Я расту. Я меняюсь

Содержание
№.п/п
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Учебный план
1.3. Содержание учебного плана
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы.
2.1 Календарный учебный график
2.2 Формы аттестации
2.3 Оценочные материалы
2.4. Условия реализации программы.
3.
Список литературы

Стр.

3
12
12

15
16
16
18
22

1. Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа социально-гуманитарной направленности «Я расту. Я меняюсь»
(далее – программа) направлена на формирование у детей с ОВЗ базовых знаний
о строении тела человека и физиологических процессах, происходящих с ним по
мере взросления. Программа способствует формированию осознанного
отношения к своему здоровью, развитию у детей мотивационной сферы
гигиенического поведения, представлений об основных принципах
рационального питания, о полезных продуктах. Программа способствует
освоению навыков безопасного поведения в быту и на улице, а также о связи
человека с природой. Учит бережному отношению к природе.
Программа основана на учебных изданиях Г.К.Зайцева «Твои первые уроки
здоровья», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита» и Федеральной программе
«Разговор о здоровье и правильном питании» под редакцией М.М.Безруких,
А.Г.Макеевой, Т.А.Филипповой, которая включает в себя рабочую тетрадь
«Разговор о здоровье и правильном питании». В программу включены
интегрированные занятия учебного пособия «Здорово быть здоровым!» под
редакцией Г.Г.Онищенко.
Актуальность программы обусловлена проблемой включения детей с
ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества. В России
численность детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18
лет неуклонно растет. Программа дает возможность
повысить интерес
школьников к своему здоровью. Дополнительная общеобразовательная
адаптированная программа дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ
своего индивидуального образовательного пути, увеличивает образовательное
пространство, обеспечивает ему ситуацию успеха.
Направленность программы: социально–гуманитарная. Программа
способствует социальной адаптации детей с ОВЗ, повышает уровень
социализации младших школьников, создает условия для развития
коммуникативной, социально успешной личности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что дети младшего
школьного возраста с ОВЗ имеют возможность путем дополнительного
образования получить более глубокие знания, касающиеся собственного
здоровья, рационального питания и развить навыки более высокого уровня,
нежели на уроках по окружающему миру. Программа помогает формировать
уважительное отношение к людям труда, педагогам и сверстникам.
Программа является программой стартового (ознакомительного) уровня. В
ходе реализации программы происходит первичное знакомство с анатомией
человека, его возрастными изменениями и способами самообслуживания.
Учащиеся получают первичные сведения по анатомии, знакомятся с
разнообразными способами конструктивного взаимодействия с окружающими,

учатся безопасному поведению в быту. Получают опыт социально-значимой
деятельности.
Программа может использоваться в работе педагога дополнительного
образования, учителя начальной школы для ведения кружковой работы.
Отличительные особенности программы заключаются в целостности
изучения и комплексном подходе к охвату предметного поля темы здорового
образа жизни (ЗОЖ). Программа рассматривает ЗОЖ как совокупность
личностного, эмоционального, физического, социального, интеллектуального и
духовного аспектов. Программа помогает знакомству учащихся с каждым
аспектом и способствует формированию у младших школьников ответственного
отношения к себе и своему здоровью.
Адресат программы:
Программа реализуется на основе сетевого взаимодействия, целевой
аудиторией программы являются воспитанники учащиеся ГБОУ СК «НШ - ДС
№144» для детей с нарушением зрения.
Интеллектуально воспитанники ГБОУ СК «НШ - ДС № 144» не отличаются
от учащихся общеобразовательных организаций того же возраста. У учащихся
наблюдается ослабленное зрение. Характерные диагнозы учащихся группы:
 амблиопия или «ленивый глаз»;
 расстройство конвергенции – невозможность поворачивать глаз.
По медицинским показаниям этим детям необходимо ограничение работы с
мультимедийными устройствами, а также строго - определенное место в классе
для каждого. Перечисленные выше проблемы требуют особого подхода к
обучению данной категории учащихся. А именно:
- чередование активной работы в течение 15 минут с расслабляющими
упражнениями для глаз (в этот момент должна быть отключено мультимедийное
оборудование);
- использование крупного шрифта в раздаточном материале;
- работа со зрительными тренажерами, рекомендованными профильным
специалистом;
- использование зрительных ориентиров для успешной координации
учащихся в классе;
- закрепленные за каждым учащимся места в классе, согласно показаниям
медиков.
Количество учащихся – 8 человек.
Возраст учащихся – 7-8 лет.
Объем и сроки реализации программы
 Срок реализации программы: 1 год в объеме 72 часа.
 Форма обучения: очная, групповая.
 Режим занятий – один раз в неделю, два занятия по 35 минут с переменой
10 минут.
В случае наступления неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки, введения карантина, отсутствия обучающегося по причине болезни
программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.

Модуль первого года обучения является ознакомительным. Учащиеся
получают общие представления о значении здоровья, о строении тела человека и
его основных систем. Учащиеся знакомятся со способами сохранения здоровья.
Получают знания о наиболее полезных продуктах. Обогащают свои знания в
области личной безопасности.
Формы и методы, используемые на занятиях, подбираются с учетом
особенностей психофизиологического развития и потребностей учащихся и
удовлетворяют их познавательный запрос.
Программа разработана с учетом требований:
1. Конвенции о правах ребенка.
2. Конституции Российской Федерации.
3. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
4. Национальный проект «Образование» на 2019-2024 гг. (утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16).
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденная Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 № 1642.
6. Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа структурирована в соответствии с письмом Министерства
образования Нижегородской обл. № 316-01-100-1674 от 30 мая 2014 года <О
направлении методических рекомендаций> (вместе с «Методическими
рекомендациями по разработке образовательной программы образовательной

организации дополнительного образования»); письмом Министерства
образования и науки РФ 09-3242 от 18.11.2015 года <О направлении
информации> (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые
программы»);
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей).
- Уставом МБУ ДО «Эколого-биологичексий центр», утвержден
постановлением администрации города Дзержинска № 1056 от 13.04.2015г.;
- Локальными нормативными актами МБУ ДО «Эколого-биологический
центр», регламентирующими образовательную деятельность.
Цель программы – формирование у учащихся культуры здорового и
безопасного образа жизни на основе практической и творческой деятельности.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
 учить укреплять и совершенствовать свое здоровье;
 расширять знания о строении своего тела;
 формировать представления о физиологических процессах организма
человека;
 формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,
безопасности жизни, физического воспитания;
 познакомить с основными принципами питания (со значением витаминов,
разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, режимом питания);
 учить безопасному поведению в быту, на улице, на природе.
Развивающие:
 создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития
учащихся;
 способствовать социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
 развивать
умение
распознавать
вкусовые
качества
наиболее
употребляемых продуктов;
 развивать мотивацию к здоровому образу жизни;
 развивать уважительное отношение к труду людей.
Воспитательные:

 формировать российскую гражданскую принадлежность;
 формировать культуру здорового и безопасного образа жизни и общую
культуру учащихся;
 формировать умение работать в команде, воспитывать чувство
сопереживания, взаимопомощи.
Коррекционно–развивающие:
 учить детей чередовать виды деятельности;
 формировать мотивацию на охрану и гигиену остаточного зрения.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
Результаты обучения:
 Учащиеся узнают, как устроено тело человека, получат представления об
основных анатомических системах. Узнают об их значимости для здоровья.
Получат первичные знания о том, как сохранить то, что дано человеку природой.
 Узнают, какие продукты питания наиболее полезны для здоровой
жизнедеятельности человека. Сколько раз в день нужно есть. Какие блюда
предпочтительнее на завтрак, обед и ужин.
 Научатся грамотно действовать в разных жизненных ситуациях.
Результаты развития:
 Усовершенствуют понятие о личной гигиене, гигиене питания и жилища.
 Закрепят знания о безопасном поведении дома, на улице, в гостях и на
прогулке.
Результат воспитания:
 Осознают свою принадлежность к многонациональному народу
Российской Федерации, Российскому Отечеству;
 Усовершенствуют свои коммуникативные умения и навыки.
 У детей сформируется мотивация к здоровому образу жизни.
Результат коррекционной работы:
 Сформируется стремление заботиться о своем зрении, используя
гимнастику для глаз, смену деятельности и регламент работы с цифровыми
носителями.
Промежуточная аттестации и текущий контроль
 Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
 Промежуточная аттестация – в конце года обучения.
Задачи второго года обучения
Образовательные:
 Учить ответственному отношению к своему здоровью свое здоровье;
 совершенствовать знания о строении своего тела;
 формировать знания по основам оказания первой помощи
Развивающие:
 способствовать созданию и обеспечению необходимых условий для
личностного развития учащихся;
 способствовать социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
 развивать представления о значении рационального питания для жизни и
здоровья.

Воспитательные:
 формировать российскую гражданскую принадлежность;
 формировать культуру здорового и безопасного образа жизни и общую
культуру учащихся;
 формировать умение учитывать интересы других людей, избегать
критических ситуаций.
Коррекционно–развивающие:
 совершенствовать умение грамотно сочетать разные виды деятельности в
режиме дня.
 формировать мотивацию на охрану и гигиену остаточного зрения.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
Результаты обучения:
 Учащиеся углубят знания о строении собственного тела, об основных
анатомических системах. Узнают об их значимости для здоровья. Научатся
применять знания о том, как сохранить то, что дано человеку природой.
 Научатся ответственно подходить к подбору продуктов для ежедневного
употребления;
 Научатся грамотно действовать в разных жизненных ситуациях.
Результаты развития:
 Усовершенствуют понятие о личной гигиене, гигиене питания и жилища.
 Закрепят знания о безопасном поведении дома, на улице, в гостях и на
прогулке.
Результат воспитания:
 Усвоят традиционные духовно-нравственные ценности народов России;
 Усовершенствуют свои коммуникативные умения и навыки.
 У детей сформируется мотивация к здоровому образу жизни.
Результат коррекционной работы:
 Сформируется ответственное отношение к о своем зрении, необходимости
использовать коррекционные мероприятия по его сбережению.
Воспитательный потенциал программы
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация детей с ОВЗ.
Задачи:
 усвоение детьми знаний норм, традиционных российских духовнонравственных ценностей;
 формирование и развитие личностного отношения детей к учебной
деятельности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
учебном коллективе;
 формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества;

 формирование ценностного отношения к историческому и культурному
наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе,
традициям;
 усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
родной страны;
 приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применения
полученных знаний в ходе занятий и практических мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
 понимание учащимися своей российской гражданской принадлежности
(идентичности);
 уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма;
 уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, 8 желания и
способности к творческому созидательному труду в доступных по
возрасту социально-трудовых ролях;
 сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде.
Формы и методы воспитания:
Учащиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации в ходе
учебных занятий и проектной деятельности в соответствии с содержанием
программы.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение,
инструктаж, пример); методы организации деятельности и
формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации); методы стимулирования (работа в парах, поощрение), методы
контроля, самоконтроля и самооценки.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации детского дошкольного учреждения в соответствии с
нормами и правилами работы.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Дети обозначают личностную позицию по отношению к

изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий.
В результате выполнения творческих практических, в том числе
проектных и исследовательских работ, дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и
личными
качествами
(целеустремлѐнностью,
дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением
действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.).
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы 1 года обучения
№
Мероприятие
п/п
1. Интерактивное занятие «Как быть
здоровым?»
2. Интерактивное занятие «Чувства
одинокого человека»
3. Проект «Мастерская Деда Мороза»
4.

Кинолекторий «Про Сидорова Вову»

5.
6.

Срок
проведения
сентябрь
ноябрь
Декабрь

Результат
Наблюдение
Продуктивная
деятельность
Продуктивная
деятельность

Февраль

Продуктивная
деятельность

Проект «8 марта – праздник мам!»

Март

Интерактивное занятие «Гордимся и
помним!»

Май

Продуктивная
деятельность
Фотоотчет

Календарный план воспитательной работы 2 года обучения
№
Мероприятие
п/п
1. Интерактивное
занятие
«Непрерывность жизни»
2. Кинолекторий «Хлеб всему голова»

Срок
проведения
сентябрь
ноябрь

Результат
Эссе «Мои
родные»
Продуктивная
деятельность
Продуктивная
деятельность

3.

Проект «Мастерская Деда Мороза»

Декабрь

4.

Мастерская
защитников»

Февраль

Продуктивная
деятельность

5.

Проект «8 марта – праздник мам!»

Март

Продуктивная
деятельность

«Поздравим

наших

6.

Интерактивное
занятие
забывать нельзя!»

«Этого

Май

Фотоотчет

1.2. Учебный план
№

Разделы программы

Форма
промежуточной
аттестации

Год обучения

п/п

1-й год

1

Модуль 1

72

2.

Модуль 2

2 год

Самостоятельная
работа «Как
быть здоровым»
Тестирование
«Знаешь ли ты»

72
Итого:

144

1.3. Содержание учебного плана
Первый год обучения
№

Тема

1.

Мой организм

2.

Ем, чтобы расти

3.

Я здоровье
сберегу

Итого

Теория

Практика

Комплектование
групп - 2 часа
14
16
4
16

3

17

21
49
Комплектование
групп - 2 часа

Всего
32

20

20

Формы аттестации/
контроля
Викторина «Кому
нужна зарядка»
Самостоятельная
работа «Продукты –
помощники»
Викторина «Уроки
безопасности»
Промежуточная
аттестация:
самостоятельная работа
«Как быть здоровым»

72

Тема 1. Мой организм (32 часа)
Комплектование групп – 2 часа
Теория:
Введение. Давайте знакомиться. Что такое здоровье. С чего все начиналось. Что
я умею. Строение глаза. Почему уши слышат. Зачем нужен нос. Сколько у меня
зубов. Как устроены руки и ноги. Что такое осанка. Зачем человек спит. Можно ли
жить без воды.
Практика:
Что у меня есть. Как сохранить зрение. Зарядка для глаз. Здоровье глаз и
современные устройства. Как нос нюхает. Что полезно для зубов. Как сохранить

красивую улыбку. Физкультура и здоровье. Уход за кожей. Правила «Мойдодыра».
Правила крепкого сна. Работа с микроскопом (микробы). Текущий контроль:
викторина «Кому нужна зарядка».
Тема 2. Где мы живем (20 часов)
Теория:
Зачем человек ест. Овощи и фрукты – витаминные продукты. Молочные
продукты. Блюда из зерна.
Практика:
Что нужно есть каждый день, если хочешь вырасти. Какие продукты едят
иногда и почему. Что такое лакомство и сколько можно съесть. Сладкое без сахара.
Во саду ли, в огороде. Загадки об овощах и фруктах. Молодильные яблочки – сказка
или быль? Животные – кормильцы. Из чего варят кашу. Как сделать кашу вкусной.
Текущий контроль: самостоятельная работа «Продукты - помощники».
Тема 3. Я здоровье сберегу (20 часов)
Теория:
Один дома – опасности. Добрая или злая энергия? Витамины – лекарство или
лакомство. Домашняя аптечка.
Практика:
Один дома – практикум. Добрая энергия. Листовки об электричестве. Что
должно быть в аптечке. Плакаты и листовки о пожарной безопасности. Перекресток.
Мы едем, едем, едем и соблюдаем правила. Как гулять во дворе? Лето – славная
пора.
Текущий контроль: викторина «Уроки безопасности».
Промежуточная аттестация: самостоятельная работа «Как быть здоровым».
Второй год обучения
№

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Я расту

10

14

24

2.

Здоровье и
питание

4

22

26

3.

Здоровье и
эмоции

10

12

22

Итого

24

48

72

13

Формы аттестации/
контроля
Самостоятельная
работа «Что такое
гигиена»
Самостоятельная
работа «Правильно ли
ты питаешься»
Интерактивная игра
«Твори добро»
Пром.Аттестация
Тестирование «Знаешь
ли ты»

Тема 1. Я расту (24 часа)
Теория:
Введение. Что такое здоровье и от чего оно зависит. Что значит расти и
развиваться. Как организм помогает себе сам.
Практика:
Непрерывность жизни – генеалогическое древо «Моя семья», Творческая работа
«Прошлое. Настоящее. Будущее».практикум «Закаливание», Проактикум «Микробы
и микроскоп».
Текущий контроль: самостоятельная работа «Что такое гигиена».
Тема 2 Здоровье и питание (26 часов)
Теория:
Самые полезные продукты. Как питались на Руси. Где найти витамины. Что надо
есть, чтобы быть сильным.
Практика:
Творческая работа «Хлеб – всему голова». Исследовательский проект «На вкус и
цвет товарища нет». Практикум. «Как утолить жажду». Виртуальная экскурсия
«Супермаркет», «Мы готовим себе и друзьям», презентация любимого блюда.
Текущий контроль – самостоятельная работа «Правильно ли ты питаешься?»
Тема 3 Здоровье и эмоции
Теория:
Что такое «настроение» и от чего оно зависит. Положительные и отрицательные
эмоции. Причины ссоры и способы их предотвращения.
Практика:
Игры с элементами тренинга «Как настроение»?. «Как справиться со злостью»,
«Упрямые козы», «Учимся прощать». Кинолекторий «Кто такие «ворчуны»?, «Лето
без опасностей».
Интерактивные занятия «Закаляйся, сил набирайся»!
Текущий контроль – интерактивная игра «Твори добро»
Пром. Аттестация – тестирование «Знаешь ли ты?»

14

2. Комплекс организационно-педагогических условий адаптированной дополнительной общеобразовательнй
(общеразвивающей) программы

\

2.1.календарный учебный график
адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Я расту. Я меняюсь»

год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

1-й

8

10

8

8

6

8

8

10

6

72

2-й

8

10

8

6

6

8

8

8

8

72

Зимние и летние каникулы, промежуточная аттестация организуются в сроки, установленные годовым календарным
учебным графиком МБУ ДО ЭБЦ.

15

2.2. Формы аттестации
Промежуточная аттестации и текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения.
Формы проведения текущего контроля – самостоятельная работа или
викторина в конце изучения каждого раздела программы.
Форма подведения итогов освоения программы - промежуточная
аттестация, которая проходит в конце года в виде самостоятельной работы,
тестирования.
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы и индивидуальной
динамики учащихся проводится два раза в год с использованием карты
развития личностных качеств учащихся с ОВЗ,
Карта развития личностных качеств учащихся с ОВЗ предполагает
фиксирование изменений динамики по заданным критериям на основе
педагогического наблюдения. Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3
баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, 1 балл незначительная
положительная
динамика,
отдельные
эпизодические
положительные изменения, 2 балла - наличие устойчивых положительных
изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях воспроизводит
сформированные навыки, 3 балла - значительный прирост в развитии.
2.3. Оценочные материалы

Контрольные материалы 1 года обучения

Викторина «Кому нужна зарядка»
Обработка данных:
80-100 % (высокий уровень) - ребенок правильно выполнил все задания
викторины и объяснил свой выбор;
60 – 79% (хороший уровень) - ребенок правильно ответил, но смог объяснить
только с помощью взрослого;
59 - 30% (средний уровень) - ребенок выполнил задание частично, но
объяснить свой выбор не смог;
менее 29% (низкий уровень) - ребенок не выполнил задание.
 Самостоятельная работа «Продукты – помощники»
Обработка данных: 8 -9 баллов – 81%-100% (высокий уровень).
6 - 7 баллов - 61%-80% (хороший уровень).
4 - 5 баллов – 41%-60% (средний уровень).
2 - 3 балла – 0%-40% (низкий уровень).
 Викторина «Уроки безопасности»
Обработка данных: 5 баллов – 81%-100% (высокий уровень).
4 балла – 61%-80% (хороший уровень).
16

3 балла – 31%-60% (средний уровень).
1-2 балла – 0%-30% (низкий уровень).
Промежуточная аттестация Модуля 1 первого года обучения:
Самостоятельная работа «Как быть здоровым»
Детям предоставляется схема с изображением семи составляющих
здоровья: медицина, еда, друзья, увлечения, настроение, семья, природа
(экология) и предлагается отметить (подчеркнуть) наиболее значимые для них
составляющие. Каждая составляющая оценивается в один балл.
Критерии оценки:
- ребенок отметил 6-7 аспектов –7 баллов 81%-100% (высокий).
- ребенок отметил 4-5 аспектов - 5 баллов 61-80% (хороший).
- ребенок отметил 3 аспекта - 3 балла 41-60% (средний).
- ребенок отметил 1-2 аспектов – 1-2 балла 0-40% (низкий).
Контрольные материалы 2 года обучения
 Викторина «Что такое гигиена»
Обработка данных: 10 – 12 баллов - 81 – 100% (высокий уровень)
9 – 7 баллов - 61 – 80% (хороший уровень)
6 – 4 балла – 41 – 60% (средний уровень)
1-3 балла - 20- 40% (низкий уровень)
 «Правильно ли ты питаешься?»
Обработка данных: 10 – 12 баллов - 81 – 100% (высокий уровень)
9 – 7 баллов - 61 – 80% (хороший уровень)
6 – 4 балла – 41 – 60% (средний уровень)
1-3 балла - 20- 40% (низкий уровень)
 «Твори добро»
Обработка данных: 10 – 12 баллов - 81 – 100% (высокий уровень)
9 – 7 баллов - 61 – 80% (хороший уровень)
6 – 4 балла – 41 – 60% (средний уровень)
1-3 балла - 20- 40% (низкий уровень)
Промежуточная аттестация Модуля 2 второго года обучения:
Тестирование «Знаешь ли ты»
Работа содержит 8 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Критерии оценки:
-ребенок набрал 16 – 14 баллов – 81 – 100% (высокий уровень)
- ребенок набрал 11 – 13 баллов – 61 – 80% (хороший уровень)
- ребенок набрал 8-10 баллов - 41 – 60% (средний уровень)
- ребенок набрал 5 – 7 баллов – 20 – 40% (низкий уровень)

17

2.4. Условия реализации программы
Методические материалы Модуля 1
№

Тема

1

Мой
организм

2

Ем, чтобы
расти

3
Я здоровье
сберегу

Форма
занятия
Круглый стол.
Интерактивное
занятие,
виртуальная
экскурсия.

Методы и
приемы

Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные:
демонстрация, работа с
макетом,
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
продуктивная
деятельность,
гимнастика.
Интерактивное
Словесные: рассказ,
занятие, виртуальная беседа.
экскурсия
Наглядные:
демонстрация, работа с
муляжами, гербарием,
иллюстрациями,
крупами.
Практические: игра,
выполнение заданий,
продуктивная
деятельность,
гимнастика.
Интерактивное
Словесные: рассказ,
занятие
беседа.
Наглядные:

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Атлас «Человек». Иллюстрации
с изображением разных частей
тела человека, макет «Зубы»,
схемы движений, карточки на
тактильные ощущения, набор
эфирных масел, картинки с
изображением предметов
гигиены, кубик здоровья,
раздаточный материал с
заданиями.

Канц.товары,
пиктограммы, мяч,
шарф или платок
для п.игры.
мультимедийное
оборудование,
презентации

Муляжи овощей и фруктов,
молочных продуктов. Гербарий
со злаковыми культурами.
Мешочки с крупами. Карточки
для самостоятельной работы.

м/фильм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
канц.товары

Таблички – сигнальные опоры. м/фильм,
Плакаты
о
ППБ.
Муляж мультимедийное
телефона. Атрибуты для игры оборудование,
18

Формы
подведения
итогов
Викторина
«Кому нужна
зарядка»

Самостоятельная
работа
«Продукты помощники»

Викторина
«Уроки
безопасности»,

демонстрация, работа с
аптечкой, с
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
проектная
деятельность,
гимнастика.

«Перекресток». Аптечка.

компьютер,
канц.товары

Промежуточная
аттестация:
самостоятельная
работа «Как
быть здоровым»

Методические материалы Модуля 2
№

1

2

Тема
Я расту

Здоровье и
питание»

Форма
занятия
Круглый стол.
Интерактивное
занятие,
виртуальная
экскурсия,
практикум,

Методы и
приемы

Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные:
демонстрация, работа с
макетом,
иллюстрациями.
Практические: игра,
выполнение заданий,
продуктивная
деятельность,
гимнастика.
Интерактивное
Словесные: рассказ,
занятие, виртуальная беседа.
экскурсия, беседа,
Наглядные:
практикум
демонстрация, работа с
муляжами, гербарием,
иллюстрациями,
крупами.

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Микроскоп, изображения
человека в разных возрастных
отрезках, макет «Цветок
здоровья», игра «Что такое
гигиена», иллюстрации
«Прошлое», «Настоящее»,
«Будущее».

Канц.товары,
пиктограммы, мяч,
шарф или платок
для п.игры.
мультимедийное
оборудование,
презентации

Муляжи овощей и фруктов,
молочных продуктов. Гербарий
со злаковыми культурами.
Мешочки с крупами. Карточки
для самостоятельной работы.
Рабочие тетради «Разговор о
правильном питании»

м/фильм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
канц.товары

19

Формы
подведения
итогов
Сам. работа
«Что такое
гигиена»

Самостоятельная
работа в
тетрадях
«Правильно ли
ты питаешься»

3

Здоровье и
эмоции

Интерактивное
задание, игры с
элементами
тренинга,
кинолекторий,
тестирование

Практические: игра,
выполнение заданий,
продуктивная
деятельность,
гимнастика. Работа в
тетрадях
Словесные: рассказ,
беседа.
Наглядные: просмотр
видеоматериалов
Практические: игра,
выполнение заданий,
элементы тренинга

Пиктограммы «Настроения»
Ситуативные карточки.

20

м/фильм,
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
канц.товары

Интерактивная
игра «Твори
добро»,
Промежуточная
аттестация:
тестирование
«Знаешь ли ты»

Материально- техническое обеспечение:
- кабинет,
-столы, стулья;
- доска, маркеры, магниты;
- мультимедийное оборудование, компьютер;
- канцтовары: краски, карандаши, бумага.
Фильмотека:
1. «Азбука здоровья» мультфильм
2. «Богатырская каша» мультфильм.
3. «Вершки и корешки» мультфильм.
4. «Витамины» мультфильм из серии «Фиксики».
5. «Горшочек каши» мультфильм.
6. «Золотые колосья» мультфильм.
7. «Зайчонок и муха» мультфильм.
8. «Зарядка с Крошем» мультфильм.
9. «Запретный плод» мультфильм.
10. «Исправительное питание» мультфильм.
11. «Как Маша поссорилась с подушкой» мультфильм.
12. «Как это случилось» мультфильм.
13. «Маша больше не лентяйка» мультфильм.
14. «Маша и волшебное варенье» мультфильм.
15. «Медвежонок Ых о вредном и полезном», Мудрые сказки тетушки
Совы, мультфильмы..
16. «Молочный Нептун» мультфильм.
17. «Можно и нельзя» мультфильм
18. «На лесной тропе» мультфильм.
19. «На воде» мультфильм.
20. «Неравные условия» мультфильм.
21. «Ну, погоди!» мультфильм.
22. «Ох и Ах идут в поход» мультфильм.
23. «Последний лепесток» мультфильм.
24. «Птичка Тари» мультфильм.
25. «Пирожок» мультфильм.
26. «Ромашки» мультфильм.
27. «Сладкий родник» мультфильм.
28. «Спасик и его друзья» обучающие мультфильмы о безопасности.
29. «Уроки доброты с тетушкой Совой» мультфильм.
30. «Уроки безопасности» мультфильм из серии «Смешарики»
В ходе проведения занятий используется дидактический материал,
разработанный педагогом – автором программы:
- мультимедийные презентации в соответствии с темами занятий;
- тематический демонстрационный и иллюстративный материал;
- раздаточный материал.
21

3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Гладыщева О.С. Реализация направления образовательной деятельности
«Здоровье» в ДОУ: программа и метод. рекомендации – Н.Новгород:
Нижегородский институт развития образования, 2012.
2. Здорово быть здоровым. 8-10 лет: учебное пособие для общеобразоват.
организаций /(Е.Е. Клопова и др.) под ред. Г.Г.Онищенко. – М.:
Просвещение, 2019.
3. Зайцев Г. Уроки Айболита.- СПб: Акцидент, 1997.
4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра. – СПб: Акцидент, 1996.
5. Зайцев Г. Твои первые уроки здоровья. - CПб: компания “БАЛТРУС”, 1995.
6. Инклюзивное образование / сост.: М.Р. Битянова; – М.: Классное
руководство и воспитание школьников, 2015.
7. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателей дет.сада. М.:
Просвещение, 1989.
8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар,
1996.
9. Разговор о правильном питании. Программа о правильном питании. –
Москва: NESTLE, 2003.
10.Разговор о правильном питании. Безруких М.Н., Филлипова Т.А., Манеев
А.Г.- Москва: NESTLE, Олма-ПРЕСС, 2004.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Список литературы для детей и родителей
Андерсен Ганс Христиан «Снежная королева».
Андерсен Ганс Христиан «Девочка, наступившая на хлеб».
Андерсен Ганс Христиан «Девочка со спичками».
Барто А. Стихи.
Драгунский В. «Тайное всегда становится явным»
Катаев В. «Цветик – семицветик».
Малышев Н. «Сказка про старость».
Носов Н. Рассказы.
Осеева В. Рассказы.
Пермяк Е. «Про нос и язык».
Русские народные сказки.
Толстой Л. «Старик сажал яблони».
Хармс Д. «Очень – очень вкусный пирог».
Чуковский К. Английские песенки. «Мойдодыр».
Шарль Перро «Красная шапочка».
Шварц Е. «Сказка о потерянном времени».

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».