамики учащихся
Оценка индивидуальной динамики учащихся проводится два раза в год с
использованием следующих оценочных средств: карта развития личностных
качеств учащихся с ОВЗ, анкета для родителей.
Карта развития личностных качеств учащихся с ОВЗ предполагает
фиксирование изменений динамики по заданным критериям (Приложение 1) на
основе педагогического наблюдения. Проводится простая балльная оценка (от 0
до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, 1 балл незначительная
положительная
динамика,
отдельные
эпизодические
положительные изменения, 2 балла - наличие устойчивых положительных
изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях воспроизводит
сформированные навыки, 3 балла - значительный прирост в развитии.
15

Анкета для родителей (Приложение 2) позволяет определить видимые для
социального окружения ребенка формирование его предметного интереса,
мотивации на изучение и наблюдение живой природы.

16

2.4.
№

Тема

Форма занятий

1.

Давайте
познакомимся

Занятие-беседа,
прогулка по
экологической тропе
Центра, игровое
занятие, экскурсия в
УЖП, творческая
деятельностьУчебное занятие,
аппликация
практическое
занятие, игра,
творческая
деятельность
аппликация

2 Дети и география

Условия реализации программы
Методические материалы
Приемы и методы

Рассказ,
демонстрация,
наблюдение,
проблемные
вопросы, худ
литература, игра.
Рассказ,
демонстрация,
вопросы
практическая
деятельность детей,
просмотр
мультфильма

17

Дидактический
Оборудование
Формы
материал и живые
подведения
объекты
итогов
Естественные:
Компьютер,
Газета «Давайте
животные УЖП
канцелярские
познакомимся»
товары для
творческой
деятельности,
ватман, столы,
стулья.
Дидактические
Столы, стулья, Рисунок углем
пособия:
песочница с
дидактическая игра
песком, глина,
«Времена года»,
мел, уголь
«Полезные
древесный, уголь
ископаемые»
художественный,
Картиннопластилин,
динамический:
картон
презентация педагога
«Полезные
ископаемые,
диафильм
демонстрационные
образцы полезных
ископаемых

3.

Мир природы

Беседа, практические
занятия, игровое
занятие,
театрализованная
деятельность,
просмотр
мультфильмов

4. Витамины на окне Беседа, рассказ,
практические
занятия, игровое
занятие, просмотр
мультфильмов

Практическая
деятельность, беседа,
демонстрация,
наблюдения, худ.
литература

Рассказ, беседа,
демонстрация,
наблюдения,
практическая
деятельность

18

УЖП, Дидактическая
игра «Дикие
животные», лото
«Животные леса»,
лото «Домашние
животные и их
детеныши»

Интерактивная
доска,
канцелярские
товары,
природный
материал,
объекты живой и
не живой
природы
Картинный материал: Интерактивная
картинки растений,
доска,
иллюстрации
канцелярские
Натуральный:
товары,
гербарий, коллекция природный
семян,
посевной
материал,
емкости для
выращивания
растений, лейка,
грунт для
растений.

Инсценировка с
элементами
кукольного
театра «Подарок
от мышонка»

Фотоотчет
«Огород на
окне»

5.

Охранять и
защищать

Беседа, рассказ,
практические
занятия, игровое
занятие, просмотр
мультфильмов

Рассказ, беседа,
демонстрация,
наблюдения,
практическая
деятельность

19

Картиннодинамический
материал: картинки,
презентация,
мультфильм

Интерактивная
доска,
канцелярские
товары,
Оборудование
для опытов с
водой,
оборудование
для опытов с
воздухом,
воздушные
шарики,
коктельные
трубочки.

Игрушки для
игры с воздухом

Материально-техническое оснащение:
- Демонстрационный материал по изучаемым темам (предметные картинки с
изображением растений, животных и насекомых и т д).
- Юнгианская песочница, кинетический песок.
- Мини- теплица, с посадочным материалом и грунтом для посадки растений.
- УЖП с комнатными растениями.
- Семена растений.
- Гербарий растений.
- Огород, клумбы, находящиеся на территории ЭБЦ.
- Кормушка для птиц.
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления
почвы, лупы, колбы и т. д.).
- Настольная лампа.
- Материал для творческих работ (цветная бумага, цветной и белый картон, клей,
ножницы, цветные карандаши, восковые мелки, бумага для рисования или альбом).
- Мультимедийное оборудование.
- Цветной принтер.
- Столы, стулья.
Мультимедийные презентации:
- Дикие животные.
- Птицы.
- Времена года.
- Зачем животным хвост.
- Опасности леса.
Мультфильмы:
1. Тематические серии из мультсериала «Уроки тетушки Совы».
2. «Почемучка» 1-5 серии «Все о космосе», «Почему дует ветер», «Что такое
воздух», «Планеты солнечной системы».
3. «Смешарики».
4. Мультики детям «Береги воду».
5. Мультики детям «Про одуванчик».

20

3. Список литературы
1. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология
экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа,
1995.
2. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное
воспитание. – 1988. – № 7.
3. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического
воспитания) //Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». –
М., 1986. – № 5.
4. Лучич М. В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 1989.
5. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
6. Мир природы и ребенок. Учебное пособие/Под. ред. Маневцевой Л.М.,
Саморуковой П. Г. – Изд. 2-е. – СПб., 1998.
7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве. – М., 1995.
8. Николаева С. Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
– М., 1996.
9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей
дошкольного возраста. – М., 1998.
10. Симонова А. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии.
– М., 1998.
11. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/Сост. А.
М. Федотова. – Пермь, 1990.
12. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетнодидактические игры для дошкольников. Экопрограмма для детей с ОВЗ ЖИВАЯ
ЭКОЛОГИЯ.

21

Приложение 1
Карта развития личностных качеств учащихся с ОВЗ по АДОП
Название объединения _____________________________________________________________________________________

Показатели

ФИО педагога____________________________________

_____год обучения______________/_____________учебный год

критерии

Изменение динамики оцениваемого качества

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

22

декабрь

Творческие
навыки

май

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
уровень
креативности при
выполнении
практических
заданий

декабрь

Практические
умения и навыки,
предусмотренны
е программой

май

Практические навыки

декабрь

Любознательнос
ть

соответствие
знаний ребенка
программным
требованиям
интерес к
получению новых
знаний

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

Качество знаний
Знания

Мелкая моторика

Осознанность и
целенаправленно
сть действий

отсутствие
затруднений в
предметной
манипуляции
уровень
понимания и
реализации
действия
Коммуникативные навыки

Умение слушать
и слышать
педагога
Навыки
взаимодействия
внутри группы

адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
умение слушать и
понимать друг
друга, вести диалог
Навыки самоорганизации

Умение
организовать
свое рабочее
место
Навыки
соблюдения
правил
безопасности

способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место и
убирать его за
собой
соответствие
реальных навыков
соблюдения
безопасности
программным
требованиям
аккуратность и
ответственность в
работе

Умение
аккуратно
выполнять
работу
Изменение динамики оцениваемого качества:
- отсутствие позитивной динамики – 0 баллов;
- незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения – 1 балл;
- наличие устойчивых положительных изменений – 2 балла;
- значительный прирост.

23

Приложение 2
Анкета для родителей
1. С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение
дополнительного образования?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ всегда
□ часто
□ иногда
□ никогда
2. Рассказывает ли ребенок о занятиях в объединении дополнительного
образования?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ всегда
□ часто
□ иногда
□ никогда
3. Ребенок ждет нового занятия, идет на занятие с радостью
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ всегда
□ часто
□ иногда
□ никогда
4. Отмечаете ли Вы рост знаний, умений, навыков у своего ребенка в
результате посещения занятий?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ значительный прирост в знаниях, умениях, навыках по теме изучаемой
программы, а также развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков
□ наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых
отработанных ситуациях воспроизводит сформированные навыки
□ незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические
положительные изменения
□ нет
5. Отмечаете ли Вы усиление интереса ребенка к объектам живой и
неживой природы?
Поставьте галочку напротив нужного ответа:
□ интерес ярко выражен, ребенок наблюдает за объектами живой и неживой
природы, знает правила обращения с теми или иными объектами, рассказывает о
них родителям, классифицирует их по признакам
□ ребенок стал больше внимания обращать на природу, рассказывать об объектах,
классифицировать их
□ незначительно
□ нет
24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».