Содержание
Стр.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4.
3.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы.
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Условия реализации программы.
Список литературы
3
12
12
16
17
17
21
24
2
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1.
Пояснительная записка
Воспитание социально ответственной личности с активной гражданской
позицией относится к приоритетным направлениям государственной политики в
сфере образования и является неотъемлемой частью единого процесса становления
полноценной личности подростка. Поэтому в настоящее время вовлечение детей в
волонтерскую деятельность, отвечающую интересам и потребностям самореализации
подростков, приобретает особую значимость.
Актуальность
настоящей
программы
обусловлена
необходимостью
вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального
развития общества как одного из приоритетов развития системы дополнительного
образования, а также заинтересованностью общества в формировании социально
активной личности, способной быть конкурентоспособной в современном мире,
способной ориентироваться в социальной действительности и обладающей большим
количеством личных компетенций, позволяющих достигать высокого уровня в
различной деятельности. Поэтому так важно повышать уровень знаний подростков об
аспектах современной социальной жизни, формировать готовность к участию в
социально значимой деятельности.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и предполагает
знакомство учащихся с развитием волонтерской деятельности на современном этапе
и практическое участие в различных сферах волонтерской деятельности, а также
помогает подростку в вопросах профориентации и определения перспектив для
саморазвития.
Отличительной особенностью данной программы является формирование у
учащихся комплекса знаний о волонтерской деятельности в общем и представления о
развитии и программах поддержки волонтерской деятельности в нашей стране.
Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Теория
преподается в сочетании с практико-ориентированными, интеллектуальнопознавательными заданиями и проектно-творческой деятельностью, основанной на
реальном запросе окружающего социума и предполагающей вовлечение учащихся в
общественно-полезную работу.
Новизна программы определяется комплексным подходом к подготовке
волонтеров, состоящим из следующих компонентов:
1. Информационная подготовка. Предполагает усвоение учащимися теории о
направлениях и сферах деятельности волонтеров, знакомство с нормативно-правовой
базой в основе волонтерства, ознакомление со значимыми волонтерскими проектами
Центра и города, изучение различных аспектов проблемы формирования ЗБОЖ,
профилактики употребления психоактивных веществ, ВИЧ/СПИДа; знание
3
возрастных особенностей младших школьников и подростков; знание особенностей
работы с группой.
2. Методическая подготовка. Предполагает овладение волонтерами технологией
проектирования занятий и мероприятий для аудитории разных возрастных и
социальных групп; овладения навыками работы с группой; овладение навыками
самооценки и анализа работы.
3. Личностная подготовка. Предполагает формирование сферы ценностного
ориентирования; собственных позиций в отношении проблемы формирования
навыков ЗБОЖ, профилактики употребления психоактивных веществ, ВИЧ/СПИДа;
формирование моделей поведения, способствующих сохранению здоровья и
успешной самореализации в социуме.
Важным элементом программы является процесс формирования опыта участия
подростков в социально значимой деятельности, работы внутри проектной группы.
При реализации программы основным является личностно ориентированный
подход к обучению, который основывается на следующих принципах:
- успеха (формирование позитивного отношения к себе и окружающим,
признание себя и других уникальным составляющим социума);
- уникальности (каждый ребенок индивидуален, способен к самораскрытию и
творчеству в соответствии с его способностями и возможностями).
Срок реализации образовательной программы – 2 года, 144 учебных часа в
год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 13 лет. В
объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, однако
обучение организуется с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного наращивания
знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой
социальной позиции. Поэтому так важно вовлекать детей в социально значимую
деятельность, в том числе волонтерскую, давать возможность быть успешным в
определенной деятельности.
Характерными
новообразованиями
подросткового
возраста
является
способность к анализу и самоанализу, определение склонностей и профессиональных
интересов. В ходе освоения практической составляющей программы учащиеся учатся
видеть свои сильные стороны, пробуют себя в разных сферах деятельности и
социальных ролях.
Одна из характерных черт подростка - стремление к самоутверждению,
достижению самостоятельности. Программа предполагает предоставление учащемуся
значительную долю творческой самостоятельности, а также предлагает различные
формы деятельности для проявления своих способностей.
Наполняемость объединения – 8-15 человек.
Основная форма обучения – очная, групповая. Также используется
индивидуальная форма работы при разработке творческих проектов учащимися.
4
Программа предполагает проведение занятий с использованием традиционных
форм, когда учащиеся слушают рассказ педагога, работают в тетрадях, выполняют
письменные задания, а также с использованием игровых тренинговых технологий,
когда учащимся необходимо в ходе игровых ситуаций свободно двигаться, садиться в
круг или микрогруппы. Таким образом, кабинет для занятий по программе должен
иметь две зоны:
- зону с письменными столами;
- игровую зону, где можно свободно перемещаться, ставить стулья в круг или
организовывать в пространстве работу микрогрупп.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия учащегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных
технологий.
Программа предусматривает работу с видеоматериалами, мультимедийными
презентациями. Соответственно, кабинет для работы по программе должен быть
оснащен компьютером (ноутбуком), мультимедийный проектор и экран.
Для ведения записей педагогом в ходе проведения занятий, а также закрепления
наглядных материалов в кабинете должна быть доска или флип-чарт, маркеры.
Для
организации
видеопросмотров
на
занятии
необходим
фонд
видеоматериалов: художественных, документальных и учебных фильмов
направленности по направленности программы.
Для организации работы с сайтом https://dobro.ru/ на занятии необхо
Методы, используемые на занятиях:
- словесные (рассказ, беседа, дискуссия, «мозговой штурм»);
- наглядные (просмотр и анализ видео материалов, презентаций);
- практические (игры, упражнения, творческие задания, практикумы, работа с
сайтом, проектная деятельность).
Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны (Письмо Министерства Просвещения России от 29.09.2023 №АБ3935/06) в качестве одного из направлений обновления образовательных
технологий предлагают индивидуализацию образовательного процесса. В
рамках данной программы индивидуализация обучения реализуется средством
5
организации обучения на всероссийской платформе https://dobro.ru/. Педагог
подбирает и рекомендует учащимся для самостоятельного изучения онлайнкурсы на данной платформе. В ходе прохождения курса педагог при
необходимости консультирует учащегося.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие навыки)
определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития личностных
качеств учащихся объединения два раза в год.
Программа соответствует требованиям:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№629 <Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам> (вместе с
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023)
<Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726р> (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года»).
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года> (вместе со «Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.201 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ(включая разноуровневые
программы)»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи> (вместе с «Санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 <Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания> (вместе с «Санитарные
правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
6
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»).
Уставом МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержден
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальными нормативными актами МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующими образовательную деятельность.
Цель программы: содействие социализации и саморазвитию учащихся через
теоретическое и практическое ознакомление с волонтерской деятельностью.
Задачи программы
Обучающие:
1. Познакомить
учащихся
с
основами
волонтерской
деятельности,
направлениями деятельности волонтеров, а также мерами поддержки волонтерского
движения и волонтеров в России.
2. Познакомить учащихся с технологиями эффективной коммуникации, с
основами ораторского искусства.
3. Сформировать систему знаний о технологии социального проектирования.
Развивающие:
1. Способствовать развитию навыков логического, критического, креативного,
проектного мышления.
2. Совершенствовать навыки целеполагания, планирования, публичного
выступления, эффективной коммуникации.
3. Стимулировать формирование у учащихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей, ответственного
отношения к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности,
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Воспитывающие:
1.Формировать социально-позитивные жизненные установки.
1. Формировать трудолюбие и ответственное отношение к труду, патриотизм и
гражданскую позицию.
2. Формировать мотивацию подростков к саморазвитию, участию в позитивном
преобразовании социальной действительности.
Ожидаемые результаты первого года обучения
Учащиеся должны знать:
- об основах волонтерской деятельности и направлениях волонтерства в России;
- правовые основы волонтерской деятельности;
- о Личной книжке волонтера как мере стимуляции и поддержки деятельности
волонтеров;
- о технологиях проектирования и проведения акций, экоуроков,
просветительских мероприятий;
7
- о технологии создания заметки, поста в социальной сети, инфоплакатов,
инфографики, видеороликов;
- о недопустимости употребления психоактивных веществ (ПАВ), о способах
распространения ВИЧ-инфекции, а также технологии проведения профилактических
мероприятий для школьников по данным темам;
- методы и приемы эффективной коммуникации, эффективного сотрудничества.
Учащиеся должны уметь:
- работать в команде для достижения общей цели;
- применять на практике навыки логического, критического, экологического
мышления, эффективной коммуникации, в том числе в сети Интернет,
самопрезентации;
- проектировать и проводить просветительские мероприятия, создавать
медиаматериалы.
Ожидаемые результаты второго года обучения
Учащиеся должны знать:
- технологию разработки социального проекта, включая выявление проблемы,
подтверждение ее актуальности, формулирование цели и задач проекта, составление
плана реализации проекта, описание и источники привлекаемых ресурсов, работу с
командой проекта, фандрайзинговые процедуры, информационное сопровождение,
оценку результативности проекта;
- технологию представления результатов проектной деятельности, включая
составление текста и презентации материалов с использованием современных
информационных технологий;
- способы продвижения и поиска поддержки в реализации инициатив.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять проблему, проводить исследования актуальности проблемы и
обрабатывать результаты;
- ставить цель и задачи проектной деятельности;
- планировать деятельность по реализации проекта;
- определять необходимые ресурсы, источники их получения;
- привлекать партнеров и помощников для реализации проекта;
- определять критерии эффективности проектной деятельности, оценивать
результативность проекта;
- представлять результаты проектной деятельности, включая составление
портфолио проекта, публичную презентацию.
Промежуточная аттестация и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется по итогам изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Воспитательный потенциал программы
8
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, традиционных российских духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей, традиций через информирование детей, организацию
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к учебной и
практической социально значимой волонтерской деятельности, к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения полученных знаний в
ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой
дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам, проявлений экстремизма;
- установка на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе,
поддержку нуждающихся в помощи;
- установка на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное
неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.),
понимание их вреда;
- приобретение опыта социально значимой деятельности и готовность к
гражданскому участию в жизни образовательного учреждения, города, страны.
Формы и методы воспитания
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному
выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации в ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программы.
9
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, инструктаж, доклад, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение), методы контроля, самоконтроля
и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учѐтом установленных правил и норм деятельности на этих
площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному
материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе проектных и
исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их
индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами
(целеустремлѐнностью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять
заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных событий
и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых
результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы первого года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
День первокурсника
Сентябрь
Фотоматериалы
2
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
3
Городской марафон «Мы выбираем
жизнь»
Октябрь ноябрь
4
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
Всемирному дню волонтера
Городская акция «Мы за чистоту
5 декабря
Сертификат участника,
отчет по наблюдениям
Сертификат участника,
публикации в группе в
социальной сети ВК
Фотоматериалы
Февраль
Сертификат участника
5
10
6
7
8
речи»
Всероссийская перепись воробьев
Участие в мероприятии МБУ ДО
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
Беседа «Герои моей семьи»,
приуроченная к празднику 9 мая
Апрель
Сертификат участника
7 апреля
Фотоматериалы
Май
Проведение беседы
Календарный план воспитательной работы второго года обучения
№
Мероприятие
Срок
Результат
п/п
проведения
1
Всемирные дни наблюдения птиц
Октябрь
Сертификат участника,
отчет по наблюдениям
2
Мероприятие МБУ ДО ЭБЦ ко
5 декабря
Фотоматериалы
Всемирному дню волонтера
3
Городская акция «Мы за чистоту
Февраль
Сертификат участника,
речи»
публикации в группе в
социальной сети ВК
4
Городской марафон «За здоровый Март - апрель Сертификат участника,
образ жизни»
публикации в группе в
социальной сети ВК
5
Участие в мероприятии МБУ ДО
7 апреля
Фотоматериалы
ЭБЦ, посвященном Всемирному
дню здоровья
6
Выпускной МБУ ДО ЭБЦ
Май
Фотоматериалы
7
Беседа «Герои моей семьи»,
приуроченная к празднику 9 мая
Май
Проведение беседы
11
1.2. Учебный план
№
п/п
Год обучения
1
2
Раздел программы
1.
Модуль 1
2.
Модуль 2
144
144
Итого:
Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование
Защита проекта
288
Содержание программы обучения
Первый год обучения
Тематический план модуля первого года обучения
№
Раздел
Теория
Практика Всего
Формы аттестации/
программы
контроля
1. Основы волонтерской
Комплектование
44
деятельности
групп – 4 часа
16
24
1.1. Основные понятия
4
4
8
Решение проблемных задач
1.2.
1.2.
1.3.
Правовые аспекты
волонтерства
Качества волонтера
2. Направления
волонтерства
2.1. Сферы
деятельности юных
волонтеров
2.2. Волонтерство для
каждого
2.3. Заключительная
часть
Итого
Игра «Да – нет – может
быть»
Выполнение практических
заданий
4
4
8
8
16
24
34
66
100
20
48
68
Выполнение практических
заданий
14
14
28
-
4
4
Выполнение практических
заданий
Промежуточная
аттестация: тестирование
50
90
Комплектование
групп – 4 часа
144
Модуль 1. Основы волонтерской деятельности (44 часа)
Комплектование групп – 4 часа
1.1.
Тема «Основные понятия» (8 часов)
Теория: Основные понятия волонтерства. История волонтерской деятельности.
Волонтерство на современном этапе. Личная книжка волонтера.
Практика: Игры на снятие эмоционального напряжения, сплочение. Просмотр
и обсуждение короткометражных фильмов о волонтерстве, ценности взаимопомощи,
ответственности. Работа с сайтом https://dobro.ru.
12
Текущий контроль: решение проблемных задач.
1.2. Тема «Правовые аспекты волонтерства» (8 часов)
Теория: Документы, регламентирующие деятельность волонтеров. Права
волонтера в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в
действующей редакции). Обязанности волонтера в соответствии с Федеральным
законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях» (в действующей редакции). Кодекс волонтера.
Практика: Игры на снятие эмоционального напряжения, сплочение. Работа с
Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях» (в действующей редакции).
Составление Кодекса волонтера объединения.
Текущий контроль: игра «Да – нет – может быть».
1.3. Тема «Качества волонтера» (24 часа)
Теория: Мотивация волонтера. Качества волонтера. Каналы восприятия.
Коммуникация: вербальная, невербальная. Навыки публичных выступлений. Память,
внимание, мышление (логическое, критическое, креативное).
Практика: Игры на снятие эмоционального напряжения, сплочение. Просмотр
и обсуждение короткометражных фильмов. Самоанализ «Ведущий канал
восприятия». Упражнения на развитие навыков активного слушания, эффективной
коммуникации. Работа со скороговорками и чистоговорками. Упражнения на
развитие мимики, пантомимики. Пробные публичные выступления. Упражнения на
развитие навыка самопрезентации. Упражнения и задания на развитие памяти,
внимания, логического, критического, креативного мышления.
Текущий контроль: выполнение практических заданий.
Модуль 2. Направления волонтерства (100 часов)
2.1. Тема «Сферы деятельности юных волонтеров» (68 часов)
Теория: Волонтерство в сфере образования. Экологическое волонтерство: акции,
экоуроки, просветительские мероприятия. Медиаволонтерство: заметка, пост в
социальной сети, инфоплакаты, инфографика, видеоролики. Медицинское
волонтерство: мероприятия по профилактике курения, употребления алкогольных
напитков и ПАВ, распространения ВИЧ-инфекции. Волонтерство в сфере культуры.
Волонтерство в сфере формирования комфортной городской среды. Волонтерство
крупных событий.
Практика: Просмотр и обсуждение видеороликов. Работа с сайтом
https://dobro.ru. Участие в реализации просветительского проекта «Азбука
безопасности». Участие в реализации экопросветительского проекта «Разделяй!».
Участие в реализации медиапроекта «Эко-Новый год». Участие в реализации проекта
«О донорстве».
Текущий контроль: выполнение практических заданий.
2.2. Тема «Волонтерство для каждого» (28 часов)
13
Теория: Волонтер по присмотру за детьми. Зооволонтерство. Волонтерство в
чрезвычайных ситуациях. Волонтерство Победы. Поиск людей. Pro bono
волонтерство. Донорство. Серебряное волонтерство. Семейное волонтерство.
Инклюзивное волонтерство.
Практика: Игры на снятие эмоционального напряжения, сплочение.
Текущий контроль: выполнение практических заданий.
2.3. Тема «Заключительная часть» (4 часа)
Практика: круглый стол «С чем я заканчиваю этот год».
Промежуточная аттестация: тестирование.
Второй год обучения
Тематический план модуля второго года обучения
№
Тема
программы
Модуль 1. Как создать
проект
1.1. Основы социального
проектирования
1.2. Этапы
проектирования
Практика
Всего
28
54
82
8
12
20
20
42
62
Модуль 2. Как рассказать
о проекте
2.1. Презентация проекта
14
48
62
10
32
42
Возможности и
перспективы
Заключительная
часть
4
6
10
-
10
10
42
102
144
2.2.
2.3.
Итого
Теория
Формы аттестации/
контроля
Игра «Да-нет-может
быть»
Тестирование
Выполнение
практических заданий
Выполнение
практических заданий
Промежуточная
аттестация: защита
проекта
Модуль 1. Как создать проект (82 часа)
1.1. Тема «Основы социального проектирования» (20 часов)
Теория: Знакомство. Правила работы в группе. Понятие о социальном
проектировании. Сферы социального проектирования. Виды проектов. Объекты
социального проектирования: социальные явления, социальные отношения,
социальные институты, социальная среда. Типология социальных проектов: по
характеру проектируемых явлений; по направлениям деятельности; по масштабам; по
срокам реализации. Принципы разработки: обоснованность и реалистичность.
Принципы реализации проекта: конкретизация и результативность.
Практика: Игры на снятие эмоционального напряжения, сплочение. Решение
проблемных задач. Просмотр и обсуждение видеороликов. Анализ действующего
14
социального проекта: определение вида и типа проекта, сферы, объекта и субъекта
проектирования, соответствие принципам разработки и реализации.
Текущий контроль: игра «Да – нет – может быть».
1.2. Тема «Этапы проектирования» (62 часа)
Теория: Проблема. Актуальность проекта. Целевая группа. Цель проекта и
ожидаемые результаты проекта. Задачи проекта. Реализация проекта. Ресурсное
обеспечение проекта: кадровое, материально-техническое. Поиск и привлечение
ресурсов. План реализации проекта. Информационное сопровождение проекта.
Оценка результативности проекта: результаты продуктовый и образовательный,
результаты количественный и качественный. Знакомство с действующим социальным
проектом.
Практика: Игры на снятие эмоционального напряжения, сплочение.
Тренировка формулировки цели проекта по технологии SMART. Работа над
проблемой, целью, задачами, планом реализации, планируемыми результатами
индивидуального или группового проекта.
Текущий контроль: тестирование.
Модуль 2. Как рассказать о проекте (62 часа)
2.1. Тема «Презентация проекта» (42 часа)
Теория: Способы презентации проекта. Портфолио проекта. Представление
результатов реализации проекта. Паспорт проекта. Презентация проекта.
Инфографика как способ презентации проекта. Презентационный видеоролик:
сценарий, съемка, монтаж.
Практика: Работа над оформлением портфолио группового или индивидуально
проекта. Оформление презентации проекта в программе Microsoft PowerPoint.
Оформление презентации проекта в виде инфографики. Подготовка, съемка и монтаж
презентационного видеоролика проекта.
Текущий контроль: выполнение практических заданий.
2.2. Тема «Возможности и перспективы» (10 часов)
Теория: Конкурсы социальных проектов. Грантовые конкурсы. Оформление
заявки на конкурс. Перспективы для активной молодежи.
Практика: Аналитическая работа с положениями конкурсов социальных
проектов.
Текущий контроль: выполнение практических заданий.
2.3. Тема «Заключительная часть» (10 часов)
Практика: Самоанализ «Мои достижения и перспективы». Подготовка
презентационных материалов для промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация: презентация проекта.
15
2. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Траектория»
год обучения
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
итого
1-й
18
18
18
18
10
14
16
18
14
144
2-й
18
18
18
18
10
14
16
18
14
144
Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным учебным
графиком МБУ ДО ЭБЦ.
16
2.2. Формы аттестации
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Текущий контроль осуществляется в формах опроса, наблюдения,
викторины, тестов, игры, проектов. Формы промежуточной аттестации
представлены в виде: интеллектуальной игры.
Уровень развития личностных качеств (коммуникативные навыки, навыки
самоорганизации, отношение к деятельности, любознательность, творческие
навыки) определяется методом наблюдения и фиксируется в карте развития
личностных качеств учащихся объединения 2 раза в год.
2.3. Оценочные материалы
Формы текущего контроля
Решение проблемных задач
Учащимся предлагаются для решения проблемные задачи по темам
раздела.
Критерии:
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 балла;
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 балла;
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 балла.
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень.
2 балла – средний уровень.
3 балла – хороший уровень.
4 балла – высокий уровень.
Игра «ДА – НЕТ - МОЖЕТ БЫТЬ»
Учащимся предлагаются высказывания, с которыми они могут быть
согласны, не согласны или в которых могут сомневаться. Их задача: после
озвучивания высказывания встать у таблички с подходящим для них ответом
(«ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ») и аргументировано высказать свое мнение.
Критерии:
1 критерий – уверенность оценивается от 0 до 2 баллов:
17
0 баллов – учащийся высказывается неуверенно;
1 балл – учащийся высказывается уверенно, но дополнительный доводы
оппонента дезориентируют его;
2 балла – учащийся высказывается уверенно.
2 критерий – аргументация от 0 до 2 баллов:
0 баллов – аргументация отсутствует;
1 балл – аргументация присутствует, но новые доводы оппонента
дезориентируют учащегося;
2 балла – ответ аргументирован.
3 критерий – логичность от 0 до 2 баллов:
0 баллов – логика в высказывании отсутствует, учащийся путается в
доводах;
1 балл – доводы логичны, но не системны;
2 балла – ответ логически выстроен, приводятся логичные доводы.
Критерии оценки:
0-1 балл – низкий уровень.
2-3балла – средний уровень.
3-4 балла – хороший уровень.
5-6 баллов – высокий уровень.
Выполнение практических заданий
Учащимся предлагаются для решения проблемные задачи по темам
раздела.
Критерии:
Выполнение до 39 % заданий – 1 балл;
Выполнение от 40 до 59 % заданий – 2 балла;
Выполнение от 60 до 79 % заданий – 3 балла;
Выполнение от 80 до 100 % заданий - 4 балла.
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень.
2 балла – средний уровень.
3 балла – хороший уровень.
4 балла – высокий уровень.
Тестирование
Учащимся предлагается вопрос, и к нему - три ответа, один из которых
правильный. Нужно выбрать правильный ответ. Всего в тесте 8 вопросов. За
каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Максимальное
количество набранных баллов – 8.
Критерии оценки:
7-8 баллов – высокий уровень.
18
5-6 баллов – хороший уровень.
3-4 балла – средний уровень.
0-2 балла - низкий уровень.
Промежуточная аттестация первого года обучения:
тестирование
Учащимся предлагается вопрос, и к нему - три ответа, один из которых
правильный. Нужно выбрать правильный ответ. Всего в тесте 8 вопросов. За
каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу. Максимальное
количество набранных баллов – 8.
Критерии оценки:
7-8 баллов – высокий уровень.
5-6 баллов – хороший уровень.
3-4 балла – средний уровень.
0-2 балла - низкий уровень.
Промежуточная аттестация второго года обучения:
защита проекта
Критерии оценки проектов:
1 критерий – актуальность идеи и соответствие содержание проекта теме
оценивается от 0 до 3 баллов:
0 баллов – проект не соответствует;
1 балл – проект соответствует частично;
2 балла – проект соответствует, но имеются недостатки;
3 балла – полностью соответствует критериям.
2 критерий – глубина и раскрытие темы проекта оценивается от 0 до 3
баллов:
0 баллов – проект не соответствует;
1 балл – проект соответствует частично;
2 балла – проект соответствует, но имеются недостатки;
3 балла – полностью соответствует критериям.
3 критерий – форма представления: оригинальность, соблюдение
требований к оформлению проекта оценивается от 0 до 3 баллов:
0 баллов – проект не соответствует;
1 балл – проект соответствует частично;
2 балла – проект соответствует, но имеются недостатки;
3 балла – полностью соответствует критериям.
Уровни оценки:
0-2 балла – низкий уровень.
19
3-4 балла – средний уровень.
5-7 баллов – хороший уровень.
8-9 баллов – высокий уровень.
20
2.4. Условия реализации программы
Методические материалы первого года обучения
Тема программы
Форма занятий
1.1. Основные
понятия
Интерактивное
занятие
1.2. Правовые
аспекты
волонтерства
Интерактивное
занятие
1.3. Качества
волонтера
Интерактивное
занятие
Приѐмы и методы
Дидактический
материал
Модуль 1. Основы волонтерской деятельности
Игры и упражнения на
Иллюстративный
знакомство, сплочение; беседа;
материал, презентация,
рассказ; анализ притчи;
материалы для
самостоятельная работа; работа с выполнения заданий
мультимедийной презентацией;
просмотр видеоматериалов с
последующим обсуждением;
работа с иллюстративным
материалом; работа с сайтом
Игры и упражнения сплочение,
Иллюстративный
снятие эмоционального
материал, презентация,
напряжения; рассказ; беседа;
материалы для
выполнение практических
выполнения заданий,
заданий; мозговой штурм
видеоматериалы
Игры и упражнения на
самоанализ; беседа; рассказ;
обсуждение; анализ притчи;
самостоятельная работа; игры и
упражнения на самопознание,
развитие критического,
логического, креативного
мышления; работа с
иллюстративным материалом;
упражнения на развитие мимики,
Иллюстративный
материал, презентация,
материалы для
выполнения заданий,
видеоматериалы
Техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Решение
проблемных
задач
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Игра «Да – нет может быть»
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Выполнение
практических
заданий
21
2.1. Сферы
деятельности
юных волонтеров
Интерактивное
занятие
2.2. Волонтерство
для каждого
Интерактивное
занятие
2.3.
Заключительная
часть
Интерактивное
занятие,
самостоятельная
работа
жестов, пантомимики.
Модуль 2. Направления волонтерства
Игры и упражнения на
Иллюстративный
сплочение группы, на
материал, презентация,
самопознание и самоанализ;
материалы для
беседа; рассказ; обсуждение;
выполнения заданий,
анализ притчи; самостоятельная
видеоматериалы
работа; просмотр
видеоматериалов с последующим
обсуждением; работа с сайтом;
участие в реализации проектов
Рассказ; беседа; групповая
Иллюстративный
работа; индивидуальная работа;
материал, презентация,
мозговой штурм; просмотр и
материалы для
обсуждение фильмов; работа с
выполнения заданий,
сайтом
видеоматериалы
Круглый стол; самостоятельная
работа
Материалы для
выполнения заданий
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Участие в
реализации
проектов
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Выполнение
практических
заданий
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Тестирование
Методические материалы второго года обучения
Тема
Форма занятий
программы
1.1.
Основы
социального
проектирования
Интерактивное
занятие
Приѐмы и методы
Дидактический
материал
Модуль 1. Как создать проект
Игры и упражнения сплочение,
Иллюстративный
снятие эмоционального
материал, презентация,
напряжения; рассказ; беседа;
материалы для
анализ притчи; самостоятельная
выполнения заданий,
работа; мозговой штурм
видеоматериалы
Техническое
оснащение
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Форма
подведения
итогов
Игра «Да – нет может быть»
22
1.2. Этапы
проектирования
Интерактивное
занятие
2.1. Презентация
проектов
Интерактивное
занятие
2.2. Возможности Интерактивное
и перспективы
занятие
2.3.
Заключительная
часть
Интерактивное
занятие, защита
проекта
Рассказ; обсуждение; беседа;
Иллюстративный
групповая и индивидуальная
материал, презентация,
работа; просмотр и обсуждение
материалы для
фильмов; мозговой штурм;
выполнения заданий,
практическая работа; работа с
видеоматериалы
иллюстративным материалом;
работа с мультимедийной
презентацией
Модуль 2. Как рассказать о проекте
Игры и практически езадания;
Иллюстративный
беседа; рассказ; обсуждение;
материал, презентация,
анализ притчи; самостоятельная
материалы для
работа; просмотр
выполнения заданий,
видеоматериалов с последующим видеоматериалы
обсуждением; практическая
работа
Рассказ; беседа; практические
Иллюстративный
задания; мозговой штурм; «шесть материал, презентация,
шляп мышления»; просмотр и
материалы для
обсуждение фильмов
выполнения заданий,
видеоматериалы
Рассказ; беседа; индивидуальная
работа над проектом;
выступление учащихся
Материалы для
выполнения заданий
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Тестирование
Компьютер,
Выполнение
мультимедийное
практических
оборудование, ручной заданий
мяч, доска (флип-чарт)
Компьютер с
возможностью выхода в
Интернет,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Компьютер,
мультимедийное
оборудование, ручной
мяч, доска (флип-чарт)
Выполнение
практических
заданий
Промежуточная
аттестация:
защита проекта
23
Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья для учащихся и педагога;
- доска, маркеры, магниты;
- компьютер с выходом в интрнет;
- мультимедийное оборудование;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага и т.п.
- компьютерные презентации, записи аудио, видеофильмы.
3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. – М.:
ГБУ города Москвы «Мосволонтѐр», 2018. – 96с. — URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/625d165552e3a4b585956c
7658300dab6ad3cca9.pdf (дата обращения: 26.08.204)
2. Верещак Ю.В. Мир экологического волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы
«Мосволонтѐр»,
2018.
–
90с.
—
URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/e94b2d6dc0c47c93c51f6d
5705e71a08613ccf9a.pdf (дата обращения: 26.08.204)
3. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с
подростками, организация работы с педколлективом / авт.сост. Г.С.Чеснокова и
др. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ерофеев С.В. Настольная книга медиаволонтера. – М.: ГБУ города Москвы
«Мосволонтѐр»,
2018.
–
82с.
—
URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/07adb07f22a16440fe5c70
c599fa18e840e984a5.pdf (дата обращения: 26.08.204)
5. Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами / Ред.-сост. А. С.
Обухов. – М.: Журнал «Исследователь/Researcher», 2018.
6. Килина А.Г., Кондаранцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства. – М.:
ГБУ города Москвы «Мосволонтѐр», 2018. – 112с. — URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/d603ae123f4de2d191f84a
70ba70dc08cab60604.pdf (дата обращения: 26.08.204)
7. Катаева, Л. Н. Формирование soft skills у обучающихся учреждений
дополнительного образования посредством игровой деятельности / Л. Н.
Катаева, Н. Н. Терехова. — Текст: непосредственный // Образование и
воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 52-54. — URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/168/5328/ (дата обращения: 26.08.204)
24
8. Козель В.Н. при участии сотрудников Ресурсного центра «Мосволонтѐр».
Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную
волонтерскую деятельность. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтѐр», 2018. –
98с.
—
URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/92cea163d4167ade86ec43
062f0971ed78c6419b.pdf (дата обращения: 26.08.204)
9. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик будущего.
Инструкция по сборке / авт.сост. А.Федосеев, А.Андрюшков, Ю.Молодых,
М.Рачинская, А.Коноваленко. – М.: Ассоциация кружков Москвы, 2018.
10. Липатова С.М., Субочева Л.М. Игровые инструменты развития soft skills
учащихся. Методическое пособие.- Новокузнецкий городской округ: МБУ ДО
«Детско-юношеской центр «Орион», 2019.
11. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб, пособие / В.А. Луков. — М.:
Флинта, Московский гуманитарный университет, 2010.
12. Развитие soft skills в системе дополнительного образования. Методические
рекомендации. Сост. Степанова Т.А., - СПб: ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»,
2020.
13. Сальникова И.В. Свой – чужой. А стоит ли делить? : пособие для учащихся
образовательных учреждений. – М: Просвещение, 2010.
14. Технологоия работы с лидерами в детских общественных объединениях. –
Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2010.
15. Тренинг «Толерантность как образ жизни». / Методическое пособие для
педагогов. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2011.
16. Учебное пособие по разработке и реализации социальных проектов. — М.:
Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2007.
Список литературы для учащихся
1. Думай медленно... Решай быстро: Даниэль Канеман; [перевод с английского
А. Андреева и др.]. - Москва: АСТ, 2018.
2. Настольная книга медиаволонтера. – М.: ГБУ города Москвы
«Мосволонтѐр»,
2018.
–
82с.
—
URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/07adb07f22a16440fe5c70
c599fa18e840e984a5.pdf (дата обращения: 26.08.204)
3. Килина А.Г., Кондаранцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства. – М.:
ГБУ города Москвы «Мосволонтѐр», 2018. – 112с. — URL:
https://mosvolonter.ru/uploads/media/library_file/0001/02/d603ae123f4de2d191f84a
70ba70dc08cab60604.pdf (дата обращения: 26.08.204)
4. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для школьника: Как Федя Забывакин
учился временем управлять. – М: ООО «Альпина Паблишер», 2015.
25
5. Намаконов, И. М. Креативность: 31 способ заставить мозг работать / Игорь
Намаконов. - Москва: Альпина. Дети, 2019.
6. Непряхин Н., Пащенко Т. Критическое мышление: Железная логика на все
случаи жизни. - Москва: Альпина. Дети, 2022.
7. Чему я могу научиться у Анны Ахматовой / Елена Смешливая, Лана
Богомаз; иллюстрации: Е.Смешливая. - Москва: Альпина Паблишер, 2019.
8. Чему я могу научиться у Илона Маска / Соломатина О.; иллюстратор:
Е.Смешливая; перевод с английского [М. Грудцына]. - Москва: Альпина. Дети,
2019.
9. Чему я могу научиться у Сергея Королева / Н. Акулова, М. Корниенко;
иллюстрации: Е.Смешливая. - Москва: Альпина Паблишер, 2019.
10. Чему я могу научиться у Стива Джобса / Фредрик Колтинг, Мелисса
Медина; иллюстратор: Нацука Йонеяма; перевод с английского [М. Грудцына].
- Москва: Альпина. Дети, 2019.
11. Чему я могу научиться у Фила Найта / Фредрик Колтинг, Мелисса Медина;
иллюстратор: Нацука Йонеяма; перевод с английского [М. Грудцына]. Москва: Альпина. Дети, 2019.
12. Шиманская Виктория. Коммуникация: Найди общий язык с кем угодно. —
М.: Альпина Паблишер, 2020.
26
27